Научная статья на тему 'Молодежь информационного общества'

Молодежь информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1335
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ / YOUTH / INFORMATION SOCIETY / PROS AND CONS OF THE INFORMATION SOCIETY / HUMAN QUALITIES IN THE INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сон Людмила Александровна, Щербакова Татьяна Александровна, Ситникова София Александровна

В данной статье рассматривается проблема молодежи в информационном обществе. Рассматривается возрастной период молодости с разных позиций. Раскрывается суть информационного общества, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Рассматривается ответ на вопрос: какими качествами человек информационного общества должен обладать. Также приведены результаты социологического опроса среди студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth of the Information Society

This article deals with the problem of youth in the information society. The age period of youth from different positions is considered. The essence of the information society is revealed, both on the positive and negative side. The answer to the question is considered: what qualities a person of the information society should possess. The results of a sociological survey among students are also presented.

Текст научной работы на тему «Молодежь информационного общества»

Сон Л. А., Щербакова Т. А, Ситникова С. А. Молодежь информационного общества // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск № 6. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00673.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 31

Сон Людмила Александровна

Кандидат философских наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск l.son@omgau.org

Щербакова Татьяна Александровна

Студентка

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ta. scherbakova1706@omgau.org

Ситникова София Александровна

Студентка

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск sa. sitnikova1706@omgau.org

Молодежь информационного общества

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема молодежи в информационном обществе. Рассматривается возрастной период молодости с разных позиций. Раскрывается суть информационного общества, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Рассматривается ответ на вопрос: какими качествами человек информационного общества должен обладать. Также приведены результаты социологического опроса среди студентов.

Ключевые слова: молодость, информационное общество, плюсы и минусы информационного общества, качества человека в информационном обществе.

Абсолютно каждый из нас является частью информационного общества. Все мы используем изо дня в день различные информационные ресурсы и получаем просто громадное количество информации. Уже сложно представить нашу жизнь без телефона, компьютера, интернета.

Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется как постиндустриальное или, по-другому, информационное, поскольку на сегодняшний день главным продуктом в современном мире является информация и знания. Основными же потребителями информации и пользователями различных информационных ресурсов является молодое поколение. В связи с этим появляется проблема информационной социализации молодежи, а также ее особенностей.

Объектом исследования является образ молодежи в пространстве информационного общества.

Предметом исследования выступает социальные образы молодежи в культуре информационного общества.

Цель исследования - определить, какими качествами должны обладать молодые люди информационного общества.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «молодежи» с разных точек зрения;

2. Выявить сущность и характерные черты информационного общества России;

3. Выявить положительные и отрицательные стороны информационного общества;

4. Сделать выводы на основе, проведенного социологического интернет-опроса.

Молодость - это период жизни человека от 14 лет до 30. Эти возрастные рамки

примерны и относительны. Именно в этот период, человек находиться в процессе поиска своего места в обществе, утверждение неповторимой личности, поиска своего Я, посредством проб и ошибок, а также приобретение социальных норм и ценностей. В этом возрасте человек приобретает опыт, которым он будет руководствоваться в решении жизненных проблем и ситуаций[8]. То есть молодость - это переход от детства к взрослой жизни, в каких-либо жизненным ситуациях человек поступает серьезно, все хорошо обдумав, а в каких-то имеет место наивность и нерешительность, все это определяет ряд проблем и противоречий, которые свойственны данному возрасту. Это если рассматривать с точки зрения психологии.

Если же рассматривать со стороны основных видов деятельности, то в данный период человек получает профессиональное образование и взрослость начинается после окончания учебного заведения и выходом на работу по специальности.

Если рассмотреть данный вопрос с правовой позиции, то молодость наступает с момента совершеннолетия человека (в России с 18 лет). С данного момента человек приобретает ряд обязанностей, которые он должен выполнять, например, выплата налогов, соблюдение законов, для мужчин - защита Родины.

С философской точки зрения, молодость понимается как время возможностей, это время когда все можно успеть и сделать[2].

Характерные черты, которые отличают молодежь от других социально-демографических групп - высокий уровень мобильности, креативность, инновационность, здоровье и интеллектуальная активность. Именно в силу своей высокой мобильности и восприимчивости ко всем новшествам, молодое поколение является главным субъектом развития информационных технологий, активно участвуют в формировании и ощущает на себе как позитивные, так и негативные влияния[ 1 ].

Информация у молодежи занимает одно из ведущих мест. Безусловно, потребность в информации есть у всех слоев населения, так как уровень информированности человека напрямую связан с духовными, экономическими и материальными возможностями. В современном мире роль информации возрастает с каждым днем, это связанно с динамичным развитием информационных технологий и средств коммуникаций. Так же динамично эти средства проникают в повседневную жизнь молодых людей.

При этом, ввиду того что молодежь представляет собой наиболее социально активный слой населения, именно в молодежном обществе информационные потребности самого разного вида приобретают наибольшую силу.

Разберемся теперь, что же представляет собой информационное общество?

Информационное общество - это общество, в котором тенденция социально-экономического развития определяется, в первую очередь, производством, переработкой, хранением, распространением информации среди членов общества. В современном мире информация по ценности выходит на одну ступень с материальными ценностями и энергией[3].

Сам термин «информационного общества» появился еще в 60х годах прошлого столетия, в стране восходящего солнца, в Японии. Примерно в тот же период времени этот термин стали использовать американские ученые. И уже к концу ХХ века это понятие

приобрело наиболее широкое распространение у специалистов инфосферы[4]. На сегодняшний день, понятие «информационное общество» употребляется политиками, учеными, экономистами и преподавателями.

В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих осуществить новый эволюционный скачок и достойно вступить в последующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

Информационное общество не имеет и не может иметь никаких государственных либо национальных границ. И однозначно не может быть в одной отдельно взятой стране, так как оно охватило весь мир. Так что Россия только присоединяется к уже существующей системе отношений - общественных, экономических, культурных.

Современное информационное общество обладает следующими чертами[6]:

Повышенная роль информации и знаний в жизни общества.

Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.

Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре валового внутреннего продукта (ВВП).

Существование мирового информационного пространства.

Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.

Улучшение доступа к информации.

Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Информационное общество в России[5].

1. Дистанционное получение государственных услуг. Большинство государственных услуг, на сегодняшний день можно получить через портал госуслуг; например, записаться ко врачу или встать в электронную очередь для получение каких-либо документов.

2. Дистанционное обучение. Например видеоуроки, видеолекции, различные курсы. В нашем университете имеется информационно-образовательная среда, в которой студенты дистанционно проходят тестирования, загружают свои выполненные работы. Особенно удобно для студентов, у которых нет возможности посещать занятия ежедневно, по какой-либо причине.

3. Финансы и банки. Онлайн банки, электронные кошельки, оплата коммунальных услуг через сайт «Все платежи».

4. Телемедицина. Можно не выходя из дома, проконсультироваться с врачом на форуме или по видеосвязи.

5. Транспортные перевозки. Можно оформить билет электронный билет на самолет, поезд. Через специальные приложения можно вызвать такси.

Следующим этапом развития информационного общества в России связанно с внедрением роботизации.

Таким образом, формирование и развитие информационного общества России касается абсолютно всех, без исключения, сфер деятельности жизни человека.

Основными плюсами данного вида общества можно назвать:

• Внедрение компьютеров и информационных технологий почти во все сферы деятельности, что значительно облегчает жизнь населения.

• Основой различных сфер деятельности является информация.

• Развитие средств коммуникаций

• Доступность образования;

• Сосредоточение рекламы;

• Все представители населения имеют свободный доступ к информации.

• Предусмотрено управление информационным обществом со стороны государственных властей;

• Изменение структуры экономики - большое количество людей занимаются не производством материальных товаров и продуктов, а получением и обработкой информации.

Но есть и обратная сторона медали. Минусы информационного общества:

• На сегодняшний день весьма огромное воздействие на молодежь оказывают средства массовой информации, что не всегда положительно влияет на формирование личности;

• Доступности информации в различных социальных сетях, которая может не только навредить личной жизни личности, но и вовсе сломать ее;

• Ныне животрепещущей проблемой является поиск достоверной и нужной данных среди огромного потока информации;

• При помощи информации можно совершить высокотехнологичные преступления и мошенничества;

• Личное общение заменяется общением в социальных сетях, тем самым виртуальная жизнь постепенно вымещает реальную;

• Происходит автоматизация почти многих сфер деятельности и производства. В результате этого процесса уменьшается количество рабочих мест, что грозит массовой безработицей.

• Возниают массовые «информационные войны», которые несут в себе открытое или скрытое воздействие государственных структур друг против друга, целью которого является получение выигрыша в любом виде, как в материальном, так и в политическом.

Джеймс Мартин подчеркнул и определил согласно соответствующим критериям главные характеристики информационного общества[7]:

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения уровня жизни населения, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация представляет главный фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода и независимость информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Технологический: ключевой фактор здесь представляют информационные технологии, которые широко используются в производстве, в быту и в образовании.

Культурный: принятие культурной ценности информации путем содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особенно акцентирует мысль о том, что коммуникация является «ключевым элементом информационного общества».

Какими же качествами должен обладать человек, чтобы стать частью информационного общества?

Образованность;

Мобильность;

Владение иностранными языками;

Быстрая обучаемость;

Умение эффективно осуществлять поиск нужной информации среди огромного количества информационных ресурсов;

Умение перерабатывать и преобразовывать новую качественную информацию;

Компьютерная грамотность;

Ответственность.

Был проведен социологический опрос среди студентов 205 группы землеустроительного факультета, в опросе приняло участие 22 человека. Опрос показал следующие результаты.

Возрастной период молодости, по мнению респондентов составляет от 16 до 28 лет, так решило 32 % опрашиваемых. На вопрос «Какой источник информации вы чаще всего

используете?» - 96% ответили «Интернет ресурсы», 70% из 96% считают «Интернет ресурсы» достоверным источником информации.

Также выяснилось, что 96% опрашиваемых студентов используют интернет ресурсы ежедневно.

Все респонденты считают, что современные информационные технологии влияют на формирование личности молодого поколения. На обратный вопрос «Влияет ли молодое поколение на информационное общество?» 82% студентов ответили, что влияет. 18% затруднились ответить на данный вопрос.

Качества, которыми должен обладать человек информационного общества. Самым популярным ответом стали такие качества как: компьютерная грамотность и умение найти качественную, достоверную информацию. На втором месте по популярности стало качество - образованность, на третьем месте: ответственность, быстрая обучаемость и высокая мобильность. Самым не популярным ответом стало такое качество, как знание иностранного языка.

Можно сделать вывод, что основным источником информации для современной молодежи являются интернет ресурсы, хотя не все респонденты считают интернет ресурсы достоверным источником информации. Также все респонденты признают влияние информационных технологий на становление их личности и большинство отмечают воздействие молодежи на формирование информационного общества.

Молодое поколение является важной и значимой частью современного общества, так как именно оно является инновационным потенциалом всего социума, очень быстро адаптируется к новым условиям, легче овладевает новыми технологиями.

Современные информационные технологии во многом облегчают жизнь общества. Например, не выходя из дома мы можем дистанционно работать, получать образование, люди находясь в разных точка мира могут общаться по видеосвязи, в любой нужный момент мы можем найти нужную для себя информацию. Но есть и негативные стороны, с помощью информационных технологий и информации можно создать множество проблем человеку, или даже государству.

Процесс эволюции неизбежен, все в мире развивается и это невозможно остановить. Все новшества так или иначе влияют на человечество и в большей степени на молодое поколение. Сложно все же определить, полезно ли такое влияние. С одной стороны, человек может получать новые знания, но с другой стороны, они могут ему очень сильно навредить. Нужно правильно использовать, то что у нас есть. В любом случае, назад пути нет и остаётся лишь повиноваться пришедшему веку информационных технологий, который диктует свои правила.

Ссылки на источники.

1. Бабочкин П. А. Основы работы с молодежью: учебное пособие /; под ред. Т.Э.

Петровой. - М.: Альфа - М, 2010. - 220 с.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов.— М.:

Высш. шк., 2001 — 319 с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции

развития. - М., Издательство МГУ, 1999.

4. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и

программы: Учебное пособие. -- СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ,

2007. -- 98 с.

5. Информационное общество [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.grandars.ru/college/ sociologiya/informacionnoe-obshchestvo. html

6. Информационное общество [Электронный ресурс]. - URL:

http://odiplom.ru/lab/informacionnoe-obszestvo.html

7. Информационное общество - Википедия [Электронный ресурс]. - URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационное_общество

8. Молодежь, как социальная группа и основные проблемы молодежной политики [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.grandars.ru/college/ sociologiya/ molodezh. html

Ludmila Son

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

l.son@omgau.org

Tatiana Shcherbakova

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk ta. scherbakova1706@omgau.org

Sofia Sitnikova

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk sa. sitnikova1706@omgau.org

Youth of the Information Society

Abstract. This article deals with the problem of youth in the information society. The age period of youth from different positions is considered. The essence of the information society is revealed, both on the positive and negative side. The answer to the question is considered: what qualities a person of the information society should possess. The results of a sociological survey among students are also presented.

Keywords: youth, information society, pros and cons of the information society, human qualities in the information society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.