Научная статья на тему 'МОЛИТВА ГОСПОДНЯ: ВСЕГДА НЕСУЩАЯ УСПОКОЕНИЕ И ПРИВОДЯЩАЯ К ПОЗНАНИЮ ГРЕХОВНОСТИ (Мф 6:5-15, Лк 11:1-4)'

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ: ВСЕГДА НЕСУЩАЯ УСПОКОЕНИЕ И ПРИВОДЯЩАЯ К ПОЗНАНИЮ ГРЕХОВНОСТИ (Мф 6:5-15, Лк 11:1-4) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
358
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Отче Наш» / молитва / любовь / благодать / связь / помощь / “Our Father” / prayer / love / grace / communication / help

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марк Эллиот

Христиане всех конфессий и на всех континентах, во всех странах имеют одно общее достояние – это молитва Господня. Именно она является связующей нитью, которая объединяет сердца людей в общей христианской любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Lord’s Prayer: A Blessing and a Mercy to Believers: In All Times in All Places (Mt 6: 5-15, Lk 11: 1-4)

Christians of all faiths and on all continents, in all countries have one common property – this is the Lord’s prayer. It is the Lord’s Prayer being the connecting thread that units the hearts of people in the common Christian love.

Текст научной работы на тему «МОЛИТВА ГОСПОДНЯ: ВСЕГДА НЕСУЩАЯ УСПОКОЕНИЕ И ПРИВОДЯЩАЯ К ПОЗНАНИЮ ГРЕХОВНОСТИ (Мф 6:5-15, Лк 11:1-4)»

УДК 243

Марк Эллиот

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ: ВСЕГДА НЕСУЩАЯ УСПОКОЕНИЕ И ПРИВОДЯЩАЯ К ПОЗНАНИЮ ГРЕХОВНОСТИ

(Мф 6:5-15, Лк 11:1-4)

Христиане всех конфессий и на всех континентах, во всех странах имеют одно общее достояние - это молитва Господня. Именно она является связующей нитью, которая объединяет сердца людей в общей христианской любви. Ключевые слова: «Отче Наш», молитва, любовь, благодать, связь, помощь.

Никогда так мало слов не значили так много для так многих (людей), и никогда еще так мало слов не вызывали так много комментариев, которым отведено уже так много страниц. Со времени первых христиан по настоящее время, по всему земному шару (с одного конца глобуса по другой) слова породили целую библиотеку, достойную чтения. Отцы Церкви обращались к этой теме прежде всех других и наиболее часто. Но каждое поколение открывает для себя Молитву Господню по-новому: одна только библиография включает около 608 страниц, а интернет поиск состоит из тысячи названий. Более того, одна страница в интернете опубликовала тексты Молитвы Господней на 1221 языке.

Кто произносит Молитву?

Но более важно не то, кто написал о молитве или перевел ее, а то, кто произносит ее при молении. А ответ таков - верующие на многих языках и во все времена, при разных обстоятельствах. Немецкий теолог Гельмут Ти-лик подчеркивал, что молитва Господня для всех и каждого. Ее произносят и у колыбели, и у гроба. Ее можно услышать и с алтаря больших кафедральных соборов, и в лачугах тех, кто есть хлеб «смешанный с собственными слезами». Ее можно услышать на свадьбах, ее произносят и во время смертной казни. Ее, действительно, произносят повсюду.

Квинтэссенция Христианской Теологии

От отцов Церкви и в настоящее время молитва Господня признается во всем мире как наиболее компактное изложение сущности христианско-

Марк Эллиот, доктор наук, профессор профессор истории, на пенсии после работы в университетах Эзбери и Сэмфорд, и Витон Колледж, США

го богословия. В третьем веке Тертуллиан назвал ее «кратким изложением (резюме) всего Евангелия». В XII веке Фома Аквинский нарек ее «совершенной (образцовой) молитвой». А в XXI веке русский православный экономист и просветитель Александр Зайченко называет ее «сокращенным обзором-конспектом Евангелия».

Связь, которая объединяет

Христиане всех конфессий и на всех континентах, во всех странах имеют одно общее достояние - это молитва Господня. Именно она - это связующая нить, которая объединяет сердца в общей христианской любви. Румынский теолог Эмиль Бартос назвал молитву Господню «общей почвой (основой) в духовной жизни протестантов и оправославных христиан». В Румынии во время отпевания не имеет значения православный ли вы христианин или протестант, все выступают как единое церковное братство во время чтения молитвы Господней».

Спасительная благодать при механическом запоминании

Экономист Александр Зайченко заметил, что понимание молитвы Господней как жизненной необходимости так глубоко укоренилось в русской культуре, что даже коммунистический режим не смог искоренить его. Он приводит 2 примера: 1) Специализированные элеваторы, импортируемые Советами с Запада, назывались «Paternoster» (от лат. «Отче Наш»). 2) В современном русском языке некоторые изречения из библии превратились в пословицы. Например, мы говорим: «знать как Отче Наш», имея ввиду «выучить наизусть или хорошо знать». «Я помню», - вспоминал Захарченко, «как профессор Марксизма -Ленинизма инструктировал нас, студентов, следующим образом: «Товарищи, вы должны знать эту работу Ленина, как Отче Наш».

Молитва в экстремальной ситуации

Слишком часто люди сегодня обращаются к молитве Господней только в случаях экстремальных ситуаций. Но даже в этих случаях, если молитва Господня возникает в глубинах подсознания, кто же может отрицать ее пользу, ощущаемую всем сердцем. В мире много случаев, когда не только религиозные фанаты, но и просто глубоко верующие люди, попадая в экстремальные условия, прибегают к молитве Господней.

Молитва «О помощи, адресованная тому,

кто услышит и может помочь»

Доктор философии Мэри Рабер, которая преподает церковную историю на Украине, рассказала о судьбе советского солдата, оказавшегося в большой беде. Он был спасен от неминуемой смерти, прибегая к молитве Господней, не осознавая что он молится или к кому адресована его молитва, но взывая о помощи... «Что меня потрясло», пишет Рабер, «так это милосердие Господа, который слышит и отвечает на молитву, даже когда она адресована тому, кто может внять ей».

Итак, мы видим, в период тяжелых испытаний и постоянного стремления познать смысл жизни, Святый Дух может использовать Молитву Господню и привести своих детей к вере. Рабер вспомнила свою беседу с некой Анной Ивановной, акушеркой 70 лет. Она, предаваясь воспоминаниям детства, сообщила мне, что Молитве Господней ее обучила бабушка, которая сказала, что Анна должна произносить ее каждый раз, когда окажется в затруднительном положении. В бабушкиной молитве были старославянские слова, значение которых Анна не понимала. Она просто осознала, что молитва что-то значит и имеет большую силу воздействия. В конце концов, она стала глубоко верующей. Я слышала много подобных историй, которые проходили по одному и тому же сценарию.... «Отче наш»... передавалась из уст в уста шепотом от старших к младшим в советские времена. Часто, если люди что и знали о Боге (при коммунистическом режиме), так это была молитва «Отче наш».

Зайченко поведал мне о необычайно значительной роли Молитвы Господней в его пути к Господу, к вере в советские времена. Он вспоминает: «У нас не было возможности не только читать Библию, но даже пытаться искать ее. Помню, что когда был студентом, купил довольно редкое собрание рассказов Толстого. При чтении встретилось мне неоднократное сочетание слов и выражений. Они притягивали как магнит своей силой, и я решил выучить их наизусть. Я часто повторял их в течении своей жизни, особенно в тяжелые минуты. Только спустя 20 лет мне удалось приобрести Библию, тайком привезенную другом с Запада. Буквально на следующий день при чтении Библии мне встретились эти замечательные строки. В них я узнал «своих старых друзей», которые выучил наизусть много лет тому назад. Это была Молитва Господня. И только спустя еще некоторое время, я уяснил, что каким-то чудом коммунистическая цензура не вычеркнула эту молитву из книги Толстого».

«Хлеб Насущный»

Снова и снова идеальная Молитва Господня явилась животворящей силой в моменты, когда смерть оказывалась совсем рядом. Доктор философии Карла Санберг, которая прожила в России в течении 12 лет, высказала мнение о том, что понятие «хлеба насущного» значительно более глубоко осмысляется в России, чем в любой стране Запада. Хлеб хороший делается без консервантов. Он долго не хранится, поэтому он нужен ежедневно. Так же, как и манну небесную невозможно собрать и сохранить, так и наш хлеб нельзя заготовить впрок. Он нам нужен каждый день, - и мы должны обращаться к нашему Отцу каждый день.

Санберг, исследуя эту тему, как впрочем, и другие до нее, отмечала, что «насущный» может служить предупреждением об отсутствии необходимости иметь огромные богатства и накапливать материальные ценности. В IV веке свт. Василий Великий дал свое понимание определению «насущный», а именно: «Хлеб, который портится в вашем доме, принадлежит голодным. Обувь, что покрывается плесенью у вас под кроватью, принадлежит тем, у кого ее нет. Одежда, складируемая в ваших сундуках, принадлежит нищим».

Св. Иоанн Златоуст, так же в IV веке, писал: « Иисус обращался к людям живой плоти и не принимал нас за Ангелов». И даже при всем этом, Златоуст увидел духовную составляющую этой материальности: «Мы молимся не ради богатства..., не ради праздности..., но только ради хлеба насущного, ...и что бы его хватило на день».

Чешский теолог И. Лохман отметил, что на его родном языке традиционно «хлеб» называют «божьим даром», т.е. подарком Господним. Лохман подчеркивает, что «хлеб насущный» и благодарность Богу нераздельны. Хлеб необходим, но и благодарность за него также необходима. Лохман уверен, что «отсутствие благодарности за хлеб насущный» служит объяснением тому, что он называет «сумасшествием потребления и опустошения». Владимир Дудинцев осмелился публично признать в 1956 году (в момент оттепели в советской культуре, находившейся в глубокой зимней спячке), что человек что-то большее, чем просто материальная сущность/субстанция. Его заголовок романа «Не хлебом единым», заимствованный из Евангелия от Матфея (4:4), потрясает. Ведь это было в годы безраздельно доминирующего атеизма в стране советов.

Распространение Молитвы Господней

Современный человек часто отвергает молитву на основании того, что она, по мнению критиков, пассивна. Она бывает таковой, но она не должна ею быть. Можно с уверенностью констатировать, что она не дремлет.

В 1989 году в Праге сотни тысяч людей преклонились в молитве на Вац-лавской площади и все вместе творили Молитву Господню. Через несколько дней коммунистический режим рухнул. В том же 1989 году, в канун Рождества, пастор Петер Дэгулеску в Румынии обратился к многочисленной аудитории своих сограждан с балкона городского оперного театра. С этого самого балкона коммунистический диктатор Николай Чаушеску имел обыкновение обращаться к толпе народа во время своих ежегодных посещений Тамисоара. Но в случае с Дэгулеску, который вышел к народу по его требованию, заявил: «Почти 45 лет нам твердили, что Бога нет, но я хочу говорить с вами от Его имени». В течении нескольких минут тысячи тысяч собравшихся на площади скандировали: «Господь есть. Он существует». Затем Дэгулеску начал молитву «Отче наш». Никто не призывал людей коленопреклониться, но все до единого сделали это. В канун Рождества люди молились, произнося «Да будет царствие Твое, яко на небеси и на земли». А на следующий день, в Рождество, один из наиболее жестоких правителей ХХ века заплатил жизнью за злодеяния, и его ненавистный режим рухнул.

Румын Эмиль Бартос неоднократно вспоминал, как в один из тех судьбоносных дней люди речитативом произносили Молитву Господню. Примечательно, как он отмечает, вся страна знала «Отче наш», несмотря на то, что Румыния считалась страной атеистов. Шведский теолог Карл Барт произнес однажды: «Мы скрещиваем в молитве руки, а это обозначает наступление на мировой беспорядок».

Призыв к семье и церковному Братству

Эта сильная молитва является не только призывом к вере, но и к справедливости. Она также обращена к семье и братьям по вере. Уже первые два слова «Отче наш» говорят о многом. Один русский профессор семинарии поделился со мной своим наблюдением. В конце богослужения студенты, произнося Молитву Господню, не могли скрыть слез. А ведь две третьих из них были из семей, оставшихся без отцов, а одна треть вообще никогда не знала своего отца. А в молитве Господней мы не только становимся сыновьями, но еще приобретаем и братьев. Еще в 3 веке свмч. Киприан перед тем, как принял мученическую смерть, сделал следующее заявление: «Учитель мира и повелитель единства не хотел бы, чтобы человек молился в одиночестве. Мы ведь не говорим «мой отец». Прости не мои грехи - а наши».

Аналогично этому «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Свт. Иоанн Златоуст именно на этом акцентирует внимание: «Повсюду в своей молитве Господь учит нас использовать множественное число». А нам требуется так много времени, чтоб научится этому. Думается, что именно для того, что бы убедить нас, что Молитва Господня - это призыв к общине, к семье, в ней так много местоимений во множественном числе.

Самоизоляция (погружение в себя ) - основа всех грехов

Несколько лет тому назад профессор Рабер обнаружила в книжном магазине сокровище - книгу «Молитва Господня», опубликованную только в 1996 году, но написанную много лет тому назад Вениамином, митрополитом Псковским. «До самого последнего времени - пишет профессор Рабер, - это было отпечатанное на машинке произведение, хранившееся в монашеской кельи. Но теперь это драгоценное произведение стало доступным для всех. Митрополит, подобно свмч. Киприану, рассматривает разницу между «мне» и «нам». Он пишет: «Мы должны помнить, что Бог любит не кого-то одного. Он не только мой отец, но Он отец для всех нас. Мы, современные люди, стали настолько эгоистичными, что любя себя, даже не помышляем молиться о других. Каждый живет сам по себе. Это самопогружение (изоляция) является самым большим грехом в сегодняшнем мире. Все зло происходит именно из-за этого. От того и погиб первый ангел. Это - основа всех прочих зол. Но так было не всегда. И так не должно быть. И совсем не так в царстве Господнем».

Да простит нас Господь, за многочисленные службы, когда мы молились стоя, а не коленнопреклоненными, что совсем не одно и то же.

Mark Elliott

THE LORD'S PRAYER: A BLESSING AND A MERCY TO BELIEVERS: IN ALL TIMES IN ALL PLACES (MT 6: 5-15, LK 11: 1-4)

Christians of all faiths and on all continents, in all countries have one common property - this is the Lord's prayer. It is the Lord's Prayer being the connecting thread that units the hearts of people in the common Christian love. Key words: "Our Father", prayer, love, grace, communication, help.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.