Научная статья на тему 'Молодежь как социально-профессиональная группа в структуре научного сообщества'

Молодежь как социально-профессиональная группа в структуре научного сообщества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
312
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НАУЧНАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАУКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванченко О. С.

В статье автором исследуются основные подходы к определению понятия «научная молодежь», выявляются его сущностные характеристики и формируется определение научной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь как социально-профессиональная группа в структуре научного сообщества»

104

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- награждение денежным довольствием, выплата ежегодной денежной премии за высокие показатели в физической подготовке по итогам учебного года в размере и порядке, установленными НПА министерством обороны РФ [1].

Таким образом, все перечисленные выше приоритетные направления совершенствования уровня физической подготовки военнослужащих с учетом мер, предпринятых командованием ВС, и комплексом психолого-педагогических воздействий со стороны специалистов в области физической подготовки и командиров всех степеней, должны обеспечить физическую готовность военнослужащих российской армии к выполнению боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Список литературы:

1. Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2016 года (утверждена Министром обороны Российской Федерации 6 мая 2008 года).

2. Оценка предпочтений военнослужащих в сфере физической подготовки. Официальный сайт Министерства обороны России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ens.mil.ru/sdence/sociological_center/army_in_ numbers/more.htm?id= 11481197@cmsArticle.

3. Теория и организация физической подготовки: учебник / Под ред. проф. В.В. Миронова; М-во обороны Рос. Федерации, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб.: [б.и.], 2006. - 594 с.

4. Физкультура и спорт [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны России. - Режим доступа: http://sc.mil.ru/social/sport/ physical_education_and_sport. htm.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА В СТРУКТУРЕ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

© Иванченко О.С.*

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова, г. Новочеркасск

В статье автором исследуются основные подходы к определению понятия «научная молодежь», выявляются его сущностные характеристики и формируется определение научной молодежи.

Ключевые слова молодежь, научная молодежь, молодой ученый, научное сообщества, профессиональные компетенции, наука.

Ассистент кафедры Государственного и муниципального управления и экономической теории.

Социологические науки

105

Роль науки на этапе перехода от индустриального к информационному обществу существенно возрастает, однако анализ кадровой ситуации в научной среде свидетельствует о недостаточной эффективности профессиональной социализации молодых ученых, проблемы «социального положения ученых непосредственным образом связаны с общим кризисным состоянием науки как социального института» [1, c. 160]. Зачастую этот процесс либо отсутствует, либо сводится к формальному набору мер, который не соответствует современным требованиям и не подкрепляется необходимыми теоретическими знаниями. Руководители и коллеги порой не учитывают особенности молодых ученых как особой статусной и возрастной группы. Между тем процесс социализации и адаптации является ключевым в вопросе закрепления и дальнейшего развития молодых кадров в научных учреждениях, влияя, тем самым, на сохранение и развитие российской науки в целом.

Понятие «молодежь» как определение социально-демографической группы берет свое начало с конца XVIII - начала XIX вв. Актуализация теоретических исследований молодежи, создания самостоятельных концепций возраста пришлась на начало XX в. и получила развитие в социологических теориях молодежи.

Концепции молодежи в социокультурном аспекте начали разрабатывать в 50-е гг. XX в. такие исследователи, как Г. Шельский, К. Мангейм, А. Тен-брук, С. Эйзенштадт. Для социологических теорий той поры характерно рассмотрение поколенческих общностей в их историко-социальном пространстве. В этом случае особенности социального происхождения молодежи определяются ее переходным, промежуточным положением в социальной структуре общества и детерминированы социально. Такой подход дает возможность опоры на множественность научных подходов к исследованию молодежной проблематики.

В современной западной социологии наиболее распространенными подходами к анализу молодежи как социальной группы являются: антропологический, культурологический и интеграционный. На рубеже 90-х годов XX в. молодежь рассматривали в контексте социальных перемен, с присущими ей особенностями ценностных ориентаций, самоидентификации и социализации.

На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодежь как на референтную социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодежи как социального феномена.

Мы можем, условно говоря, разделить теории молодежи на три группы. В первую группу входят биологически и психологически ориентированные

106

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

теории молодежи, в которых молодежь понимается как носитель психофизических свойств молодости (концепции Г Холла, К. Грооса, В. Штерна, З. Берн-фельда, Ш. Бюлер, З. Фрейда и его последователей, педагогические теории и др.). Во второй представлены культурологически и антропологически ориентированные теории молодежи, в рамках которых молодежь осмысливается как феномен культуры (концепции Э. Шпрангера, М. Мид, Т. Парсонса, Ш. Эйзенштадта, Ф. Тенбрука, теории субкультур и контркультуры и др.). Социологически ориентированные теории молодежи, рассматривающие место и роль молодежи в социальной структуре, социальных институтах и процессах, составляют третью группу (концепции Л.С. Выготского, И.С. Кона, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, В. Фридриха, П.-Э. Митева, теории конфликта поколений и др.).

Особый интерес вызывает гуманистическая концепция молодежи и молодежной политики И.М. Ильинского, концепция социализационной нормы А.И. Ковалевой, макросоциальный подход М.Н. Руткевича, структурнофункциональная парадигма в трудах М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, концепция социального развития В.И. Чупрова, рискологическая концепция Ю.А. Зубок, концепция культурной нормализации Е.Л. Омельченко и др.

Согласно тезарусной концепции молодежи, предложенной В.А. Луковым, молодежь трактуется как социальная группа, которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также распространенные в этой социальной группе тезаурусы и выражающий и отражающий их символический и предметный мир. Как замечает автор, такой состав компонентов понятия, такая связь между ними, понимаемая как отражение социальной реальности, меняет сам взгляд на теоретические представления о молодежи [2, с. 317].

Тезаурусная концепция молодежи, по Лукову, строится с учетом социальной субъектности и со стремлением выяснить пути ее понимания и реализации через раскрытие ее противоречивых черт. Освоение молодежью пространства, правил и реальностей этого мира происходит постепенно. Механизмами освоения становятся конструирование социальной реальности и ее проектирование. Причем конструкции и проекты молодого человека могут существенно отличаться от таких же инструментов «ответственного взрослого» (родители, учителя и т.д.) и, кроме того, динамично изменяться.

Особенностью молодежной среды является совмещение нескольких те-заурусных генерализаций, которое ведет к событийной гиперболизации одной из них, - той, что более других подходит в наличной жизненной ситуации.

Общая схема конструирования социальной реальности молодежью, как ее понимает Луков, включает: адаптацию к условиям среды (пробы и ошибки; познание среды и правил; изменение поведения в соответствии с нормами; понимание и легитимация через «наше»); достраивание реальности

Социологические науки

107

(символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира», выделение зоны независимости); переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии со своим символическим универсумом). Эти позиции реализуются как фактический итог жизнедеятельности и как результат осуществления проекта.

Развитие тезаурусной концепции молодежи влечет за собой разработку целого ряда фундаментальных категорий и понятий социальных и гуманитарных наук. Таково, в частности, понятие социализации, тезаурусная трактовка которого приводит автора к рассмотрению свойств устойчивости и изменчивости молодежи как субъекта преемственности и смены поколений. Автором доказывается необходимость исследования инновационных свойств, потенциала и возможностей молодежи, которые наполняются разным содержанием и обладают разной динамикой в зависимости от внутренних и внешних факторов социокультурного развития. В итоге междисциплинарного анализа автор приходит к выводу, что многообразие теорий молодежи отражает и выражает различные ожидания общества от новых поколений. В современных условиях они сводятся к трем установкам: молодежь - «ничейная земля», молодежь - общественная опасность, молодежь - надежда общества. Соответственно, и в теориях молодежи обнаруживается та или иная направленность общественных ожиданий. Поскольку такие ожидания цикличны и время от времени снова становятся доминирующими, теории молодежи из прошлого могут переходить в будущее, обогащаясь новыми смыслами [3].

На основе анализа работ российских авторов можно выделить следующие признаки молодежи как социального явления:

- возрастные (И.С. Кон, С.Н. Иконникова);

- социально-исторические (В.Г. Попов, И.М. Ильинский, И.И. Бабочкин);

- социологические (В.Т. Лисовский, В.Н. Чупров);

- духовно-культурологические (О.Н. Козлова, Э.Ф. Тагиров);

- социально-психологические (И.М. Якобсон, И.С. Кон);

- культурологические (В.А. Бобахо, С.И. Левикова, С.Е. Баразгова).

Отметим, что отличительное социальное качество каждого нового поколения молодежи (или отдельных ее групп) определяются особенностями личностной, предметной и процессуальной сторон ее конкретно-исторического бытия, обусловливающих способность унаследовать, воспроизводить и совершенствовать социальную структуру общества.

Понятие «научная молодежь» включает в себя, по нашему мнению, не только социально-профессиональную группу молодых ученых, но и студентов, то есть тех молодых людей, которые только начинают свою профессиональную социализацию в рамках научной студенческой работы в вузах.

108

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В научной сфере молодежь, помимо присущих ей общесоциальных признаков молодежи (социальная маргинальность, неполнота социального признания, неопределенность статуса молодежи в обществе, пролонгированный период обучения, карьероориентированность), обладает и специфическими особенностями принадлежности к научной среде. Молодые ученые принадлежат к профессиональному сообществу ученых, играющих важную роль в обществе знаний и имеющих свойственные им профессиональностатусные позиции, для достижения которых необходимы определенный уровень компетенций к исследовательской и академической деятельности, научные результаты, отраженные в публикациях, участие в грантах, ориентированность на научную или академическую карьеру и т.п. Объективными критериями принадлежности к группе молодых ученых выступает возраст (до 35 лет для кандидатов наук, до 40 лет для докторов наук) и научная квалификация (наличие ученой степени). Однако порой молодой человек находится на ставке инженера (нет научного стажа), а защита откладывается на неопределенный срок (нет степени), что, тем не менее, не мешает ему вести научную деятельность. Поэтому представляется, что критерий возраста для определения «молодого ученого» является не только необходимым, но и достаточным.

Известна сильная диспропорция по возрастам среди научных сотрудников с провалом в области 35-45 лет [4]. Обычно этот эффект связывают с массовым уходом из науки 25-35-летних в течение 90-х годов, однако можно предположить, что возрастная диспропорция в науке есть также следствие более общей демографической ситуации.

Социальное положение молодых ученых определяется объективными (доход, уровень образования) и объективно'-субъективными (престиж профессии, возможность принятия управленческих решений, индивидуально -личностный потенциал, уровень квалификации) факторами. В современный период важнейшими детерминантами, влияющими на социальное положение молодых ученых, выступают объективные факторы - социально-экономические условия, состояние институтов образования и науки, государственная научно-техническая политика, инновационные процессы, происходящие в российском обществе и региональных социумах.

По мнению исследователей, в настоящее время наблюдается дисбаланс между уровнем образования и дохода, который может изменяться в зависимости от квалификации (ученой степени) молодого ученого: если среди кандидатов наук преобладают лица с рассогласованными статусами (65,3 %), то в группе докторов наук их численность снижается (50,0 %). Представляется, что причиной этого является недостаточный уровень реконверсии культурно-образовательного капитала в экономический [5].

Социальной базой воспроизводства современного научного сообщества являются среднеобеспеченные и мало слои населения. Наличие статусной

Социологические науки

109

рассогласованности усиливает признаки социальной маргинальное™ у значительной части молодых ученых (более 50,0 %), которые проявляются в низком уровне идентификации с профессиональным сообществом, неудовлетворенности своим положением в социальном пространстве, психологическом дискомфорте, неуверенности в будущем и т.п. Статусная согласованность достигается ими в процессе вторичной занятости, которая негативно влияет на качество образовательной и научно-исследовательской деятельности, профессиональное поведение (снижение уровня научной коммуникации, отказ от социализирующей функции, появление деструктивных практик профессиональной деятельности).

Кроме того, отметим значительную степень дезориентации молодых ученых в социальном пространстве. Результаты исследования ментальности российской молодежи, проведенного «Лабораторией Крыштановской» показывают, что для группы «специалистов» (молодых ученых) характерна сильная мотивация к развитию, что, как правило, редко реализуется в должной мере и, как следствие, ведет к серьезной фрустрации. Постигнутое разочарование прямо пропорционально стремлению к эмиграции, сначала внутренней, а затем и внешней. Важно заметить, что 33 % «специалистов», участвовавших в исследовании, уже приняли решение «уехать», а 40 %, напротив, твердо уверены, что никуда не поедут [6].

Не лучше обстоят дела и в сфере профессиональной компетенции молодых ученых. Уровень компетенций молодых ученых развит в традиционных областях исследовательской и академической практики как возможность выполнения ими определенных ролей (научного сотрудника и преподавателя). Эти компетенции определяют их социальные практики и социально-статусные позиции. На сегодняшний день можно зафиксировать недостаточный уровень развития компетенций инновационных практик: лидерских и предпринимательских навыков, способностей к организации и планированию научно-исследовательских работ, знаний в области инновационного менеджмента, коммуникативных навыков, способностей работать в международном контексте.

Сам по себе факт омоложения российской науки мало что значит. Если молодые ученые просто воспроизведут ту же структуру автономных групп и сингулярных ученых, принципиально ничего не изменится. Более того, реформы, как бы они ни были желательны, скажутся в первую очередь на молодежи, и потенциальные потери, скорее всего, необратимы. И, напротив, сформированный сейчас ресурс научных кадров может быть использован для модернизации российской науки эффективно, а это значит не только максимально эксплуатируя достоинства, но и без ложных иллюзий, т.е. учитывая все недостатки. В частности, за решением «служить науке» может скрываться уход от конкуренции со сверстниками на общем рынке труда, а за решением «остаться на родине» - нежелание ввязываться в сложности

110

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

мировой науки. Не понять старшему поколению и атомизированность молодых, отсутствие общих интересов. Всё, что ныне объединяет молодежь, -только профессиональные отношения, не более того. Неявным образом они ведут к достижению общей цели, т.е. к цели науки как таковой.

Список литературы:

1. Воденко К.В. Социальное сообщество ученых: специфика социоструктурных изменений // Актуальные вопросы современной науки. - 2010. -№ 14. - С. 159-166.

2. Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. - М.: Изд-во «Канон+», 2012. - С. 317.

3. Алексеенко Т.Ф., Афанасьева Е.В., Воденко К.В. и др. Инновационная деятельность молодежи: проблемы и перспективы развития: монография / Под общей ред. проф. Л.И. Щербаковой; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). -Новочеркасск: Оникс+, 2007.

4. Евдокимов А. Кризис среднего возроста. Политические заметки о роли 30-50 летних в науке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trv-science.ru/2013/01/29/krizis-srednego-vozrasta (дата обращения: 29.07.2014).

5. Осипова О.Ю. Социальный статус молодых ученых в регионе: авто-реф. дисс. ... канд. социол. наук. - Саранск, 2011. - 23 с.

6. Ментальность российской молодежи политические ориентиры и кумиры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gefter.ru/archive/8369 (дата обращения: 29.07.2014).

ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ ВЕЛИКОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДДВЕРИИ 70-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ЕЕ ОКОНЧАНИЯ

© Намм Г.А.*

Военный университет МО РФ, г. Москва

Современные условия нелинейности развития социально-политических процессов обуславливают необходимость научного анализа факторов, оказывающих явное и латентное влияние на их развитие. Одним из таких факторов корректно назвать средства массовой информации, под которыми автор будет понимать социальные ин-ты (прессу, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и иные), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе [6].

Курсант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.