Научная статья на тему 'Модульный курс «Парадигма памяти» в пространстве современного социально-гуманитарного знания'

Модульный курс «Парадигма памяти» в пространстве современного социально-гуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
198
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЕСТА ПАМЯТИ" / МЕМОРИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / КУЛЬТУРНАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВОСПОМИНАНИЕ / ЗАБВЕНИЕ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / "MEMORY PLACES" / MEMORY STUDIES / MEMORY RESEARCH / A MEMORIAL PARADIGM / CULTURAL / SOCIAL HISTORICAL MEMORY / MEMOIRS / OBLIVION / A MODULAR COURSE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Васильев Алексей Григорьевич

В статье обосновывается актуальность и описывается методологическая база интегративного модульного курса, важного для профессионального становления студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «Культурология», «История», «Социология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular Course "a Memory Paradigm" in the Space of Modern Social-Humanitarian Knowledge

In the article the urgency is proved and the methodological base if an integrative modular course, important for professional formation of students and the post-graduate students trained on specialities "Cultural Science", "History", "Sociology" is described.

Текст научной работы на тему «Модульный курс «Парадигма памяти» в пространстве современного социально-гуманитарного знания»

Модульный курс «Парадигма памяти» в пространстве современного социально-гуманитарного знания

А. Г. Васильев

В статье обосновывается актуальность и описывается методологическая база интегративного модульного курса, важного для профессионального становления студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «Культурология», «История», «Социология».

Ключевые слова: memory studies, memory research, «места памяти», мемориальная парадигма, культурная, социальная историческая память, воспоминание, забвение, модульный курс.

Modular Course "a Memory Paradigm" in the Space of Modern Social-Humanitarian Knowledge

А. G Vasiliev

In the article the urgency is proved and the methodological base if an integrative modular course, important for professional formation of students and the post-graduate students trained on specialities "Cultural Science", "History", "Sociology" is described.

Key words: memory studies, memory research, "memory places", a memorial paradigm, cultural, social historical memory, memoirs, oblivion, a modular course.

Начиная с 1920-х гг. в социально-гуманитарном знании память начинает рассматриваться в социально-культурном измерении. В социологии и искусствознании возникли понятия коллективной и социальной памяти. «Мемориальный бум» в науках о культуре и обществе последних десятилетий привёл исследователей к выводу о том, что на сегодняшний день формируется новая парадигма социально-гуманитарных исследований, связанная с понятиями «память», «воспоминание», «забвение», взятыми в качестве социально-культурных явлений.

Поток работ, которые могут быть отнесены к области «исследований памяти» ("memory research"), в разных научных областях на протяжении 1980-90-х гг. нарастал лавинообразно. Исследования коллективной (социальной, культурной, исторической) памяти стали locus communis для социологов, историков, психологов, социальных (культурных) антропологов, литературоведов, специалистов в области теории массовых коммуникаций и т. д.

В 1990-х гг. были сделаны первые попытки осмысления состояния исследовательского поля и степени его интегрированности, было введено понятие «культурной памяти». Стало ясно, что различные явления и сферы культуры и социальной жизни - искусство и литература, политика, религия и право и т. д. - могут быть рассмотрены теперь в новой перспективе и поставлены в новую взаимосвязь. Традиционная проблематика целого ряда областей знания стала переосмысливаться в свете «мемориальной парадигмы». В

первую очередь это относится к таким дисциплинам, как культурология, история, социология.

На сегодняшний день квалифицированный специалист в любой из этих областей знания уже не может не владеть «мемориальной проблематикой». Инновационные программы подготовки в области "memory studies" постепенно вводятся в последние годы в ряде ведущих университетов Европы и США. Стандартные учебные планы и учебные пособия в западных университетах находятся в стадии разработки, подготовки и апробации. Поэтому представляется, что реализация подобной программы при подготовке аспирантов социально-гуманитарных специальностей в полной мере соответствует задачам выхода научно-исследовательского и образовательного процессов на инновационный путь развития.

Цель модульного курса состоит в изучении фундаментальных теоретико-методологических проблем, категорий и принципов «мемориальной парадигмы» для выявления её эвристического потенциала и анализа основных проблем социологического, культурологического и исторического знания.

Реализация данных интенций лежит в плоскости решения ряда задач, среди которых целесообразно выделить следующие интеракции в контексте необходимости:

— рассмотреть основные концепции культурной (социальной, исторической) памяти;

— сформировать у аспирантов знание основных понятий и принципов «мемориальной парадигмы»;

— раскрыть наиболее важные дискуссионные проблемы «мемориальных исследований»;

— показать значение «мемориальной парадигмы» для современного исторического знания;

— выявить особенности социологического анализа социальной памяти;

— изучить эвристический потенциал понятия «социальная память» для анализа социологической проблематики;

— обосновать значимость концепта культурной памяти как основания для построения исследовательской программы современной культурологии.

Реализация педагогом поставленных в рамках курса задач подразумевает инициацию у слушателя ряда когнитивных моделей, выраженных в следующих модальных категориях. Предполагается, что аспирант, как и студент-выпускник, должен:

— знать основные концепции социальной (культурной, исторической) памяти, историю изучения данных феноменов в рамках социально-гуманитарного знания, современные тенденции в их анализе, основные понятия и принципы «мемориальной парадигмы», главные направления теоретико-методологических дискуссий в данной области и пути применения подходов, разработанных в рамках «парадигмы памяти», к своему профильному специально-научному знанию;

— уметь анализировать фундаментальные и теоретико-методологические проблемы «мемориальных исследований», применять результаты этого анализа для изучения прикладных вопросов и эмпирического материала профильной дисциплины;

— владеть навыками корректного использования понятий и категорий «парадигмы памяти», осознанного оперирования основными подходами к анализу социальной (культурной, исторической) памяти, проведения собственных исследований в области истории, социологии и культурологии на основе принципов и положений «мемориальной парадигмы».

Степень овладения аспирантом данными навыками определяется, в частности, по результатам выполнения им следующих форм учебной отчетности: реферата и итогового коллоквиума.

Общий объем учебной работы, направленной на освоение курса, определен 64 часами, из которых половина отводится под аудиторные занятия (12 - на лекции и 20 - на семинары), а оставшиеся 32 - под самостоятельную работу.

Модульный курс включает четыре блока: один общий и три профильных.

Первый - «Социальная (культурная) память: концепции, дискуссионные проблемы, теоретико-методологические основания анализа» - является общим для аспирантов всех специальностей. Его содержание раскрывается преимущественно на поточных лекциях. Всего отводится по два лекционных часа на каждую из следующих тем: «Память как социокультурное явление», «Конструктивистский подход к анализу социальной памяти», «Инструменталистская перспектива изучения социальной памяти», «Динамическое направление интерпретации социальной памяти». Изучение темы «Первые исследовательские программы изучения коллективной (социальной) памяти» подразумевает, кроме двух лекционных часов, введение двух часов семинарских занятий.

Три других блока ориентированы на культурологов, историков и социологов соответственно. Это - «Изучение культурной памяти как научная программа современной культурологии», «Историческая наука и "парадигма памяти": новые вызовы и новые перспективы исследований», «Социальная память как объект и категория социологического анализа». Их изучение происходит главным образом на семинарских занятиях.

Например, рассмотрение в рамках культурологически ориентированного профильного блока «Изучение культурной памяти как научная программа современной культурологии» подразумевает семинар (по два часа на тему) как единственную форму аудиторной работы со слушателями в раскрытии лектором следующих тем: «Культура как память: семиотическая перспектива», «Социальное функционирование "образов памяти"», «Художественный образ как носитель памяти: от иконологии к культурологии», «Культурная память, культурная идентичность и границы культур», «Триумф и травма как экстремумы мемориального пространства», «Организация памяти и забвения в системе культурной политики», «Сакрализация памяти, злоупотребление памятью и "войны памяти" в современной культуре». Тема «"Культуры воспоминаний" в исторической и сравнительной перспективах» из «культурологически» ориентированного модуля осваивается аспирантами за четыре часа семинарских занятий. Вопрос за формулировкой «Культурная память: концепт и его эвристический потенциал. Культурная и коммуникативная память» рассматривается вне узуальной для данного блока семинарской формы учебной работы

- только на двух часах лекций. Соответственно, на семь тем из девяти приходится по два часа семинаров, на одну - четыре. Вкупе с двумя часами лекций по «Культурной памяти ... коммуникативной памяти» получаем два часа лекционных и восемнадцать - семинарских занятий, всего: двадцать часов аудиторной работы с аспирантами.

В социологически ориентированном профильном блоке при сохранении формулы «18+2=20» достигается более плотная проработка предметного ряда за счет сокращения числа тематических локаций. Так, из семи тем только для четырех отводится по два часа семинарских занятий: «Организация социальной памяти в перспективе "формальной социологии"», «Память и традиция в жизни общества», «Коллективная память, организационная культура и организационная идентичность», «Проблемы социологического анализа коллективной памяти». Для раскрытия двух тем («Социальные функции памяти» и «Институты и сообщества памяти») предусмотрено по четыре часа семинаров. Вопросы мемориального направления в социологии за общей формулировкой «Память в социологической мысли: классическое наследие и современное состояние» изучаются аспирантами на двух часах семинарских и двух - лекционных занятий.

Последний блок - «Историческая наука и "парадигма памяти": новые вызовы и новые перспективы исследований» - закрепляет тенденцию (при сохранении общей почасовой формулы аудиторной работы) к более полному раскрытию конкретных разделов дисциплины за счет уменьшения её дискретности. Лишь одна тема из шести - «Историческая память и историческая ответственность» - предусматривает в своем курсе только два часа семинарских занятий. Контент «Память в дискурсе современного исторического знания» прорабатывается также за два часа, исключительно лекционных. Следущие темы заявлены в форме семинаров, по четыре часа на каждую: «История как наука и как форма памяти», «Исторические трансформации форм памяти», «Носители памяти: виды и историческая эволюция», «Исторические формы мемориализа-ции и забвения».

Лекции и семинары по данному курсу могут проводиться кандидатами и докторами философских, исторических, социологических наук, культурологии, доцентами и профессорами, специализирующимися в области "memory studies" и

обладающими достаточной междисциплинарной компетентностью. На самостоятельное освоение для аспирантов составлена библиография, приведенная ниже в кратком варианте, с учетом доступности её позиций в «мировой сети».

Примечания

1. Адорно Т. В. Что означает «проработка прошлого»? // Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - URL: http://magazines. russ. ru/nz/2005/2/ado4. html

2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - URL: http://ihtika. net/?qwe=loginfromfile&zxcvb=0&filein=428240

3. Бойков В. Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // Социс. - 2002. - № 8. -URL: http://ecsocman. edu. ru/socis/msg/246170. html

4. Васильев А. Г. Философия культуры и теория социальной памяти Аби Варбурга // Научные труды МПГУ Серия: социально-исторические науки: сб. статей. - М.: Прометей, 2005. - URL: http://elibrary. ru/contents. asp?id=591990

5. Вельцер Х. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы // Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. -URL: http://magazines. russ. ru/nz/2005/2/vel3. html

6. Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти // Ab Imperio. - 2004. - № 3. - URL: http://abimperio. net/cgi-bin/aishow.

pl?state=showa&idart= 1041 &idlang=2&Code=

7. Йейтс Ф. Искусство памяти. - СПб.: Университетская книга, 1997. - URL: http://psylib. org. ua/books/yates02/index. htm

8. Историческая память в массовом сознании российского общества (результаты социологического мониторинга) // Социология власти. Вестник социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. -2003. - № 2. - URL: http://www. rags. ru/s_center/Coziologia_vlasti_2_2003. pdf

9. Историческая память: преемственность и трансформации («круглый стол») // Социс. - 2002. -№ 8. - URL: www. isras. ru/files/File/Socis/2002-08/RT_Hist_Memory. pdf

10. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. -Ч. 3. Память культуры. История и семиотика // Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. -URL: http://torrents. ru/forum/viewtopic. php?t=732150

11. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. - URL: http://www. philology. ru/literature1/lotman-92f. htm

12. Память культуры // Лотман Ю. М. Семиосфе-ра. - СПб.: Искусство-СПб, 2000. - URL: http://yanko. lib. ru/add/lotman-all. htm

13. Кнабе Г. С. Вторая память Мнемозины // Вопросы литературы. - 2004. - № 1. - URL: http://magazines. russ. ru/voplit/2004/1/knab1. html

14. Нора П. Всемирное торжество памяти // Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - URL: http://magazines. russ. ru/nz/2005/2/nora22. html

15. Попова И. М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // Социс. - 1999. - № 10. - URL: http://ecsocman. edu. ru/socis/msg/244677. html

16. Тощенко Ж. Т. Историческая память и социология // Социс. - 1998. - № 5. - URL: http://www. ec-socman. edu. ru/socis/msg/213380. html

17. Рикёр П. Память, история, забвение. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - URL: http://www. gumer. info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/index. php

18. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - URL: http://ec-dejavu. net/m-2/Memory-Nora. html (доступный с. 17-50)

19. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - URL: http://magazines. russ. ru/nz/2005/2/ha2. html

20. Чик Г. Единицы культуры // Системные исследования культуры. 2005 / науч. ред. В. С. Жидков. -СПб.: Алетейя, 2006. - URL: http://www. ecsocman. edu. ru/ons/msg/145428. html

21. Хаттон П. История как искусство памяти. -СПб.: Владимир Даль, 2003. - URL: http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/History/hatt/index. php

22. Также целесообразно использовать следующий интернет-ресурс: http://www. history. ucsb. edu/faculty/marcuse/classes/201 /CollectiveMemoryDefini tions. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.