Научная статья на тему 'Молодежь и возрождение этнической культуры в Калмыкии'

Молодежь и возрождение этнической культуры в Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
19
Поделиться
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КАЛМЫКИЯ / НАРОД / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / ЛИДЕРЫ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / YOUTH / KALMYKIA / THE PEOPLE / CULTURE PRESERVATION / LEADERS OF THE YOUTH ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Намруева Л. В.

В статье описывается роль молодежи в сохранении калмыцкой культуры. Молодые люди, активно приобщаясь к народным обычаям, фольклору, не позволяют исчезнуть этнической культуре в условиях ассимиляции.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Намруева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Youth and Revival of Ethnic Culture in Kalmykia

In the article the youth role in preservation of Kalmyk culture is described. Young men, actively joining to folk customs, folklore, do not allow the ethnic culture to disappear in the conditions of assimilation.

Текст научной работы на тему «Молодежь и возрождение этнической культуры в Калмыкии»

УДК 316.354:351/35 ББК 60.54

МОЛОДЕЖЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КАЛМЫКИИ*

Л. В. Намруева

Российская молодежь насчитывает около 40 миллионов человек, что составляет 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако в последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет. Специалисты утверждают, что наибольшим модернизационным потенциалом в нашей стране обладает молодое поколение, система ценностей и поведение которого сформировались под влиянием постсоветских трансформаций. Наибольший интерес вызывают у исследователей россияне, рожденные в нач. 90-х годов и представляющие собой первое несоветское, «постперестроеч-ное» поколение, которое прошло все стадии социализации в сложные 1990-е гг. [Ядова 2012: 5788]. Несмотря на то, что усвоение молодыми людьми социальных норм, ценностей происходило в сложных условиях становления нового общества, значительная часть молодежи смогла получить образование, приобщиться к богатейшему культурному наследию.

В данной статье анализируется роль молодежи в социокультурных процессах, ведь от ее позиций, активного участия в этнокультурном воспроизводстве зависит будущее этноса. В этой связи весьма актуальны положения, выдвинутые Карлом Мангеймом. В своем трактате «Диагноз нашего времени» ученый утверждает, что «проблемы молодежи в современном обществе имеют два аспекта: что может дать нам молодежь и что может ждать от нас молодежь» [Мангейм 1994: 441]. К. Мангейм очерчива-

ет круг параметров, в рамках которых возможно гармоничное, социально значимое развитие личности молодого человека. Среди таких параметров выделены следующие:

1) состояние социального окружения как необходимое условие, позволяющее индивиду (молодому человеку) вносить вклад в данное общество;

2) приверженность молодых людей действующим в обществе идеям, культурным нормам и ценностям;

3) потенциал молодых людей и условия, необходимые для преобразования этого потенциала в действие [Мангейм 1994: 441].

Перенесем выделенные параметры на реалии современного калмыцкого общества. В системе образования республики созданы условия для оптимального восприятия элементов этнической культуры, формирования национального самосознания у молодого поколения. На это нацелены образовательные программы «Основы буддизма», «История и культура родного края», «Тодо бичиг», которые преподаются в школах региона с середины 1990-х гг. Разнообразные конкурсы и фестивали («Цаган ботхн», «Танцевальная весна», «Веселая карусель», «Юность Калмыкии»), фольклорно-этнографический фестиваль («Жа^рин ачнр»), конференция («Бичкн терскн») направлены на формирование у подрастающего поколения республики уважения к языку и культуре, на передачу традиций, опыта жизни этноса [Намруева 2011: 64]. В этой связи мы разделяем мнение З. В. Сикевич о том, что «институты образования и воспитания осуществляют гуманитарное (духовное) воспитание подрастающего поколения, в частности, воспитание этнокультурное, призванное формировать этническую идентичность, и патриотическое, призванное способствовать становлению национальной

* Статья выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (проект КИГИ РАН «Современная молодежь и традиционная культура (на примере Калмыкии)»).

идентичности [Сикевич 2011: 51]. Наши исследования фиксируют, что в республике наблюдается растущий с каждым годом интерес школьников и молодых людей к изучению истории и культуры народа, своей малой родины.

В рамках Федеральной программы «Культура России» в г. Элисте на протяжении ряда лет (2005, 2007, 2009, 2011 гг.) проводится традиционный Международный фестиваль сказителей «Эпосы мира на земле потомков Джангара», в котором участвуют сказители из стран дальнего и ближнего зарубежья (Японии, Монголии, Синь-цзян-Уйгурского автономного района КНР, Казахстана, Кыргызстана) и регионов России. Основная цель фестиваля заключается в демонстрации различных исполнительских традиций эпосов мира, в ознакомлении с ними широкой общественности. За Круглым столом «Сказительские традиции: сохранение и перспективы развития» ученые обсудили проблемы изучения и распространения произведений эпического жанра. В республике с 1990-х гг. возрождается искусство сказителей-джангарчи. Один из них, лауреат премии «Душа России» Владимир Каруев, удостоен включения в «Золотой фонд» ЮНЕСКО в номинации «Творчество народов мира». В Малодербетовском районе при Мемориальном музее Ээлян Овла — народного сказителя, жившего в начале ХХ в., — создана экспериментальная школа «Молодого джангарчи» под руководством Батра Манджиева, который в 2011 г. также стал лауреатом премии «Душа России».

В Калмыкии целенаправленно осуществляется поддержка одаренных детей в обучении национальным видам искусства. Так, осенью 2010 г. была открыта этношкола — специализированная школа-интернат для творчески одаренных детей, — где дети, владеющие родным языком, развивают свои литературные способности, изучают калмыцкую литературу и поэзию, приобщаются к богатым традициям народных калмыцких песен и танцев, знакомятся с методиками и техниками, использовавшимися в народном декоративно-прикладном искусстве, также обучаются искусству исполнения эпических произведений. О том, что решение о создании образовательного заведения было правильным, говорят успехи ее воспитанников. В марте 2012 г. танцевальный коллектив этношколы Республиканского центра детского творчества завоевал Гран-

при международного фестиваля-конкурса «Звездный час» (г. Москва). Жюри высоко оценило самобытность калмыцких танцев «Ишкмдг», «Ми^н байр», «Чичрдг», хороший уровень исполнения юных танцоров, преемственность в сохранении традиций в области национальной хореографии. Ученики школы также успешно выступили в номинации «Народный вокал», заняв призовые места; в их исполнении прозвучали протяжная песня «Маля», народные домбровые песни «Галдма», «Бичкн кер мерн».

Сохранение и приумножение традиций исполнительской и музыкальной культуры, повышение профессионального уровня учащихся и выявление одаренных и перспективных детей для дальнейшего профессионального ориентирования являются основными задачами регулярно проводимого в республике конкурса «Молодые дарования Калмыкии». Традиционно конкурс проходит в дни весенних каникул на базе Элистинского училища искусств им. П. Чонку-шова, с каждым годом число его участников растет. В 2012 г. в нем приняли участие 220 воспитанников школ дополнительного образования от 7 до 19 лет из 10 районов и столицы республики, которые соревновались в номинациях «Национальные инструменты Калмыкии», «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», «Оркестровые духовые инструменты» [Балакаева 2012].

Весной 2012 г. в республике проведены два крупных культурных мероприятия: детский конкурс калмыцкой песни «Теегин айс» (совместный проект Мэрии Элисты и ГТРК «Калмыкия») и шоу «Голос нации» (инициатива группы «Легато»). Телезрители активно голосовали за понравившихся участников по Интернету. Основная задача первого конкурса — возрождение национальных духовных традиций путем приобщения к нему молодого поколения. Конкурс показал, что в республике много талантливых детей, которые хорошо знают родной язык, прекрасно поют. Такие состязания, передачи необходимы, чтобы раскрывать юные таланты, растить настоящих патриотов. В финале шоу «Голос нации» участвовало 13 молодых людей, прошедших отборочный тур. При поддержке спонсоров, которых волнует судьба национальной культуры, проведены в столице страны концерты призеров конкурса «Голоса нации», организаторы которого ставят весьма амбициозную задачу — вывести победителей на

всероссийский уровень. Такие творческие соревнования способствуют развитию калмыцкого языка, песенного творчества в молодежной среде. Все участники показали, что настроены участвовать в сохранении этнической культуры.

Констатируя успехи молодых талантов, следует отметить, что в республике еще много молодежи, которая не имеет возможности для самореализации, особенно в сельской местности, в силу профессиональной загруженности, низкой информированности, отсутствия специального оборудования, помещения, профессиональных кадров, работающих с населением. Одним из важных направлений деятельности Министерства спорта, туризма и молодежи РК является разработка и реализация проектов, направленных на выявление, поддержку и развитие творческого потенциала молодежи. В рамках одного из таких проектов — «Билгтэ баИчуд» —планируются создание базы данных о талантливых молодых людях, проведение Республиканских малых дельфийских игр, творческих конкурсов и фестивалей («Хаврин айс», «Прорыв»). Подобные мероприятия способствуют привлечению внимания общественности к творчеству молодых исполнителей, артистов, прикладников и повышению статуса молодежного творчества в социуме [Настольная книга 2011: 114].

Рассмотрим второй параметр социально значимого развития личности молодого человека (по Мангейму), используя результаты социологического исследования, проведенного автором в 2011 г., в рамках которого было опрошено 272 человека из числа учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений республики.

Распределение по этническому признаку выглядит следующим образом: 54 % респондентов — калмыки, 46 % респондентов — русские. Полученные результаты показывают, что более половины (56,7 %) анкетируемых приобщены к этнической культуре калмыков, из них 48 % опрошенных могут исполнить песню, йорял, калмыцкий танец. 8,7 % могут обучить других петь по-калмыцки, исполнить калмыцкий танец, т. е. эти молодые люди достаточно хорошо владеют рассматриваемыми видами народного творчества. 42,9 % респондентов ни одним из перечисленных умений не владеют. Следовательно, эта часть не включена в процессы этнической социализации.

Данные опроса свидетельствуют, что молодежь включается в этническую культуру посредством чтения республиканских газет (38,9 % респондентов), просмотра спектаклей в калмыцких театрах (20,4 %), чтения произведений калмыцких авторов (14,0 %.) Почти каждый пятый (22,4 %) не выбрал ни один из предложенных вариантов, тем самым продемонстрировав равнодушное отношение к данным видам деятельности. Как видим, большинство опрошенной молодежи приобщено к культуре калмыцкого народа.

Закрытый вопрос «Что из предложенн-ного Вы будете делать с удовольствием?» выявил, какое из предлагаемых действий по включению в этническую культуру является наиболее привлекательным. Согласно полученным данным, в равной степени являются привлекательным посещение выставок в Национальном музее Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова (23,4 %) и участие в художественной самодеятельности (23,4 %). Каждый шестой опрошенный (15,6 %) побывал бы на встрече с калмыцким художником. Следует отметить, что 37,6 % респондентов не нашли привлекательным ничего из предложенного списка. Данный вопрос также позволил определить и направленность интересов учащихся, которые, судя по ответам почти четверти опрашиваемых, связаны с художественной самодеятельностью и работой музея (далее следует интерес к творчеству калмыцких художников).

На вопрос «Беспокоит ли Вас будущее калмыцкой культуры?» 23,1 % респондентов отметили, что эта проблема для них актуальна, поэтому они сами готовы участвовать в работе по ее сохранению. 46,7 % респондентов признались, что иногда эта проблема их волнует. 15,9 % опрошенных придерживаются мнения, что не стоит переживать, поскольку ассимиляция — это закономерный процесс. По признанию 14,2 % респондентов, их указанная проблема совсем не волнует. Полученные данные свидетельствуют, что в молодежной среде одновременно существуют два противоречивых настроения относительно будущего калмыцкой культуры, большая часть опрашиваемых (69,8 %) озабочена ее перспективами.

Отвечая на вопрос «Что Вы можете предложить в решении проблемы сохранения калмыцкой культуры?», ребята указывают, что могут организовать мероприятие по калмыцкой тематике (12,2 %), участво-

вать в таком мероприятии (37,6 %), наблюдать за ходом такого мероприятия (49,9 %). Полученные результаты свидетельствуют, что половина опрашиваемых (49,8 %) настроена принимать активное участие в организации и проведении мероприятий, направленных на сохранение калмыцкой культуры. Другая половина нацелена занять пассивную позицию сторонних наблюдателей. По всей видимости, для этих молодых людей высока прагматическая ценность образования, они в большей степени ориентированы на достижение определенного социального статуса, позволяющего в дальнейшем достичь жизненного благополучия или успеха, чем на реализацию своих интеллектуальных и творческих способностей в интересах страны, республики, народа [Быкова, Зотов 2011: 72].

Третий параметр, выделенный К. Мангеймом, — потенциал молодых людей и условия, необходимые для преобразования этого потенциала в действие, — рассмотрим на примере деятельности молодежных организаций Калмыкии, лидеры которых, имея твердую жизненную позицию, нацеленность на конкретные действия, готовы противостоять усилению ассимиляционных процессов. За последние два года в регионе созданы молодежные организации, основными направлениями деятельности которых стали развитие калмыцкой культуры и языка, возрождение этнических традиций1. Так, Центр развития современной ойрат-ской культуры «Тенгрин уйдл» («Млечный путь»), объединивший общественных деятелей, журналистов, молодых преподавателей, постоянно реализует интересные этнокультурные проекты.

Один из проектов Центра развития современной ойратской культуры «Тецгрин уйдл» связан с выпуском газеты «Эердин зэцг» («Ойратские известия»), который мыслится как возобновление одноименного издания, первый номер которого вышел 15 ноября 1917 г. Как отмечает руководитель центра «Басан Захаров, создатели первой калмыцкой газеты «Эердин зэцг» Номто Очиров и Бадма Боваев, судьба которых оказалась весьма трагичной, успели выпустить всего пять номеров, и в память об их инициативе, а также в целях сохранения духовной преемственности принято решение и возрождении издания. Поэтому первому вы-

1 См. подробнее: [Намруева 2011: 168].

пуску газеты, вышедшей 13 апреля 2012 г., дан следующий порядковый номер — № 6. «Эердин зэцг» выходят с периодичностью 1 раз в месяц и распространяются бесплатно в Элисте и районах Калмыкии2.

Молодежная организация «Иткл» (руководитель — Виталий Боков), в составе которой выпускники различных вузов страны, организовывает бесплатные концерты в республике, на которых не только звучат современные песни, забытые народные мелодии, но и демонстрируются народные обряды. Активисты молодежной организации проводят конкурсы знатоков языка, традиционной культуры, в которых принимают участие школьники и студенты различных учебных заведений г. Элисты. В 2011 г. молодые люди организовали и успешно провели праздники калмыцкого чая, калмыцкой песни, соревнования по калмыцкой борьбе. Ребят из «Иткл» называют подвижниками, которые посвящают себя делу спасения культуры калмыцкого народа. М. Конеев, известный в республике публицист, ныне живущий в Санкт-Петербурге, после концерта «Иткл» перед калмыцкой диаспорой северной столицы эмоционально отметил, что «в жизни Калмыкии «Иткл» — явление особое. Эти парни, блестяще знающие калмыцкий язык, прекрасно танцующие и поющие на родном языке, родом из калмыцких сел. Значит, народ способен из глубин своих выдвигать новых людей, с кодом и шифром культурной памяти. Если б таких ребят было бы человек сто, то вопрос об исчезновении нашего языка был бы снят с повестки дня. И навсегда» [Конеев 2012]. Членов организации «Иткл» также волнуют проблемы нравственного воспитания, возрождения исконных традиций, привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом. И в этом деле они сами подают пример, так как считают, что никакие указы и увещевания не дойдут до сознания человека, если не будет примера для подражания.

Как видим, руководителей молодежных организаций — Басана Захарова, Виталия Бокова — отличают динамичность, креативность, приверженность к новым идеям, они конструируют социокультурную реальность, которая отвечает запросам молодого поколения. Эти лидеры, имея твердую жизненную позицию, нацеленность на конкретные действия, стремятся всемерно способ-

2 Электронная версия газеты размещена на сайте http: // tengrin.ru.

ствовать сохранению национальных традиций. Культура существует и развивается благодаря усилиям талантливых личностей. Молодежь как самая динамичная страта общества, носительница новых идей и обладательница права на будущее пополняет его ряды и расширяет возможности творческой самореализации.

Рассмотренная в данной статье социальная диада «молодежь — культура» выходит в современной России на передний план, так как от того, как будет решаться задача социокультурного инвестирования в молодежный сегмент российского общества, во многом зависит его цивилизационное будущее. «Ведь системный кризис в стране больнее всего «ударил» именно по молодежи, особенно чувствительной к социокультурному диссонансу, нивелирующему личность под некий стандарт общечеловека» [Индриков 2011: 90]

По данным социологического исследования, проведенного нами в 2011 г., выявлено, что респонденты в большинстве своем готовы участвовать в этнокультурных процессах, происходящих в республике. С начала 1990-х гг. многое сделано для возрождения и развития калмыцкой культуры, духовных этнических ценностей, народных обычаев и обрядов. В этом процессе большое внимание уделяется молодому поколению, т. к. оно будет определять сохранение и развитие культуры в недалеком будущем. Несмотря на сложное социально-экономическое положение в регионе, здесь созданы необходимые условия, позволяющие молодым людям, молодежным организациям вносить определенный вклад в развитие калмыцкого общества, сохранение этнической культуры.

Литература

Балакаева Н. Молодые дарования Калмыкии // Известия Калмыкии. 2012. 5 апреля.

Быкова Д. Ю., Зотов В. В. Социокультурный подход к формированию молодежной политики инновационного общества // Вопросы культурологии. 2011. № 4. С. 68-73.

Индриков А. А. Молодежная среда: проблема социокультурного диссонанса // Вопросы культурологии. 2011. № 2. С. 90-94.

Конеев М. Цаган Сар на берегах Невы // Элистинский курьер. 2012. 1 марта. С. 4.

Мангейм К. Диагноз нашего времени / пер. с нем. М. И . Левина. М.: Юрист, 1994. 693 с.

Намруева Л.В. Современная калмыцкая культура: состояние и перспективы // Вопросы культурологии. 2011. № 3. С. 61-65.

Намруева Л.В. Региональное телевидение как механизм этнической социализации (на примере Калмыкии) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2011. № 2. С. 167-172.

Настольная книга специалиста по делам молодежи. Издание 2. Часть 1. Элиста: Мин-во спорта, туризма и молодежи РК, 2011. 170 с.

Сикевич З. В. Влияние этнического фактора на современное общество и человека // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 2. С. 41-58.

Ядова М. А. Современные и традиционные ценности российской молодежи: региональный аспект // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [электронный ресурс]: Мат-лы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. 1 СБ ЯОМ. Уфа. С. 5788-5790.