Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 12.03.2018; опубликована 05.05.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Куланина С.В. Модульная технология как способ повышения творческой активности школьников // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kulanina S.V. (2018). Modular technology as a way to increase the creative activity of schoolchildren. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/12PDMN218.pdf (in Russian)
УДК 371
Куланина Светлана Вадимовна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабужский институт, Россия Ассистент кафедры «Биологии и химии» E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7186-4194 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=796851
Модульная технология как способ повышения творческой активности школьников
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения модульной технологии в повышении творческой активности школьников. Анализируются организация и результаты учебного процесса с применением модульной технологии. Обсуждаются научные подходы, определяющие сущность понятия «творческая активность». Раскрыты и охарактеризованы компоненты творческой активности школьников при реализации модульной технологии. Описаны методы исследования и содержание учебно-методического комплекса при модульной технологии. Полученные результаты подтвердили гипотезу эффективности использования в образовательном процессе школы модульной технологии. Автор отмечает, что немаловажную роль при решении этой проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов играют образовательные технологии, которые направлены на комплексность, систематизацию, актуализацию, получения знаний. Цитируются ведущие ученые И.М. Агибова и И.А. Клочко, указывающие на перспективность модульного обучения, которое, по их мнению, «характеризуется алгоритмизацией учебной деятельности, структурированием предметного содержания, индивидуальностью, гибкостью, самостоятельностью и является личностноориентированной технологией». Автором также акцентировано внимание на тот факт, что несмотря на перспективность использования модульного обучения в целях повышения творческой активности школьников, анализ образовательных программ средних общеобразовательных организаций показывает сложности его внедрения на практике. Эти проблемы, скорее всего, связаны с недостаточной разработкой учебной и методической базы, которая может обеспечить модульное образование. В связи с этим было проведено исследование, сделаны и обобщены выводы.
Ключевые слова: модульная технология; творческая активность; критическое мышление; творческое мышление; учебно-методический комплекс
Актуальность исследования. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в России требует разработки новой образовательной парадигмы, которая будет ориентирована на становление и развитие творческой личности, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. В связи с этим, в вопросе о качестве образования особое внимание уделяется уровню развития творческой активности личности. Данный факт определяет необходимость поиска наиболее эффективных средств решения озвученной проблемы.
Немаловажную роль при решении этой проблемы играют образовательные технологии, которые направлены на комплексность, систематизацию, актуализацию получения знаний. В соответствии с ФГОС на первый план в процессе обучения выходит учет индивидуальных особенностей личности, создание индивидуальной траектории развития, обучения и повышения активности обучающихся [8].
По мнению многих ученых-исследователей в области педагогики, одной из эффективных технологий обучения является модульная технология. И хотя она широко применяема в образовательном процессе вузов, колледжей, в системе дополнительного образования и повышения квалификации, в школьной практике удельный вес использования модульной технологии не велик.
И.М. Агибова и И.А. Клочко указывают на перспективность модульного обучения, которое «характеризуется алгоритмизацией учебной деятельности, структурированием предметного содержания, индивидуальностью, гибкостью, самостоятельностью и является личностноориентированной технологией». Это соответствует современным требованиям и отражено в Законе об образовании и в Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [1, с. 84-85], [12].
H.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум указывают на то, что модульное обучение рассчитано на выделение большего количества времени на самостоятельную работу школьников при «дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях» [9, с. 290].
Е.В. Батина в научном исследовании разработала и обосновала теоретическую концепцию самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе изучения физики на основе технологии модульного обучения [3].
Проблема исследования. Несмотря на перспективность использования модульного обучения в целях повышения творческой активности школьников, анализ образовательных программ средних общеобразовательных организаций показывает сложности его внедрения на практике. Эти проблемы, скорее всего, связаны с недостаточной разработкой учебной и методической базы, которая может обеспечить модульное образование. Проблемным является повышение мотивации педагогов на освоение новых прогрессивных технологий, в том числе модульной технологии. Остается низким уровнем готовность школьников к самостоятельной работе, чего требует модульное обучение. Перечисленные проблемы показывают важность практического изучения модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности школьников.
Цель исследования - экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности школьников.
Задачи исследования:
I. Определить сформированность следующих профессиональных компетенций педагогов в образовательных организациях: ПК-1 (готовность реализовывать
образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов); ПК-2 (способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики); ПК-8 (способность проектировать образовательные программы) [10, с. 12].
2. Разработать и реализовать способы повышения творческой активности школьников с использованием модульной технологии.
3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность использования модульной технологии как способа повышения творческой активности школьников.
Методы исследования: библиографический метод, включающий изучение литературы и научных подходов по проблеме исследования; метод включенного и научного наблюдения; анкетирование; метод сравнительного системного анализа; интерпретационный метод.
Описание результатов исследования. В научной литературе и исследованиях педагогов-новаторов проблема изучения использования модульной технологии в обучении нашла свое отражение в исследованиях И.М. Агибовой, И.А. Клочко, Е.В. Батиной, С.Н. Гаврилова, Т.Н. Гнитецкой, П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского, П.А. Юцявичене и др. [1, 3, 5, 6, 11, 15].
Сущность модульной технологии обучения заключается в последовательном усвоении школьниками законченных блоков информации, т. е. модулей. Разделенная на отдельные взаимосвязанные модули учебная информация призвана активизировать активность учащихся в поисках ответов, решения образовательных задач, оптимизировать процесс усвоения обучающимися новых знаний, исключить из учебного материала ненужные блоки информации. Модульная технология обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков и умений, требует творческого подхода [9].
Модульное обучение, по мнению И.М. Агибовой, И.А. Клочко, способствует развитию когнитивных процессов, дивергентного, конвергентного мышления, развивает творческое и критическое мышление [1].
Творческое, дивергентное, конвергентное и критическое мышление тесно связано с понятием «творчество», которое также связано с понятием «активность».
К.А. Абульханова-Славская определяет активность как «специальное высшее личностное образование, связанное с целостной и ценностной временной организацией». Это то, что формирует картину мира, смысл жизни и жизненной позиции [2, с. 279-297].
Активность школьника, по мнению Г.И. Щукиной выражается в творческой деятельности и развивается, проходя различные уровни: творческая активность; репродуктивно-подражательная активность; поисково-исполнительская активность [14].
Творческая активность школьников при модульном обучении предполагает самостоятельный поиск решения при изучении темы модуля, теоретическое приобретение знаний, развитие самостоятельности, умение находить наиболее рациональный путь решения нестандартных, проблемных задач, проблемных ситуаций и проблемных вопросов.
Процесс развития творческой активности школьников с использованием модульного обучения - это взаимодействие педагога и школьников, сопровождаемое мотивационно-потребностной сферой с обеих сторон, самостоятельностью, интеллектуальными и волевыми усилиями школьников.
Реализация эмпирической части исследования включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
https://mir-nauki.com
Констатирующий эксперимент включал в себя определение творческой активности школьников на традиционных уроках. Использовался метод наблюдения. Включенное наблюдение предполагало присутствие на уроке. Научное наблюдение сопровождалось фиксацией уровня творческой активности школьников на уроке.
Формирующий эксперимент предполагал реализацию модульной технологии с целью повышения творческой активности школьников.
Контрольный эксперимент проводился с целью выявления разницы между экспериментальными и контрольными группами исследуемых школьников.
В рамках изучения модульной технологии обучения как основы повышения творческой активности школьников педагогами был создан учебно-методический комплекс по предмету «Обществознание». За основу взят учебник Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой и В.А. Литвиновой для 11 класса.
Структуру УМК составили пять модулей:
Модуль 01. Социальная структура общества.
Модуль 02. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Модуль 03. Нации и межнациональные отношения.
Модуль 04. Семья и быт.
Модуль 05. Молодежь в современном обществе.
Учебно-методический комплекс каждого модуля включал в себя следующие компоненты: программу модуля; презентацию или видео по теме; измерительно-оценочные средства, позволяющие определить массив затруднений и уровень знаний школьников; конспект по теме; комментированный список литературы для более углубленного изучения темы модуля; контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить степень изученности и усвоения материала; методические рекомендации для оформления полученных знаний (эссе, сообщение по теме, проектная деятельность, научная деятельность (для школьников занимающихся в научном обществе учащихся).
Основными формами образовательной деятельности являлась классная и самостоятельная.
При проведении контрольного эксперимента изучались и анализировались результаты данных констатирующего и формирующего экспериментов.
В эксперименте приняли участие учащиеся 11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Класс 11 «А» - экспериментальная группа и класс 11 «Б» - контрольная группа. Эксперимент проходил с 10 сентября по 25 декабря 2017 года и с 15 января по 20 февраля 2018 года.
В результате проведения эксперимента, были выявлены следующие особенности.
Включенное и научное наблюдение на этапе констатирующего эксперимента показало отсутствие значимых отличий в творческой активности обучающихся одиннадцатых классов. Также было определено, что структура творческой активности школьников на уроках «Обществознание» включает следующие основополагающие компоненты: ценностно-потребностный; содержательно-смысловой и созидательно-творческий.
Ценностно-потребностный компонент обозначен потребностью к общению с одноклассниками во время обучения, стремлением к творческой деятельности (многие ученики
https://mir-nauki.com
увлечены краеведением, микроэкономикой, психологией, фамилистикой), устойчивостью и высокой мотивацией познавательных интересов и их согласование с личными ценностями (поступление в престижный вуз, получение желаемой профессии и др.).
Содержательно-смысловой компонент характеризуется интеграцией разных видов деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной).
Созидательно-творческий компонент включает в себя поиск путей реализации своих внутренних потенциалов, проявление инициативы, мобилизацию воли на достижение цели.
После внедрения в образовательный процесс модульной технологии, в экспериментальной группе испытуемых получены высокие показатели активности при изучении модульных программ. Наибольший интерес вызвало методическое сопровождение учебного материала, видеоматериалы и творческие задания. Оценивая свои знания и массив затруднений в области определенной темы, у школьников вызывала интерес та область затруднений, на вопросы которой они не смогли ответить или не смогли решить контрольные задания. Поэтому для достижения цели - освоения темы - они в классе, но самостоятельно, изучали предложенный материал. Степень усвоения можно было определить самопроверкой сразу же, либо после того, как тема полностью изучена. После этого выполнялось творческое задание. Многие школьники демонстрировали свои знания при помощи зачитывания эссе, некоторые проводили исследования для выполнения проекта.
Было замечено, что в начале эксперимента школьники не проявляли особой активности и творчества, но спустя три месяца практически все испытуемые применяли систему суждений для анализа событий с формулированием обоснованных выводов, выносили обоснованные оценки фактам, интерпретировали задачи, корректно применяли полученные результаты к ситуациям и проблемам. Оценка знаний педагогом в целом стала выше, качество знаний прочнее, а средний балл по усвоению материала - 4,8. На начало эксперимента по данным электронного журнала средний балл был 4,5.
Творческое мышление, у школьников экспериментальной группы развито на более высоком уровне, т. к. модульная технология продуцирует конечный результат освоения темы в виде зачета, оформленного следующим образом: выбор темы, сбор материала, поиск решения, инсайт, оформление решения.
В контрольной группе школьников обучающихся по системе традиционных уроков изменения в творческой активности не были зафиксированы. Исключение составили ученики, которые заинтересованы в получении прочных знаний, так как планировали сдавать единый государственный экзамен по этому предмету. Средний балл по усвоению материала остался на прежнем уровне - 4,6.
Проведенное анкетирование показало, что при модульном обучении занятия более интересные и насыщенные. Есть возможность проявить творческую активность. Интегрирующая дидактическая цель отражает общую цель. Модульная технология дает возможность самовыражения и самореализации, что естественно, повышает творческую активность.
Анкетирование педагогов образовательной организации показало сформированность обозначенных профессиональных компетенций. Педагоги имеют прочные знания в области инновационных и прогрессивных технологий обучения и готовы применять их в образовательном процессе школы.
Выводы
Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу о том, что использование модульной технологии обучения в образовательном процессе школы будет способствовать повышению творческой активности школьников.
Для этого уточнено содержание понятий «творческая активность», «модульная технология» а также структура этих определений применительно к школе, к предмету «Обществознание».
Были разработаны и внедрены модули для изучения предмета «Обществознание» с использованием модульной технологии.
Разработан учебно-методический комплекс по темам (разделам) предмета «Обществознание» согласно особенностям и принципам построения модульного обучения.
Заключение. Полученные результаты исследования показывают, что гибкая организация процесса повышения творческой активности школьников в виде учебных модулей более адекватно отвечает требованиям организации школьного обучения, в которые входит возможность выбора, реализация школьниками индивидуальной образовательной программы, что способствует реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Использование модульной технологии направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня коммуникативной культуры школьников.
Технология модульного обучения создает условия выбора для овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности через отдельные и независимые учебно-методические комплексы с учетом индивидуальных возможностей субъектов образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агибова И.М., Клочко И.А. Модульная технология обучения как основа формирования информационной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / И.М. Агибова, И.А. Клочко // Российский научный журнал. - 2013. - № 6(37). - С. 84-89.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в трудах отечественных психологов/ сост. и общ.ред. Л.В. Куликова. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - С. 279-297.
3. Батина Е.В. Формирование умений самостоятельной учебной деятельности учащихся основной школы при обучении физике на основе технологии модульного обучения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 [Текст] / Батина Елена Васильевна. - Киров, 2010. - 216 с.
4. Бондарь М.А. Творческая активность школьников в детской общественной организации. [Текст] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2016, №21 (242). Выпуск 31. - с. 168-173.
5. Гаврилов С.Н. Модульная технология обучения студентов-заочников в колледже: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Гаврилов Сергей Николаевич. - Н. Новгород, 2005. - 195 с.
6. Гнитецкая Т.Н. Современные образовательные технологии: монография [Текст] / Т.Н. Гнитецкая. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 256 с.
7. Клочко И.А. Эффективность внедрения модульной технологии формирования информационной компетентности выпускников организаций среднего профессионального образования [Текст] // Инновационные технологии в науке нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 августа 2016 г., г. Новосибирск). - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 195-198.
8. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 26.11.2012. - №48. -ст. 6735.
9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. [Текст] // А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.
10. Савинков Ю.А., Мозгарев Л.В., Дубовицкая Т.В., Лукина Е.А. Методика формирования содержания повышения квалификации. [Текст] / Ю.А. Савинков, Л.В. Мозгарев, Т.В. Дубовицкая, Е.А. Лукина. - Воронеж, ВИРО, 2017. - 44 с.
11. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография [Текст] / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский; под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 352 с.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53 (ч. 1). - ст. 7598.
13. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст] / А.В. Хуторской - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
14. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с., С. 146-148.
15. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П.А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.
https://mir-nauki.com
Kulanina Svetlana Vadimovna
Kazan (Volga region) federal university Elabuga institute (branch), Russia E-mail: [email protected]
Modular technology as a way to increase the creative activity of schoolchildren
Abstract. The peculiarities of the application of modular technology in increasing the creative activity of schoolchildren are considered in the article. The organization and results of the educational process using modular technology are analyzed. Scientific approaches that determine the essence of the concept of "creative activity" are discussed. The components of creative activity of schoolchildren in the implementation of modular technology are revealed and characterized. The methods of research and the contents of the educational-methodical complex with modular technology are described. The obtained results confirmed the hypothesis of the effectiveness of the use of modular technology in the school's educational process. The author notes that an important role in solving this problem of the implementation of federal state educational standards is played by educational technologies that are aimed at integrating, systematizing, updating, obtaining knowledge. Quoted leading scientists I.M. Agibova and I.A. Klochko, pointing to the promise of modular training, which, in their opinion, "is characterized by algorithmization of educational activity, structuring of subject content, individuality, flexibility, independence and is a personally oriented technology". The author also pays attention to the fact that despite the prospect of using modular training to enhance the creative activity of schoolchildren, the analysis of educational programs of secondary general education organizations shows the difficulties of its implementation in practice. These problems are most likely related to the insufficient development of the educational and methodological base that can provide modular education. In this regard, a study was conducted, conclusions were drawn and summarized.
Keywords: Modular technology; creative activity; critical thinking; creative thinking; training and metodology complex
12PDMN218