Научная статья на тему 'Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза'

Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
233
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛЬ / КОММУНИКАТИВНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / MODULAR TRAINING / MODULAR PRINCIPLES / MODULAR SYLLABUS / MODULE / CULTURAL AND LINGUISTIC PERSONALITY / COMMUNICATIVE AND CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Юлия Юрьевна

В статье приводятся основные методические положения применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular English language training for would-be technical experts

A number of national high technical schools have joined an international scientific and educational community and in addition started to extend collaboration with a majority of higher educational institutions, organizations and companies abroad. On the way to globalisation and integration many of the national universities have encountered a problem of an inefficient level of foreign language competence mastering by the university graduates. In this connection, high technical schools required new standards of training would-be specialists capable of functioning in the international scientific and academic environment and possessing at least one foreign language. The achievement of the above mentioned goals can be possible due to implementation of a modular educational technology in the university academic process. This technology makes it possible for any student to follow an individual academic curriculum, which includes a target-oriented program, information bank and teaching guide. Thus, modular training is considered to be a particular didactic system, which is realized through a total of different forms of teacher-student partnership organized in a number of academic units (modules) with the purpose to raise the efficiency of teaching material coverage by students and in addition to improve the quality of foreign languages training. The modular foreign languages training program was designed and launched in the academic process of Tomsk Polytechnic University in 2005. The program is intended for would-be technical experts studying a foreign language on a profound basis. One of the main conditions of modular training program successful implementation in an academic process is undoubtedly a modular foreign languages syllabus. To design a modular foreign languages syllabus is a time-consuming activity bearing severe requirements to educational designers' pedagogical and methodological competences. It was designed in accordance with the methodological principles of modular training such as modularity, structural division of teaching content into separate modular units, dynamism, activity method, flexibility, method of conscious perspective, versatility of methodical counselling and parity.

Текст научной работы на тему «Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза»

Ю.Ю. Ковалева

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье приводятся основные методические положения применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Ключевые слова: модульное обучение; принципы модульного обучения; модульная программа; модуль; коммуникативнокультурная компетенция; культурно-языковая личность.

Глобализация в политико-экономической сфере, существенным образом усиливая межгосударственные интеграционные процессы и создавая новые сферы социальной активности человека, оказала большое влияние и на сферу образования. Многие отечественные технические вузы активно вступили в международное научно-образовательное пространство и приступили к расширению сотрудничества с высшими образовательными учреждениями, организациями и компаниями за рубежом.

Однако на пути интеграции и глобализации возникло препятствие, связанное с недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком. В этой связи многие вузы технического профиля встали перед необходимостью осуществлять подготовку специалистов на уровне международных требований, способных эффективно функционировать в международном научнообразовательном контексте и владеющих как минимум одним иностранным языком.

Говоря о современном специалисте с высшим профессиональным техническим образованием, мы представляем его как культурно-языковую личность, обладающую языковым и культурным информационным запасом, способностями и умениями понимать, принимать и интерпретировать языковые и культурные явления страны изучаемого иностранного языка.

Специфика культурно-языковой личности студента технического вуза выражается в поэтапности процесса ее формирования и развития, который может быть представлен в виде следующих уровней:

1) нормативно-адаптивного, характеризующего культурно-языковую личность студента тем, что у него есть фоновые знания об иноязычной культуре и набор элементарных коммуникативных умений;

2) социально-адаптивного, согласно которому культурно-языковая личность может общаться в иноязычной среде с аутентичной языковой личностью, прогнозируя и избегая возможные социокультурные помехи [1. С. 59];

3) креативного, характеризующего культурно-языковую личность тем, что она умеет сравнивать несколько различных культур, интерпретировать культурные явления в процессе осуществления непосредственного и опосредованного межкультурного общения.

Ориентация технических вузов на развитие будущих инженеров как культурно-языковых личностей обусловливает комплексное овладение студентами иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией, что требует от студента высокого уровня мотивации, желания и толерантности к изучению иностранного языка; от преподавателя - создания условий для последующего выбора студентом индивидуальной обра-

зовательной траектории в овладении иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией.

Возникает закономерный вопрос: каким образом, точнее с помощью каких технологий, происходит формирование культурно-языковой личности студента технического вуза в процессе изучения иностранного языка? Для ответа на поставленный вопрос мы обратились к поиску эффективных педагогических технологий, ориентированных специально на обучение студентов иностранному языку в техническом вузе. К числу таких технологий мы относим технологию модульного обучения.

В настоящее время модульное обучение реализуется в ряде отечественных и зарубежных вузов. Модульное обучение рассматривается большинством ученых как достаточно эффективная педагогическая технология, основной акцент которой поставлен на самостоятельности обучаемых в достижении ими дидактических целей и задач.

Отличительной характеристикой модульного обучения является и то, что оно успешно комбинируется с традиционной системой обучения, при этом гуманизируя педагогический процесс в целом, т.е. коренным образом поднимая преподавателя и студента на качественно новый уровень взаимоотношений.

Сущность модульного обучения заключается в том, что каждый обучающийся может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции преподавателя могут варьироваться от ин-формационно-контролирующей до консультативно-координирующей [2].

Исходя из вышесказанного, под модульным обучением мы понимает особую дидактическую систему, представляющую собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателя и обучаемых, организованной в особых единицах процесса (модулях) с целью эффективного овладения учебным материалом и повышения качества обучения в целом.

Для того чтобы составить полное представление о технологии модульного обучения иностранному языку необходимо определить, что понимается под модулем. Модуль трактуется нами как основная структурносодержательная единица модульной программы обучения иностранному языку, которая:

- может выступать как самостоятельная программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося;

- состоит из нескольких блоков учебного материала, объединенных одной тематикой и предназначенных для изучения студентами с разным уровнем владения иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией;

- включает целевой план действий студента, банк информации и методическое руководство преподавателю по достижению студентом поставленных дидактических целей;

- позволяет осуществлять пошаговый контроль успешности обучения и изучения иностранного языка с целью своевременного внесения корректив в учебную и обучающую деятельность студента и преподавателя.

Одним из самых важных условий успешной реализации технологии модульного обучения в учебном процессе, несомненно, выступает модульная программа, разработка которой является трудоёмким процессом, предъявляющим высокие требования к педагогической и методической компетентности разработчиков-составителей.

Модульная программа дисциплины «Иностранный язык» была разработана и впервые апробирована в Томском политехническом университете в 2005 г. специально для студентов 1-2-х курсов неязыковых специальностей, изучающих иностранный язык на углуб-

ленной основе и с ориентацией на международные стандарты.

При разработке структуры модульной программы мы руководствовались рядом положений, отражающих требования основных принципов модульного обучения: модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, метода деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности [2]. Далее мы подробно остановимся на рассмотрении каждого из принципов.

Основополагающим принципом выступает принцип модульности, так как именно он определяет содержание, организационные формы и методы обучения [3]; предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде модульных блоков, внутри которых учебный материал структурируется в систему учебных элементов или компонентов [4].

Структура программы модульного обучения иностранному языку состоит из нескольких блоков учебного материала в зависимости от уровней владения студентами иностранным языком (рис. 1).

Рис. 1. Блочно-модульная структура программы обучения иностранному языку

Каждый из блоков учебного материала определенного уровня сложности включает соответствующее количество учебных модулей, последовательно изучаемых студентами в течение четырех учебных семестров. Контроль результатов учебной деятельности осуществляется в следующем режиме: текущий контроль -на протяжении изучения учебного модуля; рубежный контроль - по окончании изучения модуля; итоговый контроль - один раз в семестре по окончании изучения учебных модулей семестра. Самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с содержанием учебных модулей и предусматривает: домашнюю работу студента с использованием материалов рабочей тетради учебно-методического комплекта, учебными материалами на платформе Web-CT; самостоятельное выполнение студентами заданий повышенного уровня сложности, представленных в соответствующем блоке модульной программы.

Не менее важным принципом выступает принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы, согласно которому перед каждым элементом модуля ставится вполне определенная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме,

обеспечивающем ее достижение. Элементы могут быть как взаимосвязанными, так и самостоятельными.

Следуя принципу динамичности, модульная программа обучения иностранному языку может подвергаться изменениям в отношении ее структуры (количества учебных модулей) и содержания в зависимости от целевой установки университета в частности и социального заказа в целом [5].

Принцип метода деятельности в модульном обучении предполагает, что освоение учебного материала (фонетического, грамматического, лексического) происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Это означает, что весь процесс обучения иностранному языку должен быть направлен не только на обучение студентов языковым и речевым навыкам, но и способам применения данных навыков в реальной коммуникации, т.е. коммуникативным умениям аудирования, чтения, говорения и письменной речи.

Следуя принципу гибкости, изучение элементов учебного модуля осуществляется с учётом вариативности уровней сложности и трудностей учебной деятельности студентов. Как известно, у обучающихся наблюдается весьма существенная разница в усвоении зна-

ний, а также в способностях и в скорости формирования мыслительных операций и их переноса. Этим и обусловливается необходимость индивидуализации учебного процесса, под которой понимается индивидуальный подход педагога к студентам.

Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания и осознания студентами перспективы учения. Следовательно, цели модульного обучения должны выступать в качестве ожидаемых результатов деятельности и осознаваться как перспективы их познавательной и практической деятельности. Эта необходимость обусловливается тем положением, что осознание деятельности формирует положительную мотивацию учения и развивает познавательные интересы.

Принцип разносторонности методического консультирования выражается в обеспечении профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности педагога. В связи с этим в учебных модулях необходимо:

- предлагать различные методы и пути усвоения содержания обучения, на основе которых студент может строить индивидуальный путь изучения иностранного языка;

- осуществлять методическое консультирование педагога по организации процесса обучения;

- предоставлять возможность преподавателю свободно выбирать представленные методы обучения или работать по своим авторским методикам.

Принцип паритетности устанавливает в учебном процессе определенное взаимодействие преподавателя и студента. При реализации модульного обучения основной акцент ставится на активности студентов, роль преподавателя при этом сводится к консультативно-координирующим действиям, реализуемым на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Для этого необходимо обеспечить студентов эффективными средствами учения, т.е. модулями, которым делегируются некоторые функции управления самостоятельной деятельностью студента.

Необходимо отметить, что построение учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык» на основе модульной технологии обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным подходом к обучению иностранному языку в техническом вузе, а именно:

- отбор и структурирование содержания обучения осуществляются на деятельностной основе с целью системного овладения учебным материалом, расширения фоновых знаний, комплексного формирования и

развития знаний, навыков и умений во всех видах иноязычной речевой деятельности;

- содержание обучения представляется в отдельных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая формулируется для обучающегося и содержит не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;

- состыковываются разные уровни иноязычной подготовки студентов и, следовательно, сокращается разрыв между возникшими в последние годы высокими требованиями к уровню владения иностранным языком выпускниками технического вуза и ограниченным количеством учебных часов, выделяемых на его изучение учебными программами [6];

- обеспечивается дифференцированный подход к изучению учебного материала студентами с разным уровнем владения иностранным языком. Программа обучения адаптируется к уровню подготовки обучаемого с целью продвижения каждого студента на более высокий уровень;

- используются разные формы работы с учебным материалом, реализуются методические принципы развивающего обучения, позволяющие создать предпосылки для творческой деятельности студента;

- реализуется пошаговый контроль результатов обучения, составляется и ведется индивидуальный рейтинг обучаемого;

- основной акцент сделан на самостоятельности обучающегося при достижении им конкретной цели в процессе работы с модулем, что дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих учебных достижениях;

- наличие учебных модулей в печатной форме позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами;

- преподаватель в процессе овладения технологией модульного обучения значительно растет профессионально.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что технология модульного обучения - это не просто педагогическая технология, применяемая при обучении студентов иностранному языку, а необходимое условие овладения иноязычной культурой посредством создания благоприятных условий для развития будущих инженеров как культурно-языковых личностей, владеющих высокоразвитыми коммуникативно-культурными умениями при решении коммуникативных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранного языка :

автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.

2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас : Швиеса, 1989. 227 с.

3. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие. М. : Народное образование, 1996. 160 с.

4. Герасимов В.М. Модульное обучение общетехническим дисциплинам в вузе. Чита : Читинский политехнический институт, 1994. С. 17-20.

5. Закорюкин В.Б., Панченко В.М., Твердин Л.М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузов-

ского учебника. Вильнюс : ВГУ, 1983. С. 73-74.

6. Маркова Е.С. Теоретические основы построения интегративно-модульных курсов английского языка для профильной школы : автореф.

дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 17 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.