Научная статья на тему 'Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка'

Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
160
40
Поделиться
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / КОНТРКУЛЬТУРА / РИСКОГЕННОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТЕРЕОТИП / СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

Содержит в себе исследовательский материал по проблемам воспроизводства субкультурных конструкций в мировоззрении современной молодежи. Автор анализирует степень влияния общественно порицаемых субкультурных тенденций в молодежной среде на общее состояние правопорядка в социуме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка»

Карабаш Дмитрий Васильевич

начальник кафедры боевой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России

(тел.:88612583596)_

Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка

Аннотация

Содержит в себе исследовательский материал по проблемам воспроизводства субкультурных конструкций в мировоззрении современной молодежи. Автор анализирует степень влияния общественно порицаемых субкультурных тенденций в молодежной среде на общее состояние правопорядка в социуме.

Аnnotation

The summary comprises a research material on problems of reproduction of subcultural designs in outlook of modern youth. The author analyzes degree of influence of socially blamed subcultural tendencies in the youth environment on a general condition of the law and order in society.

Ключевые слова: амбивалентность, контркультура, рискогенность, социокультурный стереотип, субкультура.

Ключевые слова: ambivalence, a counterculture, risk, socio-cultural a stereotype, subculture.

Следует отметить, что эффективность мероприятий по обеспечению безопасности в Российской Федерации, противодействию процессам активной криминализации, напрямую зависит, в том числе, от обоснованности и компетентности в подходе к анализу теоретических проблем, влияющих на современную социально-криминологическую характеристику функционирования социума.

Маргинальные явления, такие как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних и другие социальные патологии, служащие своеобразным фоном преступлений и правонарушений, создавая серьезную угрозу системе безопасности и гарантированной неприкосновенности прав и свобод граждан, требуют углубленного теоретического изучения причин и условий, их порождающих.

В данном контексте вопросы воспитания молодого поколения, формирования его культурно-поведенческой модели на всем протяжении развития цивилизационных процессов, происходящих в обществе, являлись одними из наиболее актуальных в общей системе проводимых исследований.

Ряд негативных тенденций, спровоцированных

транзитивными процессами в российском обществе, оказывают существенное влияние на эффективность универсализации представителями молодого поколения общепринятых ценностных стереотипов социума.

В течение последних лет мы являемся свидетелями эволюции идей радикализма экстремизма, ксенофобии и т.д., которая выражается в появлении ряда устойчивых тенденций, наметившихся в ее развитии. Прежде всего, это тенденция глобализации. Большинство стран мира подверглись влиянию радикализма,как следствие -террористическим актам. Руководство террористическими организациями всё более осуществляется из единых центров и объединено общим замыслом. Методы действий террористов становятся всё более изощрёнными. Носители ради-калистской идеологии, приемлющие террор в качестве аргумента в отстаивании своих убеждений не стремятся к поиску ненасильственного пути решения вопросов, посредством ведения диалога с государством, поиска разумного компромисса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменить устоявшуюся в обществе, и особенно, в молодежной среде, систему ценностей, мировоззрение, несомненно, невозможно без ослабления позиций государства, изменения приоритетов или направленности в проводимой внешней

58

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 4 (31)

и внутренней политике. [3, с. 34]

Безусловно, радикализм является социальным явлением, потому как представляет собой результат "болезни" общества и возникает на базе череды неразрешённых социальных конфликтов и культурных противоречий, носящих устойчивый и длительный характер. Здоровое общество консолидируется вокруг единых ценностей, регулирует возникающие противоречия, руководствуясь принципами уважения к правам личности.

Бесспорно, является общественно значимым исследование явления общественного противодействия молодежному экстремизму, изучение механизмов корректирующего воздействия на него, в том числе наличие факторов, определяющих самодетерминацию этого явления.

Социальные противоречия, порождающие в молодежной среде экстремизм, ксенофобию, национализм имеют достаточно много предпосылок своего возникновения. При этом количество факторов, способствующих возникновению социальных противоречий, порождающих радикализм, во взглядах современной молодежи значительно меньше и они специфичны при возникновении непосредственно этой девиации. Задача органов управления и состоит в том, чтобы выявить именно эти социальные противоречия и, прежде всего, факторы их определяющие. Только такой подход к организации противодействия данным тенденциям является конструктивным, а оказываемое управленческое воздействие целенаправленным и эффективным. [3, с.32]

Анализ социокультурных оснований процесса криминализации молодежной среды, в том числе крайних форм девиантного поведения, всего спектра девиантогенных факторов, позволяют нам утверждать, что основными причинами, определяющими настоящую проблематику, являются, во-первых, ослабление норм, регулирующих поведение индивидов, а во-вторых, дезорганизация ряда общественных связей и структур, определяющих институциональный характер функционирования соционормативной модели государственной ювенальной политики.

Если характеризовать первую причину, то следует отметить, что речь идет о норме не только в общепринятом понимании, (а именно, как о формально закрепленном акте). В данном случае, следует норму принять, как определенный образец поведения, обусловленный социокультурными стереотипами общества.

В то же время, культурные основания общественно одобряемой поведенческой модели должны обеспечиваться сформированными и функционирующими механизмами контроля над соблюдением индивидами тех или иных правил по-

ведения, принятых в социально позитивном обществе. [4, с.27]

Изучение проблемы правонарушений, как результата ослабления культурных норм, регулирующих поведение в обществе, нам представляется в социологическом аспекте наиболее обоснованным. Данный подход просматривается в трудах крупнейших западных социологов. Так, М. Вебер утверждал, что ценностно-рациональное действие индивида всегда подчинено "заповедям" или "требованиям", повиновение которым человек считает своим долгом [1, с.347]

Способность каждой культуры, общества сохранить свою целостность, устойчивость зависит от того, что и как и насколько эффективно контролируется в рамках данной культуры, общества.

Социальный контроль, включающий в себя внешний контроль и самоконтроль, представляет собой систему реагирования на поведение индивида с целью упреждения (вытеснения) нежелательного и восстановление нормального (соответствующего нормам) поведения. [5, с.126]

Однако, современные исследователи ( В.П. Голубев, В.И. Добреньков, А.П. Михайлов, А.Н. Олейник., А.И. Подгурецкий, В.Ф. Пирожков, и др.), изучая проблему ослабления культурных норм, пришли к выводу о том, что культурные стереотипы поведения не только ослабевают, но и трансформируются, приобретая новое ценностное содержание, универсиализируя идейно-нравственные установки реального социокультурного пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный социальный феномен, безусловно, требует специального научного исследования. Прежде всего, следует отметить, что современной науке известно несколько концепций, объясняющих повышенную рискогенность молодежи. Это и физиологическая теория Ч. Ломброзо, выделившего, так называемый, "криминальный тип" личности, и ряд психоаналитических, социально-психологических и культурологических подходов.

Так же, не безынтересна концепция основоположника психоанализа З. Фрейда, который полагал, что девиацию вызывают свойственные личности внутренние конфликты. Фрейд ввел понятие "преступники с чувством вины", т.е. люди, которые хотят быть пойманными и наказанными, поскольку чувствуют в себе "страсть к разрушению" и думают, что тюремное заключение может помочь им преодолеть это влечение.

Не менее широко распространенным направлением, объясняющим молодежную преступность, является ее редукция к проблемам неудачной социализации. Возможность перехода к де-виантным формам поведения - по мнению Кау-биш В.К. - напрямую зависит от характера соци-

59

ализации личности, которая в каждом конкретном случае обусловлена взаимовлиянием множества социальных факторов: наследственности, воспитания, образования, влияния микросреды, собственной деятельности. Деформация любого из них, корни которой лежат в соответствующих общественных дисфункциях, может привести к де-виантному поведению.[ 4; с.47]

Соглашаясь с мнением приведенных выше авторитетных авторов, мы посчитали возможным выделить, как наиболее обоснованную концепцию, трактующую отклонения от общепринятых норм поведения представителей молодежи с использованием социокультурной составляющей. Теоретическая основа этого подхода была заложена представителями классической социологии - Э.Дюркгеймом, а позднее - М.Вебером и одним из ярких представителей функционализма Т.Парсонсом.

Анализируя данные теоретические концепции применительно к современной российской реальности, следует отметить, что политические и социокультурные изменения, происходящие в обществе в значительной степени провоцируют контркультурные проявления, поскольку они не находят должного противодействия со стороны ослабленных, не функционирующих эффективно институтов социального контроля. Происходящие изменения в обществе, бесспорно, воздействуют и на культуру, понижая качественное значение ранее устоявшейся системы ценностей, создавая благоприятные условия для развития и усиления субкультурных тенденций, в том числе и негативного толка и, следовательно, формируя комплекс глубоких культурных противоречий. [3, с. 22]

Характеризуя особенности социального развития общества переходного периода, известный ученый - конфликтолог, профессор А.В.Дмитриев использует понятие "конфликт ценностей". Многие свойства конфликта, по мнению автора, его амбивалетность, в частности, характерны и для конфликта ценностей, которые представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения. В ценностях воплощаются исторический опыт и культура отдельных групп (этносов, классов и т.д.), т.е. они служат своеобразным ориентиром, с которым люди соотносят свои действия. [2, с.89]

Таким образом, последствия социокультурного кризиса оказывают определенное влияние на уровень правосознания подрастающего поколения, на степень рискогенности личностно-пове-денческой модели социальных действий молодежи, на формирование факторов, определяющих тяготение личности к социально-порицаемым об-

разцам поведения, культивированию субкультурных ценностей.

Так, например, рассматривая проблему возникновения молодежных организаций экстремистской идеологии, следует отметить, что именно последнее десятилетие ярко характеризуется проникновением в сознание молодежи идей национализма, радикализма, расовой ненависти и их негативного влияния на мировоззрение и стереотипы поведения..

В то же время, следует отметить, что у молодежного радикализма есть две составляющие -сам радикализм, заложенный в социокультурном коде общества, и исторический контекст, в котором он реализуется. [3, с.37]

В то же время, исторический опыт показывает, что, бесконтрольность социальных процессов в большинстве случаев сопровождается кровопролитием. В частности, известны пагубные для социальных систем последствия так называемой социальной аномии, другими словами - беззакония. Этот феномен обычно можно наблюдать в переходные, кризисные и смутные времена, когда неожиданно происходит девальвация понятных всем и общих для всех членов общества норм, ценностей и целей, а значит, разрушается устойчивость общества и оно подвергается угрозе распада, гибели [6, с. 10]. Имеющие сегодня место в России массовые избиения представителями молодежных организаций граждан иных национальностей является ярким подтверждением актуальности предложенного исследования.

Членство в радикальных политических и религиозных группировках удовлетворяет подсознательное чувство протеста значительной массы молодых людей против тотальной коммерциализации всех сфер жизни общества. Экстремистские организации весьма успешно эксплуатируют подсознательную потребность молодых пассионариев в бескорыстном служении идее, в самопожертвовании, в стремлении к подвигу.

Радикалы дают молодежи реальную возможность почувствовать себя дееспособной частью общества, а не только "...новым поколением, выбирающим пепси".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, при даже поверхностном изучении идейных установок вышеупомянутых организаций можно сделать вывод: националисты предлагают вернуться к традиционным правилам общежития, использовать для разрешения конфликтов нормы обычного права (кровную месть и т.д.). Так, например, ваххабиты видят путь решения проблемы в неуклонном соблюдении законов шариата.

Принадлежность к субкультурной идейной

_60

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 4 (31)

парадигме автоматически снимает в неокрепшем сознании молодого человека многие "барьеры", связанные с законностью предпринимаемых им политических действий. С одной стороны, он совершает уголовно наказуемые деяния или призывает к совершению их в отношении "чужих" (т.е. стоящих вне навязываемых его организацией обществу законов), с другой стороны, сам применяет насилие в целях предотвращения или пресечения противоправных (с его точки зрения) действий оппонентов. [3. с.18]

На основании проведенных нами исследований, представляется возможным сформулировать следующий вывод: социокультурный кризис, вызванный коренными изменениями в обществе переходного периода, является фактором, трансформирующим систему нравственно-ценностных ориентаций личности в иную субкультурную конструкцию общественно порицаемого содержания. Источником формирования данной субкультуры в обществе является невысокий уровень общественной культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1978. 629 с.

2.Дмитриев А. В. Конфликтология.: учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. 320 с.

3. Новиков И.А. Молодежный радикализм в условиях мультикультурализма: тенденции и перспективы развития. Научное издание. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2009. 54 с.

4.Михайлов А.П., СергиенкоС.В. Этиология девиантного поведения. (социологический анализ): курс лекций 2-е изд-е. Майкоп: ООО "Качество", 2010. 150 с.

5.. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. Ред. Проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2002. 654 с.

6. Сорокин П.А. Американские миллионеры и мультимиллионеры. Сравнительное статистическое исследование // Социал. исслед. 2003. № 11.

61