Научная статья на тему 'Модные имена и названия: подходы к исследованию'

Модные имена и названия: подходы к исследованию Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1345
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ МОДА / ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / МОДНОЕ ИМЯ / LANGUAGE FASHION / PROPER NAME / FASHIONABLE NAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Врублевская О.В.

В статье определяются разряды имен собственных, подверженность которых влиянию экстралингвистических факторов приводит к изменению их состава и формы, анализируется методика исследования модных имен, обозначаются проблемы, требующие дальнейшего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FASHIONABLE NAMES: RESEARCH APPROACHES

In the article, classes of proper names that are subject to extra linguistic factors, which results in the change of their structure and form, are identifi ed. The methodology of fashionable names' research is analyzed, other challenging issues are specifi ed

Текст научной работы на тему «Модные имена и названия: подходы к исследованию»

УДК 81'1-027.21 О.В. ВРУБЛЕВСКАЯ

кандидат филологических наук, доцент, кафедра языкознания, Волгоградский государственный социально-педагогический университет E-mail: Gesse-wolf2009@yandex.ru

UDC 81'1-027.21

O.V. VRUBLEVSKAYA

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Linguistics, Volgograd State Socio-Pedagogical University E-mail: Gesse-wolf2009@yandex.ru

МОДНЫЕ ИМЕНА И НАЗВАНИЯ: ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ FASHIONABLE NAMES: RESEARCH APPROACHES

В статье определяются разряды имен собственных, подверженность которых влиянию экстралингвистических факторов приводит к изменению их состава и формы, анализируется методика исследования модных имен, обозначаются проблемы, требующие дальнейшего решения.

Ключевые слова: языковая мода, имя собственное, модное имя.

In the article, classes ofproper names that are subject to extra linguistic factors, which results in the change of their structure and form, are identified. The methodology of fashionable names' research is analyzed, other challenging issues are specified.

Keywords: language fashion, proper name, fashionable name.

В имени всегда, независимо от воли называющих, отражается культура и социальная жизнь. Как отмечает А.В. Суперанская, имена чрезвычайно подвержены влиянию моды, «поскольку имя - это предмет духовной культуры, мода на имена приближается к модам на литературные произведения или картины, созданные в определенном стиле <...>. Мода на имена объясняется сложным взаимодействием языковых и внеязыковых факторов, влияющих на выбор имени» [9, с. 42].

Под языковой модой мы понимаем предпочтения автора речи в выборе тех или иных языковых единиц, представляющие престижное и новое речевое использование языковых средств. Данные предпочтения обусловлены психологическими факторами (стремлением посредством модных языковых форм продемонстрировать своё Я), экстралингвистическими факторами (процессами глобализации, развитием Интернета, утверждением политической корректности и др.) и интралингвисти-ческими (тенденция к языковой экономии, унификация знаковых средств выражения, расширение значения слов и изменения их стилистической закрепленности). Они доминируют в определенный промежуток времени в определенном социуме и выражаются в употреблении модных слов, реже словосочетаний.

Для понимания сущности языковой моды в ономастике необходимо обратить внимание на установленные в лингвистике различия имен собственных и нарицательных.

В современной отечественной лингвистике противопоставление имен собственных и имен нарицательных основывается на двух подходах: семантическом и функциональном.

Семантический подход предполагает у имен соб-

ственных, как и у всякого слова вообще, наличие смысловой структуры, состоящей из трех компонентов: сигнификативного, денотативного, структурного [6]. Специфика смысловой структуры проявляется в каждом из компонентов.

У имён собственных более тесная связь имени с объектом, непосредственность этой связи, в то время как связь нарицательного с предметом осуществляется через понятие. Специфика сигнификативного значения имен собственных и имен нарицательных состоит в том, что понятие, выражаемое именем нарицательным, формируется в языке, понятие, выражаемое именем собственным, формируется в речи [8, с. 7].

Под денотативным значением имен собственных понимается способность индивидуального наименования лица (предмета) или единичность/ единственность самого предмета. В отличие от имён нарицательных, даваемых классам объектов, собственные имена даются индивидуальным объектам, имеющим, кроме того, общие (нарицательные) имена (имена классов), и служат для выделения объектов из этих классов.

Если для имен нарицательных обязательно обозначение понятия и факультативно называние конкретного предмета, то для имен собственных, напротив, обязательно называние конкретного предмета и факультативно обозначение понятия. Факультативность связи с понятием делает имена собственные преимущественно денотативным знаком, способным наиболее простым способом осуществлять референцию, идентифицировать денотат [1].

Специфика структурного значения имен собственных заключается в том, что они имеют прямое, номинативное, свободное значение, но при этом они способны

© О.В. Врублевская © O.V. Vrublevskaya

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - РИТШЬОИСЛЬ

сочетаться с гораздо меньшим кругом слов, чем имена нарицательные, имена собственные не могут быть членами семантической парадигмы в том смысле, как например, существительные - термины родства, существительные, объединенные общим значением указания на возраст, профессию и другие тематические объединения слов. Поскольку имена собственные не имеют четких парадигматических противопоставлений, постольку им не свойственны полисемия и антонимия, синонимия опирается не на связь с понятием, а на тождество объектов, ассоциативно-деривационные связи гораздо богаче у имен нарицательных (там же).

Функциональный подход к разграничению имен собственных и нарицательных представляется наименее спорным, поскольку специфика имен собственных, которая проявляется, прежде всего, в особенностях функционирования, обуславливает особенности их семантики. Имена собственные выполняют, в первую очередь, номинативную функцию, имена нарицательные - семасиологическую (содержательную).

Проанализировав отличия имён собственных от нарицательных и учитывая тот факт, что «у отдельных имён собственных могут наблюдаться абсолютно противоположенные свойства, не меняющие однако их статуса» [9, с. 15], мы считаем, что у имен собственных признаки модного объекта проявляются более явно, чем у имен нарицательных. «Выполняя ряд социальных функций, имя живет и развивается по законам языка, хотя причины, стимулирующие развитие именных систем, по своему происхождению социальны, т. е. лежат вне сферы деятельности лингвистики. Даже форма имени - структурный компонент ономастики - известным образом обусловливается социальными факторами» [9, с. 26], одним из которых является мода.

Однако имена собственные с точки зрения языковой моды практически не исследованы. Встречаются лишь отдельные упоминания о моде на имена (Щетинин 1968, Суперанская 1973, 2007, Подольская 1978, 1988), о моде в антропонимиии (Бондалетов 1983, Суслова, Суперанская 1985), отдельные публикации волгоградских исследователей о моде в эргонимии (Крюкова 2004, 2007) и др. группах рекламных имен: гемерони-мии, геортонимии (Врублевская 2014), о проявлении языковой моды в антропонимии Волгоградской области (Бойкова 2013).

Для дальнейшего исследования имен собственных с позиции моды и модных ценностей, необходимо определить, какие ономастические единицы в большей степени реагируют на социально-экономические, технологические, культурные и другие изменения в жизни нашего общества, т.е. те ономастические разряды, подверженность которых влиянию экстралингвистических факторов приводит к изменению их состава и формы. Это требует обращения ко всему ономастическому пространству, рассматриваемому в настоящее время с точки зрения полевого подхода (В.И Супрун, И.В. Крюкова, П. Чеснокова и др.), согласно которому к ядру ономастического поля относятся антропонимы. Такие антро-

понимоподобные разряды, как теонимы, мифонимы, зоонимы, составляют околоядерное пространство.

Статус топонимов и космонимов зависит от экстралингвистических факторов (таких как: «величина именуемого объекта, степень известности имени собственного, а также от выраженного фрективными характеристиками его расположения на шкале язык-речь») [10, с. 7].

Периферию ономастического поля составляют названия средств массовой информации (гемеронимы), названия деловых объединений людей (эргонимы), словесные товарные знаки (прагматонимы), названия праздников и других торжественных мероприятий (геортонимы) и др. разряды с чертами апеллятивно-онимического пограничья [10, 3].

На выбор личного имени (антропонима) влияет ряд переплетающихся причин: мотив выбора имени родителями, общественная оценка имени, взаимосвязь лингвистического и нелингвистического в имени собственном, тенденции имянаречения и др. Так, различные периоды завоеваний в истории человечества характеризуются обновлением антропонимиконов всех народов. Распространению имен способствует также престиж правящего класса. В настоящее время детей часто нарекают в честь любимого персонажа сериала или в честь знаменитого человека, поклонником которого являются родители.

В работе «Научные подходы к исследованию модного имени» И.В. Крюкова [5] предлагает методику определения модного имени в горизонтальном и вертикальном измерении для исследования признаков модного объекта (современность, универсальность, демонстративность) в русской антропонимии. Данная методика основывается на предложенной социологом А.Б. Гофманом теоретической модели моды, которую он понимает как один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения [2, с. 9] и представляет её в виде структуры, состоящей из взаимосвязанных элементов. К этим элементам моды он относит: модные стандарты, модные объекты, модные ценности, поведение участников моды. Ценности исследователь считает «структурообразующим» компонентом моды, так как через описание ценностей можно определить и представить остальные компоненты. Современность как ценность модного антропонима рассматривается И.В. Крюковой в вертикальной плоскости, сопоставляются результаты нескольких синхронных срезов. Универсальность исследуется в горизонтальной плоскости, сравниваются имена, популярные в различных регионах страны на протяжении определенного короткого промежутка времени. Исследование демонстративности предполагает анализ антропонимов как по вертикали, так и по горизонтали, и помогает установить модные тенденции в антропонимии.

Теонимы (имена Богов) - разряд имен собственных, которые остаются неизменными на протяжении веков. Мифонимы (имя вымышленного объекта любой сферы ономастического пространства в мифах и сказ-

ках) создаются авторами в рамках выбранного жанра. Особенности зоонимов (кличек животных) заключаются в том, что они редко фиксируются в официальных документах, что приводит к утрате многих кличек с уходом из жизни их носителей. Зоонимия открыта для проникновения имен нарицательных, единиц других ономастических классов, иностранных заимствований. Устойчивыми являются только принципы именования породистых животных, клички которых подвергаются письменной фиксации.

Топонимы (имена собственные, обозначающие названия географических объектов) называют «вдвойне социальными знаками», которые хранят память об исконной мотивировке наречения [7]. Часто попытки переименования топонимов заканчиваются неудачно, так как «создают конфликт между старыми, естественно сложившимися, и новыми, искусственно придуманными названиями» [9, с. 44], что связано с основной функцией топонимов - служить средством ориентирования. Большинство случаев переименования в топонимии связано со значимыми социальными изменениями в истории государства, господствующей идеологией и под. Гидронимы (названия водных объектов), а также названия гор, возвышенностей, исторических мест являются наиболее устойчивыми знаками в топонимии и могут веками и даже тысячелетиями сохраняться в неизменном виде.

Состав таких ономастических разрядов, как космо-нимика (совокупность названий созвездий и галактик), астронимика (совокупность названий отдельных небесных тел), пополняется с развитием науки и техники, позволяющих исследовать космическое пространство и открывать новые небесные объекты, нуждающиеся в номинации. Названия небесным телам имеет право давать только Международный астрономический союз (1Аи), что максимально сдерживает влияние экстралингвистических факторов на процессы именования в данной сфере.

Эргонимы (названия деловых объединений людей), прагматонимы (словесные товарные знаки), гемерони-мы (названия средств массовой информации), георто-нимы (названия торжественных мероприятий) - это, как отмечает И.В. Крюкова [3, с. 7], обширный слой лексики любого языка в экономически развитых странах, который представляет неотъемлемую часть повседневного языкового окружения. Последние несколько десятилетий характеризуются ростом числа объектов (фирм, кафе, творческих коллективов; различного рода товаров; новых газет и журналов; фестивалей, конкурсов и под.), нуждающихся в номинации, но не все из этих объектов долговечны. Кроме того, появление права собственности на названия (Гражданский кодекс РФ часть 4 раздел VII) приводит к переименованию многих одноименных объектов. Все эти факторы обусловливают подвижность эргонимов, прагматонимов, гемерони-мов и геортонимов, их подверженность различного рода влияниям и перестройкам.

Представленная выше методика анализа языковой

моды по горизонтали и вертикали ранее использовалась И.В. Крюковой при вертикальном исследовании эргонимов (названий деловых объединений людей). Синхронные срезы проводились с 1990 года каждые 5 лет, в социолингвистически значимые периоды, каждый период характеризовался сменой модного языкового стандарта [4].

В дальнейшем соединение данных горизонтального и вертикального измерения позволило установить признаки модного эргонима в разное время на всей территории России [5].

Анализ окружающих нас имен собственных показывает, что названия становятся модными объектами, как и предметы материального мира. В качестве иллюстрации данного положения приведем несколько модных тенденций, которые получали распространение на всей территории нашего государства в короткие промежутки времени. Так, ориентация на Запад в 90-х гг. XX в. приводит к появлению в жизни постсоветского общества большого числа названий на английском языке. Сначала это были заимствованные вместе с предметами названия (например, прагматонимы Zuko, Invite, Yupi, гемеронимы Vogue, Glamour, Cosmopolitan и др.), в дальнейшем мода на иностранное (следовательно, лучшее, как в то время считалось) привела к созданию названий для своих товаров, услуг, кафе, мероприятий и т.д. на иностранном языке (например, геортонимы Russian Expo, liveONstage, Petrojazz, гемеронимы Photonews, TourEast, Terra medica nova) или под иностранное слово (например, эргоним Wimm-Bill-Dann, прагматоним J7, геортонимы KUBANA, ROCKERovka, Stereoleto). В начале двухтысячных мода на эпатаж привела к появлению крайне демонстративных имен собственных, например, эргонимы Оргия праведников, Овощной бутик, Три мертвеца и под., или антропонимы Архип-Урал, Кит, Радость, Океана, Алеша-Каприна и др.

Таким образом, имена собственные обнаруживают в себе все признаки модного объекта: отвечают требованиям времени (современность); привлекают внимание (демонстративность), часто за счет языковой игры (игра); модная тенденция именования быстро получает повсеместное распространение (универсальность). Это объясняется спецификой имен собственных, которые выявляются в их сопоставлении с нарицательными.

Рассмотренные выше особенности разных разрядов собственных имен показывают, что темп изменчивости имен собственных зависит от их разряда. Существенную роль в этом играет характер именуемого объекта, в частности его долговечность. Это позволяет выделить в ономастическом поле несколько разрядов, активно реагирующих на внешние изменения. Из состава ядерных единиц к таким относятся антропонимы (личные имена людей) и отчасти топонимы (имена собственные, обозначающее название географического объекта), а именно урбанонимы (названия улиц и новых внутригородских объектов). Из состава периферийных - это эргонимы (названия деловых объединений людей), прагматонимы (словесные товарные знаки), гемерони-

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES

мы (названия средств массовой информации), геортони-мы (названия торжественных мероприятий), которые в настоящее время рассматриваются как единый лексический массив, объединенный (И.В. Крюковой) термином рекламные имена.

Однако говорить, что мода у ядерных и периферийных разрядов проявляется одинаково, нельзя, т. к. антропоним идентифицирует человека, а рекламные имена - род деятельности, интересы, убеждения, идеи. Антропонимы, как правило, выбираются из готового именника, а при создании рекламных названий допускается свободное обращение с языковым материалом. Функция антропонима - назывная, дифференцирующая, а у рекламных имен ещё и ориентирующая, ре-

кламная. К тому же изменения в составе и структуре рекламных названий более скоротечны, так как многие объекты именования недолговечны, часто подвергаются переименованиям, при этом используются разные номинативные модели, в отличие от антропонимии.

Ономастическая мода должна исследоваться как часть языковой моды, которая показывает, какие имена являются современными, популярными, престижными. Многие вопросы, касающиеся ономастической моды, требуют детальной разработки: разграничение модного и популярного имени; определение факторов, влияющих на создание и функционирование модных имен и названий, выявление критериев модного имени.

Библиографический список

1. АрутюноваН.Д. Предложение и его смысл. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 382 с.

2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. 160 с.

3. Крюкова И.В. Рекламное имя от изобретения до прецедентности. Дис... д-ра филол. наук. Волгоград, 2004. 360 с.

4. Крюкова И.В. Названия российских деловых объектов с точки зрения языковой моды// Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С. 120-131.

5. Крюкова И.В. Научные подходы к исследованию модного имени: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbuka. in.ua/wp-content/uploads/2014/09/Kryukova-I.-V..pdf (дата обращения: 20.10.2014)

6. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982. 272 с.

7. Ражина В.А. Ономастические реалии: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Дис ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 156 с.

8. Соколова О.И. Атрибутивная валентность личных имён собственных: автореф. дис. канд. филол. наук. Иваново, 2003. 22 с.

9. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 368 с.

10. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. Волгоград: Перемена, 2000. 172 с.

References

1. ArutyunovaN.D. Sentence and its sense. M.: Editorial URSS, 2003. 382 p.

2. Gofman A.B. Fashion and people. The new theory of fashion and fashion behavior. M.: Nauka, 1994. 160 p.

3. Kryukova I.V. Advertising name: from the invention to the precedency. Doctor thesis in Linguistics. Volgograd, 2004. 360 p.

4. Kryukova I.V. Name of Russian business associations from the viewpoint of language fashion// Ethnographic review. 2007. № 1. Pp. 120-131.

5. Kryukova I.V. Scientific approaches to the research of fashion name. [Electronic resource]. - On-line access: http://azbuka.in.ua/ wp-content/uploads/2014/09/Kryukova-I.-V..pdf (consultation date: 20.10.2014).

6. NovicovL.A. Semantics of the Russian language. M.: Visshaya Shkola. 1982. 272 p.

7. Razhina V.A. Onomastic realities: linguocultural and pragmatic aspects. Candidate thesis in Linguistics. Rostov-on-Don. 2007. 156 p.

8. Socolova O.I. Attributive valency of personal proper names. Abstract of Candidate thesis in Philology. Ivanovo. 2003. 22 p.

9. SuperanskayaA.V. The general theory of proper names. M.: LKI. 2007. 368 p.

10. Suprun V.I. Onomastic field of the Russian language and its artistic-aesthetic potential. Volgograd. Peremena, 2000. 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.