как проблемы, возникающие в межкультурном общении, могут быть конструктивно разрешены. Межкультурная компетентность является необходимой предпосылкой для адекватной, успешной и приемлемой для всех сторон коммуникации и сотрудничества культур. «Контакты и обмен информацией между культурами легко осуществимы, следовательно, общество должно готовить таких людей, которые эти межкультурные контакты смогут осуществлять» [2, с. 10].
В современном российском обществе, еще не выработавшем концепцию духовного развития граждан, проблемы воспитания подрастающего поколения особенно остры и решаются сложно. В этих условиях особенно велика значимость детской библиотеки как социального института воспитания через книгу и, соответственно, воспитательная функция рекомендательной библиографии, содействующая отбору лучших отечественных и зарубежных произведений, написанных специально для детей, вошедших (могущих войти) в их круг чтения.
Составление интересных библиографических пособий для детей - проблема не только пред-
ставителей библиотечной сферы. Ее необходимо решать совместными усилиями всех творческих работников, связанных с детской книгой, в первую очередь, детских писателей, журналистов, работников издательств, деятелей рекламы, педагогов. В этой работе могли бы участвовать заинтересованные родители и, конечно же, сами читатели-дети.
Библиографический список
1. Botscharova, Agata. Deutschsprachige Kinder-und Jugendliteratur in russischen Ubersetzungen : Bibliographie. - Essen : Perelmuter Verlag, 2010.
2. Ваулина Л. Н. Migrationsliteratur als Mittel der interkulturellen Sensibilisierung = Миграционная литература как средство межкультурной сенсибилизации : монография / Л. Н. Ваулина, К. В. Баркова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова ; Дармштадт, 2008. - Т. 3 : Лаборатория межкультурных исследований.
3. Библиотека по педагогике [сайт]. - URL: http:// pedagogic.ru.
4. Институт открытого образования Московского государственного университета печати [сайт]. -URL: http://www.hi-edu.ru.
5. Визуальный словарь [сайт]. - URL: http:// www. ped. vslovar. ru.
6. Экспериментальная научная энциклопедия [сайт]. - URL: http://wiki.laser.ru.
УДК 329.78
Попутникова Л. А.
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА
Статья посвящена проблеме взаимодействия молодежных объединений России и Германии. Рассмотрена динамика развития основных направлений деятельности немецких скаутских организаций и определены точки соприкосновения с российскими скаутами.
Ключевые слова: детское движение, скаутинг, международные молодежные контакты, меж-культурный молодежный обмен.
В современных условиях ускоряется процесс обмена информации и проникновения новых научных идей. Если в XIX веке на ознакомление с новыми идеями требовались месяцы и годы, то сейчас на это уходят считанные минуты. Не только в силу использования коммуникативных функций интернета, но и прозрачности самой науки и педагогических
систем. Все новации становятся достоянием и науки и общественности. Это позитивное явление является частью глобализации в социально-экономических и социокультурных процессах, происходящих в мире. Педагогика детского движения здесь не исключение. Педагогические новации в области воспитания детей, которые получили общемировое разви-
206
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Попутникова Л. А., 2011
тие, и количество участников насчитывается миллионами, и они возникли в XX веке - скаутские объединение и пионерская организация. Скаутинг имеет свои национальные особенности, которые могут быть интересны, заимствования в практике этой работы.
Если скаутское движение в Европе развивалось по принципам, выведенным Робертом Баден-Пауэллом, то в Германии становление скаутинга шло своим особым путем, под влиянием Wandervogel (нем. - перелетные птицы). В Германии в конце XIX в. начался процесс бурной индустриализации и урбанизации общества, которые привели к ослаблению связи человека с природой. Именно в это время зародилось молодежное движение «Перелетных птиц». По мнению немецких исследователей «оно дало начало новой эре близости с природой, способствовало расцвету национального самосознания, вдохнуло жизнь в практическое народничество, освободило молодежь от мелочной опеки, которая в те годы насаждалась школой. Этому движению Германия принадлежала в течение тридцати лет» [8].
Переплетение характерных черт английского скаутского движения и особенностей немецкого Wandervogel привело к тому, что внутри скаутских союзов развивались новые направления движения. До 1933 в Германии возникло огромное количество скаутских организаций, различавшихся содержательной направленностью: от довоенного скаутинга до союзов с ярко выраженными особенностями Wandervogel, а так же организации, которые по политическим взглядам были близки сторонникам Веймарской республики. Это вызвало с одной стороны раскол крупных организаций и объединение других более мелких организаций в большие союзы. Так, например, Bundische Jugend возникла из бывших скаутов, членов Wandervogel и других молодежных организаций. Педагогика содержания этих объединений во многом совпадали с педагогикой традиционного скаутинга - воспитание любви к природе, забота о ближних и слабых, формирование воли, характера, наблюдательности.
В настоящее время немецкое скаутское движение насчитывает более чем 130 различных союзов. К самым большим из них относятся Ре^сИе Pfadfinderverband (DPV; ет
Dachverband verschiedener Bbnde), die Christliche Pfadfinderschaft Deutschlands (CPD), die Christlichen Pfadfinder Royal Rangers (RR) und der Deutsche Pfadfinderbund (DPB). Одним из самых популярных и многочисленных скаутских объединений в Германии стал Немецкий Союз Скаутов Св. Георгия, насчитывающий более ста тысяч человек [7].
Деятельность немецких скаутских организаций была направлена на воспитание ответственности, терпимости, доброты в ребенке. С этой целью ежегодно проводились акции, посвященные актуальным общественно-политическим проблемам: начиная с акций в поддержку людей с ограниченными возможностями до антивоенных акций. В 60-е годы XX века преобладали мероприятия, направленные на помощь детям из неблагополучных семей и людям с ограниченными физическими возможностями [6, с. 71]. К 80-м годам немецкие следопыты все чаще обращают внимание на проблемы других стран. Скауты не остались безучастными по отношению к людям, которые попали в тяжёлое положение. Так в 1980 году они оказали материальную поддержку в размере 576.000 DM. гражданам Италии, пострадавшим во время землетрясения [6, с. 73].
В 90-е годы с увеличением притока эмигрантов в Германию особенно остро стала ощущаться проблема нетерпимости к иностранцам. Следопыты, убежденные в том, что терпимость - это основа функционирующего общества, начали помогать эмигрантам интегрироваться в новые культурные условия. Особенно это касалось детей, так как из 15,9 млн. детей и подростков, проживающих в Германии, примерно у каждого десятого было иностранное гражданство, или происхождение [1]. В качестве примера можно привести акцию «У нас есть место в лодке. Следопыты против враждебности к иностранцам» (1990 г.), по окончанию которой были построены дома для детей и молодежи, которые искали в Германии убежище. В 1994 под лозунгом «Открыты всему миру вместо разрозненности - скауты против насилия и ненависти к иностранцам» они выступили в поддержку иностранцам, живущим в Германии, и профинансировали строительство Консультационного Центра в Магдебурге [9, с. 77].
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1
207
В начале XXI столетия в деятельности немецких скаутов были затронуты глобальные проблемы современности такие, как борьба со СПИДом. Так, в 2005 году, во Всемирный день молодежи были организован палаточный лагерь для 7500 детей на Рейнских лугах под Дюссельдорфом (Dйsseldorfer Rheinwiesen). Со словами «Каждые 6 секунд от эпидемии умирает человек. Больным не хватает оплаченных медикаментов» скауты обращались к общественности, привлекая внимание к проблеме [9, с. 81].
На фестивале 10 тыс. следопытов выразили солидарность всем людям, которые болеют СПИДом. Во время работы лагеря обсуждались такие темы, как «Врачи против СПИДа», «Жизнь - это одно из человеческих прав. СПИД и медикаменты», «Вместе за мир» (беседа с президентом Хорстом Кёллером), «Мотивация к жизни», «Проекты против СПИДа в Африке», «Проекты против СПИДа в Восточной Европе», «СПИД во всем мире - что мы можем сделать?», «Быть человеком - жить со СПИДом» [12, с. 1]. Итогом акции «СПИД и дети» стала поддержка 15 проектам в 8 странах в размере 1,5 млн. Евро. Поддержку получили так же служители католической церкви, которые посвятили себя борьбе со СПИДом.
Особого внимания заслуживает деятельность немецких следопытов, направленная на развитие межкультурного обмена. Международная работа стала важнейшим компонентом деятельности многих скаутских организаций. Дружба народов становится важным инструментом в борьбе с нетерпимостью и враждебностью к иностранцам. По этой причине федеральное правительство поддерживает инициативу скаутских союзов в организации международных встреч молодежи. Межкультурная педагогическая работа, в свою очередь, рассматривается в Федеральном плане (Федеральный план содействия детям и молодежи - главный инструмент федерального правительства в проведении молодежной политики) как один из основных принципов социальной работы с молодежью [10, с. 8].
Международные молодежные контакты служат мостиком к пониманию другого менталитета, другого образа жизни и дают им-
пульс для диалога культур. Подобным мостиком между германской и российской культурами стали встречи немецких и русских скаутов. В процессе этих встреч формируется чувство дружбы, стремление улучшить окружающую среду исходя из позитивного опыта другой стороны, внимательность и доброта, обмен организаторскими навыками. В одной из таких встреч в 1996 году приняли участие скауты из Костромы. С 26 июля по 6 августа был организован Бундеслагерь, приуроченный к 75-летнему юбилею христианской скаутской организации в Германии. В те дни под Дрезденом собралось около 2000 детей и подростков [11, с. 1]. Были также гости из других стран: Англии, Словении, Польши, Белоруссии. Руководитель скаутской дружины г. Костромы В. А. Ситников отметил, что «немецкие скауты тщательно подходят к организации крупных мероприятий, действуют более организованно и педантично, чем русские, лагерь был оснащен на высшем уровне, созданы комфортные условия для жизни» [2]. После этой поездки костромичи начали у себя в лагерях использовать немецкий опыт в обустройстве лагерных мест: кухня, костровое место, смотровая вышка, ворота в лагерь готовились по немецкому примеру.
Несмотря на то, что участие в подобной международной встрече было единичным событием, оно оказало влияние на развитие скаутского движения в Костромской области. Опыт немецких следопытов был положен в основу дальнейшей организации скаутской деятельности в Костроме. Из этого всего видно, насколько значимы международные молодежные встречи для культурного обогащения их участников и укрепления отношений между государствами. Но не менее важна регулярность этих встреч, поддерживание установленных связей. Так, в 2009 году скаутская дружина «Кострома» возобновила контакты со следопытами из Германии. 20 августа комитет по делам молодежи посетила делегация немецких скаутов из города Штутгарт. Они познакомились с деятельностью и опытом работы разведчиков Костромской области и, в свою очередь, рассказали о том, как работают скауты в Германии [4, с. 1]. В 2010 г. скаутская груп-
208
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
па «ЕшИогп» приняла участие в летнем лагере, организованном Костромским Представительством ОРЮР.
Все эти культурные мероприятия молодежной направленности, проводимые на региональном уровне, являются отражением государственной политики: проведение «молодежной дипломатии» [3] призвано способствовать формированию положительного образа России и распространение русской культуры и русского языка за рубежом. Программы и акции, организуемые общественными объединениями и организациями России и Германии, позволили не на уровне правительств, а на уровне граждан, укрепить дружественные связи между народами, помогли лучше понять их культурное многообразие и способствовали внутреннему обогащению участников межкультур-ного обмена. Этот обмен делегациями приводит к формированию личности ребенка таких качеств, как доброта, организованность, толерантность, веротерпимость, открытость, заботливость, патриотизм.
Библиографический список
1. Имиграция в Германию [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http:/^migratюn.шssie.ш/informatюn/ sociallife/yoйths.htm)
2. Личный архив Л. А. Попутниковой. Ф. Интервью. Интервью с В. А. Ситниковым, руководителем скаутской дружины г. Костромы (ОРЮР) от 21.02.2009.
3. План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года молодежи (приложение к распоряжению Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. №1955-р). Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1955-р [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://minstm.gov.ru/
4. Текущий архив Администрации Костромской области. Ф. Комитет по делам молодежи. Отчет ГУ «КОЦПВМ» за 2009 год.
5. Russische Pfadfinder /innen in Bremen - Bremen : die Christliche Pfadfinderschaft, 1996 - S. 1.
6. Deutschen Pfadfinderschaft Sankt Georg/Deutsche Pfadfinderschaft Sankt Georg Bundesleitung - Bobingen: Kessler Verlagsdruckerei, 2006 - S.71
7. Deutschsprachige Pfadfindergeschichte [Элект-
рон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.omega.it/ p/pf/pfadfinder__1 .html)
8. Helwig, Werner. Die Blaue Blume des Wandervogels. - Baunach, 1998; 1. Aufl. GUersloh 1960 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// www.velesova-sloboda.org/right/vigrid-istoria-molodezhnogo-dvizhenia-v-germanii.html
9. Ordnung der Deutschen Pfadfinderschaft Sankt Georg/Deutsche Pfadfinderschaft Sankt Georg Bundesleitung - Bobingen: Kessler Verlagsdruckerei, 2006.
10.Richtlinien zum Landesjugendplan Ministeriums fi>r Frauen, Jugend, Familie und Gesundheit v. 30.10.2002. -IV 1 - 6411.2 - S. 8.
11 .Russische Pfadfinder /innen in Bremen - Bremen : die Christliche Pfadfinderschaft, 1996 - S. 1.
12. Scoutmission. Glauben in der Tat. (XX.
Weltjugendtag. Koln 2005). / Michael Scholl, Ute Theisen - Neuss : Deutsche Pfadfinderschaft Sankt Georg, 2005 - S. 1.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
209