Научная статья на тему '«МОЛИТВА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА» (Ч. II)'

«МОЛИТВА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА» (Ч. II) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВЕРА / ПРАВОСЛАВИЕ / МОЛИТВА / БОГОСОЗЕРЦАНИЕ / БОГООБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович

В данной работе авторы обращаются к природе православной молитвы как важнейшей части духовной жизни верующего человека, одному из основных элементов религиозного культа - сердцевине религиозной практики, ритуальной традиции, так как она является также непременным элементом богослужебного действа - сопровождает совершение всех церковных таинств, священнодействий и обрядов. Вне понимания молитвы не будет полным наше знание о религии в целом, о православно-христианской антропологии, религиозном бытии человека, религиозном восприятии окружающего мира и Бога. Молитва, выступая в форме богообщения и богопознания, дает человеку возможность войти в непосредственное соприкосновение с трансцендентным, с Богом, а также через нее приобщиться к Божественной благодати. Это всегда общение с Безначальным Бытием - беседа человека с Богом, что, вне всякого сомнения, способствует воспитанию духа и ума. В работе делается акцент на особой природе православной молитвы, которая обусловлена спецификой веры и соответственно русского православного сознания, которые принципиально отличаются от католицизма, протестантизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAYING IN THE SISTEM OF RELIGIOUS WORKSHIP

In this work, the authors turn to the nature of Orthodox prayer as the most important part of the spiritual life of a believer, one of the main elements of religious cult - the core of religious practice, ritual tradition, since it is also an indispensable element of liturgical activity - it accompanies the performance of all church sacraments and rituals. Outside the understanding of prayer, our knowledge of religion, of Orthodox Christian anthropology, of the religious existence of man and the religious perception of the world around us and God will not be complete. The prayer, acting in the form of communion with God and knowledge of God, gives a person the opportunity to enter into direct contact with the transcendent, with God, and also through it to partake of Divine grace. It is always communication with Beginningless Being - a conversation between a person and God, which, no doubt, contributes to the upbringing of spirit and mind. The work focuses on the special nature of Orthodox prayer, which is due to the specificity of faith and, accordingly, Russian Orthodox consciousness, which are fundamentally different from Catholicism, Protestantism.

Текст научной работы на тему ««МОЛИТВА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА» (Ч. II)»

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «Молитва в системе религиозного культа» (ч. II)

МОЛИТВА В СИСТЕМЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА (Ч. II)

Сулейманов Тимур Фуатович,

руководитель Отдела канонизации и увековечивания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Уфимской Епархии Башкортостанской митрополии РПЦ МП,

канд. философ. наук, доцент

Аннотация. В данной работе авторы обращаются к природе православной молитвы как важнейшей части духовной жизни верующего человека, одному из основных элементов религиозного культа - сердцевине религиозной практики, ритуальной традиции, так как она является также непременным элементом богослужебного действа - сопровождает совершение всех церковных таинств, священнодействий и обрядов. Вне понимания молитвы не будет полным наше знание о религии в целом, о православно-христианской антропологии, религиозном бытии человека, религиозном восприятии окружающего мира и Бога. Молитва, выступая в форме богообщения и богопознания, дает человеку возможность войти в непосредственное соприкосновение с трансцендентным, с Богом, а также через нее приобщиться к Божественной благодати. Это всегда общение с Безначальным Бытием - беседа человека с Богом, что, вне всякого сомнения, способствует воспитанию духа и ума.

В работе делается акцент на особой природе православной молитвы, которая обусловлена спецификой веры и соответственно русского православного сознания, которые принципиально отличаются от католицизма, протестантизма.

Ключевые слова: религия, вера, православие, молитва, богосозерцание, богообщение.

PRAYING IN THE SISTEM OF RELIGIOUS WORKSHIP

Suleimanov Timur Fuatovich,

candidate of philosophical sciences, associate professor, the head of the Department of canonization of the New Martyrs and Confessors of the Russian Church, the Ufa eparchy of the Bashkortostan Metropolitanate of the Russian Orthodox Church.

Abstract. In this work, the authors turn to the nature of Orthodox prayer as the most important part of the spiritual life of a believer, one of the main elements of religious cult - the core of religious practice, ritual tradition, since it is also an indispensable element of liturgical activity - it accompanies the performance of all church sacraments and rituals. Outside the understanding of prayer, our knowledge of religion, of Orthodox Christian anthropology, of the religious existence of man and the religious perception of the world around us and God will not be complete.

УДК 215

Кашапов Урал Абубакирович,

учитель географии МБОУлицей № 2, г. Дюртюли Республики Башкортостан, кандидат исторических наук

Kashapov Ural Abubakirovich,

Candidate of historical sciences, lyceum № 2, Dyurtyuli, the Republic of Bashkortostan, Russia

№ 1 (12), 2022

The prayer, acting in the form of communion with God and knowledge of God, gives a person the opportunity to enter into direct contact with the transcendent, with God, and also through it to partake of Divine grace. It is always communication with Beginningless Being - a conversation between a person and God, which, no doubt, contributes to the upbringing of spirit and mind.

The work focuses on the special nature of Orthodox prayer, which is due to the specificity of faith and, accordingly, Russian Orthodox consciousness, which are fundamentally different from Catholicism, Protestantism. Keywords: religion, faith, Orthodoxy, prayer, contemplation of God, communion with God.

«Молитва есть энергия особого порядка: она есть слияние двух действий: нашего - тварного, и Божьего - нетварного. Как таковая, она и в теле, и вне тела; вне даже мира сего, пространственного и временного».

Преп. Софроний (Сахаров)

«Молитва есть величайший, бесценный дар Творца... Человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения... Молитва - дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым».

Св. праведный Иоанн Кронштадский

«Молитвенное общение с Богом есть начало богосозерцания».

С.С. Верховский

Рассмотрев природу молитвы, мы перейдем к ее типам, видам и формам. Немецкий богослов Ф. Хайлер в своей работе «Молитва» выделил шесть типов молитв, среди которых:

- примитивная молитва;

- ритуальная молитва;

- греческо-культурная;

- философская молитва;

- мистическая молитва;

- пророческая молитва [6].

Что касается видов молитвы, обратимся к мнению европейского теософа М. Томпсона, который в своей работе «Философия религии» выделяет такие виды молитвы, как:

- исповедь;

- благодарение и славословие;

- молитву-прошение;

- молитву о наставлении;

- акт смирения;

- медитацию (она в большей степени практикуется в ориенталистских верованиях - Чань-Буддизм, Дзен-Буддизм и т.д. - авт.) [14, с. 29].

При этом он поясняет то обстоятельство, что исповедь, благодарение и акт смирения логически вытекают из веры в Бога [14, с. 30], а молитва-прошение - согласовывание своих желаний с волей Бога, а не волю Бога - со своими желаниями [14, с. 31].

Говоря о форме молитвы, она может находить свое выражение в виде некого речитатива (молитва читательная), песни (духовное песнопение) и молитвенного молчания (мысленная молитва).

Молитвенное молчание в православии является неотъемлемой частью такого феномена, как исихазм. Мы должны отметить, что исихазм как явление в православ-

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «Молитва в системе религиозного культа» (ч. II)

ной духовной практике тема отдельного научного исследования, но в данной работе, учитывая ее формат, мы лишь кратко поясним, термин исихазм происходит от древнегреческого слова п (ЬёзуЫэ), которое значит «покой», «молчание», «ти-

шину», «уединение» [11]. Исихазм как духовное состояние - видение умной красоты, предполагает непрестанную молитву как одну из составляющих.

Помимо этого, в православии выделяют и такие группы молитв, как ектении («от греческаго с екте^ш - протягиваю, называется ряд молитвенных прошений о равных лицах и предметах, прошений, обнимающих все нужды и потребности христианской жизни» [7, с. 376]), псалмы («от греч. фаЛ^о^ - пение под аккомпанемент струнного щипкового инструмента, особый жанр молитвословной поэзии» [10]) и песнопения (молитва в пении).

Отдельно скажем о молитвах «завершающихся» и «уводящихся», о которых писал И.А. Ильин. Согласно его мысли, завершающие молитвы представляют собой молитвы существования на земле, земных дел, земной работе. С этими молитвами заканчивается человеческая жизнь на земле, этим указывается ее священное разумение. Она несет очищение душе и освящает дольнюю культуру. Они воспринимают человека и изыскивают благодатную почву для его борьбы и благоденствия [1, с. 560].

Уводящие молитвы, а вернее - действие молитвы, это отрешение божьего творения от чаяний на грешной земле и дел и возводящее его ко Всевышнему, открывающие полностью иные чувствования: утраты самого себя, возвышения, восторга и блаженного состояния. В этих молитвах творение божье молит не о дольних делах и не о земном строительстве. Он отрекается от них, уходит от них и идет своими помыслами и усилиями к единению с Господом, предоставляемые ему самостоятельной и наивысшей драгоценностью [1, с. 560].

Говоря о молитве уводящей, он поясняет, что она являет собой идеальный прообраз целостности и могущества для всякой молитвы о дольнем, таящий сам по себе в себе самом некоторый плод отрешения. На этом пути, который приближает земную молитву к горней, божье творение преодолевает череду ступенек (таковых он выделяет три - авт.), высвобождающих его от обыденных формул молитвы [1, с. 563].

Первая ступень такой молитвы (уводящей) предполагает оставление просьб. Человек естественно и неизбежно просит у Бога помощи и благодати. Однако любому прошению, пусть даже возвышенному по содержанию и свободному от эгоизма, соответствуют две черты: притязания на блага и на правильное разумение. По мере того, как очищается душа и углубляется в религиозное созерцание, человек обретает способность не притязать ни на что земное, принимать то, что ниспосылает Бог, доверяет Его водительству, не прося ни о чем - лишь о духовном вспомощенствии и очищении. Далее человек обретает уверенность, что Божественное Провидение знает благо и раздает свои дары таким образом, каким человек не способен. Вера рождает доверие; доверие становится полным и абсолютным. А коли человек просит еще и о земном, то сам испытывает это как своего рода малодушие.

Вторая ступень предполагает моления в честь вознесения благоговения, коленопреклонения, просьб, созерцания Господа, а также молитвы, направленные постичь, дивиться, восторгаться, созерцать Божье совершенство, каяться, очищаться, смиряться, предавать себя воле Божьей, любить, надеяться и покоиться [1, с. 564].

На этой ступени человек утрачивает слова. Он утрачивает их сначала потому, что молящееся сердце ищет внутри себя, среди сокрытых внутренних слов новые,

№ 1 (12), 2022

еще неизреченные, неслыханные слова, вдохновенно точные и радостно разряжающие переполненное пламенем сердце, поскольку истинное сердце, как считает Антоний Великий, не приемлет ничего, что бы ни было понятного, а слово его не знает ничего несказанного [1, с. 565].

На третьей ступени молитвы человек уже предается действию не чувственной любви и действию, которое возникает из него - не чувственного созерцания (ср. у Марка Подвижника, который пишет о молящемся, что он пребывал в сердце умом, ум начал молиться из сердца).

Авва Исаия указывает, что молитва не должна быть расхищаема помыслами. Евагрий Монах поясняет, что, когда разум во время моления не представляет себе ничего мирского, значит, он крепок. Нил Синайский советует подвигать разум свой во время моления и делаться глухим и немым. Лишь тогда возникнет возможность молиться, как положено, потому что молитва являет собой откладывание помыслов и возможность продвинуться к невещественной молитве [1, с. 565-566].

Названные И.А. Ильиным ступени молитвы в богословской мысли называют тремя образами молитвы, которые достаточно лаконично отражены в работе преподобного Силуана Афонского в его труде «Об умном безмолвии и чистой молитве. О трех образах молитв».

Он отмечает, что святой церковью установлено три вида молитвенного обращения: первый, по причине того, что в силу несостоятельности ум прямо не может взойти к искреннему размышлению о Боге, оно соответствует воображению; второе -способностью размышлять, а третье - погружением в созерцательность [8].

По каждому образу в названной работе преподобного Силуана Афонского дается пояснение того, в чем ее суть. Так, первое состояние молитвы поддерживает божье творение в вечном неведении, в призрачном мире, мире мечтаний и поэзии. Божественное и вообще все духовное представлено при такой молитве в различных фантастических образах, а затем и в действительную жизнь человека последовательно проникают элементы из области фантазии [8].

Второй вид молитвы отворяет створки внутренних входов сердца и разума с тем, чтобы в них проникло все постороннее; по этой причине творение Божье живет, всевременно будучи подверженным различным воздействиям снаружи. В данном случае оно не понимает, что, в сущности, происходит с ним, не понимает, как появляются внутри него мысли. Божье творение бессильно противиться напору порывов, как положено. С такой молитвой на человека изредка ниспосылается благодать и к нему нисходит доброе устройство, но по причине неверности его внутреннего устройства оно сохраниться внутри него не может. При достижении какого-то скопления богословского знания и благостности в образе поведения человек, получивший удовольствие от этого состояния, размеренно вовлекается в разумное богосла-вие. По той мере, как он преуспевает в этом, в нем усиливается борьба тончайших страстей души - надменности и гордыни. Таким образом он утрачивает благодать. Эта молитва, специфической чертой которой является сосредоточенность внимания в головном мозгу, ведет Божье творение к философским измышлениям. Они так же, как и первый образ молитвы, ведут человека в представляемый им мир. Надо признать, что этот вид отрешенного мыслительного миросозерцания не такой наивный, не такой грубый и не такой далекий от истины, чем первый.

И третья разновидность молитвы представляет собой союз разума и сердца. Это естественная религиозная расположенность человеческого духа, желаемая, ис-

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «Молитва в системе религиозного культа» (ч. II)

комая; она даруется свыше. Такое единение разума и сердца ложится испытанием на всякого верующего, если он сосредоточенно, от души возлагает молитвы. В большей мере он осознает его в момент прихода к нему умиления и сладостного чувства любви Господней. Умильное рыдание при молении являет собой вернейший признак соединения ума и сердца - верная молитва нашла свое первостепенное место, первый шаг на пути к восхождению к Господу. Вот потому-то этот образ так почитается всеми подвижниками. Упоминая третий образ молитвы, необходимо иметь в виду что-то другое и большее, а конкретно: ум, молитвенно внимающий сердцем [8].

Помимо названных нами видов молитвы К.Е. Скурат отдельно выделяет как внешнюю молитву, так и внутреннюю.

Совершенно очевидно, что последняя находит свое отражение в молитвенном молчании, она находит свое совершенство в бездне духа и для посторонних (неопытных) людей не приметна, потому что не обозначена внешними приметами [12, с. 15]. И наглядным образцом таковой служит мольба Моисея перед переходом через Красное море. Люди в это время не видели Моисея, обращающегося с мольбой Богу молящимся, а между тем в Священном Писании сказано, что он вопиял к Нему (Исх. 14, 15) [12, с. 15].

Вторая молитва, внутренняя, может быть представлена и как умная, и как сердечная. Молитва наружная или, по-другому говоря, внешняя произнесена может быть дословно и в сопровождении с иными знаками почитания [12, с. 16] и под словесами нужно понимать высказывание молитвы посредством голоса: прочтением, произнесением по памяти или пением [12, с. 16].

Названные образы молитвы могут гармонично сочетаться, т.е. могут быть теснейшим образом связаны между собой, подобно тому, как связаны душа и тело. Телесная молитва без внутренней будет представлять собой тело, оторванное от души [12, с. 16].

М. Суханова, ссылаясь на церковные катехизисы, говорит о трех видах молитвы: прошении, благодарении и хвале [13, с. 125], и, кроме перечисленных, она указывает на необходимость добавить четвертый вид, который следует назвать плачем перед Богом, просьбой к Нему о жизни и смысле нашего бытия в тяжкие и горестные моменты. Иной раз эту молитву называют диалогом с Богом [13, с. 125], такую молитву также следует называть хождением перед Богом [13, с. 125].

Мы полагаем, что к перечисленным Сухановой следует добавить и молитву-очищение.

Суханова утверждает, что в православной традиции существует также и такие понятия, как Господняя молитва, Иисусова молитва, просительная молитва, непрестанная молитва, молитвы в Духе [13, с. 127]. Все эти молитвы можно отнести к отдельным видам молитв.

Все вышеперечисленные нами виды молитв, конечно же, не охватывают всего спектра имеющихся, и это объясняется тем, что молитва связана с одним из самых таинственных явлений духовной жизни, почему и невозможно с точностью указать все ее виды [12, с. 54].

Рассмотрев основные концепции определения того, что следует разуметь под молитвой, основные ее типы, виды и формы, перейдем к особенностям православной молитвы. На наш взгляд, эти особенности детерминированы спецификой русского православного вероисповедания и сформированного ею русского религиозного сознания.

№ 1 (12), 2022

Если обратиться к такому фактору, как специфика веры (исключительно в измерении молитвы), то таковые, на наш взгляд, нашли отражение в работах И.А. Ильина и С.Н. Булгакова.

И.А. Ильин свои взгляды о существе православного вероисповедания изложил в своей работе «Путь духовного обновления», в которой вполне аргументированно писал о том, что для него менее всего характерен рационализм, потому как вера не дается доказательствами, т.е. в ней менее всего рационального, ибо источник веры не в рассуждении, а в предметном горении сердца. В этом основное отличие православия от протестантизма [2, с. 167].

Вера не поддается волевому давлению, потому что источник веры не в волевом вердикте (буду веровать), а в могуществе созерцающей любви. Здесь кроется главное различие православия и католичества [2, с. 167].

С.Н. Булгаков в своей работе «Православие. Очерки учения православной церкви» также говорит о православном вероисповедании, также сравнивает православие как с католицизмом, так и с протестантизмом.

В первую очередь он обращает внимание на восприятие Иисуса Христа в католической традиции и в православной. Так, католицизм оценил в большей степени человеческую сущность Христа, обладающего чертами страдающего, распятого на кресте. Принять Его боли и совместно с Ним испытывать их, переживая вместе с Ним Его крестные муки - это, возможно, самое главное в мистицизме католической веры с его стигматизацией, молитвенным культом пяти источений крови и т.д. [9, с. 319].

Для православия же характерно несколько иное восприятие образа Иисуса Христа. Это восприятие характеризуется картиной образа скромного и смирившегося в своих муках Христа, Сына Божия, принявшего грехи людского сообщества и унизившего Себя до степени смирения и подавления в Себе человеческого, вошедшего в обитель людскую с тем, чтобы служить всему людскому, но не Себе; с тем чтобы принять служение, кротко принимающего осуждения, порицания и заплевывания и на все это отвечающего любовью [9, с. 320].

Для русского православия характерен другой смысл понимания святости. Оно выражается в устремлении к своему именованию - святая Русь [9, с. 320]. Святость предстает перед ней в облике глубочайшей смиреннности и самоотверженности. Потому-то для русской православной веры свойственны именуемые Божьими чело-веки не от мира сего, вне этого земного, странствующие, бродячие, юродивые. Это создания божьи, принявшие отказ в праве на свой разум, принявшие лик мнимого безумия, принимаемого для того, чтобы свободно сносить поругания и издевательства ради Христа. Естественно, этим не ограничивается христианская святость православной веры, но именно здесь проявляется самое интимно-личное и героическое - вся мощь религиозной воли и отваги адресована на вовлечение своего естественного образа во Христа [9, с. 320].

Также он указывает и на тот факт, что православное христианство принимает лишь Петра как своего первого апостола, излюбленного последователя Христа, с креста воспринятого Божией Матерью, апостола любви. Католическое же христианство больше характеризуется духом обоих первых верховных апостолов: Петра (в католичестве) и Павла (в протестантизме) [9, с. 322].

Исходя из этого, и православная молитва имеет свои отличия, которые Булгаков иллюстрирует на примере западного и православного монашества [см. более подробно: 3; 4], чье служение, как известно, заключается, прежде всего, в непрестан-

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «Молитва в системе религиозного культа» (ч. II)

ной молитве. Так вот, как западное монашество, так и православное осуществляет это служение по двойственной формуле, но в западном оно заключено во фразе «1аЬогаге огаге (трудиться значит молиться) [9, с. 322]. Фраза указывает на взаимосвязь двух понятий: труда и благочестия, а в православной вере элементы представлены в ином порядке: огаге 1аЬогаге, что означает: молитва - это труд [9, с. 322].

И, наконец, Булгаков выделяет такое явление православного сознания, как представление о мудрой красоте, к которой душа разыскивает способы приобщения. Она представляется небесным царством идей (его в древности созерцал еще Платон), -образами ангельского мира, духовного неба (Быт. 1,1), которое глядит в земные воды. Она проявляется в видении идеала не столько религиозно-этического, сколько религиозно-эстетического, лежащего по ту сторону добра и зла в их раздельном бытии. Она является в виде света, указующего пути земным странникам. Свет этот призывает за пределы нынешней жизни к ее преобразованию [9, с. 323].

Названные нами особенности православной веры предопределили и суть русского православного сознания, которое достаточно полно и точно нашло свое отражение в работе П.И. Новгородцева «Существо русского православного сознания».

В этой работе Новгородцев называет важнейшие качества русской православной души, среди которых выделяет:

- пассивность и созерцательность;

- дух смирения;

- душевная простота и благочестие;

- радость о Господе (если в католическом религиозном сознании превалирует осенний грустный настрой духа, то в православном красочно проглядывает вешний настрой, радостный дух восстановления и возрождения [5, с. 419], для православного сознания наиглавнейшее в церковной службе - воздействие на верящих Божией благодати, причащение их к Божией благодати [5, с. 421]);

- необходимость во внешнем открытии религиозного чувства;

- ожидание Царства Божия (как миропорядка действительного, но в определенных особых чудесных условиях достижимого [5, с. 422]).

Далее он поясняет, что определяющим для православного во внешней стороне богослужения - церковной службе - является действие на верующих Божией благодати, приобщение их к Божией благодати. Не человеческое воздействие является здесь определяющим, а действие Божеское, не простое нравственное воспитание, а мистическое единение с Богом представляется здесь целью [5, с. 421].

Относительно понимания Царства Божия, Новгородцев особо подчеркивает то, что католицизм полагает, что Царство Божие есть не только чаяние, но и осуществляющаяся в истории католической церкви действительность; в этой церкви оно имеет свое видимое земное воплощение. Напротив, протестантизм настолько отделяет земную действительность от религиозных чаяний, что религия становится частным делом личного сознания, а культура, общественность, государственность объявляются автономными областями самобытного светского строительства. Православие, полагая, что Царство Божие вполне осуществимо лишь в последние дни, а ныне должно освещать незримым светом все наше земное строительство, стоит как бы посредине между крайностями обмирщения Божественного идеала и отречения от него [5, с. 422].

Приведенные нами отличительные свойства православия далеко не исчерпывают всего того, что его отличает от иных христианских вероисповеданий - католи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 1 (12), 2022

цизма и протестантизма, но главные, определяющие (касающиеся непосредственно молитвы) мы отметили.

Подводя итог нашей работе, мы должны констатировать, что молитва является обязательным ритуальным элементом религии и она имеет формализованный обрядовый характер и является определенным способом установления связи с Богом, в котором происходит богосозерцание, а затем установление и богоотношений, в результате которых устанавливается общение и единение с Богом и стяжание духа Господня.

Молитва - это всегда процесс, в котором происходит «духовное делание», она всегда имеет личностностную окраску - эмоционально-чувственную, представляет особый духовно-физический акт и всегда направлена к Богу, который выступает Творцом этого мира, в том числе и человека. Она требует от человека определенного настроя как душевного, так и умственного, смирение, сосредоточенность и нацеленность на то, чтобы открыться Богу и воспринять его ответное воздействие, а также соответствующее поведение, основанное определяющем на христианско-нрав-ственном принципе - любви к ближнему.

Молитва - это, прежде всего, духовная работа, сопряженная с обращением ума и сердца к Богу и сопровождаемая внутренним горением духа, в ней заключается особый вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Она является одним из способов приведения в соприкосновение низшей бесконечности (души человека) с высшей - Богом, и это не иначе, как могучее свечение тайны.

Молитва - одно из непременных условий жизнедеятельности человека, которое дается ему от Бога, она есть путь Богопознания, без нее не представляется возможным приблизиться к Творцу. Она выступает одним из средств самовыражения человека и его мировосприятия, миросозидания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильин И.А. Основы христианской культуры. /Иван Ильин. - М., Эксмо. - 2011. -704 с.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления/Почему мы верим в Россию: Сочинения. //И.А. Ильин. - М., Эксмо. - 2006. - С. 124 - 374.

3. Митрополит Никон (Васюков Н.Н.), Сулейманов Т.Ф. Институт монашества в православно-христианской культуре. Ч.1. // Образование и духовная безопасность. Научный журнал НИИ духовной безопасности и развития религиозного образования БГПУ им. М. Акмуллы. - № 4 (6). - 2018. - С. 5-18.

4. Митрополит Никон (Васюков Н.Н.), Сулейманов Т.Ф. Институт монашества в православно-христианской культуре. Ч. II.// Образование и духовная безопасность. Научный журнал НИИ духовной безопасности и развития религиозного образования БГПУ им. М. Акмуллы. - № 1 (7). - 2019. - С. 5-18.

5. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания /Новгородцев П.И. Сочинения/Сост., вступ. статья и прим. М.А. Королева, Н.С. Плотникова. -М., Раритет. - 1995. - С. 407-423.

6. Панин С. Фридрих Хайлер/ Классики мирового религиоведения [Электронный

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, ПАТРОЛОГИЯ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «Молитва в системе религиозного культа» (ч. II)

ресурс]. Код доступа: геПдюи$-$1:исПе$Л:2™.т1:о/фридрих_хайлер (дата обращения: 10.01.2021).

7. Православная богословская энциклопедия или Православный богословский энциклопедический словарь. Издание под ред. профессора А.П. Лопухина. - Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. - Т. 5. - 1156 с.

8. Преподобный Силуан Афонский. Об умном безмолвии и чистой молитве. О трех образах молитв. [Электронный ресурс]. Код доступа:www.mgarsky-monastery. org/kolokol.php?iC=2024 (дата обращения: 10.01.2021).

9. Прот. Сергий Булгаков. Православие. Очерки учения православной церкви. 3-е издание. YMCA-PRESS.11, rue Ce la Montagne Ste Geneviève. Paris 5e. - 1989. - 403 с.

10. Псалом [Электронный ресурс]. Код доступа: ru.wikipeCia.org/wiki/Псалом (дата обращения: 10.01.2021).

11. Пущаев Ю. Исихасты: молчальники [Электронный ресурс]. Код доступа: foma. ru/isixastyi-molchalniki.html (дата обращения: 10.01.2021).

12. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деле духовно-нравственного совершенствования//Богословские труды. Сборник тридцать третий. Издательство Московской Патриархии. - 1997. - С. 5-62.

13. Суханова М. Православное учение о молитве/ZVerbum. Выпуск 15. - 2000. -Философия, этика, религиоведение. - С. 125-131.

14. Томпсон М. Философия религии/пер. с англ. Ю. Бушуевой. - М., ФАИР-ПРЕСС. -2001. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.