Научная статья на тему 'Модульные педагогические технологии в преподавании дисциплины «Экономика туристского рынка»'

Модульные педагогические технологии в преподавании дисциплины «Экономика туристского рынка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИМВОЛ / СЛОВО / СХЕМА / КУОУЧ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПАРАДОКСОМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПАРАДОКСОМ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПАРАДОКСОМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ / MODULAR EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CHARACTER / WORD / SCHEME / COACH / INFORMATION LITERACY / PARADOX OF INFORMATION REDUNDANCY MANAGEMENT / PARADOX OF EDUCATION MANAGEMENT / PARADOX OF UNCERTAINTY AND VARIABILITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санфирова Ольга Владиславовна

Рассматриваются педагогические технологии как базовые категории осуществления подготовки специалистов туриндустрии. Подробно анализируются особенности и специфика отрасли. Обосновывается необходимость именно модульной вариации. Представлены примеры модульных технологий, которые прекрасно адаптируются к такой дисциплине, как «Экономика туристского рынка». Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. Основное внимание акцентируется на алгоритме действий в модульном подходе. Оно дополняется рассмотрением роли педагога в качестве коуча. Дается определение этому педагогическому понятию, приводится компетентностный уровень. Этот тезис подтверждается особенностями туристского рынка, который рассматривается как изменчивая, динамичная система. В основной части исследования представлены проблемно-тематические блоки, которые могут быть успешно реализованы в системе «coach» для формирования модуля «Стратегии управления изменениями в туристском бизнесе» в дисциплине «Экономика туристского рынка». В качестве подведения итогов заявленного исследования вводится понятие «информационная грамотность», которая реализуется через понятия «управление парадоксом информационной избыточности», «управление парадоксом образования», «управление парадоксом неопределенности и изменчивости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санфирова Ольга Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a conception of pedagogical techniques as the basic categories of specialists training for the needs of the tourism industry. Some peculiarities and specifics of the industry have been analyzed in detail, the necessity of exactly the module variations is substantiated. There have been presented some examples of modular technologies that can be perfectly adapted to such discipline as «Tourism economics». The theme in question is known to be poorly explored and requires further research. The article mainly focuses on the algorithm of actions applicable for the modular approach, and the idea is reinforced by an examination of the teacher’s role as a coach. Also a definition of this pedagogical concept has been proposed, and an adequate level of competency has been introduced. This thesis is confirmed by the peculiarities of the tourism market, which is regarded as a changeable and dynamic system. The main section of the paper presents some problem-theme blocks that can be successfully implemented into the «coach» system with the purpose to compose the «Change management strategy for the tourism business» module in the discipline «Tourism economics». In conclusion, as a brief summary of the reported study, the author introduces a concept «information literacy», which is introduced by means of such notions as follows: «a paradox of information redundancy management», «a paradox of education management», «a paradox of uncertainty and variability management».

Текст научной работы на тему «Модульные педагогические технологии в преподавании дисциплины «Экономика туристского рынка»»

УДК 378

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-176-181

МОДУЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОГО РЫНКА»

О. В. Санфирова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматриваются педагогические технологии как базовые категории осуществления подготовки специалистов туриндустрии. Подробно анализируются особенности и специфика отрасли. Обосновывается необходимость именно модульной вариации. Представлены примеры модульных технологий, которые прекрасно адаптируются к такой дисциплине, как «Экономика туристского рынка». Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. Основное внимание акцентируется на алгоритме действий в модульном подходе. Оно дополняется рассмотрением роли педагога в качестве коуча. Дается определение этому педагогическому понятию, приводится компетентностный уровень. Этот тезис подтверждается особенностями туристского рынка, который рассматривается как изменчивая, динамичная система. В основной части исследования представлены проблемно-тематические блоки, которые могут быть успешно реализованы в системе «coach» для формирования модуля «Стратегии управления изменениями в туристском бизнесе» в дисциплине «Экономика туристского рынка». В качестве подведения итогов заявленного исследования вводится понятие «информационная грамотность», которая реализуется через понятия «управление парадоксом информационной избыточности», «управление парадоксом образования», «управление парадоксом неопределенности и изменчивости».

Ключевые слова: модульные педагогические технологии, символ, слово, схема, куоуч, информационная грамотность, управление парадоксом информационной избыточности, управление парадоксом образования, управление парадоксом неопределенности и изменчивости.

В современной педагогической науке понятие «педагогическая технология» достаточно изученная категория. Тем не менее каждый автор находит в данном понятии свою исследовательскую нишу [1—5]. Мы подошли к понятию «педагогическая технология» с точки зрения модульной педагогической технологии. Модуль в данном контексте это элемент структурной программы. Так, структурной программой в этом исследовании выступает программа курса «Экономика туристского рынка», модуль, который взят для иллюстрации программы «Стратегии управления изменениями в туристском бизнесе».

Актуальность данного модуля очевидна. Исходя из неоднократных сообщений председателя экспертного совета по внутренней политике Алексея Щербинина, Томск вошел в десятку пилотных проектов по развитию внутреннего и въездного туризма. В связи с этим особое внимание остается за решением ряда принципиальных вопросов туристского профиля, а именно: как адаптировать сегодня туристский процесс к изменчивым рыночным реалиям; какая должна быть продукция; как ее должен отрефлексировать специалист, чтобы достойно функционировать на рынке. При этом в туризме всегда существовал двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции, с

другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Все эти аспекты чрезвычайно динамичны и многоплановы. Кроме того, региональный аспект, на который сделан упор в туризме со стороны правительства, требует штучного, адресного решения. Увязка и совокупность этих элементов, быстрое реагирование на них, а также направление их в нужное русло и являются достаточно трудной задачей образования. Привычные педагогические технологии не всегда комплексно могут справиться с такими специфическими задачами. Это осложняется еще и тем, что информация постоянно поступает в огромном количестве и уже имеется ее значительный переизбыток. Поэтому модули, связанные с туристским рынком, а таких большинство, требуют инновационных подходов. В этом случае мы уже имеем дело с модульным образованием, которое состоит из взаимоувязанных обучающих модулей, представленных в системе. Остановимся на отдельно взятом модуле как компоненте системы.

Обучающим модулем называют стратегический подбор учебного материала, в котором главный акцент ставится на самостоятельном процессе обучения. Материал выстраивается в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации.

Некоторые авторы модульного обучения предлагают уделять внимание технологии подачи мате-

риала. Например, подавать учебный материал одновременно на всех возможных кодах:

СИМВОЛ - рисуночном (нарисовать);

СЛОВО - словесном (рассказать, написать);

СХЕМА - (графическое изображение, диаграмма) [6]. При этом коммуникативный код, многопрофильное явление, четко согласующийся с дискурсом высказывания, которое ряд авторов определяет как связанный текст с аксиологическими, социокультурными и другими факторами [7].

Это весьма актуально, на наш взгляд, так как при этом задействуются многие психолого-педагогические возможности подачи материала в блоке работы с информацией. При этом такая кодовая подача может содержать как готовые разделы темы, представленные в виде рисунков, графиков, словесной информации, так и требовать самостоятельного построения их на основе предложенных информационных полей. Далее автор предлагает пошаговую инструкцию работы с материалом. Она также может быть использована как комплексно, так и отдельно. Опишем основные опорные сигналы этой инструкции, не изменяя авторской позиции:

- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

- банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы);

- методическое руководство по достижению целей (как?);

- практические занятия по формированию необходимых умений;

- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле [4].

Этот аспект можно использовать и в наших образовательных модулях. К сожалению, как уже отмечалось выше, туристский рынок - это сложнейший процесс взаимодействий, поэтому использовать только данный подход нецелесообразно. Так или иначе специфика туристского образования вращается вокруг взаимосвязанных и взаимозависимых модулей, которые можно сгруппировать в три блока вопросов: что преподавать, как передавать и во имя чего осуществлять весь образовательный процесс. Первый аспект такого триединства составляет информационная компонента знания. Это междисциплинарный, комплексный подход в нашем случае. Именно здесь может быть реализован приведенный выше пример авторской позиции о модульном обучении [4]. Ответ на вопрос «Что транслировать» должен стать попыткой планомерного синтеза смежных дисциплин для образования нового симбиоза знания в рамках поставленных вопросов или даже группы проблем. Интерпретация третьего вопроса «Во имя чего» непременно связана с ценностно-смысловым миром личности. Все эти компоненты желательно отра-

жать в каждом педагогическом модуле преподавания дисциплины «Экономика туристского рынка». Именно модульность позволит комплексно отразить все эти три момента.

Вопросы первого модуля успешно решают науки естественно-научного профиля. Последний модуль опирается уже на понятия философско-психо-логического блока. А вот второй модуль - «как преподавать» - пока до конца не проработан в заявленной сфере, это связано с тотальным переходом современного образования в «иную систему координат», а какая она будет эта система, пока еще до конца не знает никто. Ведь как должна осуществляться система передачи знания, несмотря на многочисленные предложения, сегодня так и не известно. Попробуем представить наш вариант решения.

В нашем модульном подходе предлагается уделить внимание не только содержанию обучения, но и технологии передачи информации. Первое представляется в информационных блоках (кейсах), включает в себя информационное поле, перечень вопросов и целевых установок, второе затрагивает форму общения педагога и студента. Оно осуществляется через модули и личное интерактивное взаимодействие. Таким образом, модульные педагогические технологии существенно отличаются от традиционных и в нашем случае реализуются посредством двух подходов: информационного и коммуникативного. Содержание представляет информационный, а усвоение - коммуникативный подход. Особое место отводится самостоятельному проблемно-поисковому методу.

Субъект образования работает максимум времени самостоятельно учиться самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. При этом если раньше педагог выступал в качестве транслятора идей, теоретических положений в готовом виде, то сегодня, в условиях информационной перенасыщенности, требуется специалист, способный научить управлять информационными ресурсами, порождать новые инновационные проекты на основе междисциплинарного исследования, уметь взаимодействовать в команде, быть гибким и адаптивным к меняющимся рыночным реалиям, обладать стратегическим мышлением, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию. Поэтому педагог в данном подходе - это, скорее, coach -тренер, инструктор, а сам процесс трансляции современного модульного обучения в заявленной дисциплине можно назвать «педагогический модульный коучинг». Что же это такое?

Например, известный автор многочисленных коуч-технологий коуч-тренер Дауни Майлз рассма-

тривает коуч как искусство способствовать повышению результативности и развитию другого человека, выявление своих возможностей, направление их в нужное русло. Определение очень емкое и глобальное. Иными словами, коучинг - использование руководителем методов, которые помогают участнику, используя весь свой потенциал, самостоятельно найти решение [8].

Когда уже определены основные блоки модульного подхода (информационный и коммуникационный), представим алгоритм их реализации. Чтобы адаптировать его в педагогическом процессе заявленного направления, остановимся на инструментальном компоненте понятия «коучинг», который как раз поможет не только трансляции современного знания в туристской рыночной сфере, но и в реализации знаний на практике.

Туристская рыночная сфера отличается от других сфер своей изменчивостью и непредсказуемостью. Поэтому мы попытались сформулировать и применить на практике, в контексте заявленной темы, определенный алгоритм постановки проблемы для решения любых туристских вопросов, связанных с рынком. Он следующий:

1. Что мы хотим обсудить? (тема).

2. Знания из каких областей наук нам потребуются? (междисциплинарность).

3. Что в действительности происходит? (реальность, оценка ситуации, степень актуальности вопроса).

4. Что вы могли бы с этим сделать? (варианты решений).

5. Какие действия возможно предпринять? (алгоритм действий).

1. Определение темы - это первый этап в любом образовательном процессе, в том числе и туристском. На данном этапе это пока не детальное обсуждение проблемы. Здесь необходимо понять, в каком тематическом контексте находится субъект образования, определить масштабы темы, ее важность, а иногда и эмоциональную значимость. Порой бывает важно определить, каково видение темы субъектом образовательного процесса в более долгосрочной перспективе, а также поставить цель в рамках темы.

2. После определения темы исследования необходимо оценить помощь других, смежных областей знания в этом вопросе. Получение знаний в сфере экономике туристского рынка такое же новое направление, как и сам бизнес в этой сфере. Учебно-методическая литература оставляет желать лучшего. Она редко бывает профессионально скомпонована по дисциплине. Выход один: предоставить имеющийся информационный пласт и настроить на его критическое осмысление. Эта ключевая компетенция называется «работа с информа-

цией», которая может быть решена посредством «туристско-рекреационной рефлексии» - осознание субъектами пространственно-временного континуума своих сравнительных преимуществ в процессе производства и реализации туристического продукта на рынке. Для того чтобы осознание этих преимуществ проходило на достаточно высоком информационном уровне, необходимо четко выделять дисциплины, на основе которых методом экспликации будет создаваться новое, качественно иное знание по дисциплине, способное лечь в основу инновационного-туристско-рекреационно-го рыночного продукта.

3. Данный этап моделирования связан с получением максимально точной картины происходящего. Коуч активизирует мотивацию субъекта образовательного процесса к обсуждению, чтобы он осознавал все аспекты заданной темы. На этой стадии основная функция коуча - понять. Не решать, не исправлять, не улучшать, не мудрствовать, а просто понять. Здесь нет никакого анализа, никакого решения проблем, предложения хороших идей или скоропалительных выводов. Технология заключается в том, что в момент понимания обучаемый все осознает сам, принимает более правильный выбор. В данном случае намерения коуча - создать как можно более четкое понимание темы. Из третьего аспекта вытекает четвертый, который возможен только из четкого осознания реальности. Намерение коуча на этом этапе - помочь составить список всех возможностей, имеющихся у субъекта образования по данной теме, не судя и не оценивая их. Последний этап модели имеет множество вариантов. Остается лишь выбрать оптимальный и договориться о последующих шагах.

4. Этот аспект, учитывая требование передовой педагогической мысли, следует осуществлять посредством модульно-проектной деятельности, суть которой не «давать задания», а создавать учебные ситуации, как бы поднимая субъекта образования на определенный уровень моделирования и интеграции. Чем выше эти уровни, тем неопределеннее ситуация, тем больше требуется от субъектов образовательного процесса умений организоваться для ее решения.

Алгоритм действий достаточно четок, он включает в себя задачу (состоит из перечня необходимых вопросов для решения), зону моделирования (отработка имеющихся вариантов, сортировка ключевых имеющихся понятий для своей модели решения) и процесс получения нового интегратив-ного знания.

Процесс его получения заключается в том, что знание, которое необходимо получить, делится на три уровня: первый - то, что уже известно, третья - то, что является задачей, а между первой и

второй самая важная зона - зона моделирования, где как раз и происходит процесс обучения в контексте слияния информативного и коммуникативного блоков заявленного модульного подхода, особенно актуального для преподавания туристских дисциплин, ориентированных на рынок.

5. Последний, итоговый этап коучинга заключается в том, чтобы помочь обучаемому думать в выбранном информационном поле, а вовсе не в том, чтобы делать это за него. Необходимо постоянно находиться на уровне его рассуждений и следовать за его интересом. Здесь потребуется применение модели «расширение». Это детальный, заранее продуманный перечень вопросов, направленных сначала на расширенное обсуждение проблемы, а затем фокусирование на деталях.

Приведем пример реализации модульного подхода. Основные проблемно-тематические блоки, которые могут быть успешно реализованы в системе «coach» для формирования модуля, заявленного в начале статьи, следующие:

1. Как найти свое «сравнительное преимущество» в суперизменчивых рыночных реалиях.

2. Как осуществить реализацию своего проекта, найти свой рыночный сегмент, свою целевую аудиторию, выбрать инструментарий его реализации, как справиться с изменениями.

3. Как управлять организацией, в которой будет осуществляться производство туристской услуги-продукта. Здесь особенно остро встает вопрос осуществления дальнейших рыночных преобразований и степени готовности к ним молодых специалистов.

4. Как смогут они успешно осуществить оптимизацию производственного процесса, снять проблемы конкуренции, эффективности той или иной деятельности, управления человеческими ресурсами и т. д.

5. Как изучить, осмыслить ресурсный потенциал своего региона, освоить новые рыночные рубежи, наладить связь с другими регионами.

Солидируясь с авторами, в заключение хотелось бы отметить, что итоговым компонентом реализа-

ции любого модуля заявленной дисциплины должна стать информационная грамотность, которая направлена в первую очередь на управление изменениями субъекта образовательного процесса, которая заключается в следующих методических аспектах:

1. Управление парадоксом информационной избыточности. Зачастую информацию по туризму, сервису, гостеприимству, рекреации в готовом виде получить очень сложно. Она представлена в гигантском масштабе, но при этом не систематизирована в силу изменчивости рынка, о которой уже говорилось выше. Такое обилие информации о предложенном вопросе заставит студентов выдвигать гипотезы и формировать подходы к их проверке, т. е. продумывать и систематизировать новое знание.

2. Управление парадоксом образования. Для решения вопроса о том, в какой степени конкретная учебная программа помогает управлять этим парадоксом, необходимо оценить, как соотносится в ней передача знаний и формирование методологии их получения. Очевидно, что для эффективного управления рассматриваемым парадоксом необходимо усиление методологической компоненты программы.

3. Управление парадоксом неопределенности и изменчивости, который состоит в определении и обработке большого массива информации, для принятия решения, которое уже завтра необходимо коренным образом видоизменять и адаптировать [9].

Поэтому перед педагогами высшей школы встает достаточно сложная проблема - как максимально эффективно и качественно подготовить специалистов для работы на туристском рынке. Возможно, модульный подход будет одним из вариантов успешной и динамичной деятельности.

Солидируясь с позицией авторов, таких как Н. А. Медова, Е. Е. Сартакова и др., отметим, что профессиональные качества самого педагога должны отвечать определенным стереотипам, и представлять собой некую модель подготовки с определенными критериями эффективности [9-16].

Список литературы

1. Шварева О . В . Кейс-метод в формировании педагогической компетенции социальных педагогов // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2012 . Вып . 11 (126) . С . 185-189.

2 . Шварева О . В . , Яковлева А. Г . Теория и методика воспитания: использование кейс-метода при изучении раздела «Коллектив как объект

и субъект воспитания»: метод . рекомендации . Томск: Изд-во ТГПУ, 2007 . С . 11-22 .

3 . Уалиханова Б . С . , Байзак У . А. Педагогическая технология в подготовке будущих врачей к овладению медицинской техникой // Вестн .

Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2015 . № 3 (156) . С . 208-212.

4 . Табункина Р . Н ., Логинова М . С . Руководство по достижению целей (конспекты, тематическое планирование, содержание программы); пра-

ктические занятия по формированию необходимых умений . URL: http://kurs .znate . ru/docs/index-130745. html (дата обращения: 17 .12 . 2017) .

5 . Бондаренко Е . В . Педагогическая технология воспитания студенток на основе средств аэробики // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU

Bulletin) .2014 . № 6 (147) .С .23-27 .

6 . Семивеличенко Е . О . Модульное обучение: сущность, технологии . URL: www http://festival ,1september. ru/articles/415031/ (дата обраще-

ния: 2 .05.2017) .

7 . Косицкая Ф . Л . , Матюхина М . В . Английский медицинский дискурс в сфере профессиональной коммуникации // Вестн . Томского гас . пед .

ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 6 (183) . С . 44-48 .

8 . Дауни М . Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей / пер . с англ . М ., 2008. 208 с.

9 . Константинов Г ., Филонович С . Интеллектуальное предпринимательство, или Принципы обретения конкурентного преимущества в но-

вой экономике // Harvard Business Review. 2005. № 10 . С . 49-57 .

10 . Мёдова Н . А. Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного обра-

зования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 5 (170) . С . 70-73.

11. Сартакова Е . Е ., Обухова Е . А. , Горкальцева Я . Л . Педагогические стереотипы профессиональной деятельности учителя и проблема аттестации // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2013 . Вып . 13 (141) . С . 82-88.

12 . Понер Л . В . , Сартакова Е . Е . Модели профессионального обучения в сельской школе // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) .

2011. Вып . 13 (115) .С .88-89 .

13 . Войтович И . К. Критерии эффективности обучения и качества электронных образовательных программ в вузе // Вестн . Томского гос.

пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . № 4 (145) . С . 152-156 .

14 . Войтович И . К. Зарубежный опыт по созданию эффективной системы электронного обучения в вузе // Вестник Ижевского ГТУ. 2013 .

№ 4 .С . 170-73.

15 . Карасик В . И .О типах дискурса. URL: http#us-lang . isu .rueducationdisciplinephilology/disrurs/material/material2/ (дата обращения: 17 .12 .2017) .

16 . Смышляева Л . Г. , Яковлева А. Г. Реализация компетентно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки резуль-

тативности // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . Вып . 8 . С . 23-27 .

Санфирова Ольга Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail sanfolga@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 20.12.2016.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-176-181

EDUCATIONAL COMMUNICATION AS AN INDISPENSABLE CONDITION OF TRANSLATION OF UP-TO-DATE KNOWLEDGE (BY WAY OF EXAMPLE OF APPLYING SOME EDUCATIONAL METHODS TO A TEACHING PROCESS FOR THE SPESIALITY "SOCIOCULTURAL BUISNESS AND TOURISM")

0. B. Sanfirova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article is devoted to a conception of pedagogical techniques as the basic categories of specialists training for the needs of the tourism industry. Some peculiarities and specifics of the industry have been analyzed in detail, the necessity of exactly the module variations is substantiated. There have been presented some examples of modular technologies that can be perfectly adapted to such discipline as «Tourism economics». The theme in question is known to be poorly explored and requires further research. The article mainly focuses on the algorithm of actions applicable for the modular approach, and the idea is reinforced by an examination of the teacher's role as a coach. Also a definition of this pedagogical concept has been proposed, and an adequate level of competency has been introduced. This thesis is confirmed by the peculiarities of the tourism market, which is regarded as a changeable and dynamic system. The main section of the paper presents some problem-theme blocks that can be successfully implemented into the «coach» system with the purpose to compose the «Change management strategy for the tourism business» module in the discipline «Tourism economics». In conclusion, as a brief summary of the reported study, the author introduces a concept «information literacy», which is introduced by means of such notions as follows: «a paradox of information redundancy management», «a paradox of education management», «a paradox of uncertainty and variability management».

Key words: modular educational technologies, character, word, scheme, coach, information literacy, paradox of information redundancy management, paradox of education management, paradox of uncertainty and variability management.

References

1. Shvareva O . V. Keys-metod i ego resursy v formirovanii pedagogicheskoy kompetentsii sotsial'nykh pedagogov [The case-method and its formation resources of social teachers' pedagogical competence] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no 11. (126), pp . 185-189 (in Russian) .

2 . Shvareva O . V., Yakovleva A . G . Teoriya i metodika vospitaniya: ispol'zovaniye keys-metoda pri izuchenii razdela "Kollektiv kak ob"ekt isub"ekt vospitaniya: metod. rekomendatsii [Theory and methods of educa-tion: the use of the case method in the study of the section «The collective as an object and subject of education»: method . recommendations] . Tomsk, TSPU Publ . , 2007 . Pp . 11-22 (in Russian) .

3 . Ualikhanova B . S . , Bayzak U . A. Pedagogicheskaya tekhnologiya v podgotovke budushchikh vrachey k ovladeniyu meditsinskoy tekhnikoy

[Pedagogical techniques in the preparation of future doctors in mastering medical equipment] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2015, no 3 . (156), pp . 208-212 (in Russian) .

4 . Tabunkina R. N . , Loginova M . S . Rukovodstvo po dostizheniye tseley (konspekty, tematicheskoye planirovaniye, soderzhaniye programmy);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

prakticheskiye zanyatiya po formirovaniyu neobkhodimykh umeniy [Guide-lines for the achievement of goals (abstracts, thematic planning, program content); practical classes on the formation of necessary skills] (in Russian) . URL: http://kurs.znate.ru/docs/index-130745. html (accessed: 17 .122017) .

5 . Bondarenko E . V. Pedagogicheskaya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya studentok na osnove sredstv aerobiki [Educational technology of

universi-ty students' physical education based on the means of aerobics] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2014, no 6 . (147), pp . 23-27 (in Russian) .

6 . Semivelichenko E . O . Modul'noye obucheniye: sushchnost, tekhnologii [Modular learning: essence, technology] (in Russian) . URL: www http://

festival . 1september. ru/articles/415031/ (accessed: 2 .05.2017) .

7 . Kositskaya F. L . , Matyukhina M . V. Angliyskiy meditsinskiy diskurs v sfere professional'noy kommunikatsii [English medical discourse in the

sphere of professional communication] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskoko universiteta - TSPU Bulletin, 2017, no . 6 (183), pp 44-48 (in Russian)

8 . Dauni M . Effective coaching: Lessons from the coach's coach (Russ . ed .: Dauni M . Effektivnyy kouching: Uroki koucha kouchey. Moscow, 2008.

208 p )

9 . Konstantinov G ., Filonovich S . Intellektual'noye predprinimatel'stvo, ili Printsipy obreteniya konkurentnogo preimushchestva v novoy ekonomike

[Intellectual entrepreneurship, or the principles of gaining competitive ad-vantage in the new economy] . Harvard Business Review, 2005, no . 10 . Pp 49-57 (in Russian)

10 . Medova N . A . Formirovaniye u studentov pedagogicheskogo fakul'teta professional'noy gotovnosti k realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya [For-

mation of pedagogical students' professional readiness to implement the inclusive education] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskoko universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 5 (170), pp . 70-73 (in Russian) . 11. Sartakova E . E . , Obukhova E . A. , Gorkal'tseva Ya . L . Pedagogicheskiye stereotipy professional'noy deyatel'nosti uchitelya i problema attestatsii [Pedagogical stereotypes of professional activity of the teacher and problems of certification] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskoko universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no . 13 (141), pp . 82-88 (in Russian) .

12 . Poner L . V. , Sartakova E . E . Modeli professional'nogo obucheniya v sel'skoy shkole [Models of profile education in rural schools] . Vestnik

Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskoko universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no .13 (115), pp . 88-89 (in Russian) .

13 . Voytovich I . K . Kriterii effektivnosti obucheniya i kachestva elektronnykh obrazovatel'nykh programm v vuze [Criteria of efficiency and quality of

e-learning programs in higher school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskoko universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 4 (145), pp . 152-156 (in Russian) .

14 . Voytovich I . K . Zarubezhnyy opyt po sozdaniyu effektivnoy sistemy elektronnogo obucheniya v vuze [Internatioanl experiece on development of

effective e-learning systems at universitites] . Vestnik Izhevskogo GTU - Bulletin of Kalashnikov ISTU, 2013, no . 4 . pp . 170-73 (in Russian) .

15 . Karasik V. I . O tipakh diskursa [Types of discourse] (in Russian) . URL: http://rus-lang . isu . ru/education/discipline/philology/disrurs/material/

material2/ (accessed: 17 . 12 2017) .

16 Smyshlyaeva L G , YAkovleva A G Realizatsiya kompetentno-orientirovannykh obrazovatel'nykh programm: osobennosti otsenki rezul'-tativnosti [Realization of the competently-oriented educational programs: peculiarities of estimation of the rezults] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskoko universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no . 8, pp . 23-27 (in Russian) .

Sanfirova O. B., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: san-folga@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.