Научная статья на тему 'Модульное обучение в системе профессионального образования'

Модульное обучение в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
530
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Interdisciplinary approach / modular programs / training and professional tasks / модульная система образования / междисциплинарный подход / модульные про- граммы / Обучение / профессиональные задачи / modular system of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Нина Викторовна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обучением персонала предприятий индустрии госте- приимства. Отмечено, что сегодня в России самой острой проблемой отрасли гостеприимства является дефицит квалифицированных кадров. Показано, что эффективность новых состав- ных частей содержания образования непосредственно связана с внедрением новых педагогических технологий, направленных на принципиальное изменение учебно-воспитательных приоритетов. В качестве доказательства необходимости пересмотра методик образования приведен ряд ар- гументов и сформулирована главная задача модульного обучения в системе профессионального об- разования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with issues related to staff training in the sphere of hospitality. It is noted that today in Russia the most acute problem hospitality industry is the lack of qualified personnel. It is shown that efficiency of the new components of the content of education is directly related to the introduction of new teaching technologies, aimed at fundamental change in educational priorities. The author gives a number of the arguments and formulated the main objective of modular training in professional education as the proof of the necessity to review methods of education.

Текст научной работы на тему «Модульное обучение в системе профессионального образования»

Модульное обучение в системе профессионального образования

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. www.un.org (сайт Организации Объединенных Наций) (Дата обращения: 12.04.2011).

4. www.dislife.ru (портал для людей с ограниченными возможностями здоровья) (Дата обращения: 12.04.2011).

5. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998. № 12.

УДК 658.310.8

I МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ I ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дмитриева Нина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», redkollegiamgus@mail.ru,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The article deals with issues related to staff training in the sphere of hospitality. It is noted that today in Russia the most acute problem hospitality industry is the lack of qualified personnel. It is shown that efficiency of the new components of the content of education is directly related to the introduction of new teaching technologies, aimed at fundamental change in educational priorities. The author gives a number of the arguments and formulated the main objective of modular training in professional education as the proof of the necessity to review methods of education.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обучением персонала предприятий индустрии гостеприимства. Отмечено, что сегодня в России самой острой проблемой отрасли гостеприимства является дефицит квалифицированных кадров. Показано, что эффективность новых составных частей содержания образования непосредственно связана с внедрением новых педагогических технологий, направленных на принципиальное изменение учебно-воспитательных приоритетов. В качестве доказательства необходимости пересмотра методик образования приведен ряд аргументов и сформулирована главная задача модульного обучения в системе профессионального образования.

Keywords: modular system of education, interdisciplinary approach, modular programs, training and professional tasks

Ключевые слова: модульная система образования, междисциплинарный подход, модульные программы, обучение, профессиональные задачи

Опыт западных стран показывает, что даже в условиях экономической нестабильности люди не экономят на образовании. Они стремятся получать знания, совершенствовать свои навыки и вкладывают деньги в обучение. Опыт ведущих зарубежных бизнесшкол и вузов показывает, что в период текущего мирового кризиса падения продаж в них не наблюдалось ни по долгосрочным, ни по краткосрочным программам. Индивидуальные потребители в условиях кризиса охотно платят за образование, видя в этом по-

вышение своей компетентности и стоимости на рынке труда, а корпорации инвестируют деньги в обучение сотрудников, считая это залогом своего выживания в условиях жесткой конкуренции.

Кризис внес корректировки в сознание россиян: если раньше многие поступали в вузы и бизнес-школы лишь для получения престижных дипломов, то сегодня все больше людей ориентируются, прежде всего, на приобретение качественных знаний, необходимых для жизни в реальных условиях.

17

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В условиях кризиса все больше людей задумываются, как за разумные деньги получить качественный продукт. Эта тенденция касается и бизнес-образования, где сегодня для потребителей особенно остро стоит вопрос о выборе программ с наилучшим соотношением цена/ качество. Возможность оптимизировать расходы на образование и при этом приобретать знания, подходящие под современную реальность, открывают перед студентами модульные программы — образовательный конструктор для желающих достичь быстрого и эффективного результата.

Технология модульного обучения базируется на дифференциации и индивидуализации дидактического процесса, на основе личностно-ориентированной модели обучения.

Модульное обучение — это такая организация процесса обучения, когда студент работает по учебной программе, включающей целевой, информационный, операционный (практическое руководство достижения целей обучения) модули, а также модуль проверки знаний. Положительным фактором модульного обучения является то, что содержание учебного материала без нарушения его логики сжимается к нужным временным интервалам, в дальнейшем конструируется в отдельные блоки-модули, подается с помощью специфических и традиционных методов и форм обучения.

Модульное образование представляет собой набор самостоятельных курсов, из которых складывается полноценное образование того или иного направления. Смысл модульности в том, что человек может самостоятельно конструировать программу, по которой он собирается учиться, в зависимости от своих потребностей и предполагаемых материальных затрат. Обычно модульное образование сравнивают с конструктором, где каждый кирпичик — модуль. Модули можно выкупать отдельно, затем дополнять следующими и в итоге переходить к программам более высокого порядка, в которых ранее пройденные модули будут перезачтены.

Целью разработки модулей является расчленение содержания каждой темы курса на компоненты соответственно профессиональным педагогическим и дидактическим задачам, установление для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе.

Таким образом, структура модульной программы включает в себя целевой план действий, модели, содержащие отдельные элементы обучения, и методическое руководство. На основании комплексной дидактической цели обучения деятельности строится план действий, на базе которого разрабатываются модули, состоящие из отдельных элементов обучения конкретным приемам, творческому мышлению, самоконтролю. Овладение элементами обучения помогает достижению частных дидактических целей, как автономных, так и взаимосвязанных [1].

Руководствуясь принципами модульного обучения, важно структурировать обучающий материал таким образом, чтобы он обеспечивал достижение каждым обучаемым поставленных перед ним дидактических целей. Содержание отдельных модулей должно быть представлено законченными блоками, чтобы имелась возможность обучения в соответствии с комплексной дидактической целью [1].

Модульная система образования выросла из необходимости передавать студентам не оторванные от реальности знания, а комплекс достаточно сложных навыков и умений.

Названный подход может быть реализован лишь в таких школах и вузах, где цель обучающего процесса — освоение набора компетенций. Согласно теории, в основе модульного подхода лежит более или менее целостная модель компетенций в какой-то определенной деятельности. И именно из этого вытекает вторая особенность модульного образования — междисциплинарный подход к построению программ.

Как правило, все традиционные программы обучения построены на основе дисциплинарного подхода (отдельно статистика, отдельно менеджмент и т. д.), в то время как модульность подразумевает междисциплинарность. Иными словами, при формировании модульных программ разработчики извлекают из разных областей науки и практики только то, что дает возможность освоить конкретную модель компетенции.

При построении модульной системы используется разнообразие технологий. Поскольку модульность вообще неразрывно связана с использованием новых технологий, то в этой системе особенно актуальны образовательные инновации: онлайн конференции, аудиосеминары, видеопрограммы и т. д. Кроме

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 2

Модульное обучение в системе профессионального образования

того, модульный подход подразумевает полный спектр самих форм обучения — от очной до дистанционной. Именно благодаря такой многогранности форм и методов модульное образование оказывается более удобным и более эффективным, чем традиционное.

Чтобы представить, что такое модульность, рассмотрим небольшой пример. При старом (традиционном) образовательном подходе для того, чтобы выпустить в жизнь инженера-элек-трика, специализирующегося на проектировании электроснабжения, надо было ознакомить его с набором таких дисциплин, как математика, физика, сопромат, теория цепей, общий курс электростанций, релейная защита, электроснабжение и пр. В итоге на выходе такой человек не мог самостоятельно спроектировать электропроводку в загородном доме и не имел понятия о том, что такое расчет сечения провода для подвода к розетке, но разбирался в выводе формул и решении задач. Если предположить, что будущего инженера начали обучать по модульному принципу, то его программа выглядела бы примерно так: первый модуль — «Расчет питающих линий» (содержит математику, физику, релейную защиту, теоретические основы электротехники и еще несколько специальных предметов), второй модуль — «Расчет распределительных линий» (содержит в себе практически тот же набор дисциплин, но «заточенных» под определенную цель). Далее обучение предполагало бы освоение еще нескольких модулей, количество которых зависит от того, насколько компетентным хотел бы быть будущий инженер. Если бы такой формат обучения был реализован, то на выходе из институтов промышленность и сфера услуг получали бы не полуфабрикаты для доучивания, а специалистов, обладающих необходимым для работы набором компетенций и полностью готовых к активному и полезному труду.

К сожалению, сегодня настоящий модульный подход применяют лишь в нескольких бизнес-школах.

Во многих учебных заведениях в процессе эволюции образования лишь переименовали традиционный набор дисциплин в совокупность модулей и оставили под новой вывеской старое содержание. Такая смена вывесок во многом дискредитировала модульный подход, однако если истинная модульность будет идти параллельно с компетентностной системой и практико-ориентированностью, то мож-

но смело утверждать, что будущее — именно за модульным образованием.

Представить себе, что вся система российского высшего образования перейдет на модульный принцип, практически нереально. Ведь чтобы создать такую модель, над разработкой программ должна работать междисциплинарная команда специалистов высокого уровня (от маркетологов и психологов до профессионалов по разработке образовательных технологий).

Модульные программы появились в нашей стране примерно 15 лет назад, однако их актуальность стала особенно заметна именно сегодня, в условиях экономической нестабильности. Современный студент хочет не просто платить деньги и получать «корочку». Он хочет обучаться максимально эффективно, а платить при этом по минимуму. Этой цели практически невозможно достичь, обучая людей традиционными методами, зато именно модульная система позволяет делать программы недорогими, гибкими, эффективными и удобными.

Модульность в некотором смысле можно считать оптимизатором образовательных расходов, поскольку люди имеют возможность применять приобретенные знания на практике: человек сначала сам выбирает, чему именно он хочет научиться, а затем учится конкретным вещам, параллельно используя их в практической деятельности. Иначе говоря, он самостоятельно прокладывает маршрут и начинает идти по дороге, которая актуальна для него на текущий момент. В этом смысле модульность — прекрасный образовательный механизм, позволяющий оптимизировать материальные и временные затраты.

Качество освоения учебного материала оценивается посредством рейтинговой системы контроля, учитывающей сложность модуля. При этом все этапы выполняемых слушателями работ оцениваются в баллах из которых складывается рейтинг, что обеспечивает постоянный контроль итогов учебной деятельности благодаря соответствующей структуре модульной программы [1].

Применение модульного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности слушателей, уровень готовности к изучению конкретного технологического объекта, поэтому возрастает ценность самоопределения и осмысления в решении поставленных задач. Модульное обучение слушателей обеспечивает по-

19

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

стоянную самодиагностику и стимулирование качественной и ритмичной работы, а преподавателям позволяет осуществлять непрерывный

Литература

1. http://www.portalus.ru (Дата обращения: 12.02.2010).

контроль учебного процесса, диагностику текущего состояния успеваемости с использованием рейтинговой шкалы оценок [1].

УДК 800.7

I СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕФЕРИРОВАНИЮ УСТНОЙ РЕЧИ I С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТРЕНИНГА

Пикуцкая Оксана Викторовна, аспирант, kseni.80@list.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article analyzes the process of abstracting both analytical and synthetic work with the document reveals the essence of the process of abstracting a complex form ofspeech activity. The article characterizes in detail a set of skills that are required for effective abstracting, carries out the analysis of the basic methodological approaches to training of abstracting, reveals the essence of training courses, and determines the differences from traditional teaching systems and methods that could be used in order to teach abstracting oral speech to non-philological students.

В статье приводится анализ процесса реферирования как аналитико-синтетической работы с документом, раскрывается сущность процесса реферирования как комплексного вида речевой деятельности. Детально характеризуется совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного реферирования, осуществляется анализ основных методических подходов к обучению реферированию, раскрывается сущность тренингового обучения, выявляются его отличия от традиционных методических систем и определяются приемы, которые могут быть использованы в целях обучения реферированию устной речи студентов нефилологических специальностей.

Keywords: abstracting, abstracting oral speech, receptive stage of abstracting, the analytical stage of abstracting, the productive stage of abstracting, the system of teaching abstracting oral speech, training

Ключевые слова: реферирование, реферирование устной речи, рецептивный этап реферирования, аналитический этап реферирования, продуктивный этап реферирования, система обучению реферированию устной речи, тренинг

Реферирование является одним из видов аналитико-синтетической деятельности, связанной с переработкой информации, поэтому владение таким видом деятельности создает основу развития самых различных умений и навыков. Умение работать с информационными потоками считается, прежде всего, одним из критериев высокого уровня развития современного человека. По мнению специалистов, реферативная работа как основополагающее звено образовательной практики является

20

одним из важнейших этапов в процессе становления и развития личности учащихся [21].

Кроме того, в автоматизированных информационных системах реферат прочно занимает место основного унифицированного описания первичного документа. Поэтому реферирование рассматривается как средство информатизации на ее начальном этапе, своеобразный кирпичик гигантского здания информатизации. В связи с этим подготовка специалистов, обладающих высокоразвитыми навыками ре-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/Ns 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.