Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2556
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социум / законодательство / молодежь / государство / программа / общество / источники / политика / society / legislation / youth / state / program / sources / policy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тимошенко Ирина Гаврииловна, Пилипенко Анатолий Николаевич, Касаткина Наталья Михайловна, Трещетенкова Наталья Юрьевна, Чурсина Татьяна Игоревна

В статье рассматриваются основные направления молодежной политики зарубежных государств, которая в последние годы становится одним из приоритетных направлений государственной политики в целом. В общем контексте демографических изменений в мире, высокого уровня безработицы среди молодежи, негативного влияния на молодежь военных конфликтов, радикализации социума ряда стран особенно остро ощущается уязвимость именно молодежной части общества. Молодежь вынуждена искать способы адаптации, социализации, обеспечения достойного уровня и повышения качества жизни. Реакцией определенной части молодежи на указанные негативные процессы становится появление экстремистских молодежных групп, рост алкоголизма, наркомании и преступности среди молодежи, что ставит государство перед необходимостью разработки эффективной системы мер, направленной на предупреждение указанных общественных явлений, защиту политических, трудовых, социальных и культурных прав молодежи. В зарубежной практике сложились два основных подхода к реализации молодежной политики. Первый базируется на признании ответственности государства за успешное вхождение молодежи в жизнь общества. Второй подход предполагает, что главный упор в практической реализации молодежной политики, основы которой определены государством, должен быть сделан на негосударственные организации, деятельность которых осуществляется главным образом за счет привлечения финансирования из различных негосударственных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тимошенко Ирина Гаврииловна, Пилипенко Анатолий Николаевич, Касаткина Наталья Михайловна, Трещетенкова Наталья Юрьевна, Чурсина Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH POLICY IN MODERN FOREIGN STATES

The basic directions of youth policy of foreign countries, which in recent years has become one of the priority directions of the state policy in general are considered in the article. In the overall context of demographic change in the world, high unemployment among young people, negative impact on the youth of military conflicts, the radicalization of the society in the number of countries it is particularly acute vulnerability of youth part of society. Young people have to look for ways to adapt, socialize, provide a decent standard and increase quality of life. The reaction of some youth to these negative developments is the emergence of extremist youth teams, growth of alcoholism, drug abuse and youth crime that puts the state to the need for the development of an effective system of measures aimed at the prevention of these social phenomena, the protection of political, labor, social and cultural rights of young people. In foreign practice there are two basic approaches to the implementation of youth policy. The first is based on the recognition of the State’s responsibility for the successful entry of young people into society. The second approach assumes that the main emphasis in the practical implementation of youth policy, the basic grounds of which are defined by the state, should be emphasised on non-governmental organizations whose activities are carried out mainly by attracting funding from various nongovernmental sources.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

ТИМОШЕНКО Ирина Гаврииловна, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

ПИЛИПЕНКО Анатолий Николаевич, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

КАСАТКИНА Наталья Михайловна, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

ТРЕЩЕТЕНКОВА Наталья Юрьевна, старший научный сотрудник отдела зарубежного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

ЧУРСИНА Татьяна Игоревна, заместитель заведующего центра научных изданий, научный сотрудник отдела зарубежного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

ЛЕЩЕНКОВ Феликс Артемович, научный сотрудник отдела зарубежного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: foreign2@izak.ru

В статье рассматриваются основные направления молодежной политики зарубежных государств, которая в последние годы становится одним из приоритетных направлений государственной политики в целом. В общем контексте демографических изменений в мире, высокого уровня безработицы среди молодежи, негативного влияния на молодежь военных конфликтов, радикализации социума ряда стран особенно остро ощущается уязвимость именно молодежной части общества. Молодежь вынуждена искать способы адаптации, социализации, обеспечения достойного уровня и повышения качества жизни. Реакцией определенной части молодежи на указанные негативные процессы становится появление экстремистских молодежных групп, рост алкоголизма, наркомании и преступности среди молодежи, что ставит государство перед необходимостью разработки эффективной системы мер, направленной на предупреждение указанных общественных явлений, защиту политических, трудовых, социальных и культурных прав молодежи. В зарубежной практике сложились два основных подхода к реализации молодежной политики. Первый базируется на признании ответственности государства за успешное вхождение молодежи в жизнь общества. Второй подход предполагает, что главный упор в практической реализации молодежной политики, основы которой определены государством, должен быть сделан на негосударственные организации, деятельность которых осуществляется главным образом за счет привлечения финансирования из различных негосударственных источников.

Ключевые слова: социум, законодательство, молодежь, государство, программа, общество, источники, политика.

YOUTH POLICY IN MODERN FOREIGN STATES

I. G. TIMOSHENKO, leading research fellow of the department of foreign public law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences

A. N. PILIPENKO, leading research fellow of the department of foreign public law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences

N. M. KASATKINA, leading research fellow of the department of foreign public law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences

N. Yu. TRESHCHETENKOVA, senior research fellow of the department of foreign public law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

T. I. CHURSINA, deputy head of the center of scientific publications, research fellow of the department of foreign public law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

F. A. LESHCHENKOV, research fellow of the department of foreign public law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: foreign2@izak.ru

The basic directions of youth policy of foreign countries, which in recent years has become one of the priority directions of the state policy in general are considered in the article. In the overall context of demographic change in the world, high unemployment among young people, negative impact on the youth of military conflicts, the radicalization of the society in the number of countries it is particularly acute vulnerability of youth part of society. Young people have to look for ways to adapt, socialize, provide a decent standard and increase quality of life. The reaction of some youth to these negative developments is the emergence of extremist youth teams, growth of alcoholism, drug abuse and youth crime that puts the state to the need for the development of an effective system of measures aimed at the prevention of these social phenomena, the protection of political, labor, social and cultural rights of young people. In foreign practice there are two basic approaches to the implementation of youth policy. The first is based on the recognition of the State's responsibility for the successful entry of young people into society. The second approach assumes that the main emphasis in the practical implementation of youth policy, the basic grounds of which are defined by the state, should be emphasised on non-governmental organizations whose activities are carried out mainly by attracting funding from various nongovernmental sources.

Keywords: society, legislation, youth, state, program, sources, policy.

DOI: 10.12737/17169

Молодежная политика становится одним из приоритетных направлений государственной политики в зарубежных государствах1. Это обусловлено комплексом процессов мирового развития и современными вызовами, затрудняющими адаптацию молодого поколения к взрослой жизни. В условиях глобализации, создающей новые возможности для общества и обогащающей национальное многообразие, одновременно возникают проблемы, особенно остро влияющие на молодежь, вынужденную искать способы адаптации, социализации, обеспечения достойного уровня и качества жизни.

Демографические проблемы, высокий уровень без -работицы среди молодежи, негативное влияние военных конфликтов, радикализация социума ряда стран порождают уязвимость представителей данной части общества. Реакцией на эти процессы являются появ -ление экстремистских молодежных групп, рост алкоголизма, наркомании и преступности среди молодежи. Это ставит государство перед необходимостью разработки системы мер, направленных на преодоление негативного воздействия на молодых людей указанных факторов и создание условий для их оптимального вхождения в социальную жизнь. В связи с этим приоритетом государственной политики становится обеспечение социальной интеграции, трудовой занятости, поддержка молодых семей, развитие молодежного здравоохранения, культуры, спорта и т. д.

1 См.: Меркулов П. А. О новых концептуальных подходах к изучению исторического опыта формирования государственной молодежной политики // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1; Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2007. № 4; Зе-ленкова М. М. Молодежная политика в России и зарубежных странах // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6; Социально-молодежная работа: зарубежный опыт: учеб.-метод. пособие. М., 1997; Петрищев В. И., Грасс Т. П., Алек-сеенко И. В. Семья—институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и в Новой Зеландии // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 383—392.

Государственная молодежная политика современных зарубежных государств — это система государственных приоритетов и мер, предусматривающих создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах государства. Такие меры призваны содействовать социально-экономическому и культурному развитию страны, обеспечению сплоченности общества, повышению конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности, достижению более высокого уровня благосостояния населения в целом. От успешности реализации государственной молодежной политики зависят стабильность государства в целом и его прогрессивное развитие.

Разработка основ молодежной политики и их реализация — не только национальная, но и международная задача, находящаяся в фокусе деятельности международных организаций. В сфере молодежной политики на современном этапе развивается активное межгосударственное сотрудничество, обмен опытом по вопросам формирования государственной молодежной политики и методов ее реализации.

Государственной молодежной политике уделяется большое внимание как универсальными, так и региональными международными организациями. Значительная роль принадлежит Организации Объединенных Наций, принявшей с начала 1960-х гг. ряд документов, закрепивших новые принципы отношения к молодежи, в которых забота о молодом поколении была провозглашена в качестве одной из важнейших задач. При этом проблемы молодежи находят отражение в деятельности не только ООН, но и ее специализированных организаций, в частности ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ.

На региональном уровне значительное внимание молодежной политике уделяют Совет Европы и Европейский Союз. Одним из важнейших документов Совета Европы по рассматриваемой тематике стала Европейская хартия об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне 1992 г. В ней, в частности, подчеркивается необходимость

более широкого привлечения молодежи к деятельности местной администрации, а также органов местного самоуправления. Это направление молодежной политики активно развивалось в последующий период и сегодня является одним из ведущих направлений деятельности многих европейских государств.

Одна из актуальных проблем европейской молодежи — ее трудоустройство. Совет ЕС в 2013 г. одобрил Концепцию «Гарантии для молодежи», подготовленную Европейской комиссией. В соответствии с ней государства — члены Евросоюза обязаны, начиная с 2014 г., предусмотреть в национальном законодательстве программу гарантий, обеспечивающих всем молодым людям в возрасте до 25 лет возможность найти свое место на рынке труда.

Нормативно-правовое регулирование молодежной политики в зарубежных странах. Молодежная политика отдельных зарубежных государств реализуется на основе программных документов, законодательных и подзаконных актов в рассматриваемой сфере. Эти документы определяют основные направ -ления, формы и способы реализации указанной политики, в том числе необходимое информационное, финансовое и организационное обеспечение.

Обобщая положения стратегий, программ, основ, планов развития и иных основополагающих документов о молодежной политике зарубежных государств, можно констатировать, что стратегическими векторами молодежной политики в современных государствах являются:

информирование молодежи о ее правах и обязанностях, содействие ее интеграции в общество;

создание государством условий, необходимых для полноценного и всестороннего развития молодежи;

развитие социальной активности молодежи, поддержание молодежных организаций и инициатив;

защита молодежи от негативных политических, экономических, социальных, духовных факторов.

Эти векторы определяют и основные области законодательного регулирования молодежной политики и охраны прав молодежи в зарубежных странах. К ним можно отнести:

в сфере личных прав — защиту жизни, достоинства, личной неприкосновенности, безопасности детей и молодежи;

в сфере политических прав — защиту от любых форм дискриминации, создание условий для реализации права на участие в политической и общественной жизни лично или через молодежные политические и иные общественные объединения;

в сфере социальных и экономических прав — обес -печение права на работу с выплатой соответствующей заработной платы, равных условий труда и равной оплаты за равный труд, соблюдения возрастных ограничений в отношении продолжительности рабочего дня и характера работы, социальной поддержки детей и подростков из неблагополучных семей,

права на медицинскую помощь и реабилитацию в случае болезни, несчастного случая и др., права на бесплатное базовое образование и дальнейшее обучение, права на досуг, доступ к культурным и спортивным объектам.

Основополагающие нормы об охране прав молодежи в том или ином объеме закрепляются конституциями зарубежных государств (Италии, Испании, Португалии, Хорватии, Словакии, ФРГ, КНР). Так, Основной закон ФРГ 1949 г. гарантирует защиту интересов молодежи в информационной среде (ст. 5). Ограничение свободы передвижения в целях охраны молодежи от беспризорности установлено ст. 11. Отступление от гарантированной конституцией неприкосновенности жилища допускается, если того требуют интересы детей и молодежи (ст. 13).

Законодательная регламентация молодежной политики зарубежных государств отличается разнообразием подходов.

В отдельных государствах приняты законы о защите и поддержке молодежи, определяющие основные направления молодежной политики (Нидерланды, Финляндия). При этом отдельные аспекты защиты прав молодежи регламентируются и иными законодательными актами.

Так, в ФРГ Закон о защите молодежи 1951 г. регулирует такие вопросы, как: охрана молодежи от негативного влияния в обществе (ограничения на посещение определенных заведений, запрет на реализацию табачной и алкогольной продукции молодым людям и т. д.); защита молодежи в информационном пространстве (возрастные ограничения на определенную информацию в телемедийных или иных источниках); статус и полномочия специальных органов по работе с молодежью, например Федерального комитета по информации, потенциально опасной для молодежи; полномочия федерального правительства ФРГ по изданию правил, связанных с ограничением потенциально опасной для молодежи информации, и др. Одновременно конкретизация отдельных аспектов защиты прав молодежи осуществляется и иными актами. В свою очередь, Социальный кодекс ФРГ содержит специальный раздел, посвященный социальной защите молодежи. В частности, разд. 8 регламентирует социальную защиту и поддержку молодежи, в том числе льготы и привилегии для детей и молодежи; правила, касающиеся опеки, попечительства и приемных семей, а также защиты информации, связанной с опекой и попечительством; компетенцию государственных органов социальной защиты; государственное финансирование и возмещение расходов; формы взаимодействия государственных органов и организаций в сфере социальной поддержки молодежи; волонтерскую деятельность в социальной сфере.

Законодательство большинства государств отличается множественностью актов в соответствующей сфере. В этом случае цели правового регули-

рования достигаются путем принятия ряда отраслевых и межотраслевых актов, направленных на формирование и осуществление отдельных аспектов молодежной политики, защиту прав молодежи в определенных областях (Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Франция)2. В государствах с федеративной формой государственного устройства законодательство о молодежи принимается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации либо только на уровне субъектов федерации3.

Следует отметить, что в настоящее время за рубежом расширяется практика регламентации вопросов молодежной политики и форм ее реализации на местном уровне. При ее осуществлении особый акцент делается на усилия муниципальных органов власти как наиболее приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социально-экономические, этнические и иные особенности населения территории, где формируется и реализуется политика в отношении молодежи.

В осуществлении основных направлений молодежной политики важная роль отводится различным специальным программам и проектам, имеющим практическую направленность и предусматривающим специальные виды деятельности по поддержке молодежи в различных сферах.

Так, во Франции государством и общественными организациями реализуется обширный пакет целевых молодежных программ, которые направлены на поддержку молодежных инициатив, позволяющих подросткам и молодежи активно участвовать в жизни местных сообществ, на повышение социальной стабильности, уровня доверия молодежи к власти, профессиональную и социальную интеграцию. В сфере трудовых прав действует программа, нацеленная на предоставление молодым людям, не имеющим трудового опыта, постоянного места работы и возможности сделать карьеру и др.

2 Подробнее см., например: Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах / отв. ред. В. И. Лафитский, И. Г. Тимошенко. М., 2015; Открытое правительство за рубежом: правовое регулирование и практика / отв. ред. И. Г. Тимошенко. М., 2015; Лещенков Ф. А. Защита детей от потенциально опасной информации в соответствии с правом Федеративной Республики Германия // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2. С. 304—306; Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н. А. Голованова. М., 2011.

3 Подробнее см.: Чурсина Т. И. Распределение полномочий между Австралийским Союзом и штатами // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 3. С. 144—149; Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3: Правовые системы Азии / под ред. В. И. Лафитского. М., 2013.

Национальная программа по предоставлению поддержки молодым людям в возрасте от 11 до 30 лет способствует проявлению инициативы в сфере предпринимательства и создания нового бизнеса, культурного и научного творчества. Реализуется также ряд специальных целевых проектов. Так, в сфере культуры действуют проекты по поддержке молодежного кинематографа, молодежных досуговых центров и спортивных учреждений с целью обеспечения льготных условий для занятий спортом, по созданию спе -циализированных информационно-консультационных центров.

В Великобритании программа «Стремление к наилучшим достижениям» 2007—2017 гг. разработана для оказания всестороннего содействия молодежи, особенно из неблагополучных семей, в развитии способностей и практических навыков позитивной, общественно полезной социальной деятельности. Она предусматривает создание конкретных организационно-правовых механизмов, обеспечивающих: вовлечение молодежи в мероприятия, способствующие развитию активной гражданской позиции и формированию навыков социального взаимодействия; учет мнения молодежи по вопросам создания и улучшения деятельности молодежных служб, осуществляющих финансирование молодежных мероприятий; обустройство и оснащение мест для досуга и занятий спортом, а также проведение благотворительных, культурных и экологических акций.

Программа «Содействие молодежи в реализации ее потенциала» 2013 г. характеризуется междисциплинарным подходом к решению молодежных проблем, предусматривая работу по таким направлениям, как:

совершенствование системы образования путем повышения качества образования и обучения в государственных школах, расширения числа негосударственных школ, усиления внимания к учащимся со специальными потребностями, контроля за целевым использованием средств, выделяемых школам;

расширение возможностей получения молодыми людьми среднего общего и специального профессионального образования;

развитие деятельности местных молодежных советов (более 600 по стране);

сокращение молодежной преступности и совершенствование работы с несовершеннолетними правонарушителями;

создание благоприятных условий для трудоустройства и роста благосостояния молодых людей;

улучшение услуг здравоохранения и организации спорта и досуга для молодежи.

Государственные органы и организации, ответственные за реализацию молодежной политики в зарубежных государствах. Организационные аспекты молодежной политики, проводимой зарубежными государствами, в конечном счете зависят от отноше-

ния государства к социальной сфере в целом. По существу, можно выделить две основные модели: американскую либеральную модель (США), где прямое вмешательство государства в социальную сферу минимально и носит, как правило, опосредованный характер; европейскую модель, конституционно закрепившую идею социального государства, где последнее активно участвует в решении социальных проблем, в том числе в проведении молодежной политики. В ряде государств применяется модель, содержащая черты обеих названных моделей. Она характеризуется приоритетным участием государства в определении и проведении молодежной политики, где решение проблем молодежи носит дисперсионный характер, т. е. возложено на отраслевые министерства в пределах их компетенции.

Американская модель. Исторически в США молодежная политика основывается на минимальном участии государственных структур в реализации молодежной политики. Лишь в 1978 г. была выдвинута задача формулирования концепции молодежной политики на федеральном уровне и создан Институт мо -лодежной политики США (далее — ИМП), который в основном занимается наблюдением за процессом реализации программ Федерального правительства по оказанию содействия развитию молодежи, анализом этих программ, проектов законов и т. п.

Изначально ИМП был создан в качестве национальной некоммерческой организации, занимающейся борьбой с бедностью и исследованием вопросов, касающихся молодежи. Далее были разработаны первые национальные программы борьбы с нищетой, в которых местные организации могли реализовывать финансируемые из федерального бюджета программы.

В период с 1995 по 2000 г. ИМП стал одной из ведущих организаций по оказанию правовой поддержки лицам с низким доходом. Среди многочисленных сфер деятельности ИМП — реализация ряда программ по образованию, социальному обеспечению и содействию в трудоустройстве молодежи посредством выделения грантов в ряде городов США.

На уровне штатов молодежная политика разрабатывается Национальной конференцией законодателей штата. Так, на заседаниях была разработана программа по сокращению бездомных лиц среди молодежи.

Социальная работа с молодежью в США проводится в рамках государственных и негосударственных программ поддержки молодежи. Социальные услуги включают такие виды помощи студентам и преподавателям, как оказание им материальной поддержки разово или в течение определенного времени в зависимости от создавшейся ситуации. В частности, социальная помощь может осуществляться при заболе -вании или получении травм, необходимости консультирования и профессионального руководства в случаях плохой успеваемости, академического отпуска,

конфликтов с преподавателями, семьей, сокурсниками, а также для решения личных проблем.

В США создание органов самоуправления в учреждениях образования осуществляется с целью обеспечения возможностей влияния молодежи на принятие решений, непосредственно касающихся их жизни, а также приобретения необходимых социальных, культурных, коммуникативных, управленческих навыков.

Также в США активно действуют механизмы привлечения коммерческого сектора, в том числе частных благотворительных организаций, к участию в реализации программ и проектов молодежной политики. Акцент в данном случае сделан на выявлении интересов каждой стороны, использовании возможных форм и методов совместной работы.

Европейская модель. В Германии разработку и об -щее руководство молодежной политикой осуществляет Министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи. Вместе с тем отдельные направления государственной молодежной политики требуют участия других министерств и иных органов государственной власти Германии. Многие вопросы государственной молодежной политики решаются на региональном уровне.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется как государственными, так и негосударственными органами и организациями. К первой категории органов относится немецкий парламент — Федеральное собрание ФРГ, органы исполнительной власти, органы власти земель и органы местного самоуправления. Все они осуществляют реализацию молодежной политики в пределах своей компетенции. Отдельные полномочия могут быть делегированы, что должно быть отражено в законодательстве.

К негосударственным органам можно отнести Федеральный совет молодежи и отдельные молодежные организации. Федеральный совет объединяет молодежные организации для совместного решения актуальных вопросов и представительства интересов молодежи. Молодежные организации обеспечивают реализацию интересов либо отдельных категорий молодежи (рабочая молодежь, студенты и др.), либо молодежи в целом. В своей деятельности молодежные организации активно сотрудничают с органами государственной власти и местного самоуправления, международными организациями и отдельными должностными лицами и гражданами. Молодежные организации получают целевое финансирование из средств региональных бюджетов (реже — федерального бюджета).

Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи и спорта при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерства культуры и коммуникаций, которое имеет региональные и департаментские управления,

ответственные за реализацию молодежной политики на местах.

Ответственность за реализацию политики по вопросам молодежи разделена между территориальными уровнями управления: государством, регионами, департаментами и коммунами. Министерство по делам молодежи и спорта разрабатывает и реализует государственную политику по вопросам молодежи, спорта и развития общественной жизни. Данное Министерство также отвечает за межведомственную координацию проектов, осуществляемых в этих областях.

Для выполнения своей миссии центральный аппарат Министерства по делам молодежи и спорта подразделяется на три основных сектора: департамент спорта; департамент молодежи и народного просвещения; департамент общественной жизни, занятости и подготовки кадров. Деятельность указанного Министерства осуществляется в сотрудничестве с другими государственными административными органами, территориальными администрациями, социально-экономическими объединениями, которые содействуют укреплению и реализации политики по вопросам молодежи, спорта и ассоциативной жизни.

Кроме того, во Франции действует Национальный совет молодежи, подотчетный министру по делам молодежи. Этот орган проводит консультации и вносит предложения по вопросам молодежи. Он также может проводить исследования и вносить предложения по любым проблемам экономического, социального или культурного характера. В обязанность Совета входит представление ежегодного отчета о деятельности для каждой из палат парламента. Декретом Государственного совета Франции определяются состав Совета и условия назначения его членов.

Национальный совет молодежи, возглавляемый министром по делам молодежи и спорта и объединяющий представителей политических, гражданских, профсоюзных молодежных структур, может вносить инициативные предложения по актуальным молодежным вопросам. Советы молодежи действуют как в департаментах, так и во многих муниципалитетах. Вышеперечисленные организации, ответственные за проведение молодежной политики, решают в первую очередь самые насущные проблемы представителей данной категории населения страны.

Важную роль в отношении обеспечения молодежной политики играют неправительственные организации, так как они работают в тесном контакте с мо -лодежью. Общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся в Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются во Франции как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов.

В Нидерландах в 2007 г. впервые было создано Министерство по делам молодежи и семьи, основная за-

дача которого — координация усилий всех государственных и негосударственных объединений (органов, организаций, союзов и иных формаций) для совместного решения вопросов, касающихся благоприятной среды для молодежи. Ряд вопросов указанное Министерство решает самостоятельно, без непосредственного привлечения иных органов, однако постоянно с ними консультируется. Следует отметить, что молодежная политика Нидерландов до момента создания данного Министерства регулировалась преимущественно программой «Операция "Молодежь"», разработанной правительством и действо -вавшей с 2004 по 2006 г. Программа была направлена на усиление и оптимизацию сотрудничества государственных органов для разработки наиболее эффективной модели государственной молодежной политики и ее внедрения. Многие положения старой программы легли в основу деятельности Министерства.

Помимо Министерства по делам молодежи и семьи в разработке и реализации государственной молодежной политики задействованы такие государственные органы, как Министерство здравоохранения, социального обеспечения и спорта, Министерство юстиции, Министерство образования, культуры и науки, Министерство труда и социальных вопросов. Все они осуществляют свою деятельность в рам -ках полномочий, разрабатывая и реализуя отдельные направления государственной молодежной политики при поддержке и под общим руководством Министерства по делам молодежи и семьи. В целом основы молодежной политики Нидерландов определяются голландским парламентом. Кроме того, важную роль в разработке и реализации молодежной по -литики играют провинциальные и муниципальные органы. Провинциальные органы отвечают преимущественно за разработку и реализацию молодежной политики в области защиты прав и интересов детей и подростков, а муниципалитеты занимаются молодежной политикой в целом.

Смешанная модель. Ряд государств в мире проводят политику в отношении молодежи, сочетающую элементы как американской, так и европейской модели. Например, в Новой Зеландии сложившаяся в последние десятилетия система органов, отвечающих за реализацию молодежной политики, соответствует характеристикам органов, созданных как в Европе, так и в Америке. В этой стране вследствие многопланово -сти обязательств, которые взяло на себя государство в отношении молодежной политики, ее реализацию трудно было бы поручить одной правительственной организации. Министерство по вопросам образования и Министерство по вопросам здравоохранения взяли на себя обязательства по предоставлению публичных услуг в данных областях. Защитой молодых людей, в отношении которых совершаются акты насилия, а также тех, которые находятся в зоне риска, в настоящее время занимается Агентство по вопро-

сам детей, молодежи и семьи. Это Агентство является функциональным подразделением Министерства социального обеспечения.

Задачей Агентства является мониторинг ситуации в отношении детей, находящихся в зоне риска. При наличии серьезных оснований считать, что молодой человек требует особого внимания, Агентство обязано предпринять необходимые меры для его защиты. Агентство также находится в постоянном контакте с полицией и судебными органами. Кроме того, молодым людям, которым требуется защита от их родителей, Агентство предоставляет в сотрудничестве с местными органами различные виды услуг, а также оказывает финансовую поддержку. В своей деятельности Агентство постоянно контактирует с различными органами коммун.

В 2006 г. были проведены структурные изменения в системе органов, отвечающих за реализацию Закона о детях, молодежи и семье 1989 г. Департамент и подразделения Министерства социального обслуживания, занимающиеся проблемами молодежи, были объединены.

Привлечение молодежи к делам отдельных коммун осуществляет в настоящее время Министерство по вопросам молодежи. Оно оказывает содействие молодым гражданам в приобретении знаний и опыта для активного участия в политической и экономической жизни коммуны. Одна из задач Министерства состоит в информировании компетентных органов о тех проблемах, с которыми сталкивается молодежь, а также оказание ей содействия в их решении. Кроме того, на данное Министерство возложены обязанности по созданию центров развития молодежи. Министерство подготавливает и обеспечивает реализацию различных программ, в которых принимает участие молодежь.

Защитой интересов молодежи также занимается комиссионер (омбудсмен) по вопросам детей. В круг обязанностей омбудсмена входят: проведение расследований в отношении принимаемых или рекомендуемых решений в отношении детей; мониторинг выполнения предписаний, предусмотренных Законом о детях, молодежи и семье 1989 г.; дача рекомендаций министру, отвечающему за реализацию положений указанного Закона; контроль за реализацией положений Конвенции о запрете пыток 1984 г.; содействие постоянному вовлечению компетентных органов в решение проблем, связанных с защитой интересов детей и молодежи; доведение до сведения компетентных органов мнения молодежи по различным вопросам; поддержание функционирования прямой линии связи между молодыми людьми и различными ведомствами; обеспечение проведения различных исследований по вопросам улучшения условий труда и повышения заработной платы молодежи.

Большую работу по вовлечению молодежи в процессы принятия решений в стране, и прежде всего на

местном уровне, осуществляют такие организации, как советы молодежи коммун. Эти органы привлекают молодежь к участию в различных направлениях деятельности коммун, оказывают помощь молодежи в формировании лидерских качеств.

Координацию деятельности советов молодежи осуществляет Министерство по вопросам молодежи. Со -трудники Министерства поддерживают постоянные контакты с местными отделениями советов молодежи, информируя их о мероприятиях, которые проводятся по вопросам молодежной политики по всей стране, а также обращают их внимание на положительный опыт различных молодежных организаций.

В Великобритании общее руководство системой общенациональных органов по реализации молодежной политики осуществляет Управление по делам Кабинета. С 2013 г. на него же возложена координация деятельности всех департаментов правительства, ответственных за реализацию различных направлений молодежной политики, а также негосударственных организаций, местных органов, бизнес-структур, частного сектора. Возглавляет это направление министр гражданского общества (один из нескольких министров, действующих в Управлении по делам Кабинета), который несет ответственность за формирование и осуществление молодежной политики.

Управление по делам Кабинета курирует наиболее важные общенациональные молодежные программы и проекты, в частности проект по усилению взаимодействия общественных организаций и правительственных департаментов в вопросах формирования межпарламентских планов, разработанных с учетом общественного молодежного сектора. Это программа широкого стратегического партнерства, финансируемая из бюджета.

В реализации молодежной политики участвуют также Департамент образования, Департамент здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Департамент занятости и пенсий, Департамент бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки в соответствии с их компетенцией.

Контрольным органом, ответственным за реализацию молодежной политики, является Департамент об -разования. Он действует в этом направлении с 2010 г., т. е. с того момента, когда в результате организационных реформ был ликвидирован Департамент по делам детей, школ и семей (2007—2010 гг.). Ежегодный бюджет этого органа составляет 57,6 млрд фунтов стерлингов. В компетенцию указанного Департамента входит реализация политики в отношении детей и молодых людей в возрасте до 19 лет, в том числе вопросы, касающиеся защиты детей и получе -ния образования.

В Департаменте образования под общим руководством государственного секретаря действуют структуры под эгидой государственного министра по делам школ, в ведении которого находятся вопросы, связан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные с приемом в школу, успеваемостью, школьной отчетностью, осуществлением контроля, модернизации и финансирования школ, с финансовой поддержкой молодежи, со стратегией преодоления детской бедности, а также государственного министра по делам профессионального обучения и производства, который ведает вопросами профессиональной подготовки, включая трудовые стажировки лиц в возрасте от 16 до 19 лет.

Кроме того, другие департаменты реализуют отдельные направления молодежной политики. Департаментом здравоохранения в связи с растущей озабоченностью здоровьем молодых людей, в том числе психическим, были приняты отдельные стратегии по развитию медицинских услуг — как профилактических, так и лечебных.

В результате внедрения специальных молодежных программ медицинские учреждения стали предоставлять молодежи более квалифицированные услуги по преодолению наркотической и алкогольной зависимости. Проводится организационная и разъяснительная работа по использованию противозачаточных средств. Введены более жесткие ограничения в отношении продажи табачной и алкогольной продукции.

Инициативы последнего десятилетия привели к более интенсивному развитию органов и служб по работе с молодежью, увеличению финансирования и расширению доступа к профессиональной подготовке по работе с молодежью. Около 30 вузов организовали курсы повышения квалификации для лиц, желающих получить соответствующую специальность (допуск к получению специальности по организации работы с молодежью введен в 2010 г.). Кроме того, существует много специалистов, работающих с молодежью на условиях неполной занятости, и около полумиллиона волонтеров.

В Австралии на федеральном уровне поддержку се -мей и детей в рамках специальных программ по пре -доставлению услуг, пособий и выплат осуществляет Департамент социального обеспечения Австралии. Поддержка предоставляется в виде грантов и иных форм финансирования организациями, оказывающими услуги в сфере социального обеспечения семьям.

В рамках финансирования Департаментом социального обеспечения Австралии действует Австралийский институт изучения семьи, исследования которого направлены на развитие различных форм социальной поддержки детей, молодежи и семьи.

В Национальной стратегии защиты молодых австралийцев 2009—2020 гг., принятой Советом австралийских правительств в 2009 г., одной из поставленных задач было учреждение комиссаров по правам детей и молодежи. В функции этих должностных лиц входит обеспечение защиты прав детей и молодежи в целях повышения их роли в обществе. Основными задачами таких должностных лиц являются исследование особенностей молодежной политики каж-

дого штата Австралии, изучение и анализ законодательства о защите и социальном обеспечении детей и молодежи и пропаганда его основных положений в широких слоях общества. Создание такой независимой должности во всех штатах и территориях обеспечило возможность выступать от имени и в интересах детей лицам, специально уполномоченным законом отстаивать их права.

В Польше на общенациональном уровне нет ни министерства, ни иного ведомства, которые бы ком -плексно решали проблемы молодого поколения. Однако права молодежи четко сформулированы на законодательном уровне в отраслевых законах об образовании, о здравоохранении, труде, спорте и физической культуре и т. п. Как правило, в каждом из профильных министерств существует подразделение (департамент, бюро), сферой деятельности которого является выявление и защита интересов молодого поколения.

В отдельных областях предусматривается создание специализированных государственных органов, оказывающих помощь молодежи в реализации ее прав и интересов. В качестве примера укажем на весьма эффективную работу добровольных трудовых отрядов. Закон определяет их как один из институтов рынка труда, спрофилированных на защиту интересов молодежи в возрасте от 15 до 25 лет.

До 1991 г. в стране действовал Научно-исследовательский институт проблем молодежи, а после его ликвидации с июля 1991 г. при Варшавском университете функционирует Центр молодежных исследований, который совмещает научные исследования мировоззрения и участия в публичной жизни польской молодежи с выполнением конкретных проектов в сфере молодежной государственной политики по заказу государственной администрации, территориального самоуправления, неправительственных организаций, школ, родителей и иных субъектов, заинтересованных в создании надлежащих условий формирования и воспитания молодого поколения.

Иная картина существует на региональном уровне. Органы территориального самоуправления активно стремятся использовать потенциал молодежи и применяют различные институциональные формы работы с ней. Так, в 2005 г. в Западнопоморском воеводстве создан Секретариат по делам молодежи воеводства. В сферу его деятельности включена реализация задач, вытекающих из постановлений сеймика воеводства и его правления, касающихся молодежи.

В некоторых странах интересы молодежи защищают омбудсмены. Такой институт создан в Великобритании, Федеративной Республике Германия, Финляндии, Польше, Новой Зеландии, Австралии. Как правило, омбудсмены по делам молодежи не только осуществляют общий контроль за реализацией законодательства о молодежи, но и обеспечивают прямую связь между молодыми людьми и раз -

личными ведомствами. В последние годы наметилась тенденция создания службы омбудсменов и на местном уровне.

Основные направления реализации молодежной политики в зарубежных странах. При всем многообразии существующих в различных государствах направлений и конкретных подходов к реализации политики в отношении молодого поколения нельзя не отметить некоторые общие положения, которые содержатся во всех программах и стратегиях.

Пять ключевых положений стратегии государства в формировании молодежной политики можно опре -делить следующим образом:

образование — стратегической целью государства является стремление к повышению качества и общедоступности обучения, которое предполагает и физическое развитие молодежи;

трудоустройство — прежде всего акцент делается на профессиональную подготовку, отражающую потребности рынка труда в стране, а также на снижение уровня безработицы в молодежной среде;

участие молодежи в политической жизни государ -ства — развитие институтов гражданского общества, позволяющих наладить диалог с молодежью для выявления и учета ее позиции, прежде всего по вопросам общественного и политического значения, напрямую затрагивающим интересы молодого поколения;

свободное время, культура, спорт, туризм, пропаганда активного отдыха — создание модели творческого подхода к свободному времени, поддержка развития молодежного туризма, а также активизация поддержки молодых талантов и молодежно -го творчества;

здоровье молодого поколения — совершенствование системы медицинского обеспечения учащихся школ и высших учебных заведений, а также пропаганда в молодежной среде здорового образа жизни, свободного от вредных привычек.

Если обратиться к одной из наиболее актуальных проблем, существующих практически в каждом современном государстве, — трудоустройству молодых людей, можно констатировать следующее. На фоне кризисных проблем мировой экономики именно молодежь становится наименее защищенной категорией на рынке труда. Рост безработицы в среде молодежи значительно опережает показатели в иных возрастных группах. Так, во Франции уровень безработицы среди молодежи составляет 22,7%, что в два раза превышает аналогичный показатель по другим возрастным группам. Аналогичная ситуация сложилась в Нидерландах, Польше.

Данный тезис находит отражение и в некоторых правовых актах. Так, польский Закон о помощи в трудоустройстве и о рынках труда 2004 г. определяет лиц в возрасте до 25 лет в качестве социальной группы, находящейся в сложной ситуации и имеющей право на особую помощь.

Меры, предпринимаемые государством, осуществляются по следующим направлениям. В последние годы заметно увеличилось количество специализированных органов, задачей которых является решение проблемы трудоустройства именно молодых людей. При этом они учреждаются как государственными структурами, так и неправительственными организациями и общественными объединениями.

Предпринятые в последние десятилетия на государственном уровне инициативы привели не только к развитию системы органов и служб по поддержке молодых людей, но и к увеличению финансирования и расширению доступа к профессиональной подготовке.

Значительно усилилось внимание образовательных структур к повышению качества профессиональной ориентации и подготовки молодежи. Этому во многом способствуют коррективы образовательных программ, совершенствование стажировок и производственных практик.

Кроме того, после принятия Европейской комиссией в апреле 2013 г. концепции «Гарантии для молодежи» (прежде всего для поддержки молодежи на рынке труда) каждое государство — член Европейского Союза должно на уровне национального законодательства выработать соответствующие гарантии.

Принятый во Франции Закон о равенстве шансов 2006 г. обязывает компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу сотрудников моложе 25 лет, даже если они не имеют опыта работы по специальности. Их количество определяется пропорционально общему штату сотрудников.

Частным компаниям — работодателям во Франции государство компенсирует до 80% МРОТ за каждое новое рабочее место для молодежи. Это предусмотрено одной из программ «Новые услуги, новые рабочие места», направленной на предоставление молодым людям, не имеющим трудового опыта, постоянного места работы и возможности сделать карьеру. Подобная мера одновременно позволяет удовлетворить спрос на рабочую силу в иных секторах экономики.

В Великобритании около 30 вузов организовали курсы повышения квалификации для лиц, желающих получить соответствующую специальность.

Защита трудовых прав молодежи осуществляется по двум основным направлениям. Прежде всего внимание уделяется повышению уровня образования и профессиональной подготовки молодежи, а также конкурентоспособности при выходе на рынок труда. Позиция государства в этом вопросе в последние годы заметно активизировалась.

Кроме того, усиливается влияние государства на формирование безопасных условий труда для работающей молодежи. Это достигается путем определения особого режима труда для молодых людей, огра -ничения либо полного запрета использования труда

детей и подростков до определенного возраста либо в определенных сферах производства. Такие предписания, как правило, основаны на конституционных положениях о защите жизни и здоровья молодого по -коления и наиболее детально сформулированы в национальных трудовых кодексах.

Отдельные правовые акты устанавливают также льготы для учащейся молодежи, совмещающей обучение и работу.

Так, в Польше активно работают студенческие бю -ро, помогающие в трудоустройстве выпускников. Наряду с этим в стране создана система молодежных центров карьеры. В сфере их внимания — молодежь в возрасте от 15 до 25 лет. Сеть таких центров расположена по всей Польше, что способствует более активному и повсеместному противодействию безработице, маргинализации и социальной пассивности молодежи. Формами работы центров являются: индивидуальные и групповые занятия по профессиональной ориентации, предоставление информации о потребностях рынка труда и возможности профессионального обучения, повышение самооценки молодежи, разработка индивидуальных планов карьерного продвижения.

В Германии, где трудоустройство молодежи опре -делено как одна из стратегических задач, сформулированных Федеральным планом молодежной политики 2012 г., планы трудоустройства молодежи ежегодно разрабатываются Министерством труда и социальных вопросов.

В США Закон о содействии в профессиональной подготовке 1983 г. предусматривает создание в каждом штате координационного совета, распределяющего средства в рамках федеральных программ, направленных на оказание помощи молодежи и поддержку местных инициатив. Такие организации, как «Работа для молодежи Инк» в Нью-Йорке, специализируются в трудоустройстве в частном секторе экономики. При этом в стране реализуются масштабные программы (например, план непрерывной профессиональной опеки (надзор за трудоустройством).

В Нидерландах, где уровень безработицы в молодежной среде превышает уровень безработицы взрос -лых почти в два раза, в 2003 г. утвержден план борьбы с молодежной безработицей, который содержит ряд новаторских положений, например о временном трудоустройстве молодых людей на срок до шести ме -сяцев. Для координации работы в этом направлении в 2004 г. образована Комиссия по проблемам безработной молодежи. Комиссия наделена полномочиями по реализации программ борьбы с молодежной безработицей на национальном и местном уровнях, а также в отдельных сферах экономической деятельности. Эффективность работы Комиссии обеспечивается не только поиском вакансий на рынке труда, но и набором в ее собственный штат сотрудников из числа безработной молодежи.

Вопросы трудоустройства молодежи входят также в компетенцию Национального центра работы и заработка Нидерландов. Центр занимается организацией тренингов для соискателей, обеспечивает содействие в поиске кадров, организует курсы повышения квалификации и переобучения, консультации по поиску вакансий. Центр имеет несколько подразделений на территории страны, в его структуру входят специальные подразделения по работе с молодежью.

Введение трудового паспорта — один из креативных элементов политики трудоустройства молодежи в Нидерландах. Положение многих молодых людей, которые выходят на рынок труда, не успев подчас получить даже сертификат об окончании школы, весьма уязвимо. Трудовой паспорт может повысить шансы на трудоустройство, поскольку он должен содержать информацию о любой квалификации, полученной молодым человеком как в школе, так и на производстве, трудовых курсах, тренингах, семинарах. Особенностью такого паспорта является содержащаяся в нем информация о трудовых качествах и предпо -чтениях кандидата, об умении работать в команде, о креативности, способностях, технических навыках.

Одним из инструментов, способствующих снижению молодежной безработицы, является система предоставления особых налоговых режимов и льгот для предприятий, создающих рабочие места для молодежи. Такая система, существующая, например, в Нидерландах, предусматривает возложение на предприятия малого бизнеса обязательства не только организовать 20 тыс. вакансий для молодежи, но и обеспечить получение базового профессионального обучения.

Аналогичная модель существует и в Польше. Одним из первых решений избранного в 2015 г. Президента Польши А. Дуды было утверждение подготовленной молодежными организациями программы «Будущее для молодого поколения». Основное содержание документа предусматривает конкретную программу введения налоговых и инвестиционных льгот для предприятий. Такой подход приведет к воз -можности создания новых рабочих мест, прежде всего с учетом интересов впервые вступающих на рынок труда молодых людей.

В Великобритании к мерам по совершенствованию молодежного рынка труда относят: большую открытость информации о трудовых вакансиях с использованием сайтов работодателей; проведение дней открытых дверей на производстве; более широкое привлечение молодежи к реализации конкретных бизнес-проектов; развитие наставничества на рабочем месте, практику посещения работодателями школ и проведение бесед с учащимися в целях их профессиональной ориентации.

В 2012 г. Департамент занятости и пенсий Великобритании начал реализацию программы «Молодеж-

ный контракт». Она направлена на сокращение безработицы и увеличение рабочих мест для молодежи (до 500 тысяч рабочих мест для людей в возрасте от 18 до 24 лет), получение возможности стажировок, а также выделение специально оборудованных мест, где можно ознакомиться с азами профессии.

Среди мер законодательного характера, вступивших в силу в Великобритании в 2015 г. и влияющих на доступность для молодежи вакансий на рынке труда, следует отметить повышение возраста обязательного школьного образования или профессиональной подготовки до 18 лет. Эта мера отсрочила приход на рынок труда молодежи в возрасте до 18 лет и, как предполагается, повысит их образовательный уровень и квалификацию.

В последние годы польское правительство выступает перед органами Европейского Союза с предложением о распространении права на получение государственной поддержки безработными лицами до достижения ими 30 лет. В настоящее время такая поддержка может быть оказана безработным лицам в возрасте до 25 лет (этот предельный возраст установлен в большинстве государств Союза).

Интерес может представлять и опыт Польши, в ко -торой одной из институциональных форм поддержки молодежи в получении необходимых профессиональных навыков и помощи в трудоустройстве является система добровольных трудовых отрядов.

Создание таких отрядов предусмотрено Законом о помощи в трудоустройстве и рынках труда (ст. 6). Данные органы согласно Закону являются государственными бюджетными специализированными организациями, действующими в интересах молодежи, прежде всего находящейся под угрозой социального неблагополучия, а также безработных в возрасте до 25 лет. Надзор за деятельностью таких отрядов возложен на министра труда и социальной политики.

Особая роль в реализации общегосударственной молодежной политики совершенно справедливо отводится заботе современного государства о формировании здорового поколения и охране психического здоровья нации. Этому призваны служить положения законов, уберегающих молодежь от алкоголизма, наркомании, а также от пропаганды антисоциального образа жизни. Одним из наиболее значительных вызовов для современного государства является и необходимость защиты молодого поколения от негативного влияния информационного пространства.

Законодательные модели, как правило, связаны с введением ограничений и запретов на торговлю алкоголем, распространение наркотических средств, с усилением контроля за рекламными и иными информационными материалами соответствующего содержания. Конкретные правовые решения, направленные на защиту здоровья нации, формируются в каждой национальной правовой системе в зависимости

от наиболее серьезных вызовов общества. Общим можно назвать лишь вектор развития — повышение уровня защиты молодого поколения от возрастающих угроз физическому и психическому здоровью. Иногда это достигается организационным обособлением системы детского и подросткового здравоохранения (Нидерланды).

Одной из актуальных проблем, связанных со здоровьем молодого поколения в Великобритании, является увеличение количества случаев подростковой беременности (в настоящее время 4% от общего числа рождений в стране приходится на долю матерей в возрасте 12—18 лет). Для сравнения: во Франции этот показатель равен 1,5%, в Нидерландах — 0,72%. В Великобритании также зафиксирован один из самых высоких в Европе показателей подросткового алкоголизма.

Для решения указанных проблем на основании специальных программ для молодежи медицинские учреждения страны стали предоставлять ей более широкий круг услуг по профилактике и преодолению наркотической и алкогольной зависимости. Активнее проводится организационная и разъяснительная работа по использованию противозачаточных средств. Введены более жесткие ограничения в отношении продажи табачной и алкогольной продукции.

Департаментом здравоохранения Великобритании в связи с растущим уровнем проблем, связанных со здоровьем молодежи, в том числе психическим здоровьем детей и подростков, были приняты отдельные стратегии по развитию медицинских услуг как профилактического, так и лечебного характера.

В Нидерландах создана система специального здравоохранения для лиц в возрасте до 19 лет. Она организована на муниципальном уровне. Для детей и подростков работают центры медицинской помощи, специализирующиеся по отдельным возрастным категориям: младенцы, дети дошкольного возраста, ученики младших классов и ученики средней школы.

Лица указанных возрастных категорий регулярно проходят диспансеризацию, вакцинацию и скрининги. Всю информацию о состоянии здоровья детей и подростков собирает и анализирует Организация мо -ниторинга здоровья детей и молодежи.

Важным участком реализации молодежной политики в последние годы становится работа на уровне наиболее приближенных к населению местных структур. Необходимость комплексного подхода, предполагающего обязанность сотрудничества местных сообществ в лице образовательных, правоохранительных, социальных и иных органов, молодежных организаций, бизнес-структур, работодателей, закреплена, например, в принятом в 2010 г. в Великобритании докладе «Позитивное для молодежи: новый межведомственный подход к политике правительства в отношении молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет».

Доклад подготовлен Управлением по делам Кабинета совместно с Департаментом образования.

Одним из приоритетных направлений реализации молодежной политики в современном мире является обеспечение права молодых людей на образование. Как одно из основных социальных прав граждан оно закреплено в конституциях большинства государств. Правовое регулирование сферы образования осуществляется в отдельных странах на основе значительного количества нормативных актов. В странах с федеративным устройством вопросы образования регулируются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов федерации.

Законодательство различных стран по вопросам образования претерпело в последние десятилетия значительные изменения: введены образовательные стандарты; усилен контроль со стороны государства за образовательным процессом; предусмотрены новые формы подготовки учащихся и преподавателей в связи с современными требованиями, обусловленными научно-технической революцией.

Так, например, в Великобритании были приняты: Закон об образовании 2002 г., касающийся вопросов финансирования государственных школ обязательного среднего образования, включая предоставление им финансовой помощи в виде грантов, займов, гарантий; Закон об образовании 2005 г., регулирующий вопросы осуществления контроля за деятельностью государственных школ специальными инспекторами; Закон о высшем образовании 2004 г., предусматривающий увеличение государственной поддержки университетов, новый порядок оплаты обучения (замену фиксированной суммы гибкой системой оплаты), обеспечивающий право студентов на обжалование действий и решений администрации высшего учебного заведения; Закон об образовании и приобре -тении навыков 2008 г., закрепивший повышение возраста прохождения обязательного среднего школьного обучения или профессионального обучения до 18 лет; Закон о стажировках и повышении квалификации 2009 г., вводящий меры, усиливающие требования к учителям, в частности регламентирующие прохождение ими стажировок, повышение квалификации и приобретение знаний.

В Новой Зеландии в 2001 г. был принят Закон об образовательных стандартах, который усилил механизмы контроля за процессом подготовки молодых людей в различных учебных заведениях. Новеллы этого акта касаются, в частности, уставов школ, вырабатываемых и обновляемых попечительским советом для каждого учебного заведения.

Новые направления образовательного процесса фиксируются также в государственных планах.

Так, в ФРГ в 2012 г. был разработан Федеральный план молодежной политики, действующий и в настоящее время. План, помимо прочего, регулирует

политическое образование молодежи, включающее в себя знания о политической системе Германии, мировой политике, причинах и последствиях политических конфликтов, праве Европейского Союза. По -литическое образование дается в школах, институтах и университетах, специализированных политических центрах для молодежи. Уделяется внимание и культурному образованию. В рамках данного направления государственной молодежной политики происходит ознакомление молодежи с культурными ценностями: произведениями изобразительного искусства, музыки, кинематографа, театрального и балетного искусства. Для молодежи организуются бесплатные (или льготные) экскурсии, выставки, поездки в исторические места Германии и соседних государств. Реализация данного направления возложена на органы государственной власти федеральных земель.

В Нидерландах действует правительственная про -грамма «Все возможности для каждого ребенка». Инновационным подходом в системе голландского образования стало учреждение так называемых общественных школ — своеобразных организаций, сочетающих в себе элементы обычных школ и центров общественной деятельности. Образование в общественных школах сочетается с такими направлениями деятельности, как охрана здоровья (школы здоро -вья), поддержка семьи (семейные школы), оказание социальных услуг лицам с ограниченными возможностями и т. д. Общественные школы являются, как правило, государственными и финансируются из государственного бюджета, однако и во многих частных школах внедрены соответствующие модели.

Выводы.

1. Молодежная политика на современном этапе стала одним из базовых направлений государственной политики зарубежных государств. В зарубежной практике сложились два основных подхода к реализации молодежной политики. Первый базируется на признании ответственности государства за успешное вхождение молодежи в жизнь общества. Этот подход предусматривает, что государство не только определяет основные принципы и направления молодежной политики, но и наделяет соответствующими полно -мочиями государственные органы и организации для их воплощения в жизнь, обеспечивая соответствующее государственное финансирование.

Второй подход предполагает, что главный упор в практической реализации молодежной политики, основы которой определены государством, должен быть сделан на негосударственные организации, деятельность которых осуществляется главным образом за счет привлечения финансирования из различных негосударственных источников.

Основные различия между этими двумя подходами к реализации молодежной политики в зарубежных странах определяются:

степенью участия государства, его центральных и местных органов в формировании и осуществлении молодежной политики, а также эволюцией взглядов на роль молодежи;

экономическими возможностями государства при реализации молодежной политики, влияющими на формы и степень финансового участия государства.

Таким образом, зарубежными государствами применяются оба подхода: как ограничение роли государства в осуществлении молодежной политики и делегирование данных функций общественному и коммерческому сектору, так и жесткое регламентирование ответственности государства за интеграцию молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества.

2. Планирование и реализация молодежной политики зарубежных государств осуществляются в таких формах, как общие и специальные государственные программы, стратегические планы, общенациональные проекты, региональные и местные, общие и отраслевые проекты.

3. Формы и методы работы с молодежью отдельных зарубежных государств различаются в зависимости от особенностей исторического и национально-культурного развития и менталитета народов, проживающих на территории страны, экономических и социальных возможностей того или иного государства. Несмотря на разницу подходов к реализации молодежной политики, все страны признают необходимость и важность работы с молодежью, обеспечения бесконфликтной интеграции молодых людей в общество.

4. Более весомая роль в регулировании молодежной политики зарубежных государств в современный период отводится местным и региональным органам власти, на которые возлагается широкий круг практических задач. В их числе: совершенствование информационных и консультационных центров и служб для молодых людей; содействие развитию инициатив, направленных на участие молодежи в безвозмездной деятельности, в частности в информационно-пропагандистских кампаниях; выделение целевых бюджетных средств для поддержки тех молодежных организаций, которые осущест -вляют деятельность в интересах молодежи или пре -доставляют услуги молодежи; вовлечение молодежи в политическую деятельность политическими партиями и иными общественными организациями, внедрение систем принятия решений совместно с молодежными организациями по вопросам, касающимся молодежи; поощрение вовлечения молодых людей в организацию клубов и групп по интересам через предоставление финансовой поддержки и создание материальных условий для осуществления деятельности молодежных групп и клубов по месту жительства; оказание помощи в поиске работы и сокращении безработицы, в том числе путем

создания центров занятости; предоставление равного доступа ко всем общественным службам и услугам (обучение в школах, пользование общественным транспортом и т. д.).

5. Молодежная политика в европейских государствах является наиболее системной и проработанной, несмотря на различие подходов в отдельных странах. Как показывает практика последних десятилетий, в быстро меняющемся мире стратегические преимущества получают те государства, которые могут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

6. В декабре 2006 г. была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная на период до 2016 г. и определяющая задачи, связанные с повышением роли молодежи, обеспечением ее участия в реализации приоритетных национальных проектов. Однако она не принесла должного результата, поскольку не было разработано реальных механизмов ее воплощения в жизнь.

Оценивая зарубежные успехи молодежной политики, следует понимать, что невозможно внедрение даже самого лучшего опыта без учета региональных и культурных особенностей, изучения внутренних механизмов реализации конкретных программ. Поэтому необходимы анализ практических и долговременных результатов осуществления зарубежных молодежных программ, а также адаптация успешных зарубежных технологий и методик для использования при реализации российской молодежной политики.

России следует ориентироваться на опыт тех стран, в которых существует налаженный механизм взаимодействия общественных и государственных структур в целях решения актуальных задач молодежной политики. Прежде всего это улучшение таких показателей, как защита политических и гражданских прав молодых людей, обеспечение здоровья и социального благополучия молодежи, помощь в профессиональной ориентации, поддержка молодежи, попавшей в трудные жизненные ситуации, развитие массового молодежного спорта, создание равных возможностей для интеграции в общество молодежи с ограниченными возможностями и т. д.

Реализация молодежной политики в такой наиважнейшей сфере, как социальная, требует внедрения новых организационных механизмов, форм и методов работы. Поэтому в центре внимания государства должны находиться вопросы создания и со -вершенствования учреждений социального обслуживания, способных оказать молодежи, особенно молодым семьям, широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н. А. Голованова. М., 2011. Зеленкова М. М. Молодежная политика в России и зарубежных странах // Современные проблемы науки и образования.

Лещенков Ф. А. Защита детей от потенциально опасной информации в соответствии с правом Федеративной Республики Германия // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2.

Меркулов П. А. О новых концептуальных подходах к изучению исторического опыта формирования государственной молодежной политики // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1.

Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2007. № 4.

Открытое правительство за рубежом: правовое регулирование и практика / отв. ред. И. Г. Тимошенко. М., 2015.

Петрищев В. И., Грасс Т. П., Алексеенко И. В. Семья — институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и в Новой Зеландии // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2.

Социально-молодежная работа: зарубежный опыт: учеб.-метод. пособие. М., 1997.

Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3: Правовые системы Азии / под ред. В. И. Лафитско-го. М., 2013.

Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах / отв. ред. В. И. Ла-фитский, И. Г. Тимошенко. М., 2015.

Чурсина Т. И. Распределение полномочий между Австралийским Союзом и штатами // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 3.

REFERENCES

Domashnee nasilie po zakonodatel'stvu zarubezhnykh stran: otvetstvennost' i preventsiya / otv. red. N. A. Golovanova. M., 2011.

Zelenkova M. M. Molodezhnaya politika v Rossii i zarubezhnykh stranakh. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. No. 6.

Leshchenkov F. A. Zashchita detey ot potentsial'no opasnoy informatsii v sootvetstvii s pravom Federativnoy Respubliki Germaniya. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2015. No. 2.

Merkulov P. A. O novykh kontseptual'nykh podkhodakh k izucheniyu istoricheskogo opyta formirovaniya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2013. No. 1.

Molodezhnaya politika: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya RF. 2007. No. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Otkrytoe pravitel'stvo za rubezhom: pravovoe regulirovanie i praktika / otv. red. I. G. Timoshenko. M., 2015.

Petrishchev V. I., Grass T. P., Alekseenko I. V. Sem'ya — institut sotsializatsii podrastayushchikh pokoleniy v Velikobritanii, SShA i v Novoy Zelandii. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009. No. 2.

Sotsial'no-molodezhnaya rabota: zarubezhnyy opyt: ucheb.-metod. posobie. M., 1997.

Sravnitel'noe pravovedenie: natsional'nye pravovye sistemy. T. 3: Pravovye sistemy Azii / pod red. V. I. Lafitskogo. M., 2013.

Tendentsii razvitiya kontrolya za deyatel'nost'yu publichnoy administratsii v zarubezhnykh gosudarstvakh / otv. red. V. I. Lafitskiy, I. G. Timoshenko. M., 2015.

Chursina T. I. Raspredelenie polnomochiy mezhdu Avstraliyskim Soyuzom i shtatami. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2012. No. 3.

2012. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.