УДК-327
Б01: 10.17072/2218-1067-2020-1-75-87
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-е ГГ.: ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ
Наталья Беляева
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация
В настоящее время в европейских странах сложились две стратегии молодежной политики: первая основана на ведущей роли государства в выстраивании работы с молодежью (Германия, Франция), вторая - на паритете государства и структур гражданского общества в решении молодежных проблем (Великобритания, Швеция). Несмотря на различия в национальных моделях, с конца 1960-х гг. на надгосударственном уровне - в Европейском союзе формируется и реализуется единая система работы с молодежью, основанная на ценностях общеевропейской идентичности, толерантности, гражданской активности и межкультурного диалога. Молодежная политика в Европейском союзе осуществляется посредством открытого метода координации, что позволяет наднациональным структурам ЕС задавать основные ориентиры, приоритеты и ценностную основу молодежной политики при сохранении определенной самостоятельности национальных правительств в реализации своего курса в отношении молодежи. Основное внимание автора данной статьи сосредоточено на выявлении эволюции ценностей и приоритетов европейской молодежной политики в 2000-е гг., а также объясняющих ее факторов. Актуализация внимания к данной проблематике обусловлена спецификой настоящего этапа европейской интеграции, который характеризуется самым масштабным расширением состава Европейского союза и последовавшими за этим социально-экономическими и политико-культурными проблемами. Основной эмпирической базой исследования выступают нормативно-правовые акты Европейского союза в сфере молодежной политики, а также данные социологических обследований молодежи, проводимых в изучаемый период Евробарометром. Исследование показало приверженность Европейского союза основным ценностям молодежной политики, сформулированным еще в начале 2000-х гг. (толерантность, открытость образования, мобильность молодежи, широкие права и возможности для участия молодежи в жизни общества и др.), при некоторой корректировке в конце 2010-х гг., когда произошел отказ от ценности общеевропейской идентичности и поворот в сторону формирования межкультурного взаимопонимания в молодежной среде как внутри ЕС, так и за его пределами. Основными факторами, обусловившими эволюцию ценностей и приоритетов молодежной политики, выступают расширение состава Европейского союза, изменение характера самой европейской молодежи, вызовы международной обстановки.
Ключевые слова: молодежная политика; Европейский союз; ценности; приоритеты; молодежь; межкультурный диалог; общеевропейская идентичность.
Европейское сообщество акцентировало внимание к молодежной социальной группе в конце 1960-х гг., когда посредством «молодежных бунтов» сама молодежь заявила о себе как о социальной и политической силе. Осознав необходимость систематического взаимодействия с молодежью как самостоятельным актором, обладающим потенциалом и гражданской активностью, институты Европейского союза обозначили молодежную политику в качестве одного из направлений социальной политики сообщества, призванного способствовать эффективной интеграции молодежи в социально-экономические и общественно-политические отношения. При этом для институтов ЕС принципиально было соблюсти баланс интересов европейского общества и его отдельной социальной группы -молодежи, соответственно, молодежная политика изначально базировалась на интересах и ценностях самой молодежи при учете запросов общественного развития.
К началу 2000-х гг. сложилась достаточно обширная практика реализации молодежной политики в Европе, которая, однако, начала претерпевать изменения в ценностном и содержательном плане после очередного расширения ЕС в 2004 г., которое было масштабным по характеру и включи-
© Беляева Н. М., 2020
ло в сообщество страны Восточной Европы, развивавшиеся длительное время в несколько отличной от западноевропейской парадигмы ценностей. Соответственно, после вступления большого количества новых стран-участников возникла необходимость пересмотра приоритетов, ценностей и основных направлений молодежной политики. В этом обозначил себя один из главных вызовов для европейской молодежной политики: сумеет ли она сохранить преемственность с ценностной основой, существовавшей в 1970-1990-е гг., или претерпит изменения? Следующие вызовы обозначили себя уже в середине 2000-х - начале 2010-х гг. и были связаны с деятельностью институтов ЕС в сфере регулирования миграции, которая нередко приводила к социальной нестабильности европейского общества, особенно, в молодежном его сегменте.
Следовательно, возникает ряд исследовательских вопросов, связанных с выявлением влияния особенностей функционирования Европейского союза в 2000-е гг. и его политики на определение ценностной основы и приоритетов молодежной политики в данный период времени. Цель статьи -выявление эволюции ценностей и приоритетов европейской молодежной политики в 2000-е гг., а также объясняющих ее факторов. Основной эмпирической базой исследования выступают нормативно-правовые акты Европейского союза в сфере молодежной политики, а также данные социологических обследований молодежи, проводимых в изучаемый период Евробарометром.
Проблематика европейской молодежной политики достаточно актуальна для сегодняшней политической повестки, в том числе в контексте международных отношений, прежде всего, в выстраивании партнерского сотрудничества ЕС и России, учитывая политику санкций и в целом усиление политической напряженности в мире. Однако теоретическая фундированность данной проблематики недостаточна. В научной литературе представлены лишь единичные исследования молодежной политики в Европейском союзе (Грачев, 2019; Миленин, 2017; Никитенко, 2014; Соколов, 2009; Федорова, 2013; Большова, 2014; Асадов, 2013 и др.). Еще в более скромном количестве в настоящее время имеются работы, где изучается практика взаимодействия России и Европейского союза в сфере молодежной политики (Боброва, Казаринова, Исмаева, 2002; Кибанов, Ловчева, Лукьянова, 2012; Беляева, 2019).
В начале 1990-х гг. Европейский союз вступил в новую волну интеграции, которая характеризуется распадом биполярного мироустройства, самым многочисленным расширением состава союза и появлением новых социально-экономических и социокультурных проблем, потребовавших пересмотра ключевых направлений политики сообщества в разных областях.
Основным компенсаторным механизмом, обеспечивающим защиту гражданина от последствий политических и экономических трансформаций, выступает социальная политика, включающая меры по обеспечению общественного благосостояния и интеграции граждан в социально-экономические процессы. Ключевыми направлениями социальной политики в ЕС выступают не только обеспечение социальной защиты граждан, но и политика занятости, политика в области здравоохранения и образования, жилищная, культурная и молодежная политика.
Несмотря на различные национальные стратегии молодежной политики в странах Европейского союза, на надгосударственном уровне особое внимание уделяется процессу формирования общеевропейской идентичности молодежи. Специфика социально-экономического и культурного развития Европы обусловливает потребность в повышении уровня образования молодежи, совершенствовании знаний и навыков через формальное и неформальное образование, в воспитании и развитии у молодого поколения таких качеств, как толерантность, инициативность, ориентация на взаимопомощь, солидарность, мобильность, гибкость, рефлексивность, включенность в общественную жизнь и активная гражданская позиция на основе единых общепризнанных демократических ценностей.
На основании положений Амстердамского договора 1997 г., молодежная политика выступает сферой совместной ответственности Европейского сообщества и государств-членов, что предполагает принятие решений в форме открытого метода координации, который, в свою очередь, включает:
«- выработку долгосрочных стратегий вкупе с документами-руководствами для Союза, в которых определен график достижения кратко-, средне- и долгосрочных целей;
- установление (где это возможно) количественных и качественных показателей, позволяющих сравнивать состояние дел в ЕС с практикой в передовых странах мира и выявлять наивысшие достижения среди стран-участниц Европейского союза;
- разработку ориентиров-указателей (эталонов) для различных направлений политики государств-членов, а также адаптацию мер по достижению согласованных в Европейском совете целей к национальной и региональной специфике;
- периодическое наблюдение, партнерские проверки (peerreviews), организованные в форме процесса взаимного обучения.
Наднациональные правовые нормы, подлежащие обязательному исполнению, в рамках ОМК не принимаются. Но правительства стран-участниц вовлекаются в процесс взаимного оценивания национальных курсов. Вследствие этого они получают импульсы к действию и идеи, помогающие им самостоятельно улучшать инвестиционный климат в стране» (Буторина, 2011: 156).
С учетом специфики открытого метода координации молодежная политика Европейского союза является сферой вспомогательной компетенции, но во многом определяет ценности и приоритеты развития национальной молодежной политики в странах-участницах сообщества. Система европейских институтов молодежной политики прошла долгий путь становления и развития. Несмотря на то, что молодежная политика находится в ведении государств-членов, ЕС обладает возможностью осуществлять собственные меры поддержки, координации, корректировки и дополнения политики, осуществляемой государствами-членами Евросоюза.
В середине 2000-х гг. доля молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в составе населения Европейского союза составляла 12,7% (Перфильева, 2007: 18). На сегодняшний день в странах Евросоюза проживает около 75 млн. человек в возрасте 15-25 лет, что, в свою очередь, требует пересмотра основных принципов европейской молодежной политики, обеспечения и расширения возможностей культурного взаимодействия молодежи внутри и между странами Евросоюза, а также за его пределами, прежде всего, в сфере образования и культуры.
С целью выработки и осуществления эффективной молодежной политики, своевременного внесения корректив, европейское сообщество проводит систематический мониторинг социального самочувствия молодежи, ее ценностей и жизненных приоритетов, форм социально-политической активности. Поскольку основными ценностями европейской молодежной политики изначально выступали общеевропейская идентичность молодежи, ее активная гражданская и социальная включенность, открытость образования и высокая мобильность, толерантность, то данные показатели выступают единицами измерения особенностей молодежи.
Так, согласно данным Евробарометра 2001 г., молодые европейцы начала 2000-х гг. мало чем отличались от своих сверстников в других странах. Например, с точки зрения основных видов ежедневной активности, 50% молодых европейцев заявляли о том, что регулярно занимаются спортом, 74% - встречаются с друзьями, 69% - заняты просмотром телевизора, а 66% - прослушиванием му-
зыки1.
Гражданская активность и социальная интеграция молодых европейцев
Согласно исследованию, в начале 2000-х гг. молодые европейцы проявляли активную гражданскую позицию (50% участвовали в деятельности общественных организаций). Наиболее популярными по посещению среди молодых европейцев были спортивные клубы (их посещали 28%), религиозные или приходские организации (8%), молодежные организации (7%) и клубы и ассоциации по интересам (7%). Самыми непопулярными оказались правозащитные движения или организации (2%).
Относительно оценки социальных институтов, с точки зрения процесса интеграции молодежи в жизнь социума, 26% молодежи закрепляют основную роль за системой образования, 20% - за институтом семьи и друзей, столько же - за молодежными организациями, 12% - за телевидением. При этом только 8 и 4% молодых европейцев считают, что государственные органы и политические партии являются наиболее важными структурами, способствующими активному вовлечению молодежи в жизнь общества.
Основными мерами, способствующими эффективной интеграции молодежи в социум, по мнению молодых европейцев, являются:
- регулярные консультации с молодежью при принятии решений, значимых для молодежной группы (46% респондентов);
- проведение конкретных целевых кампаний по отношению к молодежи (45%);
- введение обязательных образовательных программ, курсов о гражданстве в средней школе.
Мобильность молодежи. Что касается вопросов мобильности молодежи внутри Европейского
союза, то согласно опросам 2001 г., более 44% молодых европейцев в возрасте от 15 до 24 лет не ездили в другие страны ЕС в течение последних двух лет, 86% - посещают другие европейские страны
1 Young Europeans in 2001. Results of a European opinion poll // Eurobarometer A-Z. URL:
https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/Archive/index.
file:///C:/Users/belna/Downloads/ebs_151_summ_en.pdf.
только на каникулах, тогда как для учебы или работы выезжают за пределы своей страны менее 10%, т.е. можно говорить о низком уровне образовательной мобильности молодежи в начале 2000 -х гг.
Занятость и безработица в молодежной среде. Когда молодых европейцев спрашивали о наиболее полезных качествах, которые должны помочь найти хорошую работу, они отвечали: владение языками (44%), навыки в сфере информационных технологий (43%) и хорошее общее образование (40%). Столкнувшись с безработицей, большинство молодых европейцев приняли бы любую работу при условии ее стабильности (18%) и хорошей зарплаты (18%). При этом, чем ниже уровень образования, тем больше молодых людей готовы принять любую работу на любых условиях.
Отношение к иностранным гражданам. В 2001 г. 56% молодых европейцев считали, что иностранцев слишком много / много в их стране; примерно каждый десятый (9%) заявлял, что все иностранцы должны быть отправлены обратно в страну их происхождения. Чуть менее 27% придерживались мнения, что иностранцы должны иметь те же права, что и граждане той страны, куда они приехали, и 16% утверждали, что они являются полноправными членами их общества. Можно говорить о низком уровне толерантности в среде молодежи, который определялся уровнем образования и возможностями путешествий, когда молодые люди могли вживую познакомиться с культурой других народов. Соответственно, 46% молодых европейцев отметили, что основным способом интеграции этнических, религиозных или сексуальных меньшинств, молодых людей с проблемами (таких как бездомные, наркоманы, алкоголики и т. д.) и с ограничениями здоровья (например, инвалиды) является реализация программ информирования в системе образования и средствах массовой информации.
Отношение к Европейскому союзу. Самыми привлекательными для молодежи слагаемыми европейского гражданства в начале 2000-х гг. выступали возможность работать (57% респондентов), жить (51%) и учиться (42%) в выбранной ими стране ЕС. По мнению молодых граждан, основными направлениями молодежной политики на ближайшие пять лет должны были стать обеспечение занятости молодежи (69% респондентов) и борьба с преступностью (61%).
Поскольку молодежная политика в ЕС вырабатывается в тесной привязке, с одной стороны, к особенностям и потребностям самой молодежной аудитории, а с другой - формулируется в зависимости от целей и задач этапа интеграции, то в начале 2000-х гг. начала разрабатываться нормативно-правовая основа молодежной политики, направленной на гармоничное сочетание интересов двух названных субъектов - молодежи и наднациональных структур. Первым документом стала Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы» (White Paper on Youth. A New Impetus for European Youth)1, принятая Европейской комиссией в ноябре 2001 г. Документ определил основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу:
- расширение участия молодежи в общественной жизни (что отталкивалось от цифры в 2% молодежи, участвующей в деятельности правозащитных организаций);
- повышение уровня информированности и осведомленности молодежи в вопросах европейской интеграции и развития Европейского союза (что базировалось на общей ценности идеи европейской интеграции);
- формирование активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлениях политики.
Основным инструментом реализации молодежной политики в ЕС являются комплексные программы мероприятий. В 2000 г. была принята программа «Молодежь», целевой аудиторией которой были молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, а также лица, работающие с молодежью, являющиеся гражданами Евросоюза.
Первый этап реализации программы, охвативший период 2000-2006 гг. определил механизмы международного сотрудничества в сфере молодежной политики, включая реализацию программ Европейской волонтерской службы и международных молодежных обменов как внутри сообщества, так и в рамках сотрудничества с третьими странами. Данные направления ставили перед собой целью профилактику нетерпимости к иностранным гражданам среди молодежи, а также развитие таких качеств, как соучастие, солидарность и взаимопомощь.
1 European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels, 21.11.2001. COM(2001) 681 final [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/whitepaper_en.pdf.
В марте 2005 г. Европейским Советом был принят Европейский пакт в сфере молодежной политики (European Youth Pact)1, который направлен на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев, что снова базировалось на проблемах и приоритетах, которые были озвучены молодыми европейцами в начале 2000-х гг.
В ноябре 2006 г. было принято решение Европейского парламента и Европейского Совета об учреждении второго этапа программы - «Молодежь в действии» (Youth in Action) на период 20072013 гг. В перечне основных целей второго этапа программы было обозначено развитие активной гражданской позиции молодежи в целом и формирование европейской гражданственности, в частности. Для достижения обозначенной цели предполагалось предоставить молодым людям широкие возможности участия в общественном развитии; формировать у молодежи чувство принадлежности к европейскому сообществу; содействовать усилению мобильности молодежи в Европе для развития межкультурного обучения, распространению и укреплению общеевропейских ценностей, таких как уважение человеческого достоинства, равенства (в том числе гендерного), прав человека, толерантность и терпимость (недискриминация); поощрять молодежные инициативы и предоставлять воз-
2
можности для самовыражения, проявления гражданской позиции .
Во многом реализация обозначенных задач была основана на ценностях гражданского участия и мобильности молодежи, межкультурной толерантности, открытости образования и профессиональной подготовки, о которых заявляли молодые европейцы в социологических замерах 2001 г.
В сентябре 2007 г. было принято Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе», которое ориентировало национальные правительства на более качественную поддержку и финансирование молодежи с целью повышения качества ее образования, расширения занятости, участия в социальной жизни, укрепления здоровья и формирования активной гражданской позиции. Коммюнике выдвигало на первый план потребность в улучшении условий труда и сокращении безработицы среди молодежи. В качестве основного инструмента эффективной социальной интеграции молодежи рассматривалась возможность получения хорошей работы, которая, в свою очередь, требовала качественного и востребованного образования.
Актуализация к середине 2000-х гг. проблем образования базировалась на фактах о том, что среднее образование к 22 годам в большинстве стран ЕС получали только «78% молодых людей, а во-вторых, что среди 15-летних школьников 25% плохо читали, отставали по математике и естественным наукам. Серьезной проблемой являлась адаптация школ к большому притоку мигрантов.... Обычно дети иммигрантов раньше прерывали образование, в целом обучались хуже, чем их европейские сверстники, и плохо владели языком, на котором велось обучение. Их родители мало участвовали в школьных делах и не всегда шли на контакт с учителями» (Буторина, 2011: 388).
Для оценки эффективности проводимой молодежной политики в Европейском союзе в первой половине 2000-х гг. можно обратиться к результатам исследования молодежи, проведенного в 2007 г Евробарометром3.
Среди ежедневных практик молодых европейцев реже стали упоминаться занятия спортом (45% против 50% - в 2001 г.) и встречи с друзьями (40% против 74% - в 2001 г.)4. Соответственно, можно предполагать, что молодые граждане европейских стран стали более замкнутыми и ленивыми? Но более вероятно то, что возникли новые проблемы, на решение которых они преимущественно расходуют свои силы. Проблемы связаны, прежде всего, с реализацией возможности получения качественного образования и престижной работы, которые возникли по причине усиления конкуренции на европейском рынке труда в связи с включением в сообщество новых стран.
Гражданская активность и социальная интеграция молодых европейцев Ко второй половине 2000-х гг., несмотря на действия институтов Европейского союза, в два с лишним раза снижается ак-
1 Activities of the European Union. Summaries of Legislation. Youth Programme [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/scadplus/leg/en/cha/cll081.htm.
2 Decision No 1719/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing the «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dec/2006/1719/oj.
3 Young Europeans. Survey among young people aged between 15-30 in the European Union // Eurobarometer A-Z. 2007. URL: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/Archive/index. file:///C:/Users/belna/Downloads/fl_202_sum_en.pdf.
4 Young Europeans in 2001. Results of a European opinion poll // Eurobarometer A-Z. URL: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/Archive/index. file:///C:/Users/belna/Downloads/ebs_151_summ_en.pdf.
тивность молодежи в форме участия в деятельности общественных организаций (только 22% молодых европейцев являются членами организаций). Из этого числа 49% - участники спортивных клубов, 8% - скаутских ассоциаций, 8% - культурных или художественных ассоциаций, 7% - профсоюзов, 7% - клубов по интересам, 5% - политических партий, 5% - религиозных организаций, 4% - организаций, борющихся за защиту животных и окружающую среду, 3% - правозащитных организаций, 1% - организаций потребителей. Только 16% молодых европейцев занимаются волонтерской деятельностью; однако 75% считают такие программы стимулом для более широкого их участия в жизни общества.
Подобные показатели свидетельствуют о неэффективности мероприятий, проводимых национальными правительствами государств-участников ЕС и институтами союза, направленных на развитие гражданской активности молодежи и ее включение в жизнь социума. Одной из причин, объясняющих сложившуюся ситуацию, можно считать расширение ЕС в 2004 г. за счет включения в состав сообщества стран с более низкими показателями социально-экономического развития, соответственно, требующих большого внимания и финансовых вложений со стороны бюджета ЕС. Еще одна причина кроется в изменении характера взаимоотношений внутри молодежной группы европейцев, которые стали скорее конкурентными и состязательными, чем партнерскими и дружескими.
Основными мерами, способствующими активному включению молодежи в жизнь общества, по мнению молодых европейцев, продолжают оставаться:
- регулярные консультации с молодежью при принятии решений, значимых для молодежной группы (81% респондентов по сравнению с 46% в 2001 г.);
- проведение большого количества программ, поощряющих добровольную работу (74%);
- введение обязательных образовательных программ, курсов о гражданстве в средней школе
(70%).
Рост популярности (почти в два раза) меры, связанной с проведением регулярных консультаций с молодежью, свидетельствует о том, что молодежь, во-первых, готова к диалогу, настроена на разговор о проблемах, ее непосредственно касающихся, во-вторых, что молодежь имеет свои ответы на актуальные для развития сообщества вопросы, свои решения социально-экономических проблем, которые не всегда эффективно и своевременно решают национальные и надгосударственные структуры.
Готовность молодежи к диалогу подтверждают данные о самых привлекательных формах политической активности для молодежи, среди которых участие в дебатах с политиками (29% молодых граждан), вступление в политические партии (16% респондентов), участие в демонстрациях (13%), подписание петиции, членство в НПО и вступление в профсоюз (11%). Наконец, 6% респондентов не знают, какие политические действия наиболее важны для обеспечения того, чтобы их голос был услышан.
Что касается реальной политической активности в 2006-2007 гг., то 28% молодых людей подписали петицию, 24% представили свои взгляды на онлайн-дискуссионном форуме, а 20% приняли участие в публичной демонстрации. Меньшее число респондентов сообщают, что они работали в НПО (11%), были активистами или членами профсоюза (8%), или работали в политической партии (5%). Большинство молодых людей в ЕС говорят, что они интересуются политическими событиями: 82% респондентов интересуются политикой и текущими делами в своей стране, 73% - политикой на городском или региональном уровне и 66% - политикой и текущими делами в ЕС.
Занятость и безработица в молодежной среде. Когда в 2007 г. молодых людей спрашивали о причинах, по которым они не могут найти работу, каждый второй приводил довольно общие рассуждения: 38% - не хватает рабочих мест, а 12% - возможностей для обучения, 24% утверждали, что основной проблемой является отсутствие практического опыта. Основными институтами трудоустройства молодежи 30% респондентов считают агентства по трудоустройству, 26% - школы и университеты, тогда как 23% ожидают приглашения на работу от работодателей.
Когда молодых европейцев спрашивают о наиболее полезных качествах, необходимых для получения хорошей работы, упоминаются четыре основных условия: навыки общения и командной работы (27%), прохождение курса обучения (21%), навыки в сфере информационных технологий (17%) и знание иностранных языков (16%). Предпринимательские навыки или знание делового мира и хороший внешний вид упоминаются меньшей долей респондентов, 9 и 6% соответственно.
По сравнению с ответами респондентов, исследованных в 2001 г., существенные изменения претерпели «слагаемые» успеха в трудоустройстве: в два с лишним раза упала значимость информационно-коммуникационной грамотности специалиста и знание им иностранных языков, что, возмож-
но, связано с общим распространением Интернета и компьютеризацией системы образования за 2000-е гг. В 2007 г. стали куда более значимыми навыки общения и командной работы, о которых не говорили в 2001 г., что обусловлено определенными сложностями в выстраивании эффективной коммуникации в профессиональной среде на фоне конкуренции между молодыми специалистами.
Отношение к Европейскому союзу. В 2007 г. 90% молодых европейцев отметили, что лично для них ЕС означает свободу путешествовать, учиться (94%) и работать (88%) в любой точке Союза. Множество из них также подчеркнули тот факт, что его существование представляет собой способ защиты прав граждан (72%) и средство улучшения экономической ситуации (71%). Большинство молодых людей также согласны с тем, что гражданство ЕС означает доступ к здравоохранению и социальному обеспечению в любой точке ЕС (82%) и право постоянного переезда в любое государство сообщества (77%).
Подавляющее большинство молодых европейцев (88%) говорят, что они получили информацию о своих правах и обязанностях гражданина Европы через средства массовой информации; 72% респондентов получили эту информацию из школ и университетов и 69% - от родителей и друзей. Таким образом, можно говорить об успешной деятельности институтов ЕС по расширению представлений об европейской интеграции в молодежной среде. Отвечая на вопрос о возможных негативных особенностях Союза, 40% молодых людей отмечали избыток бюрократии и трату определенного времени и денег, чуть более трети видели в ЕС угрозу культурной самобытности и разнообразию.
Таким образом, исследование европейской молодежи Евробарометром в 2007 г. выявило следующее: молодежь стала более осведомленной о том, что такое Европейский союз, и какие возможности он предоставляет своим гражданам. Но с другой стороны, испытала на себе и негативное воздействие интеграции, что определило изменение ориентиров и ее жизненных приоритетов: акценты с гражданской активности сместились в политическую и экономическую плоскость; молодежь стала более прагматичной и целеустремленной, возникает все больший интерес к политическим событиям в ЕС и своих государствах, и социально-экономические проблемы все больше и больше затрагивают интересы молодежи; молодежь стала больше требовать внимания к себе как к актору общественного развития. Данные изменения характера молодежи и взаимоотношений внутри молодежной группы заставили институты ЕС искать новые механизмы работы с данной социальной группой.
В апреле 2009 г. Европейская комиссия утвердила новую Стратегию молодежной политики «Молодежь - инвестирование и предоставление возможностей» на 2010-2018 гг. (EU Strategy for Youth - Investing and Empowering)1. Стратегия является межотраслевой и предусматривает как краткосрочные, так и долгосрочные меры в таких сферах, как образование, трудоустройство, творчество, предпринимательство, социальная включенность, здоровье, спорт, участие в гражданских делах и волонтерство. Новая стратегия также подчеркивает значимость наличия работы для молодежи и определяет меры, обеспечивающие эффективную реализацию молодежной политики в Европейском союзе.
Стратегия признает, что молодежь является наиболее уязвимой группой общества, особенно в период экономического и финансового кризисов и определяет три основные цели развития молодежной политики.
1. Расширение возможностей для молодежи в образовании и занятости. В рамках достижения данной цели документ провозглашает необходимость обеспечения равноправного доступа к качественному образованию, развитие неформального образования молодежи и его интеграция в формальное образование в рамках концепции непрерывного образования; координацию действий национальных правительств стран-участников ЕС в решении проблемы занятости молодежи, в том числе в обеспечении гарантии занятости и гибкости рынка труда для облегчения перехода от учебы к работе, карьерного роста молодежи, развития у нее предпринимательского мышления. Мероприятия в рамках обеспечения данной цели также предполагали поддержку талантливой молодежи, развитие креативного мышления, развитие творчества среди молодежи, расширение доступа к культуре, популяризацию знаний о культуре и т.д.
2. Улучшение доступа и интенсификация участия молодежи в жизни общества. В рамках достижения данной цели мероприятия молодежной политики направлены на популяризацию здорового образа жизни молодежи, развитие спорта, сотрудничества между спортивными организациями и учебными заведениями и т.д. Что касается интенсификации участия молодежи в жизни общества, то
1 An EU Strategy for Youth - Investing and Empowering. URL: https://ec.europa.eu/youth/sites/youth/files/youth-strategy-as sessment-2009_en.pdf.
данная задача предполагает поддержку молодежных организаций, вовлечение неорганизованной молодежи в гражданскую деятельность и предоставление качественных информационных услуг. Акцентируется внимание на создании механизмов для диалога с молодежью, обеспечения ее влияния на формирование национальной политики.
3. Содействие солидарности между молодежью и обществом. Реализация данной цели призвана гармонизировать климат внутри молодежной группы европейцев, что требует включение в диалог не только представителей самой молодежи, но и преподавателей, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, правоохранительных органов и др. институтов. Акцент также ставится на развитие волонтерства в молодежной среде, признание его в качестве формы неформального образования, развитие международного волонтерства и повышение международной мобильности молодых волонтеров. В рамках обеспечения данной задачи также предполагается институциона-лизация и систематизация диалога политический сферы с молодежью (о котором говорили молодые респонденты) для включения ее в процесс выработки и принятия решений в сфере глобальной политики на всех уровнях (местном, национальном и международном).
Таким образом, можно говорить о том, что в нормативно-правовой базе европейской молодежной политики обозначилась трансформация приоритетов, исходя из состояния молодежной среды и требований сообщества.
Девятилетняя стратегия в реализации делилась на три цикла, причем к концу каждого цикла проводилась оценка результатов и формулирование новых приоритетов на ближайшие три года. В реализации Стратегии применялся двусторонний подход: с одной стороны - инвестиции в молодежь, выражающиеся в увеличении объема ресурсов, предоставляемых для развития отраслей, которые оказывают ежедневное влияние на молодежь и обеспечивают ее благополучие; с другой стороны -наделение молодежи правами и полномочиями посредством развития и использования потенциала молодых людей в обновлении общества и реализации европейских целей и ценностей.
Таким образом, стратегия «Молодежь - инвестирование и предоставление возможностей» подчеркивает важность молодежной политики для всех выделенных сфер деятельности и ставит своей целью поддержку участия в них молодежи, признание ее экономического и социального вклада, а также обеспечение ее профессионального развития. Стратегия также акцентирует внимание на необходимости межведомственного и межотраслевого подхода к молодежной политике на всех уровнях: европейском, национальном, региональном и местном.
Опираясь на Стратегию, в ноябре 2009 г. Совет Европейского союза принял Резолюцию о пересмотренных Основах европейского сотрудничества в молодежной сфере (2010-2018 гг.), которая подчеркнула, что политика ЕС в сфере молодежи должна базироваться на международной системе прав человека, и еще раз обозначила приоритетные направления молодежной политики ЕС: образование, занятость и предпринимательство, творчество и культура, здоровье и спорт, участие, социальная включенность, волонтерство, молодежь и мир.
Кроме того, в документе отмечается, что успех открытого метода координации в молодежной сфере зависит от политической ответственности государств-членов ЕС и эффективных методов работы на национальном и европейском уровнях. Исходя из этого, определены следующие методы работы с молодежью в рамках европейского сотрудничества: приоритеты каждого этапа реализации Стратегии принимаются Советом Европы на базе рекомендаций совместного отчета Совета и Еврокомис-сии, в сотрудничестве с представителями стран, председательствующих в Совете Европы на соответствующем трехлетнем этапе.
В реализации Стратегии и Основ европейского сотрудничества продолжает применяться программно-целевой подход. После завершения Программы «Молодежь» в 2006 г. была принята программа «Молодежь в действии» («Youth in Action Programme»)1, рассчитанная на 2007-2013 гг. Данная программа учитывала ключевые приоритеты молодежной политики в Европе: европейское гражданство, участие молодежи, культурное многообразие, вовлечение молодежи с ограниченными возможностями. В 2014 г. программа «Молодежь в действии» и еще шесть программ в области молодежной политики были объединены в программу «Erasmus+», которая реализуется в 2014-2020 гг.2 Основная цель программы - это продвижение идей европейской солидарности и гражданства между молодыми людьми и их включение в построение будущего сообщества Европы.
В широком смысле можно говорить о том, что программа «Erasmus+» представляет собой программу Европейского союза, направленную на поддержку сотрудничества в области высшего об-
1 Youth in Action Programme. URL: http://ec.europa.eu/youth/tools/youth-in-action_en.htm.
2 Erasmus+. URL: http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/.
разования (посредством академических обменов, обменов лучшими образовательными практиками, студентами и преподавателями), профессионального обучения молодежи (включая расширение ее прав и возможностей, в том числе посредством транснациональной мобильности, сотрудничества с политическими акторами и представителями бизнеса) и спорта. Бюджет программы составляет 14,7 млрд. евро, что дает возможность более 4 млн. европейцев учиться, приобретать новый опыт, участвовать в международном волонтерском движении. Таким образом, можно видеть, что задачи и мероприятия программы логически соответствуют тем ценностям и приоритетам молодежной политики, обозначенным в Стратегии и Основах европейского сотрудничества.
К 2019 г. накоплена уже 5-летняя практика реализации программы «Erasmш+», что позволяет оценивать определенные результаты. В этом же году посредством Евробарометра было проведено очередное обследование европейской молодежи, результаты которого позволяют говорить о степени успешности и эффективности молодежной политики в Европейском союзе1.
Гражданская активность и социальная интеграция молодых европейцев К концу 2010-х гг. заметно возросла гражданская и политическая активность молодежи. 75% молодых европейцев вовлечены в ту или иную форму организованного движения, более 72% - участвуют в голосовании на местных, национальных или европейских выборах, 30% - в организованных добровольных мероприятиях, и только 4% молодых людей не проявляют никакой гражданской активности. Порядка 77% молодых людей охвачены различными формами гражданской и политической активности: от участия в деятельности политических движений, партий или союзов, студенческих или молодежных организаций, реализации волонтерской деятельности или проектов местных сообществ (58%) до протестных кампаний, забастовок или уличных протестов (35%). Основной причиной неучастия в организованных движениях или ассоциациях является нехватка времени (49%). Более трети респондентов (36%) отвечают, что они не заинтересованы в развитии гражданской активности, в то время как 26% - не уверены в том, что гражданская активность может что-то изменить.
Занятость и безработица в молодежной среде. По опросам 2019 г. возросли претензии молодых европейцев к школам с точки зрения адекватной подготовки выпускников к поступлению в университеты и дальнейшей профессиональной деятельности. В числе основных недостатков школьного образования молодые люди называют отсутствие должного внимания к формированию критического мышления, навыков предпринимательства и финансовых знаний (41%), к вопросам изменения климата, охраны окружающей среды и экологического воспитания (41%). Респонденты считают основной миссией школы подготовку выпускников к работе (49%). Около половины респондентов, не принимавших участия в обучении за рубежом, отмечают, что это необходимо. Респонденты, живущие в городских районах, гораздо чаще думают о возможностях обучения за рубежом, чем респонденты, живущие в сельской местности. Основными причинами, по которым они не принимают участия в получении образования за рубежом, являются нехватка финансовых средств и семейные, личные или связанные с работой факторы.
Отношение к Европейскому союзу. По мнению молодежи, должны быть расширены приоритеты в деятельности ЕС: если в 2001 г. в числе основных приоритетов назывались обеспечение занятости молодежи и борьба с преступностью, то в конце 2010-х гг. приоритеты включают: защиту окружающей среды и борьбу с изменением климата (67% респондентов), улучшение образования и профессиональной подготовки (56%), борьбу с бедностью и экономическим и социальным неравенством (56%), повышение занятости (49%), улучшение здоровья и благополучия и продвижение прав человека, демократии и общих ценностей (44%). Наконец, более четверти (28%) считают, что обеспечение безопасности и обороны ЕС должно быть приоритетом, а 23% говорят об объединении молодых людей из разных частей ЕС2. Что касается действий ЕС в области образования и обучения, то молодые люди считают наиболее эффективными практики по обмену образовательными программами, студентами и преподавателями.
* * *
1 How do we build a stronger, more united Europe? The views of young people // Eurobarometer A-Z. 2019. URL: ec.europa. eu/commfrontoffice/publicopinion/index. cfm/ Archive/index. file:///C:/Users/belna/Downloads/fl_478_sum_en.pdf.
2 How do we build a stronger, more united Europe? The views of young people // Eurobarometer A-Z. 2019. URL: ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/Archive/index. file:///C:/Users/belna/Downloads/fl_478_sum_en.pdf.
Сотрудничество стран Европейского союза с надгосударственными институтами в сфере молодежной политики направлено на решение проблем, с которыми молодые люди сталкиваются по всей Европе, содействие действиям, которые необходимо предпринять в ответ на эти вызовы на уровне ЕС, и дополнение усилий и инициатив государств -членов. Государства-члены признают, что некоторые общие проблемы можно более качественно решать на уровне ЕС, а не на уровне государств, и в результате с 2001 г. реализуется целенаправленная молодежная политика ЕС, основанная на принципах активного участия и равного доступа к возможностям.
Взгляды молодых людей играют важную роль в формировании молодежной политики ЕС, молодежь способствует ее совершенствованию, делясь своими стремлениями и потребностями и используя свои творческие способности и таланты. В этом контексте в течение 2017 и 2018 гг. молодые люди со всей Европы были вовлечены в общеевропейский диалог с лицами, принимающими решения, с целью разработки 11 европейских молодежных целей, которые легли в основу разработки Молодежной стратегии ЕС на 2019-2027 гг. Данный документ определяет три приоритетных направления деятельности в сфере молодежной политики: содействие участию молодежи в демократической жизни; объединение молодых людей по всему ЕС и за его пределами для содействия добровольному участию, мобильности в обучении, солидарности и межкультурному взаимопониманию; поддержка расширения прав и возможностей молодежи посредством качества инноваций и признания молодежной работы.
Постановка данных приоритетов демонстрирует преемственность молодежной политики в Европейском союзе и незначительную эволюцию ценностей и смещение акцентов. Преемственность проявляется в сохранении приверженности демократическим ценностям и идеалам, которые легли в основу идеи единой Европы еще в XVI-XVП вв. Следовательно, можно говорить о сохранении влияния так называемого идеологического фактора на формирование ценностной основы европейской молодежной политики.
Сохраняет свое значение сама ценность единой Европы без внутренних границ, отсюда приоритеты мобильности молодежи и открытости образования, хотя об общеевропейской идентичности в молодежной среде в конце 2010-х гг. уже не говорят. И это одно из проявлений эволюции ценностной основы работы с молодежью, поскольку фаза интеграции, связанная со значительным расширением числа участников ЕС в 2000-е гг., поставила под сомнение сглаживание межкультурных различий. Речь в документе «Молодежная стратегия ЕС» идет только о межкультурном взаимопонимании, а не о формировании общеевропейской идентичности. При этом молодежная политика должна быть направлена на достижение межкультурного взаимопонимания не только внутри ЕС, но и за его пределами, между молодежью союза и других стран. В этом смысле можно говорить о влиянии фактора международной обстановки на определение ценностей и приоритетов молодежной политики. В настоящее время международная ситуация характеризуется обострением противоречий, явлениями политического кризиса, следовательно, работа с молодежью может играть роль той самой «амортизационной подушки», которая позволяет гармонизировать отношения между государствами на мировой арене.
Таким образом, можно говорить о стабильности ценностей и приоритетов молодежной политики Европейского союза в 2000-2010-е гг., что свидетельствует о прочности ценностной основы интеграционной группировки. Определенная корректировка ценностей и приоритетов молодежной политики (именно корректировка, а не трансформация) возможна под влиянием таких факторов, как расширение состава Европейского союза, изменение характера самой европейской молодежи, вызовы международной обстановки.
Библиографический список
Асадов, Б. Р. (2013) 'Молодёжные организации в сфере международных отношений: гуманитарные аспекты деятельности', Гуманитарный вектор, 3 (35), сс. 115-124. [Asadov, B. R. (2013) 'Youth organizations in the sphere of international relations: humanitarian aspects of activities' [Molodezh-nye organizatsii v sfere mezhdunarodnykh otnoshenii: gumanitarnye aspekty
в Российской Федерации. Москва: ИНФРА-М. [Kibanov, A. Ya., Lovcheva, M. V., Luk'yanova, T. V. (2012) Implementation of youth policy in the Russian Federation [Re-alizatsiya molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii]. Moscow: INFRA-M Publ. (In Russ.)].
Кибанов, А. Я., Ловчева, М. В., Лукьянова, Т. В. (2012) Молодежная политика в России и
deyatel'nosti], Humanitarian Vector, 3 (35), рр. 115-124. (In Russ.)].
Беляева, Н. М. (2019) 'Взаимодействие России и Европейского союза в сфере молодежной политики в 2010-е гг.', Южно-российский журнал социальных наук, 3 (20), сс. 41-61. [Belyaeva, N. M. (2019) 'Interaction between Russia and the European Union in the sphere of youth policy in 2010s' [Vzai-modeistvie Rossii i Evropeiskogo soyuza v sfere molodezhnoi politiki v 2010-e gg.], South-Russian Journal of Social Sciences, 3 (20), pp. 41-61. (In Russ.)].
Беляева, Н. М. (2010) 'Молодые европейцы или молодые граждане европейских стран? (к вопросу о единой системе ценностей европейской молодежи)', Вестник Пермского университета. Серия Политология, 4, сс. 65-76. [Belyaeva, N. M. (2010) 'Young Europeans or young citizens of European states? (To the issue of a single values system of young Europeans)' [Molodye evropeitsy ili molodye grazhdane evro-peiskikh stran? (k voprosu o edinoi sisteme tsennostei evropeyskoi molodezhi)], Review of Political Science, 4, pp. 65-76. (In Russ.)].
Бобров, А., Казаринов, М., Исмаев, Ф. (2002) Молодежь России и Европа. Москва: Национальный совет молодежных и детских объединений России. [Bobrov, A., Kazari-nov, M., Ismaev, F. (2002) Russian youth and Europe [Molodezh' Rossii i Evropa]. Moscow: National Youth Council of Russia Publ. (In Russ.)].
Большова, Н. Н. (2014) Молодежная политика в ЕС: роль образования в противодействии проявлениям экстремизма (пример Германии). URL: http://mgimo.ru/files2/z11_2014/Molodezhn aya-politika-v-EU-rolobrazovaniya-v-protivodeystvii-proyavleniy-ekstremizma.pdf. [Bol'shova, N. N. (2014) Youth policy in the EU: the role of education in countering extremism (a case study of Germany) [Molodezhnaya politika v ES: rol' obrazovaniya v protivodeistvii proyavleni-yam ekstremizma (primer Germanii)]. Available at: http://mgimo.ru/files2/z11_2014/Molodezhn aya-politika-v-EU-rolobrazovaniya-v-protivodeystvii-proyavleniy-ekstremizma.pdf. (In Russ.)].
Буторина, О. В. (2011) Европейская интеграция. Москва: Издательский дом «Деловая литература». 720 с. [Butorina, O. V. (2011)
зарубежных странах. Москва: Издательский дом ФГБОУВПО ГУУ. [Kibanov, A. Ya., Lovcheva, M. V., Luk'yanova, T. V.
(2012) Youth policy in Russia and foreign countries [Molodezhnaya politika v Rossii i zarubezhnykh stranakh]. Moscow: State University of Management Publ. (In Russ.)].
Миленин, А. М. (2017) 'Стратегия ЕС в молодежной политике: предварительные итоги, проблемы и перспективы', Современная Европа, 4, cc. 50-56. [Milenin, A. M. (2017) 'The EU Strategy in the Youth Policy: Preliminary Results, Problems and Prospects' [Strategiya ES v molodezhnoi poli-tike: predvaritel'nye itogi, problemy i per-spektivy], Contemporary Europe, 4, pp. 50-56. (In Russ.)].
Никитенко, А. И. (2014) 'Молодежная политика в Европейском союзе: современное состояние', PolitBook, 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnay a-politika-v-evropeyskom-soyuze-sovremennoe-sostoyanie. [Nikitenko, A. I. (2014) 'Youth Policy in the European Union: Modern State' [Molodezhnaya politika v Evropeiskom soyuze: sovremennoe sos-toyanie], PolitBook, 3 [online]. Available at: http:
//cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-v-evropeyskom-soyuze-sovremennoe-sostoyanie. (In Russ.)].
Перфильева, О. В. (2007) 'Программа европейского сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов', Вестник международных организаций, 5 (2), сс. 17-33. [Perfil'eva, O. V. (2007) 'EU Programme "Youth" - policy instrument for the regional and social cohesion' [Programma evropeiskogo soobshchestva «Molodezh'» kak instrument realizatsii politiki sotsial'noi splochennosti regionov], International Organizations Research Journal, 5 (2), pp. 1733. (In Russ.)].
Рубинский, Ю. И. (2013) Ценностные ориентиры Европы. Москва: Институт Европы РАН (Доклады Института Европы). 56 с. [Ru-binskii, Yu. I. (2013) Main trends of the European values [Tsennostnye orientiry Evropy]. Moscow: Institute of Europe, RAS Publ. 56 p. (In Russ.)].
Смирнов, В. А. (2013) 'Особенности институцио-нализации молодёжной политики в Европе', Youth World Politic, 3. [Smirnov, V. A.
(2013) 'The features of institutionalization of youth policy in the Europe' [Osobennosti in-
European Integration. [Evropeiskaya inte-gratsiya]. Moscow: Delovaya literatura Publ. 720 p. (In Russ.)].
Грачев, Е. Н. (2016) 'Концептуальные основы и механизм реализации молодежной политики ЕС', Вестник МГИМО университета, 5, cc. 136-144. [Grachev, E. N. (2016) 'Conceptual bases and implementation of the EU youth policy' [Kontseptual'nye osnovy i mekhanizm realizatsii molodezhnoi politiki ES], MGIMO Review of International Relations, 5, pp. 136-144. (In Russ.)].
Грачев, Е. Н. (2016) 'Молодежная политика в Европейском союзе', Международные процессы, 14, 4(47), cc. 133-145. [Grachev, E. N. (2016) 'Comparative Youth Policies in the EU' [Molodezhnaya politika v Evro-peiskom soyuze], International Trends, 14, 4(47), pp. 133-145. (In Russ.)].
Грачев, Е. Н. (2019) Молодежная политика в Европейском союзе: национальный и наднациональный уровни. Москва. URL: https://mgimo.ru/upload/diss/2019/grachev-diss2.pdf. [Grachev, E. N. (2019) Youth policy in the European Union: national and supranational levels [Molodezhnaya politika v Evropeiskom soyuze: natsional'nyi i nad-natsional'nyi urovni] [online]. Available at: https://mgimo.ru/upload/diss/2019/grachev-diss2.pdf. (In Russ.)].
Кибанов, А. Я., Ловчева, М. В., Лукьянова, Т. В. (2012) Реализация молодежной политики
Информация об авторе
stitutsionalizatsii molodozhnoi politiki v Evrope], Youth World Politic, 3. (In Russ.)].
Соколов, А. В. (2009) 'Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития', Вестник международных организаций, 1 (23), cc. 84-99. [Sokolov, A. V. (2009) 'European Youth Policy Institutional Structure. Origin and Development' [Sovremennye instituty mo-lodezhnoi politiki v Evrope: istoriya stanovleniya i razvitiya], International Organizations Research Journal, 1 (23), pp. 84-99. (In Russ.)].
Федорова, Т. С. (2013) 'Молодежная политика в странах Евросоюза: образование и культура', Культура в современном мире, 4. [Fedorova, T. S. (2013) 'Youth policy in the EU countries: education and culture' [Mo-lodezhnaya politika v stranakh Evrosoyuza: obrazovanie i kul'tura], Kul'tura v sov-remennom mire, 4. (In Russ.)].
Denstad, F. Y. (2009) Youth policy manual - How to develop a national youth strategy Council of Europe [online]. Available at: https://pjp-eu.coe.int/documents/42128013/47261809/Y P_Manual_pub.pdf/7b17e1 e6-e8b6-4041-902e-3b3ad0973c45.
Dibou, T. (2012) 'Towards a better understanding of the model of EU youth policy', Studies of Changing Societies: Youth Under Global Perspective, 1'(5), pp. 15-36.
Quinn, W. (2011) 'Trends in Youth Development Topics', Journal of Youth Development, 6, 3, pp. 20-40.
Беляева Наталья Михайловна - кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета. E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0002-7649-8541. ResearcherID: N-7321-2018).
Статья принята к печати: 15.01.2020
YOUTH POLICY OF THE EUROPEAN UNION IN THE 2000s: EVOLUTION OF VALUES AND PRIORITIES
N. М. Belyaeva
Perm State University
Abstract
In European countries, two youth policy strategies have been developed. One strategy is based on the leading role of the state in building work with young people (Germany and France); the other one is based on parity between the state and civil society in solving youth problems (the UK and Sweden). Despite the various national models of youth policy, since the late 1960s in the European Union, at the supranational level, a unified system of work with young people has been formed and implemented. It is based on the values of pan-European identity, tolerance, civic engagement and intercultural dialogue. Youth policy of the European Union is implemented through the open method of coordination, which allows the EU supranational structures
to set the main guidelines, priorities and values of youth policy while maintaining a certain independence of national governments in implementing their own policies. The article focuses on identifying the evolution of the values and priorities of European youth policy in the 2000s, as well as the factors that explain it. The actualization of attention to these problems is due to the specific features of this stage of European integration, which is characterized by the largest expansion of the European Union and the subsequent socio-economic and political-cultural problems. Empirically, the study is based on legal and regulatory acts of the European Union in the field of youth policy, as well as on the data from sociological surveys of the Eurobarometer. The study showed the European Union's commitment to the core values of youth policy formulated in the early 2000s (tolerance, open education, youth mobility, broad rights and opportunities for youth to participate in society, etc.), with some adjustments in the late 2010s, when there was a rejection of the value of a common European identity and a turn towards the formation of intercultural understanding. The main factors determining the evolution of the values and priorities of youth policy are the expansion of the European Union, the changing nature of the European youth, and the challenges of the international situation.
Keywords: youth policy; European Union; values; priorities; youth; intercultural dialogue; pan-European identity.