Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.
№ 79. С. 272-281.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 79. pp. 272-281. Научная статья
УДК 316.346.32-053.6:32(571.53) doi: 10.17223/1998863Х/79/24
МОЛОДЕЖЬ ИРКУТСКА: ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Никита Сергеевич Ганжа
Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются политические ценности молодежи города Иркутска. Объектным полем исследования стала обучающаяся молодежь, проживающая на территории города Иркутска; предмет исследования - набор установок и ценностей, влияющих на электоральные предпочтения обучающейся молодежи. Хронологические рамки исследования - 2021-2023 гг. На основе полученных данных определены четыре ценностные группы в среде иркутской молодежи: «лоялисты», «ястребы», «либерально-оппозиционные», «нейтрально-одобряющие», а также определен уровень готовности к политическому действию.
Ключевые слова: молодежь, ценности, электоральное поведение
Для цитирования: Ганжа Н.С. Молодежь Иркутска: электоральное поведение через призму политических ценностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 79. С. 272-281. doi: 10.17223/1998863Х/79/24
Original article
IRKUTSK YOUTH: ELECTORAL BEHAVIOR THROUGH THE PRISM OF POLITICAL VALUES
Nikita S. Ganzha
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article examines the political values of Irkutsk youth and analyzes their impact on electoral behavior. The object of the study was the studying youth living in the territory of the city of Irkutsk. The focus of the study is a set of attitudes and values that influence the electoral preferences of the studying youth. The chronological framework of the study is 2021-2023. The relevance of the study lies in the fact that a low proportion of young people in Russia attend polling stations, and Irkutsk Oblast is a traditional anti-leader in voter turnout at all levels. Thus, in the elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the 8th convocation in 2021, the percentage of voters who reached the polling stations was only 36.59%, which was the lowest result in the country. In the elections of deputies of the Legislative Assembly of Irkutsk Oblast of the 4th convocation, the turnout was only 24.21%. Accordingly, the share of young people voting became low. The answer to the question of why this is happening lies in the value orientations of young people. After all, it is values that in many ways motivate people to act, especially politically. To obtain the data, a questionnaire survey was conducted among pupils of Irkutsk schools (grades 9-11) and university students. The number of respondents was 114 people (28 male pupils, 16 male students, 29 female pupils, 47 female students). According to the results of the survey, the main value groups among Irkutsk youth were identified. Thus, about 15% of students and 30% of pupils are "loyalists", about 25% are "hawks" (proponetns of greater radicalization), about 30% are representatives of "liberal" views and about 30% are "neutral-encouraging". About 15% of females and 30% of males turned out to be ready for political action, and students have a higher association between social activity of a citizen and participation in
© Н.С. Ганжа, 2024
political actions than pupils. At the same time, the need for activism is generally present in more than half of the respondents in almost all groups. The electoral behavior of the above-mentioned youth groups clearly proceeds from their common value assumptions. Keywords: youth, values, electoral behavior
For citation: Ganzha, N.S. (2024) Irkutsk youth: electoral behavior through the prism of political values. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 79. pp. 272-281. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/79/24
Низкий уровень вовлеченности российской молодежи в электоральные процессы периодически вызывает озабоченность среди политиков и экспертов. Представители данной возрастной группы не ходят на выборы, мало участвуют в деятельности политических партий. При этом стоит отметить, что процент молодых кандидатов на выборах всех уровней за последние годы остается стабильным - 23-27%, при доле молодых избирателей в 24% от их общего числа. Избираются из них также примерно четверть [1. С. 1].
Традиционно Иркутская область - антилидер по явке избирателей на выборы всех уровней. Так, на выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания в 2021 г. явка избирателей составила 36,59%, что стало самым низким результатом в стране [2]. На выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва явка составила всего 24,21%, и соответственно низкой была явка среди молодежи [3].
Я полагаю, что ответ на вопрос «Почему так происходит?» лежит в ценностных ориентациях молодежи. Именно ценности во многом мотивируют людей к действию, в особенности политическому. В данной статье использовано определение ценностей, предложенное К. Клахоном: «ценности - это осознанное или неосознанное характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых)» [4. С. 39]. Согласно этому определению, ценности обусловливают целеполагание, нам же интересно, влияют ли политические ценности на электоральное поведение молодежи и какие общие ценностные группы можно выделить в данной возрастной страте. А.В. Селезнёва отмечает, что политические ценности выполняют регулятивную функцию относительно политического действия, а также поведения. По сути ценности - это то, что не только побуждает людей к деятельности, но и является ориентиром, мерилом этой самой деятельности [5. С. 22]. Данная точка зрения совпадает с авторской, и можно утверждать, что ценности могут быть маркером ожидаемого электорального поведения человека или группы. Качества кандидата, его принадлежность к определенной партии или его заявления вполне могут стать как фактором увеличения, так и снижения итоговой явки на выборы. Не менее важными являются ценностные предпочтения самого избирателя. Ю.А. Кудрина, Н.М. Печенкин и А.А. Косарев анализировали причины участия или неучастия молодежи в предстоящих на тот момент выборах депутатов Государственной думы в 2021 г. Респонденты, аргументируя позицию нежелания идти на выборы, в числе прочего называли отсутствие подходящих кандидатов и партий, указывая на расхождение их ценностных ориентаций [6. С. 147].
В данном исследовании мы выделим несколько групп среди молодежи в соответствии с результатами опроса с учетом ценностных ориентаций, что
дополняет информацию о стратификации молодежи. Так, например, согласно данным О.В. Поповой, Н.В. Гришина, М.Я. Погодина на основе анализа комментариев, оставленных в «ВКонтакте» на сайтах глав регионов РФ в 2022 г., молодежь Иркутской области оказалась в «середине таблицы». От 10 до 20% негативных комментариев и от 5 до 10% позитивных комментариев было написано молодыми иркутянами [7. С. 131]. Стоит отметить, что написание комментариев - политическое действие, следовательно, порядка 15% молодежи мы можем записать в так называмое ядро протеста и порядка 8% в так называмых лоялистов. Численность данных групп в результате нашего исследования не должна оказаться ниже указанных процентов, но представляется, что ценностно-групповая палитра молодежи Приангарья несколько шире, чем разделение на протестных и лоялистов.
Одной из важных причин электорального абсентеизма молодежи является невысокая готовность к политическому действию в широком понимании этого термина. С.Ю. Асеев и Я.Ю. Шашкова выявили ограниченный характер лидерского потенциала молодежи Алтайского края и Новосибирской области. Не более 10% опрошенных были готовы к лидерству, 47% опрошенных не были готовы участвовать в работе молодежной политической организации. Данные тенденции могут отражать низкую оценку возможности молодежи влиять на политические процессы; так, 13% респондентов считали, что молодежные лидеры не оказывают никакого влияния на ситуацию в стране [8. С. 120-121]. Склонность к совершению политического действия с оговорками также можно записать в сферу ценностных ориентаций, следовательно, данный показатель может оказывать влияние на электоральное поведение.
Представляют интерес данные опроса о политических ценностях российской молодежи, проведенного в 2017 г. исследователями Государственного университета управления. Согласно этому исследованию, около половины респондентов интересовались политикой «от случая к случаю», каждый третий не интересовался политикой в принципе. Лишь 16,5% опрошенных внимательно следили за политической жизнью, и только 3,9% участвовали в политической активности в течение предшествующего полугода. 48% не желали стать членами политического объединения; 22,2% - хотели бы; 21,3% респондентов были готовы принять участие в акциях протеста [9. С. 57-58].
М.В. Криворучко и К.Н. Щербакова выделили три типа политической активности молодежи. Для представителей первого типа характерно выделение следующих приоритетных ценностей - «саморазвитие, материальное благополучие, индивидуальность, креативность». Представители этого типа политически активны, склонны к выражению своих интересов и составляют около 31% от всех опрошенных. Второй тип политической активности характерен для людей, принимающих участие в политике эпизодически, и их ценности включают «индивидуальность, саморазвитие, креативность и духовное удовлетворение». Представители данного типа составили 50% респондентов. Третий тип - это аполитичная молодежь, которая негативно относится к электоральной системе и процедурам в целом и среди политических ценностей называет «индивидуальность, духовное удовлетворение, взаимоотношения и достижения». Третья группа составила 19% респондентов [10. С. 181]. Такое распределение политической активности и ценностей, по мнению автора данной статьи, не совпадает с результатами его исследований. Кроме
того, вызывает сомнение тот факт, что ни в одной из групп респондентов не были проявлены коллективные ценности.
Для целей данного исследования автор предлагает следующую классификацию ценностных групп: «лоялисты», «нейтрально-одобряющие», «либералы» и «ястребы». «Лоялисты» - это молодые люди, полностью поддерживающие официальный курс современной России, включая ее внешнюю политику. Они реализуют социально-одобряемые политические действия, для них характерен коллективизм, приверженность традиционным ценностям, консерватизм и патриотизм. «Нейтрально-одобряющие» - это те, кого в целом устраивает положение в стране, их ценностные характеристики близки к «лоялистам», однако выражены менее ярко, их поведение более конформное, и они не склонны к совершению политических действий любого толка. Под «либералами» автор подразумевает не принадлежность к одноименной политической идеологии, а тех, у кого выражены ценности индивидуализма, космополитизма, антимилитаризма, прогрессизма, и кто высоко ценит личные свободы. Они также склонны к совершению неодобряемых политических действий, например участие в протестных акциях. «Ястребы» - это сторонники радикализации нынешнего курса, усиления милитаризации. Они могут быть как коллективистами, так и индивидуалистами и демонстрируют конформизм до тех пор, пока считают, что действия власти совпадают с их собственными представлениями, ценность порядка ставят выше свободы, на словах пропагандируют консерватизм, но скорее склонны к изменению существующего положения вещей.
В данном исследовании автор постарается определить ценностные предпочтения молодежи города Иркутска, а также спроектировать на их основе портрет среднестатистического молодого избирателя. Для получения данных был проведен анкетный опрос по месту обучения в нескольких школах и вузах г. Иркутска среди учащихся школ (9-11-е классы) и студентов. Анкеты заполнялись лично респондентами на анонимной основе. Общее число респондентов составило 114 человек, из них 44 мужчин (28 школьников и 16 студентов) и 76 женщин (29 школьниц и 47 студенток). Объем данных не является репрезентативным, а скорее служит для отработки авторской методики по выявлению связи между ценностями и формами политического поведения. В связи с высоким уровнем недоверия респондентов к социологическим исследованиям достаточно сложно получить правдивые ответы на прямые вопросы, поэтому была выбрана методика косвенных вопросов, которые могли не охватить некоторые ценностные группы, что будет подробно рассмотрено в последующих работах. В вопросах можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов не составляет 100%.
В первом вопросе было проанализировано то, какая идентичность является определяющей - семейная, локальная, государственная или общемировая (табл. 1). Согласно результатам, во всех группах преобладает ответ «Гражданин России», от 55,32 до 62,5%. На втором месте - космополитичная, от 23,40 до 44,44%, при этом особняком стоят мужчины-студенты, никто из которых не выбрал этот вариант. На третьем месте практически во всех группах стоит семейная идентичность, кроме мужчин-школьников, у которых преобладает ответ «Иркутянин». Как мы видим, большинство опрошенных отождествляют себя с Россией или Иркутском, однако достаточно крупный кластер респондентов
считают себя гражданами мира, что может оказать влияние на их электоральное поведение. Рискнем предположить, что именно эти опрошенные могут представлять собой базу для так называемой либеральной оппозиции.
Таблица. 1. Ответы на вопрос «К какой категории вы можете себя причислить?»
Ответ респондентов М(ш), % Ж(ш), % М(с), % Ж(с), %
Гражданин России 59,26 58,62 62,50 55,32
Иркутянин 29,63 17,24 12,50 14,89
Человек мира 44,44 34,48 0,00 23,40
Член своей семьи 18,52 20,69 31,25 14,89
Примечание. ш. - школьники; с - студенты.
Для проверки подобных предположений изначально был задан следующий вопрос: «Что для вас значит понятие „патриотизм"?» Большинство респондентов выбрали нейтральные формулировки патриотизма, такие как «любовь к природе России» и «уважение к истории России». Данные формулировки являются «общественно одобряемыми», и их использование может свидетельствовать о преобладании группы «одобряющего нейтрального большинства» среди респондентов. Патриотизм как лояльность государству («Гордость за успехи России», «Уважение к государству» и «Уважение к Президенту РФ») получил меньшую поддержку, хотя был значим для определения данного понятия. Идея «Уважения к государству» получила поддержку от 43,75 до 59,26% респондентов как маркер патриотизма. Ответ на вопрос «Уважение к Президенту РФ» позволил очертить группу «лоялистов» - около трети среди молодежи для школьников и около 15% для студентов (табл. 2).
Приверженность «региону проживания», как и в предыдущем вопросе, выбрали от четверти до трети респондентов, однако можно отметить увеличение процента выбравших вариант «Моя семья», и эти респонденты могут быть охарактеризованы как группа «нейтрально-одобряющая». Потенциал политического действия среди молодежи можно оценить как невысокий в связи с тем, что менее половины опрошенных во всех группах отметили «Готовность активно работать на благо России» как признак патриотизма. В вопросе не ставилась коннотация данной работы, поэтому под ней можно было понимать все что угодно, от политического активизма до государственной службы. После окончания школы данная готовность снижается еще на 10%. Однако стоит заметить, что данный вопрос в полной мере не раскрывает готовность к участию в политике.
Таблица 2. Ответы на вопрос «Что для вас значит понятие патриотизм?»
Ответ респондентов М(ш), % Ж(ш), % М(с), % Ж(с), %
Любовь к природе России 74,07 72,41 43,75 48,94
Уважение к истории России 66,67 58,62 81,25 70,21
Моя семья 40,74 27,59 25,00 19,15
Моя область 37,04 20,69 25,00 19,15
Гордость за успехи России 59,26 48,28 43,75 51,06
Уважение к государству 59,26 41,38 50,00 65,96
Уважение к Президенту РФ 37,04 27,59 18,75 12,77
Готовность активно работать на благо России 44,44 44,83 31,25 34,04
Готовность воевать за РФ 37,04 27,59 31,25 17,02
Целью следующего вопроса было стремление увидеть, существует ли разделение среди молодежи по отношению к стране через отношение к ее
политическим институтам, в частности к государству. Вопрос звучал так: «Согласны ли вы с утверждением: нужно разделять понятия страна и государство. Мне может нравится одно и не нравится другое?». Большинство респондентов во всех группах согласились с данным утверждением, лишь в группе школьниц процент ниже половины от числа опрошенных (48,28%), при этом значительная доля участников опроса затруднились ответить на вопрос однозначно, и лишь около 15% ответили отрицательно. Эти результаты могут коррелировать с данными о патриотизме как уважении к государству или к Президенту из предыдущего вопроса. Представляется логичным, что мотивировка ответа на данный вопрос анкеты чаще всего должна представлять собой дихотомию «власть в целом - Россия», где вариант их отождествления не пользуется популярностью. С другой стороны, можно отметить, что доля 15% явных «лоялистов» сохраняется. Отметим значимую долю затруднившихся ответить на этот вопрос или не захотевших на него отвечать по тем или иным причинам (табл. 3).
Таблица 3. Ответы на вопрос «Согласны ли вы с утверждением: нужно разделять понятия страна и государство. Мне может нравится одно и не нравится другое?»
Ответ респондентов М(ш), % Ж(ш) , % М(с) , % Ж(с) , %
Согласен 66,67 48,28% 56,25% 63,83%
Не согласен 22,22% 13,79% 18,75% 6,38%
Затрудняюсь ответить 11,11% 37,93% 25,00% 29,79%
Целью следующего вопроса было выяснение готовности молодежи к активности - политической и социальной (табл. 4).
Таблица 4. Ответы на вопрос «Как вы понимаете социальную активность гражданина?»
Ответ респондентов М(ш), % Ж(ш), % М(с), % Ж(с), %
Участие в социально значимых мероприятиях 66,67 55,17 50,00 63,83
Добровольчество 55,56 58,62 12,50 42,55
Участие в деятельности общественных организаций 59,26 55,17 43,75 53,19
Реализация социальных проектов 44,44 37,93 12,50 36,17
Благотворительность 51,85 44,83 25,00 21,28
Участие в политических акциях 25,93 13,79 37,50 14,89
Политически активная молодежь составила около 15% среди женщин и 30% среди мужчин, причем у студентов ассоциация между социальной активностью гражданина и участием в политических акциях выше, чем у школьников. Важно отметить, что наличие потребности в активизме было выявлено более чем у половины респондентов практически во всех группах. Чаще всего были выбраны формы участия в деятельности общественных организаций и социально-значимых мероприятиях, чуть реже - добровольчество, особенно редко этот вариант встречается у студентов-мужчин. Желание участвовать в благотворительности также уменьшается после окончания школы почти на 20%. В совокупности это может говорить о преобладании индивидуализма над коллективизмом среди молодежи в общем.
Целью следующего вопроса было выяснение размера группы «ястребов» среди молодежи. При этом если в ответах на вопрос о понятии патриотизма вариант с готовностью воевать за Россию выбирали в среднем 35% мужчин и
25% женщин, то активную позицию по контрактной службе занимают уже 25% мужчин и только 5% женщин. Эти результаты могут отражать и тот факт, что возможностей служить по контракту у девушек немного, однако в среднем мы можем определить эту группу в 25% от числа опрошенных (табл. 5).
Таблица 5. Ответы на вопрос «Готовы ли вы пройти службу в ВС РФ по контракту?»
Ответ респондентов М(ш), % Ж(ш), % М(с), % Ж(с), %
Согласен 66,67 48,28 56,25 63,83
Не согласен 22,22 13,79 18,75 6,38
Затрудняюсь ответить 11,11 37,93 25,00 29,79
Для выявления значимых для молодежи города Иркутска тем для выражения активности было задано два вопроса: о необходимости единой молодежной организации и о том, чем она должна преимущественно заниматься (табл. 6). Ожидаемо большая часть респондентов заявили о необходимости создания такой организации. Наиболее популярными ответами на второй вопрос стали: «Добровольчество» и «Защита прав молодежи». И если первое может отражать общегосударственный тренд, то второе скорее связано с потребностью в представленности молодежи, в том числе и в политической системе как минимум на уровне г. Иркутска. С уверенностью можно сказать, что на данный момент отсутствует структура, с которой респонденты могли бы себя ассоциировать. Зоозащита, спорт, наука, творчество и экология вполне могут быть использованы политическими движениями как темы для привлечения части молодежи в свои ряды. Однако ответы респондентов дифференцированы и не превышают 30-40%, что не позволяет говорить об однозначном интересе молодежи к этим темам. Укрепление межнационального мира и пропаганда ЗОЖ стали наименее популярными ответами среди молодежи всех групп. Это может свидетельствовать как о низком уровне интереса к данной тематике, так и об удовлетворенности молодежи текущим положением вещей.
Таблица 6. Ответы на вопрос «Чем должна заниматься единая молодежная организация?»
Ответ респондентов М(ш), % Ж(ш), % М(с), % Ж(с), %
Добровольчество 74,07 55,17 50,00 51,06
Зоозащита 33,33 24,14 18,75 38,30
Экология 55,56 6,90 25,00 44,68
Защита прав молодежи 70,37 41,38 50,00 70,21
Воспитание молодежи 18,52 20,69 31,25 25,53
Укрепление межнационального мира 14,81 17,24 25,00 19,15
Творчество 29,63 27,59 37,50 23,40
Спорт 48,15 34,48 31,25 8,51
Наука 33,33 13,79 31,25 17,02
Пропаганда ЗОЖ 14,81 24,14 25,00 6,38
Патриотическое воспитание 29,63 34,48 31,25 12,77
Подводя итоги нашего исследования, мы можем охарактеризовать молодежь города Иркутска следующим образом: порядка 15 студентов и 30 школьников представляют собой «лоялистов», около 25 - «ястребов», около 30 - представителей либеральных взглядов и около 30 - «нейтрально-одобряющих». Группы могут пересекаться, но в целом по итогам данного
исследования мы можем выделить именно такие пропорции. При этом лишь около 15 человек среди девушек и 30 среди юношей можно назвать политически активными. Также стоит отметить нехватку представительства молодежи в органах власти и общественных организациях, что приводит к высокому запросу на создание подобной организации, целью которой может стать защита прав молодежи.
Электоральное поведение названных групп молодежи исходит из ценностных посылок. «Лоялисты» будут голосовать за предложенных кандидатов от действующей власти, «ястребы» будут голосовать скорее конформно, однако их поведение может быть скорректировано. «Либерально-оппозиционная» группа может голосовать за оппозицию либо игнорировать выборы. Также могут поступать и «нейтрально-одобряющие», которых сложно убедить прийти на избирательные участки.
Для объяснения данной ценностной ориентации необходимо проведение расширенных качественных социологических исследований, однако уже сейчас можно предположить, что школьники, ввиду большей охваченности патриотическими мероприятиями идеологической направленности, демонстрируют более лоялистсткие модели поведения в отличие от студентов. Для повышения электоральной активности учащейся молодежи необходимо повышать субъектность молодежных организаций, создавать новые, которые будут эффективно представлять интересы этой социальной группы.
Список источников
1. Киреева В. Четверть кандидатов на выборах 2022 года составляет молодежь // Парламентская газета : сайт. URL: https://www.pnp.ru/social/chetvert-kandidatov-na-vyborakh-2022-goda-sostavlyaet-molodezh.html?ysclid=lswxlgkra9914067351 (дата обращения: 25.02.2024).
2. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: [сайт]. 2021. URL: http://www.irkutsk.vybory.izbirkom.ru/region/irkutsk?action=show&global=1&vm= 100100225883172®ion=38&prver=0&pronetvd=0 (дата обращения: 07.02.2024).
3. Выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва // Государственная автоматизированная система ГАС Выборы: сайт. URL: http://www.irkutsk. vybory.izbirkom.ru/region/irkutsk?action=show&vrn=23820001780453®ion=38&prver=0&pronet vd=0 (дата обращения: 07.02.2024).
4. Сеидов Ш.Г., Найденова Л.И., Розенберг Н.В. Политические ценности и настроения современной молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 38-46. URL: https://cyberleninka.m/article/n/politicheskie-tsennosti-i-nastroeniya-sovremennoy-molodezhi?ysclid=lswx8495hh360566006 (дата обращения: 25.02.2024).
5. Селезнева А.В. Политические ценности российской молодежи: социокультурные особенности и идентификационный потенциал // Общество. Образование. Коммуникация. 2020. Т. 11, № 3. С. 20-32. URL: https://cyberleninka.m/article/n/politicheskie-tsennosti-rossiyskoy-molodezhi-sotsiokulturnye-osobennosti-i-identifikatsionnyy-potentsial (дата обращения: 01.04.2024).
6. Кудрина Ю.А., Печенкин Н.М., Косарева А.А. Политическое участие молодежи на выборах в Государственную Думу в 2021 году: ценностные установки, электоральные предпочтения и политическое поведение // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № 3. С. 142-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-uchastie-molodezhi-na-vyborah-v-gosudarstvennuyu-dumu-v-2021-godu-tsennostnye-ustanovki-elektoralnye-predpochteniya-i?ysclid=lswxjutfhy140580041 (дата обращения: 25.02.2024).
7. Попова О.В., Гришин Н.В., Погодина М.Я. Коммуникация молодежи с главами исполнительной власти регионов Российской Федерации во «ВКонтакте» в 2022 году // Полис. Политические исследования. 2023. № 4. С. 122-137. URL: https://www.politstudies.ru/article/6050 (дата обращения: 01.04.2024).
8. Асеев С.Ю., Шашкова Я.Ю. Инновационный и лидерский потенциал в структуре политических установок молодежи (на примере Алтайского края и Новосибирской области) // По-
лис. Политические исследования. 2021. № 2. С. 113-124. URL: https://www.politstu-dies.ru/index.php?page_id=453&id=5764&jid=5752 (дата обращения: 01.04.2024).
9. Чуев С.В., Тимохович А.Н., Гришаева С.А. Политические ценности российской молодежи: материалы исследования. // Власть. 2017. Т. 25, № 11. С. 54-60. URL: https://www. jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/5479 (дата обращения: 01.04.2024).
10. Криворучко М.В., Щербакова К.Н. Особенности ценностных ориентаций молодежи с разными формами политической активности. // Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/69760480 (дата обращения: 01.04.2024).
References
1. Kireeva, V. (2022) Chetvert' kandidatov na vyborakh 2022 goda sostavlyaet molodezh' [A quarter of the candidates in the 2022 elections are young people]. [Online] Available from: https://www.pnp.ru/social/chetvert-kandidatov-na-vyborakh-2022-goda-sostavlyaet-molodezh.html?ysclid=lswxlgkra9914067351 (Accessed: 25th February 2024).
2. Central Electoral Commission of the Russian Federation. (2021) Vybory deputatov Gosudar-stvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii vos'mogo sozyva [Elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the eighth convocation]. [Online] Available from: http://www.irkutsk.vybory.izbirkom.ru/region/irkutsk?action=show&global=1&vrn= 100100225883172®ion=38&prver=0&pronetvd=0 (Accessed: 7th February 2024).
3. The State Automated System GAS Elections. (n.d.) Vybory deputatov Zakonodatel'nogo Sobraniya Irkutskoy oblasti tret'ego sozyva [Elections of deputies of the Legislative Assembly of Irkutsk Region of the third convocation]. [Online] Available from: http://www.irkutsk.vy-bo-ry.izbir-kom.ru/ region/irkutsk?action=show&vrn=23820001780453®ion=38&prver=0&pronetvd=0 (Accessed: 7th February 2024).
4. Seidov, Sh.G., Naydenova, L.I. & Rozenberg, N.V. (2021) Politicheskie tsennosti i nastroeni-ya sovremennoy molodezhi [Political values and sentiments of modern youth]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshche-stvennye nauki. 4. pp. 38-46. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-tsennosti-i-nastroeniya-sovremennoy-molodezhi? ysclid=lswx8495hh360566006 (Accessed: 25th February 2024).
5. Selezneva, A.V. (2020) Politicheskie tsennosti rossiyskoy molodezhi: sotsiokul'turnye osobennosti i identifikatsionnyy potentsial [Political values of Russian youth: Socio-cultural features and identification potential]. Obshchestvo. Obrazovanie. Kommunikatsiya. 11(3). pp. 20-32.
6. Kudrina, Yu.A., Pechenkin, N.M. & Kosareva, A.A. (2022) Political participation of youth in the State Duma elections in 2021: Value attitudes, electoral preferences, and political behaviour. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 12(3). pp. 142-150. (In Russian).
7. Popova, O.V., Grishin, N.V. & Pogodina, M.Ya. (2023) Kommunikatsiya molodezhi s glavami ispolnitel'noy vlasti regionov Rossiyskoy Federatsii vo "VKontakte" v 2022 godu [Communication of young people with the heads of executive authorities of the regions of the Russian Federation on VKontakte in 2022]. Polis. Politicheskie issledovaniya. 4. pp. 122-137. [Online] Available from: https://www.politstudies.ru/article/6050. (Accessed: 1st April 2024).
8. Aseev, S.Yu. & Shashkova, Ya.Yu. (2021) Innovatsionnyy i liderskiy potentsial v strukture po-liticheskikh ustanovok molodezhi (na primere Altayskogo kraya i Novosibirskoy oblasti) [Innovative and leadership potential in the structure of political attitudes of young people (a case study of Altai Krai and Novosibirsk Oblast)]. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2. pp. 113-124. [Online] Available from: https://www.politstu-dies.ru/index.php?page_id=453&id=5764&jid=5752 (Accessed: 1st April 2024).
9. Chuev, S.V., Timokhovich, A.N. & Grishaeva, S.A. (2017) Politicheskie tsennosti rossiyskoy molodezhi: materialy issledovaniya [Political values of Russian youth: Research materials]. Vlast'. 25(11). pp. 54-60. [Online] Available from: https://www. jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/5479 (Accessed: 1st April 2024).
10. Krivoruchko, M.V. & Shcherbakova, K.N. (n.d.) Osobennosti tsennostnykh orientatsiy mo-lodezhi s raznymi formami politicheskoy aktivnosti [Value orientations of young people with different forms of political activity]. [Online] Available from: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/ 69760480 (Accessed: 1st April 2024).
Сведения об авторе:
Ганжа Н.С. - аспирант кафедры международных отношений и таможенного дела Института мировой экономики и международных отношений Байкальского государственного университета (Иркутск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Ganzha N.S. - postgraduate student, Department of International Relations and Institute of Customs Affairs, Institute of World Economy and International Relations, Baikal State University (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 17.04.2024; одобрена после рецензирования 29.05.2024; принята к публикации 11.06.2024
The article was submitted 17.04.2024; approved after reviewing 29.05.2024; accepted for publication 11.06.2024