УДК 687
В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева, Р. Р. Гумерова
МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РАЗРАБОТКИ ДЕТСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОДЕЖДЫ
Ключевые слова: модульное проектирование, модуль, детская одежда, лекало.
В работе представлены результаты применения метода модульного проектирования при разработке моделей детской одежды. Модели, состоящие из комплекса простых паззлов позволит детям дошкольного и младшего школьного возраста самостоятельно создавать разнообразные комплекты одежды.
Key words: modular design, module, children's clothing, patterns.
The paper presents the results of applying the method of modular design in the development of models of children's clothing. The model, consisting of a set of simple puzzles will allow children of preschool and younger school age to create a variety of outfits.
В настоящее время в процессе дизайн-проектирования новых моделей одежды необходимо уделять внимание не только эстетическим характеристикам, главным образом, наделять уже существующие объекты новыми функциями, что, безусловно, осложняет процесс ее проектирования и требует выбора нестандартных инженерных решений. Максимально удовлетворить потребности человека возможно за счет включения в гардероб изделий, которые способны либо одновременно выполнять несколько функций, либо без лишних временных и физических усилий трансформироваться в изделия другого назначения или ассортимента, т. е. в многофункциональные изделия [1].
Современная мода выделяет детскую одежду в отдельное направление, имеющее свои отличительные черты. Функции детской одежды в некоторой степени отличны от взрослой [2], перечень которых представлен на рисунке 1.
Функции детской одежды
Эстетические
Психологические
Социальные
Эргономические
Эксплуатационные
Воспитательные
Рис. 1 - Функции детской одежды
Процесс моделирования и художественного проектирования одежды для детей является областью прикладного искусства, которая призвана одновременно с основным назначением помогать воспитанию характера, развитию эстетического вкуса ребенка. В современном мире дети имеют относительную независимость при выборе увлечений, выборе
стиля, одежды. При этом на второй план отходят воспитательные функции, которые должны в себе нести объекты, окружающие ребенка с еще неустойчивой психикой.
По мнению психологов хобби, во-первых, стимулирует творческую активность, во-вторых, вносит в жизнь элемент игры, Это способствует развитию мыслительной способности человека, и как следствие положительно сказывается на основных видах деятельности [3]. На протяжении последних лет одним из основных методов развития мышления ребенка служат конструкторы «LEGO». Востребованность LEGO-технологии в первую очередь обусловлена её высокими образовательными возможностями. В процессе игры дети учатся строить, развивается моторика, прорабатывается последовательность действий, планирование, сочетание цветовой гаммы, форм и пропорций [4].
С определенного возраста девочки дошкольного и младшего школьного возраста начинают создавать одежду для кукол, примеряя на себя образ дизайнера одежды. Через данный способ игры ребенок сможет не только развиваться, но и самовыражаться. В данном случае метод «LEGO» является незаменимым при изготовлении одежды и называется модульное проектирование. Наличие модулей и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяют преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Модули могут быть одинакового размера и, как правило, имеют простые геометрические формы [5].
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве основной детали используются простые плоские геометрические фигуры, пример которых представлен на рисунке 2.
Основной модуль имеет форму квадрата с закругленными краями, размеры квадрата составляют 4*4*0,1 см, имеется соединительный язычок и два технических отверстия. Пример соединения модулей представлен на рисунке 3.
Модули предлагаются в разных цветовых вариантах, что исключает ошибки при монтаже изделия. По аналогии с конструктором «LEGO» и «Паззлом» для облегчения ребенку сборки изделия к модулям могут прилагаться планы раскладки изделия в форме картинок, по которым в дальнейшем собирается одежда. Примеры сборки модулей могут предла-
Рис. 2 - Модули детской развивающей одежды
Рис. 3 - Метод соединения модулей
Методом модульного проектирования ребенок школьного или дошкольного возраста в состоянии самостоятельно собрать себе законченное изделие, к примеру, куртку, жилет и прямую юбку. Лекало куртки разрабатывается на базе стандартной основы куртки с рукавом-регланом. Для жилета взяты основы полочки и спинки куртки, а лекало для юбки представляет собой прямоугольник с поясом по верху, с помощью которого можно подгонять юбку по размеру ребенка. Лекала изделий представлены на рисунках 4-6.
Рис. 5 - Лекало жилета
Рис. 6 - Лекало юбки
Таким образом, применение модульного проектирования при создании детской одежды обусловлено её высокими образовательными возможностями. При создании изделий из модулей и паззлов дети учатся создавать новые вещи, развивается моторика рук, происходит анализ последовательности действий, сочетание цветовой гаммы, пропорций.
Одежда с развивающими функциями дает дополнительный толчок и вызовет интерес к рукоделию и выбору собственного стиля у ребенка. Она сочетает в себе развивающую игру, новые технологии и дает простор фантазии.
Литература
1. Сильчева, Л. В. Современные подходы к проектированию трансформируемой одежды / Л. В. Сильчева // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы разработки, использования и оценки качества новых материалов и технологий для сферы сервиса и туризма». -С.28 - 38.
2. Бескоровайная, Г. П. Проектирование детской одежды / Г. П. Бескоровайная, С. В. Куренова. - М.: Академия, 2002. - 96 с.
3. Антонова, Л.Ю. Хобби как средство культурной интеграции молодежи / Л. Ю. Антонова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 6 - С. 253257.
Рис. 4 -Лекало куртки
4. Церковная, И. А. Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка / И.А. Церковная // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической
конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5 - С. 967- 969. 5. Степучев, Р. А. Костюмографика / Р.А. Степучев. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
© В. В. Хамматова - профессор, зав. каф. дизайна КНИТУ, [email protected], Е. В. Слепнева - доцент той же кафедры, [email protected], Р. Р. Гумерова - магистр гр.725-М3 той же кафедры.
© V. V. Khammatova - Professor, Department of "Desing", KNRTU, [email protected], E. V. Slepneva - Ph. D., Associate Professor, Department of "Design", KNRTU, [email protected], R. R. Gumerova - Master gr. 725-M3 of the Department of "Desing", KNRTU.