Научная статья на тему 'МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ: ЭТОСОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ: ЭТОСОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ОБЫЧАИ / РЕСПУБЛИКА / ЭТНОС / АДЫГИ / БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ / YOUNG FAMILY / CUSTOMS / REPUBLIC / ETHNOS / CIRCASSIANS / MARRIAGEABLE AGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Багирокова Б.М.

В статье дана статистика браков и разводов в Республики Адыгея, а также рассматриваются обычаи и традиции брачно-семейных отношений. Большое внимание также уделяется проблеме увеличения брачного возраста среди молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG FAMILY IN THE REPUBLIC OF ADYGEA: ETHNOSOCIAL ASPECT

The article provides statistics on marriages and divorces in the Republic of Adygea, and also discusses the customs and traditions of marriage and family relations. Much attention is also paid to the problem of increasing the marriage age among young people.

Текст научной работы на тему «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ: ЭТОСОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

4. Позаказный и попроцессное калькулирования [Электронный ресурс] -Режим доступа:https://studopedia.ruЛ7_17223_pozakazmy-i-popшtsessnoe-kalkulirovaniya.html

5. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/suschnost_zadachi_i_organiz aciya_upravlencheskogo_ucheta/poprocessnyy_metod_ucheta_zatrat_i_kalkulirov aniya_sebestoimosti_produkcii/ .

УДК 316.7

Багирокова Б.М. студент магистратуры 2 курс факультет «Истории Социологии и Международных отношений»

Кубанский Государственный Университет

Россия, г. Краснодар

МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ: ЭТОСОЦИАЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Аннотация: В статье дана статистика браков и разводов в Республики Адыгея, а также рассматриваются обычаи и традиции брачно-семейных отношений. Большое внимание также уделяется проблеме увеличения брачного возраста среди молодых людей.

Ключевые слова: молодая семья, обычаи, республика, этнос, адыги, брачный возраст.

Bagirokova B.M. student master 2nd year Faculty of "History of Sociology and International Relations"

Kuban State University Russia, Krasnodar YOUNG FAMILY IN THE REPUBLIC OF ADYGEA: ETHNOSOCIAL ASPECT

Annotation: The article provides statistics on marriages and divorces in the Republic ofAdygea, and also discusses the customs and traditions of marriage and family relations. Much attention is also paid to the problem of increasing the marriage age among young people.

Keywords: young family, customs, republic, ethnos, Circassians, marriageable age.

Современное положение семьи в Республике Адыгея, изменения норм и установок в сфере брачно-семейных отношений обусловлены произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные, культурные и психологические аспекты жизни семьи.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Адыгея проживает 125 396 семей, из которых 88 266 семей воспитывают детей.

В Республике Адыгея остается острой проблема сохранения брака. В 2014 году зарегистрировано 3 308 браков, что на 2,3 % меньше, чем в 2013 году. Данный показатель является самым низким за последние три года (2014 год - 3 308; 2013 год - 3 384; 2012 год - 3 718). В январе - декабре 2015 года количество зарегистрированных браков составило 3 026, что на 282 брака меньше, чем за аналогичный период 2014 года (3 308) [4].

В тоже время в 2014 году наблюдается увеличение количества разводов (1 905), что на 138 разводов больше, чем в 2013 году и составляет 57,6% от количества зарегистрированных браков. Данный показатель является наибольшим за последние три года (2014 год - 1 905; 2013 год - 1 767; 2012 год - 1 849). В январе - декабре 2015 года наблюдается снижение числа актов о расторжении брака. Их количество составило 1 842 против 1 905 в январе -декабре 2014 года [5].

Проблема разводов в республике Адыгея это результат роста открытости современной адыгской культуры, отхода от традиционного уклада жизни и подверженности влиянию современных общемировых тенденций на сферу брачно-семейных отношений.

Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать о свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - «представительницу княжеского рода».

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил чаще всего в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении [9].

Брачный возраст у адыгов в разных источниках указывается по -разному: 15-18 лет у девушек и 18-20 лет для мужчин. Вместе с тем из-за существования брачного выкупа (калыма) и часто неподъемного груза расходов на организацию свадебного торжества мужчины были вынуждены вступать в брак позже - в 20-25 лет. [1].

После октября 1917 г. законодательство претерпело несколько изменений. К 1956 году была установлена нижняя возрастная граница вступления в брак - 18 лет для обоих полов. Брак с лицами моложе 18 лет квалифицировался как уголовное преступление. При особых обстоятельствах, тем не менее, местная власть была правомочна снизить этот возраст; к тому же существовало много обходных путей. Поэтому решающую роль сыграло не столько законодательство, сколько индустриализация, раскрепощение и широкое вовлечение молодежи в учебу, повлекшие рост или даже изменение духовной культуры [1].

В наше время заметно повышение брачного возраста - то есть большая часть браков заключается в возрасте 23-26 лет, что характерно как для жителей сельской, так и городской местности. В данном возрасте индивид уже является психологически и материально самостоятельным, устанавливает свой уровень требований и притязаний к своей половине. Многие молодые люди ставят перед собой такие приоритетные задачи, как - «заработать, приобрести собственное жилье, встать на ноги», а затем уже создавать семью, такие принципы, в которых все устраивало бы обоих супругов. Это является большим фактором повышения брачного возраста среди адыгов [2, с. 107].

Изменения в социально-политической жизни адыгов также повлияли на выбор супруга. На данном этапе молодые люди сами выбирают себе спутника жизни, а не их родители или родственники, большое внимание также уделяется внешним данными, родовой принадлежности. Параллельно с хозяйственностью стали придавать большое значение наличию профессии, возможности стабильного заработка.

Таким образом, в настоящее время наблюдаются следующие тенденции: повышение брачного возраста, молодые люди предпочитают вступать в брак, уже имея образование и работу, многие мужчины вообще предпочитают жениться только после обретения хорошей профессии, стабильного высокого заработка и после реализации жизненных целей и задач. Женщины также все чаще предпочитают развиваться в образовательном и рабочем процессах, откладывая на задний план создание семьи.

Использованные источники:

1. Кудзиева Ф. С. Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ: автореф. дис. ... кандидата социол. наук: Майкоп. - 2016.

2. Меретуков, М.А. Семья и семейный быт у адыгских народов. [Текст] / М.А. Меретуков // Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского книжного изд-ва, 1987. - 201 с.

3. Неудачина, И.Г. Современная российская молодая семья: гендерный анализ. Автореферат дис. ... к.с.н. Екатеринбург, 2003. [Электронный ресурс] / И.Г. Неудачина. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/467/1/urgu0162s.pdf (23.04.17)

4. Официальный сайт Адыгеястата. http://www.adg.gks.ru/

5. http://www.adygi.ru/. Сайт о культуре и истории адыгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.