Научная статья на тему 'Молодежь в обновлении органов законодательной власти: тенденции и перспективы'

Молодежь в обновлении органов законодательной власти: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
592
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ДЕПУТАТЫ / ВЫБОРЫ / YOUTH / LEGISLATURE / DEPUTIES / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пастухова Лариса Сергеевна

В статье анализируется тенденция к увеличению представительства молодежи в органах законодательной власти. Автор считает необходимым создание системы обучения молодых представителей депутатского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the trend for increasing of youth representation in legislative bodies. The author considers a system of training of young deputies.

Текст научной работы на тему «Молодежь в обновлении органов законодательной власти: тенденции и перспективы»

Лариса ПАСТУХОВА

МОЛОДЕЖЬ В ОБНОВЛЕНИИ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье анализируется тенденция к увеличению представительства молодежи в органах законодательной власти.

Автор считает необходимым создать систему обучения молодых представителей депутатского корпуса.

The article analyzes the trend for increasing of youth representation in legislative bodies. The author considers the necessity of a system of training of young deputies.

Ключевые слова:

молодежь, законодательная власть, депутаты, выборы; youth, legislature, deputies, elections.

В последние годы все более заметна тенденция к омоложению законодательной власти: активное присутствие и в избирательных списках, и в составе кандидатов-одномандатников, а также среди избранных депутатов молодых людей в возрасте до 30—35 лет. Необходимо также отметить и заинтересованность политических партий в изучении данного вопроса: процесс формирования Государственной Думы Российской Федерации, региональных и местных органов власти по партийным спискам частично или полностью ставит перед партиями вопросы, связанные с отбором эффективных кандидатов в депутаты, предъявлением особых требований к работе уже избранного депутатского корпуса.

Законодательная (представительная) власть выполняет важные функции в общей системе разделения властей, требующие компетентной кадровой составляющей. Решение вопросов компетентности депутатов разного уровня возможно с учетом понимания их деятельности. Проанализируем ее на примере депутатов регионального уровня, разделив ее четыре базовые составляющие.

1. Деятельность депутата в законодательном органе, его комиссиях и комитетах, в основном связанная с законотворчеством. Так, например, ст. 9 закона Тюменской области «О статусе депутата Тюменской областной Думы» определяет такие депутатские полномочия, как участие в заседаниях Тюменской областной Думы, в работе органов и добровольных депутатских объединений (депутатских фракций, постоянных и временных депутатских групп), образуемых в Тюменской областной Думе, и др.

2. Полномочия депутата, связанные с взаимодействием с другими ветвями власти, с предприятиями и организациями, например через депутатские запросы, слушания.

В форме запроса депутат может получить необходимую информацию о работе исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (осуществлять контроль за исполнением бюджета, целевых программ и др.), просить конкретных официальных лиц дать разъяснения по тем или иным вопросам и др.

Депутатские слушания акцентируют внимание на актуальных проблемах в социальной сфере, экономике региона, привлекая к ним внимание руководителей органов государственной власти, общественности, СМИ, способствуя формированию конкретных механизмов их решения; проводятся они, как правило, на пике обсуждения профильного нормативного правового акта.

3. Практическая работа депутата с избирателями. Возможность отзыва депутата избирателями, а также перспектива не быть избран-

ПАСТУХОВА

Лариса

Сергеевна —

Т.полит.н.,

доцент кафедры

политологии

Пязанского

госуЛирствснного

радиотехнического

университета

Larisa-sinls@mail.ru

ным на следующий срок стимулируют депутатов к постоянной связи с населением. Практическая деятельность депутата может включать функционирование депутатской приемной, решение частных вопросов избирателей, организацию мероприятий в округе, проведение просветительских мероприятий, в т.ч. связанных с общественной экспертизой принимаемых нормативных правовых актов, работу с избирателями в сети Интернет (интернет-консультирование, работа с проблемными очагами в социальных сетях и др.).

4. Участие в развитии партийной организации (работа во фракции законодательного органа власти, участие в реализации партийной программы, партийных проектов, отстаивание на практике партийной позиции перед избирателями в своем округе). Собственно, вопрос ответственности депутата перед партией за свою работу, особенно если он избран по партийным спискам, на практике можно сопоставить с ответственностью перед избирателями, поскольку в конечном счете именно партийная организация получит обратную связь с населением через результаты очередных выборов. Можно предположить, что роль партийного влияния в депутатской работе со временем будет только увеличиваться.

Отметим также, что депутатская деятельность в большинстве своем на региональном и местном уровне — это дополнительная занятость, совмещаемая с основным местом работы или учебы. Депутатские полномочия делегируются выборным путем избирателями и, как правило, осуществляются параллельно с основной занятостью, что накладывает свой отпечаток на характер депутатской деятельности и требует специфики личных и профессиональных качеств.

Так, например, вопросы освоения специальной компетентности для осуществления депутатской деятельности могут встать и после избрания (детальное изучение законотворческого процесса, аспектов взаимоотношений разных ветвей власти, юридической техники, межбюджетных отношений и др.). Некоторые же составляющие социальной, личностной, индивидуальной компетентностей можно рассматривать как необходимые требования к человеку, стремящемуся заниматься депутатской деятельностью. Так, в этой части в рамках социальной компетентности

можно отметить следующие компетенции: способность к совместной деятельности и командной работе (в рамках как собственно представительного органа, так и фракции); готовность выступать поставщиком услуг для населения, выполнять функции служения населению (сотрудничество и коммуникация с различными социальными группами, лидерами общественного мнения, средствами массовой информации, понимание и готовность представлять интересы конкретной группы в представительном органе). В рамках личностной и индивидуальной компетентностей: готовность к личностному развитию, освоению нового, способность к индивидуальному самосохранению, умение рационально организовать свою профессиональную и общественнополитическую занятость. Последнее имеет особую важность для молодых депутатов, у которых вопросы профессионального, общественно-политического, личностного становления актуализированы в силу возрастных особенностей в одном временном промежутке.

По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2009 г. численность молодых депутатов представительных органов местного самоуправления до 30 лет составляет 10 180 чел.1 Анализ качественного состава выдвинутых политическими партиями списков, а также выдвинутых одномандатников на региональных и местных выборах 2010 и 2011 гг. подтверждает факт присутствия молодежи и достаточно активного участия молодых граждан в формировании законодательной (представительной) власти. Так, на региональных мартовских выборах 2010 г. в списках практически всех парламентских партий в Республике Алтай, Хабаровском крае, Воронежской, Калужской, Курганской, Рязанской, Свердловской обл., ЯмалоНенецком автономном округе присутствовали молодые люди в возрасте до 30 лет. Молодежь данной возрастной группы была выдвинута и такими партиями, как «Патриоты России» (ЯНАО, Калужская, Рязанская обл.), «Яблоко» (Рязанская обл.), «Правое дело» (Воронежская, Рязанская обл.). Весенние региональ-

1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 2009, № 5(239), с. 129.

ные выборы 2011 г. продемонстрировали закрепление данной тенденции.

Курс на включение в избирательные списки молодежи был задан еще во время федеральной избирательной кампании 2007 г., когда партия «Единая России» официально обозначила 20-процентную молодежную квоту. Необходимо отметить, что основными «поставщиками» молодежи для заполнения квоты стали лидеры региональных молодежных штабов «Молодой гвардии» и организации «Наши», а также представители молодежных парламентских структур разного уровня. Наряду с тенденцией квотирования мест для молодежи в проходных и непроходных местах, политические партии начинают развивать и механизмы содержательной конкуренции между потенциальными кандидатами. Так, введенные партией «Единая Россия» праймериз по отбору кандидатов в депутаты на выборах всех уровней, начиная от местного и заканчивая федеральным, ставит молодых кандидатов в конкурентное положение по отношению к другим возрастным группам, что в целях формирования эффективных кандидатов в депутаты, а в дальнейшем — собственно депутатского корпуса является оправданным.

Отметим, что в качестве кандидатов в депутаты региональных органов законодательной власти, а также представительных органов местного самоуправления столичных центров субъектов Российской Федерации в мартовскую избирательную кампанию 2010 г. приняли участие 471 чел. в возрасте до 30 лет и 297 чел. в возрасте от 30 до 35 лет.

Молодежь, участвующая в формировании законодательных (представительных) органов власти, по итогам проведенного анализа характеризуется наличием хорошего образования. В частности, 69,2% молодых кандидатов имели высшее образование, а еще 13,2% — среднее специальное. О компетентности молодых кандидатов говорит тот факт, что 82% из них уже начали свою профессиональную деятельность; 13,8 % до момента своего выдвижения прошли практику работы в органах государственной власти или местного самоуправления, официально являлись помощниками депутатов разного уровня.

Итоги избирательных кампаний 2010, 2011 гг., проходивших в регионах Российской Федерации, позволяют сделать следующие выводы.

• Политические партии заинтересованы во включении молодежи в избирательные списки на местном и региональном уровне. Интерес определяется как фиксацией молодежной квоты и работой с молодежным электоратом, так и поиском среди молодых людей кандидатов в депутаты для их партийного продвижения на конкурентной основе.

• Молодежь, участвующая в формировании законодательных (представительных) органов власти, характеризуется наличием хорошего образования, включенностью в профессиональную деятельность, зачастую имеет практику работы в органах государственной власти или местного самоуправления, в общественных или политических структурах, в т.ч. в молодежных объединениях. Одновременно с этим наблюдается необходимость как получения молодыми депутатами дополнительных специальных знаний, так и освоения практических навыков депутатской работы. За последние годы стал формироваться класс молодых общественных деятелей, для которых общественно-политическая работа стала играть роль профессиональной деятельности. Как правило, это — молодые люди, прошедшие путь «молодежная организация — политическая партия — депутатская деятельность», не закрепившиеся в профессии по базовому образованию.

• Существует объективный диссонанс между политической деятельностью молодого человека, его профессиональным становлением и личной реализацией (создание семьи, рождение детей), поскольку все эти жизненные задачи востребованы в один и тот же промежуток времени.

• В ситуации констатации кадровой динамичности законодательной (представительной) власти можно говорить о возможности подготовки кадров для ее обновления, создания системы обучения депутатского корпуса для повышения компетентности депутатов разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.