Научная статья на тему 'Молодежь и здоровье: психологические барьеры самосохранительного поведения'

Молодежь и здоровье: психологические барьеры самосохранительного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1902
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самыгин Сергей Иванович, Самыгин Петр Сергеевич, Осипова Алла Анатольевна

Статья посвящена проблеме самосохранительного поведения молодежи на современном этапе развития общества. В статье подвергается анализу структура, механизмы, психологические особенности самосохранительного поведения молодежи. Одним из факторов, препятствующих формированию и реализации позитивных установок по отношению к здоровью, рассматривается психологический барьер. Авторами отмечается, что у значительной части молодежи (особенно студенческой) существует противоречие между знаниями о здоровом образе жизни и самосохранительном поведении и реальными действиями по сохранению и поддержанию здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь и здоровье: психологические барьеры самосохранительного поведения»

УДК 159

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета samygin78_@yandex.ru

Самыгин Петр Сергеевич

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета samygin78@yandex.ru

Осипова Алла Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Ростовского института Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова alla_nika2006@mail.ru

Молодежь и здоровье:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

самосохранительного

ПОВЕДЕНИЯ

Sergei I. Samygin

Doctor of social Sciences, professor at the Department of personnel management and sociology, Rostov State Economic University samygin78_@yandex.ru Samygin Sergei

Ре1г S. Samygin

Doctor of sociological Sciences,

docent, professor at

the Department of theory and history of

state and law. Rostov State

Economic University

samygin78@yandex.

Alla A. Osipova

candidate of psychological Sciences, associate professor at the Department of Humanities and socio-economic disciplines, Rostov Institute of Russian Academy of Economics named after G.V.Plekhanov alla_nika2006@mail.ru

Youth and health:

PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF SELF-PRESERVATION BEHAVIOR

Аннотация. Статья посвящена проблеме самосохранительного поведения молодежи на современном этапе развития общества. В статье подвергается анализу структура, механизмы, психологические особенности самосохранительного поведения молодежи. Одним из факторов, препятствующих формированию и реализации позитивных установок по отношению к здоровью, рассматривается психологический барьер. Авторами отмечается, что у значительной части молодежи (особенно студенческой) существует противоречие между знаниями о здоровом образе жизни и самосохранительном поведении и реальными действиями по сохранению и поддержанию здоровья.

Ключевые слова: молодежь, самосохра-нительное поведение, отношение к здоровью, психологический барьер, социальные установки по отношению к здоровому образу жизни.

Annotation. The article deals with the problem of self-preservation behavior of young people at the present stage of development of society. The article analyzes the structure, mechanisms and psychological characteristics of self-preservation behavior of young people. A psychological barrier is considered one of the factors hindering the formation and implementation of positive attitudes to health. The author notes that a large part of young people (especially students) have a contradiction between the knowledge about healthy lifestyle, self-preservation behavior and real actions to preserve and maintain the health.

Keywords: youth, self-preservation behavior, attitude to health, psychological barrier, social attitudes towards healthy.

Состояние здоровья молодёжи как особо значимой социальной группы современного общества является показателем существующего социально-экономического и общественного развития страны, а также важным индикатором будуще-

го экономического, культурного, оборонного и цивилизационного потенциала общества, поэтому проблема формирования здоровья и факторов, его обуславливающих, представляет интерес для специалистов различных наук.

73

Традиционно принято рассматривать состояние здоровья населения как систему демографических, статистических, комплексных показателей, которые определяют особенности воспроизводства населения, его дееспособность, а также особенности адаптации к условиям окружающей среды.

С точки зрения социологии, «здоровье является качественной характеристикой субъекта социальных изменений, показывающей уровень удовлетворенности его базисных потребностей, его функциональное состояние, ресурсы и возможности, а также выступающей в качестве индикатора оптимальности и эффективности его деятельности» [14].

Ряд авторов выделяют определенные виды поведения, которые представляют реальную угрозу здоровью населения:

- аддиктивное поведение (наркотизация, алкоголизация, табакокурение);

- сексуальное поведение в вариантах сексуальной распущенности, выступающее фактором риска заболевания СПИДом и другими инфекциями, передающимися половым путем;

- нерациональное пищевое поведение;

- криминальное поведение, связанное с насилием;

- низкая физическая активность [18].

Традиционно выделяют три уровня отношения к здоровью:

1. Отношение к здоровью на уровне общества включает оценку состояния здоровья населения и тенденции его изменений, систему социальных норм в отношении общественной ценности здоровья и социальную политику в сфере общественного здоровья.

2. Отношение на уровне группы - оценка состояния здоровья группы и отдельных ее членов, сложившиеся социальные нормы отношения к здоровью, а также реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы.

3. Отношение к здоровью индивидов подразумевает самооценку индивидом собственного состояния здоровья, отношение к здоровью как к жизненной ценности, удовлетворенность состоянием своего здоровья и жизни в целом и деятельность по сохранению его [9].

Проведя анализ результатов ряда социологических исследований, В.А Киселев показал, что отношение граждан к своему здоровью является структурированным, однако здоровье как ценность не всегда выступает в качестве самоценности. Молодежь зачастую относится к здоровью как инструменту достижения других значимых целей [5].

По мнению некоторых исследователей, индивидуальные представления человека о своем пси-

хофизиологическом состоянии отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В определенных случаях это отношение является адекватным, в других - пренебрежительным (неадекватным). Таким образом, различные типы отношения к своему здоровью определяют и различные типы поведения по отношению к своему здоровью [11 ].

Киселёв В.А. выдвинул теорию, согласно которой здоровье для человека обладает «вещной» ценностью и может рассматриваться как типы «здоровье - хищник», «здоровье - жертва», «здоровье - спутник». Для людей с типом отношения «здоровье - жертва» характерно предпочтение жизни с особым риском, острыми ощущениями, даже если это вредит здоровью. Крайняя форма проявления этого типа отношения к здоровью - это систематическое следование вредным привычкам, которые приводят к зависимостям в поведении. К типу «здоровье - спутник» относятся люди, для которых здоровье является важным компонентом наряду с работой, отдыхом, учебой, развлечениями. К типу «здоровье -хищник» относятся те, для кого здоровье является главным и определяющим критерием при выборе вида отдыха, работы.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения к своему здоровью выступают;

- на когнитивном уровне - степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антириска;

- на эмоциональном уровне - оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья;

- на мотивационно-поведенческом уровне - высокая значимость здоровья в индивидуальной системе ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья;

- степень соответствия самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья [11].

По мнению Е.А. Беляковой, адекватному отношению человека к собственному здоровью препятствует ряд причин:

1. Неоднократное нездоровое поведение в целом ряде случаев приносит мгновенное удовольствие, в то время как долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными.

2. Здоровый человек воспринимает здоровье как естественную данность и обращает на него внимание только тогда, когда происходят нарушения, сбои.

3. Недостаточные знания о здоровье, механизмах и способах его формирования и укрепления.

4. Эффект «задержанной обратной связи» -люди не затрудняют себя работой над собствен-

74

ным здоровьем, так как результат не очевиден и не сразу проявляется. Не получая мгновенной отдачи, люди прекращают деятельность, направленную на поддержание и укрепление здоровья [2].

И.В. Журавлева в качестве интегральных показателей отношения к здоровью на уровне индивида выделяет: самооценку здоровья, имеющую временную и территориальную устойчивость; ценность здоровья, занимающую первые места в иерархии ценностей различных групп населения, удовлетворенность здоровьем, тесно связанную с удовлетворенностью жизнью; деятельность по заботе о здоровье [9].

Самосохранительное (синонимы - витальное, санитарное) поведение - демографический термин, означающий целесообразные действия человека, направленные на самосохранение в течение всей жизни в физическом, психологическом и социальном аспектах. Это система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла.

В.И.Шклярук считает, что самосохранительное поведение «представляет собой совокупность знаний, мотивов, убеждений, системы действий и отношений, которые организуют и направляют волевые усилия личности на сохранение здоровья, здоровый образ жизни в течение полного жизненного цикла, на продление творческого долголетия» [19].

С точки зрения И.В. Журавлевой, «самосохрани-тельное поведение включает в себя комплекс поведенческих реакций, которые обуславливаются этнокультурологическими особенностями региона, социальными, экономическими и политическими условиями среды проживания, сложившимися в данной местности, образом жизни индивида, а также нормами, интересами и ценностями общества в целом и конкретного индивида в отдельности» [9, с. 37].

По мнению Назаровой И.Б., «самосохранитель-ное поведение - это не только своевременное обращение за квалифицированной помощью, но и определенный стиль жизни, предполагающий активные занятия физкультурой, отказ от курения и алкоголя, регулярные профилактические наблюдения» [13, с. 6].

В структуру самосохранительного поведения входит целый ряд элементов: знания о человеке, о его психологических и физиологических характеристиках, самоанализ собственного здоровья в соответствии с образом жизни, возрастом и так далее, сила воли, желание реализовать свое сознание в повседневном самосохранительном поведении [7].

В структуру идеальной модели самосохрани-тельного поведения, по мнению И.Б.Назаровой, входят:

- ведение здорового образа жизни,

- осуществление профилактических мероприятий и своевременное лечение заболеваний под контролем медицинского работника,

- безопасные условия жизни - место проживания, налоги, жилье;

- трудовая деятельность в нормальных условиях при возможности выбора рабочих мест или минимизация негативного влияния факторов условий труда при отсутствии выбора [13, с. 8].

По мнению ряда авторов, направленность само-сохранительного поведения может быть как позитивной, так и негативной. Позитивная направленность преследует цель сохранения и укрепления здоровья, негативная направленность характеризует тенденцию к его разрушению. Негативная направленность поведения и действий индивидуума может проявляться как в сознательных действиях, так и в неосознаваемых. Для позитивного типа поведения в сфере здоровья характерно: наличие цели - сохранения здоровья, наличие установок на его сохранение, реализация конкретных мер и действий, в результате которых улучшается состояние здоровья [4; 10; 16].

Наряду с термином «самосохранительное поведение» в научной литературе используется понятие «саморазрушительное поведение». С точки зрения В.М.Димова, «содержание саморазрушительного поведения индивидов характеризуется нежеланием считаться с нормами здорового образа жизни, питания, режима работы и отдыха, ... предписаниями медицины, санитарии и гигиены» [6, с. 181].

Для негативного типа поведения в области здоровья характерным признаком является деструктивная эксплуатация здоровья и девиантные стратегии поведения в отношении здоровья (данный тип поведения характерен для индивидов с низким социальным статусом, для жителей сельской местности, а также для индивидов, склонных к девиантному поведению).

Выделяют три основные группы психологических факторов, которые коррелируют со здоровьем и болезнью: предшествующие, передающие и мотиваторы.

К первой группе - предшествующим факторам -относят личностные характеристики, когнитивные, демографические и социальные ресурсы человека, его поведенческие особенности.

Ко второй группе психологических факторов здоровья - передающим факторам - относят специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят 4 составляющих компонента:

1 - способ переживания и регуляции стрессоров, способы саморегуляции;

2 - употребление и злоупотребление различными веществами, которые рассматриваются как возможные стратегии преодоления внешних или внутренних проблем, но с отрицательными результатами для здоровья.

75

3 - физическая активность, физические упражнения, здоровое питание, личная гигиена и са-мосохранительное поведение в целом.

4 - соблюдение правил по поддержанию здоровья.

В третью группу факторов психологического здоровья входят мотиваторы, к которым относятся стрессоры. Специфическая особенность стресса как мотиватора заключается в том, что он приводит в действие различные индивидуализированные механизмы выхода из ситуации.

Разнообразие динамично взаимодействующих факторов приводит к различным результатам: здоровому состоянию, недомоганию, расстройствам или болезням [3].

Выделяют различные типы самосохранительного поведения в зависимости от тех признаков, которые были положены в основу классификации:

- по аспектам здоровья - поведение в области физического, психологического (духовного) и нравственного (социального) здоровья;

- по направленности-восстанавливающее (при условии наступления сбоев в здоровье) и профилактическое (для недопущения подобного) [12, с. 124].

- по отношению к сознанию выделяют осознанное и неосознанное самосохранительное поведение.

Так как самосохранительное поведение является одним из видов поведения, то к нему, как к частному случаю, относятся и все его основные характеристики. В качестве основных регуляторов самосохранительного поведения выступают определённые социальные нормы, сформированные и усвоенные индивидом в процессе социального взаимодействия. Для того чтобы эти нормы реализовались в поведении, важно наличие соответствующих социальных установок (аттитюдов).

Каждая социальная установка состоит из трех компонентов: когнитивного (знания), аффективного (положительное отношение к получаемой информации) и поведенческого (готовность, навыки и умения действовать тем или иным образом).

Самосохранительное поведение (как и любое другое) управляется, регулируется и контролируется сознанием, функционирующим на базе сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных и волевых процессов. При этом необходимо отметить, что для полноценного развертывания механизма самосохранительного поведения необходимо задействовать так называемые персональные ресурсы здоровья, которые представляют собой личностные силы, способствующие преодолению воздействия отрицательных для здоровья факторов.

По мнению А.И. Антонова, «остаются до сих пор неразработанными вопросы структуры самосо-хранительного поведения личности, взаимосвязи

ее элементов, классификации основных результатов такого поведения (позитивных и негативных с точки зрения здоровья), вопросы взаимосвязи результатов самосохранительного поведения индивидов с состоянием здоровья, заболеваемости и продолжительности жизни различных групп населения в целом» [1, с. 14].

Эффективность любой человеческой деятельности определяется множеством факторов, среди которых важнейшую роль играет умение преодолевать препятствия на пути достижения цели. Традиционно барьеры воспринимаются как нечто нежелательное, создающее помехи, однако необходимо учитывать, что барьеры являются постоянными атрибутами жизни, ее необходимыми спутниками.

Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. Барьер - это психологический феномен (представленный в форме образов, ощущений, переживаний и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей. Отсутствие преграды обесценивает предмет любой потребности.

В.В. Столин в качестве факторов («преград», барьеров) препятствующих осуществлению той или иной деятельности рассматривал:

• ожидание негативных общественных санкций;

• ожидание негативных семейных санкций;

• совесть;

• робость;

• гордость, самолюбие, слабоволие;

• потребность в свободе и творчестве, потребность в благополучии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• боязливость.

По мнению В.В. Столина, вероятность преодоления «преграды» зависит от двух факторов: силы и выраженности преграды у данного субъекта и побудительной силы мотива, требующего преодоления данной преграды [17].

В когнитивной сфере личности в качестве психологических барьеров могут выступать такие элементы структуры сознания и самосознания, как смыслы, представления, знания и т.д. В аффективной сфере психологические барьеры проявляются в виде эмоциональных переживаний и психических состояний (чаще всего негативных), таких как тревога, фрустрация, страх и т.д. В поведенческой сфере психологические барьеры выражаются в виде неадекватного снижения активности субъекта.

Б.Г. Ананьев одним из первых отечественных психологов отметил роль барьеров как психологических образований, которые рождают импульсы, значимые для выполнения исходной деятельности человека, при этом в одном случае возникают волевые проявления активности, а в другом - безволие.

В процессе преодоления психологических барь-

76

еров происходит перестройка психологической структуры личности, осуществляется глубокая внутренняя работа по преобразованию сопротивления среды, процессу удовлетворения потребностей личности. Важнейший фактор, определяющий успешность преодоления психологических барьеров - творческая активность субъекта по осмыслению социального статуса. Основное направление активности субъекта по линии самоопределения стратегии преодоления барьеров состоит в интеграции, внутреннем согласовании смысловой сферы, устранению в ней противоречий, а также в проверке возможностей формирующихся способов преодоления.

Следует подчеркнуть, что психологические барьеры представляют собой своеобразную психологическую реакцию человека на возникшее затруднение. Реагирование на препятствие характеризуется, прежде всего, остановкой деятельности, в ходе которой осуществляется особого рода внутренняя работа, направленная как на переживание различных эмоциональных состояний, так и на устранение смыслового рассогласования сознания и бытия, восстановление их соответствия и обеспечение психологической устойчивости» [8, с. 110].

Исследования Е.В. Веселовой, О.С. Копиной, И.В. Журавлевой выявили сравнительно низкий уровень заботы о здоровье и высокий уровень знаний о нем у современной российской молодежи. Вместе с тем, в целом ряде работ отмечается, что здоровый образ жизни является значимой ценностью для большинства студентов. Для

Литература:

1. Антонов А.И. Опыт исследования установок на здоровье и продолжительность жизни // Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни, М., 1989.

2. Белякова Е.А. Анализ самосохранительного поведения студенческой молодежи. Молодежь и наука: Сборник материалов 4 Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. (Электронный ресурс), Красноярск, Сибирский федеральный ун-т,,2011.

3. Бильданова В.Р. Психологическое здоровье как компонент здоровой личности. Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования / В.Р. Бильданова, Г.Р. Шагивалеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Елабу-га, 12-13 ноября 2008 г. С. 39-44.

4. Верещагина А.В. Проблемы формирования здоровья российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности: социологический дискурс / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатули-на, С.И. Самыгин // Национальное здоровье, 2015, № 1, С. 53-61.

5. Волкова М.Б. Особенности здравоохранительного поведения в современной России. Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском

современной студенческой молодежи характерны установки на профессиональную и личностную реализацию, вместе с тем ценность здоровья является недостаточно осознанной, о чем свидетельствуют многочисленные факты, что студенты, считающие, что они ведут здоровый образ жизни, в реальности не придерживаются его норм.

Проведенный рядом исследователей анализ показал, что большинство молодежи воспринимает здоровье на уровне физического благополучия и у них в сознании и в поведении не сформировано отношение к здоровью как к центральной ценности. Самосохранительное поведение современной молодежи основано на хорошей осведомленности о нормах и правилах здорового образа жизни, и при этом недостаточно мотивировано к реализации на практике в собственной жизни [4; 6; 10].

Психологический компонент самосохранительно-го поведения достаточно важен, поскольку здоровый дух и умение настроить свой внутренний мир на позитивный лад играют существенную роль в воспроизводстве такого типа поведения, который способен обеспечить индивиду желаемую продолжительность и качество жизни. Одной из центральных проблем самосохранительного поведения молодежи является несоотвест-вие, а зачастую и резко выраженное противоречие между сознанием молодежи и ее поведением, поэтому характер самосохранительного поведения может быть как позитивным, так и негативным.

Literature:

1. Antonov A.I. Research experience of settings on health and life expectancy // Social problems of health and life expectancy. M., 1989.

2. Belyakov E.A. Analysis of self-preservation behavior of students // Youth and Science : proceedings of the 4 Russian Scientific and Technical Conference of students, graduate students and young scientists. (Electronic resource), Krasnoyarsk, Siberian Federal University Press. 2011.

3. Bildanova V.R. Psychological health as a component of a healthy personality. Formation of physical culture and health culture of students in the conditions of modernization of education / V.R. Bildanova, G.R. Shagivaleeva // proceedings of the Scientific-Practical Conference. Elabuga, 12-13 November 2008. Р. 39-44.

4. Vereshchagin A.V. Problems of formation of health of the Russian youth in the context of national security: the sociological discourse / A.V. Vereshchagin, N.H. Gafiatulina, S.I. Samygin // National Health. 2015. № 1. Р. 53-61.

5. Volkov M.B. Features of healthcare behavior in modern Russia : Theses of reports and speeches at the All-Russian Congress of Sociology «Globaliza-

77

социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России». 2006, т. 14.

6. Димов В.М. Здоровье как социальная проблема. Социо-гуманитарные знания, 1999. № 6. С. 181-188.

7. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы М., 2002, 224 с.

8. Ельникова О.Е Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте : дисс. ... канд . психол. наук, Елец, 2004, 185 с. (С. 110)

9. Журавлёва И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. М., 2006.

10. Ключкина Г.О. Проблемы формирования здорового образа жизни современной российской студенческой молодежи / Г.О. Ключкина, П.С. Самыгин, С.И. Самыгин // Национальное здоровье, 2015, № 1, С. 80-89.

11. Козловская Г.Ю. Анализ индивидуальных стратегий отношения к своему здоровью в психологических исследованиях. Прикладная психология и психоанализ / Г.Ю. Козловская, К.А. Козловский // элекрон. науч. журн.,2014, № 2. URL: htt://pppi. pidnk.ru

12. Летуновская С.В. Бюллетень учебно-методического объединения вузов РФ по психологопедагогическому образованию, 2012, № 1(2), С. 121-131

13. Назарова И.Б. Здоровье и самосохранитель-ное поведение занятого населения в России : автореф. дисс.докт.эконом.н., М., 2007, 37 с.

14. Нилов В.М. Социальные изменения и здоровье населения: методологические и теоретические подходы к исследованию. Петрозаводск, 2006.

15. Самыгин С.И. Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, М.Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2012. № 12/1, С. 199-203.

16. Самыгин С.И., Тумайкин И.В. Здоровье и здоровый образ жизни как нормативная социально-философская проблема. Национальное здоровье, 2015, № 1, С.101-112.

17. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983, С. 107-124.

18. Цветкова Л.А. Технологии разработки и совершенствования молодежных социальных проектов и программ по формированию здорового образа жизни в студенческой среде : учебно-метод. пособие / Л.А. Цветкова, И.Н. Гурвич, М.М. Русакова. СПб., 2005. С. 4.

19. Шклярук В.Я. Здоровье в системе самосохра-нительного поведения рабочих. Известия Саратовского ун-та.2008, т. 8,вып. 2, С. 45.

tion and Social Change in Modern Russia». 2006. V. 14.

6. Dimov V.M. Health as a social problem // Sociohumanitarian knowledge, 1999. № 6. P. 181-188.

7. Dmitriev E.V. Sociology of health: methodological approaches and communication programs M., 2002. 224 p.

8. El'nikova O.E. Psychological barriers of socialization in adolescence : diss. ... cand. psychol. Sciences. Elec, 2004. 185 p. (P.110)

9. Zhuravlevа I.V. The ratio of health of the individual and society. M., 2006.

10. Klyuchkin G.O. Problems of formation of healthy lifestyle of modern Russian students / G.O. Klyuchkin, P.S. Samygin, S.I. Samygin // National Health, 2015. № 1. Р. 80-89.

11. Kozlovskaya G.Yu. Analysis of individual strategies of attitude to health in psychological research / G.Yu. Kozlovskaya, K.A. Kozlovskii // Applied psychology and psychoanalysis: elekron.journal. 2014. № 2. URL: htt: //pppi.pidnk.ru

12. Letunovskaya S.V. Bulletin of educational and

methodical Association of RF Universities on psycho-pedagogical education. 2012. № 1 (2).

Р.121-131.

13. Nazarov I.B. Health and self-preservation behavior of the employed population in Russia : author. diss. ... Dr. econ. M., 2007. 37 p.

14. Nilov V.M. Social change and human health: methodological and theoretical approaches to the study. Petrozavodsk, 2006.

15. Samygin S.I. Health in the value orientations of modern Russian youth / S.I. Samygin, P.S. Samygin, M.Yu. Popov. // Humanities, social-economic and social sciences. 2012. № 12/1, Р. 199-203.

16. Samygin S.I. Tumaikin I.V. Health and healthy lifestyle as a normative social-philosophical problem // The National Health. 2015. № 1. Р.101-112.

17. Stolin V.V. Self-consciousness. M., 1983.

Р. 107-124.

18. Tsvetkova L.A. Technology development and improvement of youth social projects and programs to promote healthy lifestyle among students : teaching manual / L.A. Tsvetkova, I.N. Gurvich, M.M. Ru-sakova. St. Petersburg, 2005. Р. 4.

19. Shklyaruk V.Ya. Health in the system of selfpreservation behavior of workers. Saratov University Press, 2008. V. 8. Issue 2. Р. 45.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.