Научная статья на тему 'МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДПО» ГИС «ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДПО» ГИС «ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ДЕФИЦИТЫ / МОДУЛЬ "ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" ГИС "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ" / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакач Е.В., Байдуганова А.Ю.

Статья раскрывает актуальность проблемы развития и совершенствования процесса непрерывной подготовки и повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организации, как одной из основных задач федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в контексте создания комплексной системы качественной оценки уровня профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников образовательных организаций, определяющей направление их дальнейшего профессионального роста на региональном уровне. Модуль «Организация дополнительного профессионального образования», как один из модулей в структуре государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» был разработан с целью обеспечения автоматизации взаимодействия организаций дополнительного профессионального образования Челябинской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, руководящих и педагогических работников в рамках системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области. Авторами описаны цель, задачи, основные принципы функционирования модуля, а также возможные способы доступа для работы в модуле «Организация ДПО». Рассматриваемая тема будет интересна педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также организациям дополнительного профессионального образования и центрам оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, как участникам процесса дополнительного профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакач Е.В., Байдуганова А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДПО» ГИС «ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 371:004

МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДПО» ГИС «ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.В. Бакач, А.Ю. Байдуганова

Статья раскрывает актуальность проблемы развития и совершенствования процесса непрерывной подготовки и повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организации, как одной из основных задач федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в контексте создания комплексной системы качественной оценки уровня профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников образовательных организаций, определяющей направление их дальнейшего профессионального роста на региональном уровне. Модуль «Организация дополнительного профессионального образования», как один из модулей в структуре государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» был разработан с целью обеспечения автоматизации взаимодействия организаций дополнительного профессионального образования Челябинской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, руководящих и педагогических работников в рамках системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области. Авторами описаны цель, задачи, основные принципы функционирования модуля, а также возможные способы доступа для работы в модуле «Организация ДПО». Рассматриваемая тема будет интересна педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также организациям дополнительного профес-

сионального образования и центрам оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, как участникам процесса дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное развитие, оценка профессиональных компетенций, дефициты, модуль «Организация дополнительного профессионального образования» ГИС «Образование Челябинской области», индивидуальный образовательный маршрут.

Профессиональный рост педагога - одна из основных задач федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Для исполнения данной задачи в соответствии с Дорожной картой по совершенствованию и развитию механизмов управления качеством образования Челябинской области в 2021 году была создана концепция системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области. В рамках данной концепции профессиональное развитие определяется как процесс непрерывного профессионального (педагогического) образования, достижение более высокого уровня готовности к успешному решению профессиональных задач, обусловленных изменениями в организации педагогической деятельности в соответствии с нормами профессиональных стандартов [3].

В свете современных тенденциях развития и совершенствования системы образования в целом, и процесса непрерывной подготовки и повышения уровня квалификации педагогов, в

частности все большую актуальность приобре- области через взаимодействие всех инфрас-

тает потребность в развитии новых тенденций в системе дополнительного профессионального образования, в основе которых лежит процесс информатизации.

Опираясь на обозначенные потребности в современном мире профессионального образовательного пространства, в 2021 году было проведено исследование потребностей педагогических работников общеобразовательных организаций Челябинской области в профессиональном развитии [3]. В ходе исследования были выявлены основные противоречия в состоянии системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических работников Челябинской области. Так, неготовность части педагогов к участию в оценочных процедурах, выявляющих их профессиональные дефициты или диагностирующих уровень их профессиональных компетенций определяется на ряду со значительной потребностью большинства из них в совершенствовании своих профессиональных компетентностей. Понимание педагогическими работниками необходимости использования для своего профессионального совершенствования различных форм взаимодействия в профессиональной среде граничит с недостаточным их включением в сетевое взаимодействие педагогов и отсутствием потребности к самообразованию и формированию собственной траектории непрерывного профессионального развития. Несоответствие в определении причин наличия дефицитов у педагогов в ходе педагогической деятельности и низкого уровня потребности в персонифицированном методическом сопровождении повышения квалификации с использованием цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников. В этой связи возникает необходимость совершенствования и развития системы, а также комплексное (научно-методическое, информационное и технологическое) сопровождение профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организации Челябинской

труктурных элементов системы, в том числе сетевое.

Во исполнения мероприятий, отраженных в дорожной карте по реализации Концепции системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Региональный центр оценки качества и информатизации образования» приступил к созданию региональной технологической (цифровой) платформы сопровождения профессионального развития. Такой платформой стал модуль «Организация дополнительного профессионального образования» ГИС «Образования в Челябинской области» (далее, Модуль «Организация ДПО»). Выбор внедрения нового модуля в уже существующую структуру государственной информационной системы, а не создание отдельной информационной платформы, был обусловлен наличием в модуле «Сетевой город. Образование» ГИС «Образование в Челябинской области» базы данных образовательных организаций Челябинской области и общей информации о педагогических и руководящих работниках -основной категории пользователей будущей региональной технологической (цифровой) платформы сопровождения профессионального развития, а также возможностью динамической интеграции данных в новый разрабатываемый модуль. Таким образом, Модуль «Организация ДПО» стал частью комплексной ГИС «Образование в Челябинской области» и включен в ее структуру приказом Министерства образования и науки Челябинской области в 2022 году.

Целью функционирования модуля «Организация ДПО» является обеспечение автоматизации взаимодействия организаций дополнительного профессионального образования Челябинской области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, руководящих и педагогических

Модуль «Организация ДПО» ГИС «Образование в Челябинской области» как инструмент управления системой обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области

работников в рамках системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области [4].

Исходя из вышеописанной цели были выделены три основные задачи функционирования модуля «Организация ДПО»: автоматизация процедур оценки компетенций руководящих и педагогических работников, направленных на выявление профессиональных дефицитов и затруднений; автоматизация формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов руководящих и педагогических работников образовательных организаций Челябинской области по результатам процедур оценки компетенций; автоматизация, адресность и индивидуализация реализации дополнительных профессиональных программ.

Основными принципами функционирования модуля «Организация ДПО» являются: реализация согласованной работы пользователей в информационной среде на основе единой базы данных; централизация автоматизированного сбора и представления информации для пользователей модуля, а также их ролевая персонификация.

Модуль «Организация ДПО» работает как современный сервис по принципу «одного окна», где формируется единое информационное пространство региональных образовательных услуг дополнительного профессионального образования Челябинской области. Так, для неавторизованного пользователя, которым может являться любой пользователь сети Интернет, предоставлен «гостевой доступ», позволяющий работать в модуле «Организация ДПО» в режиме ознакомления. При этом, пользователям, прошедшим авторизацию, предоставляет возможность полнофункционального использования ресурса. Следует отметить, что авторизация в системе осуществляется двумя различными способами, выбор, одного из которых зависит от категории пользователя. Первый способ - авторизация

через учетную запись зарегистрированного пользователя в модуле «Организация ДПО», а именно сотрудников организации дополнительного профессионального образования и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, отвечающих за сопровождение и наполнение модуля «Организация ДПО». Второй - через учетную запись модуля «Сетевой город. Образование» ГИС «Образование в Челябинской области» сотрудников органов местного самоуправления и педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Именно данный способ авторизации предоставляет возможность педагогическим и руководящим работникам пройти процедуру оценки профессиональных компетенций в модуле «Организация ДПО», как результат, получить адресно сформированный индивидуальный образовательный маршрут и выбрать совместно с руководителем образовательной организации программу повышения квалификации, направленную на восполнение отсутствующих или недостаточно развитых профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, вызывающих затруднения в осуществлении профессиональной деятельности - профессиональных дефицитов [3].

Индивидуальный образовательный маршрут, как персональный путь профессионального развития педагогического и руководящего работника состоит из формального и неформального обучения. Так, формальное обучение включает в себя курсы повышения квалификации, а неформальное - возможность выбора образовательных событий региона по тематике профессиональной деятельности и участия в них.

На уровне муниципальных районов и городских округов Челябинской области работу в модуле «Организация ДПО» регулирует муниципальный координатор, который организует участие педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций в процедуре оценки профессиональных компетенций, ведет учет прохожде-

ния тестирования в рамках процедуры оценки профессиональных компетенций, получает результаты в процессе и по завершению процедуры оценки профессиональных компетенций (уровень сформированной компетенций участников процедуры), принимает управленческие решения для повышения уровня профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, контролирует работу в рамках индивидуального образовательного маршрута педагога: участие и запись на программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников и их участие в образовательных событиях.

Важно отметить, что модуль «Организация ДПО» является инструментом управления системой обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области и технологическим решением для осуществления адресного повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки по дополнительным профессиональных программам в рамках непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников в Челябинской области.

Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №° 204 - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 08.10.2020).

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) - URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 08.10.2020).

3. Об утверждении Концепции системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области и Дорожной карты по ее реализации на 2021-2024 гг : приказ Министерства образования и науки Челябин-

ской области №01/1753 от 29 июня 2021 г. -URL: https://minobr74.ru/documents/doc/12215 ?ysclid=lai1j6lyx563385105 (дата обращения: 27.09.2022).

4. Об утверждении Положения о модуле «Организация дополнительного профессионального образования» государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» : приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1351. - URL: https://rcokio.ru/documents/reg ionalnye-dokumenty-7/ob-utverzhdenii-polozhen ija-o-module-organizatsija-dopolnitelnogo-prof (дата обращения 05.10.2022).

5. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование : монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова; под ред. Ю. В. Латова. - Москва : Юрайт, 2018. - 432 с. - ISBN 978-5-534-06020-1.

References

1. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda : ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 g. № 204 - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obra-shcheniya: 08.10.2020).

2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (data obrashcheniya: 08.10.2020).

3. Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy obespecheniya i soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2021-2024 gg : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti №01/1753 ot 29 iyunya 2021 g. - URL: https://minobr74.ru/documents/doc/12215?ysclid =lai1j6lyx563385105 (data obrashcheniya: 27.09.2022).

4. Ob utverzhdenii Polozheniya o module «Organizatsiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» gosudarstvennoy informatsionnoy sistemy «Obrazovanie v Chelyabinskoy oblasti» : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki

Модуль «Организация ДПО» ГИС «Образование в Челябинской области» как инструмент управления системой обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области

Chelyabinskoy oblasti № 01/1351. - URL: https://rcokio.ru/documents/regionalnye-dokume nty-7/ob-utverzhdenii-polozhenija-o-module-organizatsija-dopolnitelnogo-prof (data obra-shcheniya 05.10.2022).

5. Sotsiologiya obrazovaniya.

Dopolnitel'noe i nepreryvnoe obrazovanie : monografiya / G. A. Klyucharev, D. V. Didenko, Yu. V. Latov, N. V. Latova; pod red. Yu. V. Latova. - Moskva : Yurayt, 2018. - 432 s. - ISBN 978-5534-06020-1.

Сведения об авторах

Бакач Елена Владимировна - начальник отдела информационного обеспечение дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития

образования», г. Челябинск

Байдуганова Александра Юрьевна -

методист отдела информационного обеспечение дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Information about authors Bakach E.A. - Head of the Department of Additional Professional Education Informational Support, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

Bayduganova A.Yu. - Methodologist of the Department of Additional Professional Education Informational Support, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

УДК 378

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА

О.В. Петрова, В.А. Кузнецова, А.В. Поздеева

Статья посвящена описанию опыта управ- В системе образования ключевой фигурой,

ления профессиональным развитием педаго- которая должна достаточно быстро, гибко

гов и управленческих кадров общеобразова- решать поставленные и вновь возникающие

тельной организации. Описана модель научно- образовательные задачи, является педагог. С

методической работы внутрифирменного одной стороны, как специалист, он получил

повышения профессионального мастерства педагогическое образование и работает в

педагогов, реализуемая посредством последо- рамках выполнения своих функций, с другой,

вательно работающих методических площа- как профессионал и как субъект педагогичес-

док: дискуссионных, технологических, кого процесса, подвергаясь внешним мотива-

мониторинговых. Представлен практический ционным воздействиям, или вынужденно, или

пример реализации указанной модели на интуитивно, или целенаправленно стремится к

основе опыта МАОУ «СОШ № 104» г. Челя- совершенствованию компетентностей и

бинска. личностному развитию [3]. Иными словами, в

данном случае приходится говорить о неиз-

Ключевые слова: управление качеством бежном процессе в его профессиональной

образования, профессиональное развитие деятельности - развитии.

педагога, модель внутрифирменного повыше- В широком смысле под профессиональным

ния профессионального мастерства педаго- развитием можно понимать:

гов. процесс и результат взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.