УДК 347:338 ББК 67.404.9+65.290
DOI 10.22394/1682-2358-2023-1-60-67
I.A. Emelyanova, Candidate of Sciences (Law), Docent of the Civil Law and Proceedings Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stoly-pin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
YOUTH
ENTREPRENEURSHIP IN MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION
Problems of youth entrepreneurship legal regulation in modern Russia are studied and a number of proposals for improving the current legislation in this area are made. The author analyzes the existing methods of state stimulation of youth entrepreneurship in the world practice and identifies the most perspective ones.
Key words and word-combinations: youth entrepreneurship, government support, legal regulation, mentorship, business incubator, innovative development.
И.А. Емельянова, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: smaginai@ yandex.ru)
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация. Исследуются проблемы правового регулирования молодежного предпринимательства в современной России и приводится ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере. Анализируются существующие в мировой практике способы государственного стимулирования молодежного предпринимательства и выявляются наиболее перспективные.
Ключевые слова и словосочетания: молодежное предпринимательство, государственная поддержка, правовое регулирование, наставничество, бизнес-инкубатор, инновационное развитие.
Со
60
современный этап развития Российского государства характеризуется высокой степенью нестабильности и неопределенности. Повсеместное распространение коронавирусной инфекции, санкционное давление со стороны стран Запада нанесли серьезный удар
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 1
по экономике страны. В этих условиях повышенный интерес к проблемам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, представляется вполне закономерным, поскольку именно рост деловой активности на внутреннем рынке поможет преодолеть существующий кризис. В связи с этим стимулирование малого и среднего бизнеса является, на наш взгляд, приоритетной задачей государства в сфере экономики. При этом особое внимание целесообразно уделить проблемам развития молодежного предпринимательства, поскольку приток инициативных, творческих, целеустремленных молодых людей в наиболее перспективные сферы экономики даст необходимый толчок для дальнейшего развития рыночных отношений в стране.
Вопросы развития молодежного предпринимательства довольно активно обсуждаются как в СМИ, так и в научной литературе. Подавляющее большинство авторов сходятся во мнении о необходимости государственной поддержки молодых предпринимателей. Данное утверждение подкрепляется рядом убедительных доводов. Так, Л.Г. Ру-денко указывает на то, что вовлечение молодых людей в бизнес-среду является альтернативным способом решения проблемы трудоустройства выпускников высших и иных учебных заведений. С учетом повышения пенсионного возраста вопросы занятости молодежи в ближайшей перспективе могут приобрести особую актуальность [1]. Кроме того, активизация молодежного предпринимательства способна дать необходимый толчок развитию экономики России. Молодым людям присущи такие качества, как оперативность, мобильность, целеустремленность, оригинальность мышления, упорство [2, с. 10]. Именно эти характеристики дают возможность генерировать интересные идеи, создавать инновационные проекты, в том числе в сфере высоких технологий.
Очевидно, что современному поколению российской молодежи придется жить в непростых социально-экономических и политических условиях, в которых хозяйствующие субъекты уже не смогут свободно использовать в своей деятельности западные технологии. В связи с этим важнейшей задачей, которая стоит сегодня перед государством, является разработка и внедрение собственных технологий во всех отраслях народного хозяйства. На наш взгляд, именно творческий потенциал молодых людей должен стать той силой, которая поможет решить эту задачу и поднять российскую экономику на новую ступень развития. Таким образом, необходимость специального регулирования молодежного предпринимательства очевидна.
С другой стороны, данные статистических исследований позволяют сделать вывод о росте интереса российской молодежи к предпринимательской деятельности. Так, эксперты президентской платформы
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 1 6 I
«Россия страна возможностей» и ГК «ЭФКО» опросили десять тысяч студентов российских вузов и выяснили: 61% из них рассматривают возможность начать свое дело, при этом четверть планируют стать предпринимателями уже в ближайшее время [3]. Таким образом, интересы молодежи и государства совпали и обусловили необходимость создания благоприятных условий для вовлечения молодых людей в бизнес.
Вместе с тем в процессе формирования системы государственной поддержки молодых предпринимателей может возникнуть вопрос о создании предпосылок для дискриминации предпринимателей по возрастному признаку. Однако, по нашему мнению, специальное регулирование должно уравнять возможности участия в предпринимательской деятельности молодых и уже опытных граждан. Среди причин, которыми обусловлена необходимость государственной поддержки молодежного предпринимательства, можно отметить, в частности, отсутствие у данной категории лиц опыта не только осуществления предпринимательской деятельности, но и работы по найму. Обычно у молодых людей, которые заканчивают свое обучение, профессиональные навыки не сформированы в должной мере. К сожалению, современное российское образование имеет в большей степени теоретическую направленность. Проблему недостатка практической составляющей обучения отмечают многие современные исследователи [4]. Выпускникам вузов часто приходится получать практические навыки путем обучения работодателем непосредственно на рабочем месте. Понятно, что молодые предприниматели лишены такой возможности, поскольку они сами создают себе рабочее место. В связи с этим важно наладить систему наставничества, которая поможет адаптироваться молодым предпринимателям к новым условиям и получить необходимые профессиональные навыки.
Наставничество (менторство) — это широко применяемая в мировой практике форма нефинансовой поддержки малоопытных предпринимателей, которая предусматривает взаимодействие начинающего бизнесмена с уже состоявшимся, успешным предпринимателем в целях получения от него консультативной, информационной и даже психологической помощи. Следует отметить, что наставничество — это один из методов практического обучения, эффективность которого доказана временем. Его история берет свое начало с ремесленнических профессий, когда опытный мастер передавал свои навыки молодому поколению.
Известно, что самым сложным периодом для стартапа является первый год работы. Результаты социологических исследований показывают, что 75—80% молодых предпринимателей смогли миновать эту
62
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 1
«долину смерти» и сохранить свой бизнес в течение следующих пяти лет в случае, когда их в течение первого года поддерживали опытные наставники [5].
Формы менторства могут быть разными: от индивидуальной работы в течение длительного срока до эпизодических консультаций по отдельным вопросам ведения бизнеса. Варианты мотивации наставников также могут различаться: от искреннего желания поделиться накопленным опытом с молодыми предпринимателями до вполне ощутимой материальной выгоды (например, могут быть предусмотрены налоговые льготы). Организационной основой для такого рода деятельности могут стать торгово-промышленные палаты, вузы и другие заинтересованные субъекты. В любом случае отношения наставника и наставляемого должны быть законодательно урегулированы, чтобы избежать ситуаций, связанных с разглашением коммерческой тайны, плагиатом и других нарушений в процессе осуществления соответствующей деятельности.
Одной из наиболее действенных мер стимулирования бизнеса в развитых странах считается создание бизнес-инкубаторов и акселераторов. Целью таких организаций является поддержка субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг [6]. Стать резидентом бизнес-инкубатора могут только предприниматели, прошедшие конкурсный отбор. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно законодательно закрепить определенную квоту для молодых предпринимателей, которая позволит им в приоритетном порядке воспользоваться услугами бизнес-инкубатора. Среди существующих в настоящее время тенденций развития системы российских бизнес-инкубаторов можно выделить два наиболее перспективных направления:
— создание новых и расширение сферы деятельности уже существующих бизнес-центров на базе вузов;
— расширение практики создания молодежных бизнес-инкубаторов с международным участием. Примером такого рода сотрудничества может стать созданный в 2016 г. «Российско-китайский молодежный бизнес-инкубатор». Участие в международных проектах интересно молодым людям прежде всего благодаря возможности пройти стажировку в другом государстве, изучить опыт зарубежных предпринимателей, зарядиться новыми интересными идеями.
Еще одна проблема, которую молодой предприниматель вряд ли сможет решить самостоятельно, связана с финансированием его бизнес-проекта. Чаще всего у молодых людей отсутствуют финансовые накопления, которые можно было бы использовать в предпринима-
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 1 6
тельской деятельности. Возможности привлекать иные источники для финансирования их бизнес-идей также ограничены, поскольку молодые люди обычно не имеют подходящей кредитной истории и соответствующего для получения заемных средств уровня доходов. В связи с этим представляется целесообразным для стимулирования молодежного предпринимательства использовать самые различные формы финансовой поддержки — от грантов до льготного кредитования. Следовательно, для активного вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность необходимы эффективные меры государственной поддержки, закрепленные специальным законодательством.
Современное нормативно-правовое регулирование рассматриваемой сферы осуществляется прежде всего Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N° 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [7] , в ст. 6 которого закреплен перечень основных направлений реализации молодежной политики. Вполне закономерно, что поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи вошла в указанный список. Названный закон определяет также понятие молодежи как социально-демографической группы лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих российское гражданство. Возрастные рамки при этом могут быть расширены в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 6 названного Закона. Таким образом, современное российское государство осознает необходимость и перспективность вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность. Следует отметить также, что поправками, внесенными в Конституцию РФ в 2020 г., в круг вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ были включены общие вопросы молодежной политики. Следовательно, специальное законодательство должно быть сформировано как на федеральном, так и на региональном уровне.
В федеральном законодательстве должно быть четко определено понятие молодого предпринимателя, которое позволит отличить его от близкого на первый взгляд понятия «начинающий предприниматель». Принадлежность к молодым предпринимателям характеризуется прежде всего попаданием в определенную возрастную категорию граждан — в круг лиц до 35 лет включительно. При этом неважно, сколько раз предприниматель начинал свой бизнес: пока ему не исполнилось 36 лет, он будет относиться к молодым и может пользоваться соответствующими мерами поддержки. Для того чтобы правовое положение молодого предпринимателя было полноценно урегулировано, на федеральном уровне следует также определить возможные организационно-правовые формы субъектов молодежно-
64
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 1
го предпринимательства. В частности, на наш взгляд, целесообразно отнести к молодым предпринимателям граждан до 35 лет, зарегистрированных в качестве ИП, а также коммерческие организации при условии, что гражданам до 35 лет принадлежит не менее 50% капитала таких юридических лиц.
Ключевые меры поддержки должны быть четко установлены и на федеральном уровне. При этом закрепленные в законе льготы следует сформулировать просто и понятно, поскольку сложные формулировки, запутанные и отсылочные нормы могут отпугнуть потенциальных предпринимателей. Законодатель должен исходить из того, что у молодого предпринимателя, как правило, нет возможности нанять опытного юриста, поэтому толковать и реализовывать соответствующие нормы права он будет самостоятельно, опираясь на свой небольшой жизненный опыт и знания.
Определяя место норм о молодежном предпринимательстве в системе федерального законодательства, целесообразно, включить их в ныне действующий Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [8]. В настоящее время данный Закон не выделяет молодых предпринимателей в качестве отдельной категории субъектов малого и среднего бизнеса и, соответственно, не устанавливает особенности государственной поддержки данной категории лиц. Как справедливо отмечают исследователи, такая ситуация не соответствует сложившейся практике реализации государственной социально-экономической политики в этой сфере и является важнейшим недостатком действующей редакции Закона [9, с. 49; 10, с. 14]. Кроме того, следует согласиться с авторами, которые утверждают, что необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является именно молодежное предпринимательство [11], что делает включение норм о развитии молодежного предпринимательства в упомянутый законодательный акт вполне логичным.
В результате проведенного исследования можно сформулировать ряд выводов.
Во-первых, важнейшим приоритетом современного Российского государства является успешная реализация молодежной политики, одним из направлений которой выступает развитие молодежного предпринимательства. Активное вовлечение молодых специалистов в бизнес-среду, создание условий для реализации их творческого потенциала являются необходимой предпосылкой дальнейшего развития экономики России. Тем не менее специальное нормативно-правовое регулирование в данной сфере практически отсутствует.
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 1 6
Во-вторых, в современных условиях формирование нормативно-правовой базы функционирования молодежного предпринимательства представляется целесообразным в рамках совершенствования законодательства о малом и среднем бизнесе. Следует включить в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ комплекс норм, которые определят понятие «субъект молодежного предпринимательства» и закрепят механизм предоставления данной категории хозяйствующих субъектов необходимых мер государственной поддержки. Наиболее перспективными формами стимулирования молодежного предпринимательства могут стать наставничество, расширение практики использования бизнес-инкубаторов для поддержки молодых предпринимателей, а также меры финансовой поддержки.
В-третьих, важным условием эффективности реализации политики в сфере государственной поддержки молодежного предпринимательства является стабильность законодательства [12, с. 7] . «Молодежи нужна уверенность в завтрашнем дне, в том, что законы и условия не поменяются. Потому что каждый человек, который начинает заниматься чем-то, должен понимать, что он будет работать хотя бы пять-шесть лет и сможет построить свой маленький бизнес, принести пользу как своей семье, своим окружающим, так и государству» [13]. Необходимо законодательно закрепить норму о том, что в течение определенного срока возможные изменения действующего законодательства не должны ухудшать условия ведения бизнеса молодыми предпринимателями.
В-четвертых, в процессе организации взаимодействия молодых предпринимателей с органами государственной власти следует использовать современные информационные технологии, которые являются привычными для данной категории лиц и позволят максимально упростить многие бюрократические процедуры. Кроме того, сокращение количества личных контактов с чиновниками даст возможность минимизировать возможные проявления коррупции.
Библиографический список
1. Руденко Л.Г. Формирование системы поддержки развития малого молодежного предпринимательства. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-pod-derzhki-razvitiya-malogo-molodezhnogo-predprinimatelstva/viewer
2. Алтуфьева Н.В. Развитие инновационного малого и среднего предпринимательства посредством стимулирования молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан // Известия высших учебных заведений. Сер.: Экономика, финансы и управление производством. 2017. № 3 (33). С. 10-17.
3. Более 60% российских студентов планируют стать предпринимателями. URL: https://rg.ru/2021/01/25/bolee-60-rossijskih-studentov-planiruiut-stat-predprinimateliami.html
66 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 1
4. Соловьева А.С., Чумаков А.С. Современные подходы в подготовке предпринимателей с использованием бизнес-симуляторов. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_42505637_64707467.pdf
5. Наставничество в предпринимательстве. URL: http://www.iblfrussia.org/ programmes/current/detail.php?ID=2815
6. Центр «Мой бизнес». Саратов - Мой бизнес. URL: https://saratov-bis.ru/bi/o-nas/proczess-inkubirovaniya/
7. О молодежной политике в Российской Федерации: Федер. закон от 30 дек. 2020 г. № 489-ФЗ // СЗ РФ. 2021. № 1 (ч. I). Ст. 28.
8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 г № 209-ФЗ (с изм. от 4 нояб. 2022 г. № 418-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
9. ГазетовА. Н. Стимулирование развития молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 49-61.
10. Ермолова О.Н. История развития законодательства о молодежном предпринимательстве в Российской Федерации // Предпринимательское право: прикосновение к науке: сборник научных работ / отв. ред. С. Ж. Соловых, О. Н. Ермолова. Саратов, 2022. Вып. 7.
11. Статистическая оценка развития молодежного предпринимательства России. Социально-экономический анализ распространения предпринимательства в России. URL: studbooks.net
12. Смагина И.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: современное состояние, перспективы развития // Право и бизнес. 2013. № 4.
13. Направления развития молодежного предпринимательства стран G20 / Информационно-аналитическая система Росконгресса. URL: https://roscongress.org/ news/napravlemja-razvitija-molodezhnogo-predprinimatelstva-stran-g20/
С. 4-7.
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 1