Научная статья на тему 'Молодежная субкультура и сложности социализации'

Молодежная субкультура и сложности социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4550
713
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ / НЕФОРМАЛЫ / ПАНКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еремина Алла Геннадьевна

В статье автор раскрывает особенности формирования молодежных субкультур и рассматривает их классификацию. Приводится пример одной из ярчайших подростковых субкультурпанков, что помогает читателю прийти к осмыслению самого понятия молодежной субкультуры, а также даются советы школьного психолога родителям подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежная субкультура и сложности социализации»

Познакомьтесь: подросток

Литература

1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.

2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -М., 1991.

3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростковомолодежных групп. - М., 2000.

4. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.

5. Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч в 6 т., т. 4-й. - М., 1984.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. - Т 2.

7. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис.. канд. психол. наук. - Пермь, 2001. - 18 с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.-1983.

10. Малкина-Пых И. Кризисы подросткового возраста. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

11. Мухина В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста // Развитие личности - 2000. - №1.

12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.

13. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 1988.

14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.

16. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). - 2001. - N 1. - С. 27-32.

17. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1.

18. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2.

19. Фадеев В.В., Мухлынина О.В. Динамика дезадаптационных проявлений у учащихся средней школы // Журнал практического психолога. - 1997. - №5. - С. 40-44.

20. Фролов Ю.И. Психология подростка. - М.: Рос. пед. аг-во, 1997. - 526с.

21. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

22. Эриксон Э.Г Идентичность: юность и кризис. - М.: «Прогресс», 1996. - 340 с.

J

Л

А.Г. Еремина

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И СЛОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Каковы особенности молодежных субкультур?

____________________________________________Г

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности формирования молодежных субкультур и рассматривает их классификацию. Приводится пример одной из ярчайших подростковых субкультур- панков, что помогает читателю прийти к осмыслению самого понятия молодежной субкультуры, а также даются советы школьного психолога родителям подростков.

Ключевые слова: социализация, подростковый возраст, молодежная субкультура, социальная зрелость, ролевой конфликт, неформалы, панки

Вы не заметили, когда ваш ребенок вырос и из спокойного ласкового малыша превратился в груби-яна-подростка? Случается и так. Но если вас все чаще посещает желание наказать ребенка или, что тоже случается, взяться за ремень, остановитесь и подумайте!

Во-первых, не забывайте, что ваш ребенок просто взрослеет, а потому любой ценой старается подчеркнуть свою индивидуальность и спешит доказать, что не является «продолжением» мамы или папы, что он совсем другой, непохожий на них человек. Вспомните

себя в его возрасте и те проблемы, которые возникали у вас с родителями.

Перед взрослеющими детьми стоит непростая задача: показать нам, что они уже не малыши, но при этом мы должны помнить, что они еще и не взрослые. А чтобы стать взрослыми, детям необходимо объяснить себе и окружающим, кто они такие, какое место у них в жизни, проявить самостоятельность и независимость.

Юношеский максимализм - это не выдумки литераторов или детских психологов. У подростков нет в вос-

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

9

Познакомьтесь: подросток

приятии жизни полутонов и чувства меры. Вот и пытаются они попробовать найти себя решительно во всем: меняют стиль одежды, увлечения, друзей... Причем, они сами страдают от неверного выбора, разочарований и неудач, виня в этом всех подряд и взрослый мир в первую очередь.

А как реагируют на такие поиски детей их родители? Чаще всего приходят в ужас при виде новых друзей, прически, впадают в истерику от пирсинга или татуировок и ругаются, кричат, наказывают, пытаясь навязать подросшим детям свои вкусы и представления о жизни. Дети сопротивляются, родители настаивают, и в результате мы получаем типичный конфликт поколений.

Как избежать всего этого и сохранить доверительные отношения с ребенком? Для начала родители должны понять, что учить жизни подростка бесполезно, особенно давить на него, упрекать, подчеркивать его зависимость от родителей, высмеивать неверные шаги и неудачи и пр. Ребенок будет только замыкаться или воспринимать все агрессивно, потому что в переходном возрасте чужой опыт, особенно родительский, как правило, не востребован или даже полностью отвергается.

Естественно, это не означает, что вы должны отстраниться от ребенка и позволить ему самому справляться со всеми проблемами. Постарайтесь говорить с подростком, как с другом. Если между вами и раньше было доверие, большого труда это не составит.

Психологи утверждают: ребенок, у которого с детства были хорошие отношения с родителями, легче преодолевает бунтарский переходный период. А если вы не привыкли разговаривать со своим ребенком по душам, тогда самое время научиться этому!

При общении с подростком соблюдайте несколько правил.

Он считает, что уже стал взрослым, даже если вы так не считаете, постарайтесь не подчеркивать это, а наоборот, принять его позицию и общаться с ним, словно он ваш младший друг. Время бежит, и вы не успеете оглянуться, как он повзрослеет. Тогда-то и будет у вас разговор на равных. А замечания типа: «ты еще маленький и не понимаешь, что так нельзя», «подрастешь - поймешь», «мал еще что-то решать!» - для него сейчас самое страшное оскорбление!

В этом возрасте подросшие дети начинают понимать, что вы не идеальны и тоже можете ошибаться, и для них это открытие может стать тяжким разочарованием. Так что всегда имейте мужество не только признаться в своих ошибках, неправоте, но и объяснить, что идеальных людей не бывает. Если чувствуете, что неправы, не бойтесь попросить у ребенка извинения [5, 6].

И еще, очень важная вещь - если вы хотите быть другом своему ребенку, внимательно прислушивайтесь к тому, что он или она хочет вам рассказать. Вы сможете даже по рассказам о его друзьях, каких-то ситуациях, заботах гораздо лучше узнать все то, что волнует, беспокоит, напрягает вашего ребенка и вовремя ему помочь, если в этом возникнет необходимость.

Теперь рассмотрим понятие подросткового возраста с научной точки зрения.

В подростковом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности [2].

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки переходят к сдержанному послушанию - скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние -мировоззренческие - этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни [6]. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом;

- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;

- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

10

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Познакомьтесь: подросток

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т. д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками,распорядителями,производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество -не что иное, как попытка играть роль взрослых.

Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым» [4]. Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми [1,3].

Итак, мы рассмотрели трудности социализации в подростковый период и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.

Теперь перейдем к следующему вопросу: влияние субкультуры на становление личности подростка.

Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность

институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

В процессе социализации у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры [2, 6]. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных.

Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и, прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество -такова и молодежь, а, следовательно, и молодежная субкультура.

Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадапти-рованности (в некоторых случаях опосредованно) -и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования [5, 6]. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось, - наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Пока воспитание понимается только как процесс передачи чего-то от старших младшим: передачи опыта, знаний, убеждений, ценностей, т. е. именно как процесс подготовки к жизни, в котором молодое поколение, наследуя, должно быть похожим на своих родителей, - ответственность за его результаты берут на себя взрослые - родители, воспитатели, учителя с их постоянным контролем, опекой, назиданиями, и молодой человек постоянно находится в двойствен-

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

11

Познакомьтесь: подросток

ном положении: его призывают к самостоятельности, трезвости суждений и одновременно поощряют не инициативу и активность, а послушание и исполнительность, порождая, таким образом, феномен социального инфантилизма.

К счастью, человеку вообще, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так как у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было «до нас».

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Таким образом, субкультура является одним из важнейших факторов влияния на молодёжь и задачей педагогов, родителей и общества в целом, сделать это влияние положительным. Какой она бывает? Рассмотрим один из ярких примеров молодежной субкультуры: панков.

История возникновения и сущность «Панков»

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической).

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».

Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее [2]. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения. Вкратце перечислим их.

1. Музыкальные неформальные молодёжные организации. (Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.)

2. Неформальные организации в спорте. (Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты, а также рокеры)

3. Философствующие неформальные организации. (Выделяются среди них хиппи.)

4. Политические неформальные организации. (В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию)

К последней группе, политическим неформальным организациям, относятся панки.

Если рассматривать «Панк» в более широком смысле, то он относиться и к музыкальной группе неформальных организаций.

Музыка для панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощью музыки, панки выражают свое мировоззрение.

Панк, панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk -отбросы) - контркультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой

12

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Познакомьтесь: подросток

были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распространился по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людей на рынке труда. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов. Отсюда началась новая волна. Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают, как правило, подростки мужского пола.

Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению.

Истоки «Панков».

«Панк берет свое начало с середины 70-х годов 20-го столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодежных команд, исполняющих рок-н-ролл» - говорится в статье «Потерянное поколение» на сайте журнала Volkey.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв.

Связующим звеном между движением панков и предыдущим поколением битников выступила «крёстная мать панк-движения», Патти Смит.

Внешний вид.

Некоторые молодые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью. Идеологом внешнего вида панков была английский дизайнер Вивьен Вествуд, которая внесла атрибутику панков в массы и модную индустрию.

Некоторые панки предпочитают веселые прически c разноцветными стоящими торчком волосами, нередко с выбритыми волосами или ирокезами. Панки существенно повлияли на парикмахерское искусство введя смелый яркий окрас волос и асимметричные прически. Моду на ирокезы ввела британская группа The Exploited.

Аксессуары: цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или различного рода высказываниями.

Удобная городская одежда: футболка (часто черного цвета), куртка (обычно «косуха»), джинсы, кеды, кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко специально порванная и потертая, снабженная иногда провокационными прокламациями.

Некоторые девушки-панки (панкуши) используют вызывающе-сексуальный имидж (яркий макияж, начес волос, короткие юбки, рваные колготки или чулки). Родственные субкультуры.

Скинхэды - молодежная субкультура шестидесятых годов, получившая «второе рождение» во времена панка. Музыка традиционных скинхэдов - Ска, Oi!, Рокстеди и Регги.

Моды - предшественники и современники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов - Ска, Соул.

Rude boys - ямайская молодежь, предшественники и современники панков и традиционных скинхедов. Оказали влияние на внешний вид и музыкальные пристрастия тех и других. Музыка рудбойз - Ска и Рокстеди.

Straight edge»^! - субкультура, порождённая ранней американской панк/хардкор-сценой начала 80-х, характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя и табака, а также от беспорядочных половых связей.

Готы - близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-»ирокезы», но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на чёрный гуталин.

В заключение хотелось бы поблагодарить учащихся, которые помогли автору данной статьи найти информацию о молодежных субкультурах.

Литература

1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. - М., 2001. - 29 с.

2. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Вып. IV. - М., 1995. - С. 117132.

3. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. - 94 с.

4. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984.

5. Мухина В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста // Развитие личности - 2000. - №1.

6. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - №5.

7. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе, 1972.

8. http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2007/intpsy150607. html

9. http://mirtestoff.ru/util/index.php?f=79

10. http://revolution.allbest.ru/sociology/00009184_0.html

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.