Научная статья на тему 'Модуль ресурсного обеспечения расследования преступлений в режиме информационно-коммуникационного соединения'

Модуль ресурсного обеспечения расследования преступлений в режиме информационно-коммуникационного соединения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / VIDEOCONFERENCING / INVESTIGATION OF CRIME / RESOURCE SOFTWARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынов А.Н., Кравец Е.Г., Шувалов Н.В.

Сейчас в России сложились в высшей степени благоприятные условия для внедрения подобного рода инноваций. В рамках создания ведомственной информационно-аналитической системы возведены беспрецедентные коммуникации, призванные сформировать в ведомстве единое информационное пространство. При этом данная система будет постоянно развиваться: начался второй этап развития системы с выделением дополнительных значительных средств. Планируется продолжать расширение коммуникаций вплоть до охвата всех органов внутренних дел, приобретение современной компьютерной техники, т. е. для внедрения такого предложения дополнительных материальных затрат практически не требуется. Однако в настоящее время не планируется при помощи вновь создаваемой инфраструктуры проводить следственные действия. В этом и заключается предлагаемое нами усовершенствование действующей процедуры расследования преступлений. При этом оно должно быть всесторонне просчитано, в том числе и с позиций экономического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мартынов А.Н., Кравец Е.Г., Шувалов Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Resourcing Module of Investigation of Crimes in Information and Communication Connection

Now in Russia there are highly favorable conditions for the introduction of this kind of innovation. As part of the creation of the departmental information and analytical system, unprecedented communications have been built, designed to form a single information space in the Department. At the same time, this system will constantly develop: the second stage of development of the system began with the allocation of additional significant funds. It is planned to continue expanding communications up to the coverage of all internal Affairs bodies, the acquisition of modern computer technology. That is, for the implementation of such a proposal, additional material costs are practically not required. However, it is not currently planned to conduct investigations with the help of the newly created infrastructure. This something is our proposed improvement of the existing procedure of investigation of crimes. At the same time, it must be fully calculated, including from the standpoint of economic analysis.

Текст научной работы на тему «Модуль ресурсного обеспечения расследования преступлений в режиме информационно-коммуникационного соединения»

А. Н. МАРТЫНОВ,

начальник кафедры государственно-правовых

дисциплин

(Академия управления МВД России) E-mail: alemaksin34@gmail.com

Е. Г. КРАВЕЦ,

старший преподаватель кафедры предварительного расследования учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел, кандидат юридических наук E-mail: 80kravez@gmail.com

Н. В. ШУВАЛОВ,

профессор кафедры предварительного расследования учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах

внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент (Волгоградская академия МВД России) E-mail: marilin-87@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 -криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

A. N. MARTYNOV,

Head of the Department of State Law Disciplines (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E. G. KRAVETS, Candidate of Law,

Senior Lecturer at the Department of Preliminary Investigation of the Research and Training Complex for Preliminary Investigation Conducted by Bodies and Units of the Ministry of the Interior

N. V. SHUVALOV, Candidate of Law,

Professor at the Department of Preliminary Investigation of the Research and Training Complex for Preliminary Investigation Conducted by Bodies and Units of the Ministry of the Interior (Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work; Operational and Investigate Activities.

УДК 004.738:343.132.2

Модуль ресурсного обеспечения расследования преступлений в режиме информационно-коммуникационного соединения

A Resourcing Module of Investigation of Crimes in Information and Communication Connection

Сейчас в России сложились в высшей степени благоприятные условия для внедрения подобного рода инноваций. В рамках создания ведомственной информационно-аналитической системы возведены беспрецедентные коммуникации, призванные сформировать в ведомстве единое информационное пространство. При этом данная система будет постоянно развиваться: начался второй этап развития системы с выделением дополнительных значительных средств. Планируется продолжать расширение коммуникаций вплоть до охвата всех органов внутренних дел, приобретение современной компьютерной техники, т. е. для внедрения такого предложения дополнительных материальных затрат практически не требует-

Now in Russia there are highly favorable conditions for the introduction of this kind of innovation. As part of the creation of the departmental information and analytical system, unprecedented communications have been built, designed to form a single information space in the Department. At the same time, this system will constantly develop: the second stage of development of the system began with the allocation of additional significant funds. It is planned to continue expanding communications up to the coverage of all internal Affairs bodies, the acquisition of modern computer technology. That is, for the implementation of such a proposal, additional material costs are practically not required. However, it is not currently planned to conduct investigations with the help of the newly

160

ся. Однако в настоящее время не планируется при помощи вновь создаваемой инфраструктуры проводить следственные действия. В этом и заключается предлагаемое нами усовершенствование действующей процедуры расследования преступлений. При этом оно должно быть всесторонне просчитано, в том числе и с позиций экономического анализа.

Видеоконференцсвязь, расследование ступлений, ресурсное обеспечение.

пре-

created infrastructure. This something is our proposed improvement of the existing procedure of investigation of crimes. At the same time, it must be fully calculated, including from the standpoint of economic analysis.

Videoconferencing, investigation of crime, resource software.

Изучение проблем организации дистанционных следственных действий относительно недавно заинтересовало научное сообщество [1, 8]. При этом вопросами ресурсного обеспечения на монографическом уровне не занимался практически никто [3, с. 204]. Процессуалисты единодушны: в действующем законе прямо не установлена возможность производства следственных действий в режиме информационно-коммуникационного соединения. Однако не содержится в нем и прямых запретов на внедрение этой прогрессивной процессуальной формы. Тем не менее, практика использования в работе следователя информационно-коммуникационных технологий неизбежно приведет к необходимости подробной регламентации таких усовершенствований. Данную тему мы уже ранее рассматривали [7, с. 31—37], поэтому в настоящей статье остановимся на вопросах ресурсного обеспечения.

Данное исследование имеет прикладное значение, выражающееся в разработке конкретных средств осуществления предлагаемых преобразований. Отличается оно также заложенным в нем экономическим эффектом. Подобный вывод становится очевидным в результате использования средств технико-экономического анализа.

Технико-экономический анализ (далее — ТЭА) — это комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности в целях объективной оценки ее результатов и дальней -шего ее развития и совершенствования. Предметом ТЭА являются хозяйственные процессы, протекающие на предприятии, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности предприятия.

К важнейшим задачам ТЭА относятся:

— обеспечение научно-экономической обоснованности планов деятельности предприятия;

— объективное и всестороннее исследование качества выполнения планов предприятия;

— определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

— контроль над соответствием деятельности предприятия принципам самоокупаемости, самофинансирования;

— выявление и оценка внутренних производственных резервов повышения эффективности деятельности предприятия [4, с. 20].

Методы ТЭА применительно к бюджетным организациям, к которым относятся и правоохранительные органы, несколько отличаются в связи с непроизводственным характером их деятельности. Однако, с отдельными изъятиями, они вполне пригодны для решения стоящих перед нами задач.

Задачи эти таковы: необходимо установить экономическую обоснованность предлагаемых инноваций по применению информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) при производстве следственных действий. Подобное решение не только увеличит скорость расследования, сократит время на производство отдельных, порой безотлагательных следственных действий, но и позволит избежать некоторых мероприятий с очень громоздкой организационной составляющей.

Речь идет, прежде всего, о командировках следователей в целях производства следственных действий, об этапировании участников расследования, находящихся под стражей, к месту производства следственных действий, а также привлечении отдельных специалистов. Соответственно, для технико-экономического анализа необходимо сравнить стоимость этих процедур с расходами по оборудованию помещений для видеоконференцсвязи.

Учитывая вышеуказанную проблему снижения стоимости расследования, резюмируем следующее: работу по внедрению ИКТ в правосудие должно предварять определение стоимости расследования, точнее — ряд его этапов, конкретных следственных действий или их комплексов. Попытаемся сделать это в соответствии с методикой расчета усредненных пока-

Таблица

Перечень следственных действий с усредненными показателями

Наименование следственного действия Усредненный показатель временных затрат по проведенному мероприятию (в часах) Усредненный показатель материально-финансовых затрат по проведенному мероприятию (в рублях)

Освидетельствование 1 198,9

Допрос 2,5 497,1

Очная ставка 2 397,7

Предъявление для опознания 1 198,9

зателеи затратности определенных видов оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел, разработанной специалистами Нижегородской академии МВД России [2, с. 12].

Усредненный показатель временных затрат по проведенному мероприятию рассчитывается в часах методом экспертной оценки [3, с. 204]. В качестве экспертов предполагается использовать следователей, а также руководителей следственных подразделений.

Например, по оценке следователем для таких мероприятий, как наведение справок, сбор информации о личности, потребовалось шесть часов. По экспертной оценке руководителей отделов требуется от шести до восьми часов. Усредненный показатель временных затрат на данное мероприятие равен семи часам.

Усредненный показатель материально-финансовых затрат по проведенному мероприятию рассчитывается из:

— средней ежемесячной оплаты труда сотрудника следственного подразделения за 22 рабочих дня — 35 000 руб.;

— средней оплаты труда за один день работы — 1 590,9 руб.;

— средней оплаты труда за один час работы — 198,9 руб. [4].

Определим перечень следственных действий, модификацию которых посредством информационно-коммуникационных технологий считаем первоочередной задачей: следственное освидетельствование, допрос, очная ставка, предъявление для опознания (лица, предмета) (табл.). При этом необходимо сознательно воздержаться от чрезмерного расширения данного перечня и ориентироваться прежде всего на следственные действия, традиционно проводимые в служебном кабинете следователя.

Отметим также, что для правильности расчетов нашим респондентам (следователям различных подразделений МВД России) предла-

галось определить продолжительность следственного действия с учетом предварительного (организационного) этапа, в ходе которого изучаются личности участников следственных действий, выборочно исследуются материалы уголовного дела и вещественные доказательства в целях возможной демонстрации в ходе производства мероприятия, определяются его место, время, а также иные участники, обеспечивается их явка. Вполне естественно, что включалось в расчет и время на подготовку протокола (постановления — применительно к освидетельствованию), ознакомление с его текстом участников следственного действия, соблюдение иных необходимых формальных процедур.

Продолжительность следственных действий существенно варьируется, находясь в зависимости от различных факторов: при производстве допросов и очных ставок — от категории расследуемого преступления, процессуального статуса допрашиваемых лиц, конкретной следственной ситуации; при проведении освидетельствования — от конкретных целей следственного действия, участия медицинского работника, количества следов на теле освидетельствуемо-го и т. п.; при предъявлении для опознания — от его вида (в зависимости от предъявляемого объекта — лицо, труп, предмет, или от других обстоятельств — в случаях, исключающих визуальное наблюдение опознающего). Поэтому нами была предпринята попытка расчета усредненного показателя с учетом всех возможных условий проведения следственного действия.

Выше речь шла больше о константах стоимости расследования, ее незыблемых показателях. К этой же категории можно отнести амортизацию зданий, коммунальных расходов, износ техники, транспорт, связь, коммунальные платежи и т. д. Однако существенно сказывается на окончательной величине и ряд других факторов, игнорировать которые нельзя. Прежде всего хотелось бы выделить такие емкие статьи рас-

162

ходов, как командировочные расходы, затраты на этапирование и иное перемещение подозреваемых (обвиняемых), прочих участников уголовного судопроизводства, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы, а также издержки на привлечение отдельных специалистов, в частности переводчиков, сурдопереводчиков. Итак, остановимся на каждом из приведенных направлений.

Командировочные расходы.

Командировки следователей превращаются в повседневную практику. В современных условиях, когда преступность приобретает интеррегиональный, а нередко и международный масштаб, необходимость в проведении следственных действий вне населенного пункта, являющегося местом проведения расследования, возникает все чаще. Выезды следователей сопряжены с перевозкой существенных объемов материалов уголовных дел, порою — вещественных доказательств, что не всегда возможно осуществить без риска их утраты. Отдельные выезды в командировки требуют привлечения сотрудников оперативных подразделений, получения табельного оружия.

Мы попытались отследить динамику отдельных показателей служебных командировок следователей за последние годы (данные аналитического обзора Центра по обеспечению деятельности органов предварительного следствия Министерства внутренних дел Российской Федерации, за первое полугодие 2017 г.). Хотелось бы отметить, что нами был проанализирован только массив командировок в целях производства следственных действий, без учета выездов по управленческим и прочим нуждам. Итак, в 2015 г. следователи направлялись в служебные командировки 15 618 раз (из них межрегиональных — 3 343), в 2016 г. их количество сократилось до 10 796 (1 863 межрегиональных выезда). Тенденция незначительного снижения количества служебных командировок в целях производства следственных действий сохранилась в первой половине 2017 г., когда следователи совершили 5 151 выезд (1 206 межрегиональных). При этом в 2017 г. значительно возросла средняя продолжительность командировок — с 2,9 до 4,4 дней, этот показатель очень важен для вычисления расходов. Если за весь 2016 г. следователи находились в командировках 31 400 дней, то только первую половину 2017 г. — 22 742 дня.

Сказывается на величине командировочных затрат и фактор транспортного обеспечения вы-езда1. Если для командировки выделяется служебный транспорт, то при расчете надлежит

1 Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 января 2013 г. № 65.

учитывать расходы на топливо, а также амортизационную составляющую, что немаловажно при нынешнем состоянии дорожного фонда.

При существующем потоке выездов суммы на данное направление финансирования расходуются значительные. По полученным сведениям (данные аналитического обзора по результатам ежегодного мониторинга Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации за первое полугодие 2017 г.), средняя стоимость проезда внутри субъекта федерации составляет 2 140 руб., при межрегиональных выездах — 8 790 руб. Расчетная величина суточных — 200 руб., расходов на проживание — 2 000 руб. По данным ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области, в целях производства следственных действий в первой половине 2017 г. следователи выезжали в командировки 94 раза, из них 22 раза — за пределы области, в 2016 г. эти показатели составляли 197 и 34 соответственно. Продолжительность командировок в 2016 г. составила 573 дня, в первой половине 2017 г. — 415 дней, что свидетельствует об увеличении их продолжительности с 2,9 до 4,4 дня. Таким образом, в 2016 г. расходы регионального главка только на указанную разновидность служебных командировок составили 3 059 820 руб., а только в первой половине 2017 г. — 2 382 100 руб. (по данным справок о результатах оперативно-служебной деятельности организационно-контрольного управления Главного следственного управления ГУ МВД России по Волгоградской области за 2016 г. и первое полугодие 2017 г.). В масштабах всего министерства исследуемые командировочные расходы составили в 2014 г. — 169 669 900 руб., в первой половине 2015 г. - 122 886 397 руб.

Затраты на этапирование и иное перемещение подозреваемых (обвиняемых), прочих участников уголовного судопроизводства, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы.

К основным целям организованного перемещения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, к месту проведения предварительного расследования следует отнести:

— установление новых эпизодов их преступной деятельности;

— обеспечение явки к месту проведения расследования по фактам преступной деятельности иных лиц;

— необходимость проведения исследований с использованием специальных знаний (судеб-но-психиатрические, судебно-психологические и иные экспертизы);

— изменение места производства предварительного расследования (соединение уголовных

дел в одно производство, передача уголовного дела по подследственности и т. д.).

Требования к содержанию и перевозке заключенных (сюда в данном случае мы относим все категории лиц, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы) постоянно возрастают. Вхождение в число ведущих мировых держав налагает на Россию обязательства по унификации системы контроля над обеспечением прав человека с самыми высокими стандартами. Индикатором успеха усилий, затрачиваемых в этом направлении, является показатель защищенности наиболее уязвимых категорий населения, к которым, без сомнения, относятся заключенные под стражу. Отсюда и значительный рост расходов не только на содержание заключенных, но и их транспортировку.

Таким образом, что касается других анализируемых статей расходов — на этапирование участников расследования, привлечение специалистов, переводчиков, — нам будет трудно привести точные цифры ввиду отсутствия соответствующей статистической базы. Но и без этого очевидно, что здесь кроются значительные резервы для экономии. Ежегодное перемещение только в конвойном порядке составляет свыше 2,2 млн осужденных и лиц, заключенных под стражу, из них осужденных свыше 1,6 млн человек [5]. Все это происходит в условиях недостаточной обеспеченности транспортом. На 1 января 2012 г. для организации и обеспечения перевозок заключенных под стражу в оперативном пользовании уголовно-исполнительной системы находилось 190 спецвагонов при норме 211 единиц и 473 специальных автомобиля при норме 735 единиц [6]. В соответствии со ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса России при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, такое перемещение осуществляется под конвоем. Пребывание в учреждении пенитенциарной системы не лишает человека права на санитарно-эпидемиологическое благополучие — состояние здоровья, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятель-ности2. Указанным требованиям имеющийся транспорт практически не соответствует.

Теперь перейдем к расчету средств, необходимых для оборудования помещений видео-конференцсвязи (далее — ВКС). При штатной численности более 34 000 человек следствен-

2 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

ные подразделения нуждаются не менее чем в 1 700 таких помещениях. Реализация задач программы «Создание Единой информационно-телекоммуникационной сети органов внутренних дел России» (далее — ЕИТКС ОВД) позволила в короткие сроки создать во многих регионах фрагменты информационной мультисервисной телекоммуникационной сети органов внутренних дел, включающие транспортную сеть по передаче данных, качественную внутреннюю цифровую телефонную связь, единое региональное номерное поле 1Р-телефонии, 1Р-видеосвязь, аудио- и видеоконференцию, и интегрировать их в ЕИТКС ОВД. Система в окончательном варианте обеспечит связь с каждым подразделением в формате видеоконференции.

Уточним, что для расчета проведен личный мониторинг розничных цен на необходимое оборудование. Естественно, при централизованных поставках по результатам проведенных тендеров потребителю (МВД России) будут предоставлены более выгодные условия, и общая стоимость проекта будет ниже. Итак, оборудование должно включать в себя:

— спикерфон эхоподавляющий — 6 600 руб.;

— видеокамеру — 49 000 руб.;

— программное обеспечение — 3 400 руб.;

— источник бесперебойного питания — 4 600 руб.;

— компьютер — 24 000 руб.;

— монитор — 11 000 руб.;

— МФУ - 8 800 руб.

Общая стоимость данного оборудования — 117 400 руб. Оборудование 1 700 пунктов ВКС обойдется в 199 580 000 руб.

Как видно из приведенных расчетов, расходы на единовременное повсеместное оборудование помещений для ВКС сопоставимы с командировочными расходами на один год. Однако ведь амортизационные нормы для большинства образцов используемой техники позволяют ее эксплуатировать не менее пяти лет.

Таким образом, работу по внедрению ИКТ в правосудие должно предварять определение стоимости расследования, точнее - ряда его этапов, конкретных следственных действий или их комплексов.

На окончательной величине стоимости расследования существенно сказывается ряд факторов, игнорировать которые нельзя: расходы на командировки следователей в целях производства следственных действий, затраты на этапирование и иное перемещение подозреваемых (обвиняемых), прочих участников уголовного судопроизводства, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы, а также издержки на привлечение отдельных специалистов, переводчиков, сурдопереводчиков.

Список литературы:

References:

1. Архипова Е. А. Применение видеоконференц- 1. связи в уголовном судопроизводстве России

и зарубежных стран: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

2. Бажанов С. В. Методика расчета усреднен- 2. ных показателей затратности определенных видов оперативно-служебной деятельности подразделений ОВД. Н. Новгород, 2009.

3. Кравец Е. Г. Информационные технологии 3. как элемент технико-криминалистического обеспечения расследования преступления: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2016.

4. Лапенков В. И., Сангадиев З. Г. Технико-эко- 4. номический анализ деятельности предприятия. Улан-Удэ, 2000.

5. О количестве перемещенных специаль- 5. ными подразделениями УИС по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в период с 2008 по 2013 г.: письмо ФСИН России от 30 января 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 10/10—106. 6.

6. Хабаров В. (начальник Управления охраны и конвоирования ГУИН Минюста России). Служба конвоирования: перевезено более двух миллионов осужденных и заключенных под стражу // Ведомости УИС. 2014. № 2. 7.

7. Шувалов Н. В., Мартынов А Н, Кравец Е.Г. Регламентация применения научно-технических средств в процессе технико-криминалистического обеспечения производства отдельных следственных действий // Научная мысль информационной эпохи — 2014: матер. X Меж-дунар. науч. -практ. конф. 2014. Т. 11. 8.

8. Яковенко И. Н. Современное состояние и перспективы использования информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Arhipova E. A. Primenenie videokonferencsvya-zi v ugolovnom sudoproizvodstve Rossii i zar-ubezhnyh stran: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013.

Bazhanov S. V. Metodika rascheta usrednennyh pokazatelej zatratnosti opredelennyh vidov ope-rativno-sluzhebnoj deyatel'nosti podrazdelenij OVD. N. Novgorod, 2009. Kravec E. G. Informacionnye tekhnologii kak element tekhniko-kriminalisticheskogo obe-specheniya rassledovaniya prestupleniya: dis. . kand. yurid. nauk. Volgograd, 2016. Lapenkov V. I., Sangadiev Z. G. Tekhniko-eko-nomicheskij analiz deyatel'nosti predpriyatiya. Ulan-Ude, 2000.

O kolichestve peremeshchennyh special'nymi podrazdeleniyami UIS po konvoirovaniyu osu-zhdennyh i lic, soderzhashchihsya pod strazhej, v period s 2008 po 2013 g.: pis'mo FSIN Rossii ot 30 yanvarya 2014 g. № 10/10-106. Habarov V. (nachal'nik Upravleniya ohrany i konvoirovaniya GUIN Minyusta Rossii). Slu-zhba konvoirovaniya: perevezeno bolee dvuh millionov osuzhdennyh i zaklyuchennyh pod strazhu // Vedomosti UIS. 2014. № 2. Shuvalov N. V., Martynov A. N., Kravec E. G. Reglamentaciya primeneniya nauchno-tekh-nicheskih sredstv v processe tekhniko-krimi-nalisticheskogo obespecheniya proizvodst-va otdel'nyh sledstvennyh dejstvij // Nauch-naya mysl' informacionnoj epohi — 2014: mater. X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2014. T. 11. Yakovenko I. N. Sovremennoe sostoyanie i per-spektivy ispol'zovaniya informacionnyh tekh-nologij v raskrytii i rassledovanii prestuplenij: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.