Научная статья на тему 'Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов'

Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1294
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / РЕЙТИНГ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ БАЛЛ / СУММАРНЫЙ РЕЙТИНГ / A MODULE / RATING / A MODULAR RATING SYSTEM / AN EDUCATIONAL PROCESS / A DISCIPLINARY POINT / CUMULATIVE RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ирина Михайловна

Важным звеном образовательного процесса является проверка и оценка знаний студентов. Проблема получения достоверной информации о качестве знаний, отслеживание результатов обучения волновала преподавателей во все времена. Новые образовательные технологии, ориентированные на активизацию самостоятельной работы студентов, требуют новых подходов к оценке знаний студентов. В статье рассматривается одна из систем оценки знаний модульно-рейтинговая система, раскрываются ее компоненты, преимущества и недостатки, а также условия, при которых данная система «работает».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR RATING SYSTEM OF EVALUATION FOR STUDENT KNOWLEDGE

Examination and evaluation of student knowledge is an important part of the educational process. The problem of obtaining trustworthy information about the quality of knowledge, monitoring for training outcome has been of the great concern for teachers at all times. New educational technologies, which are focused on intensification of independent work of students, demand new approaches to evaluation for student knowledge. The article deals with one of the systems of knowledge evaluation, i.e. a modular rating sy s t e m, it de fi n e s i ts c omp on e n ts, ad v a n t ag e s a nd disadvantages as well as the conditions in which the given system «works».

Текст научной работы на тему «Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов»

старела в направлении благородного мрамора: желтоватый оттенок, имитация тепла и жизни в холодном лице, угрожающая монументальность», третья группа - с литературой, фольклором и музыкой: «Он мне не просто так рассказывал свою биографию, он дарил мне роман своей жизни, чтобы я его написала», «Для русского уха - просто сказка и музыка: как они друг к другу подходят, эти имена», четвертая - с театром и кино: «Сон Феллини, видение Сальвадора Дали: у дверей кассы на мусорной урне, выкрашенной давно облинявшей серебрянкой, покачивая босыми грязными ногами, не достающими до земли, восседала фантастическая фигура - нищая старуха в серебрящемся от жира светло-сером плаще».

Положительную окраску в произведении имеют метафоры, связанные с религией (7): «Игра ангелов», «И свет небесный пробивается», «Так она теперь и крестится, и на всех домашних кладет свой особый крест и Ангела Дорожного призывает».

Особенностью стиля Улицкой является сочетание в одном предложении (или развёрнутой метафоре) метафор, различных по тематической принадлежности вспомогательного субъекта: «Как будто на краю ее дивной натуры была какая-то взбалмошная извилина, о которой она, впрочем, знала, и постоянно себя выравнивала». На краю ее дивной натуры - метафора, основанная на аналогии с измерением пространства (на краю дороги). Взбалмошная извилина - антропоморфная метафора, в основе которой лежит сравнение с человеком (взбалмошная баба). Себя выравнивала - метафора, связанная с опредмечиванием абстрактного понятия (выравнивать стены).

Улицкая использует в своём произведении такой приём, как реализация метафоры. Если буквальный смысл метафорического выражения воспринимается на фоне близлежащего контекста как более или менее неправдоподобный, то приём реализации метафоры состоит в развёртывании метафоры, понятой в нарочито буквальном смысле. В рассказе «Старший сын» читаем: «Но скелет в шкафу стоял. О нём совершенно не думали весь год, но двадцать пятого ноября он начинал тревожно постукивать косточками, напоминая о себе». Функцию развёртки реализованной метафоры выполняют словосочетание, фраза или текст, в содержании которых нарушен принцип правдоподобия. Поэтому содержание такой развёртки воспринимается как нечто ирреальное, фантастическое, сказочное. Реализованная метафора и её развёртка образуют тематическую цепочку (скелет - косточки - постукивать). Собственно метафорой является только исходное звено данной цепочки: «скелет в шкафу стоял».

Метафоры, именующие тематическую зону-источник ряда производных («побочных», «второстепенных») метафор, называются концептуальными, ключевыми, базисными, корневыми. Концептуальные метафоры индивидуального стиля определяются психологическими и прочими особенностями личности автора. В книге Л. Улицкой «Люди нашего царя» ключевыми являются зооморфные, антропоморфные, пространственные метафоры, а также метафоры, связанные с природой, с овеществлением, с наукой, техникой и производством, с искусством, с разрушением и гибелью, с огнём, с медициной, с религией. Большинство их составляют индивидуально-авторские метафоры.

Улицкую интересует обычная жизнь людей. Произведение представляет собой отдельные зарисовки, фрагменты, извлечённые из жизненного потока, которые автор в соответствии с замыслом объединяет в главы. Большое количество метафор, связанных с разрушением, огнём, военными действиями, участвуют в описании страстей, которые кипят в обыденной жизни, войн, которые неза-

метно для окружающих идут в семьях. В целом - неустроенности жизни, отсутствии в ней покоя. Часто о потере человеческого в человеке сигнализируют зооморфные метафоры и метафоры, связанные с овеществлением. Высокая частотность метафор, связанных с наукой и производством, объясняется не только личностью писателя, учёного-генетика, но и уровнем развития современного индустриального общества, в котором почти всё поддаётся анализу регламентировано и запрограммировано, и часто человек с его живой душой остаётся невостребованным, ненужным. Мир представляется театром, где у каждого своя роль, но не каждому эта роль по душе, и не каждый смиряется с таким порядком вещей. Мысль автора о том, что болезни общества начинаются с болезни отдельного человека, отражает и метафорический строй произведения. Каждый рассказ - «осколок» книги снова и снова убеждает нас в печальном несовершенстве человеческой жизни. Однако книга Людмилы Улицкой полна оптимизма, и это, на наш взгляд, связано прежде всего с обращением к религии, о чем свидетельствует, в частности, использование метафор соответствующей тематической группы. В произведении вполне реализовался замысел автора: дать читателю почувствовать «глупость, тайну ложь и прелесть мира».

Таким образом, классификация узуальных метафор по вспомогательному субъекту дает представление о том, какие интересы преобладали в народе в ту или иную эпоху, какие идеалы были заложены в основу культуры на том или ином этапе её развития. Совокупность же мотиваци-онных систем индивидуально-авторских концептуальных метафор дает возможность воссоздать картину мира писателя.

Список литературы

1. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература:

1950 - 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. - Т. 3. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Люсый А. Новейшее литературное меню// Агентство политических

новостей.- 2007. - 2 сентября.

3. Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. - М.:

Издательство ЛКИ, 2007.

4. Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX века: Учеб. пособие. - М.:

Флинта: Наука, 2003.

5. Улицкая Л. Люди нашего царя. - М.: Эксмо, 2009.

И.М. Яковлева

Курганский государственный универитет

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Важным звеном образовательного процесса является проверка и оценка знаний студентов. Проблема получения достоверной информации о качестве знаний, отслеживание результатов обучения волновала препода-

вателей во все времена. Новые образовательные технологии, ориентированные на активизацию самостоятельной работы студентов, требуют новых подходов к оценке знаний студентов. В статье рассматривается одна из систем оценки знаний - модульно-рейтинго-вая система, раскрываются ее компоненты, преимущества и недостатки, а также условия, при которых данная система «работает».

Ключевые слова: модуль, рейтинг, модульно-рейтин-говая система, образовательный процесс, дисциплинарный балл, суммарный рейтинг

I.M. Yakovleva Kurgan State University

MODULAR RATING SYSTEM OF EVALUATION FOR STUDENT KNOWLEDGE

Annotation

Examination and evaluation of student knowledge is an important part of the educational process. The problem of obtaining trustworthy information about the quality of knowledge, monitoring for training outcome has been of the great concern for teachers at all times. New educational technologies, which are focused on intensification of independent work of students, demand new approaches to evaluation for student knowledge. The article deals with one of the systems of knowledge evaluation, i.e. a modular rating system, it defines its components, advantages and disadvantages as well as the conditions in which the given system «works».

Keywords: a module, rating, a modular rating system, an educational process, a disciplinary point, cumulative rating.

Оценка знаний студентов, отслеживание результатов обучения - составная часть образовательного процесса. Но любая оценка носит субъективный характер, на который накладываются психологические аспекты взаимоотношений «студент-преподаватель», а это - повод для взаимных претензий, а порой и конфликтов: студент недоволен полученной оценкой, а преподаватель старается во время сессии «выжать» из студента максимум знаний, особенно если экзаменуемый не отличался прилежанием в течении семестра.

Классическая система университетской подготовки, когда преподаватель транслирует студентам определенный объем знаний и принимает экзамены - уходит в прошлое. На смену ей приходят новые технологии обучения, ориентированные на активизацию внеаудиторной, самостоятельной работы студентов. При этом экзамен не является доминирующим в определении итоговой оценки по дисциплине, главный акцент должен быть перенесен на успеваемость студентов в течение семестра. Поэтому на наш взгляд, перспективной в подобной ситуации является модульно-рейтинговая система, Нельзя сказать, что эта система имеет только положительные стороны. Во-первых, всегда присутствует определенный консерватизм при внедрении нового, когда нельзя точно предвидеть, что получится. Кроме того, появление нового всегда ведет к увеличению объема работы, что не всегда приветствуется преподавателями. Во-вторых, не всем студентам старших курсов нравится непрерывный контроль знаний в процессе обучения, а не в конце курса. Однако опыт вузов Казахстана и России свидетельствует, что «плюсов» в модуль-но-рейтинговой системе больше, чем «минусов».

Что дает модульно-рейтинговая система студентам?

Во-первых, такая система позволяет снизить их загруженность в период сессии и перед сессией. Во-вторых, дает возможность (и вполне реальную) получить оценку «отлично» без сдачи экзамена. В-третьих, исключает элемент субъективизма при выставлении итоговой оценки, а также индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

Преподавателям модульно-рейтинговая система позволяет активизировать систематическую внеаудиторную самостоятельную работу студентов, повысить мотивацию обучения, накопить объективные положительные результаты оценки знаний студентов за весь курс обучения. Кроме того, данная система позволяет решить проблему групп, где обучаются студенты с разным уровнем знаний (особенно это актуально при обучении иностранному языку когда в одной группе могут быть студенты без знания языка и те, кто обучался углубленно).

Но данная система «работает» только при определенных условиях, выполнение которых является обязательным. Во-первых, гласность, прозрачность результатов оценки (графики изучения дисциплин, критерии оценки знаний должны быть известны студентам, начиная с первых дней текущего семестра). Во-вторых, стимулирование качественной и ритмичной работы студентов (поощрения, льготы, дополнительные возможности и др.). В-третьих, использование разнообразных форм самостоятельной работы и контроля знаний. И самое главное - каждый студент должен четко знать, какой конечный результат должен быть достигнут при изучении соответствующего материала, какие требования к усвоению учебного материала предъявляются преподавателем.

Согласно модульно-рейтинговой системе оценки знаний весь курс, или учебная дисциплина, делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах и т.д.) учащийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который проходит в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (балла). Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учеником по итогам всех модулей.

Рейтинг студента должен определяться постоянной диагностикой и мониторингом. Причем обязательно проводить стартовое тестирование для обеспечения дифференцированного подхода к студентам в процессе обучения. Простейший рейтинг студента - его средний экзаменационный балл. Общий рейтинг студента находится как сумма его рейтинговых баллов по каждой дисциплине. В ходе изучения материала каждого модуля обучаемые «зарабатывают» определенные рейтинговые оценки. Простейший рейтинг студента - его средний экзаменационный балл, как правило, не учитывает удельный вес (значимость) каждого блока изучаемой дисциплины, и, кроме того, проявляется лишь в итоге обучения, что делает его пассивным показателем. С целью стимулирования студента в учебе рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим его обладателя стремиться к увеличению рейтинга. Для этого студент должен постоянно знать об изменении своего рейтинга не после, а в процессе обучения, что легко достигается при использовании компьютерного варианта модульной системы.

Рейтинговая система оценки знаний позволяет вести

148

ВЕСТНИК КГУ, 2010. № 3

мониторинг процесса овладения студентом текущего материала, своевременно выявляя «пробелы» в его знаниях.

Изучение каждого модуля заканчивается промежуточным контролем, форма которого в зависимости от выбора преподавателем содержания и метода изучения может быть как классической (контрольная работа, зачет), так и инновационной (защита проекта, творческая работа). Также по суммарному рейтингу студент может быть освобожден от итогового контроля, предусмотренного учебным планом по данной дисциплине. Это является дополнительной мотивацией для студентов при изучении курса по данной дисциплине.

Возможна следующая шкала пересчета суммарного рейтинга по дисциплине в итоговую оценку по 4-балльной шкале:

от 50 до 75 - «удовлетворительно»;

от 76 до 90 - «хорошо»;

от 91 до 100 - «отлично».

Минимальное количество баллов в каждом дисциплинарном модуле по каждому виду контроля, необходимое для получения итоговой оценки по дисциплине без сдачи экзамена до начала сессии, является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях и по другим видам контроля. Некоторые преподаватели снимают некоторое количество баллов по тому или иному модулю, так называемые дисциплинарные баллы, за пропуски занятий, невыполнение заданий в срок и т.д.

При несогласии студента с итоговой оценкой по дисциплине, определенной по суммарному рейтингу он может сдавать экзамен во время экзаменационной сессии. Экзамен также сдается в обязательном порядке, если студент не набрал минимального количества баллов, например равного 50, в суммарном рейтинге по дисциплине (минимальное количество баллов определяется преподавателем в зависимости от сложности изучаемого материала в течении семестра) . При этом допуском к экзамену является выполнение всей текущей работы (обязательных учебных поручений), которое оценивается набором минимального количества баллов (не менее 30) в текущем рейтинг-контроле по всей дисциплине и минимального количества баллов по каждому дисциплинарному модулю.

Итоговая оценка по дисциплине определяется по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга.

Таблица 1

Определение итоговой оценки по дисциплине по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга

Суммарный рейтинг Оценка, полученная за знания, проявленные на экзамене

неудовлетворительно удовлетворительно хорошо отлично

30 - 49 неудовлетворительно удовлетворительно удовлетворительно хорошо

50 - 60 неудовлетворительно удовлетворительно хорошо хорошо

61 - 75 удовлетворительно удовлетворительно хорошо отлично

76 - 90 удовлетворительно хо ро шо хорошо отлично

В модульно-рейтинговой системе не существует «отличников», «ударников» и т.д., а есть первый, второй, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Конечно, не стоит думать, что модульно-рейтинговая система лишена недостатков, и может сразу заменить классические формы обучения. Основные трудности у студентов связаны с отсутствием навыков работы по са-

мостоятельному овладению знаниями, низким уровнем ответственности и самодисциплины.

Многие исследователи связывают модульное обучение с большой долей самостоятельной работы обучающихся и даже считают такой этап учебного процесса существенным отличительным признаком данной образовательной модели.

Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться планирования работы преподавателей, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению работ, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний. Но возникновение этих проблем не должно сдерживать внедрение новой формы обучения.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие. - М., 1998.

2. Голощёкина Л.П., Збаровский В.С. Модульная технология обучения:

Методические рекомендации. - СПб., 1993.

3. Ратникова Е.К., Иксанова Т.Г., Фахретдинов И.А. К вопросу о

стратегии образования средней и высшей школы// Съезд российских физиков-преподавателей. Физическое образование в XXI веке: Сб. науч.тр.- М, 2000. - С. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.