Научная статья на тему 'Молодежь и культурно-просветительная работа в 1950-е гг. (на материалах Ленинграда)'

Молодежь и культурно-просветительная работа в 1950-е гг. (на материалах Ленинграда) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОЛОДЕЖЬ / ДОМА КУЛЬТУРЫ / ЛЕКЦИИ / КОНЦЕРТЫ / КЛУБЫ КИНО / ТЕАТРЫ / МУ- ЗЫКА / БИБЛИОТЕКИ / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / YOUTH / HOUSE OF CULTURE / LECTURES / CONCERTS / CLUBS / MOVIE THEATERS / MUSIC / LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярмолич Ф. К.

В статье рассматривается культурно-просветительная работа в молодежной среде в Ленинграде в 1950-е гг. Ана- лизируются формы и методы организации досуга молодежи в вузах, на заводах, в ДК и парках. Отмечаются общие механизмы проведения культурно-массовых мероприятий в выбранных для анализа площадках, а также описываются особые формы рабо- ты с подрастающим поколением, которые продемонстрировали ДК и садово-парковые комплексы. Культурно-массовые меро- Ф. К. Ярмолич. Молодежь и культурно-просветительная работа... 181 приятия расширяли кругозор у представителей подрастающего поколения, обогащали их внутренний мир, приобщали к высо- ким образцам отечественной и мировой культуры. При проведении коллективных посещений театров и кино большое значение придавалось коллективному обсуждению просмотренных спектаклей и фильмов, что способствовало развитию аналитических способностей и развивало у молодежи рефлексию. Просветительские мероприятия влияли и на выбор будущей профессии. Ра- ботавшие в ДК кружки и проводимые лекции помогали студентам и рабочей молодежи в освоении новых знаний, стимулировали обмен мнениями по профессиональным вопросам, что повышало качество учебы и работы. Культурно-просветительная работа среди молодежи играла большую социальную роль. Участие подрастающего поколения в просветительной деятельности сти- мулировало их самоорганизацию, встраивало в общественную жизнь, приобщало к правилам поведения в обществе. Серьезная культурно-просветительная работа проходила вместе с развлекательными мероприятиями (танцы, вечера юмора и т. д.). Комби- нирование просвещения и развлечения позволяло разнообразить просветительную работу и дать возможность отдохнуть моло- дежи; в то же время, через развлекательные мероприятия они приобщались и к культурно-массовой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young Men and the Cultural and Educational Work in the 1950s (on Materials of Leningrad)

The article is devoted to the cultural and educational outreach among the youth in Leningrad in the 1950s. The author analyzes the modes and methods of organization of leisure time of soviet youth in the universities, factories, cultural centers and parks; methodology for cultural events in some typical organizations; specific methods of upbringing in cultural centers and parks of culture and rest. Cultural events broadened the elevate mind of the younger generation, enriched their inner world, acquainted them with high models of domestic and world culture. Ideological staff paid special attention to rap session after collective visits to the theaters and cinema, which contributed to the development of analytical skills and reflection. Cultural and educational events helped young people to choose their future profession. Whereas, lectures and study groups assisted students and young workers in the development of new knowledge, stimulated an exchange of opinions on professional matters that improved the quality of study and work. Cultural and educational outreach among the youth played an important social role. The participation of the younger generation in educational activities encouraged them to organize themselves, attached them to the social norms. Cultural and educational activities held in conjunction with entertainment (dancing, clubs of the funny etc.). Combining education and entertainment allowed to diversify outreach and gave youth an opportunity to relax, at the same time through recreational activities they turned to culture.

Текст научной работы на тему «Молодежь и культурно-просветительная работа в 1950-е гг. (на материалах Ленинграда)»

Ф. К. Ярмолич. Молодежь и культурно-просветительная работа...

173

Ф. К. Ярмолич

Молодежь и культурно-просветительная работа в 1950-е гг.

(на материалах Ленинграда)

Ярмолич Федор Кузьмич,

кандидат исторических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН

(Санкт-Петербург,

Россия)

Молодежь — одна из самых творческих и мобильных категорий населения. Она редуцирует идеи в гуманитарных и технических науках, открывает новые горизонты для развития техники, способствует изменению социальной, политической, экономической и культурной структуры общества. В то же время, этого позитивного, созидательного начала может и не быть. В лучшем случае энергия подрастающего поколения распылится и не позволит обществу перейти на новый уровень развития, в худшем — под влиянием негативных факторов молодежь начнет разрушать все традиционные сферы общественно-политической жизни социума и рано или поздно приведет его к краху.

Агрессивное поведение подрастающего поколения объясняется множеством причин. К одной из них относится общая нестабильная ситуация в обществе. Подобная картина наблюдалась в СССР в конце 1940-х - начале 1950-х гг. В это время страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны — из руин и пепла возрождались города и села, заново отстраивались промышленные предприятия; сложная внешнеполитическая ситуация обусловливала инвестирование значительных ресурсов страны в развитие военной отрасли и тяжелой промышленности. В силу этих обстоятельств социальное, культурное обеспечение населения финансировалось по остаточному принципу, что не позволяло в сжатые сроки нормализовать общественную атмосферу.

В этих условиях число проявлений девиантного поведения в молодежной среде возрастает. Например, на одном из партийных заседаний сотрудников ЦПКиО им. С. М. Кирова 10 июля 1952 г. отмечалось, что молодежь «терроризирует посетителей», фиксировались случаи ножевых ранений посетителей парковой зоны подростками1.

© Ф. К. Ярмолич, 2015

174

Новейшая история России / Modern history of Russia. 2015. №3

К середине - второй половине 1950-х гг. экономика страны смогла преодолеть трудности конца 1940-х - начала 1950-х гг. Ее возможности возросли, что позволило власти увеличить финансирование социально-культурной сферы; это привело к определенному успокоению социума.

Следует отметить интересную особенность в поведении молодежи в этих условиях. В документах, которые содержат информацию о культурно-просветительных мероприятиях, встречается все меньше информации о драках, хулиганстве в местах массового отдыха горожан с участием подростков, но все чаще появляются сведения об «идеологических диверсиях» со стороны последних.

Например, на танцевальных вечерах часть студентов стала подражать так называемым «стилягам»: «некоторые юноши и девушки проявляют дурной, извращенный вкус. Вместо того, чтобы направить свою инициативу, свою молодую энергию и пыл на интеллектуальное развитие, обогащение знаниями, повышение культуры, они растрачивают свои жизненные силы на пустые, бесполезные занятия и "стиляжничество"»2.

Возможно, с изменением уровня жизни, в том числе и в подростковой среде, меняется и характер нарушений — на смену уголовным правонарушениям приходят нарушения идеологических норм в поведении. Безусловно, данное предположение требует детального изучения.

Аккумуляцию интеллектуальных, общекультурных и нравственных качеств молодежи и направление их на конструктивное развитие общества, а также интеграцию подрастающего поколения в социальную структуру призвана осуществить система образования.

Конечно, она проводит значительную работу в этом направлении, но все же ее влияние ограничено как временными (учебное время), пространственными (пределы учебного заведения) рамками, так и характерными для данной модели социализации молодежи методическими приемами.

Увеличение времени, расширение пространственно-территориальных рамок и более разнообразные методы работы с советской молодежью предлагали культурно-просветительные учреждения.

Особенность этого института социализации подрастающего поколения заключалась в том, что он дополнял образовательную систему, предоставлял более вариативные механизмы ее приобщения к социальным и культурным нормам, работал с молодежью в досуговое время, тем самым создавался непрерывный процесс инкорпорации молодежи в социальную структуру3.

Это не значит, что существование системы образования и развитой культурно-просветительной инфраструктуры является стопроцентной гарантией отсутствия девиантного поведения у молодежи. Оно имеет место быть, но его масштабы становятся меньше.

В Советском Союзе был сформулирован общий принцип культурно-просветительной работы: «она проводилась доходчиво, дифференцировано, с учетом профессиональных, возрастных, образовательных, национальных и других особенностей различных слоев на-

Ф. К. Ярмолич. Молодежь и культурно-просветительная работа...

175

селения. Все средства идеологического воздействия должны не только охватывать самые широкие массы, но и доходить буквально до каждого человека»4 — в полной мере он применялся и при работе с подрастающим поколением.

Существовало довольно четкое понимание, что, например, студенты и рабочая молодежь в силу образования, общего уровня культуры, социального опыта отличаются своими когнитивными возможностями, способностью закреплять полученную информацию, поэтому это учитывалось для более эффективной работы в разных социально-образовательных группах: «зачастую проведение мероприятий, организация вечеров проводились дифференцировано — для студентов, учащихся школ рабочей молодежи, учащихся старших классов и т. д.»5

Организация культурно-досуговых мероприятий проводилась на разных площадках. Наиболее активно просветительная деятельность в среде молодежи осуществлялась в вузах, на заводах, в ДК и парках.

Проведение просветительной работы с молодежью подчинялось общей цели — передаче политико-идеологических основ советского государства, развитию общей культуры, образования и нравственности у подрастающего поколения. В университете или институте закончилась последняя лекция, но студент не спешит домой или в общежитие, его еще ждет интересная досуговая программа в стенах родного учебного заведения.

Например, при Ленинградском электротехническом институте связи им. Бонч-Бруевича работали комиссии при институтском клубе, которые отвечали за организацию отдыха студентов во внеучебное время. Комиссии устраивали вечера, коллективное посещение театров и кино. Обязательно после кинопросмотра или посещения театра проходило его коллективное обсуждение, на которое приглашались ведущие артисты и режиссеры. Например, после просмотра фильма «Дело Румянцева» студентами был организован обмен мнениями, на этот диспут был приглашен режиссер фильма И. Е. Хейфиц. Вообще, встречи студенчества с артистами, художниками, композиторами и другими деятелями культуры проводились в институте часто.

На базе ЛЭТИ не реже одного или двух раз в месяц в актовом зале проводились концерты, на которые приглашались работники Ленгосфилармонии и Ленгосэстрады.

Активно применялась и такая форма работы, как лекции-концерты. На них слушатель вначале овладевал теоретическими знаниями о музыке, а потом мог их применить при прослушивании музыкального произведения. Такой подход позволял расширить общий кругозор, и в тоже время получить большее эстетическое наслаждение. Например, в 1956 г. в институте проводился цикл лекций-концертов на тему «Выдающиеся произведения русского классического и советского музыкального театра».

В ЛЭТИ активно проводились экскурсии в музеи, на выставки, массовые прогулки за город на автомашинах, лыжные агитационные походы в подшефные колхозы. При этом

176

Новейшая история России / Modern history of Russia. 2015. №3

организация всех мероприятий возлагалась большей частью на студентов, что, конечно, стимулировало самостоятельность и организаторские способности6.

Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова не отставал от вузов города в организации отдыха своих студентов. Например, совместно с профсоюзным комитетом и комитетом ВЛКСМ в период зимних каникул организовывались совместные посещения студентов и аспирантов Академического малого оперного театра. С одной стороны, это обогащало внутренний мир молодежи, а с другой — активизировало неформальное общение студентов и аспирантов, которое, в свою очередь, способствовало воспитательному процессу и стимулировало студентов учиться с большим усердием.

В университетах Ленинграда, в частности в ЛГУ им. А. А. Жданова, обучались и иностранные студенты, которые тоже вместе с советскими студентам и аспиратами посещали театры7. Подобные мероприятия активизировали культурный обмен и помогали лучше узнать представителей других народов.

Вообще, вопросам межнациональных отношений в вузах Ленинграда придавалось огромное значение. Проводились так называемые вечера дружбы, на которых иностранные студенты знакомили своих советских товарищей с историей и культурой своих стран.

На тематических вечерах также поднимались вопросы о труде (например, в институте им. Герцена, Политехническом). Примером может служить мероприятие под названием: «Труд во имя мира». На нем студенчество встречалось со старыми производственниками, новаторами, рабочими, с крупными учеными и т. д. Другой весьма распространенной темой на тематических вечерах становились вопросы морали в молодежной среде8.

Не оставалась без внимания и рабочая молодежь. Среди них распространенной формой культурно-просветительной работы были лекции. Например, на 1-м Городском молочном заводе был прочитан цикл из 16 лекций, посвященный вопросам коммунистического воспитания молодежи. На Ленинградском химико-пищевом комбинате была прочитана лекция «Города мира и их достопримечательности», а на заводе лимонной кислоты — лекция «Как слушать музыку»9.

Библиотеки, которые работали при заводах, также проводили просветительную работу среди рабочей молодежи. Например, библиотека при комбинате им. С. М. Кирова в 1956 г. наряду с лекциями организовывала литературные вечера, беседы с рабочими по прочитанным книгам, встречи с писателями, выставки книг10.

Вечером после окончания обучения в вузе или завершения работы на заводе молодые люди возвращались домой, другие приходили в общежитие. Студенческое или рабочее общежитие тоже становилось площадкой, на которой проходила культурно-просветительная работа.

Проведение досуговых мероприятий в институтах или на заводах, несмотря на их разнообразие, все же имело определенные ограничения, которые относились не к организационным формам, а в большей степени оказывались психологическими и социальными. Вузы

Ф. К. Ярмолич. Молодежь и культурно-просветительная работа...

177

и фабрики воспринимались как места учебы и работы, и уже потом — как площадка для отдыха. Такое ощущение, конечно, сказывалось на отношении молодого поколения к мероприятиям, проводимым в этих местах.

Более того, организация отдыха на базе вузов или фабрик создавала определенные барьеры в общении между разными группами молодежи. Например, студенты, проводя больше время в институте, по объективным причинам уже меньше могли общаться со своими ровесниками из других образовательных или профессиональных групп; это, конечно, имело негативные социальные последствия.

Решением указанных проблем (психологической и социальной) занимались другие площадки культурно-массовой работы — ДК и парки. ДК и садово-парковые комплексы, во-первых, позволяли молодежи сменить обстановку, а во-вторых, проведение досуговых мероприятий организовывалось таким образом, чтобы подрастающее поколение из разных образовательных, социальных и профессиональных групп активно общалось друг с другом11.

ДК и сады, конечно, использовали формы и методы организации досуга, которые применялись, например, в институтах. В ДК огромное значение и внимание придавалось лекционной работе. Например, в Ленинградском ДК пищевой промышленности в 1958 г. читался цикл лекций на тему «Как слушать музыку», рассчитанный на два года. Лекции вел музыкант А. П. Утешев. Они сопровождались выступлениями артистов академических театров, грамзаписями и кинофильмами.

Вниманию аудитории предлагался цикл лекций на тему «Советы молодым женщинам». В нем освещались вопросы: «Материальные и моральные основы советского быта», «Как украсить жилища», «Как принять гостей», «Как сервировать стол и приготовить вкусную пищу», «Как вести себя в обществе», «Как красиво и со вкусом одеваться», «Какими должны быть взаимоотношения между супругами» и др. Лекции сопровождались выступлениями модельеров, демонстрацией правильной сервировки стола, показом диапозитивов и кинофильмов12.

ДК им. Газа наряду с политическими, естественно-научными и литературными циклами лекций, организовал молодежный лекторий «Береги и умножай славные традиции родного завода», где наряду с лекциями и беседами проходили выступления старейших производственников завода, новаторов и рационализаторов производства, участников революционных событий. Встречи с выдающимися людьми, конечно, способствовали воспитанию у молодежи любви к труду и знаниям.

ДК проводили, как и вузы, тематические вечера. На них организовывались встречи молодежи с представителями революционного движения, ветеранами войны, передовиками производства, проходили вечера интернациональной дружбы, спорта и т. д.

Вместе с тематическими проводились и вечера отдыха, на которых молодежь могла отвлечься от занятий и интеллектуального досуга и посвятить время танцам. Например, Пушкинский ДК в 1953 г. провел 41 танцевальный вечер. В ДК они организовывались по

178

Новейшая история России / Modern history of Russia. 2015. №3

субботам, музыкальное сопровождение танцев осуществлял эстрадный оркестр Ленинградской государственной эстрады.

ДК предложили молодежи и уникальную форму досуга — клубы. Профиль клубной деятельности был разнообразен и находил широкий отклик в молодежной среде.

Например, в Невском ДК работал «Клуб девушек», который, кроме организации лекций и бесед, вечеров и балов, позволял девушкам получить знания по домоводству, приготовлению пищи, вышиванию, прививал такие необходимые навыки, как умение дешево и красиво одеваться, уютно обставить квартиру и т. д. Клуб предоставлял возможность переписываться с молодежью как из зарубежных стран, так и с участниками других культурно-просветительных учреждений СССР13.

Проявляя действительно неподдельный интерес к этой очень увлекательной форме проведения досуга, молодежь сама становилась инициатором открытия новых клубов: «у нас сейчас происходит интересный разговор с отдельными группами, которые появляются у нас независимо от нашей воли. Приходит группа товарищей, ищет дирекцию и ведет разговор об организации какого-либо объединения. Им нравится это, они хотят заниматься, предоставьте им помещение, создайте условия. Сейчас большая работа ведется по созданию фотоклуба». Кстати, фотоклубы оказывались не просто объединением молодежи по интересам, но и обслуживали все мероприятия ДК, в котором располагались. Открывались также киноклубы, клубы любителей бальных танцев, юных техников, умелые руки, кройки и шитья и т. д.14

Клубные занятия проходили не только на территории ДК; например, технические клубы часто практиковали проведение занятий на заводах, на радио, телецентре и в лабораториях, Ленинградском доме научно-технической пропаганды.

Начиная с 1959 г. появляется новая форма работы с молодежью при ДК — Университеты науки и техники. В 1959 г. было открыто шесть таких университетов на базе ДК им. Горького, ДК им. Кирова, ДК им. Ленина, Выборгского, ДК пищевой промышленности и Клуба им. Козицкого. Задачи университетов науки и техники заключались в оказании помощи рабочей молодежи и молодым специалистам при освоении новой техники и технологии производства, повышении производственной культуры.

Университеты проводили экскурсии на предприятия, в лаборатории, организовывали посещение выставок новой техники, встречи с новаторами и учеными, устраивали технические конференции и дискуссии по вопросам техники и технологии.

Занятия в университетах науки и техники проводились членами Общества по распространению политических и научных знаний, работниками научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, инженерами и передовиками производства15.

Следующей площадкой, где осуществлялась культурно-просветительная работа, были парки16. Вместе с уже традиционными формами работы, такими как лекции, концерты, встречи и т. д.17, садово-парковые комплексы предложили молодежи свои формы досуга.

Ф. К. Ярмолич. Молодежь и культурно-просветительная работа...

179

В летнее время в парках проходили карнавалы, студенческие балы, очень распространенной формой отдыха были «молодежные среды», на них перед подростками выступали артисты, композиторы, певцы, писатели. В рамках сред организовывались вечера юмора и сатиры, вечера лирической песни, работали уголки занимательного досуга, где проводились различные игры, ориентированные на разный образовательно-профессиональный и возрастной состав18.

В зимнее время молодежи предоставляли катки, зимой работала ледяная эстрада, на которой под музыку духового оркестра вниманию посетителей предлагались театрализованные выступления танцоров на льду, а в перерывах между танцами зрителей развлекали клоуны на коньках19.

Несколько штрихов, которые нашли свое отражение в статье, из большого полотна культурно-просветительных мероприятий в молодежной среде, позволяют увидеть, насколько многоцветным был досуг советского школьника, студента, молодого рабочего. Практически каждый мог найти себе занятие, которое станет для него интересным, обогатит его духовный мир, поможет определиться с выбором будущей профессии или помочь в освоении тонкостей уже выбранного профессионального пути.

Вместе с тем просветительные мероприятия проводились таким образом, чтобы создать идейную и нравственную преемственность поколений, включить молодежь в политическую и общественную жизнь страны.

Культурно-просветительные мероприятия организовывались с целью полностью заполнить свободное время молодежи, не оставив возможности заниматься неблаговидными делами и нарушать общественный порядок.

При этом, по большому счету, не имело значения, обучаются ли молодые люди в вузе или работает на заводе. Каждый представитель подрастающего поколения включался в процесс просвещения. 1

1 Протокол № 3 заседания партийного бюро ЦПКиО им. С. М. Кирова от 10/VII-52 г. // Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 3527. Оп. 4. Д. 2. Л. 11-11 об.

2 Об усилении роли комсомольских и профсоюзных организаций в пропаганде здорового быта и дальнейшем повышении культуры молодежи. Доклад председателя Ленинградского областного Совета профсоюзов А. А. Слепухина на объединенном пленуме Совпрофа и Ленинградского областного комитета ВЛКСМ 23 сентября 1958 года // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (далее — ЦГА СПб). Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 314. Л. 4.

3 Более подробно о роли культурно-просветительной работы с молодежью при включении ее в социальную структуру общества см: Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М., 1981; Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2007.

4 Рыбьяков М. М. Предмет и задачи курса «культурно-просветительная работа» (лекция). М., 1960. С. 11.

5 Текстовый отчет за 1954 год. О работе клубных учреждений Управления культуры // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (далее — ЦГАЛИ СПб). Ф. 105. Оп. 1. Д. 206. Л. 4, 5.

180

Новейшая история России / Modern history of Russia. 2015. №3

6 Стенографический отчет конференции работников профсоюзных клубов, домов, дворцов культуры г. Ленинграда и Ленинградской области. Заседание секции по организации отдыха 18 декабря 1956 г. // ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 75. Л. 54-61.

7 Профессиональный союз работников культуры Профком Ленинградского ордена Ленина Государственного Университета имени А. А. Жданова 20 декабря 1954 г. Директору Академического Малого Оперного театра // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 144. Л. 21.

8 Стенографический отчет конференции работников профсоюзных клубов, домов, дворцов культуры г. Ленинграда и Ленинградской области. Заседание секции по организации отдыха 18 декабря 1956 г. // ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 75. Л. 54-61.

9 Справка Ленинградского Дома культуры пищевой промышленности о работе с молодежью // Там же. Д. 406. Л. 14, 15.

10 Справка о работе библиотеки комбината имени С. М. Кирова (составлена в мае 1956 г.) // Там же. Д. 102. Л. 1.

11 Часть Домов культуры подчинялось Управлению культуры исполкома Ленгорсовета, другие Дома культуры находились на балансе заводов и фабрик и им были подотчетны. В данном случае интересна не их организационная подчиненность, а то, что все они являлись площадками для проведения просветительной работы с молодежью.

12 Справка Ленинградского Дома культуры пищевой промышленности о работе с молодежью // ЦГА СПб. Ф. Р-6276. Оп. 273. Д. 406. Л. 14, 15.

13 Культурно-массовая работа профсоюзных организаций // Там же. Д. 230. Л. 1, 2.

14 Стенографический отчет. Совещания клубных работников о работе культучреждений профсоюзов в свете решений XXI съезда КПСС 26 мая 1959 года // Там же. Д. 596. Л. 59-79.

15 Справка о мероприятиях по производственно-технической пропаганде, проводимых в клубах, домах и дворцах культуры Леноблсовпрофа в 1959 г. // Там же. Д. 602. Л. 47, 48.

16 Молчанова Т. В. Сады и парки Ленинграда — центры культурно-досуговой деятельности студентов 1950-1960-х гг. (на материалах периодической печати): тезисы доклада // Актуальные проблемы социальной коммуникации: мат-лы V межвуз. науч.-практ. конф. / сост. и отв. ред. В. Г. Лебедева. СПб., 2011. С. 139-144.

17 План-справка политико-массовой и культурно-просветительной работы ЦПКиО им. С. М. Кирова лето 1953 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 1. Д. 59. Л. 21, 22.

18 Стенографический отчет. Конференция посетителей парка по итогам работы летнего сезона 1954 г. 5 сентября 1954 г. // Там же. Д. 185. Л. 25, 26, 27, 35, 45, 60.

9 Отчет о работе ЦПКиО им. С. М. Кирова в зимнем сезоне 1954 г. // Там же. Д. 182. Л. 3.

УДК 94(47).084.8

Ярмолич Ф. К. Молодежь и культурно-просветительная работа в 1950-е гг. (на материалах Ленинграда) // Новейшая история России. 2015. № 3 (14). С. 173-181.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается культурно-просветительная работа в молодежной среде в Ленинграде в 1950-е гг. Анализируются формы и методы организации досуга молодежи в вузах, на заводах, в ДК и парках. Отмечаются общие механизмы проведения культурно-массовых мероприятий в выбранных для анализа площадках, а также описываются особые формы работы с подрастающим поколением, которые продемонстрировали ДК и садово-парковые комплексы. Культурно-массовые меро-

Ф. К. Ярмолич. Молодежь и культурно-просветительная работа...

181

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приятия расширяли кругозор у представителей подрастающего поколения, обогащали их внутренний мир, приобщали к высоким образцам отечественной и мировой культуры. При проведении коллективных посещений театров и кино большое значение придавалось коллективному обсуждению просмотренных спектаклей и фильмов, что способствовало развитию аналитических способностей и развивало у молодежи рефлексию. Просветительские мероприятия влияли и на выбор будущей профессии. Работавшие в ДК кружки и проводимые лекции помогали студентам и рабочей молодежи в освоении новых знаний, стимулировали обмен мнениями по профессиональным вопросам, что повышало качество учебы и работы. Культурно-просветительная работа среди молодежи играла большую социальную роль. Участие подрастающего поколения в просветительной деятельности стимулировало их самоорганизацию, встраивало в общественную жизнь, приобщало к правилам поведения в обществе. Серьезная культурно-просветительная работа проходила вместе с развлекательными мероприятиями (танцы, вечера юмора и т. д.). Комбинирование просвещения и развлечения позволяло разнообразить просветительную работу и дать возможность отдохнуть молодежи; в то же время, через развлекательные мероприятия они приобщались и к культурно-массовой работе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурно-просветительная работа, молодежь, Дома культуры, лекции, концерты, клубы кино, театры, музыка, библиотеки.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: кандидат исторических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН (Санкт-Петербург, Россия); [email protected] * 1 2 3 4

Yarmolich F. K. Young Men and the Cultural and Educational Work in the 1950s (on Materials of Leningrad)

ABSTRACT: The article is devoted to the cultural and educational outreach among the youth in Leningrad in the 1950s. The author analyzes the modes and methods of organization of leisure time of soviet youth in the universities, factories, cultural centers and parks; methodology for cultural events in some typical organizations; specific methods of upbringing in cultural centers and parks of culture and rest. Cultural events broadened the elevate mind of the younger generation, enriched their inner world, acquainted them with high models of domestic and world culture. Ideological staff paid special attention to rap session after collective visits to the theaters and cinema, which contributed to the development of analytical skills and reflection. Cultural and educational events helped young people to choose their future profession. Whereas, lectures and study groups assisted students and young workers in the development of new knowledge, stimulated an exchange of opinions on professional matters that improved the quality of study and work. Cultural and educational outreach among the youth played an important social role. The participation of the younger generation in educational activities encouraged them to organize themselves, attached them to the social norms. Cultural and educational activities held in conjunction with entertainment (dancing, clubs of the funny etc.). Combining education and entertainment allowed to diversify outreach and gave youth an opportunity to relax, at the same time through recreational activities they turned to culture.

KEYWORDS: cultural and educational work, youth, house of culture, lectures, concerts, clubs, movie theaters, music, library.

AUTHOR: Candidate of History, research worker, Saint-Petersburg Institute of History (St. Petersburg, Russia); [email protected]

REFERENCES:

1 Makarenko A. S. Pedagogicheskajapoema (Moscow, 1981).

2 Mukhina V. S. Vozrastnajapsihologija (Moscow, 2007).

3 Rybyakov M. M. Predmet izadachi kursa «kul'turno-prosvetitel'naja rabota» (lekcija) (Moscow, 1960).

4 Molchanova T. V. 'Sady i parki Leningrada — centry kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti studentov 1950-1960-h gg. (na materialah periodicheskoj pechati): tezisy doklada' in Aktual'nye problemy social'noj kommunikacii: mat-ly V mezhvuz. nauch.-prakt. konf., Ed. and comp. V. G. Lebedeva (St. Petersburg, 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.