УДК 88.52
МОЛОДЕЖНАЯ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ КАК ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
А.Н. Тесленко
Аннотация. В центре внимания данной статьи - проблемы молодежной Интернет-аддикции. Исследование базируется на материалах социологических опросов казахстанской молодежи. Молодежь как социодемографическая группа является активным комуникантом информационного поля, но сегодня информационное поле становится неуправляемым. Автор анализирует причины и тенденции развития компьютерной зависимости среди молодежи. Свободный доступ к сети Интернет делает молодежь потенциальной жертвой радикальных идеологий, экстремизма и терроризма. В статье ставиться вопрос о разработке принципиально новых задач и методов социального воспитания молодежи с позиции изменения общекультурных процессов, появления новых видов досуга и форм коммуникации между людьми.
Ключевые слова: Интернет-адикция, социальные сети, СМИ, социальные девиации, on-line общение, социализация молодежи, поколение I, информационная безопасность
YOUTH INTERNET ADDICTION AS AN EXISTENTINAL PROBLEM A. Teslenko
Abstract: This paper focuses on the problem of youth Internet addiction. Research is based on materials of sociological polls of the Kazakhstan youth. Youth as social and demographic group is active communicator of informational field. But now informational field became unmanaged. The author analyzes the purpose of Internet addiction in Kazakhstan and tendency of its development. The free access to the Internet makes young people by the potential victim of radical ideologies, extremism and terrorism. In article to be raised the question of development of essentially new tasks and methods of youth social education from a position of change in common cultural processes, emergence of new leisure types and forms of communication between people.
Keywords: Internet addiction, social net, mass media, social deviation, on-line communication, youth socialization, generation I, informational.
Молодежь как социодемографическая группа является активным комуникантом
информационного поля. Современные информационные технологии направлены на «развитие» подрастающего поколения, в то же время идет идеологическая, биологическая война за души генетического фонда стран мира. Молодежная и детская субкультура - это наиболее уязвимая часть социума, так как в данной возрастной категории идет интенсивный процесс развития личности.
Статистика МВД РК пестрит сводками детской и подростковой преступности. Психологи, педагоги, социологи страны обеспокоены увеличением детской
агрессивности. Медицинские работники констатируют факт увеличения алкогольной, токсической, наркотической зависимости в подростковой среде. Психиатры констатируют увеличение суицида у подростков. На этом фоне с каждым годом растет число интернет-адикции в молодежной среде. Если по данным ЮНИСЕФ, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей в мире, то по нашим подсчетам в Казахстане таковых 4-5% [6, с.117].
С каждым годом расширяется сфера информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой жизнедеятельности и, вслед за техническим прогрессом, «омоложивается» и компьютерная зависимость (аддикция). Аддиктивное поведение - одна из форм девиантного поведения, которая характеризуется постоянным стремлением к получению субъективно приятного эмоционального состояния и выражается в активном изменении психического состояния [1]. Процесс формирования зависимости - прост, образно говоря: игрок получает только положительные эмоции, адреналин, а вместе с ними - мощный выброс в мозг гормона удовольствия. На ощущение счастья легко «подсесть» как наркоману. Гормон удовольствия заменяет все витальные человеческие потребности. Но в основе интернет-аддикции лежат и другие причины: первая основывается на тех качествах, которыми наделяется «Я в Интернете» по сравнению с «реальным Я» (раскованность, бестактность, пассивное восприятие и простота), в целом означающих возможность избавиться от каких-либо ограничений и действовать, не прилагая усилий. Поэтому представляется, что
Интернет привлекателен для аддиктов благодаря возможности избавиться от требований социального окружения. Полученные результаты ряда исследований позволяют сделать вывод о субъективном значении для аддиктов такого свойства Интернета как неопределенность. Неопределенность Интернета не используется ими для реализации идеала «Я». Их потребность в использовании Интернета приобретает сверхзначимый, патологический характер вследствие повышенной чувствительности аддиктов к ограничениям.
Вторая причина интернет-аддикции -потребность интернет-зависимых в
эмоциональной поддержке и восприятие Интернета как среды, которая может предоставить эту поддержку, в отличие от реального социального окружения, где получить такую поддержку значительно сложнее [2].
Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых (91%) пользуются сервисами социальных сетей Интернет, ориентированных на on-line общение. Поэтому говорить о том, что СМИ (а Интернет уже прочно занял свое место в этой системе) является четвертой властью в стране, думается, не только банально, но, если честно, и не совсем корректно. В нашей стране в силу определенных объективных причин СМИ являются более могущественной властью, чем официальные государственные структуры. Если принять во внимание, что государство финансирует только 20% деятельности Республиканской гостелерадиокомпании, а остальные средства добываются в основном с
В ходе нескольких фокус-групп 2007 - 2009 гг. мы изучали мотивы, побуждающие молодых людей к длительному просмотру телепередач, а также их содержание. В исследовании приняли
помощью рекламы, то становится понятно, почему рейтинговый фактор остается для наших СМИ определяющим. С вводом в действие цифрового телерадиовещания, Интернета значительно усиливается конкуренция на этом участке рынка. Возникает большое количество так называемых конкурирующих услуг. Задача привлечения зрителей, пользователей все усложняется. Именно поэтому для привлечения рекламодателей телеканалы, держатели «раскрученных» сайтов все больше озабочены привлечением аудитории любым путем, абсолютно не заботясь об интересах общества.
Результаты национального опроса показывают, что сегодня подавляющее большинство молодежи Казахстана
предпочитают (скорее вынужденно)
казахстанское телевидение (71,3%), при этом только 27% молодежи смотрят передачи на государственном языке [5, с.99]. Таким образом, в молодежной среде наибольшей популярностью пользуются передачи российских телевизионных каналов. Именно благодаря телевидению и другим СМИ ценности национальной культуры как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами - образами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.
В условиях атрофии досуговой сферы молодежи наиболее распространенной формой досуга казахстанской молодежи является просмотр телевизионных передач, см. табл. 1.
участие столичные старшеклассники и студенты (80 человек). Анализ материалов показывает, что ведущим мотивом просмотра телепередач является желание развлечься: «Ну, а чем еще
Таблица 1. - Формы проведения свободного времени (в целом и возрастном разрезе в %)
Градации Всего 14-18 лет 19-25 лет 26-29 лет
Занимаюсь спортом 26,8 29,7 27,5 25,6
Посещаю музеи, театры, выставки 8,1 8,6 8,3 7,8
Общаюсь с друзьями на улице 25,9 43,0 30,5 19,2
Общаюсь с родственниками 31,3 18,0 25,3 38,7
Смотрю телевизор 48,7 29,7 47,1 52,1
Читаю художественную литературу 20,2 14,8 18,5 21,7
Занимаюсь сексом 7,7 7,0 8,8 7,2
Отдыхаю на природе 23,7 17,2 22,0 26,6
Устраиваю с друзьями застолья 16,6 7,8 17,1 18,1
Играю в бильярд, казино, боулинг 7,2 5,5 6,9 7,7
Общаюсь по Интернету 5,1 6,3 5,0 5,1
Играю в компьютерные игры 6,1 10,2 7,0 4,8
Посещаю дискотеки, ночные клубы, кафе 11,1 19,5 14,2 7,2
Посещаю библиотеку 4,6 3,1 5,1 4,6
Затрудняюсь ответить 3,1 5,5 3,2 2,8
заняться до вечера. Я как приду со школы, сразу врубаю МТВ» (Арман, 15 лет). При этом каждый пятый информант мотивировал свою «телеманию» желанием «забыть неприятности»: «... достали все, единственная отдушина - этот ящик» (Игорь, 21 лет) - налицо весьма значимая компенсаторная функция телевидения. Не менее важна и функция социальной интеграции и коммуникации: «хочу быть в курсе событий моей страны и за рубежом» (Саят, 23 года). Интересно, что при обращении к телевидению юноши и девушки ориентируются на разные его функции: первые - на образовательную; вторые -на компенсаторную. При этом выявлена возрастная переориентация по мере взросления с развлекательной функции телевидения на социализирующую: «. что толку пялиться в экран на полуголых девиц, да еще «блондинок» или на двух идиотов, мутузящих друг друга ...» (Павел, 23 года).
Любимыми героями. и в определенной степени образцами для подражания, становятся, по данным опросов, героини т.н. «мыльных опер» (для девушек) и «крутых» боевиков (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы
экстраполируются на уровне группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чуждых национальному характеру чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб нравственным ценностям и самореализации.
Статистика телевизионных программ свидетельствует: специальных детских программ осталось около 5% общего эфирного времени; в то время как 25 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория. По данным нашего социологического опроса среди детей 7 - 9 лет 44% отдали предпочтение мультфильмам, но, как мы знаем, современные мультфильмы подчас несут ту же негативную информацию жестокости и насилия. Однако, наибольший интерес даже у детей этого возраста вызывают программы «Дом-2», «Камеди-клаб», «Как стать миллионером» и т.п. По мнению экспертов, эти программы не соответствуют требованиям информационной безопасности по подавляющему числу критериев - ценностно-смысловому, коммуникативному, поведенческому (право сильного оправдывает любые средства!) и личностному [2]. Не стоит говорить, какую «познавательную» информацию несут многочисленные эротические шоу, сцены насилия, жестокости.
В условиях научно-технической революции изменяются способы «вхождения» современных поколений в актуальную культуру. Как отмечает Г. Киссинджер, «сегодня мы переживаем новую революцию. Мы можем приобрести любые знания, не имея необходимости изучать что бы то ни было: если вы умеете пользоваться компьютером, он сообщит вам все, что вы хотите знать... Сейчас люди приобретают знания скорее с помощью зрительной памяти, чем работы мозга» [3]. Как следствие - широкое распространение аудиовизуальной культуры, «виртуальной реальности» и утверждение ориентации поколения «видиотов» - «лучше сто раз увидеть, чем один раз подумать». Сегодня каждый второй старшеклассник и студент Астаны проводит в Интернете не менее трех часов в день, а по выходным - и того больше. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю.О. Бабаева, А.Е. Войскунский).
Интернет идет за телевидением, только еще более цинично, поскольку здесь вообще нет никаких сдерживающих центров. Крупнейшие веб-сайты (Snowball.com, Bolt.com и др.) устроили настоящую охоту за молодыми посетителями - их формула: Поколение Y (молодежь «в возрасте») + Поколение Z (дети и подростки) = Поколение ь Поколение i выросло на Интернете и ориентировано на Сеть. К тому же, оно многочисленно и легко расстается с деньгами, падко на моду, а значит -привлекательно для рекламодателей. Эта аудитория привыкает к торговым маркам раз и навсегда, и чем раньше, тем лучше для электронного шоу-бизнеса.
В последние годы большие и малые города Казахстана и других постсоветских стран заполонили досуговые центры нового типа (Интернет-кафе, салоны компьютерных игр и т.п.). Они оснащены современной электронной техникой: видео- и компьютерными играми, доступом в глобальные сети и т.д. Все эти центры созданы на коммерческой основе, поэтому в их организации, в режиме предоставления услуг,
царит стихийность, безответственность и получение прибыли. Возникла парадоксальная ситуация: новые интеллектуальные формы досуга оказались вне зоны официальных агентов социализации (социальных работников, психологов, педагогов). И это в условиях слабой компьютеризации образования, при отсутствии занимательных форм приобретения знаний и освоения новых компьютерных технологий.
Наши дети широко пользуются Интернет-технологиями, они свободно обращаются к разным сайтам, содержащим подчас действительно опасную для их здоровья, психического развития, становления личности информацию. По мере усовершенствования компьютерной техники становятся все более доступными просмотр, создание и пересылка по электронной почте мультимедийной продукции. Молодежь совершенно бесконтрольно покупает дешевую, не сертифицированную продукцию, обменивается ею в сети. Информационное поле все больше становится не управляемым, и этим пользуются экстремистские и террористические группировки, в том числе религиозного толка.
В последние годы экстремистские и террористические группировки различных идеологических течений - исламисты, марксисты, националисты, сепаратисты, расисты - и их пособники все активнее используют World Wide Web (Всемирную паутину) и социальные сети для пропаганды своих идей и вербовки сторонников; расширяют психологическую войну, создавая в виртуальном пространстве структуры психологической войны. Благодаря кажущейся надежности и высокой репутации, которой якобы обладает Интернет, Всемирная сеть стала благодатной почвой для распространения различных слухов (в том числе тревожных) и агитационных материалов. Разработаны и активно используются психотехнологии влияния на молодых пользователей сети (подтасовка фактов, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика), разнообразные технологии веб-сайта (звук, видео и т.п.).
В поиске новобранцев террористические организации собирают информацию о пользователях, просматривающих их сайты. С пользователями, которые кажутся наиболее заинтересованными в деятельности организации или хорошо подходящими для выполнения ее работы, входят в контакт. Им хорошо известна привычка большинства пользователей автоматически нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделиться», увидев яркий, броский заголовок. Мало кто из молодых пользователей удосуживается проверять
подобную информацию, а ведь каждый из таких безобидных на вид текстов становится опасным оружием. Вербовщики могут также использовать больше он-лайн технологий - перемещаться по чатам и форумам в поиске наиболее восприимчивых членов аудитории, особенно молодых людей. Электронные конференции (дискуссии по определенным проблемам) могут также служить средством для обращения к потенциальным новичкам.
К сожалению, необходимо констатировать, что террористические организации достигли определенного успеха на ниве психологической войны в глобальной Сети. Главной причиной успеха применения технологии Интернет является сложность обнаружения и ликвидации сетевых центров (серверов, доменов, веб-сайтов). Они широко используют особенности технической организации Интернета, позволяющие регистрировать доменные имена сайта в одной стране, а размещать информацию в другой. При этом доступ к нему может быть осуществлен практически из любой точки мира, имеющей подключение к Сети. В связи с этим различия в национальных законодательствах вызывают дополнительные сложности в борьбе с распространением экстремистами материалов информационно-психологического воздействия через Интернет. Но самой большой проблемой для противостояния экстремистским и террористическим действиям в Интернете является то обстоятельство, что в системе World Wide Web присутствует 28 миллиардов изображений и 2 миллиарда сайтов, поэтому выявить среди них потенциально опасные практически невозможно.
Выход мы видим один - широкая просветительская работы среди молодежи по приобретению навыков информационной безопасности. Необходимо обучать молодых пользователей распознавать в потоке информации экстремистские материалы и активно противостоять им. Основными признаками таких текстов являются:
- призывы к изменению государственного строя насильственным путем;
- призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой принадлежности.
В Интернете и социальных сетях можно найти как ценную правду из первых рук, так и коварную пропаганду. Чтобы не стать жертвой террористов и пропагандистов разных мастей, надо уметь проверять информацию. Необходимо сформировать у молодежи устойчивую социальную установку - слепо верить каждой публикации в социальных сетях или каждому видео на YouTube категорически нельзя!
Следовательно, воздействие компьютера и Интернет технологий необходимо анализировать с позиции изменения общекультурных процессов,
появления новых видов досуга и форм коммуникации между людьми. Важность теоретического обоснования критериев и требований к информационным технологиям, компьютерным программам состоит в том, что пока не существует нормативной модели социального субъекта и его морально-этических и ценностных установок в информационном обществе XXI века, которые бы определяли задачи и методы социального воспитания личности в новых социально-экономических и научно-технических условиях существования человека.
Литература:
1. Бородина Н.А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. ... к. псх. н. / Н.А. Бородина. - Новосибирск, 2005. - 26 с.
2. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: автореф. ... к. псх. наук / А. Жичкина. - М, 2001. - 28 с.
3. Киссинджер Г. Новый мир / The new world // Дипломатия. - М.: Ладомир, 1997. - 382 с.
4. Нау Е. Что оно с нами делает / Е. Нау // Дружба народов. - 1999. - № 9. - С. 130-136.
5. Молодежь - 2013: Национальный доклад. -Астана: ТОО «РНИЦ «Молодежь», 2014. - 386 с.
6. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: казахстанская модель: монография / А.Н. Тесленко. -Саратов-Астана, 2007. - 368 с.
Сведения об авторе:
Тесленко Александр Николаевич (г. Астана, Казахстан), доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), профессор кафедры социально-психологических дисциплин Университета «КАЗГЮУ», e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Teslenko (Astana-city, Kazakhstan), doctor of pedagogical sciences (RK), doctor of sociological sciences (Russian Federation), professor, University "KAZGUU", e-mail: [email protected]