Д. Цюник
МОЛОДЕЖНЫЕ ПАЛАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ МОЛОДЫХ МОСКВИЧЕЙ
Аннотация
В работе рассмотрены вопросы трансформации молодежной политики города Москвы с учетом политического развития событий в мире в целом и в Российской Федерации в частности. Особое внимание уделено основным функциям молодежных палат районов города Москвы, а также их влиянию на политическую жизнь молодого населения город и общества. Осуществляется анализ перспектив проводимой городскими властями молодежной политики и дается оценка уже полученным результатам. Рассматривается вопрос вовлечения и интеграции молодых москвичей в социально-политическую практику, что позволяет развивать созидательно-активную деятельность среди молодежи города. Аргументирована позиция о том, что проводимая молодежная политика в столичном регионе Российской Федерации приносит положительные плоды и становится влиятельным фактором в формировании активной гражданской позиции молодежи, повышает правовую культуру молодых москвичей. Автор приходит к выводу об обоюдной заинтересованности молодежи столичного региона страны и властей города Москвы друг в друге, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Что обусловлено приоритетным направлением городских властей в укреплении взаимодействия и сотрудничества между лояльно настроенной молодежью и общественно-политическими структурами города Москвы. А также позволит заручиться поддержкой молодых москвичей на предстоящих выборах в период с 2016 по 2019 годы, как в органы исполнительной, так и в органы законодательной власти города, да и страны в целом. Молодежь же, в свою очередь, получает возмож-
D. Tsyunik
YOUTH CHAMBER AS AN ELEMENT OF THE POLITICAL PARTICIPATION OF YOUNG MUSCOVITES
Abstract
The paper reviews the transformation of the youth policy of Moscow in view of the political developments in the world in general and in the Russian Federation in particular. Special focus is made on the main functions of youth chambers of Moscow districts, as well as on their influence on the political life of the young population of the city and society. The paper analyzes the prospects of the youth policy pursued by the city authorities and provides an assessment of the results already achieved. The work reviews the question of involvement and integration of young Muscovites in the socio-political practice that allows developing constructive and active work among the youth of the city. It is also reasoned that the youth policy carried out in the metropolitan region brings positive results and becomes an influential factor in the formation of an active civil position of the youth, improves the legal culture of young Muscovites. The author comes to the conclusion that there is the mutual interest in each other between young people in the capital region of the country and the Moscow authorities, both in the short and long term. That is caused by a priority of the city authorities to strengthen coordination and cooperation between the loyal youth and socio-political structures of Moscow. Moreover, it also allows enlisting the support of young Muscovites in the upcoming elections in the period from 2016 to 2019, both in the executive and in the legislative power of the city authorities, and the country as a whole. The youth, in turn, gets the opportunity to receive further education, improve political literacy, as well as the promo-
ность дополнительного образования, усо- tion of socio-political ladder for further вершенствования политической грамот- employment or activities in the political ности, а также продвижение по социаль- sphere. но-политическому лифту, для дальнейшего трудоустройства или деятельности в политической сфере.
Ключевые слова: Key words:
молодежь, молодежный парламентаризм, youth, youth parliamentarism, youth policy, молодежная политика, выборы, социали- elections, youth socialisation. зация молодежи.
В современном мире молодежь выделяется как одна из важных общественно-политических сил, что доказывает повышение политической активности молодого населения в условиях смены режимов в Грузии и Украине, протестных акций в Молдавии (2016 год), Армении и Соединенных штатах Америки (2015 год), Российской Федерации и Белоруссии (2011 год), Индии (2012 год), Греции (2009 год) и других государствах. Зачастую, все вышеупомянутые события получали активную поддержку и развитие именно в столицах, что обусловлено значительной концентрацией активной молодежи в столичных регионах. Вопросы политического участия, молодежи и государственной политики рассмотрены в работах -В.И. Буренко [1, с. 93-99], А.В. Давыдова [2, с. 41-54], О.А. Коряковце-вой [3, с. 143-149; 4, с. 170-173], В.А. Лукова [7], Л.С. Пастуховой [10, с. 27-29; 11, с. 58-60] и других. Они позволили провести анализ проблем политического участия молодежи российского мегаполиса.
Скопление активной молодежи в Москве связано с тем, что многие прибывают сюда для получения высшего образования или в поисках заработка, а, следовательно, это молодежь мыслящая и активно стремящаяся к развитию. В своем обращении к москвичам в 2014 году С. Собянин обратил внимание на то, что «Москва по праву считается городом молодежи, ведь каждому пятому жителю - от 14 до 30 лет» [14]. Для того чтобы вся эта сила не превратилась в потенциальный взрывной коктейль, который может быть использован для протестных акций, как это было в Тбилиси и Киеве, столичным властям необходимо уделять внимание и активно заниматься молодежной политикой города. Вал. Луков утверждает, что «вопрос о связи государственной молодежной политики и национальной безопасности поставлен самой жизнью» [6].
На протяжении двух десятилетий интерес власти к молодежи активизировался лишь в период избирательных кампаний. Но тот факт, что
молодое население страны во время выборов отличалось слабой гражданской активностью и скептически относилось к формированию института государственной власти выборным путем, привел к тому, что политические партии и лидеры стали все меньше уделять интереса молодежи. Подтверждением тому может служить и то, что государство перестало активно спонсировать провластные молодежные движения и структуры, такие как «Наши», «Россия молодая» и прочие. А в Москве 1 апреля 2013 года в связи с реорганизацией прекратил свою деятельность и был упразднен Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.
Но уже в сентябре 2013 года московские власти поймут, что при грамотной работе с молодым электоратом, можно добиться определенного успеха. Подтверждением тому могут служить результаты выборов мэра Москвы в 2013 году. Никто не сомневался в победе С. Собянина, что подтверждали и политологи, и социологические опросы. Но вот чего они не смогли предсказать или предугадать, так это около 30% голосов москвичей за кандидатуру Алексея Анатольевича Навального. Сам Алексей Навальный активно поддерживался молодым населением на просторах интернета, социальных сетях и стал популярен еще на декабрьских митингах 2011 года. Но никто не думал, что политически активная в интернете молодежь придет на избирательные участки 8 сентября 2013 года, так как активность молодого населения, как показывали выборы предыдущих лет, ограничивалась интернетом. Власти (С. Собянин и его команда) делали акцент на взрослом населении (35-80 лет), которое обычно стабильно приходит на выборы и чаще всего поддерживает провластного кандидата. Но явка в целом оказалась низкой, в какой-то степени из-за того, что взрослые люди, уверенные в победе С. Собянина, попросту не пришли на избирательный участок, в то время как молодое население, поддерживающее Алексея Навального, не поленилось сходить и проголосовать, надеясь на высокий результат своего кандидата [17].
В свете событий, когда молодежь показала, что может быть политически активным сегментом во время выборов и не уступает ни в чем пенсионерам, а в определенных моментах, таких как консолидация вокруг своего кандидата, наголову выше других слоев населения, команда Собя-нина задумалась о том, как привлечь молодое население на свою сторону.
Последнее десятилетие в столице было сформировано много молодежных организаций районов, округа и города (молодежные советы и
прочее). Но за те годы, пока эти организации функционировали, стало ясно, что город получил целую группу молодых людей, которые привыкали к финансовому вливанию со стороны города на их развлекательные проекты, но никак не эффективную команду молодежи. Конечно же, можно было пойти по-старому, проторенному командой Лужкова пути, когда молодежь задабривалась финансовыми бонусами, но насколько этот путь прост, настолько он и бесполезен. На проходящих в период с 2011 по 2014 год разного уровня выборах, власти Москвы сами могли убедиться в том, что одни и те же молодые люди могли с утра постоять на митингах в поддержку одного кандидата, а уже вечером за другого, главное, чтобы все это оплачивалось. От такой молодежи не знаешь, чего ожидать и, главное, она не надежна.
Команда С. Собянина начала рассматривать молодежь не только как избирательный электорат, но и как часть своей команды. Аргументировано это тем, что работа с молодежью на протяжении всего срока службы мэра даст больший результат, чем финансовые вливания за несколько месяцев до выборов.
В связи с этим, в начале 2015 года был дан старт кампании по формированию Молодежных палат районов города Москвы. Подать заявку на участие в конкурсе на вхождение в палату района мог любой желающий москвич в возрасте от 18 до 30 лет. Очень важным, на наш взгляд, было условие наличие постоянной регистрации в районе, в молодежную палату которого хотел вступить молодой москвич. Таким образом, в молодежную палату района входили люди, которым не безразлична жизнь самого района Москвы в частности, да и горда в целом. Конечно же, возрастные рамки и наличие постоянной регистрации не давали молодым людям стопроцентный шанс на попадание в палату, так как еще одним немало важным условием было наличие социального проекта, решающего проблему района, округа или города в целом.
После того, как Молодежные палаты районов города Москвы были сформированы в первом полугодии 2015 года, всем членам палат была дана возможность посетить форум «Грани будущего». И если раньше, все выезды молодежных организаций районов и округов Москвы заключались в том, что молодежь попросту выезжала в дом отдыха и все выходные гуляла в свое удовольствие, то на форуме «Грани будущего» все было иначе. Молодым москвичам была дана возможность принять участие в обу-
чающих лекциях и семинарах, тренингах и встречах. За короткое время ребята смогли узнать, как устроена работа исполнительной и законодательной власти в столице, обучиться тому, как стать грамотным и успешным блоггером, пообщаться с первыми лицами правительства Москвы и депутатами Московской городской Думы и другие уникальные возможности, которые не предоставлялись им раньше. В заключительный день форума с молодыми парламентариями встретился Сергей Семенович Собя-нин, который отметил, что «Перед вами открыто множество дорог, ведущих к профессиональному и жизненному успеху. У вас есть все возможности для получения качественного образования и реализации своих талантов, для интересного досуга и культурного, интеллектуального развития. Для того чтобы приносить пользу людям, городу, стране и быть счастливыми» [4]. Чем вдохновил ребят и дал им понять, что при активном и плодотворном сотрудничестве с властями города у ребят появляется огромная возможность вершить судьбу горда и параллельно развиваться самим, добиваясь успехов, как в социальной среде, так и в карьерном росте.
Также, обращаясь к молодежи, мэр отметил, что «Москве нужны ваши свежие идеи и предложения, которые находят воплощение в замечательных проектах. Таких, как развитие велосипедной инфраструктуры, уличного спорта и культуры, благоустройство городских парков, и многих других» [14]. Молодые москвичи уже сейчас активно вовлекаются в процесс обсуждения тех или иных проектов, реализуемых в столице, где они могут высказать свое мнение, свою позицию, выдвинуть свои идеи по совершенствованию проектов, а также сами узнать подробности реализации проектов.
Уже сейчас можно выделить некоторые основные функции молодежных палат районов города Москвы:
1. Осуществление общественно-политического контроля.
Молодежная палата района вправе осуществлять общественно-политический контроль деятельности как органов исполнительной власти в районе (к примеру, управа района), так и органов законодательной власти района (к примеру, Совет депутатов муниципального округа). Это может выражаться, в том числе, в предании широкой огласке фактов нарушения, что повлечет за собой разбирательства и формирование отрицательного мнения среди населения к лицам, совершившим нарушение.
Осуществление общественно-политического контроля может происходить путем:
• Общественно-политического наблюдения. Мониторинг за деятельностью организаций и органов власти, который может осуществляться как на постоянной основе, так и на временной.
• Общественно-политическая проверка. Получение и проверка разного рода информационных материалов, анализ фактов и факторов, которые непосредственно связаны с общественной и правовой деятельностью организаций и органов власти.
• Общественно-политическая экспертиза. Комплексное исследование проблем, процессов, явлений, актов, решений, документов и других материалов, действий или бездействий организаций и органов власти с привлечением на общественных началах специалистов, обладающих знаниями и умениями в рассматриваемой сфере. Завершением такого исследования должно стать представление обоснованного заключения с рекомендательными элементами [9, с. 2].
• Общественно-политическое обсуждение. Публичное обсуждение общественно важных вопросов, а также проектов решений организаций и органов власти с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются [13, с. 393].
• Публичные слушания. Встреча граждан для обсуждения общественно-важных тем и вопросов. Примечательно, что данные собрания могут быть организованы как субъектом общественного контроля, так и органами власти.
Вопрос информационно-просветительской деятельности занимает одно из особых мест в работе с молодыми москвичами, что обусловлено слабым уровнем правовой культуры молодежи. Молодежный парламентаризм в Москве уже сегодня предлагает широкий диапазон методов и форм проведения информационной и просветительской работы, где можно выделить как круглые столы и конференции, так и разнообразные виды семинаров и курсов, дебатов и прочего. Среди всего этого особое место следует отвести Интернету, как наиболее прогрессирующей и современной среде коммуникации молодежи.
С одной стороны, молодым парламентариям предоставляется возможность пройти обучение, узнав навыки и основы работы блоггера, как
устроена исполнительная и законодательная власть в городе, обучиться ораторскому искусству и мастерству публичных выступлений, приобрести опыт и знание, которые так необходимы при реализации социальных проектов и управлении городским хозяйством. С другой стороны, члены молодежных палат районов превращается своего рода в мост между властью и молодым населением, занимаясь просветительской деятельностью среди населения, посредством постов в социальных сетях и других информационных источниках, популярных среди молодежи. Доказано, что благодаря молодым парламентариям общественно-политическая информация становится доступней для масс, а их разъяснительная работа помогает повысить правовую культуру молодежи, формирую активную гражданскую позицию [5, с. 49-54].
Таким образом, власть расширяет канал связи с населением и возможность доступа населения к информации о том, что происходит в городе, как реализуются разного рода социально-экономические проекты и какие выгоды несет для москвичей, проводимая городскими властями политик. А так как Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин является членом политической партии «Единая Россия», то этот канал связи является хорошим подспорьем для предвыборной агитации, как самого Мэра, так и партии на предстоящих в 2016 - 2019 годах выборах в органы исполнительной и законодательной власти страны в целом и города в частности. При этом городская власть обеспечивает для себя расширенный доступ к информации о настроениях, сложившейся ситуации в самой молодежной среде.
Доказано, что общественно-политические молодежные организации в ходе своей деятельности помогают выявлять молодых людей, заинтересованных в дальнейшей работе в государственной структуре и служебном росте, будь то на законодательном, будь то на исполнительном уровне. В процессе работы молодежных палат районов выделяются лидеры общественно-политического мнения, которые могут повести за собой массы и проявить себя успешными менеджерами в структурах исполнительной власти. А также замечательные исполнители, от которых не требуется принятие управленческого решения, но взамен они могут дать высидку, упорство, кропотливость, терпение и многие качества, необходимые при исполнении поручений и выполнении поставленных задач.
При этом ребята получают практические навыки и определенные знания, способствующие совершенствованию их лидерских качеств и ко-
мандной работы, что позволяет совершенствовать уровень их профессиональной подготовки на практике. Аргументировано это тем, что с молодыми парламентариями работает профессиональная команда, которая грамотно организовывает работу и подготовку ребят. С большой долей вероятности можно утверждать, что при успешном плодотворном сотрудничестве у этих ребят появляются немалые шансы занимать определенные должности в органах исполнительной и законодательной власти района и города.
Молодежные палаты районов активно привлекаются к организации и проведению социально значимых мероприятий, как на районном, так и на окружном и городском уровне. Что помогает привлечь к проектам не только самих ребят, но и их сверстников. Более того, участие в таких акциях позволяет молодежи набираться опыта, как в организации, так и в проведении мероприятий самостоятельно. Также, молодые парламентарии вправе сами разработать проект и вынести его на рассмотрение Совета депутатов муниципального округа, заручившись поддержкой которых, они смогу получить финансирование от управы района. Все это помогает развивать среди молодежи потребность к участию в общественной жизни района, округа и города, а также позволяет сформировать у молодежи активную жизненную позицию
Члены молодежных палат районов осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в городе, что позволяет представлять и защищать интересы молодых москвичей. Также, члены молодежных палат смогут принимать непосредственное участие в формировании и воплощении в жизнь молодежной политики столичного региона, что позволит учесть интересы молодежи и направит работу в позитивное русло [12, с. 85-89]. Всему этому способствует организация и проведение дебатов, круглых столов, дискуссионных площадок, встреч с представителями исполнительной и законодательной власти города на актуальные для молодых москвичей вопросы.
Деятельность молодежных палат районов города Москвы позволяет выявлять и активизировать молодых лидеров, которые, в свою очередь, активизируют и вовлекут в плодотворную деятельность более широкие слои молодежи, что позволит расширить возможности представления интересов московской молодежи самой молодежью непосредственно.
Помимо образовательных, политических, социальных и других моментов, работа молодежных палат направлена на организацию содержательного досуга молодежи. Участвую в тренингах, обучающих мастер-классах, встречах с представителями законодательной и исполнительной власти, молодые люди не забывают о социально-воспитательном, досуго-вом и спортивном, культурном развитии. Занимаясь социально полезной общественной деятельностью, молодежь не забывает о гражданско-патриотическом воспитании детей, подростков и молодежи, предлагая на выбор широкий спектр мероприятий, от спортивных до культурно-нравственных [8, с. 360-363]. Принимая участие в таких мероприятиях, молодое население получает художественно-эстетическое воспитание, творческое и физкультурно-оздоровительное развитие и многое другое.
Таким образом, у молодежи формируются знания для устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, восполняется недостаток общения, предоставляется возможность для самореализации и реализации творческих возможностей. В свою очередь, молодежь аргументировано освещает полезную работу властей в социальных сетях и средствах массовой информации, вникает в сущность проводимой городскими властями политики.
В своей работе «Программно-целевой подход реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасии» Т.Б. Шиголакова говорит о том, что «эффективная молодежная политика - один из важных инструментов развития страны, роста благополучия ее граждан и совершенствования общественных отношений» [15, с. 72].
В какой-то степени организация работы молодежных палат районов города Москвы оказалась не менее затратной, чем, если бы перед очередными выборами деньги пошли на оплату участия в митингах. Но если рассматривать проект с перспективой на будущее, то команде С. Собянина удалось уже сейчас вовлечь молодых москвичей в процесс активного взаимодействия с властями города, участия в решении различных проблем на уровне районов, округов и самой столицы. С другой стороны, тесное сотрудничество правительства Москвы с молодыми москвичами дает поддержку властям среди молодого населения не только в решении определённых вопросов, но и на выборах [16].
Литература
1. Буренко В.И. Молодежная политика в контексте законотворческих поисков // Youth World Politic. 2013. №2.
2. Давыдов А.В., Коряковцева О.А. Молодежные организации и движения: история и современность // PolitBook. 2014. №3.
3. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. №4.
4. Коряковцева О.А., Климов О.А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. №2.
5. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Молодежь как носитель гражданственности и ее роль в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №8-4.
6. Луков Вал. А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/ (дата обращения 02.02.2016).
7. Луков В.А. Теории молодежи. М., 2012.
8. Нестерчук О.А. Политическая героизация как идеологизированная потребность общества // Евразийский юридический журнал. 2015. №12.
9. Орлова А., Гордеева А. Общественная экспертиза. Технология независимого анализа социальных проблем. СПб, 2004.
10. Пастухова Л.С. Молодежь в обновлении органов законождатель-ной власти: тенденции и перспективы // Власть. 2011. №8.
11. Пастухова Л.С. Проблемы политического участия молодежи // Власть. 2011. №6.
12. Пастухова Л.С. Факторы влияния на работу с кадровым потенциалом молодежи в рамках отдельной территории (региона, муниципального образования) // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2011. №6.
13. Сивицкий В.А. Общественное обсуждение законопроектов: демократия или государственный рационализм // Юридическая техника. 2014. №8.
14. Собянин С.С. Телеграмма: Сергей Собянин поздравил москвичей с Днём молодёжи // Официальный портал Мэра и правительства Москвы 27.06.2014. URL: http://old.mos.ru/authority/mayor/telegrams/ index.php?id_4=29632 (дата обращения 02.02.2016).
15. Шиголакова Т.Б. Программно-целевой подход реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасии // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2015. №1(48).
16. Шумилов А.В. Влияние электоральной активности молодежи в Интернете на электоральные процессы 2011/2012 // Исторические, философские, политические и юридически науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №12-1.
17. Молодежная политика vs молодежь: отражение гражданской позиции // Российская политическая наука: истоки, традиции и перспективы: матер. Всерос. науч. конф. (с междунар. участием). М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014.
18. Skovikov A. Youth and political parties: interaction and interests // Youth World Politic. 2013. №1.
19. Shumilov A. Youth policy and features of consciousness of the Russian youth // Youth in Central and Eastern Europe. sociological studies. 2014. Nr1.
References
1. Burenko V.I. Molodezhnaya politika v kontekste zakonotvorcheskikh poiskov. Youth World Politic. 2013. №2.
2. Davydov A.V., Koryakovtseva O.A. Molodezhnye organizatsii i dviz-heniya: istoriya i sovremennost'. PolitBook. 2014. №3.
3. Koryakovtseva O.A., Bugaichuk T.V. Grazhdanskaya identichnost' sovremennoi molodezhi Yaroslavskoi oblasti // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2013. T. 1. №4.
4. Koryakovtseva O.A., Klimov O.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sovremennoi Rossii: razvitie grazhdanskoi aktivnosti molodezhi. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2013. T. 19. №2.
5. Koryakovtseva O.A., Bugaichuk T.V. Molodezh' kak nositel' grazhdanstvennosti i ee rol' v sovremennoi Rossii. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2013. №8-4.
6. Lukov Val. A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: problema sot-sial'nogo proektirovaniya budushchego Rossii. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». URL: http://www.zpu-journal.ru/ gum-tech/projection/articles/2007/Lukov/ (data obrashcheniya 02.02.2016).
7. Lukov V.A. Teorii molodezhi. M., 2012.
8. Nesterchuk O.A. Politicheskaya geroizatsiya kak ideologizirovannaya potrebnost' obshchestva. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2015. №12.
9. Orlova A., Gordeeva A. Obshchestvennaya ekspertiza. Tekhnologiya nezavisimogo analiza sotsial'nykh problem. SPb, 2004.
10. Pastukhova L.S. Molodezh' v obnovlenii organov zakonozhdatel'noi vlasti: tendentsii i perspektivy. Vlast'. 2011. №8.
11. Pastukhova L.S. Problemy politicheskogo uchastiya molodezhi. Vlast'. 2011. №6.
12. Pastukhova L.S. Faktory vliyaniya na rabotu s kadrovym potentsialom molodezhi v ramkakh otdel'noi territorii (regiona, munitsipal'nogo obra-zovaniya). Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii. 2011. №6.
13. Sivitskii V.A. Obshchestvennoe obsuzhdenie zakonoproektov: demok-ratiya ili gosudarstvennyi ratsionalizm. Yuridicheskaya tekhnika. 2014. №8.
14. Sobyanin S.S. Telegramma: Sergei Sobyanin pozdravil moskvichei s Dnem molodezhi. Ofitsial'nyi portal Mera i pravitel'stva Moskvy 27.06.2014. URL: http://old.mos.ru/authority/mayor/telegrams/index.php?id_4=29632 (data obrashcheniya 02.02.2016).
15. Shigolakova T.B. Programmno-tselevoi podkhod realizatsii gosu-darstvennoi molodezhnoi politiki v Respublike Khakasii. POISK: Politika. Ob-shchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. 2015. №1(48).
16. Shumilov A.V. Vliyanie elektoral'noi aktivnosti molodezhi v Internete na elektoral'nye protsessy 2011/2012. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheski nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. №12-1.
17. Molodezhnaya politika vs molodezh': otrazhenie grazhdanskoi pozitsii. Rossiiskaya politicheskaya nauka: istoki, traditsii i perspektivy: mater. Vseros. nauch. konf. (s mezhdunar. uchastiem). M.: RITs MGGU im. M.A. Sholokhova, 2014.
18. Skovikov A. Youth and political parties: interaction and interests. Youth World Politic. 2013. №1.
19. Shumilov A. Youth policy and features of consciousness of the Russian youth // Youth in Central and Eastern Europe. sociological studies. 2014. Nr1.