DOI 10.31250/2618-8619-2023-2(20)-96-109 УДК 902.02+902.66+397(571.645)
Ярослав Всеволодович Кузьмин
Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН Новосибирск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4512-2269 E-mail: [email protected]
Мои работы с Ю. В. Кнорозовым и значение его исследований 1979-1990 гг. для археологии Курильских островов
АННОТАЦИЯ. В очерке представлены воспоминания о совместных работах автора с крупнейшим советским/российским специалистом по древним системам письма и этнической семиотике Ю. В. Кнорозовым на острове Итуруп (1988 и 1990 гг.). Дан краткий обзор найденных и изученных им на о. Итурупе в 1979-1990 гг. археологических объектов и наскальных изображений. Одной из главных задач был поиск следов знаковой деятельности айнов и более древних обитателей островов, в основном в виде наскальных рисунков и знаков. До работ Ю. В. Кнорозова в 1979-1990 гг. на южных Курильских островах археологические исследования проводились спорадически, без какой-либо ясной программы. Ю. В. Кнорозов обнаружил, изучил и проинтерпретировал знаки и символы на валунах и других поверхностях Итурупа. Он также собрал значительное количество образцов на радиоуглеродный анализ, что позволило впервые создать надежный хронологический каркас древних культур южных Курильских островов. Ю. В. Кнорозову удалось найти и предварительно изучить самый древний на настоящий момент археологический памятник Курильских островов Янкито, возраст которого, по данным углеродного анализа, около 7000 лет. Подчеркивается важность заслуг Ю. В. Кнорозова в исследовании далекого прошлого южных Курильских островов и духовного мира их обитателей в древности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Ю. В. Кнорозов, Курильские острова, археология, наскальные изображения, хронология
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кузьмин Я. В. Мои работы с Ю. В. Кнорозовым и значение его исследований 1979-1990 гг. для археологии Курильских островов. Кунсткамера. 2023. 2(20): 96-109. doi 10.31250/2618-8619-2023-2(20)-96-109
Yaroslav Kuz'min
V. S. Sobolev Institute of Geology and Mineralogy of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
Novosibirsk, Russian Federation ORCID: 0000-0002-4512-2269 E-mail: [email protected]
My Works with Yu. V. Knorozov and the Importance of His Studies in 1979-1990 for Archaeology of the Kurile Islands
ABSTRACT. The article presents memories of the author's work on the Iturup Island (in 1988 and 1990) together with Yu. V. Knorozov, the prominent Soviet/Russian specialist in ancient writing systems and ethnic semiotics. A brief review of archaeological sites and rock images found and studied by him on the Iturup Island in 1979-1990 is given. One of the main tasks was the search for the traces left by Ainu and more ancient populations of the Kuriles, mainly rock images and carvings. Before works by Yu. V. Knorozov in 1979-1990, archaeological investigation in the southern Kurile Islands were conducted sporadically, without clear program. Yu. V. Knorozov found, analyzed and interpreted signs and symbols carved on the boulders and other rock surfaces of the Iturup Island. He also collected large amount of samples for radiocarbon dating, and this allowed to generate for the first time the chronological framework for ancient cultural complexes of the southern Kuriles. Yu. V. Knorozov found and preliminarily studied the Yankito 2, the oldest archaeological site in the entire Kuriles. The importance of the Yu. V. Knorozov's contribution to the investigation of the distant past of the southern Kuril Islands and the spiritual world of their inhabitants in antiquity is emphasized.
KEYWORDS: Yu. V. Knorozov, Kurile Islands, archaeology, rock images, chronology
FOR CITATION: Kuz'min Ya. My Works with Yu. V. Knorozov and the Importance of His Studies in 1979-1990 for Archaeology of the Kurile Islands. Kunstkamera. 2023. 2(20): 96-109. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2023-2(20)-96-109
Сложилось так, что я принимал участие в поездках группы под руководством Ю. В. Кнорозова в 1988 и 1990 гг. на остров Итуруп (Курильские острова), о чем хочу поделиться с коллегами и всеми, кому интересны жизнь и научные занятия «последнего гения XX века» (Ершова 2019). Безусловно, Юрий Валентинович заслуживает такого немного помпезного титула, поскольку он на примере письменности майя повторил то, что в начале XIX в. сделал Ж. Ф. Шампольон. Кроме этого, хотелось бы кратко подвести итог работ Ю. В. Кнорозова на Курильских островах с моей точки зрения как географа и геоархеолога (Кузьмин 2017). Ранее о поездке 1988 г. я очень кратко упоминал в неформально изданной книге очерков (Кузьмин 2011: 26).
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ Ю. В. КНОРОЗОВА НА ЮЖНЫХ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВАХ
Одной из главных задач Ю. В. Кнорозова на Курилах (см.: Ершова, 2019: 449-452) был поиск следов знаковой деятельности айнов и более древних обитателей островов, в основном в виде наскальных рисунков и знаков. Очевидно, что работы велись не на «пустом месте». Основу послевоенных знаний по археологии Сахалина и Курильских островов заложила в 1950-е гг. Р. В. Чубарова (Козырева). После нее с 1962 г. исследования в этой части юга Дальнего Востока России продолжил В. А. Голубев, но он не вел широких раскопок на Курилах, а ограничился в основном сбором подъемного материала и шурфовкой. Следует отметить, что до работ Ю. В. Кнорозова в 1979-1990 гг. на южных Курильских островах археологические исследования проводились спорадически, без какой-либо ясной программы. Это хорошо иллюстрирует история с поисками и изучением наскальных изображений в районе вулкана Богдан Хмельницкий на Итурупе.
Поездка группы археологов под руководством А. П. Окладникова на о. Итуруп состоялась в августе 1965 г. (Голубев 1998: 53-61). Судя по дневниковым записям непосредственного участника этой экспедиции В. А. Голубева, побывавшего здесь в первый раз в 1963 г., в кальдере (то есть вершинной части) вулкана Богдан Хмельницкий в 1965 г. было найдено много выбитых человеком изображений на валунах. Удивительно, но (насколько я знаю) нет ни одной научной статьи по результатам этой поездки (Финашина, Ворошилова 1981), за исключением вышедшего через много лет газетного очерка с кратким изложением визита на Итуруп (Окладников 1979), равно как не было ни одной публикации петроглифов, кроме обзора О. В. Яншиной с воспроизведением одной фотографии из полевого отчета В. А. Голубева 1963 г. (см.: Яншина 2009: 132, рис. 19; см. также: Голубев 1998: 18-19). Несмотря на заверения В. А. Голубева, что в кальдере вулкана в 1965 г. были найдены достаточно многочисленные (более 20) изображения на валунах, тон газетной публикации А. П. Окладникова не так оптимистичен. Хотя в его группе присутствовал профессиональный кинооператор О. Г. Максимов, не было опубликовано изображений найденных петроглифов. Остается предположить, что в реальности их могло и не быть вовсе и так называемые рисунки были лишь результатом действия сил природы. Об этом упоминали участники поездки 1965 г. (Голубев 1998: 57).
Анализ других источников о петроглифах (или знаках) в районе вулкана Богдан Хмельницкий приводит к выводу, что они найдены главным образом на берегу моря у подножья вулкана (а не в его кальдере), в устье реки Северный Чирип. В газетной статье А. П. Окладникова это место обозначено как «в самом устье Серной речки». Здесь изображения видели как участники экспедиции 1965 г. (Голубев 1998: 57; Окладников 1979), так и другие исследователи (Стешенко, Гладышев 1977: 31; табл. III).
Единственная публикация этих рисунков и их анализ принадлежат Ю. В. Кнорозову с соавторами (Кнорозов и др. 1984). Впоследствии О. В. Яншина (2009) дополнила эти сведения неопубликованными материалами из личного архива Ю. В. Кнорозова, в котором сохранились данные о рисунках на ряде других объектов Итурупа. Таким образом, именно Ю. В. Кнорозов внес важный
вклад в изучение знаков, оставленных древними жителями Итурупа (Кнорозов и др. 1984; 1986). Помимо этого, он изучал духовный мир айнов — коренных обитателей Курильских островов и Сахалина (Кнорозов и др. 1984; 1986; Кнорозов, Прокофьев 1995).
В целом роль Ю. В. Кнорозова в изучении археологии южных Курильских островов значительна. Начав исследования этого региона в 1979 г., он продолжал их вплоть до 1990 г. В состав участников первой поездки в 1979 г. входили Ю. В. Кнорозов, Ч. М. Таксами и А. Б. Спеваковский (Институт этнографии АН СССР), а также В. О. Шубин и М. М. Прокофьев (Сахалинский областной краеведческий музей) (Прокофьев 1999а). В 1982 г. на Курилах работал коллектив, в который (помимо Ю. В. Кнорозова) вошли сотрудники Ленинградского отделения ИЭ АН СССР В. И. Гуляев, Ю. Е. Берёзкин, Г. И. Дзенискевич, В. И. Хартанович, Ю. К. Чистов, Н. М. Гиренко, Е. С. Соболева (см.: Ершова 2019). В 1983 г. на о. Итурупе работал Ю. Е. Берёзкин, на о. Кунашир — Ю. В. Кнорозов и Г. Г. Ершова. В последующее годы количество участников экспедиции на Курильские острова уменьшилось. Так, в 1985 г. в составе отряда Ю. В. Кнорозова (помимо его самого) на Итурупе работали В. И. Гуляев, Н. М. Гиренко и Г. С. Авакьянц, в 1987 г. — М. М. Хасанова и А. М. Певнов (Хасанова 1989), в 1988 г. — Я. В. Кузьмин и В. Е. Балахнов. В 1989 г. на полевые работы поехали Ю. В. Кнорозов и Е. А. Глинский (по шутливому выражению Ю. В. Кнорозова, «потомок Ивана Грозного», поскольку матерью этого царя была Елена Глинская), в 1990 г. — Ю. В. Кнорозов и Я. В. Кузьмин.
Частыми участниками исследований Ю. В. Кнорозова на Итурупе были работники краеведческого музея г. Курильска Л. И. Иванов (директор) и В. А. Кашпрук (научный сотрудник), а также местные жители Э. П. Сироткин, В. Д. Грищенко и В. В. Бубнов. Ю. В. Кнорозов высоко ценил сотрудничество с краеведческим музеем г. Курильска. В случае острой необходимости членам его отряда давали возможность переночевать в музейном помещении. В экспозицию музея он презентовал находку — камень с изображением знаков медвежьей лапы и касатки (см.: Яншина 2009: 112; 131, рис. 17). В 1990 г. Ю. В. Кнорозов передал в дар Курильскому краеведческому музею уникальные экспонаты: три айнские лопаточки-икуниси («усодержатели») (Прокофьев 1999б). Любопытно, что к самому Ю. В. Кнорозову они попали как подарок от Майкла Д. Ко (Michael D. Coe), одного из крупнейших майянистов мира, подробно описавшего заслуги Ю. В. Кнорозова перед наукой (Coe 1992).
В сентябре 1990 г. состоялся последний визит Ю. В. Кнорозова на Курильские острова. С окончанием деятельности его экспедиции исследования в этом регионе резко замедлились. Междисциплинарные работы, проведенные на средних и северных Курильских островах в 2000-е гг. в рамках российско-американского проекта (Фитцхью 2020), не дали значительного приращения археологического материала и были по своей сути разведками. Их результаты до сих пор полностью не опубликованы (см., например: Gjesfjeld et al. 2019). К сожалению, Курилы до настоящего времени остаются на периферии российской и мировой археологии.
Помимо получения материалов на разрушающихся археологических памятниках южных Курильских островов, Ю. В. Кнорозов собрал значительное количество образцов на радиоуглеродный (14С) анализ. Это позволило впервые создать надежный хронологический каркас древних культур данного островного региона (Зайцева и др. 1985; Зайцева, Кнорозов 1989; Кнорозов и др. 1989; Прокофьев и др. 1989; см. также: Яншина 2021: 69; Yanshina, Kuzmin 2010; Kuzmin et al. 2012), обобщенный в статье в международном журнале Radiocarbon (Zaitseva et al. 1993). Неолитическую (то есть дзёмонскую) керамику с южных Курил Ю. В. Кнорозов разделил по орнаменту на три стиля: 1) «береговой» (4020-3000 л. н.); 2) «календарный» (3000-2500 л. н.); 3) «раковинный» (2400-2200 л. н.) (Кнорозов и др. 1989). За ними следовала керамика охотской культуры раннего железного века (моложе 2200 л. н.).
Именно Ю. В. Кнорозову удалось найти и предварительно изучить, включая получение 14С дат, самый древний на настоящий момент археологический памятник Курильских островов Янкито, датированный около 7000 14С л. н. (Кнорозов 1992; Zaitseva et al. 1993). В дальнейшем его
исследовали другие ученые (см.: Прокофьев 2003; Шубина, Яншина 2014; Kuzmin et al. 2012), подтвердившие возраст объекта (Yanshina, Kuzmin 2010). Полученные по инициативе Ю. В. Кнорозова данные по хронологии поселений Южных Курил сохраняют свою значимость и сегодня, поскольку проведенные в 2000-е гг. исследования захватили лишь центральные и северные острова Курильской островной цепи (см.: Фитцхью 2020).
Возраст нагара на керамике стоянки Мало-Курильское-1 на о. Шикотан, около 7270 л. н. (Василевский, Потапова 2017: 28; см. также: Kuzmin 2016), может быть удревнен из-за «эффекта резервуара» (см.: Кузьмин 2017: 158, 187). В последнее время появились данные о том, что самые ранние археологические памятники южных Курильских островов могут быть датированы около 7900-8100 14С л. н. и даже древнее (Грищенко и др. 2022). На мой взгляд, эти выводы нуждаются в проверке, также необходима полная публикация материалов.
В свое время остались неопубликованными 14С даты по сборам Ю. В. Кнорозова и автора в 1988 г. из местонахождения Кит-3 на озере Танковом — 2500 ± 80 л. н. (номер неизвестен; лаборатория Teledyne Brown Engineering Environmental Services, Westwood, NJ, USA) (см. также: Яншина 2021: 69), и в 1990 г. из Рейдово-1, местонахождение 4 — 4240 ± 60 л. н. (ГИН-6787). Для стоянки Касатка (сборы 1988 г. Ю. В. Кнорозова и автора) была получена 14С дата 4000 ± 100 л. н. (I-16047) (Kuzmin et al. 2012: 243).
Одним из ключевых мест работ Ю. В. Кнорозова на Итурупе стали окрестности озера Танковое на побережье Куйбышевского залива. Здесь он собирал керамику и каменные орудия, исследовал полуразрушенные погребения, галечные выкладки («бугры») и кости китов (Хасанова 1989; Кнорозов 1992). К сожалению, Ю. В. Кнорозов практически ничего не опубликовал из собранного и проанализированного им археологического материала со стоянок этой местности (см. обзор: Яншина 2021). Иногда по следам его экспедиций небольшие работы проводили М. М. Прокофьев (см.: Прокофьев 2000) и О. В. Яншина (см.: Яншина, Шубина 2015; Моисеев и др. 2019). По моим наблюдениям за геоморфологией и стратиграфией объектов в окрестностях озера Танковое в 1988 и 1990 гг. была опубликована краткая статья (Кузьмин 1991).
СОВМЕСТНЫЕ РАБОТЫ С Ю. В. КНОРОЗОВЫМ В 1988-1990 гг.
Перехожу к описанию моей работы с Ю. В. Кнорозовым в 1988 и 1990 гг. на Итурупе. Первая поездка состоялась 8-25 сентября 1988 г. В это время я проходил обучение в очной аспирантуре Тихоокеанского института географии ДВО АН СССР (г. Владивосток), и посещение Курил было неким дополнением к моим скромным тогда исследованиям геоархеологии каменного века Приморья. Мотивацией поездки стал приобретенный мною в 1982 г. на Сахалине и в 1987 г. в Приморье опыт поиска уже раскопанных археологических памятников. В условиях муссонного климата Дальнего Востока раскопы зарастают за несколько лет, и если не знаешь точно расположение стоянки (приборов GPS в те годы в России ни у кого не было), то такие поиски чаще всего оканчиваются неудачей. Самое оптимальное решение — присоединиться к тем, кто уже работал на нужных объектах. Весной 1988 г. я посетил Ю. В. Кнорозова в Кунсткамере. Мы быстро нашли общий язык и договорились встретиться осенью на Курилах или по пути к ним на Сахалине.
Перед этим я провел в августе 1988 г. небольшие рекогносцировочные работы на о. Кунашир, и 6 сентября 1988 г. встретился с Ю. В. Кнорозовым в Южно-Сахалинске (рис. 1). 9 сентября мы прибыли на о. Итуруп и приступили к обследованию уже известных ему археологических памятников. В быту Ю. В. Кнорозов был крайне непритязателен, что отмечают и другие участники поездок на Курилы (см.: Ершова 2019: 462-475, 732-734). Ко мне он относился, несмотря на разницу в возрасте и статусе, как к равному, выступая в роли старшего коллеги, но не начальника.
Основным местом работ, которые велись до 20 сентября, стал район озера Танковое (рис. 2-4). Мы проводили отбор образцов на 14С датирование из культурных слоев стоянок, в значительной степени разрушенных изначально деятельностью военных (нарушение почвенного покрова и поверхности дюн гусеницами танков и колесами автомобилей), а затем природными факторами (раздув дюн).
Во время пребывания на полевых работах в 1988 г. у нас была возможность беседовать на разные темы. Конечно, чаще всего я был слушателем, а Ю. В. Кнорозов рассказчиком. Приведу краткое изложение самых запомнившихся историй, рассказанных мне лично Ю. В. Кнорозовым, причем (насколько я могу судить) не для создания очередной легенды, как считает Г. Г. Ершова (см.: Ершова 2019: 229), а просто чтобы поделиться с молодым коллегой малоизвестными фактами.
Если речь заходила о русской истории XVIII-XIX вв., Ю. В. Кнорозов говорил: «Я неплохо знаю о временах Петра Великого и о народовольцах». Он специально изучал биографию ссыльного ученого Д. А. Клеменца (1848-1914), в свое время отошедшего от революционной организации «Земля и Воля» и впоследствии ставшего известным сибирским этнографом и археологом. О поэме А. С. Пушкина «Полтава» Ю. В. Кнорозов замечал: «Это подлинно историческое произведение, ход битвы описан согласно свидетельствам ее участников».
Когда я услышал, что Ю. В. Кнорозов был хорошо знаком с Л. Н. Гумилёвым, с которым они некоторое время вместе работали в Музее этнографии народов СССР, у меня невольно вырвался вопрос: «А с Анной Андреевной [Ахматовой] Вы встречались?». «Да. Как-то пришли мы к Лёве Гумилёву домой (он в это время проживал вместе с матерью) подвыпившие, а я где-то головной убор потерял. Она мне свой берет подарила» — «А как она выглядела?» — «Мужеподобная дама!» Я рассказал это своим коллегам во Владивостоке, и одна из них, выпускница Ленинградского университета и поклонница творчества Ахматовой, усомнилась в правдоподобии такого описания. Во время встречи в 1990 г. я повторно задал этот вопрос Ю. В. Кнорозову и получил такой ответ: «Дама гренадерского облика!»
Но главным было то, что Ю. В. Кнорозов рассказал о взаимоотношениях сына (Гумилёва) и матери (Ахматовой) после окончательного освобождения первого из заключения весной 1956 г. Лагерный режим во время последнего срока Гумилёва (ноябрь 1949 г. — май 1956 г.) был не таким жестким, как до войны, и сотрудники музея (включая Ю. В. Кнорозова) вскладчину посылали ему книги, теплые носки, табак и другие нужные вещи. Но когда Гумилёв вернулся в Ленинград, мать прямо заявила ему: «Ты зачем возвратился? Я уже "Реквием" написала!» Видимо, для поэтессы целостность ее произведения была важнее факта счастливого избавления сына от смерти в тюрьме. А одна из сотрудниц музея (ранее участвовавшая в сборе посылок) возмущенным тоном заявила Гумилёву: «Лёва, Вы должны были погибнуть в лагере как мученик!»
Рис. 1. Перед отъездом на о. Итуруп, во дворе Сахалинского областного краеведческого музея. Южно-Сахалинск, 6 сентября 1988 г. Справа налево: Ю. В. Кнорозов, М. М. Прокофьев, Я. В. Кузьмин. Фото В. Е. Балахнова
Fig. 1. Before going to the Iturup Island, in the yard of the Sakhalin Regional Lore Museum. Yuzhno-Sakhalinsk, 6 September 1988. From right to left: Yu. V. Knorozov, M. M. Prokofiev, Ya. V. Kuz'min. Photo by V. E. Balakhnov
Рис. 2. Ю. В. Кнорозов у полуразрушенной
галечной выкладки на берегу Куйбышевского залива. О. Итуруп, сентябрь 1988 г. Фото Я. В. Кузьмина
Fig. 2. Yu. V. Knorozov at the semi-destroyed pebble mound on the coast of Kuybyshevsky Bay. Iturup Island, September 1988. Photo by Ya. V. Kuz'min
Рис. 3. Я. В. Кузьмин у галечной выкладки на берегу Куйбышевского залива. О. Итуруп, 20 сентября 1990 г.
Fig. 3. Ya. V. Kuzmin at the pebble mound on the coast of Kuybyshevsky Bay. Iturup Island, 20 September 1990
Поскольку Ю. В. Кнорозов серьезно занимался расшифровкой знаков на деревянных дощечках с острова Пасхи, как-то у нас зашел разговор о Борисе Кудрявцеве, который перед войной установил факт совпадения отдельных частей текстов на табличках, хранящихся в музеях Бельгии и Чили, а также в Кунсткамере (Кудрявцев 1949; см. также: Ольдерогге 1949). По официальной версии, Б. Кудрявцев, сделав записи о своем открытии в 1939 г., не успел их опубликовать и либо погиб на фронте в 1941 г., либо умер в эвакуации в 1943 г. в результате несчастного случая (см.: Кудрявцев 1949: 175).
А вот что рассказал Ю. В. Кнорозов о судьбе Б. Кудрявцева: «На него оказали сильнейшее давление, заявив: "Ты установил сходство, значит ты расшифровал текст. Читай его!" Подросток, естественно, этого сделать не мог. В результате, сломавшись психологически, он бросился в Неву и утонул, другими словами, покончил с собой. Для придания респектабельности после войны была создана легенда о безвременно погибшем молодом таланте». Я, естественно, усомнился в достоверности высказанной Ю. В. Кнорозовым версии, но он твердо ответил: «Это чистая правда. Многие из довоенных сотрудников Кунсткамеры этого Бориса хорошо помнят и знают подлинную историю его кончины». На мой резонный вопрос, почему же раньше никто не заметил, что тексты на табличках во многом повторяются, Ю. В. Кнорозов с горькой иронией ответил: «Ученый — разве он что-то изучает? Нет, он сразу выдвигает гипотезы!» А молодой человек со свежим взглядом увидел то, что пропустили профессионалы.
Стоит ли доверять версии Ю. В. Кнорозова? Только документы могут дать однозначный ответ, но сохранились ли они? Впрочем, для изучения древних систем письма это не так уж и важно, скорее нужно для того, чтобы не плодились мифы.
На попутном вездеходе 20 сентября мы выехали с озера Танковое на другую (тихоокеанскую) сторону Итурупа, чтобы поработать на стоянке Касатка. Она находится на берегу одноименной обширной бухты (ее японское название Хитоккапу, Нкоккари), смотрящей на бескрайние просторы Тихого океана. Именно отсюда в конце ноября 1941 г. в сторону Гавайских островов вышла в обстановке полной секретности японская эскадра адмирала Исороку Ямамото, нанесшая утром
7 декабря 1941 г. сокрушительный удар по американской военно-морской базе Перл-Харбор на Гавайских островах. В январе 1960 г. в этой же бухте от берега оторвало во время шторма и унесло в открытое море самоходную баржу с четырьмя советскими моряками, которые затем дрейфовали в Тихом океане 49 дней и были спасены военно-морским флотом США. В общем, место интересное... В плане археологии здесь находится стоянка, обследованная впервые Р. В. Чубаровой в 1956 г. (см.: Чубарова 1960). Ю. В. Кнорозов посещал окрестности этого объекта в 1987 г.
Пограничники с заставы на озере Танковое высадили нас в бухте Касатка примерно в десять часов утра и сказали, что поедут назад приблизительно в пять-шесть часов вечера. Мы с Ю. В. Кнорозовым (В. Е. Балахнов остался в лагере на Танковом) быстро нашли место стоянки, сделали зачистку, отобрали образцы на разные виды анализов, в том числе на 14С датирование (о полученной 14С дате см. выше). Примерно в четыре часа дня мы уже ждали «своих» пограничников в условленном месте. Пропустить их было невозможно: дорог в бухте очень мало. Однако ожидание явно затягивалось... Пока мы ждали вездеход, я услышал от Ю. В. Кнорозова рассказ о том, как он защищал в 1955 г. диссертацию (Кузьмин 2011: 26). Детальное описание этого события можно найти в книге Г. Г. Ершовой (см.: Ершова 2019: 228-259).
Вечерело, начал накрапывать дождь. Укрытий (кроме старого дота) поблизости не было. Поиск ночлега стал очень актуальным. Недалеко была воинская часть, куда мы и направились. Это оказались моряки. Я попросил вахтенного матроса вызвать дежурного офицера, которому сказал заранее заготовленную фразу: «Мы экспедиция. Со мной ветеран войны, лауреат Государственной премии профессор Кнорозов. Нас не забрали назад на озеро Танковое пограничники, просим пустить на ночлег!» Ответ был по-военному четким: «Проходите, поселим вас в комнате командира, он сейчас в отъезде». Только мы расположились в отдельном помещении, как тот же офицер принес чай, хлеб, масло и красную икру, чтобы мы подкрепились. А за окном в это время дождь полил как из ведра... Закусив, непритязательный Ю. В. Кнорозов воспрянул духом; у него явно было хорошее настроение. В тот год он привез с собой на Курилы диплом Географического общества США, в почетные члены которого его избрали незадолго до поездки. В комнате командира он спросил меня (во время обращения к офицеру Ю. В. Кнорозов стоял немного в стороне и не слышал мою краткую речь): «А ты сказал, что я еще и почетный член Географического общества США?» Я ответил, что по понятной причине именно этот титул не озвучил. Утром 21 сентября мы с попутной машиной вернулись в Курильск.
Через пару дней, когда Ю. В. Кнорозов съездил на озеро Танковое и вывез оттуда В. Е. Балахнова с полевым имуществом, я спросил его: «А Вы не встретили того лейтенанта-
Рис. 4. Я. В. Кузьмин у найденных на берегу Куйбышевского залива китовых костей. О. Итуруп, 16 сентября 1988 г.
Fig. 4. Ya. V. Kuzmin near the whale bones found on the shore of Kuybyshevsky Bay. Iturup Island, 16 September 1988
пограничника, которого мы так безуспешно ждали на Касатке?» — «Да, встретил. Он сказал, что в тот день они выехали рано, в одиннадцать часов вечера». Слава Богу, что мы не стали их ждать под дождем...
Когда я увидел, что Ю. В. Кнорозов собирает археологические материалы, которые так или иначе нужно потом обрабатывать, то спросил, есть ли у него в Ленинграде помощники. Оказалось, что нет. В ответ на мое предположение, что в таком центре науки и образования их можно легко найти, Ю. В. Кнорозов сказал, что это практически невозможно, поскольку они (помощники) должны сами прийти и предложить свои услуги. Любые попытки ускорить процесс, по его опыту, безуспешны. «Это как расшифровка письменности. Многие начинают у нас, но дело трудное и долгое, результат непредсказуем, а им нужно защищать диссертации. Вот и уходят, получив желаемую степень», — так он объяснил мне ситуацию. И тут же рассказал довоенный анекдот по теме.
Представьте себе секретный военный объект в Подмосковье за высоким забором. Зима, кругом сугробы. Вдоль забора, утопая по колено в снегу, ходит человек и дрожит вроде как от холода. Похож на замерзшего прохожего, а на самом деле это английский шпион. В зубе у него рация, и он морзянкой передает сведения об объекте врагам. Из-за забора в дырку за ним внимательно наблюдают три энка-вэдэшника. Самый молодой не выдерживает: «Уйдет, надо брать прямо сейчас!» Самый старый отвечает: «У меня есть приказ — живым не брать, мертвым — тоже!» — «А как же быть?» — «Надо дать ему саморазоблачиться!»
Вот такой мировоззренческий анекдот (больше я его никогда не слышал). В нем точно есть здравое зерно. Как говорится, лошадь к водопою может привести один ковбой, но и сорок не заставят ее напиться. Помощники должны сами принять решение, и тогда, возможно, что-то получится — заманивание неэффективно.
В 1989 г. 30 августа Ю. В. Кнорозов и Е. А. Глинский проследовали транзитом из Владивостока на Сахалин и далее на Курилы. Я лишь предоставил им ночлег во Владивостоке, помог погрузиться на теплоход, снабдил спальным мешком и сапогами.
В 1990 г. состоялся мой второй выезд с Ю. В. Кнорозовым на Итуруп. По приезде во Владивосток 8 сентября он заявил: «Вы официально включены в мой полевой отряд, и я оплачиваю все расходы». Оказалось, что он приехал один, а в отряде нужно иметь как минимум двух человек. Я, естественно, согласился, и занялся оформлением билетов на теплоход напрямую до Курил, минуя Сахалин. Мы покинули Владивосток 11 сентября и прибыли на Итуруп 15 сентября. Чувствовалось, что Ю. В. Кнорозов напряжен из-за сложностей семейного плана и поездка для него — некая отдушина. В этот раз мне пришлось делать короткие выезды в бухту Оля и на озеро Танковое вместе с находившимся в это время на острове М. М. Прокофьевым. Ю. В. Кнорозов пребывал в Курильске, где работал с материалами музея. На озере Танковом мы еще раз внимательно осмотрели галечные выкладки. По инициативе М. М. Прокофьева был даже проведен замер естественной радиоактивности в середине выкладки и вне ее (рис. 3), что не имело особого смысла и не дало никакого научного результата. 24 сентября я покинул Итуруп, тепло попрощавшись накануне с Ю. В. Кнорозовым и получив от него средства на проезд. Потом была еще одна краткая встреча в Кунсткамере в 1991 г., после чего наши контакты прервались.
ДИСКУССИЯ С Г. Г. ЕРШОВОЙ
В заключение несколько слов о биографии Ю. В. Кнорозова, подготовленной и изданной Г. Г. Ершовой (2019). От детального разбора меня избавляет обстоятельная рецензия на эту книгу (Мартынов 2020), поэтому отмечу в основном то, что касается лично меня.
Очевидно, что Г. Г. Ершова претендует на статус самой последовательной ученицы Ю. В. Кнорозова и даже его некоей научной «наследницы». Видимо, из желания быть чуть ли
не единственным источником информации от Ю. В. Кнорозова происходят недоверие и ревность к переданным мною в книге очерков (Кузьмин 2011) рассказам о людях и событиях, которые я от него услышал. Вот что пишет Г. Г. Ершова об истории, поведанной мне лично Ю. В. Кнорозовым:
Одна из легенд приписывается самому Кнорозову и выглядит примерно так: «Перевел я на русский язык книгу испанского миссионера Диего де Ланды и к своему ужасу обнаружил, что у майя были и письменность, и армия, и административный аппарат, значит у них было государство! А у Энгельса сказано, что майя достигли лишь состояния варварства. Попробуй в 1955 г. скажи что-нибудь против Энгельса, времена были еще сталинские! Сразу объявят "контрой" не только тебя, но и руководителя диссертации. Как быть? Мой куратор С. П. Толстов находит блестящий выход из почти безнадежной ситуации: Энгельс не владел всеми источниками по истории майя, поэтому Кнорозов не опровергает его, а вносит вклад в развитие марксизма!» Зная стиль Кнорозова и «замашки», абсолютно исключающие доверительные беседы с малознакомыми, да еще навязчивыми людьми, возникают сомнения в его авторстве относительно этого текста [курсив мой. — Я. К.] (Ершова 2019: 229).
Нужно дать несколько комментариев к выделенному курсивом пассажу Г. Г. Ершовой. Я не настолько «малознакомый» Ю. В. Кнорозову человек: с такими не выезжают вместе в поле. Достаточно посмотреть опись его архива в библиотеке Думбартон Окс (Ершова 2019: 600-610), где на с. 604 указано на существование письма на мое имя (обозначено как <Ла. К^'тт, 1988»). В отношении моей «навязчивости» — явный перебор. В 1988 г. я был аспирантом второго года, а Ю. В. Кнорозов — ученым мирового уровня. Я слушал его рассказы и истории, можно сказать, «раскрыв рот», и только иногда задавал вопросы. Впрочем, в книге Г. Г. Ершовой таких переборов, предвзятостей, искажений фактов и попыток выставить себя в выгодном свете, а некоторых действующих лиц — в отрицательном, предостаточно (см. Мартынов 2020). При этом в другом месте она пишет: «Стилистика комментария, который приводит Я. В. Кузьмин, позволяет поверить, что сведения исходили именно от Кнорозова: "Да он [Астуриас] нехороший человек! Обещал подарить мне рубашку индейцев майя, а подарил... американский свитер. Зачем он мне?"» (Ершова 2019: 274).
Значит, здесь Г. Г. Ершова допускает достоверность переданных мною слов Ю. В. Кнорозова? Скажу сразу: искажать их мне нет никакого смысла. Примерить мантию любимого ученика великого ученого, как пытается сделать Г. Г. Ершова, заманчиво, но допустимо ли для этого корректировать в свою пользу некоторые факты и события? Полагаю, что недопустимо.
Таким образом, работы, проведенные Ю. В. Кнорозовым на Итурупе в 1979-1990 гг., стали важным вкладом в археологию Курильских островов и реконструкцию духовного мира их обитателей в древности. Мне повезло прикоснуться (хотя бы кратко и частично) к этим исследованиям. Роль Ю. В. Кнорозова в истории российской и мировой науки велика, и нам необходимо иметь непредвзятые, взвешенные оценки его деятельности. Остается надеяться, что они, основанные на документальных свидетельствах, последуют в скором времени.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ДВНЦ АН СССР — Дальневосточный научный центр Академии наук СССР ДВО АН СССР — Дальневосточное отделение Академии наук СССР РГГУ — Российский государственный гуманитарный университет СахГУ — Сахалинский государственный университет ТГУ — Томский государственный университет
КУНСТКАМЕРА | KUNSTKAMERA № 2 (20) ■ 2023 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Василевский А. А., Потапова Н. В. Очерки истории Курильских островов. Т. 1: История Курильского архипелага с древнейших времен до Санкт-Петербургского договора 1875 года. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2017.
Голубев В. А. Зов угасших очагов // Краеведческий бюллетень (Общество изучения Сахалина и Курильских островов, Южно-Сахалинск). 1998. № 3. С. 5-131.
Грищенко В. А., Пашенцев П. А., Василевский А. А. Начальный неолит Курильских островов: культура длинных могил // Археология, этнография и антропология Евразии. 2022. Т. 50, № 2. С. 3-12.
Ершова Г. Г. Последний гений XX века. Юрий Кнорозов: судьба ученого. М.: РГГУ, 2019.
Зайцева Г. И., Кнорозов Ю. В. Абсолютная хронология селений на островах Итуруп и Кунашир // Проблемы краеведения (Арсеньевские чтения). Уссурийск: Уссурийский гос. пед. институт, 1989. С. 23-24.
Зайцева Г. И., Марков Ю. Н., Кнорозов Ю. В. Абсолютная хронология памятников Курильской гряды // Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Геохронология четвертичного периода», 18-21 ноября 1985 г., Москва. Таллин: Институт геологии АН Эстонской ССР, 1985. С. 87.
Кнорозов Ю. В. Селения айнов на острове Итуруп (по материалам экспедиции 1989 г.) // Материалы полевых этнографических исследований, 1988-1989 гг. СПб.: Институт этнологии и антропологии АН СССР, 1992. С. 175-178.
Кнорозов Ю. В., Зайцева Г. И., Попов С. Г., Крылов А. П. Радиоуглеродная хронология древних поселений острова Итуруп // Геохронология четвертичного периода. Тезисы докладов Всесоюзного совещания, 14-16 ноября 1989 г, Москва. Таллин: Институт термофизики и электрофизики АН Эстонии, 1989. С. 102.
Кнорозов Ю. В., Прокофьев М. М. Формула возрождения у айнов (опыт расшифровки знаков-пиктограмм на надмогильных столбах-асьни из фондов Сахалинского областного краеведческого музея) // Вестник Сахалинского музея. 1995. № 2. С. 208-221.
Кнорозов Ю. В., Соболева Е. С., Таксами Ч. М. Пиктографические надписи айнов // Древние системы письма. Этническая семиотика. М.: Наука, 1986. С. 268-295.
Кнорозов Ю. В., Спеваковский А. Б., Таксами Ч. М. Пиктографические надписи айнов // Полевые исследования Института этнографии. 1980-1981. М.: Институт этнографии АН СССР, 1984. С. 226-233.
Кудрявцев Б. Г. Письменность острова Пасхи // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 175-221.
Кузьмин Я. В. Геоморфология древних поселений центральной части о. Итуруп (Курильские острова) // Краеведческий бюллетень. 1991. № 2. С. 169-181.
Кузьмин Я. В. Странствия на нити времени: Параллели и меридианы географа. Новосибирск: Прайс-Курьер, 2011.
Кузьмин Я. В. Геоархеология: естественнонаучные методы в археологических исследованиях. Томск: Издат. дом ТГУ, 2017.
Мартынов Д. Е. «Последний гений ...», или Страна должна знать своих героев (о биографии Юрия Кнорозова) [Рецензия на кн.: Ершова Г. Г. Последний гений XX века. Юрий Кнорозов: судьба ученого. М.: РГГУ, 2019] // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2020. Т. 162, кн. 1. С. 236-250.
Моисеев В. Г., Зубова А. В., де ла Фуэнте К., Яншина О. В., Кишкурно М. С., Чикишева Т. А. Новые краниологические и палеогенетические данные к проблеме происхождения коренного населения Хоккайдо и Сахалина // Camera Praehistorica. 2019. № 2 (3). С. 137-146.
Окладников А. П. Эти загадочные знаки // Социалистическая индустрия. 1979. 8 июля.
Ольдерогге Д. А. Параллельные тексты таблиц острова Пасхи «кохау ронго ронго». Дополнение к статье Б. Г. Кудрявцева // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 222-236.
ПрокофьевМ. М. Юрий Валентинович Кнорозов (1922-1999) // Краеведческий бюллетень. 1999а. № 4. С. 138-144.
Прокофьев М. М. Бесценный дар Ю. В. Кнорозова Курильскому краеведческому музею // Вестник Сахалинского музея. 1999б. № 6. С. 88-96.
Прокофьев М. М. Раскопки древнего погребения шамана на о. Итуруп: итоги и проблемы изучения (по материалам исследований 1985 года) // Вестник Сахалинского музея. 2000. № 7. С. 286-302.
Прокофьев М. М. Керамика раннего дзёмона с южных Курил // Краеведческий бюллетень. 2003. № 1. С. 89-94.
Прокофьев М. М., Березкин Ю. Е., Зайцева Г. И. Новые радиоуглеродные определения абсолютного возраста археологических памятников о. Итуруп (Курильские острова) // Древние культуры Дальнего Востока СССР (археологический поиск). Препринт. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. С. 30-34.
Стешенко Т. В., Гладышев С. А. Древние памятники Курильских островов // Исследования по археологии Сахалинской области. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1977. С. 21-37.
Финашина Г. Н., Ворошилова Н. Г. Алексей Павлович Окладников (материалы к биобиблиографии учёных СССР). М.: Наука, 1981.
Фитцхью Б. Курильский биокомплексный проект — междисциплинарная программа исследований Северной Пасифики // Вестник Сахалинского музея. 2020. № 3 (32). С. 57-73.
ХасановаМ. М. «Захоронения» китовых скелетов на о. Итуруп // Новое в дальневосточной археологии (материалы медиевистов). Южно-Сахалинск: ДВО АН СССР, 1989. С. 52-59.
Чубарова Р. В. Неолитические стоянки на о. Итуруп (Курильские острова) // Советская археология. 1960. № 2. С. 128-138.
Шубина О. А., Яншина О. В. Предварительные итоги археологического исследования поселения Янкито-2 на о. Итурупе в 2013 г // Вестник Сахалинского музея. 2014. № 21. С. 3-47.
Яншина О. В. Наскальные рисунки о. Итуруп (по материалам полевых исследований Ю. В. Кнорозова) // Свод археологических источников Кунсткамеры. Вып. 2: Эпоха бронзы — позднее средневековье. СПб.: Наука, 2009. С. 103-132.
Яншина О. В. Могильник на озере Танковое (о. Итуруп): краткая история и результаты исследования // Camera praehistorica. 2021. № 2 (7). С. 58-81.
Яншина О. В., Шубина О. А. Новый археологический памятник в устье реки Куйбышевки на острове Итуруп // Вестник Сахалинского музея. 2015. № 22. С. 50-69.
CoeM. D. Breaking the Maya code (3-rd edit). New York: Thames & Hudson, 1992.
Gjesfjeld E., Etnier M. A., Takase K., Brown W. A., Fitzhugh B. Biogeography and Adaptation in the Kuril Islands // World Archaeology. 2019. Vol. 51, no. 3. P. 429-453.
Kuzmin Y. V. Colonization and Early Human Migrations in the Insular Russian Far East: a View from the mid-2010-s // Journal of Island and Coastal Archaeology. 2016. Vol. 11, no. 1. P. 122-132.
Kuzmin Y. V., Yanshina, O. V., FitzpatrickS. M., Shubina O. A. The Neolithic of the Kurile Islands (Russian Far East): current state and Future Prospects // Journal of Island and Coastal Archaeology. 2012. Vol. 7, no. 2. P. 234-254.
Yanshina O. V., Kuzmin Y. V. The Earliest Evidence of Human Settlement in the Kurile Islands (Russian Far East): the Yankito Site Cluster, Iturup Island // Journal of Island and Coastal Archaeology. 2010. Vol. 5, no. 1. P. 179-184.
Zaitseva G. I., Popov S. G., Krylov A. P., Knorozov Y. V., Spevakovskiy A. B. Radiocarbon Сhronology of Archaeological Sites of the Kurile Islands // Radiocarbon. 1993. Vol. 35, no. 3. P. 503-510.
REFERENCES
Chubarova R. V. Neoliticheskie stoianki na o. Iturup (Kuril'skie ostrova) [The Neolithic Sites on the Iturup Island (Kurile Islands)]. Sovetskaia arkheologiia [Soviet archaeology], 1960, no. 2, pp. 128-138. (In Russian)
Coe M. D. Breaking the Maya Code (3-rd edit). New York: Thames & Hudson, 1992.
Ershova G. G. Poslednii geniiXXveka. Yurii Knorozov: sud'ba uchenogo [The Last Genius of the 20th Century. Yurii Knorozov: the Fate of the Scholar]. Moscow: RGGU, 2019. 797 p. (In Russian)
Finashina G. N., Voroshilova N. G. Aleksei Pavlovich Okladnikov (Materialy k biobibliografii uchenykh SSSR) [Aleksei Pavlovich Okladnikov (Materials for Biobibliography of the USSR Scientists]. Moscow: Nauka Press, 1981. (In Russian)
Fitzhugh B. Kuril'skii biokompleksnyi proekt — mezhdistsiplinarnaia programma issledovanii Severnoi Pasifiki [The Kurile Biocomplexity Project - Interdisciplinary Program for Study the Northern Pacific]. Vestnik Sakhalinskogo muzeia [The Sakhalin Museum Bulletin], 2020, no. 3 (32), pp. 57-73. (In Russian)
Gjesfjeld E., Etnier M. A., Takase K., Brown W. A., Fitzhugh B. Biogeography and Adaptation in the Kuril Islands. World Archaeology, 2019, vol. 51, no. 3, pp. 429-453.
Golubev V. A. Zov ugasshih ochagov [The Call of Extinguished Fires]. Kraevedcheskii biulleten '(Obshchestvo izucheniia Sakhalina i Kuril 'skikh ostrovov, Iuzhno-Sakhalinsk) [Local History Bulletin (Society of the Study of Sakhalin and Kurile Islands, Yuzhno-Sakhalinsk], 1998, no. 3, pp. 5-131. (In Russian)
Grishchenko V. A., Pashentsev P. A., Vasilevskii A. A. Nachal'nyi neolit Kuril'skikh ostrovov: kul'tura dlin-nykh mogil [The Initial Neolithic of the Kurile Islands: Culture of Long Graves]. Arkheologiia, etnografiia i antro-pologiiaEvrazii [Archaeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia], 2022, vol. 50, no. 2, pp. 3-12. (In Russian) Khasanova M. M. "Zakhoroneniia" kitovykh skeletov na o. Iturup ["Burials" of Whale Skeletons on the Iturup Island]. Novoe v dal'nevostochnoi arkheologii (materialy medievistov) [New in Far Eastern Archaeology (Material of the Scholars of Medieval Studies]. Yuzhno-Sakhalinsk: DVO AN SSSR, 1989, pp. 52-59. (In Russian)
Knorozov Yu. V. Seleniia ainov na ostrove Iturup (po materialam ekspeditsii 1989 g.) [The Ainu Settlements on the Iturup Island (Based on Materials of the 1989 Expedition].Materialypolevykh etnograficheskikh issledovanii, 1988-1989 gg. [Materials of the Fiend Ethnographic Iinvestigations, 1988-1989]. St. Petersburg: Institut etnologii i antropologii AN SSSR, 1992, pp. 175-178. (In Russian)
Knorozov Yu. V., Prokof'ev M. M. Formula vozrozhdeniia u ainov (opyt rasshifrovki znakov-piktogramm na nadmogil'nykh stolbah-as'ni iz fondov Sakhalinskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeia) [The Formula of Resurrection among the Ainu 9the Experience of Deciphering of Signs-pictograms on the Funeral Palls from the Storage of the Sakhalin Regional Local Lore Museum]. Vestnik Sakhalinskogo muzeia [The Herald of Sakhalin Museum], 1995, no. 2, pp. 208-221. (In Russian)
Knorozov Yu. V., Soboleva E. S., Taksami Ch. M. Piktograficheskie nadpisi ainov [Pictographic Ainu Signs]. Drevnie sistemy pis'ma. Etnicheskaia semiotika [Ancient Systems of Writing. Ethnic semiotics]. Moscow: Nauka Press, 1986, pp. 268-295. (In Russian)
Knorozov Yu. V., Spevakovskii A. B., Taksami Ch. M. Piktograficheskie nadpisi ainov [Pictographic Ainu Signs]. Polevye issledovaniia Instituta etnografii. 1980-1981 [The Field Investigations of the Institute of Ethnography. 1980-1981]. Moscow: Institut etnografii AN SSSR, 1984, pp. 226-233. (In Russian)
Knorozov Yu. V., Zaitseva G. I., Popov S. G., Krylov A. P. Radiouglerodnaia khronologiya drevnikh poselenii ostrova Iturup [Radiocarbon Chronology of the Ancient Sites of the Iturup Island]. Geokhronologiia chetvertichnogo perioda. Tezisy dokladov Vsesoiuznogo soveshchaniia [Geochronology of the Quaternary. Abstracts of the All-Union Conference]. Tallin: Institut termofiziki i elektrofiziki AN Estonii, 1989, p. 102. (In Russian)
Kudriavtsev B. G. Pis'mennost' ostrova Paskhi [The Writing System of the Easter Island]. Sbornik Muzeia antropologii i etnografii. Tom XI [The Compendium of the Museum of Anthropology and Ethnography. Vol. XI]. Moscow - Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1949, pp. 175-221. (In Russian)
Kuz'min Yu. V. Geomorfologiia drevnikh poselenii tsentral'noi chasti o. Iturup [Geomorphology of the Ancient Settlements in the Central Part of the Iturup Island (Kurile Islands)]. Kraevedcheskii biulleten' [Local History Bulletin], 1991, no. 2, pp. 169-181. (In Russian)
Kuz'min Yu. V. Stranstviia na niti vremeni: Paralleli i meridiany geografa [Wanderings of the String of Time. Parallels and Meridians of Geographer]. Novosibirsk: Prais-Kur'er Press, 2011. 308 p. (In Russian)
Kuzmin Y. V. Colonization and early human migrations in the insular Russian Far East: a view from the mid-2010s. Journal of Island and Coastal Archaeology, 2016, vol. 11, no. 1, pp. 122-132.
Kuz'min Yu. V. Geoarkheologiia: estestvennonauchnye metody v arkheologicheskikh issledovaniiakh [Geoarchaeology: Methods of Natural Sciences in Archaeological Investigations]. Tomsk: Izdatel'skii Dom TGU, 2017. 395 p. (In Russian)
Kuzmin Y. V., Yanshina O. V., Fitzpatrick S. M., Shubina O. A. The Neolithic of the Kurile Islands (Russian Far East): Current State and Future Prospects. Journal of Island and Coastal Archaeology, 2012, vol. 7, no. 2, pp. 234-254.
Martynov D. E. "Poslednii genii ...", ili strana Strana dolzhna znat' svoikh geroev (o biografii Iuriia Knorozova) ["The Last Genius ...", or Country Should Know its Heroes (about the Biography of Yu. Knorozov. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriia gumanitarnye nauki [Scientific Papers of the Kazan State University. Series Humanities], 2020, vol. 162, no. 1, pp. 236-250. (In Russian)
Moiseev V. G., Zubova A. V., de la Fuente K., Yanshina O. V., Kishkurno M. S., Chikisheva T. A. Novye kra-niologicheskie i paleogeneticheskie dannye k probleme proiskhozhdeniia korennogo naseleniia Hokkaido i Sakhalina [New Craniological and Paleogenetic Data to the Problem of the Origins of Native Population of the Hokkaido and Sakhalin Island]. CameraPraehistorica, 2019, no. 2 (3), pp. 137-146. (In Russian)
Okladnikov A. P. Eti zagadochnye znaki [These Enigmatic Signs]. Sotsialisticheskaia industriia [Socialism reconstruction], 1979, 8 July.
Ol'derogge D. A. Parallel'nie teksti tablits ostrova Paskhi "kohau rongo rongo". Dopolnenie k stat'ie B. G. Kud-riavtseva [Parallel Texts on Plates from the Easter Island "Kokhau Rongo Rongo". Supplement to Paper by B. G. Kudriavtsev]. Sbornik Muzeia antropologii i etnografii. T. XI [The Compendium of the Museum of Anthropology and Ethnography. Vol. XI]. Moscow-Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1949, pp. 222-236. (In Russian)
Prokof'ev M. M. Yurii Valentinovich Knorozov (1922-1999) [Yurii Valentinovich Knorozov (1922-1999)]. Kraevedcheskii biulleten' [Local History Bulletin], 1999a, no. 4, pp. 138-144. (In Russian)
Prokof'ev M. M. Bestsennyi dar Yu. V. Knorozova Kuril'skomu kraevedcheskomu muzeiu [Yu. V. Knorozov's Priceless Gift to the Kuril'sk Local History Museum]. Vestnik Sakhalinskogo muzeia [The Sakhalin Museum Bulletin], 1999b, no. 6, pp. 88-96. (In Russian)
Prokof'ev M. M. Raskopki drevnego pogrebeniia shamana na o. Iturup: itogi i problemy izucheniia (po mate-rialam issledovanii 1985 goda [Excavations of the Ancient Burial of Shaman on the Iturup Island: Results of Problems of Study (Based on the 1985 Materials)]. Vestnik Sakhalinskogo muzeia [The Sakhalin Museum Bulletin], 2000, no. 7, pp. 286-302. (In Russian)
Prokof'ev M. M. Keramika rannego dzyomona s yuzhnyh Kuril [The Pottery of the Early Jomon from the Southern Kurile Islands]. Kraevedcheskii biulleten ' [Local History's Bulletin], 2003, no. 1, pp. 89-94. (In Russian) Prokof'ev M. M., Berezkin Yu. E., Zaitseva G. I. Novye radiouglerodnye opredeleniia absoliutnogo vozrasta arheologicheskikh pamiatnikov o. Iturup (Kuril'skie ostrova) [New Radiocarbon Dates for Archaeological Sites on the Iturup Island (Kurile Islands)]. Drevnie kul'tury Dal'nego Vostoka SSSR (arkheologicheskii poisk). Preprint [Ancient Cultures of the USSR Far East (Archaeological Search). Preprint]. Vladivostok: DVO AN SSSR, 1989, pp. 30-34. (In Russian)
Shubina O. A., Yanshina O. V. Predvaritel'nye itogi arkheologicheskogo issledovaniia poseleniia Iankito-2 na o. Iturupe v 2013 g. [Preliminary Results of Archaeological Study of the Yankito 2 Settlement on the Iturup Island in 2013]. Vestnik Sakhalinskogo muzeia [The Sakhalin Museum Bulletin], 2014, no. 21, pp. 3-47. (In Russian)
Steshenko T. V., Gladyshev S. A. Drevnie pamiatniki Kuril'skih ostrovov [Ancient Sites of the Kurile Islands]. Issledovaniia po arkheologii Sakhalinskoi oblasti [Studies of Archaeology of the Sakhalin Province]. Vladivostok: DVNTs AN SSSR, 1977, pp. 21-37. (In Russian)
Vasilevskii A. A., Potapova N. V. Ocherki istorii Kuril'skikh ostrovov. Tom 1. Istoriia Kuril'skogo arkhipelaga s drevneishikh vremen do Sankt-Peterburgskogo dogovora 1875 goda [Essays on the History of Kurile Islands. Vol. 1. History of the Kurile Archipelago from the Ancient Times to Saint-Petersburg Treaty of 1875]. Yuzhno-Sakhalinsk: SakhGU, 2017. (In Russian)
Yanshina O. V. Naskal'nye risunki o. Iturup (po materialam polevyh issledovanii Iu. V. Knorozova) [Rock Art of the Iturup Island (Based on Materials of Fieldwork by Yu. V. Knorozov]. Svod arkheologicheskikh istochnikov Kunstkamery. Vypusk 2. Epokha bronzy - pozdnee srednevekov'e [The Inventory of Archaeological sources of the Kunstkamera. Issue 2. The Bronze Age - Late Middle Ages]. St. Petersburg: Nauka Press, 2009, pp. 103-132. (In Russian)
Yanshina O. V. Mogil'nik na ozere Tankovoe (o. Iturup): kratkaia istoriia i rezul'taty issledovaniia [The Burial Ground on the Lake Tankovoe (Iturup Island): Short History and Results of Investigation]. Camera praehistorica, 2021, no. 2 (7), pp. 58-81. (In Russian)
Yanshina O. V., Kuzmin Y. V. The Earliest Evidence of Human Settlement in the Kurile Islands (Russian Far East): the Yankito Site Cluster, Iturup Island. Journal of Island and Coastal Archaeology, 2010, vol. 5, no. 1, pp. 179-184.
Yanshina O. V., Shubina O. A. Novyi arheologicheskii pamiatnik v ust'e reki Kuibyshevki na ostrove Iturup [New Archaeological Site in the Mouth of Kuibyshevka River of the Iturup Island]. Vestnik Sakhalinskogo muzeia [The Sakhalin Museum Bulletin], 2015, no. 22, pp. 50-69. (In Russian)
Zaitseva G. I., Knorozov Yu. V. Absoliutnaia khronologiia selenii na ostrovakh Iturup i Kunashir // Problemy kraevedeniia (Arsen'evskie chteniia) [Absolute Chronology of Sites on the Iturup and Kunashir Islands]. Problemy kraevedeniia (Arsen'evskie chteniia) [Problems of Local History Studies (Arsen'ev's Readings]. Ussuriisk: Ussuriiskii pedagogicheskii institut, 1989, pp. 23-24. (In Russian)
Zaitseva G. I., Markov Yu. N., Knorozov Yu. V. Absoliutnaia khronologiia pamiatnikov Kuril'skoi griady [Absolute Chronology of Sites in the Kurile Islands]. Tezisy dokladov Vsesoiuznoi konferentsii "Geokhronologiia chetvertichnogo perioda" [Abstract of the All-Union conference "Geochronology of the Quaternary"]. Tallin: Institut geologii AN Estonskoi SSR, 1985, p. 87. (In Russian)
Zaitseva G. I., Popov S. G., Krylov A. P., Knorozov Y. V., Spevakovskiy A. B. Radiocarbon Chronology of Archaeological Sites of the Kurile Islands. Radiocarbon, 1993, vol. 35, no. 3, pp. 503-510.
Submitted: Accepted: Published:
12.12.2022 18.05.2023 10.07.2023