Научная статья на тему 'Молодая поэзия'

Молодая поэзия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
568
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / КОНЦЕПТ «ПОКОЛЕНИЕ» / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / «СТАРШИЕ» / «МОЛОДЫЕ» / ИНТЕРЕС К ДРУГОМУ / CONCEPT "GENERATION" / "THE SENIOR" / "THE YOUNG" / RUSSIAN POETRY / SOCIO-CULTURAL FACTORS / INTEREST TO ANOTHER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барковская Нина Владимировна

В статье анализируется современная поэтическая ситуация при помощи концепта «поколение», с "поколенческих» позиций сравнивается творчество «старших поэтов» и стихи «молодых»; анализируется их тематическое, жанровое, ритмическое разнообразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young poetry

In article the modern poetic situation is analyzed with the help of concept "generation", from the positions of generation creativity of "the senior poets" and verses of "the young" are compared; their thematic, genre, rhythmic variety are analyzed.

Текст научной работы на тему «Молодая поэзия»

Нина Барковская

ПОКОЛЕНИЕ «МОЛОДЫХ» В ПОЭЗИИ 2008 ГОДА1

Ситуацию в русской поэзии второй половины 2000-х гг. сложно описать с помощью категорий метода, направления, течения. Яркой и по-своему целостной была поэзия периода перестройки. В 1990-е гг. доминировали два течения: концептуа-

1 Статья написана при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в рамках проекта «Современный литературный процесс: тенденции и авторские стратегии», гос. контракт № 02.740.11.5002.

Нина Владимировна Барковская - доктор филологических наук, профессор кафедры современной русской литературы Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

лизм (Дм.А. Пригов, Т. Кибиров и др.), деконструирующий советские идеологемы, и метареализм (И. Жданов, А. Еременко и др.), конструирующий сложные, многомерные поэтические миры. Уже в 2002 г. Вл. Губайловский отметил «выравнивание» поэтического пространства2. В структурированности литературному полю отказывает и С. Чупринин3, предпочитающий говорить о параллельном существовании автономных «стратов»: филологическая поэзия, женская поэзия, досуговая литература и проч., о мультикультурности: независимо друг от

2 Губайловский В. Поверх барьеров // Арион. 2002. № 1.

3 Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. - М.: Время, 2007. С. 169.

друга пишут стихи авторы, тяготеющие к необарокко (Е. Шварц), метафизической поэзии (О. Седако-ва), неосентиментализму (В. Кучерявкин), минимализму (И. Ахметьев), лингвопоэтике (А. Левин и В. Строчков), мистическому авангарду (Е. Головин), панк-поэзии (Т. Трофимов) и т.д. Н. Григорьева, прощаясь с проектом «Курицын^еек1е», утверждает, что победила массовая культура и приходится прощаться с интеллектом4. Часто критики характеризуют современную поэтическую ситуацию как «промежуток» или «обрыв». Впрочем, уже 2004 г. М. Эпштейн полагал, что мы стоим не в конце старого, а в начале нового периода, не пост-, а прото-5. И. Шайтанов отмечает, что в последние годы преобладавшее ранее искусство снижения медленно сменяется игрой на повышение стиля и лирического начала6. А. Житенев считает, что поэзия сегодня

7

находится в состоянии «ремиссии» .

Лидер молодых поэтов Дм. Кузьмин утверждает, что в 2003 г. в поэзию пришло новое поколение, «поколение Интернет», тогда - 20-летние, сейчас им под тридцать8. Представлено это поколение проектом «Вавилон» (альманах и сайт), клубом «Дебют» (руководитель проекта Виталий Пуханов, издательство «АРГО-РИСК»), премиями «Дебют», «Молодежный триумф», конкурсом «ЛитератуРРентген», поэтическими сериями «Поколение», «Новая серия», журналом «Воздух», антологией «Девять измерений» (2004), интернет-обзорами новых поэтических книг Д. Давыдова, активно поддерживает их И. Кукулин в журнале «Новое литературное обозрение». Именно концепт «поколение» позволяет как-то проанализировать современную поэтическую ситуацию, подобно тому, как в 1956 г. В. Варшавский описал творчество младоэмигрантов в книге «Незамеченное поколение». Как показывают современные исследования9, для поколения (как формы социальной солидарности) важны не просто одинаковые даты рождения, а воздействие одних и тех же социокультурных факторов, формирующих специфический тип мироощущения и поведения. Кроме того, в поколении присутствует своя иерархия ценностей, свои авторитеты - и они транслируются вовне. Поколение «молодых» поэтов воспринимается более рельефно благодаря негативной реакции «старших»: С. Чупринина (журнал «Знамя»), И. Шайтанова (журнал «Арион»), Б. Лукина (антология «сорокалетних» «Наше время»10). Упреки сводятся к следующему: у молодых «графомания осложняется

4 Григорьева Н. Рецензия на «Курицын^еек1е» // Премия Андрея Белого: 2005-2006: Альманах. - СПб.: Амфора, 2007. С. 119.

5 Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 24, 29.

6 Шайтанов И. Ausatz. // Вопросы литературы. 2008. № 5.

7 Житенев А. Период ремиссии // Вопросы литературы. 2008. № 5.

8 Кузьмин Дм. Хорошо быть живым. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. С. 15.

9 Мангейм К. Проблема поколения // Новое литературное обозрение. 1998. № 30. С. 7-47; Матвеева Ю.В. Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов. - Екатеринбург: изд-во Урал. госуниверситета, 2008. С. 13-15.

10 Наше время: Антология современной поэзии / Сост.

Б. Лукин. - М., Нижний Новгород: «Вертикаль. XXI век», 2009.

эпигонством» (уже начиная с концептуалистов)11, подчинена рецепту «риэлтера» Дм. Кузьмина: спонтанность опыта, ненормативность языка, рефлективность текста12, дилетантизм, беспамятство (забвение традиции), отстраненность от мира, безликость, псевдоэпичность13. По существу, не устраивают две вещи в поэзии молодых: отсутствие прямого лиризма («душевности») и твердых («общечеловеческих») критериев, отказ от силлабо-тоники, преобладание интонационно-фразового стиха.

«Старшие» поэты, напротив, тяготеют к прямому лирическому высказыванию. Их поколенческий опыт - развал Советского Союза, бандитские 90-е - провоцирует чувства боли, стыда, жалости. Наталья Ахпашева готова «убить телевизор», поскольку у нее «депрессия от актуальных тем», она проводит параллель между раздробленностью Киевской Руси и развалом Союза - и таких примеров читатель найдет много в альманахе «Наше время». В стихах «молодых» как раз заметно усиление социальности и даже политизированности, как, например, в дебютной книжке Антона Очирова «Ластики» (лирический герой не хочет ни денег, ни секса, ни наркотиков, ни путешествий, а хочет, чтобы в нашей стране образовалось гражданское общество14). Жесткий экспрессионизм отличает книгу Елены Фа-найловой «Черные костюмы» (что свидетельствует о том, что «поколение» определяется не только паспортными данными, но и жизненной позицией): ее героиня выбирает позицию контркультуры в мире, который ей хочется взорвать15.

Для «старших» бесспорна гендерная идентичность: для Инны Кабыш и для Елены Исаевой непререкаем долг матери и жены, позволяющий с достоинством жить «при том царе и том народе / каких даст Бог», «держать свою душу в порядке», даже если поезд ушел, и приходится «жить на вокзале, в туалете, в буфете, под фикусом пыльным у касс». Обратим внимание на замечательное стихотворение И. Кабыш, в котором каждая строфа начинается анафорой: «Кто варит варенье в июле, / тот жить собирается с мужем...», «Кто варит варенье в июле, тот жить собирается долго.», «Кто варит варенье в июле./ уж тот не уедет на Запад / и в Штаты не купит билет», а заканчивает текст парадоксальным утверждением:

Кто варит варенье в России,

тот знает, что выхода нет.16

Вера Павлова, лидер женской поэзии, в книге стихов «Мудрая дура» по-прежнему верна себе:

Молодых резвее,

моложавых краше,

11 Шайтанов И. Дело вкуса: Книга о современной поэзии. -М.: Время, 2007. С. 39.

12 Там же. С. 59.

13 Житенев А. Период ремиссии // Вопросы литературы. 2008. № 5.

14 Очиров А. Ластики. - М: АРГО-РИСК, 2008. С. 62.

15 Фанайлова Е. Черные костюмы. - М.: Новое издательство, 2008.

16 Наше время. С. 145-146.

набело старею -волосы не крашу, все равно у ног ты, весел, ласков, лаком. правда, крашу ногти на ногах

ярко-красным лаком.17

Для «молодых» гендерная идентичность может составлять большую проблему, как, например, в произведениях Марианны Гейде, Вадима Темирова, Дм. Кузьмина. Физиологизм образности вызван прямо-таки детским стремлением освоить свое тело, почувствовать его своим, не отчужденным от «я» (Д. Суховей, Н. Бельченко и др.).

Одна из важнейших проблем в поэзии «тридцатилетних» - проблема личностной самоидентификации. Поколение формировалось в годы перестройки, с присущими им катастрофической нестабильностью жизни, смешением прежних социальных границ (маргинализация интеллигенции, «новые русские» и проч.), ощущением свободы от идеологических запретов, но и разгулом насилия в повседневности, наркоманией, торжеством массовой культуры общества потребления. Стремительный экономический взлет в первой половине 2000-х вовсе не гарантировал отсутствие травматического опыта в будущем, отсюда то ощущение времени как «кануна каюка», в котором упрекал молодых А. Житенев.

«Старшие» ощущают себя стоящими на вершине пирамиды человеческих существований, отсюда - «финалистское» чувство рода, народа, культурной традиции. Не случайно стремление к книгам «лирического эпоса»: «Семейный архив» Бориса Херсонского18 или «Карамзиндеревенский дневник» Л. Петрушевской19. «Молодым» присуща жалость к родителям (А. Гришаев, М. Ботева20), сострадание «людям безнадежно устаревших профессий» (А. Родионов). Гораздо чаще лирический герой испытывает одиночество. Еще в самом начале нового века К. Медведев в одном из стихотворений говорит - «поскольку кое-кто еще считает нас / голосом поколения»:

мы одиноки

мало кто верит в нас

мы неохотно показываем свои стихи

родителям, близким друзьям, знакомым

никто не встретит нас

после веселого рабочего дня

никто не выпьет с нами пива

никто не научит нас одиночеству.21

На страницах журнала «Воздух» опубликована дискуссия по проблеме творческой индивидуальности. Евгения Рец высказала мнение, что творческая

17 Павлова В. Мудрая дура. - М.: «Мир энциклопедий Аванта+», 2008. С. 34.

18Херсонский Б. Семейный архив. - М.: НЛО, 2007; Херсонский Б. Площадка под застройку. - М.: НЛО, 2008.

19 Петрушевская Л. Парадоски: Строчки разной длины. -М.: Амфора, 2008.

20 Ботева М. Завтра к семи утра. - М.: АРГО-РИСК, 2008.

21 Авторник № 7: Альманах литературного клуба. - М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2002. С. 18.

индивидуальность требует отделить себя от культуры, от традиции, от языковых рамок22. Однако Вадим Месяц, напротив, полагает, что «ограничивать себя самовыражением значит сознательно обрекать свое творчество на сиротство и неполноценность»23. Молодым важно ощутить «локоть» Другого, идентифицировать себя через отношение к Другому, через свое сходство и отличие от него. В роли Другого может выступать свой узкий круг (тусовка), или народ, или Бог, но чаще всего - это именно свое поколение. Отсюда такие черты поэзии молодых, как лирическая полисубъектность, тяготение к опосредованному лиризму и нарративности, экстра-вертность, стремление вернуть живой голос (поэтические фестивали и кафе, флэш-поэзия, БУБ-диски), наконец, отказ от условностей силлабо-тоники в пользу интонационно-фразового стиха.

Интерес к Другому активизировал жанр баллады, насыщенной «готикой», например, в поэзии Андрея Родионова, одного из самых ярких молодых поэтов24. Событием стала книга Марии Степановой «Проза Ивана Сидорова»25 (см. замечательную рецензию М. Липовецкого «Родина-жуть»26), с ее гибкими ритмами то раешника, то амфибрахия, насквозь «литературная», но проникнутая острым чувством ценности семьи и жалости к умершим. Часто молодые авторы апеллируют то к фольклорной традиции, то к Овидию, то к классикам XIX в., но при этом всегда остается «зазор», ощущения близкого родства, полного сходства не возникает. Например, герой А. Родионова соотносит себя с Кюхельбекером:

Внутри дома двор, в нем так пусто центр, выселены все артисты, у нескольких джипов делят капусту. на подоконнике цветут декабристы

спортивный клуб, бар с индийской кухней, я табачком затягиваюсь смолистым, кем быть мне, я знаю, я буду Кюхлей, буду и я теперь декабристом

осень в глаза мне желтым купажем век тебе прятаться, дорогой мой, за спины гвардейского экипажа которые есть эти евроокна

дети играют в песочнице рядом с домом, в котором цветут декабристы, где на стене давно накарябал смешное кто-то из местных артистов.27

Казалось бы, лирический герой выбирает позицию бунтовщика по отношению к новым хозяевам жизни, делящим «капусту» и выселившим артистов.

22 Воздух. 2008. № 2. С. 156-161.

23 Там же. С. 169.

24 Родионов А. Игрушки для окраин. - М.: НЛО, 2007; Родионов А. Люди безнадежно устаревших профессий. - М.: НЛО, 2008.

25 Степанова М. Проза Ивана Сидорова. - М.: Новое издательство, 2008.

26 Липовецкий М. Родина-жуть. // Новое литературное обозрение, 2008, № 89.

27 Родионов А. Люди безнадежно устаревших профессий.

С. 39.

Но выражено и сомнение в успешности такой позиции: голос осени прерывает монолог героя, в слове «декабристы» сталкиваются два значения: заговорщики 1825 г. и комнатное растение, кактус с мягкими листьями. Иронический финал отсылает к накарябанному на стене слову, а «артист» осмысляется как «озорник», «шутник». Возникает не диалог, а

конвергенция голосов в пределах одного стихотворения, «ядро» лирического «я» остается проблема-тизированным.

Итак, в творчестве молодых продолжается поиск, что спасает поэзию от стагнации, пусть даже непривычность форм и отпугивает поначалу читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.