НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ INNOVA № 3 (16) 2019 ИИ
SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 3 (16) 2019 il il I I http://innova-journal.ru/
МОЛИТВА ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА
PRAYER OF AN ORTHODOX DOCTOR
FilimonovS.V.
Doctor of Medical Sciences
Первый Санкт-Петербургский Щ First St. Petersburg State Medical University
государственный медицинский университет named after academician I.P. Pavlov
имени академика И.П. Павлова
E-mail:
Резюме
Православный христианин, имеющий высшее медицинское образование, живущий по заповедям Божиим, полноценной церковной жизнью, регулярно (не менее 1-2 раз в месяц) причащающийся Святых Христовых Тайн, исповедующий православное вероучение в соответствии со Святым Евангелием, апостольскими правилами, правилами Вселенских Соборов и Святых Отцов Церкви, решениями Поместных Церковных Соборов, признающий священноначалие (Святейшего Патриарха, Синода, правящих архиереев), посещающий храм в воскресные и праздничные дни, молящийся утром и вечером, имеющий или ищущий духовника, состоящий в венчанном браке или стремящийся к таковому, молящийся за своих больных, изучающий духовную литературу или обучающийся на катехизаторских или богословских курсах, заботящийся как о медицинском, так и духовном образовании, регулярно очищающий свою душу в Таинстве Покаяния, кающийся в числе прочих и во врачебных грехах.
Ключевые слова: православная культура, медицина, духовность
Summary
An Orthodox Christian with a higher medical education, living according to the commandments of God, a full-fledged church life, regularly (at least 1-2 times a month) partaking of the Holy Mysteries of Christ, professing the Orthodox faith in accordance with the Holy Gospel, apostolic rules, rules of the Ecumenical Councils and the Holy Fathers of the Church, by decisions of the Local Church Councils, recognizing the hierarchy (the Most Holy Patriarch, Synod, ruling bishops), attending church on Sundays and holidays, praying in the morning and evening, having or looking for a confessor, being in a married marriage or striving for such, pray ing for his patients, studying spiritual literature or studying at catechism or theological courses, taking care of both medical and spiritual education, regularly purifying his soul in the Sacrament of Repentance, repenting, among others, of medical sins.
Филимонов C.B.
Доктор медицинских наук
Key words: Orthodox culture, medicine, spirituality
Библиографическая ссылка на статью Филимонов С.В. Молитва православного врача // Innova. -
2019. - №3(16). - С. 24-27.
DOI: 10.21626/innova/2019.3/05
References to the article
Filimonov S.V. Prayer of an Orthodox doctor // Innova. - 2019. -
No. 3 (16). - P. 24-27.
Православный врач — это, прежде всего, христианин, член Тела Церкви, Тела Христова, активно живущий жизнью Церкви, жизнью во Христе.
Почему я говорю об активной жизни в Церкви? Это не только участие в Таинствах и богослужении, это— православное понимание жизни и православная молитвенная реакция на жизненные проблемы и обстоятельства. Ведь жизнь меняется, меняются технологии. Православный врач должен обладать, прежде всего, православным мировоззрением, а не умением оперировать системой канонов и правил.
В отличие от неверующих врачей, базирующихся на материалистическом мировоззрении, православный врач подходит к лечению болезни через призму трёхчастного
строения человека: дух, душа и тело больного. Доктор медицины, профессор, архиепископ Лука (Крымский) так говорит об этом: «Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьёзности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней...
Мы могли бы привести много примеров исцелений при открытии мощей преподобного
НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ IN NOVA № 3 (16) 2019 SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 3 (16) 2019
Серафима Саровского, из житий святителя Питирима Тамбовского и многих других святых.
Объяснить эти удивительные факты только физиологическим воздействием мозга, хотя бы и могучего, невозможно уже потому, что все мозговые процессы и все воздействия мозга протекают во времени, а эти чудесные исцеления происходили почти вне времени. Такая быстрота действий возможна только для
Кроме того, у некоторых больных было тяжёлое повреждение спинного мозга, о чём свидетельствует не только паралич ног, но и атрофия мышц и даже начинающаяся гангрена. Всё это — необратимые изменения, по нашим медицинским знаниям, и никакое самое могучее, но только физиологическое воздействие мозга не могло бы их исправить. Этими рассуждениями мы подтверждаем факт, что дух творит формы. Узко и необоснованно утверждение, что только материальным определяется духовное, ибо необходимо признать, что есть и обратное влияние — духовное воздействие на материю тела через нервную систему— орган психики» [1]. Духовное же воздействие врача на физиологию и патологию тела достигается именно посредством молитвы.
«Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Всё то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нём сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление. Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание её соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обречённые на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине. В него переходит всё то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла» [2].
Благотворным же для человека является Свет Христов, даруемый Солнцем Правды, а «солнечным теплом» - животворящая благодать Святаго Духа, привлекаемая молитвой верующего врача, сострадающего
больному человеку и сопереживающего с ним
Милосердное, неравнодушное,
неогрубелое сердце врача и является залогом привлечения Божественной благодати «немощствующее врачующей и оскудевающее восполняющей», основанием и успехом его
В связи с материалистическим подходом к процессу лечения, к сожалению, сегодня взгляды многих врачей не имеют твёрдого нравственного обоснования и поэтому большинство врачей не молятся ни за себя, ни за больного.
Молитва православного врача
Врач без молитвы — духовно мертвый врач.
Архиепископ Лука обычно перед операцией спрашивал больного — верует ли он в Бога, так как не профессор возвратит ему жизнь, а Бог рукой доктора [3]. В операционной у владыки Луки на тумбочке стояла икона, а возле нее зажжённая лампада. Перед операцией Владыка ставил йодом крест на теле больного [4].
Из воспоминаний О.В. Волкова о святителе Луке известно, что «Известнейший хирург профессор Войно-Ясенецкий, он же епископ Самаркандский Лука, приучил работавших с ним к молитвам, без которых не приступал к операциям, и к священникам, которых, по просьбе больных, приводил в палаты для исповеди или Причастия» [5].
На работе врач может своими словами обращаться к Богу за помощью в тех или иных
Эта молитва была составлена мною на основе молитвы Оптинских старцев и
Молитва православного началом рабочего дня
врача перед
Господи, благослови мой грядущий день. Благослови меня с любовию и терпением принимать всех больных, которые приидут ко мне. Не дай забыть, что все они посланы Тобой. Вразуми и просвети меня, помоги правильно ставить диагнозы и лечить больных моих, всех, кого Ты вверяешь в руки мои. Во всем наставь и вразуми меня. Дай мне духа бескорыстия, незлобия, милосердия и сострадания к больным моим. Помяни их в телесной и душевной скорби и подаждь терпения в болезни, исцеления души и тела, покаяния в грехах своих. Крест болезни да послужит им во спасение. Мирен дух подай мне с коллегами и сотрудниками моими. Через служение моё да прославится Святое имя Твоё, Отца и Сына и Святаго Духа. Благодарю Тебя за
НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ IN NOVA № 3 (16) 2019 SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 3 (16) 2019
Перед операцией хирург может прочитать тропарь свт. Луке, вмч. Пантелеймону, молитву «Царю Небесный». Хирург, читающий Иисусову молитву во время операции, опирается на помощь Божию, чувствует себя спокойней, чувствует своё соработничество Богу и получает советы «свыше» в трудных ситуациях. Совмещать молитву и хирургическое вмешательство возможно, но для этого требуется желание и практика.
Кроме обычных молитвенных правил, установленных Церковью, можно читать специальные молитвы о помощи Божией в тех или иных недугах. Таких молитв много.
Молитва в разных недугах и болезнях
Боже сильный, милостию строяй вся на спасение роду человеческому, посети раба Своего сего (имярек), нарицающа имя Христа Твоего, исцели его от всякого недуга плотскаго: и отпусти грех и греховныя соблазны, и всяку напасть, и всяко нашествие неприязненно далече сотвори от раба Твоего. И воздвигни от одра греховного, и устрой его во святую Твою Церковь здрава душею и телом, и делы добрыми славящаго со всеми людьми имя Христа Твоего, яко Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Сыном, и со Святым Духом, ныне и присно
Молитва об исцелении болящего
О, Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимого; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.
Молитва в душевных и телесных недугах
Сирот Отче, и обуреваемых пристанище, и недугующих Врачу, немощи наша неболезненно носяй, и недуги наша приемляй, Сам Преблагий Царю, и Спасителю Христе Иисусе, прими молитву нас недостойных: якоже приял еси молитву жены Хананейския о дщери ея недугующей: и якоже во дни земного жития Твоего исцелял еси всякия недуги душевныя и телесныя: сице и ныне, Преблагий Владыко, молюся Ти, исцели раба Твоего (имя), яко благ и
Как видите, суть этих молитв сводится к прошениям за себя, чтобы Господь послал божественную благодать к содействию во
врачевании, и к прошениям за больных, вверенных Богом в руки врача. Обратите внимание, что православный врач молится не только об исцелении или помощи в телесной немощи — но об исцелении всего человека: исцелении души и тела; спасительном очищении от греха, который мог явиться причиной развития
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. напоминает, что «...поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном
...Исцеление повреждённого болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке...Тело, свободное от порабощения греховными страстями и их следствиями — болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святаго Духа, — устремляться к конечной цели и предназначению человека— обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой» [6].
Православному врачу следует помнить также о молитвах покаяния и благодарения. В светской среде принято говорить о врачебных ошибках, неэтичном поведении, халатности, преступлениях. Для верующего медика это не область ошибок, а область греха, неправых поступков перед Богом и ближним, и эти поступки нуждаются не просто в осознании, а в покаянии, очищении души. У многих врачей их профессиональное выгорание, формирование цинизма и равнодушия, невротические состояния связаны с тем, что они не очищают свою душу и сердце от греха, не заботятся о выправлении сердца. Помогает в этом молитва покаяния, приводящая врача на исповедь в храм.
Храня свою совесть по отношению в Богу, врач пребывает в памяти Божией и ходит в присутствии Божием; осознаёт себя носимым и хранимым силою Божиею; и себя, и всё своё врачебное искусство посвящает на служение Богу и во славу имени Его; на Него уповает в своем врачевании и жизни и Ему предает участь временную и вечную свою и своих больных.
Из донесений агентов ГПУ известно, что епископ Лука в ответ на благодарность пациентов отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему» [7].
На своем рабочём месте верующий врач может извлечь из своего служения большую духовную пользу, а именно, вести сокровенную жизнь в Боге. Одним из приёмов этого умного
НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ IN NOVA № 3 (16) 2019 SCIENTIFIC ELECTRONIC JOURNAL INNOVA № 3 (16) 2019
труда св. Феофан Затворник называет угождение Богу и делание всего во славу Бога. Если врач каждый день молитвенно спрашивает «Как мне угодить сегодня Тебе, Господи, и как прославить имя Твоё?» — Господь помогает ему независимо от любой неблагодарной обстановки. Мы забываем, что Господу часто важно намерение нашего сердца и от нас, как бедной вдовицы, Он готов принять и две малые лепты.
А по окончании рабочего дня молитвенно обратиться «Угодно ли, Тебе, Господи, то, что я сегодня делал? «Благодарю Тебя за всё».
Вспоминается духовное завещание св. преподобноисповедника Сергия Сребрянского, духовника Марфо-Мариинской обители, применимое не только к сёстрам милосердия, но и к православным врачам: «Помни всегда ту цель, ради которой ты пошёл на этот труд. Цель эта— показать настоящему обществу Христа так, как древнему языческому обществу показали Его первые христиане». Это возможно при одном условии: молитвенным соединением с Богом и ходатайственным предстоянием перед
Литература
1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Артос-Медиа. М. - 2006 г. - С. 91-93.
2. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Артос-Медиа. М. - 2006 г. -С. 146-147.
3. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Автобиография. Я полюбил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. -2007. - С. 126.
4. Святитель Лука Крымский (Войно-
Ясенецкий). Автобиография. Я полюбил
-
2007. - С. 173.
5. Святитель Лука Крымский (Войно-
Ясенецкий). Автобиография. Я полюбил
-
2007. - С. 173.
6. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. Издательский совет Московского Патриархата. М. -2001. - С. 380.
7. Святитель Лука Крымский (Войно-
Ясенецкий). Автобиография. Я полюбил
-
2007. - С. 65.