Научная статья на тему 'Молдавское государство: извилистый путь развития'

Молдавское государство: извилистый путь развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3521
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
молдавия / молдавская ссср / молдавское княжество / молдова / молдаване / республика молдова
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молдавское государство: извилистый путь развития»

Владимир ЦАРАНОВ

МОЛДАВСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Государство, как известно, является политической организацией общества, с помощью которой господствующий класс на его территории осуществляет свою власть, а в социалистическом обществе еще и в полном объеме хозяйственно-организаторскую и другие важные функции. Исторически государство возникает в период появления классового общества. Свое наименование, как правило, оно получает по имени мажоритарного этноса. Со времени возникновения национальное государство через свои институты способствует этнической консолидации своих граждан, используя для этого их язык, культуру, традиции. Оно защищает их территорию и другие ценности от посягательств извне, организует их на борьбу против завоевателей. Поэтому для населения всегда было естественным желание иметь свое национальное государство, которое защищало бы его интересы.

Молдавское феодальное государство как самостоятельное государственное образование возникло, как известно, в середине XIV в., утвердившись затем в границах между Карпатами, Днестром и Черным морем, способствуя завершению процесса формирования молдавского этноса. Оно прошло яркий и сложный путь становления и дальнейшего развития, включая периоды подъема и упадка, борьбы за свою независимость. Постепенно закладывались основы и формировались элементы молдавской государственности, в том числе структура власти, механизм управления страной и т.д.

Первоначально Молдавия сложилась как монархическое государство феодального типа во главе с господарем. Последний осуществлял свой суверенитет на ее территории, являясь верховным земельным собственником, верховным судьей, главнокомандующим молдавским войском, руководил исполнительной властью и всем государственным аппаратом, а также внешнеполитической деятельностью княжества. Кроме того, в стране функционировал господарский совет (позднее названный Диваном), состав которого подбирался самим господарем и в компетенцию которого входили вопросы государственных финансов, высшего судебного уровня и др. Таким же совещательным органом при верховной власти в княжестве было Великое собрание страны, которое решало вопросы внутренней и внешней политики, позднее выбирало господаря, занималось законодательными, судебными и

внешнеполитическими делами. Важной составляющей молдавской государственности являлась ее денежная система, в том числе чеканка собственных денежных знаков, прекратившаяся в 80-е годы XVII в.

Правоотношения в различных сферах жизнедеятельности в княжестве регулировались нормами обычного молдавского права (Обычай земли, Закон страны), рецепцией римского права, заимствованиями из законодательств других стран. Первым молдавским сводом законов, изданным на молдавском языке, было «Уложение Василия Лупу» (1646 г.). До середины XVII в. официальным государственным языком, обслуживавшим господарскую канцелярию, церковное богослужение, обучение, а также международные связи, служил церковнославянский язык. Таким образом, в средневековье Молдавское княжество обладало всеми необходимыми компонентами государственности, которые обслуживали его внутренние и внешнеполитические потребности, обеспечивали территориальную целостность.

Молдавское княжество, как известно, территориально было окружено более сильными соседями, и это вынуждало его постоянно вести борьбу с ними за сохранение своей независимости. Эта борьба победоносно ярко проявилась в годы правления Стефана III (Великого), при котором Молдавия достигла своего наивысшего расцвета. Однако, уступая силе, молдавские господари были вынуждены признавать себя вассалами Венгрии и Польши, а затем и Османской империи, которая с конца 30-х годов XVI в. целиком подчинила себе княжество.

После утверждения в Молдавии турецкого владычества она лишилась статуса независимого государства, хотя и продолжала сохранять прежнее государственное устройство и местное управление, а также автономию православной церкви с подчинением ее непосредственно Константинопольской патриархии. Турецкие власти превратили Молдавию в свою данницу, стремясь получить от нее максимальную экономическую, военно-политическую и другие выгоды. Для княжества была установлена постоянно возраставшая дань (харач). Иногда султан требовал дополнительной дани, а отказ ее платить стоил господарю трона. Кроме уплаты харача существовали еще необходимые подарки, взятки, которые получали султан и его приближенные, а также чиновники. Нередко они превышали размеры основной дани.

С прекращением династии Мушатинов Порта, начиная с середины XVI в., превратила молдавский престол в предмет купли-продажи. Документ (фирман) на правление страной получал теперь тот претендент, который обязывался платить за него наибольшую дань, был более щедр на всякие подарки и другие различного рода подношения султану и его камарилье. Платежи и поборы постоянно возрастали. Участившаяся смена господарей, в чем были заинтересованы турки,

получавшие при этом деньги, явилась настоящим бедствием для страны и ее народа, который метко охарактеризовал это явление поговоркой: «Смена господарей - радость безумцев».

Наряду с уплатой дани Молдавия была обязана поставлять в Турцию продукты сельского хозяйства, снабжать ее скотом, зерном, маслом, сыром, медом, воском, а также давать корабельный лес, лошадей для турецкой конницы и др. Княжество, по выражению самих турок, было превращено в их кладовую. Помимо уплаты тяжелых налогов господари вынуждены были предоставлять свое войско для участия в турецких походах, поставлять Порте рабочую силу, строительные материалы и транспортные средства для укрепления и ремонта крепостей, дорог. Турки поставили государственный аппарат Молдавии на службу своим собственным экономическим и военно-политическим интересам.

Настоящим бедствием для страны являлись грабежи со стороны турецких и татарских орд при их следовании через Молдавию, а также во время постоев на ее территории. Вот как описывает один из таких постоев конца XVII в. летописец Ион Некулче: «Татары вошли в страну, как волки в стадо овец, и обосновались на зимовку у христиан по селам, расположенным от Прута до Днестра и выше... Татары - это ненасытные волки, они грабят, заполоняют, избивают и мучают христиан... Татары едят только говядину и баранину, так что невозможно насытить их... Татары поели все ... и хлеб, и живность и ограбили всех до нитки». Красноречивая картина.

Установление османского владычества в Молдавском княжестве пагубно сказалось на общественно-политической и экономической жизни страны. Хозяйство в этой плодородной местности развивалось мучительно медленно и приходило в упадок. Многие жители турками и татарами были угнаны в неволю.

Большим злом тяжелого турецкого господства в княжестве явилось постоянное сокращение его территории. Это происходило, в частности, тогда, когда турками создавались укрепленные крепости Килия, Белгород, Бендеры и Хотин, которые стали называться райями и вместе с прилегающими к ним землями передавались непосредственно под власть султана. Здесь упразднялось прежнее управление и устанавливались османские порядки. В 1774 г. Австрия захватила ряд северных уездов княжества (Буковину). По подсчетам исследователей, к началу XIX в. по сравнению с XV в. у княжества было изъято уже более 1/3 его территории.

В условиях османского господства произошли замедление экономического и социального развития Молдавии, ограничение и ослабление основных функций ее государственности, что сделало саму государ-

ственность весьма эфемерной. Турецкие власти превратили ее из инструмента служения молдавскому народу в орудие его еще большего угнетения и эксплуатации.

Жители края и прежде всего крестьянство, на плечи которого ложились основные непомерные тяготы турецкого гнета, а также другие категории населения не мирились со сложившимся положением и постоянно выступали против угнетателей. Не раз на помощь им приходили отряды запорожских казаков с Украины. Успешно вели освободительную политику и борьбу против османских поработителей молдавские господари Стефан III Великий, Иоанн Вода Лютый, Дмитрий Кантемир и другие. Однако силы, естественно, были неравными, и освободиться самим от османского гнета было нереально. Наиболее мудрые из господарей стали обращаться за помощью к России, с которой у молдаван было немало общего в культуре, обычаях, традициях, общей была христианская религия - православие. Молдавско-русские взаимоотношения были тесными. Стефан III Великий в 1463 г. сделал первый шаг к сближению с Русским государством, женившись на сестре киевского князя, а его дочь Елена в 1483 г. вышла замуж за сына русского князя Ивана III. Со временем укреплялись политические, дипломатические, церковные и другие связи.

После воссоединения Украины с Россией у молдаван возникло стремление освободиться от османской зависимости с помощью России. Это способствовало формированию в боярской среде прорусской ориентации. В 1654 г. господарь Георге Стефан направил в Москву своего гонца с просьбой о принятии Молдавии в русское подданство. С подобной просьбой в 1711 г. Дмитрий Кантемир обратился к царю Петру I, который в своем ответе - «Дипломе и пунктах» - предусматривал освобождение княжества от османской зависимости, фиксировал его принятие под покровительство России, возвращение ему отобранных турками земель, освобождение от уплаты дани Порте, закрепление господарского престола в Молдавии за династией Кантемиров и т. д. До начала XIX в. Молдавия более десяти раз обращалась к России с просьбой о ее принятии «под высокую руку царя». Однако международная обстановка в тот период не позволила в конечном счете осуществиться этим планам.

Русско-турецкие войны XVIII в., в которых, кстати, на стороне русской армии участвовали молдавские воинские подразделения и волонтеры, ослабляли Османскую империю. Это создавало благоприятные условия для освобождения княжества. В результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. и по условиям последовавшего затем мирного договора от 16 мая 1812 г. территория Днестровско-Прутского междуречья, составлявшая более половины (55 %) Молдавского княжества,

отошла к России и в дальнейшем стала называться Бессарабией. Остальная часть княжества оставалась под турецким владычеством вплоть до объединения с Валахией и образования Румынского государства.

Включение Бессарабии в новую государственно-политическую систему кардинально изменило дальнейшие социально-экономические, политические и демографические условия развития края и его населения. Эта территория стала составной частью единого централизованного Российского государства, которое, опираясь на поддержку местного привилегированного слоя общества, осуществляло организацию экономической и общественно-политической жизни, а также старалось унифицировать социальную и национально-культурную специфику здешнего населения в соответствии с общероссийскими нормами жизни. Это происходило постепенно. Вначале, с 1813 г., край управлялся в соответствии с «Правилами временного правления Бессарабии». Здесь было создано областное правительство во главе с молдавскими боярами, молдавскими и русскими чиновниками (в соотношении 7:5). Делопроизводство велось на русском и молдавском языках. Всеми делами внутреннего управления краем ведал гражданский губернатор, являвшийся также руководителем областного правительства, которое в своей практике опиралось на древние, неписанные «обычаи земли» и некоторые бытовавшие на территории Молдавского княжества статьи уголовного права.

В 1816 г. для управления Бессарабией была учреждена должность полномочного наместника, который осуществлял верховную власть. В соответствии с «Уставом образования Бессарабской области 1818 г.» в крае был создан Верховный Совет при наместнике и областной суд. Совет стал обладать высшей административной и судебной властью. Делопроизводство по-прежнему осуществлялось на молдавском и русском языках. Областное и местное самоуправление оставалось в руках молдавских бояр.

С начала 20-х годов усилилась тенденция на дальнейшее ограничение, а затем и ликвидацию особенностей местного административного устройства Бессарабии. Законом «Учреждение для управления Бессарабской областью» (1828 г.) были упразднены автономные начала, и взамен установлена общероссийская модель административного устройства и управления краем. Позднее Бессарабия превратилась в обыкновенную российскую губернию с общерусскими губернскими учреждениями, общегосударственной налоговой системой и т.д. В связи с этим, а также с изменением демографической ситуации в крае, число лиц молдавской национальности среди чиновничества в управленческих структурах сократилось до 53,2 % в 1819 г., до 15,6 % в 1850 г.

К 1900 г. число их несколько возрастает - до 18,7 % и до 20,4 % в 1910 г. Делопроизводство стало вестись только на русском языке, хотя в 1835 г. молдавский язык вновь был восстановлен на 7-летний срок. Между тем, местные особенности некоторое время еще сохранялись, и прежде всего, в судебных учреждениях, которые руководствовались местным обычным правом и некоторыми общемолдавскими узаконениями, а по ряду гражданских дел, например, о наследовании, эти особенности сохранялись вплоть до XX в.

Таким образом, в течение двух первых десятилетий после присоединения Бессарабии к России на большей, восточной части Молдавского княжества национальная государственность молдаван была утрачена, хотя отдельные ее элементы еще сохранялись в течение некоторого времени. Эта территория в составе Российского государства в последующий период прошла свой новый путь хозяйственного оживления, социально-экономического, политического и этнического развития. Молдавская государственность же на территории Запрутской части Молдавского княжества, еще томившейся под властью Оттоманской Порты, сохранилась вплоть до 1862 г., а затем, в связи с образованием Румынского государства, она была упразднена и здесь. Как видим, молдавская национальная государственность, возникшая в средневековье, просуществовала более 500 лет, а затем в силу различных исторических обстоятельств была утеряна.

К началу XIX в., особенно после выселения в Крым в ходе русско-турецкой войны 1806-1812 гг. буджакских татар, Пруто-Днестровское междуречье и левобережное Приднестровье, где позднее формировалась молдавская нация, были слабо заселенными территориями. Об этом свидетельствуют русские путешественники той поры. Опальный А.С. Пушкин, в начале 20-х годов XIX в. высланный в Бессарабию, охарактеризовал ее так: «Сия пустынная (курсив мой - В.Ц.) страна священна для души поэта, она Державиным воспета и славой русскою полна». В ней в 1812 г. проживало около 240 тысяч человек, в т.ч. молдаване, русины, малороссы, великороссы, евреи, греки, армяне, болгары, гагаузы, цыгане и др.

Малочисленность населения края, плодородие и обилие свободных земель, а также льготы царского правительства для переселенцев способствовали быстрому его заселению после 1812 г. Сюда устремилось множество беглых крестьян и казаков из Малороссии, центральных и южных губерний России, спасавшихся от крепостного гнета, рекрутской повинности и религиозных преследований, а также выходцы из Запрутской Молдовы, задунайские переселенцы. Кроме стихийной колонизации царское правительство осуществляло из тех же густонаселенных губерний и официальное переселение на бессарабские

земли государственных крестьян и других категорий населения. К 60-м годам XIX в. в Бессарабии уже находилось около 300 тысяч только беглых крестьян. Правительственная колонизация осуществлялась также за счет иностранных граждан. Среди них были болгары, гагаузы, представители других национальностей, спасавшиеся от тяжелого турецко-фанариотского гнета. Наиболее многочисленными из них были болгары и гагаузы, число которых с 11 тыс. в 1816 г. возросло до более чем 64 тыс. в 1841 г. Усилиями властей восточная часть Буджака стала заселятся немцами-колонистами. Их численность к 60-м годам достигла 26 тыс. человек. В первой половине XIX в. в Бессарабии стали селиться также греки, сербы, поляки, французы и др.

Левобережная часть молдавского Приднестровья, отошедшая в 1791 г. по условиям Ясского мира к России и слабозаселенная в связи с удалением оттуда еще раньше татар-кочевников, тоже интенсивно стала заселяться великороссами, малороссами, молдаванами, а также иностранцами. Здесь колонизация, как и в Бессарабии, происходила стихийно и быстро. Примером тому может служить Тираспольский уезд, население которого с 19,1 тыс. в конце XVIII в. возросло до 50 тыс. в середине XIX в.

За счет естественного прироста, правительственной и стихийной колонизации население Бессарабии с 240 тыс. человек в 1812 г. возросло до 990 тыс. в 1856 г., в т.ч. горожан за 1819-1859 гг. - с 43 тыс. до 196 тыс. человек. К концу XIX в. все население Бессарабии увеличилось почти до 2 млн., а к 1914 г. - до 2,5 миллионов жителей, в т.ч. в Кишиневе, например, - с 7 тыс. в 1812 г. до 116,5 тыс. в 1913 г., или почти в 17 раз. Из крайне слабозаселенного района в 1812 г., плотность населения которого составляла 12 человек на кв. версту, Бессарабия превратилась к началу XX в. в один из самых освоенных и богатых демографическими ресурсами районов России. В 1917 г. она входила в десятку самых густонаселенных губерний страны с плотностью населения 70 человек на кв. версту. Причем темпы прироста населения здесь в 1812-1861 гг. были в два раза выше, чем в России (не говоря уже о времени османского господства), при этом во второй половине XIX в. оно увеличивалось, главным образом, за счет естественного воспроизводства.

Существенно повлияли эти процессы и на изменение этнического состава населения. Удельный вес молдаван с 1817 по 1859 г. значительно сократился: с 78,2 % до 54,9 %, в то время как доля других этнических групп заметно возросла: малороссов - с 12,4 до 19,4 %, болгар и гагаузов - с 3,9 до 8 %, великороссов - с 2 до 3,7 %, немцев - с 1,6 до

2,3 %. Примерно то же самое происходило и в левобережном Приднестровье.

К началу второй половины XIX в. этнический состав населения в крае стабилизировался. Здесь проживали молдаване, украинцы, русские, евреи, болгары, гагаузы, поляки, немцы, цыгане, греки, армяне и др. Города и большинство сел фактически были многонациональными. Это способствовало укреплению межэтнических контактов, сближению и взаимообогащению культур, традиций, образованию некоей полиэтнической общности - «бессарабцы».

Нахождение Бессарабии, как и левобережного Приднестровья, в составе Российского государства, стоявшего на более высокой ступени общественно-экономического развития, нежели Османская Турция, особенно после буржуазных реформ в России во второй половине XIX в., обеспечило ей возможность быстрого развития по капиталистическому пути. Шло увеличение товарного производства в крае, укрепление его связей с общероссийским и зарубежным рынками. Формировались молдавская буржуазия и пролетариат, главным образом, в сфере аграрного производства.

Развитие товарного производства, различных видов транспорта, усиление торговых и экономических связей между экономическими агентами края, сезонная трудовая, в том числе межсельная и межрайонная миграция населения, как и другие факторы, разрушали заскорузлые феодальные перегородки между населенными пунктами, категориями граждан, отдельными людьми, стирали диалектные различия в языке, элементах культуры и проч. Укреплялись культурные и общественно-политические связи народов нашего края с Россией. Многие уроженцы Бессарабии получали образование в российских учебных заведениях, «варились» в общероссийском котле жизни. В целом же формирование молдавской буржуазной нации протекало в XIX - начале XX в. в условиях многонационального состава населения. Этническое разнообразие способствовало усвоению молдаванами самых различных элементов материальной и духовной культуры, образа жизни, производственного опыта и верований, традиций многих народов, как, кстати, и наоборот, не теряя, а обогащая их собственный опыт и культуру.

Все это, способствуя созданию полиэтнической территориальной общности в крае, неизбежно пробуждало у молдаван, как и у других этносов, и прежде всего у их немногочисленной интеллигенции, чувство национального самосознания. Именно среди интеллигенции все чаще стали обсуждаться вопросы образования на родном языке, издания молдавской прессы и литературы, расширения сферы использования молдавского языка в обществе.

В ходе русской революции 1905-1907 гг. эти вопросы получили более настойчивое звучание в обществе. В декабре 1905 г. Бессарабское

губернское земство принимает решение о необходимости преподавания молдавского языка в начальной школе. Вскоре в крае появляются национальные политические организации, начинают издаваться на молдавском языке журналы и газеты: «Басарабия», «Молдованул», «Кувынт молдовенеск», «Гласул Басарабией» и др. В них находят отражение идеи национального единства, публикуются произведения молдавских писателей и т.п. В условиях оживления политической жизни в период первой русской революции и позднее активно продолжается процесс формирования молдавской нации. Он завершился к 1917 г., когда в обществе уже появились и стали активно действовать буржуазные национальные партии, и когда в национальное движение активнее стали втягиваться крестьяне, представители других слоев населения.

Молдавская нация, таким образом, сложилась на территории ПрутоДнестровского междуречья Молдавского княжества, вошедшего в 1812 г. в состав Российского государства, и находившихся там же с конца XVIII в. районов левобережнего Приднестровья, где компактно проживало молдавское население. Эта общая территория позднее получила название Молдавия, где происходило формирование и развитие молдавской нации. Она унаследовала традиции средневековой Молдавии, а также вековой опыт ее проживания на заключительном этапе своего формирования в многонациональном российском пространстве с новыми для нее социально-экономическими и общественно-политическими условиями и иным, чем прежде, этнокультурным окружением. Все это в последующее время не прошло бесследно при выборе путей дальнейшего развития края, знаковых государственно-политических решений и т.д.

С началом Первой мировой войны в Молдавии стало нарастать социальное недовольство трудового народа. Февральская революция 1917 г., свергшая самодержавие, не смогла, однако, решить ряд злободневных вопросов: о войне и мире, о земле, о праве народов на свою национальную государственность и национальное самоопределение. Тем не менее, она ускорила рост революционного сознания людей. Все чаще в обществе, кроме политических и социально-экономических, стали обсуждаться вопросы о создании национальных школ, расширении сферы применения национальных языков и др.

Боязнь революционных действий крестьянства и других слоев трудового народа, усиление влияния Советов, как властных структур, на население, а также неспособность органов Временного правительства контролировать ситуацию в крае побудили Молдавскую национальную партию, выражавшую интересы национальной буржуазии, заручиться поддержкой военных сил. На созванном 20 октября 1917 г. военно-

молдавском съезде, который не выражал волю большинства населения края, было принято решение, что до проведения всеобщих выборов в Учредительное собрание надо сформировать Сфатул Цэрий (Совет страны). Он начал работать 21 ноября того же года, а уже 2 декабря 1917 г. провозгласил образование Молдавской Демократической Республики в составе демократической России. Так была осуществлена попытка возрождения молдавской государственности на территории Пруто-Днестровского междуречья. Однако это было сделано не с той целью, чтобы помочь молдавскому народу в обретении своего национального жизнеустройства, а для того, чтобы отмежеваться от революционных событий в России. Об этом откровенно рассказал 6 декабря того же года на заседании Сфатул Цэрий один из его руководителей Ион Инкулец: «Волна анархии (так власти называли борьбу крестьян за землю - В.Ц.) заставила нас обьявить республику» (курсив мой - В.Ц.). Весьма красноречивое признание. Между тем, историческая память народа о своей многовековой государственности в прошлом и реальная возможность ее возрождения после Октября соответствовали чаяниям молдаван.

У лидеров МДР не было должного единодушия в определении дальнейшей ее судьбы. Одни из них желали видеть ее в составе России, как это и было записано в документе об ее провозглашении, другие -самостоятельность, третьи, вопреки воле большинства населения, - в составе королевской Румынии. Судьбу же фактически оккупированной в январе 1918 г. румынскими войсками МДР, в конечном счете, решили румынские администрация и военные, вынудив членов Сфатул Цэрий в конце марта 1918 г. проголосовать за условное, а в ноябре того же года - за безусловное присоединение Бессарабии к Румынии с потерей статуса автономии.

Таким образом, национальная государственность молдавского народа, провозглашенная 2 декабря 1917 г., не успев еще твердо стать на ноги и окрепнуть, не обладая достаточной силой, в начале своего возрождения была утрачена.

По-настоящему же возрождение национальной государственности молдавского народа произошло несколько позднее, в 1924 г., на территории левобережья Днестра, где компактно проживало молдавское население. И это было связано с тем, что с победой Октябрьской революции в 1917 г. народы Советской страны получили реальную возможность строить свою национальную государственность. Это происходило в национальных регионах большой страны в сложных условиях становления и укрепления новых органов власти, восстановления и реконструкции на социалистических началах народного хозяйства и культуры, в условиях, когда не хватало должного опыта и достаточ-

ных средств. Но разбуженная революцией энергия масс воодушевляла их строить новое общество.

После того как стало очевидным, что создание молдавской государственности на всей территории проживания молдавской нации в ближайшее время нереально, все чаще стал подниматься вопрос о ее возрождении на территории левобережья Днестра. Учитывая опыт государственного строительства в стране, группа политических деятелей: Г.И. Котовский, П.Д. Ткаченко, Д. Дик и другие - направила докладную записку в адрес ЦК РКП(б) и ЦК КП(б)У с обоснованием неооб-ходимости создания Молдавской Советской Республики. Идею сразу же поддержал видный политический и государственный деятель Советского государства, молдаванин по национальности М.В. Фрунзе, который на докладной записке поставил свою резолюцию: «Я лично - за, с тем, чтобы Молдавская республика была включена в состав УССР».

Уже с начала марта 1924 г. в левобережных районах Днестра с молдавским населением, а также во многих городах СССР стали проводиться собрания и митинги, на которых граждане, в том числе бессарабские беженцы, горячо поддерживали вопрос о создании молдавской государственности, причем некоторые из них связывали его с освобождением самой Бессарабии. Активную работу в этом направлении проводила созданная при молдавской секции Одесского губернского комитета Компартии Украины газета «Плугарул Рош» («Красный пахарь»). В течение нескольких месяцев граждане достаточно широко и убедительно высказывали свое мнение по данному вопросу и принимали соответствующие решения, а пресса широко освещала этот процесс. К примеру, 17 августа 1924 г. жители села Кошница Дубос-сарского района приняли следующее решение: «Мы, рабочие и крестьяне с. Кошница, заслушав доклад о национальной политике Советской власти, постановили единогласно: ... Советская власть самая справедливая из всех, которые существовали до сих пор на земле... Великая Октябрьская революция кроме того, что освободила нас от рабства, также принесла с собой право разговаривать на родном языке, иметь школы на родном языке и т. д. Мы просим высшие советские органы пойти нам навстречу в деле организации МССР». А вот что писала по этому поводу газета «Известия» от 23 августа 1924 г.: «Движение молдавского населения в пользу образования Молдавской республики разрастается, охватив буквально все Приднестровье. В молдавских селах Тея, Глиное, Токмазея, Слободзея и Григориополь состоялись большие сходы молдаван, вылившиеся в манифестации, настойчиво требовавшие организации Автономной Молдавской Республики... Энтузиазм молдавского населения неописуем».

В течение лета и в начале осени 1924 г., наряду с обсуждением населением вопроса о создании республики, властями была проведена не-

обходимая предварительная работа по уточнению территории и границ будущей республики, определению ее административного центра, структуры правительства, финансового состояния, подбору необходимых кадров для нее и т. д. 27 сентября 1924 г. на IV сессии Одесского губисполкома было заслушано заявление специальной делегации от сел Приднестровья, в котором, в частности, отмечалось: «В последние месяцы среди молдавского народа началось широкое движение за автономию. Движение это распространилось по всем селам Приднестровья, которые на своих сходах выносили резолюции с пожеланием автономии для молдаван... От имени молдавского крестьянства мы просим довести до сведения ВУЦИКа о наших нуждах и передать нашу просьбу о создании автономии МССР». Сессия поддержала эту просьбу.

12 октября 1924 г. III сессия Всеукраинского Центрального исполнительного комитета в присутствии представителей иностранных государств и делегаций рабочих и крестьян Молдавии постановила «образовать в составе Украинской Социалистической Республики Автономную Молдавскую Социалистическую Советскую Республику». Западная граница МАССР устанавливалась по государственной границе СССР, т. е. по реке Прут. Здесь проявилась позиция Советского государства, которое не признавало оккупацию Бессарабии Румынией, где проживало большинство молдавского населения, и поэтому Днестр считался не границей, а лишь демаркационной линией. Вся полнота власти до созыва съезда Советов в республике концентрировалась в руках Временного революционного комитета (Ревкома). Информация о создании Молдавской республики широко комментировалась в союзной и зарубежной прессе.

В состав образованной Молдавской республики вошли 11 административных районов (Ананьевский, Бирзульский, Балтский, Григориополь-ский, Дубоссарский, Каменский, Красноокнянский, Крутянский, Рыб-ницкий, Слободзейский, Тираспольский). Первой столицей республики стала Балта (с 1929 г. - г. Тирасполь). «Молдавская АССР, - говорил Г.И. Котовский, - это то, что страстно желал весь трудовой народ Молдавии не только по эту, но и по ту сторону Днестра. МАССР - это то, чего добивался трудовой народ Молдавии за долгие годы своей упорной борьбы». По данным Всесоюзной переписи населения, на 17 декабря 1926 г. в МАССР проживало 572,3 тыс. человек, в том числе молдаване составляли 172,4 тыс. (30,13 %), украинцы - 277,5 тыс. (48,49 %), русские - 48,9 тыс. (8,54 %).

19 апреля 1925 г. в Балте открылся I Всемолдавский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В числе 272 делегатов было 68 рабочих, 132 крестьянина, 54 служащих и 18 крас-

ноармейцев. Среди них находилось 116 молдаван, 83 украинца, 37 русских, 36 делегатов других национальностей. В работе съезда принимала участие большая группа представителей бессарабских рабочих и крестьян, а также представители других советских республик. Съезд рассмотрел ряд актуальных для республики вопросов, в т.ч. избрал верховный орган власти - Центральный исполнительный комитет, который обладал полнотой власти между съездами Советов. На первой сессии Молдавского ЦИК был избран его президиум и образовано правительство республики - Совет народных комиссаров. На первом съезде Советов была принята Конституция Молдавской АССР, которая законодательно закрепила советскую национальную государственность молдавского народа. В связи с построением основ социализма в стране в 1938 г. была принята новая Конституция республики. В виду того, что в то время большая часть молдаван находилась в Бессарабии, в составе королевской Румынии, национальная государственность молдавского народа была возрождена не на территории бывшего Молдавского княжества, а в левобережном Приднестровье, где проживала меньшая часть молдавской нации, и которое ранее не входило в состав княжества. Между тем, активное участие в подготовке, создании и деятельности Молдавской АССР и ее институтов принимали также представители Бессарабии, которые видели в ней близкую им, свою государственную власть.

Советская государственность молдавского народа явилась сильным фактором для развития его творческих сил, подъема народного хозяйства и культуры, строительства новой жизни. На всей территории МАССР были созданы органы Советской власти, привлекавшие к своей деятельности широкие слои населения для управления всеми сторонами жизни общества, преодоления его хозяйственной и культурной отсталости. В МАССР с помощью других республик в короткий срок была осуществлена модернизация общества, перестроены экономика и другие стороны жизни на социалистический лад. Промышленность и сельское хозяйство в основном были переведены на рельсы крупного машинного производства, здесь утвердились прогрессивные формы хозяйствования. Новые производственные отношения в сочетании с новыми производительными силами обеспечили прогресс жизнедеятельности и благосостояния общества.

Граждане МАССР, благодаря советской национальной государственности молдаван, за полтора десятилетия после ее создания сумели одолеть неграмотность. В небольшой республике появились школы и другие образовательные учреждения с родным языком обучения, высшие и средние специальные учебные заведения, учреждения культуры и т.п. За короткий срок в условиях Советского государства изме-

нился к лучшему уровень жизни людей, исчезла безработица, появился оптимизм в обществе. Во всем этом бесспорная заслуга советской государственности, рожденной новым социалистическим строем.

Эти процессы происходили на левобережье Днестра, в рамках МАССР. Большинство же молдаван проживало в Бессарабии, находившейся в составе королевской Румынии. Советское правительство, как и население края, не прекращало борьбы за его освобождение. К лету 1940 г. сложилась благоприятная геополитическая обстановка, позволившая мирным путем разрешить бессарабский вопрос. В результате обмена нотами между Советским правительством и правительством Румынии 28 июня 1940 г. произошло воссоединение молдавского народа в рамках Советского Союза, Бессарабия была возвращена Советскому государству - правопреемнику дореволюционной России. Население в массе своей положительно встретило факт воссоединения молдавского народа и открывавшуюся перспективу новой жизни. Об этом свидетельствуют состоявшийся 29 июня 1940 г. в Кишиневе 100-тысячный митинг горожан и жителей окрестных сел, а также массовые митинги и демонстрации в других городах и селах, где господствовало приподнятое настроение и люди одобряли происшедшее. Об этом красноречиво говорит также и тот факт, что в течение последующего месяца только из Румынии возвратилось в Бессарабию около 150 тыс. человек. Кстати, румынские власти, как правило, чинили препятствия возвращавшимся гражданам. К примеру, 30 июня в Галаце над возвращенцами домой они учинили зверское насилие, в результате которого погибло около 600 человек и еще больше было ранено.

Сразу же после 28 июня 1940 г. в бессарабских районах стали создаваться сверху донизу новые органы власти - Советы, другие структуры. С первых же дней в населенных пунктах, а также в волостях и уездах до проведения выборов в местные органы власти начали формироваться временные исполнительные комитеты Советов. Они состояли из председателя, его заместителя, секретаря и 3-10 членов исполкома. Сельские, поселковые и городские исполнительные комитеты избирались непосредственно на общих собраниях граждан населенных пунктов, составы же уездных, волостных и уездных центров назначались вышестоящими властными инстанциями. Оперативная работа в этом деле дала возможность уже к 10 июля в правобережных районах, вошедших в Молдавскую Республику, организовать около 1,1 тыс. сельских, 25 городских и поселковых, 54 волостных и 6 уездных исполкомов Советов. В их составе насчитывалось более 8 тыс. рабочих, крестьян, людей умственного труда, десятую часть из общего числа составляли женщины.

Кроме властных структур формировались также хозяйственные, судебные, социальные, культурные и другие организации. Естественно, что на первых порах было трудно делать непривычную работу, не хватало кадров, опыта. На помощь пришли специалисты, часть руководящих работников из МАССР и других братских республик, где эти кадры выросли еще в 20-е-30-е годы. Вместе с тем, для обучения выдвиженцев создавались различные курсы, на которых они приобретали так необходимые им на первых порах знания. Участие многих тысяч рядовых, порой малограмотных, а то и вовсе неграмотных граждан в создании советской государственной системы помогло им обнаружить и реализовать свой организаторский и интеллектуальный потенциал, подняло их к активной политической и общественной жизни. И в этом великая заслуга тех перемен, которые произошли в крае летом 1940 г. Функции высших законодательного и исполнительно-распорядительного органов в бессарабских районах до их выборов исполняли Верховный Совет и правительство Молдавской АССР.

После воссоединения молдавского народа на митингах и собраниях граждане сразу же стали поднимать вопрос о формировании союзной Молдавской Республики. Верховные органы МАССР поддержали эту инициативу и 10 июля 1940 г. обратились с ходатайством по этому вопросу в общесоюзные инстанции, которые также поддержали желание народа. На сессиию Верховного Совета СССР, которая обладала компетенцией решать данный вопрос, была направлена официальная делегация, в состав которой вошли депутаты Верховного Совета СССР от МАССР, а также представители наиболее авторитетных и активных граждан из бессарабских и левобережных районов Днестра будущей республики.

Перед депутатами Верховного Совета СССР выступил глава правительства МАССР Т.А. Константинов. О настроениях населения будущей республики на родном языке рассказала в Кремле член делегации, учительница из Оргеева З.А. Крэчунеску. В своем обращении к депутатам глава правительства МАССР высказал просьбу образовать МССР «из районов с преобладающим молдавским населением, входящих сейчас в Молдавскую АССР, и шести уездов Бессарабии: Бель-цкого, Бендерского, Кагульского, Кишиневского, Оргеевского и Сорок-ского... Такие уезды Бессарабии, как Хотинский, Аккерманский и Измаильский, с преобладающим по численности украинским населением, нужно включить в состав Украинской ССР. Помимо этого при определении границ союзной Молдавской Республики необходимо учесть, что в некоторых районах Молдавской АССР преобладает украинское население. Такие районы должны быть включены в состав Украинской ССР». Выступивший затем на сессии глава правительства Украины полностью поддержал эти предложения.

2 августа 1940 г. Верховный Совет СССР единогласно принял Закон об образовании союзной Молдавской ССР и принятии ее в состав СССР. В нее вошли шесть вышеуказанных уездов, а также районы: Бричанс-кий, Единецкий, Липканский и Окницкий из бывшего Хотинского уезда, Волонтировский, Вулканештский и большая часть Олонештского из Аккерманского и Измаильского уездов Бессарабии и шесть районов из МАССР - Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбниц-кий, Слободзейский и Тираспольский. Остальные районы автономной республики, а также Аккерманский, значительная часть Измаильского и Хотинского уездов, где преобладало не молдавское, а преимущественно украинское население, отошли к Украинской ССР. Столицей МССР был определен г. Кишинев. Территория союзной республики составила 34 тыс. квадратных километров, население - 2,7 млн человек, из которых примерно две трети - молдаване. Воссоединение молдавского народа и образование союзной Молдавской республики означали завершение процесса национально-государственного самоопределения молдаван.

После образования МССР предстояло создать всю систему законодательной и исполнительно-распорядительной власти, а также принять основной закон республики - ее Конституцию. Причем все это с самого начала осуществлялось на широкой демократической основе. 10 ноября в Кишиневе состоялась сессия Верховного Совета МАССР, на которой присутствовали делегации от всех правобережных уездов и районов, вошедших в МССР. Она приняла Закон о предстоящих выборах и избрала комиссию по выработке проекта Конституции республики. Право выбирать было предоставлено всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их национальности, социального происхождения, оседлости, имущественного положения и прошлой деятельности. Выборы были всеобщими, прямыми, равными, при тайном голосовании. Выборы в Верховные Советы МССР и СССР состоялись 12 января 1941 г. и прошли в обстановке большого политического подъема избирателей. Их явка на избирательные участки была очень высокой и составила 99,6 %.

В Верховный Совет МССР было избрано 266 депутатов, из них 81 рабочий, 94 крестьянина и 91 служащий. 56 % депутатов составляли молдаване. Кроме того, в Верховный Совет СССР от правобережных районов было избрано 34 депутата. На первой сессии Верховного Совета МССР, начавшей работу 8 февраля 1941 г., были избраны Президиум Верховного Совета, правительство - Совет народных комиссаров и Верховный суд республики. Сессия приняла также Конституцию Молдавской ССР, которая, законодательно закрепив происшедшие перемены в жизни края, провозгласила республику социалистическим го-

сударством рабочих и крестьян, политической основой которого являлись облеченные всей полнотой власти Советы депутатов трудящихся, а экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Важнейшей отличительной чертой ситуации, в которой возникла и находилась республика, был тот факт, что к этому времени СССР, в состав которого входила МАССР, уже достиг известных результатов в строительстве социализма, которые были закреплены в Конституции сСсР 1936 г. и Конституции МАССР 1938 г. В правобережье МССР же многое из того, что уже ранее было достигнуто, еще только предстояло осуществить. Тем не менее эти успехи, в том числе права граждан, были зафиксированы и в новой Конституции МССР. Гражданам, независимо от национальной или расовой принадлежности, обеспечивались равные права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности. Женщинам предоставлялись равные права с мужчинами. Вместе с тем на граждан возлагались также высокие обязанности: исполнение советских законов, добросовестное отношение к общественному долгу, укрепление общественной собственности, защита социалистического отечества.

Конституция МССР фиксировала также некоторые особенности развития республики. «Наряду с социалистической системой хозяйства, -гласила ее статья 9, - в Молдавской ССР допускаются частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных Законом».

Сессия Верховного Совета завершила оформление союзной Молдавской Республики с советской системой власти, которая в целом выражала и надежно защищала интересы абсолютного большинства населения. Она создала благоприятные условия для преобразования экономики, культуры, всего уклада жизни на социалистических началах.

В годы Великой Отечественной войны, явившейся не только великим бедствием, но и суровым экзаменом для страны, Молдавская ССР (с августа 1941 по март 1944 г.) временно была оккупирована фашистскими захватчиками, социалистическое государство на ее территории временно перестало существовать. Однако его верховные органы и некоторые важнейшие институты сохранились в глубоком тылу страны, всемерно способствуя победоносной борьбе советского народа против оккупантов. После начала освобождения Молдавской ССР в марте 1944 г. институты молдавской государственности были реэвакуированы и размещены в г. Сороки до полного изгнания оккупантов в августе того же года.

С началом освобождения республики все усилия Молдавского государства и его граждан были направлены на быстрейшее восстановле-

ние политической системы, народного хозяйства и культуры, осуществление социалистических преобразований в правобережных районах. Успешно решить эти задачи в короткий срок было нереально без всесторонней и повседневной помощи братских республик и Советского правительства. И эта помощь была оказана вовремя. Уже осенью 1944 г. действовали все городские, 60 районных и 1204 сельских, а в правобережных районах еще и 6 уездных исполкомов Советов, органы суда и прокуратуры. В тех сложных условиях это делалось не обычным демократическим путем их выборов, а прямым назначением членов исполкомов Советов. Однако и это было не так-то просто, ибо не хватало сколько-нибудь опытных кадров, особенно районного звена, которые компетентно смогли бы сразу взяться за дело. Поэтому неудивительно, что большинство руководителей уездных и районных исполкомов Советов составили кадры, присланные из других республик.

Для обеспечения большей результативности в деятельности местных органов власти и привлечения к их работе более широкого круга граждан при местных Советах создавались комиссии по различным вопросам, куда входили представители рабочих, крестьян и других слоев населения. К концу 1945 г. такие комиссии только при сельских Советах объединяли около 32 тыс. активистов. Под эгидой Советов для активизации населения в восстановлении экономики и культуры, в решении многих социальных вопросов в первые послевоенные годы часто проводились собрания различных категорий граждан, где обсуждались важные и наиболее оптимальные пути решения стоявших перед обществом проблем. Так, в 1945-1946 гг. были проведены районные и уездные собрания крестьян, учителей, интеллигенции, а также республиканские съезды учителей, интеллигенции, женщин, молодежи и др. Только в 1948 г. в республике состоялось более 45,7 тыс. таких собраний, где присутствовало около 9 млн. граждан.

Большую роль в укреплении всех звеньев власти в республике сыграли выборы в Верховный Совет СССР (1946 г.) и Верховный Совет Молдавской ССР (1947 г.). Впервые после войны в конце 1947 г. состоялись выборы в местные органы власти, куда народ направил в качестве депутатов 21 тыс. лучших своих представителей из разных слоев общества. Эти выборы в местные Советы укрепили доверие населения к органам власти, которые теперь уже были избраны, а не назначены, как прежде. В 1950 г. на очередных выборах депутатский корпус местных Советов обновился и возрос до 23 тыс. человек. Выборы в Советы демонстрировали не только доверие народа к избранным депутатам, они являлись для них хорошей и необходимой школой управления обществом.

Укрепление органов власти новым кадровым составом увеличил возможность властных структур всех уровней положительно влиять на

восстановительные и преобразовательные процессы в обществе. Уже к концу 1948 г. в республике был восстановлен, а по некоторым показателям даже превзойден довоенный уровень промышленного развития, к исходу 1950 г. возрождено сельскохозяйственное производство, осуществлен всеобуч, преодолена неграмотность взрослого населения, в основных чертах завершены социалистические преобразования в социально-экономической и духовной сферах жизни общества. Все эти перемены в жизни, как и прежде, нашли отражение в Конституции МССР. К примеру, 23 февраля 1944 г. Президиум Верховного Совета МССР на базе общесоюзных законов принял указы «Об образовании Народного комиссариата обороны Молдавской ССР» и «Об образовании Народного комиссариата иностранных дел Молдавской ССР». В связи с этим в Основном Законе МССР появились статьи, в которых было записано, что «Молдавская ССР имеет свои республиканские войсковые формирования», что ей предоставляется «право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями», назначать и отзывать дипломатических представителей МССР в иностранных государствах, а также принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных в МССР дипломатических представителей иностранных государств. После войны в виду расширения деятельности высших органов власти, а также для приближения их названия к обшепринятой международной практике Президиум Верховного Совета МССР, в соответствии с общесоюзным законодательством, своим Указом от 26 марта 1946 г. Совет народных комиссаров преобразовал в Совет министров Молдавской ССР.

Результаты коренных преобразований в социально-экономической и духовной сферах жизни общества на социалистических началах, завершившихся в основном в начале 50-х годов, обусловили уже в 1952 г. внесение соответствующих изменений в ряд статей Конституции республики. Так, в статье 4, где излагалась экономическая основа общества, уточнялось, что социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства утвердились «в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком». Поправки, внесенные в текст Конституции МССР в 1952 г., были связаны также с изменениями в государственном флаге республики. Вместо однотонного красного полотнища с изображением на нем советской символики был принят новый флаг красного цвета с зеленой горизонтальной полосой посередине и с той символикой, что наибольше соответствовала молдавским традициям.

В течение послевоенного десятилетия в МССР, как и во всей стране, шел постоянный процесс поиска наиболее оптимальных и эффективных структур управления народным хозяйством - возникали, преобразовывались, объединялись и упразднялись различные министерства и ведомства. И это находило непосредственное отражение в корректировке схемы государственного аппарата и неизбежно фиксировалось в Основном Законе республики. Наиболее крупным примером изменения структуры управления промышленностью и строительством в 50-е годы было образование Молдавского административно-экономического района, для управления которым был создан Совет народного хозяйства (Совнархоз). В ходе перестройки управления промышленностью и строительством был упразднен целый ряд министерств, трестов и управлений, предприятия которых, как и некоторых непромышленных министерств, были переданы в ведение Совнархоза. Эти перемены также были закреплены в Конституции МССР.

Существенные коррективы в текст Основного Закона МССР, как и других союзных республик, по демократизации общества, расширению прав республики в управлении народным хозяйством, его планированию и финансированию, в области законодательства и по другим вопросам стали вноситься с середины 50-х годов. Так, число промышленных предприятий Молдавии, находившихся в общественном подчинении, за 50-е годы сократилось примерно с одной четверти до менее одного процента. С 1957 г. Верховный Совет МССР стал издавать Закон о Государственном плане развития народного хозяйства МССР на предстоящий год. Кроме того, он непосредственно стал участвовать в формировании высших органов СССР, делегируя в состав правительства СССР председателя Совета министров МССР. Аналогичным образом в состав Верховного суда СССР стал входить председатель Верховного суда МССР. С 1958 г. к компетенции Верховного Совета МССР было отнесено законодательство о судоустройстве и судопроизводстве, принятие гражданского, уголовного, процессуального и других кодексов. Все эти конституционные изменения свидетельствовали о расширении юридической правомочности молдавской государственности. Она адекватно реагировала на реалии жизни, являясь зеркалом развития общества.

В течение последующих лет, после того как в бессарабских районах уже были осуществлены социалистические преобразования, политические, социально-экономические, культурные, демократические и другие институты республики получили благоприятные условия для своего дальнейшего благотворного и быстрого развития, улучшения жизни народа. За это время значительно возрос экономический и духовный потенциал общества. Обновилась материально-техническая

база промышленности, расширилась ее отраслевая структура. Наиболее быстрыми темпами развивались отрасли, определявшие уровень научно-технического прогресса. Производство главным образом несложных изделий и ремонтных работ уступило место выпуску современных машин и приборов. Существенно увеличилось производство электроэнергии. По ее количеству на душу населения республика превосходила среднемировой уровень в 2,2 раза. Валовой объем промышленной продукции в 1987 г. по отношению к 1941 г. возрос в 73 раза. Это был колоссальный рост. К концу 80-х годов около 320 видов промышленных изделий МССР поставляла в 67 стран мира, в т.ч. в Англию, Испанию, Канаду, Францию, ФРГ, Чехословакию и др.

Большие сдвиги произошли в развитии сельского хозяйства, которое в 60-е-80-е годы прошедшего века превратилось в высокоинтенсивное и многоотраслевое. На его долю приходилось более трети национального дохода республики. Объем его валовой продукции к концу 80-х годов по отношению к 1941 г. возрос более чем в 4 раза, а животноводства - почти в 7 раз. Аграрная отрасль полностью удовлетворяла потребности людей в продовольствии, обеспечивала кормовую базу животноводства, соответствующие отрасли промышленности республики - сырьем, а также часть своей продукции поставляла в общесоюзный фонд.

Увеличение производства материальных и духовных благ обеспечило дальнейший рост их потребления гражданами. За 1960-1990 гг. в

5,3 раза возрос национальный доход МССР. Выросли заработная плата рабочих и служащих, а также доходы колхозников. Постоянно повышалась роль общественных фондов потребления в реальных доходах населения. Из этих фондов населению республики полностью оплачивались образование, повышение квалификации, медицинская помощь, пенсии и пособия, стипендии учащимся, оплата отпусков, бесплатные и по льготным ценам путевки в санатории и дома отдыха, содержание детей в дошкольных учреждениях и др. В 1985 г. выплата населению только по льготам составила 1,9 млрд. рублей против 230,7 млн. рублей в 1960 г.

Высокая занятость населения республики в производстве, отсутствие безработицы, стабильная и надежная система социальной защиты граждан обеспечивали им вполне достойный уровень материального благосостояния. Возросли качество потребляемых материальных благ, объем жилищного строительства, бытовых и коммунальных услуг. Охрана здоровья, социальное обеспечение стали одной из важнейших забот государства о человеке. Вследствие всего этого средняя продолжительность жизни населения в Молдавии в 70-е-80-е гг. достигла 70 лет.

Значительный шаг в развитии культуры сделали народное образование, наука, литература, искусство. По многим показателям культурного уровня, в частности, по числу врачей, студентов на 10 тыс. населения, а также по стопроцентной грамотности людей, Молдавия до «перестройки» стояла выше многих развитых европейских стран.

Произошли огромные сдвиги в социально-классовой структуре советского общества. Количественно и качественно вырос рабочий класс, его удельный вес в обществе. Существенно изменились в лучшую сторону труд и жизнь колхозного крестьянства. Возросла роль в обществе советской интеллигенции. Повсеместно утвердился социалистический образ жизни.

Вышеизложенное убедительно свидетельствует о поистине эпохальном историческом прогрессе Молдавской республики в динамике своего советского развития, о достижении ею невиданного ранее уровня жизни населения в условиях социалистического строя. Именно Советское государство, в том числе и молдавская национальная государственность, его политика и упорный труд народа обеспечили исторический прогресс Советской Молдавии, высокое благосостояние ее граждан. Достижения материального производства и культуры республики получили заслуженное признание во всех уголках бывшей большой державы и за ее пределами. Молдавское государство в составе СССР прошло за всю свою историю самый яркий и плодотворный путь своего развития.

Исторический прогресс, все те эпохальные изменения, которые произошли во всех сферах жизни республики, нашли интегральное отражение и закрепление в ее главном законе - Конституции МССР 1978 г., опиравшейся на Конституцию СССР 1977 г.

В соответствии с советской традицией проект новой Конституции был разработан специальной комиссией и вынесен на всенародное обсуждение, и только затем, после учета замечаний, ее текст был принят Верховным Советом МССР.

В новой Конституции были расширены пределы конституционного регулирования общественной жизни страны, о чем свидетельствуют специальные главы в ней о политической системе общества, его социальном и культурном развитии, внешней политике и др. Был расширен и углублен также круг основных прав и свобод советских граждан, определены прочные гарантии их реализации. Так, право на труд было дополнено правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Конституция охраняла личную собственность граждан, подчеркивая при этом ее потребительский характер и противозаконность извлечения из нее нетрудовых доходов. Конституционно было закреплено также то, что

семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье и т. д.

Впервые конституционно были закреплены также важные социально-экономические права человека: право на охрану здоровья, право на жилище, право на пользование достижениями культуры, право на свободу научного, технического и художественного творчества. Были оформлены права советских граждан участвовать не только через Советы, но и через общественные организации в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, право вносить в государственные и общественные структуры предложения по улучшению их деятельности, критиковать недостатки в работе и т.п. При этом конституционно запрещалось преследование людей за критику. В новой Конституции шире и полнее, чем в подобных документах буржуазных государств, нашли отражение политические и социально-экономические права и свободы граждан, а также, и это очень важно, твердые и четкие гарантии их осуществления.

Новая Конституция расширила также круг обязанностей советских граждан. Это выразилось в том, что, кроме соблюдения действующих законов, долг защиты Отечества и укрепления социалистической собственности, граждане обязывались также оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества, беречь природу и охранять ее богатства, заботиться о сохранении исторических и культурных ценностей, о воспитании детей, содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

Важное место в Конституции занимали вопросы национально-государственного устройства. К уже имевшимся гарантиям суверенных прав союзных республик добавились новые: право на их участие в решении вопросов, отнесенных к компетенции общесоюзных органов, в т.ч. в Верховном Совете СССР и его Президиуме, в правительстве СССР и в других общесоюзных инстанциях, а также право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

В новой Конституции содержалось положение о том, что Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества и свобод граждан. Законность и правопорядок выступали неотъемлемыми признаками политической системы советского социалистичес-

кого государства. На основе новой Конституции была проведена большая работа по совершенствованию и обновлению законодательства страны с целью приведения его в соответствие с Основным Законом.

За сравнительно короткий исторический срок своего существования Советское государство, несмотря на все препятствия и трудности своего развития, суровые условия первопроходства, утвердилось в своих основных параметрах, показало свои наилучшие качества в организации нового жизнеустройства общества без эксплуатации человека человеком, в быстром росте производительных сил, в реализации социальной справедливости и обеспеченности людей, в достижении реального равенства граждан, высокого уровня их образованности и культуры. В условиях Советской власти произошло раскрепощение человеческой личности и были обеспечены возможности для ее максимального самоутверждения в обществе. Все эти достижения и преимущества были закреплены в Основном Законе страны - Советской Конституции.

Советское государство прошло через различные исторические испытания: отстояло свою независимость в годы гражданской войны и фашистского нашествия, в короткий срок преодолело тяжелые последствия военной разрухи и сделало огромный рывок в своем экономическом, социальном и культурном развитии. Однако в условиях тяжелой и неравной «холодной войны» против СССР, в результате соединения усилий зарубежных враждебных ему сил и части переродившейся советской политической элиты в центре и на местах, а также величайшей дезинформации населения, оно не выдержало и неслыханно обманным путем «прорабами перестройки» было разрушено. Колоссальное достояние большой державы, созданное не одним поколением советских людей, в одночасье было разграблено «прихватизаторами» и перешло в их частную собственность. Новая законодательная и исполнительная власть по указке некоторых западных консультантов стала энергично осуществлять перевод общества с социалистического пути на частно-капиталистический, буржуазный путь развития, не желая считаться с тем непреложным фактом, что историю вспять, по крайней мере, надолго, еще никогда и никому не удавалось повернуть, о чем свидетельствует ее же опыт.

Переход, однако, от одного типа государства к другому был осуществлен не сразу, не в одночасье. Демонтаж советской молдавской государственности начался с внесения в Конституцию отдельных статей и поправок, изменивших политический строй в республике. Так, 31 августа 1989 г. специальной статьей сложившееся в Молдавской ССР двуязычие было заменено только молдавским одноязычием, затем последовала отмена шестой статьи Основного Закона, провозглашав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шей монополию Коммунистической партии Молдавии на власть. В сентябре 1990 г. в связи с учреждением в республике поста президента в Конституцию также был внесен ряд изменений и дополнений.

21 марта 1991 г. Президиум Верховного Совета ССР Молдова принял постановление о разработке проекта новой Конституции. В его основу была положена действующая Конституция МССР. Однако кардинальная перестройка на новый лад институтов молдавской государственности началась лишь после развала СССР и провозглашения 27 августа 1991 г. независимости республики. В той сложной политической обстановке национал-радикалы, стремясь конституционно закрепить свои позиции в обществе, повлияли на ускорение разработки нового проекта Основного Закона, взяв за образец Конституцию 1991 г. соседнего государства, позаимствовав из нее концепцию, структуру и основную часть статейного материала. Дискуссия вокруг проекта Конституции, отражавшая борьбу политических сил в обществе, продолжалась до середины 1994 г., когда Основной Закон 29 июля 1994 г. был принят парламентом.

Новая Конституция провозгласила Молдову суверенной и независимой республикой, демократическим правовым государством, в котором демократия осуществляется в условиях политического плюрализма и где никакая идеология не может быть официальной государственной идеологией. Права и свободы человека трактуются в ней в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорными документами, где Республика Молдова представлена одной из сторон. В Конституции закреплена норма разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Высшим представительным органом народа и единственной высшей законодательной властью в государстве является Парламент. В Конституции сформулированы основные принципы собственности, которая охраняется государством и может быть частной и публичной. Она состоит из материальных и интеллектуальных ценностей. Рынок, свободная экономическая инициатива и конкуренция объявляются основополагающими факторами экономики. Право на социальное обеспечение и защиту граждан в Конституции сформулированно так: «государство обязано принимать (а не гарантировать (!) - В.Ц.) меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания» (статья 47 (1)). Основной закон признает и гарантирует право всех граждан республики на их этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность. Государственным языком объявлен молдавский язык на основе латинской графики. Вместе с тем признается и охраняется право на сохранение и функциони-

рование русского и других языков, используемых на территории страны.

Анализируя в совокупности содержание всех разделов и статей Конституции Молдовы, нельзя не заметить, что она отражает главные принципы жизнеустройства и правоотношений частнопредпринимательского, буржуазного общества. Так, парламентская республика, взятая за основу политической власти в Молдове, как отмечали в свое время еще В.И. Ленин в своих работах «Государство и революция» и «О государстве», а позднее современные исследователи, в т.ч. известный философ Александр Зиновьев, безусловно, является самым демократичным типом современного буржуазного государства, защищающего интересы, в первую очередь, буржуазии, то есть меньшей части общества, в то время, скажем, как советский тип государства был более демократичен, чем парламентская республика, ибо защищал интересы всех граждан. И далее, социальные и некоторые другие права человека в нынешней Конституции, такие, например, как право на труд, бесплатное обучение и медицинское обслуживание всех уровней и всего населения, на деле больше декларируются, нежели реально и в полном объеме обеспечиваются. И в этом также большое принципиальное и смысловое различие между бывшей Молдавской ССР с ее Конституцией и нынешней Республикой Молдова с ее Основным Законом. Не по этой ли причине нынешнему государству так трудно, а порой и не под силу обеспечить кардинальное решение насущных проблем всеобщей трудовой занятости населения и должного уровня его благосостояния, которые сегодня особенно тревожат общество? Не потому ли значительная и наиболее активная часть граждан вынуждена сегодня искать лучшей доли за пределами родной страны, не потому ли так быстро растет социальное расслоение в обществе и не удается сколько-нибудь существенно искоренить коррупцию?

Качество и жизнеспособность Молдавского государства, как и любого другого, определяется, помимо всего прочего, его способностью успешно решать свои внутренние и внешние проблемы и, быть может, в первую очередь, обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан. Анализируя весь многовековой исторический опыт развития Молдавского государства, можно заключить, что это удавалось ему не всегда и не во всем и зависело, в частности, от тех конкретных условий и обстоятельств, в т.ч. внутренних и внешних, в которых оно находилось. Между тем, этот опыт и в наше время, как и прежде, весьма ценен и важен. Он помогает и учит тому, к примеру, как поступать в разных исторических ситуациях при определении правильного выбора государственных приоритетов и надежных союзников. Он - верный компас и учитель жизни и в наше интересное и беспокойное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.