УДК 628.171
А. А. ВАСИЛЬЕВ, Л. Н. ГОРИН, А. М. ЛОПОТКИН МОЕЧНЫЙ РАСПЫЛИТЕЛЬ
Ключевые слова: жидкостно-воздушная среда, коррозия металла, мелиоранты, распылитель, экономия воды.
Аннотация. Проведен анализ применения моечного распылителя на основе рабочего органа для внесения в почву жидких мелиорантов на участке мойки автотранспортных средств.
С появлением большого количества автотранспорта на дорогах создается необходимость проведения моечных работ с целью улучшения экологической обстановки придорожной территории.
На поверхности кузова автомобиля собираются пыль, грязь, соли агрессивных веществ (для защиты от гололеда на дорогах), пятна от ГСМ, битума и т.п., которые не только вызывают коррозию металла, но и завозятся на жилые территории.
Для устранения этого негативного фактора применяются различные способы мойки, которые зависят от мощности автотранспортных предприятий и автосервисов [2, с. 15].
Устройства и оборудование, применяемые при этом, требуют большого количества воды, в среднем 100-200 литров на один автомобиль за мойку.
С целью экономии воды предлагается использовать моечный распылитель в виде душевой рамки с принципом работы от рабочего органа для внесения в почву жидких мелиорантов [3, с. 30[3, с. 30].
Моечный распылитель содержит наружную трубку 1 с равномерно расположенными по ее длине отверстиями различного диаметра и внутреннюю трубку 2 с отверстиями. При этом в полости между трубками размещена свободно вращающаяся пружина 3. Пружина приводится во вращательное движение через переходную втулку 4 от вала электромотора 5, скрепленных соединительным винтом 6.
Устройство работает следующим образом: моющая жидкость поступает в полость, находящуюся между наружной 1 и внутренней 2 трубками, а сжатый воздух - в полость трубки 2. Внешняя 1 и внутренняя 2 трубки установлены соосно и имеют по всей длине равнорас-
© Васильев А. А., Горин А. Н., Лопоткин А. М., 2013
положенные отверстия. Диаметры с1 отверстий внутренней трубки 2 меньше диаметров Б отверстий наружной трубки 1 и пропорциональны им.
Рисунок 1 - Моечный распылитель:
1 - наружная трубка; 2 - внутренняя трубка; 3 - пружина, 4 - переходная втулка; 5 - привод электромотора; 6 - винт соединительный; 7 - стержень центрирующий.
При выходе из полости сжатый воздух начинает контактировать с моющей жидкостью, в результате взаимодействия образуется жидкостно-воздушная среда, которая равномерно и качественно по ширине захвата распыляется на поверхность кузова.
Качество распыла жидкостно-воздушной среды обеспечивается созданием разряжения в зоне взаимодействия сжатого воздуха с жидкостью.
Равномерность распределения моющего материала по ширине захвата распылителя достигается за счет гидростатического давления, создаваемого вращением пружины 3, находящейся в полости между внутренней 2 и наружной 1 трубками. Вращением пружины 3 также создаются условия для предотвращения забивания выходных отверстий наружной трубки 1 инородными включениями.
На рисунке 2 приводится предполагаемая схема расположения моечного распылителя 2 относительно автотранспортного средства 1.
В данном случае устройство располагается по периметру участка мойки. Подача сжатого воздуха может осуществляться компрессором 4, а для создания постоянного давления применяется ресивер 3. Моющая жидкость поступает в устройство самотеком из бака (емкость Мариот-та) или с помощью насоса 5.
Регулировка душевой рамки по высоте автотранспортного средства осуществляется автоматически с помощью реверсивного электропривода, оснащенного регулятором диапазона подъема рамки в зависимости от габаритных размеров автомобиля.
Рисунок 2 - Схема расположения душевой рамки относительно автотранспортного средства на участке мойки:
1 - автотранспортное средство; 2 - моечный распылитель; 3 - ресивер для постоянного давления воздуха; 4 - компрессор; 5 - насос; подвод сжатого воздуха; подвод моющей жидкости; факел распыла жидкостно-воздушной смеси.
В процессе работы распылителя образующаяся жидкостновоздушная смесь смачивает загрязнение и под действием давления, создаваемого сжатым воздухом, выносит его с поверхности кузова.
С целью создания необходимого факела распыла смеси устройство предусматривает наличие регулятора для пропорционального изменения количества жидкости и сжатого воздуха, в зависимости от степени загрязненности поверхности кузова автомобиля.
Данный моечный распылитель может применяться на различных линиях для мойки автотранспортных средств с целью экономии воды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Епифанов Л. И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. 352 с.
2. Краткий справочник металлиста. Изд. 2-е М., «Машиностроение», 1971. Авт.: проф. д-р техн. наук Малов А. Н., проф. доктор техн. наук Якушев А. И., канд. техн. наук Законников В. П. и др.
3. Патент № 2428829 Рабочий орган для внесения в почву жидких мелиорантов И. И. Максимов, А. А. Васильев, С. А. Васильев,
В. И. Максимов. Опубликовано: 20.09.2011 Бюл. № 26.
WASH SPRAY
Keywords: liquid-air environment, corroded metal, melioranty, spray, water saving.
Abstract: analysis of application of the wash spray on the basis of a working body for soil liquid ameliorants on a site of washing of vehicles.
ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доцент кафедры «Техническое обслуживание, организация перевозок и управление на транспорте», Нижегородский государственный инженерноэкономический институт, Россия, Воротынец ([email protected]).
VASILIEV ALEKSEI ANATOLIEVICH - docent of the chate «Maintenance, organization of transport and transport management», Nizhniy Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Vorotynec, ([email protected]).
ГОРИН ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ - ст. преподаватель кафедры «Техническое обслуживание, организация перевозок и управление на транспорте», Нижегородский государственный инженерноэкономический институт, Россия, Воротынец ([email protected]).
GORIN LEONID NIKOLAEVICH - Art. lecturer of chair maintenance, organization of transport and transport management, the Nizh-niy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Vorotynec (alexei. [email protected]).
ЛОПОТКИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - старший преподаватель кафедры «Техническое обслуживание, организация перевозок и управление на транспорте», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Воротынец
(alexei. [email protected]).
LOPOTKIN ALEXEY MIKHAYLOVICH - Art. lecturer of chair maintenance, organization of transport and transport management, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Vorotynec ([email protected]).