Щ SCIENCE TIME Щ
(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Накашидзе Давид Джонович, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово E-mail: NakashidzeDavid@yandex. ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные подходы к определению понятия молодежь. Описываются ключевые функции молодежи в современном обществе. Предпринимается попытка выделить главные отличия молодежи от других социальных групп.
Ключевые слова: молодежь, функция, социальная группа.
По данным государственного комитета статистики за 2016 год, на территории России проживает 143.667.000 человек, из которых 29.449.000 представляют молодежь в возрасте от 14 до 29 лет [10]. На сегодняшний день, многие исследователи рассматривают молодежь как особую группу, главными признаками которой являются возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения. Однако стоит учитывать то, что молодежь рассматривается не только в социологии, но и ряде других наук, таких как психология, демография, ювенология, политология и т.д. Отсюда возникают и различные подходы к определению понятия молодежь. В социологии под молодежью понимают:
- поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [5, С 212];
- социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость
| SCIENCE TIME |
как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации [4, C. 305];
- в широком смысле - обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности, а в узком - социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [6, C. 89];
- большую общественную группу, имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяются как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования [7, C. 286];
- обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности [8, C. 68];
- главную общественную ценность особого рода; это не только демографическое, но также экономическое социальное и политическое понятия; это объективное общественное явление, всегда выступающее как большая специфическая возрастная подгруппа, являющаяся носителем огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству, а социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации [2, C. 98].
В соответствии с федеральным законом «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» под молодежью понимаются граждане от 14 до 30 лет включительно. То есть, молодежь представляет собой ту социально активную часть населения, которая является наиболее перспективной частью наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.
Молодежь принято делить по возрасту на 4 группы:
- 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это, в основном, учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства;
- 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно
| SCIENCE TIME |
новой профессиональной учебы. В этом возрасте продолжается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности;
- 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи;
- 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях [9, C. 9-11];
В современных социологических исследованиях отмечается, что молодежь представляет собой «особую» социально-возрастную группу, и авторы приводят различные отличительные особенности молодежи, чтобы подтвердить этот тезис. Например, В.И. Чупров говорит о том, что интегративная характеристика социального положения молодежи включает ряд социально-экономических и социально-демографических параметров, уровень образования, профессиональное и семейное положение. Однако в силу возрастной специфики данной группы общими особенностями названных характеристик будут являться неустойчивость, промежуточность и переходность из одного состояния в другое.
Другой отличительной чертой молодежи можно считать переходность ее социального статуса. Можно выделить следующие проявления переходности социального статуса молодежи:
а) Предписанность, предопределенность: в социальном статусе молодежи превалирует не приобретенная, а предписанная его составляющая.
б) Динамичность и перспективность социального статуса молодежи, связанная с:
- ее интенсивной вертикальной социальной мобильностью, имеющей преимущественно восходящую направленность, - получение образования, должности, профессии и т.д.;
- завершением присвоения социальной субъектности и расширяющейся в связи с этим возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков;
в) Предопределенное обществом неравенство статуса младшей и старшей возрастных групп молодежи [3, C. 481].
Другой особенностью молодежи является ее статусная непоследовательность. Это означает, что изменение социального статуса различных категорий молодых людей не всегда происходит логично и порождает
| SCIENCE TIME |
ряд противоречий [1, C. 80]. Ярким примером такого противоречия в изменении социального статуса молодежи является карьерный рост в ущерб семейному статусу, или наоборот.
Являясь особой социально-возрастной группой, молодежь выполняет в обществе ряд специфических функций:
1. Функция социального взросления. Такие исследователи, как Л.С. Выготский, Э. Клапаред, С. Холл, В. Штерн и многие другие выделяли возраст в качестве основной характеристики молодежи и утверждали, что именно функция социального взросления определяет поведение молодых людей и особенности их сознания.
2. Функция социализации. Еще в 1916 году в своей работе «Кризис современной семьи» П.А. Сорокин определил функцию социализации в качестве главной функции молодежи в обществе, и именно благодаря выполнению этой функции мы можем говорить о молодежи как о самостоятельной социальной группе.
3. Функция становления собственного социального статуса. И.С. Кон, Л. Розенмайр, Ф.Р. Филиппов и ряд других исследователей рассматривают социальную сущность молодежи в связи с ее специфическим статусом в социальной структуре. Приверженцы данного взгляда говорят о том, что молодежь характеризуется промежуточностью своего социального положения, что проявляется в неполноте ее социального статуса.
4. Функция самоорганизации. После того, как в 1943 году К. Мангейм ввел в научный оборот термин «молодежная субкультура», ряд исследователей, таких как М. Мид, А.И. Шендрик, Г. Гризе стали рассматривать молодежную субкультуру как особую форму организации молодых людей, а функция самоорганизации повышает самостоятельность этой социальной группы, упорядочивая ее внутренние и внешние социальные связи.
5. Воспроизводственная, инновационная и трансляционная функции. В процессе реализации способности воспроизводить и совершенствовать социальную структуру общества, происходит становление молодежи в качестве субъекта общественного производства и общественной жизни. При этом, воспроизводственная функция связана с наследованием материальных условий жизни и социального опыта, инновационная - с их обновлением, а трансляционная - с передачей обновленных условий жизни и опыта следующим поколениям.
Таким образом, можно сказать, что молодежь - это действительно «особая» социально-возрастная группа, обладающая своими, не присущими другим социальным группам, свойствами и функциями. Исследователи до сих пор не могут прийти к общему понятию того, что же собой представляет молодежь; одни делают упор на ее особое социальное место в обществе, другие на
I
SCIENCE TIME
I
нестабильное экономическое положение, третьи делают акцент на возрастные границы молодежи. Однако большинство авторов сходятся в том, что молодежь -это своеобразный «резерв» и надежда для более взрослого поколения.
Литература:
1. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодежи. - М.: Норма, 2011. - 606 с.
2. Ильинский И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-ых годах, тенденции и перспективы. - М.: Голос, 1999. - 325 с.
3. Ковалева А.И. Статус социальной молодежи. - М.: Голос, 2003. - 498 с.
4. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
5. Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 1994. - 496 с.
6. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социологический словарь. - М.: Норма, 2008. -608 с.
7. Филиппов Ф.Р. Молодёжь. - М.: Мысль, 1998. - 297 с.
8. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия. - М.: Наука, 1992. - 316 с.
9. Щенина О.Г. Молодежь в современной России. - М.: Норма, 2005. - 95 с.
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo16.xls