УДК 32.095, 3123.2
Лавринец Егор Андреевич
аспирант кафедры технологического менеджмента и инноваций Университета информационных технологий механики и оптики. Lavriegor@gmail.com
Молодежная политика
И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Egor A. Lavrinets
graduate student, chair of technological specialty political science of University of Information technologies of mechanics and Optics Lavriegor @gmail.com
Youth policy and
ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA
Аннотация. В статье исследуется вопрос развития системы институтов гражданского общества современной России и влияния на этот процесс такого фактора, как создание институтов гражданского общества в сфере высшего образования России. Также, в статье рассматривается проблематика соотношения молодежной политики и государственной идеологии с процессом функционирования молодежных объединений, их консолидации и строительства альтернативной молодежной идеологии. Автор статьи рассматривает опыт деятельности института Уполномоченного по правам студентов в Российской федерации и возможные последствия его деятельности для развития молодежного самоуправления в ВУЗах. Также, в статье приводится опыт деятельности польских институтов гражданского общества в сфере высшего образования и их влияние на строительство современного польского гражданского общества.
Ключевые слова: молодежная политика,
идеология, омбудсмен, студенты, права человека, высшее образование.
Annotation. The problem of developing the system of civic institutions in nowaday Russia and the influential role of creating civic institutions in Russian higher education in this process is investigated in the article. Also the article covers the problem of the correspondence of youth policy and the state ideology with the process of functioning of youth associations, their consolidation and creating alternative youth ideology. The experience of the university ombudsman institution in the Russian Federation and possible results of its activity for developing youth self-government in HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS are investigated. Also the experience of Polish civic institutions' activity in higher education and their influence on creating modern Polish civil society is covered in the article.
Keywords: youth policy, ideology, the Ombudsman, students, human rights, higher education.
Одновременно с процессом распада СССР и построения нового демократического Российского государства началось воссоздание институтов гражданского общества современной России.
Надежда на воссоздание, возможное начало функционирования и развитие институтов гражданского общества появилась примерно в 2008 г., тогда начался активный процесс развития сети интернет в России и консолидация большого числа некогда аполитичного, а теперь интересующегося политикой, социальными вопросами и тд. слоя населения, им оказалась современная российская молодежь.
После публикации «Стратегии 2020» [3, с. 5] у российского общества появилась надежда, что в стране начались системные преобразования и Россия встала на путь либеральных реформ. Однако столкновения на Болотной площади в Москве практически похоронили эти надежды.
На мой взгляд, только создание и развитие правовых институтов может способствовать реализации потребностей отдельного человека в сочетании с государственными интересами в целом.
Однако, в настоящее время государственными органами разворачивается полномасштабная идеологическая работа в русле ответа на так называемую «информационную войну», апеллируя тем, что в настоящее время «Западом» ведется экспансионистская политика, особенно в отношении молодежи, производится попытка расколоть российской общество на два противоборствующих лагеря. При этом интернету отводится роль главного «разлагающего» молодежь м еханизма. «Одной из самых важных сегодняшних задач является выработка у молодых людей патриотических убеждений, ответственности за судьбу своего Отечества, чувства сопричастности своему государству и его героической исто р и и», - отметила председатель комитета по молодежной политике Ленинградской области
122
Анна Данилюк [1]. Стоит отметить, что в настоящее время главная цель, которую преследует современная государственная идеология - это упор на такое право граждан, как право голоса. Главная мысль заключается в том, что смена власти происходит исключительно на законных выборах и других законных способов более не существует. Такова главная цель, создание правового, необходимого современному режиму сознания молодежи, которое хотят внушить нынешним молодым людям и будущим поколениям. Согласно новой идеологии будущие поколения должны быть воспитаны в духе патриотизма, общей идентичности и лояльности власти. Такова главная линия стратегии развития молодежной политики 2025 [4].
Сегодня мы наблюдаем желание властей фактически упразднить такой институт, как общественный контроль над действиями власти, то есть в развитии современного гражданского общества нынешние власти не заинтересованы. Использование методов влияния на властные структуры при помощи таких законных механизмов, как суд, прокуратура, мирные протестные выступления становится невыгодным для настоящего режима. Следовательно, поддержки процесса возрождения института гражданского общества со стороны государства не происходит.
Здесь налицо расхождение в действиях власти, ибо, с одной стороны, есть потребность в развитии гражданского общества, государственные и общественные институты остро нуждаются в углублении общественного контроля и постановке насущной повестки дня для решения задач государства и общества. С другой стороны - мы видим недальновидную политику, которая закрывает возможность для реализации потенциала граждан России, все направлено для сохранения существующей системы «искусственных» ценностей и политической структуры власти.
В научной среде есть мнение, что в настоящее время целью социально-политического развития России является необходимость в реализации потребностей отдельного человека в сочетании с государственными интересами в целом [2, с. 5]. Для примера такого взаимодействия я выбрал деятельность общественных объединений в системе высшего образования Российской Федерации - студенческие советы. Стоит отметить, что основное предназначение институтов гражданского общества сводится к самореализации человека. На сегодняшний день роль студенческих советов в жизни большинства университетов чисто номинальная, а их задачи по подготовке гражданина, способного участвовать в управлении государством, реализовывать в полной мере свои права не выполняются вовсе. Надежда на изменение в сложившейся ситуации появилась после учреждения института уполномоченного по правам студентов в Российской Федерации. К настоящему времени им было предложено несколько инициатив, направленных для организации и функционирования общественных организаций внутри системы высшего образования России, основанных на принципах гражданского общества. В частности, последняя инициа-
тива уполномоченного - это законопроект, призванный значительно расширить возможности обучающихся и советов обучающихся влиять на управление образовательной организацией [5].
Для примера успешного развития институтов гражданского общества в виде общественных объединений в сфере высшего образования можно обратиться к опыту западных стран. Подобные объединения играют большую роль в жизни западных стран, в том числе они имеют весомый голос в политической сфере. Так, польский университетский омбудсмен является гарантом защиты прав студентов Польши, в том числе, их политических прав. Основными задачами польского университетского омбудсмена являются: консультирование студентов по вопросам, связанных с соблюдением сотрудниками университета прав студентов, содержащегося в законе, в уставе университета, изучение правил и других правовых актов; вмешательство в те случаи, когда университетскими властями нарушаются права человека; представительство интересов студентов перед администрацией вуза; прием жалоб и заявлений от студентов; ежегодные отчеты о своей деятельности перед студенческим парламентом университета; проведение лекций и семинаров для студентов об их правах и обязанностях. В рамках этой системы создан университетский суд, при помощи которого университетский омбудсмен может осуществлять как вышеперечисленный обязанности, так и функции, которые заложены в функциях государственного польского уполномоченного по правам человека. Есть ещё один инструмент, который позволяет омбудсмену университета города Варшава выходить за рамки медиации и приводить в действие механизм защиты прав человека. В Варшавском университете действует так называемый центр «разрешения споров и конфликтов», комитет дисциплинарных мер и комиссия по защите от дискриминации [6]. Они, в свою очередь, выполняют роль механизма, призванного защищать права человека в академической среде. Центр альтернативного разрешения споров - это не только место, в котором могут решать свои проблемы студенты и сотрудники Варшавского университета. В марте 2010 года ректор преобразовал его в комитет по борьбе с дискриминацией. В задачи этого комитета входит наблюдение за соблюдением на территории студенческого городка равного обращения для всех граждан, это делается для того, чтобы предотвратить любые формы дискриминации. Омбудсмен может использовать этот университетский ресурс как дополняющий его механизм по профилактике и защите прав человека. Мы можем говорить о «совмещении» деятельности университетского омбудсмена. С одной стороны, он пользуется методами медиации, которые самым лучшим образом зарекомендовали себя в университетах Северной Америки, с другой - он может использовать механизмы защиты прав человека при помощи Центра альтернативных решений споров. Совместная деятельность органов студенческого самоуправления и администрации университета стала источником для развития в университете механизмов гражданского общества. Вся эта система построена для
123
профилактики и эффективного, досудебного разрешения споров, которые касаются самых различных сфер жизни общества в учебной среде.
Функционирующий в сфере высшего образования институт университетского омбудсмена позволяет не только заниматься правозащитной деятельностью, но и помогает развивать систему студенческого самоуправления и, как следствие, этот институт гражданского общества позволяет совершенствовать и развивать то самое современное польское гражданское общество.
Объединения граждан являются важнейшими институтами гражданского общества. Взаимодействие институтов гражданского общества и их интеграция с государственными органами позволяет решать широкий спектр социальных и государственных вопросов на разных уровнях. В последние годы российское общество стало свидетелем возрастающей социально-политический активности молодежи, как «проправи-
Литература:
1. Комитет по молодежной политике Ленинград-
ской области подводит итоги работы в 2014 году. URL: http://youth.lenobl.ru/news?id=39056 (дата
обращения 01.10.2015г).
2. Лагуткина А.М. Молодежные общественнополитические объединения в контексте становления гражданского общества в современной России: 23.00.02 : автореф. дис. ... канд. политологических. наук. Астрахань. 2013 г. 18 с.
3. Мау В.А. Стратегия - 2020: Новая модель роста- новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / В.А. Мау, Я. И. Кузьминова. М.: Издательский дом «Дело». 2013. С. 864.
4. Проект развития молодежной политики в России 2025. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader URL: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения 01.10.2015).
5. Уполномоченный по правам студентов в Российской Федерации Артем Хромов.: Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader URL: studombud-sman.ru/wp-content/uploads/2014/05/О-внесении-из-менений-в-Федеральный-закон-»Об-образовании-в-Российской-Федерации».pdf (дата обращения
01.10.2015).
6. Centrum Alternative Dispute Resolution
Uniwersytetu Warszawskiego URL: http://
portal.uw.edu.pl/ pismo-uczelni/glowna (дата обращения 01.10.2015)
тельственной», так и «оппозиционной». События 2010-2012 гг. в Москве и Санкт-Петербурге и других городах показали масштаб и степень активности молодежных объединений. Отмеченные проявления молодежной активности проявили значимые по масштабам и уровню силы, требующей к себе внимания со стороны как государства, так и научного сообщества. Молодежные общественно-политические объединения, как самоорганизующиеся системы, призваны играть важную роль в развитии гражданского общества, выступая в качестве одного из его институтов. Ибо гражданское общество предполагает состояние открытого диалога общества и государства, а характер взаимоотношений власти и молодежных организаций может рассматриваться как важнейший индикатор развития демократических процессов в России. Однако сейчас этому процессу оказывается противодействие со стороны государства и, в особенности, со стороны законодательной ветви власти.
Literature:
1. Komitet po molodezhnoj politike Leningradskoj oblasti podvodit itogi raboty v 2014 godu. URL: http://youth.lenobl.ru/news?id=39056 (data obrash-cheniya 01.10.2015g).
2. Lagutkina A.M. Molodezhnye obshchestvenno-politicheskie ob»edineniya v kontekste stanovleniya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii: 23.00.02 : Avtoref. dis. ... kand. politologicheskih. nauk. Astrahan'. 2013g. 18 р.
3. Mau V.A. Strategiya - 2020: Novaya model' ros-ta- novaya social'naya politika. Itogovyj doklad o rezul'tatah ehkspertnoj raboty po aktual'nym prob-lemam social'no-ehkonomicheskoj strategii Rossii n a pe ri o d d o 2020 goda / V.A. Mau, YA.I. Kuz'mino-va. M. : Izdatel'skij dom «Delo». 2013. Р. 864.
4. Proekt razvitiya molodezhnoj politiki v Rossii 2025. : Sistem. Trebovaniya: Adobe Acrobat Reader URL: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (data obrashcheniya 01.10.2015).
5. Upolnomochennyj po pravam studentov v Rossijskoj Federacii Artem Hromov.: Sistem. Trebo-vaniya: Adobe Acrobat Reader URL: studombuds-man.ru/wp-content/uploads/2014/05/O-vnesenii-izmenenij-v-Fede-ral'nyj-zakon-»Ob-obrazovanii-v-Rossijskoj-Federacii».pdf (data obrashcheniya
01.10.2015) .
6. Centrum Alternative Dispute Resolution Uniwer-sytetu Warszawskiego URL: http:// portal.uw.edu.pl/ pis-mo-uczelni/glowna (data obrashcheniya
01.10.2015) .
124