Научная статья на тему 'Модульное проектирование как метод разработки детской развивающей одежды'

Модульное проектирование как метод разработки детской развивающей одежды Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
355
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДУЛЬ / ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА / ЛЕКАЛО / MODULAR DESIGN / MODULE / CHILDREN''S CLOTHING / PATTERNS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хамматова В. В., Слепнева Е. В., Гумерова Р. Р.

В работе представлены результаты применения метода модульного проектирования при разработке моделей детской одежды. Модели, состоящие из комплекса простых паззлов позволит детям дошкольного и младшего школьного возраста самостоятельно создавать разнообразные комплекты одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульное проектирование как метод разработки детской развивающей одежды»

УДК 687

В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева, Р. Р. Гумерова

МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РАЗРАБОТКИ ДЕТСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОДЕЖДЫ

Ключевые слова: модульное проектирование, модуль, детская одежда, лекало.

В работе представлены результаты применения метода модульного проектирования при разработке моделей детской одежды. Модели, состоящие из комплекса простых паззлов позволит детям дошкольного и младшего школьного возраста самостоятельно создавать разнообразные комплекты одежды.

Key words: modular design, module, children's clothing, patterns.

The paper presents the results of applying the method of modular design in the development of models of children's clothing. The model, consisting of a set of simple puzzles will allow children of preschool and younger school age to create a variety of outfits.

В настоящее время в процессе дизайн-проектирования новых моделей одежды необходимо уделять внимание не только эстетическим характеристикам, главным образом, наделять уже существующие объекты новыми функциями, что, безусловно, осложняет процесс ее проектирования и требует выбора нестандартных инженерных решений. Максимально удовлетворить потребности человека возможно за счет включения в гардероб изделий, которые способны либо одновременно выполнять несколько функций, либо без лишних временных и физических усилий трансформироваться в изделия другого назначения или ассортимента, т. е. в многофункциональные изделия [1].

Современная мода выделяет детскую одежду в отдельное направление, имеющее свои отличительные черты. Функции детской одежды в некоторой степени отличны от взрослой [2], перечень которых представлен на рисунке 1.

Функции детской одежды

Эстетические

Психологические

Социальные

Эргономические

Эксплуатационные

Воспитательные

Рис. 1 - Функции детской одежды

Процесс моделирования и художественного проектирования одежды для детей является областью прикладного искусства, которая призвана одновременно с основным назначением помогать воспитанию характера, развитию эстетического вкуса ребенка. В современном мире дети имеют относительную независимость при выборе увлечений, выборе

стиля, одежды. При этом на второй план отходят воспитательные функции, которые должны в себе нести объекты, окружающие ребенка с еще неустойчивой психикой.

По мнению психологов хобби, во-первых, стимулирует творческую активность, во-вторых, вносит в жизнь элемент игры, Это способствует развитию мыслительной способности человека, и как следствие положительно сказывается на основных видах деятельности [3]. На протяжении последних лет одним из основных методов развития мышления ребенка служат конструкторы «LEGO». Востребованность LEGO-технологии в первую очередь обусловлена её высокими образовательными возможностями. В процессе игры дети учатся строить, развивается моторика, прорабатывается последовательность действий, планирование, сочетание цветовой гаммы, форм и пропорций [4].

С определенного возраста девочки дошкольного и младшего школьного возраста начинают создавать одежду для кукол, примеряя на себя образ дизайнера одежды. Через данный способ игры ребенок сможет не только развиваться, но и самовыражаться. В данном случае метод «LEGO» является незаменимым при изготовлении одежды и называется модульное проектирование. Наличие модулей и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяют преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Модули могут быть одинакового размера и, как правило, имеют простые геометрические формы [5].

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве основной детали используются простые плоские геометрические фигуры, пример которых представлен на рисунке 2.

Основной модуль имеет форму квадрата с закругленными краями, размеры квадрата составляют 4*4*0,1 см, имеется соединительный язычок и два технических отверстия. Пример соединения модулей представлен на рисунке 3.

Модули предлагаются в разных цветовых вариантах, что исключает ошибки при монтаже изделия. По аналогии с конструктором «LEGO» и «Паззлом» для облегчения ребенку сборки изделия к модулям могут прилагаться планы раскладки изделия в форме картинок, по которым в дальнейшем собирается одежда. Примеры сборки модулей могут предла-

Рис. 2 - Модули детской развивающей одежды

Рис. 3 - Метод соединения модулей

Методом модульного проектирования ребенок школьного или дошкольного возраста в состоянии самостоятельно собрать себе законченное изделие, к примеру, куртку, жилет и прямую юбку. Лекало куртки разрабатывается на базе стандартной основы куртки с рукавом-регланом. Для жилета взяты основы полочки и спинки куртки, а лекало для юбки представляет собой прямоугольник с поясом по верху, с помощью которого можно подгонять юбку по размеру ребенка. Лекала изделий представлены на рисунках 4-6.

Рис. 5 - Лекало жилета

Рис. 6 - Лекало юбки

Таким образом, применение модульного проектирования при создании детской одежды обусловлено её высокими образовательными возможностями. При создании изделий из модулей и паззлов дети учатся создавать новые вещи, развивается моторика рук, происходит анализ последовательности действий, сочетание цветовой гаммы, пропорций.

Одежда с развивающими функциями дает дополнительный толчок и вызовет интерес к рукоделию и выбору собственного стиля у ребенка. Она сочетает в себе развивающую игру, новые технологии и дает простор фантазии.

Литература

1. Сильчева, Л. В. Современные подходы к проектированию трансформируемой одежды / Л. В. Сильчева // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы разработки, использования и оценки качества новых материалов и технологий для сферы сервиса и туризма». -С.28 - 38.

2. Бескоровайная, Г. П. Проектирование детской одежды / Г. П. Бескоровайная, С. В. Куренова. - М.: Академия, 2002. - 96 с.

3. Антонова, Л.Ю. Хобби как средство культурной интеграции молодежи / Л. Ю. Антонова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 6 - С. 253257.

Рис. 4 -Лекало куртки

4. Церковная, И. А. Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка / И.А. Церковная // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической

конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5 - С. 967- 969. 5. Степучев, Р. А. Костюмографика / Р.А. Степучев. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

© В. В. Хамматова - профессор, зав. каф. дизайна КНИТУ, [email protected], Е. В. Слепнева - доцент той же кафедры, [email protected], Р. Р. Гумерова - магистр гр.725-М3 той же кафедры.

© V. V. Khammatova - Professor, Department of "Desing", KNRTU, [email protected], E. V. Slepneva - Ph. D., Associate Professor, Department of "Design", KNRTU, [email protected], R. R. Gumerova - Master gr. 725-M3 of the Department of "Desing", KNRTU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.