Научная статья на тему '«Модная гравюра» XIX века: в поисках отечественных авторов'

«Модная гравюра» XIX века: в поисках отечественных авторов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
572
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Модная гравюра» XIX века: в поисках отечественных авторов»

А. К. Курбатова

«Модная гравюра» XIX века. В поисках отечественных авторов

Счастливое сочетание - лидерство в области моды и возможность распространения ее посредством тиражированных иллюстраций, создали во Франции XVIII века условия для развития жанра «модной гравюры». Изобразительная манера рисунка и образы заимствовались из распространенного в то время салонного искусства. Галантный век делал акцент на гривуазности и пикантности персонажей. В XIX столетии «модные гравюры», распространившиеся в большом количестве через дамские журналы, стали строже. Но, в основном, сохраняя сложившиеся в XVIII столетии традиции, стилистика этих рисунков до начала XX века менялась мало. Несмотря на то, что над графикой работали известные художники, многие из которых являлись выпускниками академических рисовальных школ, особой индивидуальностью эта графика не обладала.

В XVIII и в первой половине XIX века под французскими гравюрами помещали подписи авторов: художника и гравера. В дальнейшем они встречаются все реже и на их месте появляются указания на принадлежность моделей костюма ателье или дому мод. В России имена авторов (рисовальщиков, граверов или копиистов «модных гравюр») встречаются крайне редко. Принято считать, что вся «модная графика», как и сама мода, поступала в Россию из-за границы. Действительно многие вопросы, связанные с модой, до последней четверти XIX века решались, как и в XVIII столетии, заграничными поставками. Копировать иностранные гравюры для отечественных журналов или создавать авторизированные копии с них не имело смысла. Издатели имели возможность заказать любое количество иллюстраций в той же Франции, где гравюры тиражировались для всей Европы.

При изучении отечественной «модной графики» XIX века актуален вопрос, касающийся мужского и женского авторства в этом жанре. В самом начале XIX века появилось несколько модных изданий, иллюстрации в которых имели подписи русских художников. Но «модной графики» этого времени сохранилось крайне мало. Со временем подписи авторов стали заменяться инициалами. В XIX веке создатели «модных картинок» не ставили перед собою художественных задач, так как костюм и его изображения не считались с позиций господствующего строгого академического искусства творчеством. На первом месте здесь всегда была информационная составляющая, которая и определяла жанр «модной графики». Гравюру же вообще в России причисляли к искусству второстепенному и ремесленному. Поэтому над рисунками работали «аб-

страктные художники». Само отношение к этому жанру со стороны создателей и потребителей стало абстрактным.

С 1830-х годов самым близким жанром к «модной графике» являлась бытовая зарисовка. «На жизненном пиру, среди парадного академического блеска, академического торжества, первые бытовики были жалкими париями, скромными художниками без почестей и признаний»1. К. И. Брюллов перед отъездом в Италию получил от Общества поощрения художников назидание «не увлекаться «жанром», так как «задачи из вседневной жизни имеют мало значения; этому недостойному искусству можно отводить «время, свободное от других, более важных занятий»»2.

В это же время широкое распространение в России получила французская карикатура. В своей стилистике она была очень близка с «модной иллюстрацией». Известно, что художник П. Гаварни, работавший над рисунками бытового жанра и карикатурами, исполнял заказы и для модных журналов. Русскими авторами также начали создаваться карикатурные образы, в частности, высмеивающие излишнее женское увлечение нарядами. К такой графике можно отнести альбом Лебедева «Прекрасные, но падшие создания». Отношение к моде со стороны наших художников часто было в русле подобных сюжетов.

Не только работа над модными иллюстрациями, но и посещение модных магазинов в России могло создать сомнительную репутацию и покупателю и художнику, делавшему зарисовки костюмов для рекламы в журналах. В задних комнатах этих заведений устраивались дома свиданий (скорее всего перенявшие эту практику из-за границы). В качестве «притонов для шикарной публики»3 они продолжали существовать и после 1917 года. Возможно, именно поэтому высшее общество предпочитало одеваться у портных или в Европе.

Но была еще одна веская причина для работы художников инкогнито. С первой половины XIX века, да и позже, модные журналы помещали в основном изображения женских нарядных, бальных платьев. Богато украшенные и сильно декольтированные, они были рассчитаны на привлечение внимания сильного пола, то есть имели ярко выраженную эротическую окраску. «Нужно отметить, что бальные танцы по существу являются сексуальными играми. <...> Одним из проявлений сексуальных игр на танцевальном вечере была бальная одежда. Все детали женского

1 Варшавский Л. Р. Русская карикатура 40-50-х годов XIX века. - Л., 1937. -С. 11.

2 Там же. - С. 12.

3 Лебина Н., Шкаровский М. Деталь ночного пейзажа // Родина. - 1994. - № 1. - С. 63.

костюма были направлены на привлечение внимания мужчин»1. Нельзя забывать, что женский придворный и светский костюм всегда был рассчитан на недвусмысленную привлекательность. Уже с конца XVII века первые модные французские журналы занимались обсуждением этой темы. Гендерные вопросы сильно волновали высшее общество, а позже и интеллигенцию.

В России во второй половине XIX века модных журналов существовало очень много. Кроме иностранных, издавались и свои - отечественные. Заказов у наших художников-бытовиков, было мало, поэтому даже очень талантливым графикам приходилось браться за плохо оплачиваемые ремесленные и сомнительные работы. Этих побочных заработков стеснялись, они не «делали имени» художнику или граверу, но были необходимыми. Ярким примером могут служить работы придворного художника-хроникера Михая Зичи. Его прекрасные акварели с изображением дворцовых праздников с большим количеством роскошных дамским бальных нарядов можно изучать наравне с модными иллюстрациями того времени. Известно, что из-за недостатка средств, в 1840-50-х годах он вынужден был зарабатывать на порнографических рисунках. Возможно, к таким заработкам прибегали и другие художники. Тонкая психологическая нить ассоциативно связывала этот жанр с «модной иллюстрацией». С XVIII века оба эти направления были продолжением салонной тематики: те же персонажи и те же костюмы.

В русском обществе, воспитанном в духе православной морали, откровенные бальные наряды приветствовалось далеко не всеми. Литература сохранила не только восторженные, но и негативные высказывания по этому поводу со стороны мужской части аристократического общества и творческой интеллигенции. В произведениях русских авторов XIX века «Чаще обнаженность не приветствуется, имеет отрицательную коннотацию - писатели словно осуждают правила этикета. Обнажаются те героини, которые не вызывают симпатии»2.

Для традиций русского искусства характерны тонкий психологизм, философские поиски, выразительные характеры, которые трудно согласуются с ветреной модой. А «модная графика» наследовала черты «са-лонности», которые никогда не приветствовались в русском искусстве. Характерная слащавость всегда ставилась в укор нашим профессионалам. Художники, работавшие в этом направлении, подвергались официальной критике. Несмотря на это, такие работы импонировали зрителям. Тенденции «салонного искусства» особенно усилились в конце XIX века.

1 Колесникова А. Бал в России. XVIII - начало XX века. - СПб., 2005. -С. 128.

2 Там же. - С. 141.

Отсутствие в России художников, создающих «модные гравюры» высокого художественного уровня во второй половине XIX - начале XX веков, вызывало сетования многих издателей. Несмотря на то, что почти все периодические издания, в том числе и модные журналы, спешили заявить в рекламных целях, что все помещаемые в них рисунки выписываются из-за границы, это не всегда соответствовало действительности. Некоторые редакции привлекали к работе отечественных авторов. Часто появлялись заметки о том, что национальные особенности и климат требуют привнесения изменений в заграничные модели. Журнал «Модный магазин» в 1867 году сообщал: «Французские моды хотя и приняты во всем образованном мире, но в каждой стране они изменяются и пополняются, судя по климатическим и общественным условиям, так что французские журналы могут служить только пособием, но для каждого народа нужен свой собственный журнал, служащий проводником родному элементу. Немецкие журналы вовсе не прививаются к нашей почве: главнейшую их заслугу составляет дешевизна, за которую им многое прощается. Нам случалось заимствовать из немецких журналов рисунки, на сколько-нибудь к нам подходящие, но выкройки к ним мы всегда составляли сами, потому что немецкие выкройки, также как и немецкие моды, представляют верх безвкусия. С настоящего времени мы намерены не обращаться более за пособиями к этим журналам, и по возможности давать преимущественно оригинальные рисунки»1.

Фамилии художников и граверов, оформлявших модные журналы в части обложек и гравюр, не содержащих непосредственно «модные иллюстрации», известны. Известно также, что рисунки политипажей -«модных картинок» для «Модного магазина» создавали русские авторы. В 1867 году с журналом сотрудничали художники И. Пановский и А. Шарлемань, граверы Ф. Герасимов и Л. Серяков. Но из-за отсутствия каких-либо указаний на авторов моделей костюмов или рисунков в самом журнале, можно только предполагать, что «модная графика» принадлежит им же.

Отражающие женские интересы модные журналы и их содержание никогда не могли серьезно интересовать представителей сильного пола. Это вполне оправдано. Известно, что во Франции, стране, более серьезно относящейся к «несерьезным» вещам, созданием «модных картинок» часто занимались женщины: Иветта Гребоваль, сестры Калло и другие, имена которых остались не известны. Кроме того, с XVIII века раскрашиванием гравированных листов акварелью занимались специально нанимаемые работники или художники, чаще женщины. Считается, что они тоньше чувствуют цвет. Но для этого были, конечно, и экономические

1 Модный магазин. - 1867. - № 1. - С. 10-11.

причины, связанные с оплатой женского, более дешевого труда. В связи с этим интересно упомянуть, что дамские журналы XIX века одними из первых пытались распространять идеи связанные с европейским движением за женскую эмансипацию.

Интересную программу выдвинул журнал «Русский базар» в 1864 году: «Мы не можем заготовить ни одной строчки, ни одного рисунка, ни одного куска выкройки прежде получения последних двух нумеров немецкого издания, а должны немедленно по их получении, в одно и то же время: перевести текст, нарисовать приложения, отпечатать и отлитографировать их, вырезать, наметить от руки, подобрать выкройки и т. д.»1. Такой принцип работы был неудобен. В связи с этим женщина-издательница журнала С. Г. Мей старалась привлекать к работе русских авторов: художников и литераторов. Более того, редакция журнала «Русский базар» проявила инициативу в привлечении к работе женщин, заявив о своих намерениях передать литературную и художественную часть («т.е. рисовку на камне и резьбу на дереве»2, имея в виду литографии и политипажи), в женские руки.

Это одна из первых, но не единственная попытка создания «модной графики» силами отечественных рисовальщиков и граверов-женщин. В последней четверти XIX века художественно-ремесленные училища стали принимать на обучение девушек. В них появились классы, изучающие традиционные женские ремесла. Это дало возможность увеличить количество проектов, которые часто создавались самими женщинами. «Модная графика» - это не только популярные изображения костюмированных фигур, но и многочисленные рисунки аксессуаров, оформленных вышивками и кружевом.

Модные журналы всегда были, с точки зрения наших художников-академистов, женским миром. «Модная графика» в России XIX века считалась «низким жанром» и рассматривалась как недостойное занятие для настоящих художников-мужчин, поэтому ее авторы предпочитали оставаться в тени. Евразийский образ мышления, патриархальность еще слишком сильны были в русском мужчине, чтобы снизойти до женских «глупостей» и заняться рисованием платьев. Ситуация стала меняться на рубеже XIX и XX веков. Возможность получения женщинами художественного образования, а также появление стилистов, сильно изменили «модную графику». Несмотря на то, что наиболее известные имена в этой области принадлежат мужчинам, основная масса рисунков создается именно женщинами.

1 Русский базар. - 1864. - № 9. - С. 130.

2 Русский базар. - 1864. - № 4. - С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.