Научная статья на тему 'Молодежь как объект социализации и проблемы ее самореализации'

Молодежь как объект социализации и проблемы ее самореализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4356
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUNG PEOPLE'S SOCIALISATION / YOUNG PEOPLE'S SOCIAL DIFFERENTIATION / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / СТРАТИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / YOUTH / YOUTH STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Архипов Владимир Анатольевич, Чаевич Александр Владимирович

В статье рассматривается современная российская молодежь как объект социализации и самореализации. Дана характеристика молодежи как социальнодемографической группы, определены ее половозрастные и социально-психологические особенности, выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на самореализацию современной молодежи. Определяется роль молодежной политики в социализации молодежи, которая в конечном итоге должна способствовать созданию условий самореализации личности молодого человека и развитию молодежных общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers contemporary Russian young people as an object of socialization and self-realization and characterizes youth as a social and demographic group determining its gender and age, social and psychological characteristics. The author identifies the factors affecting contemporary young peoples self-realization and shows the role of youth policy in youth socialization that ultimately is to assist the creation of conditions for young persons selfrealization and development of youth public associations

Текст научной работы на тему «Молодежь как объект социализации и проблемы ее самореализации»

СОЦИОЛОГИЯ

УКД 316.346.32-053.6

МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ Архипов Владимир Анатольевич, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий, arkhipov1146@mail.ru.

Чаевич Александр Владимирович, доктор педагогических наук, доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий , chaevich alex@mail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассматривается современная российская молодежь как объект социализации и самореализации. Дана характеристика молодежи как социальнодемографической группы, определены ее половозрастные и социально-психологические особенности, выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на самореализацию современной молодежи. Определяется роль молодежной политики в социализации молодежи, которая в конечном итоге должна способствовать созданию условий самореализации личности молодого человека и развитию молодежных общественных объединений.

Ключевые слова: молодежь; социализация молодежи; стратификация молодежи; социальная дифференциация молодежи; молодежная политика.

The article considers contemporary Russian young people as an object of socialization and self-realization and characterizes youth as a social and demographic group determining its gender and age, social and psychological characteristics. The author identifies the factors affecting contemporary young people’s self-realization and shows the role of youth policy in youth socialization that ultimately is to assist the creation of conditions for young person’s selfrealization and development of youth public associations.

Keywords: youth; young people’s socialisation; youth stratification; young people’s social differentiation, youth policy.

Устойчиво необходимым элементом любого общества является молодежь, так как без молодежи у общества нет будущего. Более того, какова молодежь, ее отношения с другими поколениями членов данного общества, таково будет будущее этого общества. Конечно, неправильно утверждать, что какова молодежь, таким будет общество, ибо главная движущая сила общества не социальные группы, а их взаимодействия. В то же время история свидетельствует, что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и

социально-экономического развития. В новом тысячелетии стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот, который заложен в молодом поколении.

Молодежь нельзя ни переценивать, ни недооценивать. В современных условиях она еще не может принять на себя те социальные функции, которые определяют статус старшего поколения. Ей не хватает реальной квалификации, необходимой в любом обществе для качественного исполнения того объема социальных функций, которым определяется роль старшего поколения. Для молодежи практические навыки надо осмыслить, а теоретические знания должны пройти апробацию на практике. Все это требует времени. Формирование реальной квалификации и есть основное содержание процесса взросления с точки зрения общества как системы. В то же время молодежь является участником социального взаимодействия, изменяющего общество, без которого у общества не может быть будущего. Так что же такое молодежь как социальная группа общества?

Под молодежью понимается социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [1].

Процесс социализации подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, нравственные, этнические и религиозные традиции, принятие им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим.

Процесс самореализации предполагает общегражданское, профессиональное, трудовое, семейное, а в итоге - социально-статусное самоопределение социальной структуры общества, т.е. поэтапного «замещения» старшего поколения на принципах исторической преемственности.

Благоприятными процессы социализации и самореализации молодого поколения являются тогда, когда государство строит общественные отношения на принципах социально справедливого экономического обмена, при консолидированности граждан, их этнической и конфессиональной толерантности.

Рассматривая процесс социализации и самореализации молодежи, необходимо учитывать тот факт, что молодежь неоднородна по своему составу: в ней выделяются различные слои по возрасту, социально-экономическому положению, месту жительства и

т.п. Молодежь как социально-демографическая группа обладает совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями и проходит стадии социализации в реальных условиях жизнедеятельности общества.

Возрастная дифференциация (стратификация молодежи) - процесс объективный и многомерный. Со всей определенностью можно сказать, что переход от детства к зрелости охватывает большой период и длится примерно около 10 лет (от 12-13 до 23-24 лет). Причем этот переход можно условно разделить на несколько промежуточных периодов.

Первый период - подростковый (от 12 до 14-15 лет). Этот период является фазой первичной социализации индивида. Для подростков характерен ряд общих социальнопсихологических и физиологических особенностей, отличающих их от других возрастных групп молодежи. Процесс взросления - первичной социализации - наиболее сложный и чреват различными социальными последствиями. Неадекватное восприятие и усвоение норм жизнедеятельности общества, равно как и социальное становление, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, весьма характерны для подростков. Причем девочки-подростки заметно быстрее адаптируются в социальной среде, несмотря на то, что большинство из них сложно переживают свое физическое развитие. Осознание своего места и роли в обществе, равно как и осознание своей социальной значимости, сопричастности с другими половозрастными группами молодежи, безусловно, сказывается на дальнейшей социализации молодежи. Поэтому, как никто другой, подросток нуждается в очень корректном отношении со стороны взрослых. Несмотря на сложность подросткового возраста, большинство молодых людей достаточно быстро адаптируются в социальной среде и переходят в новую стадию - стадию юношества.

Второй период - юношество (от 14-15 до 18 лет). Он наступает, как правило, к 14-15 годам. В этот период завершается физическое созревание, формируются, хотя не в полной мере, социальные качества личности. Для периода юношества характерна большая самостоятельность во всех областях жизнедеятельности: в быту, в учебе, а также в посильном труде. В то же время этот период является пограничным с взрослой жизнью, ибо уже с 16-18 лет молодые люди могут осуществлять профессионально-трудовую деятельность на законных основаниях. Законодательством, как известно, определены соответствующие ограничения и льготы для этой категории молодежи в сфере трудовой деятельности. Однако это вовсе не означает, что молодые люди в этом возрасте не должны трудиться. Напротив, именно в этом возрасте реально проявляются способности, наклонности, интересы и другие ценные качества, с помощью которых можно определить, в какой конкретной сфере трудовой деятельности может в будущем реализовать себя как

личность молодой человек. Искусственное навязывание молодым людям той или иной профессии, будь то рабочей, военной или творческой, гуманитарной или технической, может привести к отрицательным результатам в будущем. Именно на этой стадии необходимо использовать наиболее современные методики изучения профессиональной ориентации молодежи на основе социально-психологических и физиологических характеристик ее интеллектуальных данных.

Третий период (от 18 до 23-24 лет) - наиболее важный период социализации молодежи, ибо он связан с профессиональным и гражданским становлением, дальнейшим физическим и интеллектуальным развитием личности. Объектом социализации молодой человек становится с гораздо более четко выраженными социальными качествами, поэтому общество вправе не только оказывать ему всяческую поддержку, но и рассчитывать на его ответственное отношение к выполнению своих обязанностей. Несмотря на то, что молодые люди в этот период еще получают соответствующие профессии, завершая учебу в средних, средних специальных и высших учебных заведениях или проходят службу в армии, большинство из них имеют более четко выраженные ценностные ориентации и жизненные ориентиры, связанные со своим будущим: трудом, местом жительства, социальным положением и др. Молодые люди в этой возрастной группе обладают большей степенью самоконтроля, более осознанно выполняют те или иные функции. Тем не менее, они по-прежнему отличаются повышенной эмоциональностью и чрезмерной критичностью к событиям и людям. Порой завышенная самооценка превалирует над реальными возможностями реализовать себя как личность. Большинство молодых людей не признают навязываемых авторитетов, но, тем не менее, склонны сами создавать себе кумиров и ориентироваться на тех из них, кто в большей степени соответствует их ценностным ориентациям. Освоение профессиональных знаний в этом возрасте происходит сравнительно несложно, поскольку, как правило, связано с научением, стажерством, т.е. с продолжением обучения без большой личной ответственности за результаты труда. Они по-прежнему считают, что имеют право на ошибки, и этот психологический барьер им трудно преодолевать. Как в сфере учебы, так и в трудовой и семейно-бытовой жизни молодые люди этой возрастной группы все еще рассчитывают на снисходительное к ним отношение. Между тем, если именно в этот период не сформировалась высокая доля личной ответственности за содеянное, то в более старшем возрасте ее уже трудно сформировать.

Четвертый период (от 25 до 30 лет). Характеризуется большей самостоятельностью личности во всех сферах жизнедеятельности. Большинство молодых людей к этому

возрасту вступают в брак, и у них появляются свои наследники - дети, которым они обязаны передавать свой жизненный опыт и воспитывать их должным образом. В то же время этот период является наиболее сложным в профессиональном и социальном становлении. Молодые люди после получения в системе образования соответствующей профессии участвуют в трудовой деятельности, стремятся создать необходимые материально-бытовые условия для себя и своей семьи. Однако далеко не всем это удается сделать, поскольку разнятся стартовые экономические возможности у различных социальных групп. Процесс социализации, таким образом, в этот период связан не только с передачей социального опыта старших, но и с реальной материальной помощью. В этой связи многие молодые люди серьезно задумываются над дальнейшим своим пребыванием в тех или иных регионах, городах, городских поселках, селах, на тех или иных работах. Безусловно, молодые люди могли бы оставаться на местах своего прежнего жительства при условии, если бы им была обеспечена перспектива служебного и профессионального роста, перспектива создания благоприятных материальных и социальных условий жизни. Ситуация усугубляется тем, что молодые пары, у которых есть дети, нуждаются в гораздо большей поддержке, чем те, кто находится вне брака. Однако вступление в брак как юношей, так и девушек связано с определенной тревогой за будущее и, прежде всего, с возможностью содержать семью, обеспечивать ее материально, воспитывать детей. Поэтому многие молодые люди поневоле откладывают время вступления в брак до достижения определенных целей, получения образования, приобретения жилья и др.

Вышеуказанные периоды возрастной стратификации имеют определенные особенности в процессе адаптации и социализации молодых людей. Молодежь, как города, так и села, находится в большой зависимости от условий, существующих в обществе, от реальной помощи государства в их гражданском и профессиональном становлении, в создании благоприятных условий жизнедеятельности.

Анализ молодежи как социальной группы в Российской Федерации позволяет сделать определенные выводы. В последние годы ухудшилось состояние здоровья молодежи. Число нездоровых детей превышает 60%. Растет число детей-инвалидов. Резко снизилась готовность призывников к службе в армии. Расширяется география и интенсивность заболеваний молодежи наиболее опасными болезнями (туберкулез, СПИД, половые инфекции - в десятки раз). Ситуация усугубляется ростом более чем в два раза токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушений среди подростков и молодежи. К наркотикам пристрастились до 2 млн. молодых россиян, 250 тысяч из них приобрели

хроническую зависимость. Средний возраст приобщения к наркотикам - 15-17 лет. Сегодня 2,4% всей российской молодежи составляют молодые правонарушители [2].

Вне рамок системы образования остается все больше детей, возрастает неравенство доступа сельской молодежи, детей из малообеспеченных семей к качественному образованию, обостряется проблема выпускников образовательных учреждений.

Среди зарегистрированных безработных каждый третий молод. Каждый пятый молодой человек ищет работу. Замедляется отток молодежи из государственного сектора, тогда как развитие частного сектора экономики идет при активном включении в него молодежи. Сегодня производство товаров и услуг, торговля и другая деятельность в этом секторе в определенной степени становится молодежной сферой деятельности. [3].

Материальное положение молодых людей мало зависит от уровня их образования, квалификации, результатов труда. Каждый пятый молодой россиянин имеет доходы ниже прожиточного минимума. Это в конечном итоге приводит к социальному расслоению молодежи, появлению групп социально слабо защищенных и нуждающихся в помощи со стороны государства.

Современная российская молодежь обеспокоена состоянием своего физического и душевного здоровья, угрозами личной и социальной безопасности, затруднениями в самореализации, получении профессии и образования, росте карьеры, достижении определенного уровня благосостояния, созданием и обеспечением семьи, воспитанием и образованием детей. Поэтому политика государства по отношению к молодежи должна строиться на принципах партнерства органов государственной власти и личности, на основе общности интересов.

Молодежная политика - это сложная динамическая система, в которой функционирование каждого компонента подсистемы должно подчиняться главной цели -созданию условий для свободного развития личности, раскрытию индивидуальных склонностей и способностей, а также подготовке молодого поколения к выполнению общественно значимых социальных ролей. Она отражает стратегическую линию как государства, так и отдельных регионов на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства;

расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

В Российской Федерации молодежная политика в перспективе призвана обеспечить:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

- формирование целостной системы поддержки талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками, инициативой;

- гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи;

- формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

- разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

- формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений и др. [4].

В настоящее время государственная молодежная политика как сфера государственной деятельности находится в стадии становления. Её реализация основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику, т.е. нормативное, правовое, управленческое, финансовое ее обеспечение. Практически ее реализация встретила большие трудности и требует нового концептуального оформления.

Противоречия между активизацией действий органов исполнительной власти по разработке молодежной политики и отсутствие заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики на современном этапе. Это противоречие характерно для всех ее основных направлений.

Недооценка органами государственной власти остроты проблем молодежи и сохраняющееся представление о затратном характере вложений в молодежь остаются серьезным препятствием для практической реализации положений и принципов государственной молодежной политики. Идеи молодежной политики органами государственной власти рассматриваются как узковедомственные, несмотря на то, что они связаны с миссией государственной власти во всем ее объеме.

Таким образом, молодежь занимает в обществе особое место и выполняет в процессе социального воспроизводства уникальную совокупность функций, присущих только данной демографической группе. Молодые люди, находясь на разных этапах своего возрастного и социального развития, оказываются естественным образом включенными в различные виды отношений, взаимодействуют с различными социальными институтами и агентами и имеют типичные проблемы в начале самостоятельной жизни. Поэтому необходима разработка и реализация органами власти системы разноплановых мер, адресованных молодому поколению, направленных на его поддержку и развитие. Это предопределяет необходимость формирования и дальнейшего совершенствования государственной молодежной политики.

Литература

1. Свертков И.А. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации молодежи (конец XX - начало XXI века) //Автор. дис. ... канд. полит. наук. Воронеж. 2010. С. 7.

2. Методологические проблемы исследования молодежи. М., 2010. С. 17-18.

3. Сайт «Год молодежи» (http://www.godmol.ru/godmol/id2/). (Дата обращения: 16.01.2012).

4. Тальников Е.В. Государственная молодежная политика: методика выработки конструктивных решений // Российский экономический журнал. 2004. №1, С. 2-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.