УДК 316
Щербакова Лидия Ильинична
доктор социологических наук, профессор,
заведующая кафедрой социологии и психологии
Южно-Российского государственного политехнического
университета (НПИ) имени М.И. Платова
Верещагина Анна Владимировна
доктор социологических наук,
профессор кафедры теоретической социологии
и методологии региональных исследований Института социологии
и регионоведения Южного федерального университета
anrietta2 5 @mail. ru
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук,
профессор кафедры управления персоналом и социологии
Ростовского государственного экономического университета
samygin78_@yandex. ru
Lidiya I. Scherbakova
doctor of sociological sciences, professor,
head of department of Sociology and psychology
of the Southern Russian state polytechnical university (NPI) of M. I. Platov
Anna V. Vereshchagina
doctor of sociological Sciences, professor.
Department of theoretical sociology and methodology of regional researches,
Institute of Sociology and Regional studies,
Southern Federal University
anrietta2 5 @mail .ru
Sergei I. Samygin
doctor of sociological Sciences, professor. Department of human resource management and sociology, Rostov State Economic University samygin78_@yandex. ru
Молодая семья в условиях трансформации Институтов семьи и брака
Young family in the conditions of transformation of institutes of a family and scrap
Аннотация. В статье исследуется молодая семьи в контексте трансформации институтов семьи и брака и показывается, что молодая
семья в ее современном понимании является специфически современным явлением, значительно отличающимся от традиционной модели молодой семьи с ее ценностями, нормами, установками и поведенческими особенностями. В статье обосновывается точка зрения о том, что проблемы, с которыми сталкивается современная молодая семья, являются следствием противоречий, возникающих в институциональном пространстве семьи и брака в ходе их трансформации, а, следовательно, необходим комплексный взгляд на специфику проблем в функционировании молодой семьи.
Ключевые слова: семья, брак, институт семьи, расширенная и нуклеарная семья, детоцентризм, эгалитаризм, модернизация, трансформация, молодежь, традиция, межпоколенческие отношения, функции семьи.
Summary. In the article the authors analyzed young families in the context of transformation of institutes of a family and scrap and it is shown that the young family in its modern understanding is specifically modern phenomenon, considerably different from traditional model of a young family with its values, regulations, installations and behavioral features. In the article authors provide such a point of view that problems which faces modern young family are a consequence of the contradictions arising in institutional space of a family and scrap during their transformation locates and therefore we need the complex view of specifics ofproblems in functioning of a young family.
Keywords: family, scrap, institute of a family, expanded and nuclear family, child-centrizm, egalitarianism, upgrade, transformation, youth, tradition, intergenerational relations, functions of a family.
Стабильность и устойчивость молодой семьи зависит от многочисленных факторов, связанных, как с сугубо специфическими для данного типа семьи особенностями, так и с проблемами функционирования института семьи и брака в обществе в конкретных исторических и социокультурных условиях. В современной России неустойчивость молодой семьи, выражающаяся в высоком уровне разводов в первые годы ее жизни, актуализировала в высшей степени вопросы, связанные с ее жизнедеятельностью, однако до сих пор нет единого понимания того, что представляет собой молодая семья и каковы критерии для отнесения ее именно к этому типу семьи.
Молодой семьей в российских социальных исследованиях, юриспруденции и государственной политике обычно признается семья, где возраст каждого из супругов не превышает 30 лет, хотя, как уже было сказано, не существует какого-то универсального определения этого феномена.
Т.К. Ростовская пишет по этому поводу следующее: «... В настоящее время нет единого мнения по поводу определения термина «молодая семья». Так, согласно Основным направлениям государственной молодежной
политики в Российской Федерации, к категории молодых семей отнесены семьи в первые три года после брака при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Согласно Федеральной целевой программе «Жилище» участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении, имеющая одного и более детей, в том числе неполная, состоящая из одного молодого родителя, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет» [1].
Предполагается также, что молодой семьей считается семья, срок существования которой ограничивается 3-5 годами. Таким образом, помимо возраста супругов, может учитываться еще фактор длительности семейного союза. На долю молодых семей приходится, по разным данным, от 30% и более разводов, поэтому молодые семьи рассматриваются как объект особой заботы и социальной политики государства в России, хотя эффективность этой политики может быть оспорена, поскольку непрочность молодых семей обусловлена, во многом, трансформацией самого института семьи в современных обществах. Но молодая семья представляет собой все же специфическую зону современных обществ, где пересекаются проблемы, связанные со спецификой молодежи как социальной группы, и собственно института семьи.
Институт семьи эволюционирует параллельно с ходом общественной эволюции, составляя значимую сторону этого процесса, так как через семейные структуры и каналы закрепляются и передаются социальные ценности, нормы, установки, определяющие характер общественного развития и социокультурную природу общества. Иными словами, институт семьи как структурный элемент институционального пространства общества, содержит в себе институциональную матрицу социума, реагируя на все значимые изменения в ходе институциональных трансформаций, т.е. является подверженным влияниям со стороны общества, но, в то же время, оказывает воздействие на институциональное развитие общества, отвечая за процесс воспроизводства - демографического и социокультурного.
На современном этапе общественного развития происходят радикальные изменения социальных функций семьи с переосмыслением ценностей, лежащих в ее основе, моделей семейного поведения, стратегий семейной жизни. Наблюдается общая динамика семейных ценностей и ролей: от определенности и жесткой предписанности - к гибкости семейных ролей, росту вариативности поведенческих моделей, что не только освобождает человека, но и требует от него дополнительных усилий и порождает высокую психологическую нагрузку.
Трансформация института семьи в ходе модернизации традиционной модели семьи происходила на протяжении многих десятилетий и не завершена до сих пор. Трансформация наиболее фундаментального
социального института, каким является институт семьи, выступает ключевым вопросом дискурсивного пространства в социологии семьи. Большинство ученых придерживаются моралистско-критического подхода и пишут о кризисе семьи, ее фундаментальных оснований и ценностей, предрекая гибель этого важнейшего социального института. Непрочность семьи, высокий уровень разводов, малодетность - всё это нередко преподносится как признаки нравственной деградации, хотя все эти феномены порождены сложной социальной динамикой, парадигмальным переходом общества к иной координате смысложизненных ценностей, предопределяющей модификацию семейных отношений и придающих этим отношениям некие новые смыслы, которых традиционная семья не имела.
Прежде всего, современные семьи и семейная жизнь рассматриваются в контексте чувств и эмоций, однако традиционная семья, о возрождении которой мечтают современные консерваторы, была весьма далека от этой проблематики. В традиционном обществе семья представляла собой основную хозяйственную единицу, а брак был инструментом налаживания отношений между группами, что особенно наглядно на примере политических брачных союзов, а также способ регуляции сексуальных отношений и рождаемости в обществе. Деторождение было неотъемлемой функцией семьи, что было связано не с эмоционально окрашенной ценностью «любви к детям», а с вполне утилитарными задачами производства потомства, законных наследников или работников. Семейные роли, обязанности членов семьи в зависимости от пола и возраста, внутрисемейная иерархия были четко определены и не оставляли места для «свободного выбора» и дискуссий. Семейный союз санкционировался религией, что дополнительно закрепляло его прочность, основанную на том, что семья выполняла множество социальных функций. Функции обеспечения личного счастья и эмоционального комфорта среди этих функций не было. Эмоциональная близость супругов в семье не подразумевалась как обязательное условие для вступления в брак и последующей семейной жизни.
Базовыми функциями традиционной семьи были:
- экономическая функция - семья выступала как производящая группа и как обладатель определенной собственности;
- статусная функция - рождение в определенной семье определяло социальный статус индивида и его жизненный путь;
- репродуктивная функция и функция социализации - в семье человек рождался и получал основную необходимую для жизни в обществе информацию и навыки. Особенно важным это было для женщин, поскольку к какому бы социальному слою не относилась женщина, её роль в жизни была неразрывно связана именно с семьей;
- функция социального контроля - иерархические отношения в традиционной семье предполагали, что авторитет старших членов семьи и особенно старшего мужчины в отношении младших членов семьи, каким бы
ни был их возраст, был непререкаемым. Семья контролировала поведение своих членов на протяжении всей жизни.
Структура традиционной патриархальной семьи подразумевала зависимое и подчиненное положение женщин и детей, их полную зависимость от старших членов семьи и мужчин. И женщины, и дети рассматривались как собственность отцов и мужей, вплоть до права распоряжаться их жизнью. Обязанностью молодых членов семьи, что особенно важно в контексте данной статьи, было повиновение старшим и выполнение обязательств перед ними. Подчиненное положение молодых людей обусловливалось, во многом, их экономической зависимостью от старших членов семьи. Вступление молодых людей в брак, которое происходило, как правило, в весьма раннем возрасте, не было результатом их выбора и предпочтений, но происходило по воле родителей жениха и невесты. Брак подразумевал материальную составляющую - приданое невесты или выкуп невесты со стороны жениха. Отсутствие средств для приданого или выкупа являлось препятствием для вступления в брак, что до сих пор является проблемой для тех обществ, где традиционная модель семьи и брака сохраняет свое влияние и сегодня.
И для женщин, и для мужчин вступление в брак и создание семьи признавалось важнейшей обязанностью, а избавлены от этой обязанности были лишь некоторые группы населения, чья деятельность, как правило, была связана с религией. Те люди, которые не могли вступить в брак по экономическим или иным причинам (например, находящиеся в услужении или лично не свободные), не могли выполнить свои социальные обязанности (в частности, породить наследников и продолжить род) и, соответственно, не могли считаться полноценными членами общества. Для традиционных обществ статус человека - мужчины или женщины - в первую очередь был определен его семьей и принадлежностью к определенному роду. Семья не ограничивалась лишь изолированным брачным союзом и ближайшими родственниками. Семья мыслилась лишь как звено в цепи предков и потомков.
Традиционная семья работала как механизм обеспечения непрерывной межпоколенческой коммуникации и интеграции. Выходя из отроческого возраста, а иногда и раньше, индивид (при нормальных обстоятельствах) практически сразу переходил из родительской семьи в новую, свою собственную, которая во многих случаях (если практиковалась патрилокальность) оставалась подконтрольной «старшей» семье - как правило, родительской семье мужа. В таких обстоятельствах «молодая» семья просто воспроизводила опыт старшей семьи под контролем старших родственников, часто даже не выделяясь в качестве отдельной социальной единицы, оставаясь частью многопоколенной расширенной семьи.
Положение семьи, её функции и её идейно-ценностный фундамент претерпели радикальные изменения в ходе модернизационной трансформации обществ. Роль семьи в жизни современного человека куда
более скромная, чем несколько веков назад. В принципе, современный человек, как мужчина, так и женщина, во взрослой жизни вполне может обойтись без семьи, чем и обусловлена непрочность современных семей. Такая ситуация стала результатом целого комплекса факторов, среди которых основную роль сыграли изменения в экономике и социальной структуре.
В ходе модернизации семья утратила функцию экономического производства, производство полностью отделилось от семьи, которая стала не производящей, а потребляющей единицей. Экономические и структурные изменения привели к тому, что женский труд оказался востребованным на рынке труда. Женщины получили возможность (или оказались вынуждены) зарабатывать и вышли из экономической зависимости от отцов и мужей. Изменение стратификационной системы, преобладание достигнутых статусов над предписанными ослабило статусную функцию семьи.
Новый урбанизированный способ жизни и новые способы обеспечивать существование, рост пространственной мобильности вели к уменьшению размера семьи, ослаблению связей между родственниками, зависимости молодого поколения от старшего. Необходимость получения образования и профессиональной подготовки за пределами семьи ослабило социализирующие функции семьи и родительского контроля. Эти же факторы способствовало постепенному формированию «молодости» - как особого промежуточного периода жизни, когда физически взрослые индивиды еще не являются взрослыми в плане социальном, не имеют четкого социального статуса и только «готовятся» к взрослой жизни, причем процесс этот протекает в значительной степени стихийно, поскольку механизмы традиционной социализации утрачены.
Молодость в современных обществах - это период кризиса идентичности, тем более трудный, что современные общества предоставляют очень широкий выбор ролевых моделей. В то же время, для многих молодых людей - это период сохраняющейся экономической зависимости от родителей, хотя функции контроля родители - в силу упомянутых выше причин - практически утрачивают. Обособление молодежи в качестве особой социальной группы служит предпосылкой характерного для современных обществ «конфликта поколений», коренящегося в несовпадении интересов и целей молодых людей и старшего поколения, что затрудняет межпоколенческую трансмиссию ролевых моделей.
Портрет современной молодой семьи, если попытаться выделить его общие черты, характерные для модернизированных обществ, в которых традиционная семья с ее жесткой патриархальной системой регуляции отношений и связей уже перешла в статус исторической странички семейно-брачных отношений, будет выглядеть так: это семья нуклеарная, состоящая из супружеской пары и детей, устойчивость которой базируется на характере и прочности супружеских отношений, в свою очередь, основанных на эмоциональной привязанности, т.е. не наличие детей является центральным
фактором устойчивости такой семьи. Эмоциональная привязанность и свободный выбор становятся основанием заключения брака между молодыми, которые стремятся жить самостоятельно и отдельно от родителей, если позволяют жилищные и материальные условия. Характер распределения семейных функций и ролей не строится на жесткой иерархической системе, а носит достаточно гибкий, взаимозаменяющий характер, основанный на эгалитарных принципах организации семейных отношений. Интенсивность взаимодействия молодой семьи с родственниками достаточно невысокая, хотя это зависит от регионального и поселенческого фактора: в городской среде родственные связи и взаимодействия менее интенсивны, нежели в сельской.
Таким образом, молодая семья в современном обществе отличается своей спецификой, которая выражается в ее образовании, особенностях ролевого взаимодействия в семье, как между супругами, так и между родителями и детьми. Последние стали иметь безусловную ценность для родителей, т.е. прагматический, сугубо экономический и социально обусловленный контекст деторождения ушел в небытие и произошел парадигмальный переход к эре свободной семьи, которая ничем не обязана обществу, перестала находиться под его моральным контролем и развивается по собственной логике. В этой логике рождение детей есть результат естественной потребности в них, в удовлетворении материнских и отцовских потребностей, укрепления семейного фундамента, уже настолько прочного, что решение о рождении ребенка принимается осознанно обоими супругами. Конечно, мы представили несколько идеализированный образ молодой семьи и семейных отношений в ее границах, но именно этот образ молодой семьи является доминантным в современном обществе - образ свободной в своем выборе семейных стратегий семьи, не ограниченной в своем функционировании нормами контроля со стороны общества и старших поколений, с которыми молодая семья уже не стремится проживать под одной крышей. Если же ситуация совместного проживания родительской и молодой семьи сохраняется, то воспринимается как нечто недолжное и не подразумевает подчинения младших старшим, внутрисемейной поколенческой иерархии. Отсутствие такой иерархии, как и отсутствие в современных обществах четких ролевых требований, может приводить (и приводит) к конфликтам, связанным с распределением обязанностей и ресурсов внутри семьи.
Единственной легитимной причиной вступления в брак или создания семьи в современных обществах является любовь - т.е. определенный тип эмоционально окрашенных отношений, подразумевающий особую близость [2]. Так называемый «брак по расчету» существует, но осуждается доминирующей моралью. Ценность семьи в современном обществе «индивидуализируется» и «психологиризуется». Задачей семьи становится не столько продолжение рода и выполнение обязательств перед ним, но достижение личного счастья супругов и будущих детей. Такая семья ставит
перед индивидами новую задачу - выстраивать и сохранять отношения друг с другом при отсутствии общепринятых однозначных семейных ролевых моделей.
Современные семьи, в том числе молодые, менее прочные, чем традиционные семьи. Освобождая индивида от принуждения и регуляции, новый тип семьи в то же время предопределяет достаточно высокие требования к её членам, от которых теперь полностью зависит сохранение семьи. Иными словами, степень индивидуальной семейной ответственности в условиях свободного выбора форм и стратегий семейной жизни, спутника/спутницы жизни и т.д. значительно возросла, однако, распад семьи часто становится наиболее простым выходом из ситуации, когда супруги не справляются с задачей выстраивания отношений. Наиболее уязвимы в этом отношении именно молодые семьи, поскольку более продолжительные семейные союзы часто удерживаются от распада выработанными адаптивными семейными стратегиями за годы супружеской жизни, а также такими факторами, как наличие детей и общего имущества, устоявшегося образа жизни, менять который не всегда просто.
В современном обществе создание новой семьи сопряжено и с экономическими проблемами, и если в традиционном обществе экономический фундамент новой молодой семьи создавался не ею, а родителями, то в современном обществе ситуация принципиально иная. Предполагается, что молодая семья должна жить самостоятельно, поэтому её экономические ресурсы зачастую крайне ограничены. Поскольку молодые люди только начинают свою профессиональную карьеру, они, как правило, сталкиваются с материальными проблемами, что служит дополнительным фактором, обусловливающим конфликтность семейных отношений и непрочность молодых семей. Экономический фактор предопределяет постепенное увеличение возраста вступающих в брак как для мужчин, так и для женщин. Чем более развито в экономическом плане общество, тем выше возраст вступающих в брак. Нынешние «молодые супруги» по меркам традиционной семьи «молодыми» уже не являются. К сегодняшнему дню в Швеции, например, средний возраст невесты, вступающей в первый брак, уже достиг 33 лет, в большинстве стран запада и юга Европы он превышает 28 лет, а во многих из них и 30 лет. В России средний возраст «первобрачующейся» невесты - менее 25 лет - еще низок даже по сравнению со странами Восточной и Центральной Европы, где с конца 1980-х годов также активно меняется возрастная модель брачности параллельно с глобальными социально-экономическими и политическими реформами. Так, в Болгарии, Латвии, Литве и Польше возраст заключения первого брака превысил 26 лет, в Словакии, Хорватии, Эстонии, Словении он более 27 лет, в Венгрии, Чехии, Словении - более 28 лет [3].
Таким образом, характеристики современной семьи, а также специфическое положение молодежи как социальной группы, предопределяет специфику проблем молодой семьи в современных
обществах. Поскольку благополучие молодой семьи - важнейший фактор социальной и демографической безопасности общества, необходимо понимание природы проблем, возникающих в молодой семье, едва пустившейся в «семейное плавание». На современном этапе природу этих проблем следует искать в особенностях трансформации не только институтов семьи и брак, но и всей сферы межличностных и гендерных отношений, в которых обозначен кардинальный поворот в сторону принципа эгалитарности как базового для выстраивания семейных отношений в целом и супружеских в частности. Этим парадигмальным переходом определяется природа образования и функционирования молодой семьи в России, еще не готовой к высокому уровню семейной ответственности ввиду трансформации семейных ценностей и отношений, их неустойчивости, что предполагает формирование соответствующей новой парадигме семейных отношений семейной культуры [4], наличие которой позволит молодежи вступать в семейную жизнь более подготовленной и ответственной.
Литература
1. Ростовская Т.К. Статус молодой семьи в современном российском обществе // Человек в мире культуры. 2014. № 3. С. 75.
2. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб.: Питер. С.63.
3. Захаров С. Куда движется супружество в России? // Демоскоп. 2013. № 545-546 - Электронный ресурс. Режим доступа -http://demoscope.ru/weekly/2013/0545/tema02.php. Дата обращения 15.07.2016
4. Верещагина А.В., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Семья в формировании ценности доверия в молодежной среде современного российского города // Инженерный вестник Дона, №2 (2016). URL: http://ivdon. ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3526
LITERATURE
1. Rostovskaya T.K. The status of a young family in modern Russian society//the Person in the world of culture. 2014. No. 3. Page 75.
2. Giddens E. Intimacy transformation. Sexuality, love and eroticism in modern societies. SPb.: St. Petersburg. Page 63.
3. Zakharov S. Where the matrimony in Russia moves?//Demoscope. 2013. No. 545-546 - the Electronic resource. The mode of access is http://demoscope.ru/weekly/2013/0545/tema02.php. Date of the address 7/15/2016
4. Vereshchagina A.V., Gafiatulina N. H., Samygin S. I. The family in forming of value of trust among young people of the modern Russian city//the Engineering bulletin of Don, No. 2 (2016). URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3526