Научная статья на тему 'Модульная графическая наглядность в преподавании вузовской педагогики. Стихийные и организованные процессы в образовании'

Модульная графическая наглядность в преподавании вузовской педагогики. Стихийные и организованные процессы в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТИХИЙНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС / СПОНТАННЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко А.А.

На основании идеи В.И. Слободчикова о различении спонтанных и целенаправленных процессов в образовании предложена базирующаяся на онтологических основаниях человеческого способа полная классификация этих процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульная графическая наглядность в преподавании вузовской педагогики. Стихийные и организованные процессы в образовании»

МОДУЛЬНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Стихийные и организованные процессы в образовании

ОСТАПЕНКО Андрей Александрович, профессор Кубанского государственного университета, доктор педагогических наук

На основании идеи В.И. Слободчикова о различении спонтанных и целенаправленных процессов в образовании предложена базирующаяся на онтологических основаниях человеческого способа полная классификация этих процессов

Ключевые слова: образовательный процесс, стихийный процесс, организованный процесс, спонтанный процесс, целенаправленный процесс, антропологический подход

Цикл статей1 медленно, но уверенно разрастается до полноценного учебного пособия с модульной графической наглядностью. А пока пособие не готово окончательно мы предлагаем нашим читателям ещё одну главу из него.

Виктор Иванович Слободчиков неоднократно писал о том, что крайне необ-

ходимо отличать понятия «процесс образования» и «образовательный процесс»2. Ссылаясь на сложившуюся в педагогике традицию от К.Д. Ушинско-го и Дж. Дьюи до С.И. Гес-сена, он определяет оба понятия (см. табл. 1).

Виктор Иванович Слободчиков

Начало публикации см.: ОТ, 2012, № 2-4; 2013, № 1-4; 2015, № 2.

Наиболее важные его публикации об этом: Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2009 (параграф 2.3.6. Процессы образования и образовательные процессы. С. 109-119); Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. Уч. пос. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 93-101 и др.

Таблица 1

При этом он указывает, что в естественном процессе образования «способы поведения, содержание культуры, формы мышления и сознания, нормы общения осваиваются ребёнком спонтанно, естественно в процессе совместной жизни, общения и взаимодействия со взрослыми, через язык и речь, посредством предметного контекста жизнедеятельности»4. А вот «образовательный процесс происходит не сам по себе, а должен быть специально построен, целенаправленно ориентирован и организован. Поэтому он имеет искусственный характер, определяется целевой детерминацией, а значит, предполагает вполне

определённые способы достижения этих целей»5.

Выпишем синонимические ряды прилагательных к понятиям «процесс образования» и «образовательный процесс», выстроив их по возможности антони-мично (см. табл. 2).

Далее В.И. Слободчиков точно аргументирует необходимость и назначение обоих процессов: «Образовательные процессы как специально организованные процессы осуществляются в том случае, если образцы культуры не представлены в формах реальной жизни индивида и поэтому не могут быть освоены в естественной форме»6.

К.Д. Ушинский Воспитание как естественный процесс усвоения опыта Воспитание как целенаправленный процесс передачи опыта

Дж. Дьюи Стихийное образование Формальное образование

С.И. Гессен Бессознательно охватывающая деятельность образования

В.И. Слободчиков3 Процесс образования — это то, что происходит, случается с человеком; это то пространство, где складывается спонтанный субъектный опыт — даже если никто никого не образовывает Образовательный процесс — это осознанно, рационально построенная (искусственная) практика образования, исходящая из общих задач социализации молодых людей в данной культуре

я

Дж. Дьюи

Константин Дмитриевич Ушинский

1 Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъект-ности в образовательных процессах. Уч. пос. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 94.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же. С. 94-95.

Таблица 2

процесс образования образовательный процесс

Естественный Искусственный

Спонтанный Организованный

Стихийный Формальный

Бессознательный Целенаправленный

Пропитывающий Воспитывающий

Всё сказанное выше лично у меня находит полнейший внутренний резонансный отклик. Напрягаюсь я лишь с того момента, когда Виктор Иванович выделяет типы процессов и представляет их в виде схемы (см. рис. 1). «Выделение типов процессов образования и вслед за этим типов образовательных процессов возможно на основе анализа способа или ситуации человеческого бытия. В рамках антропологического подхода к образованию в качестве основных нами выделяются четыре

формы процесса образования — взросление, инкультурация, научение, социализация, каждая из которых существует как вполне определённая и относительно независимая от других форма человеческой жизнедеятельности. Каждой форме процесса образования соответствует определённый тип образовательного процесса. Образовательные процессы — это содержание и конкретные способы деятельности субъектов образования, педагогов и учащихся, взрослых и детей»7.

формирование Рис. 1.

7 Там же. С. 97.

Первое, что вызывает напряжение, это не вполне понятное основание для выделения этих процессов. Что значит «на основе анализа способа или ситуации человеческого бытия»? Какого способа? Какой ситуации?

Второе несогласие вызывает сужение понятий «обучение», «воспитание» и «формирование» до частных образовательных процессов и создания пар «социализация — воспитание» и «ин-культурация — формирование» (вторая пара интуитивно напрягает больше всего).

Третья шероховатость — это смешение языковой стилистики основных понятий. Иноязычные слова «социализация» и «инкультурация» дисгармонируют с остальными привычными русскими словами (хотя тут я, может быть, излишне требователен).

Четвёртая трудность для меня состоит в том,что восемь определений процессов, которые даёт В.И. Слободчиков, представляются не вполне рядополож-ными. Приведу все восемь, опустив комментарии автора.

«Взросление представляет собой процесс становления адекватного и хорошо адаптированного человека ко всему многообразию жизненных коллизий.

Инкультурация — это процесс освоения культурных форм жизни или совершенных форм культуры и формирования специальных способностей.

Научение — это процесс усвоения той стороны социокультурного опыта, которая связана с выработкой у каждого индивида умения приобретать необходимые знания, новый опыт, обобщённые способы действий.

Социализация — это опыт вхождения человека в социальную среду и систему социальных связей и отношений, но также и активное воспроизводство им этой системы в своей жизнедеятельности.

Взращивание — это образовательный процесс, обеспечивающий становление жизнеспособного и жизнестойкого человека.

Формирование — это процесс образования индивидуальных способностей человека, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания.

Обучение — это процесс передачи-освоения учащимся всеобщих способов деятельности, освоения ими теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений.

Воспитание — это процесс передачи-усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе»7.

Может я излишне придирчив, но мне кажется, что определения должны быть предельно точными, ибо они определяют, ограничивают (определение = definitio) смыслы понятий. В этом восьмичастном ряду чувствуется не-

8 Там же. С. 97-101.

кий разнобой: усвоение-освоение есть и в первой группе определений, и во второй; социализация и вовсе не процесс, а опыт и пр.

Дальнейшую дерзость корректировать теоретические конструкции В.И. Слободчикова я позволяю себе только потому, что буду делать это, опираясь исключительно на его идеи.

Основываясь на антропологических идеях С.Л. Рубинштейна, Слободчиков утверждает, что деятельность, сознание и общность «являются всеобщими способами бытия человека, основаниями его жизни, задающими и весь универсум собственно человеческих характеристик этого бытия»9. Они взаимно полагают и пронизывают друг друга, здесь — всё во всём; они одновременно и следствия, и предпосылки друг друга,

сохраняющие при этом свою сугубую специфику. Соответственно, человек — это существо:

а) деятельное, способное к осознанным преобразованиям;

б) сознательное, способное принимать осмысленные решения и отдавать себе отчёт в сделанном;

в) общественное, укоренённое в системе реально-практических, живых связей и отношений с другими людьми.

На основе этой трихотомии (ниже я её дополню) выстроим восьмичастную модель соотношения процессов образования и образовательных процессов, отчасти используя понятия В.И. Слободчикова в тех случаях, где это не вызывает несогласия, и представим её в виде таблицы 3.

Таблица 3

В итоге «человек...» знающий умеющий культурный нравственный

обученный воспитанный

Образовательные процессы (целенаправленные,организованные, искусственные] преподавание, учение натаскивание приобщение (окультуривание) наставление (назидание)

Процессы образования (спонтанные, стихийные, естественные)

научение навыкание вхож дение

в культуру (инкультурация) в общество (социализация)

Объекты человеческого опыта сведения, факты способы ценности, образцы нормы,правила

Онтологические основания человеческого способа жизни (по В.И. Слободчикову) сознание деятельность культура общество

общность

Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: БГПИ, 2005. С. 25.

9

Прокомментирую таблицу 3, двигаясь последовательно по всем трём онтологическим основаниям человеческого способа жизни.

В сфере сознания человечество накопило объекты собственного опыта, которые мы именуем сведениями или фактами, осваивая и присваивая которые, человек обретает представления и знания. И здесь для спонтанного процесса образования я согласен вслед за В.И. Слободчиковым использовать понятие «научение».

Определение 1. Научение есть естественный процесс образования, в результате которого человек спонтанно осваивает сведения и факты.

Целенаправленных (организованных) процессов усвоения сведений и фактов два. Первый — это самостоятельно (по внутреннему побуждению) организованный человеком процесс постижения. Его, видимо, правильно именовать словом «учение». Отсюда «учащийся» — учащий себя. Второй — это организованный другими (по внешнему принуждению) процесс. Его чаще всего именуют словом «обучение». Отсюда «обучаемый». Корректнее, на мой взгляд, употреблять также слово «преподавание» (действие по глаголу «преподавать», «преподать»). В процессе учения я беру, а процессе преподавания мне дают.

Определение 2а. Учение есть целенаправленный образовательный процесс, в результате которого человек самостоятельно осваивает сведения и факты.

Определение 2б. Преподавание есть целенаправленный образовательный процесс, в результате которого человек организованно осваивает сведения и факты, даваемые ему другим человеком (преподавателем).

Полагаю, что понятие «преподавание» в этом случае употреблять корректнее, чем слово «обучение», ибо под обучением традиционно понимают все (и естественные, и организованные) процессы образования и все образовательные процессы. И традицию эту нарушать как-то не хочется, ибо это вызовет только дополнительную путаницу.

В сфере деятельности человечество накопило объекты человеческого опыта, которые мы именуем способами этой самой деятельности, осваивая и присваивая которые, человек обретает навыки и умения. И здесь для спонтанного процесса образования я полагаю корректным использовать понятие «навы-кание» по глаголу «навыкать» — «привыкать, приучаться опытом, получать навык к чему, набивать руку, наострить-ся, навыреть» (В.И. Даль). Сходство этимологии слов «научение» и «навыка-ние» я рассматривал ранее10.

10 Остапенко А.А. И ещё раз о знаниях, умениях и навыках, или Поможет ли этимология разрешить извечную дидактическую путаницу? // Школьные технологии. — 2010. — № 1. — С. 183-184.

Определение 3. Навыкание есть естественный процесс образования, в результате которого человек спонтанно осваивает способы человеческой деятельности.

Целенаправленный образовательный процесс, соответствующий навыканию как процессу образования, — это натаскивание.

Определение 4. Натаскивание есть целенаправленный образовательный процесс, в результате которого человек организованно осваивает способы человеческой деятельности.

Все процессы,обозначенные в определениях 1-4, в сумме образуют совокупность процессов, которую логично именовать традиционно понимаемым словом обучение:

Обучение = научение + преподавание + учение + навыкание + натаскивание.

Таким образом, обучение как совокупность процессов образования (научения и навыкания) и образовательных процессов (учения, преподавания и натаскивания) охватывает две онтологические сферы человеческого способа жизни по В.И. Слободчикову — сферу сознания и сферу деятельности. Результат этой совокупности процессов обучения есть человек обученный (знающий + умеющий, разумный + умелый, homo sapiens + homo habilis).

Перейдём к общности как третьему онтологическому основанию человеческого способа жизни (две правые колонки таблицы 3). Здесь и уместны понятия

инкультурации (вхождения в культуру) и социализации (вхождения в общество). В процессе вхождения в культуру человек осваивает те объекты человеческого опыта, которые мы называем ценности и образы, а в процессе вхождения в общество — нормы и правила.

Начнём с культуры (4-й столбец табл. 3). Естественный процесс образования в этой сфере логично назвать вхождением в культуру (инкультурацией), а целенаправленный и организованный образовательный процесс — приобщением к культуре (окультуриванием).

Определение 5. Вхождение в культуру (инкультурация) есть естественный процесс образования, в результате которого человек спонтанно осваивает культурные ценности и образцы.

Определение 6. Приобщение к культуре (окультуривание) есть целенаправленный образовательный процесс, в результате которого человек организованно осваивает культурные ценности и образцы.

Что касается общества (5-й столбец табл. 3), то естественный процесс образования в этой сфере логично назвать вхождением в общество (социализацией), а целенаправленный и организованный образовательный процесс — наставлением или назиданием.

Определение 7. Вхождение в общество (социализация) есть естественный процесс образования, в результате которого человек спонтанно осваивает нормы и правила жизни в обществе.

Определение 8. Наставление (назидание) есть целенаправленный образовательный процесс, в результате которого человек организованно осваивает нормы и правила жизни в обществе.

При этом мы помним, что нормы и правила могут быть как бытовые (гигиенические), так и нравственные. Освоенные бытовые нормы становятся привычками, а нравственные — убеждениями.

Все процессы, обозначенные в определениях 5-8, в сумме образуют совокупность процессов, которую логично именовать традиционно понимаемым словом «воспитание»:

Воспитание = инкультурация + окультуривание + социализация + наставление.

Таким образом, воспитание как совокупность процессов образования (вхождения в культуру и в общество) и образовательных процессов (окультуривания и наставления) охватывает онтологическую сферы человеческого способа жизни по В.И. Слободчикову — сферу общности (культурной и социальной). Результат этой совокупности процессов обучения есть человек воспитанный (культурный + нравственный, homo mundi + homo moralis).

Восемь (4+4) выделенных нами процессов отчасти совпадают с восьмью выделенными В.И. Слободчиковым процессами, отчасти они иначе наименованы, но местами совсем не совпадают. В сравнении это выглядит так (см. табл. 4).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По В.И. Слободчикову Иная трактовка

Взросление —

Взращивание —

Научение Научение

Навыкание

Обучение Преподавание, Учение

Натаскивание

Социализация Социализация

Инкультурация Инкультурация

Воспитание Наставление

Формирование Окультуривание

Процессы взросления и взращивания в таблице 3 не нашли своего соответствия. Попробуем выстроить наши размышления далее.

В.И. Слободчиков неоднократно задавал вопрос: «Возможен ли и существует ли путь интеграции научной психологии и православного богословия, и если да, то в чём он может состоять, а если нет, то почему?»11

11 Слободчиков В.И. Православная психология — психология пути человека // Антропологическое единство православия, педагогики и психологии: материалы международной научно-практической конференции в рамках II Епархиальных рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Волгоград -Урюпинск - р.п. Новониколаевский, 30 октября - 1 ноября 2014 г. / Научн. ред., сост. К.В. Зелинский. — Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2015. С. 36.

Попробуем пойти по этому пути. Автор учебника нравственного богословия архимандрит Платон (Игумнов) утверждает, что «человек является носителем трёх начал — естественного, разумного и Божественного. <...> Его жизнь протекает одновременно в трёх сферах бытия — природной, социально-культурной и религиозной, что личность ориентирована на своё собственное бытие, на этическое отношение к миру и на религиозное отношение к Богу»12. Основываясь на этих трёх началах и трёх сферах человеческого бытия, дополним уже выстроенную

теоретическую конструкцию (см. табл. 3) новыми составляющими, и сразу станет ясно, куда надо определить выделенные В.И.Слободчиковым процессы взросления и взращивания (см. табл. 5).

Очевидно, что теоретические размышления, упакованные нами в таблицу 4, охватывают только разумное начало человека, только социально-культурную сферу его бытия. А выделенные В.И. Слободчиковым

архимандрит Платон (Игумнов)

Таблица 5

Жизнелюбие Любознательность Трудолюбие Человеколюбие Боголюбие

В итоге «человек...» взрослый, homo adultus знающий, homo sapiens умеющий, homo habilis культурный, homo mundi нравственный, homo moralis духовный, homo spiritalis

Образовательные процессы (искусственные) выращивание учение+ преподавание натаскивание приобщение (окультуривание) наставление (назидание) воцерковление

Процессы образования (естественные) обучение воспитание (одухотворение^

вырастание научение навыкание в культуру (ин-культурация) в общество (социализация) духовное пробуждение

Объекты опыта сведения, факты способы ценности, образцы нормы, правила смыслы, идеалы

Онтологические основания человеческого способа жизни естество сознание деятельность культура общество духовность

Сферы бытия природная социально-культурная религиозная

Начала человека естественное разумное Божественное

12 Платон (Игумнов), архим. Нравственное богословие. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 22.

процессы взросления и взращивания (выращивания) относятся к природной сфере бытия, к естественному началу человека. И здесь сформулированные Виктором Ивановичем определения взросления и взращивания нас почти устраивают. Продублируем их, вставив в нашу нумерацию. Я полагаю лишь, что слово «взросление» следует заменить словом «вырастание». А совокупность процессов стихийного вырастания («Во какой вырос!») и целенаправленного взращивания (выращивания) следует именовать словом «рост». Понятие «взросление» следует закрепить за процессом накопления ответственности, которая в норме должна плавно передаваться от старшего к младшему в условиях со-бытийного антиномичного единства.

Определение 9. Вырастание «представляет собой процесс становления адекватного и хорошо адаптированного человека ко всему многообразию жизненных коллизий»13.

Определение 10. «Взращивание — это образовательный процесс, обеспечивающий становление жизнеспособного и жизнестойкого человека»14.

Естество человека в результате роста (стихийного вырастания и целенаправ-

ленного выращивания) приходит к итогу — человеку взрослому, homo adultus. Но будем помнить, что не всякий взрослый человек есть человек взрослый.

Но самое, на мой взгляд, важное происходит в религиозной сфере бытия человека, составляющей его Божественное начало. В этой сфере человек осваивает и присваивает духовные смыслы и идеалы, ведущие его к спасению. И здесь тоже присутствуют два процесса: естественный процесс духовного пробуждения и целенаправленный процесс воцерковления.

Определение 11. Духовное пробуждение есть естественный процесс образования (восстановления образа Божиего), в результате которого в человеке просыпается жажда Бога. «Жажда Бога — это реальность человеческого бытия: Бог создал человека таким, чтобы у него была жажда Бога, — её не человек достигает, а Бог даёт. Человек пользуется этим качеством, ищет Бога, стремится приблизиться к Богу, исполняет волю Божию по своему разумению, по силе своей, и так происходит его возрастание и в любви к Богу, и в приближении к Богу — через жажду Бога»15.

Определение 12. Воцерковление есть целенаправленный процесс приобще-

13 Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъект-ности в образовательных процессах. Уч. пос. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 97.

14 Там же. С. 100.

15 Феофил (Пэрэян), архим. Жажда Бога - реальность человеческого бытия // http:// www.pravosLavie.ru/orthodoxchurches/51285.htm.

ния человека к Церкви как Телу Христову. Воцерковление может происходить как по внутренним, так и по внешним побуждениям, т.е. человек может быть как воцерковляющимся, так и воцерков-ляемым. «Воцерковление — это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в её жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью»16.

В совокупности эти два процесса образуют целостный, антиномично их соединяющий процесс одухотворения как придания духовного смысла жизни человека. У В.И. Даля «одухотворять — придать чему-либо духовный смысл».

Одухотворение = духовное пробуждение + воцерковление.

Итог этого антиномичного процесса одухотворения — человек духовный, церковный, homo spi rita lis.

Таким образом, полнота образования как процесса состоит из шести стихийных процессов образования и шести целенаправленных образовательных процессов, которые охватывают все сферы бытия человека — природную,социаль-но-культурную и религиозную (см. ещё раз табл. 5).

Каждый из шести пар названных процессов должен быть пропитан благодатью, источником которой есть любовь Божия. Тогда человек сможет обрести благодатные свойства жизнелюбия, любознательности, трудолюбия, человеколюбия и Боголюбия, а образование по-настоящему станет процессом восстановления повреждённого грехом человека по Образу Христа.

В.И. Слободчиков, увидев таблицу 5, принял её без критики, но с некоторыми соображениями для дальнейших рассуждений. Эти рассуждения коснулись того, что всякая схематизация хоть и помогает увидеть изучаемое целостно и системно, но неизбежно что-то упрощает и выхолащивает. Так и здесь в таблице 5 теряется то, что обучение должно быть воспитывающим, воспитание — одухотворённым и т.д. Анализируя эту таблицу, В.И. Слободчиков заметил, что «онтологические основания жизни человека они взаимно полагают и пронизывают друг друга, здесь всё во всём. Это не просто фигура речи или красивые слова; это необходимо понимать по существу, в грубой разметке — это может быть так: сознание деятельно (целеосмысленно), сознание обобществлено — оно сознание; деятельность осознанна,иначе она «полевое

16 Нектарий (Морозов), иером. На пути к Богу // http://azbyka.ru/katehizacija/na-puti-k-bogu-ieromonax-nektarij-morozov.shtmL.

17 Слободчиков В.И. Письмо к А.А. Остапенко от 18 декабря 2015 г. // Исследования гуманитарных систем. Вып. 3. Структуры и процессы в образовательных системах / Научн. ред. и сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2015. С. 184.

поведение», деятельность общественна (адресна); общность одновременно живёт на ценностных основаниях и целевых ориентирах, а значит, осознанна и деятельна»17.

И тогда, чтобы хоть как-то восстановить связи, на которые указывает Виктор Иванович, табличную структуру я вначале преобразовал в круговую диаграмму (см. рис. 2), а потом, воспользовавшись дидактическим многомерным инструментарием В.Э. Штейнберга, создал логику-смысловую модель концентрического типа (см. рис. 3), на которой связи отражены более выпукло и полно.

центра к периферии, постепенно открывая новые слои учебной информации. Эту постепенность было легко осуществить при помощи презентации, выполненной в программе PowerPoint.

Рис. 2. Круговая диаграмма «Стихийные и организованные процессы в образовании»

Стало очевидно, что объяснение по этой модели удобно и логично проводить, двигаясь по наглядной опоре от

Рис. 3. Логико-смысловая модель «Стихийные и организованные процессы в образовании»

Апробация предложенной наглядности осуществлена в раках преподавани-ия системного курса православной педагогики в Екатеринодарской духовной семинарии и на Высших богословских курсах Московской духовной академии осенью-зимой 2015/16 учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.