Научная статья на тему 'Молодежное предпринимательство в России: основания для выделения бизнес – групп'

Молодежное предпринимательство в России: основания для выделения бизнес – групп Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежное предпринимательство / возрастные группы / государственная поддержка / проекты законов по молодежному предпринимательству / технопарк / youth entrepreneurship / age groups / government support / the draft laws on youth entrepreneurship / technology park.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведева Л. Н., Ковалев С. П., Медведев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежное предпринимательство в России: основания для выделения бизнес – групп»

Медведева Л.Н.

д.э.н., профессор Волжского политехнического института (филиал ВолгГТУ), г. Волгоград milena-med@yandex.ru

Ковалев С.П.

н.с. ВНИИОЗ, г. Волгоград

Медведев А.В.

аспирант Волгоградского государственного аграрного университета

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ БИЗНЕС - ГРУПП

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, возрастные группы, государственная поддержка, проекты законов по молодежному предпринимательству, технопарк.

Keywords: youth entrepreneurship, age groups, government support, the draft laws on youth entrepreneurship, technology park.

Мировой опыт свидетельствует о том, что малый бизнес является важнейшим сегментом современной рыночной экономики, в котором сосредоточена значительная часть национальных богатств мира. Располагая значительной ресурсной базой, малый бизнес оказывает огромное влияние на характер социально-экономического развития конкретной территории. Личный бизнес формирует у граждан ценностные установки, важные для утверждения рыночных институтов, развивает правовое сознание, инициативу, готовность к риску и принятию самостоятельных решений. Благодаря малому предпринимательству в сферу бизнеса вовлекаются широкие слои населения, в том числе и молодежь. Молодое поколение, являясь «носителем новых идей», является базисом для развития инновационного предпринимательства. Уступая крупному бизнесу в стратегическом развитии, малый бизнес в качестве компенсации активно и умело использует в своей хозяйственной практике особые, «нетрадиционные» ресурсы, слабо используемые корпоративным бизнесом.

Высокий предпринимательский дух, находящий проявление в постоянной готовности проявлять инициативу, идти на риск, активно использовать еще не апробированные инновации и опирающийся на такие психологические качества малых предпринимателей, как сильная воля, уверенность в своих силах, целеустремленность, упорство, настойчивость, способность работать, не считаясь со временем. Привлекательность выражается понятием «аттрактор» (от англ. attract - привлекать, притягивать). В экономике каждый из объектов малого бизнеса обладает разным уровнем привлекательности для трудовых ресурсов. Научные исследования показывают, что не более 10-15 процентов работоспособного населения склонно к предпринимательству. Даже при наличии способностей к предпринимательской деятельности молодой человек должен «смочь» стать предпринимателем. В России в настоящее время существует ряд государственных структур, курирующих молодежную политику (Администрация Президента России; Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ; Министерство образования и науки РФ; Комитет ГД по физической культуре, спорту и делам молодежи; Федеральное агентство по делам молодежи), однако, системного подход в развитии молодежного предпринимательства не наблюдается. Как результат, не существует четко сформулированной политики, определяющей цели и задачи развития молодежного предпринимательства [6].

Обратимся к международному опыту. Большинство молодежных общественных организаций берут на себя обязательства по налаживанию взаимодействия между молодыми предпринимателями, по организации обучения и консультирования начинающих предпринимателей. Так, при Федеральной палате экономики Австрии действует специальная организация Молодая экономика Австрии, которая информирует своих членов об интересных событиях и встречах в области бизнеса, проводит опросы на важные экономико-политические темы с целью мониторинга пожеланий молодежного предпринимательства. Объединяет молодых предпринимателей Германии на федеральном уровне -Wirtschaftsjunioren Deutschland (WJD). Членами организации могут быть молодые предприниматели в возрасте до 40 лет. Перед WJD поставлена задача повышению конкурентоспособности германского предпринимательства. Помогает молодым немцам вести бизнес - Союз молодых собственников семейных предприятий Германии. В Италии действует Ассоциация молодых предпринимателей, которая содействует продвижению предпринимательских идей в молодежной среде. Фонд молодежного предпринимательства Канады всемерно содействует молодым предпринимателям в создании и развитии бизнеса [10]. В ряде университетов помимо профильных факультетов имеются бизнес-школы, на базе которых осуществляется поствузовское образование в области малого бизнеса. Федерация молодых предпринимателей Японии объединяет предпринимателей до 45лет и является структурным подразделением ТПП [3, 5, 6]. Международная практика показывает, что важную роль в развитии молодежного бизнеса во многих странах мира играют национальные ТПП.

Современная молодежь испытывает наибольшую потребность в развитии своих профессиональных навыков в предпринимательстве, а также в совершенствовании личных качеств - уверенности в себе, творческого подхода, готовности идти на риск. Проводимые в России социологические опросы студентов показывают, что до 10% из них думают о создании собственного предприятия. В связи с этим поддержка общества и государства необходима уже с момента осознания молодым человеком, что он хочет заниматься собственным бизнесом. Первый документ, в котором упоминалось «молодежное предпринимательство» - Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики Российской Федерации» [9]. В разделе «Содействие предпринимательской деятельности молодежи» впервые предлагалось создать систему мер, направленную на реализацию инновационного потенциала молодежи, облегчение стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения.

Предлагалось установить правовой статус молодежного, студенческого и ученического предприятия и предоставить ряд субсидий и налоговых льгот. В современных условиях понятие «предпринимательство», без учета «молодежного», дано в ст. 2.1 ГК РФ: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Малый и средний бизнес в стране регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции с изменениями и дополнениями). Отношения между гражданским обществом и малым бизнесом представляют договор, который может быть формальным и полуформальным, и отражать сложивщиеся условия ведения бизнеса (см. рис 1) [1,7].

Формальный договор

Требования по поддержке молодежного предпринимательства изложены в законодательных актах:

- правовые нормы;

- налоговая политика

Полуформальный договор

Предсказуемые ожидания: - следование мировым стандартам по развитию молодежного МСП

«Пограничные» проблемы

Молодежные проблемы, в отношении которых у общества может оформиться определенные ожидания

Рисунок 1.

Общественный договор между властью и предпринимательством и гражданским обществом по

обеспечению условий для развития бизнеса

В настоящее время Федеральные законы не выделяют молодежное предпринимательство в отдельную категорию, предоставляя ему поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства. В 2016 году Проект закона «О государственной поддержке молодежного предпринимательства» был представлен в Госдуму. В проекте предусматриваются конкретные меры помощи молодым начинающим бизнесменам, в числе которых трехлетние налоговые каникулы; освобождение от всех социальных взносов на 10 лет; освобождение от государственной пошлины за регистрацию самих ИП и малых предприятий. Документ определяет размер и порядок получения различных дотаций и грантов на развитие приоритетных отраслей молодежного предпринимательства. По мнению авторов, представителей «ПАРТИИ РОСТА», данный законопроект позволит практически вдвое увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте с 20 до 40% к 2020 году.

Второй проект, который был разработан ТПП РФ, определяет Стратегию развития молодежного предпринимательства в России до 2020 года. В нем основные направления поддержки молодого предпринимательства сводятся к

созданию условий для активной молодежи, желающей вести предпринимательскую деятельность. В число ключевых задач входят меры, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности среди молодежи, формирование предпринимательской среды; отбор перспективных предпринимательских идей; профильное обучение; приобретение молодыми людьми навыков ведения бизнеса; создание системы информационной поддержки молодежного предпринимательства; организация коммуникационных, консультационных площадок для успешных молодых предпринимателей. В проекте в рамках реализации мероприятий по законодательной деятельности планируются меры, направленные на установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия; предоставление единовременных субсидий для реализации молодежных проектов; освобождение малых молодежных инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль организации (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы, а также уплату 50% суммы налога - в последующие два года; установление размера транспортного налога - 0% в течение первых 3 лет деятельности МИПов, созданных при вузах и НИИ; установление ставки по социальным страховым платежам в размере 14%; введение сниженной ставки НДС на все операции, связанные с реализацией инновационной продукции; разработка нормативного правового акта, предусматривающего компенсацию расходов (до 70%) малых инновационных компаний, созданных молодыми людьми, связанных с оценкой объектов интеллектуальной собственности и регистрацией патентов, товарных знаков. Предлагаемая обучающая программа: «Основы предпринимательства» предназначена для различных групп молодежи: школьников старших классов, студентов, молодых людей на безвозмездной основе. В обоих проектах законов о молодежном предпринимательстве представлены понятия, которые раскрывают суть молодежного предпринимательства.

Так, молодежь - социально-демографическая группа граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, в возрасте от 14 до 35 лет; молодой предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, возраст которого не превышает 35 лет и средний возраст штатных сотрудников не превышает 35 лет; молодежное предприятие - юридическое лицо, отнесенное к малым предприятиям, в том числе и к микропредприятиям в соответствии с критериями № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором для юридических лиц средний возраст штатных сотрудников - до 35 лет и возраст руководителя - до 35 лет, а доля вкладов лиц в уставном (складочном) капитале до 35 лет превышает 75%; молодежное предпринимательство - осуществление гражданами Российской Федерации в возрасте до 35 лет, а равно юридическими лицами - субъектами малого предпринимательства, отвечающими следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников - до 35 лет; возраст руководителя - до 35 лет; в уставном капитале, если он предусмотрен организационно-правовой формой юридического лица, доля вкладов лиц не старше 35 лет превышает 75%. Исходя из основных положений предлагаемых проектов можно считать, что молодежное предпринимательство в России определяется в возрастных границах от 18 до 35 лет [1, 2, 4, 5]. В сравнении с развитыми странами возраст молодого предпринимателя уменьшен на 5 лет, что ничем не оправдано. Даже в установленном диапазоне (от 18 до 35 лет), временной разбег крайне неоднороден и имеет свои внутренние подгруппы, что не дает оснований относиться к «молодежному предпринимательству» как к однонаправленному вектору развития молодежного бизнеса. В международной практике под «молодым предпринимателем» понимается не физиологический возраст человека, а срок деятельности его организации, и это обычно до 6 лет. Все исследования вокруг молодежного предпринимательства сводятся к решению двух важных вопросов: первый - выявление реперных точек для проведения целевого финансирования или организации научно-просветительского образования для молодых людей; второе - определение периодов для оптимизирования государственного и частного финансирования и субсидирования молодежного предпринимательства. Несмотря на многочисленные истории успеха предпринимательских фирм, результаты большинства исследований показывают, что в первые годы существования молодой предприниматель подвержен высокому риску неудачи: примерно одна из пяти молодых организаций терпит неудачу, а 2/3 молодых предприятий закрываются в течение первых семи лет.

Волгоградская область входит в состав Южного федерального округа. Развитие и поддержка МСП в области входит в число приоритетных направлений региональной политики. В 2015 году по ряду показателей наблюдалась положительная динамика - увеличилось количество индивидуальных предпринимателей, выросли налоговые поступления по специальным режимам налогообложения. Положительная тенденция в сегменте МСП области является результатом созданной системы поддержки малого бизнеса, которая включает в себя реализацию подпрограммы «Развитие и поддержка МСП в Волгоградской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и привлечение средств федерального бюджета. В 2015 году расходы на реализацию подпрограммы составили - 484,5 млн. рублей. Финансовая поддержка осуществлялась в форме субсидий для возмещения понесенных затрат: по договорам лизинга; на приобретение оборудования и модернизацию производства; на начало предпринимательской деятельности и участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включает: НП «Региональный гарантийный фонд», ГФ «Региональный микрофинансовый центр», ГАУ «Волгоградский областной бизнес-инкубатор», Центр инжиниринга.

Волжским политехническим институтом (филиал ВолгГТУ) с марта 2014 по март 2015 года проводилось исследование по состоянию малого бизнеса в области. Было опрошено 1045 человек. Собираемая информация включала в себя: возраст опрашиваемого; дата открытия бизнеса; дата завершения бизнеса; вид бизнеса; уровень прибыльности. Все участника опроса были поделены на три базисные группы:

Возрастная группа Процент от общей выборки

Первая - от 18 до 23 19%

Вторая - от 23 до 27 45%

Третья - от 27 до 35 36%

Первая возрастная группа: 18-23 года. В данной возрастной группе перед участниками стоит задача по созданию фирмы и поиску собственной ниши на рынке. В отличие от зрелых компаний, которые уже нашли свое место на рынке и адаптировались к бизнес-среде, молодые компании находятся в наименее выгодном положении. Отличительной особенностью данной группы является начало предпринимательской деятельности, период накопления знаний и практических компетенций. Доля респондентов этого периода в общей выборке составила 19%. Движущей силой этой группы является стремление к выражению собственной индивидуальности и независимости. Причем это не всегда связано с достижением значимых коммерческих результатов. Поэтому доля закрытых предприятий наиболее высока по отношению к другим возрастным группам - около 70%. Те, у кого не получилось сохранить бизнес, отрицательно высказываются по поводу нового бизнеса в будущем. Главной проблемой данной группы является максимальная подверженность внешним обстоятельств. Отсутствие среднесрочного и долгосрочного планирования ставит эту группу в зависимость от внешних факторов. Поэтому с точки зрения финансовой поддержки (посевных инвестиций) данная группа наименее перспективна. Основным направлением их поддержки является информационное обеспечение и коммуникационное обслуживание.

Вторая возрастная группа: 23-27 лет. Характерной особенностью второй группы является наличие у опрашиваемых базового образования, которое начинает определять выбор деятельности. Бизнес строится по принципу: «делай бизнес с друзьями по институту». В этой категории основным стимулом развития собственного бизнеса становится не самоутверждение, а выбор между работой на кого-то или на себя. Именно этот момент разделяет людей, которые, получив образование, начинают искать работу, проходя собеседования в компаниях, или начинают своё дело. При этом наиболее успешными предпринимателями в этой категории являются предприниматели, начавшие заниматься бизнесом в предшествующий период (первая возрастная группа). Опыт имеет большое значение при принятии решений, так как без ранее полученных знаний потребуется много времени для наблюдений и изучения вопроса. Важной отличительной особенностью в диапазоне данной группе является преодоление точки «2П» (прибыль или перспектива); когда роль прибыли начинает доминировать перед будущей перспективностью и собственным интересом в деле. Именно в этот момент респондентами было отмечено: «что они занимаются не тем, чем хотят, а то, что наиболее прибыльно на данный момент». Такой подход связан с появлением семей и переходом в другие социальные группы, требующие стабильного дохода. Тем не менее, именно в этой группе происходит формирование наиболее устойчивых и прибыльных бизнесов. Это обусловлено несколькими факторами: роль прибыли постепенно теряет статус доминирующей; потери от бизнеса не превышают допустимого уровня невозврата долговых обязательств; свобода выбора в принятии решений без сильных ограничений со стороны деловых партнеров. Принято считать, что именно в молодых предпринимательских фирмах создаются радикальные инновации. Однако по мере увеличения возраста % проведения рискованных стратегий начинает сокращаться, делая выбор в пользу умеренных стратегий ведения бизнеса. Явные конкурентные преимущества при этом начинают получать: торговый, производственный и агентский бизнес. Ещё одной отличительной чертой данной группы является формирование партнерских отношений и коллективное ведение бизнеса, привлечение собственных и опосредованных материальных и нематериальных капиталов. При изначальном инвестировании личных средств предпринимателя или средств, заимствованных у родственников, постепенно дальнейшее развитие требует значительного заимствованного капитала. В этот период некоторым молодым предпринимательским фирмам удается получить государственные субсидии, что способствует высоким темпам развития и роста, и именно в этом моменте данная возрастная группа наиболее отзывчива на вложения инвестиций. Ведь именно в этой группе формируются наиболее перспективные направления, которые в последующем способны развиться в крупный бизнес. Для этой возрастной группы очень важно финансовое и организационно-административное стимулирование.

Третья возрастная группа: 27-35 лет. Эта возрастная группа, закрывающая цикл молодежного предпринимательства, демонстрирует устойчивость и стабильность, в отдельных случаях - переходящую к стагнации. Объединяющим звеном является стремление к зоне комфорта, когда затраченные силы на получение прибыль не столь велики, как ранее. Если ведение бизнеса не соотносится с личностной мотивацией, то предпринимателю лучше начать работать по найму, без ведения собственного дела. По количеству открытия новых фирм, данная группа близка в первой группе. Но если в первой группе открытие происходит под действием внутренних стимулов, то открытие бизнеса в третьей группе происходит под давлением внешних обстоятельств: сокращение рабочих мест, снижение заработной платы, переезд в другую местность. При этом вновь открываемые организации имеют минимальный процент «перспективности» и «инновационности», ориентируясь на уже созданные и работающие виды бизнеса.

Выбирая наиболее безопасные стратегии и учитывая негативный опыт предшествующих компаний, данная группа является наиболее консервативной, несмотря на то, что она все ещё относится к молодежному предпринимательству. Исходя из данных исследования, можно утверждать, что наиболее интересный период для открытия собственного дела находится в диапазоне от 23-30 лет. Однако поддержка молодежного бизнеса оправдывает себя и в период до 40 лет [4,6].

Государственная поддержка молодёжного предпринимательства и малого бизнеса, является неотъемлемой частью развития экономики страны и должна основываются на принципах: комплексности; государственно-частного партнерства; приоритета общественных инициатив в области государственной политики в сфере молодежного предпринимательства; поддержки и стимулирования общественных инициатив в сфере молодежного предпринимательства; информационной открытости государственной политики в сфере молодежного предпринимательства; учёта интересов и потребностей различных групп молодежи [4]. Перспективным направлением развития молодежного предпринимательства может стать процесс интеграции предприятий и вузов на уровне региона посредством создания инновационных структур - «технопарков». Основная функция технопарков заключается в генерации, создании, выращивании и доведении научных изобретений и разработок до этапа коммерциализации, запуска в производство. В целях

ресурсного обеспечения целесообразно создание в регионах Инновационно-технологического Центра (технопарка) «Энергии будущего» как частно-государственной структуры, действующей на основе договоров (концессий). Развитость инфраструктуры технопарка, наличие современных офисных и лабораторных помещений, конференц-зала, выставочного комплекса, многофункциональной 1Т-площадки позволяет Центру оказывать комплекс консалтинговых услуг малым инновационным предприятиям, находящимся на территории технопарка, а также проводить обучающие семинары, организовывать выставки, презентовать новинки техники и технологий в области энергетики, совершенствовать взаимодействие банков и инвестиционных фондов с малыми инновационными предприятиями по получению кредитов и грантов. Молодые предпринимательские фирмы по праву считаются важными «двигателями» рыночной экономики. Преследуя цель выживания в условиях жесткой конкуренции, молодые компании имеют тенденцию к разработкам и представлению инновационных товаров и(или) услуг [8].

ПОВЕДЕНИЕ молодого предпринимателя

РЕЗУЛЬТАТ

Динамическая модель

Я

Статистическая модель

¡ Внешние потрясения ¡Структурные изменения

Поведенческие изменения

Результативность

Появление новых технологий

Экономика спроса и предложения

Маркетинг

Рентабельность производства

Рисунок 2.

Модель воздействия общества и рынка на молодого предпринимателя

Список литературы

1. Данные Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

2. Колеватова А.В. Молодежь на рынке труда в современных условиях // Региональные проблемы перехода к инновационной экономике: материалы междунар. науч. конференции (вып. 11, ч. 3). - Кемерово, 2010. - С. 47-49.

3. Исследования всемирного банка: ведение бизнеса в 2014 году. - http://gtmarket.ru

4. Медведева Л.Н. Развитие малого предпринимательства (региональный аспект) /Л. Н. Медведева, И.Г. Юдаев // Предпринимательство (журнал-книга). 2010. - № 2. - С. 18-21.

5. Официальный сайт федерального агентства по делам молодежи. - fadm.gov.ru

6. Официальный сайт Всероссийского молодежного форума «Селигер». - forumseliger.ru

7. Постановление Верховного совета РФ от 3 июня 1993 года N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации. - http://www.consultant.ru

8. Старовойтов М.К. Технопарк как форма научно-промышленной интеграции: опыт и перспективы регионов / М.К. Старовойтов, Л.Н. Медведева, Е.В. Гончарова // Региональная экономика: теория и практика. 2009. - № 33. - С. 2-10.

9. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г., с изм. и доп.). - www.consultant.ru

10. Beekman A.V., Robinson R.B. Supplier partnerships and the small, high-growth firm: Selecting for success // Journal of Small Business Management. 2004. - Vol. 42, N 1. - P. 59-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.