СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 316.776.2
МОДИФИЦИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ)
© 2011 г. М.Г. Аверкин
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
pr.e@mail.ru
Поступила в редакцию 30.03.2011
Рассматриваются музей как коммуникационная цель, современное положение музея и музейных коммуникаций в аспекте «зритель - музейная экспозиция». Анализируются музей как средство коммуникации и информационно-коммуникативная среда музея как ретранслятора культурной информации с одной стороны, и значимого социально-культурного института - с другой, нуждающегося в изменении, как техники экспонирования, так и способа подачи информации.
Ключевые слова: коммуникация, информационное пространство, музейные коммуникации, информационный менеджмент, коммуникативное воздействие.
Конец двадцатого века предоставил возможность вновь заговорить об информационной революции (четвертой), идея которой перманентно дебатируется со времени изобретения письменности (так называемой первой и второй информационных революций) и печатного пресса (третьей информационной революции). Объясняется это тем, что был сделан прорыв в развитии информационных технологий, что при сохранении темпов прироста информации привело к резкому увеличению скорости передачи данных, и как следствие - к проблеме быстрого старения информационных данных. Новое содержание информационного и web-простран-ства как совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации, таких как интернет, электронная почта, телеконференции, форумы, социальные сети и т.д., создало открытую распределенную одноуровневую информационно-коммуникативную среду, которая породила принципиально новую структуру информации и, следовательно, структуру управления движением этой информации.
Обращаясь к системе терминов современных управленческих направлений, данную область управления можно определить как информационный менеджмент, в основе которого находятся, во-первых, управление информацией как
формирование и организация информационного пространства (поля) и, во-вторых, управление с помощью информации как использование созданного информационного пространства, т.е. поля, для побуждения к действию. При этом важна акцентуализация на состоянии современной коммуникативно-информационной среды, где при тенденции смещения направления взаимодействия с общества на индивида (раньше структура социально-культурного взаимодействия определялась с точки зрения общества, общностей и групп, сейчас с точки зрения индивида и его высокого уровня мобильности как человека кросс-культурного и транснационального) мы имеем новый процесс формирования слоистой структуры коммуникативно-информационного пространства - образование отчасти самостоятельно функционирующих социального пространства, культурного пространства, гуманитарного пространства и т.д. И здесь оптика социально-культурного поля смещается к рассмотрению понятий социально-культурного пространства и социально-культурной реальности.
С этой точки зрения социально-культурная реальность рассматривается как пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени, т.к. общество является системой динамической и постоянно изменяющейся. При этом социально-культурное/кросс-
культурное пространство может рассматриваться как результат изменения социальных связей. П. Бурдье понимал социальное пространство как систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию [3, 59]. П. Штомпка социальное пространство видел как сеть событий в определенный момент времени [9, 132]. В концепции дисциплинарного пространства М. Фуко способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля и определенной формы власти [8, 62]. И. Гофман, анализируя микросоциальные пространства, подразделил их на два плана: передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.
Возвращаясь к дуальности «управление информацией - управление с помощью информации», адаптируем эти идеи к анализу связи современного музея и досуговой культуры. Рассматривая музей как ретранслятор культурной информации, именно ретранслятор в силу актуализации на возобновлении или повторности действия, и определив функцию музея через накопление, сохранение, трансляцию культурных смыслов, имеющих высокое значение для этой культуры (эти смыслы обычно актуальны в любую эпоху, именно поэтому их сохраняют и пытаются воспроизводить с помощью музея), выявим определенную ретроспективу:
- изначально понятие «музей» обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке;
- затем, начиная с VIII в., включало в себя также здание, где располагаются экспонаты;
- в XIX в. присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях;
- в XX в., начиная с 60-х годов, началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых);
- с развитием компьютерной техники и интернета появился также виртуальный музей на CD-ROM или в Интернете.
Таким образом, большинство из существующих сегодня музеев можно классифицировать как музеи классические (предлагаю первую категориальная единицу - М.А.), сформировавшиеся в индустриальную эпоху, где еще в XIII в. публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни, переходя из культурно-гуманитарного пространства в пространство обыденное.
Определяя классический музей как государственное (чаще всего) образование, выполняющее функции по собиранию, изучению, хране-
нию и экспонированию предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также занимающееся просветительской и популяризаторской деятельностью (например, Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж и т.д.), необходимо заметить, что современная информационная эпоха оказала существенное влияние как на характер работы классического музея, так и на характер построения музейных коммуникаций. Это позволяет определить современный музей (вторая предлагаемая категориальная единица - М.А.) как музей, отличающийся от классического способом подачи информации и использующий нестандартную технику экспонирования памятников материальной и духовной культуры (например, музей чертей, музеи под открытым небом, музей желудка сома, музей человеческого варварства и свинства, музей суеверий и колдовства, музей Женевера, музей мыши, Винза-вод, наконец).
И здесь необходимо поставить вопрос об уровнях коммуникации в рамках музея, на которых осуществляется коммуникативный акт. Коммуникация, начинаясь с экспозиции музея -тематические выставки произведений искусства (исторических материалов и т.п.), представляет собой форму репрезентации культурной информации - именно на этом уровне происходит коммуникация между отдельным произведением и зрителем. Но при этом мы можем говорить и о существовании более высокого уровня, на котором происходит коммуникация. В качестве участников коммуникативного акта выступают зритель и художественный образ, который обеспечивает целостность всей экспозиции, соединяя разнородные элементы. Соответственно, от грамотного построения этого образа зависит корректное восприятие, а затем и понимание зрителем общей концепции экспозиции (по своим функциям этот образ подобен «образу-времени» в кинематографии).
Сказанное выше позволяет говорить о таком образовании как несовременный музей (третья предлагаемая категориальная единица - М.А.), использующий морально устаревшие техники подачи информации, исключительно стандартные, официально признанные методы отбора и экспонирования памятников (например, Музей Народов Востока, Городецкий краеведческий музей, Владимирский краеведческий музей и т.д.). Вышеперечисленные музеи отличаются не только по внутреннему и внешнему содержанию, но и по смыслу, который они транслируют. Классический музей, ориентируясь на стандартизированные способы подачи информации,
внедряет определённые технические новшества в методы экспонирования и отбора. Несовременный музей использует аналогичные способы подачи информации, но при этом абсолютно статичен и представляет собой чаще всего набор предметов, связанных в рамках истории, а не самостоятельную выставку. И вопрос скорее не в недостатке времени, а в недостатке средств, ведь при полном и исчерпывающем финансировании несовременные музеи могли бы исчезнуть как класс.
Современный музей, используя неординарный и оригинальный подход как в отборе, так и в методах экспонирования, в рамках одной и той же экспозиции может представлять совершенно различные объекты: живопись, графика, скульптура, инсталляция, видео-арт, реди-мейд, реже - хэппенинг или перформанс (характерный пример - выставка «Documenta» в немецком горде Касселе). Все эти объекты призваны объединить специальный образ, который в свою очередь выполняет коммуникативную функцию - обеспечение коммуникации со зрителем. Сегодня перед музеем встала задача включения своего информационного пространства в структуру современного медийного пространства с целью наиболее эффективной трансляции культурных смыслов. И затрагивая вопрос отличий классического музея и современного музея, которые во многом определяются и зависят от различной роли зрителя, можно произвести следующее разделение:
1. По качеству информации, которую они транслируют: насколько она актуальна, интересна сегодняшнему зрителю, адекватна происходящей реальности, нова не только по тематике и направленности, но и по технологиям создания;
2. По направленности информации: либо вектор направлен на описание, воссоздание истории, ситуаций, передачу значения тех или иных объектов, образов, ценностей прошлого времени (т.е. в прошлое); либо на отражение того, что происходит «сейчас», начиная от поднимаемых и отображаемых смыслов, проблем, ценностей, и заканчивая технологиями их передачи;
3. По способу трансляции этой информации. Непосредственно по самим способам подачи/представления информации зрителю: от простого показа, экспозиции - до создания глобального проекта с проработанным контекстом. Но данное деление достаточно условно.
Классический музей - информационно-коммуникативное пространство с плоскостной подачей экспонатов (условно, картинка и подпись под ней). В его экспозиции создается образ, прочтение которого является возможным
только в одном единственном ключе. Такое прочтение обеспечивает стройность, понятность и однородность экспозиции, и зритель в данном случае воспринимает информацию так, как она представлена, и от него не требуется индивидуальных интерпретаций. Например, Государственный музей истории, музей Б. Пастернака, усадьба М. Глинки, «Ясная Поляна» Л. Толстого или Нижегородский государственный художественный музей, в экспозиции которых прослеживаются классическая простота, строгая геометричность пространства и отсутствие современных форм представления материала, т.е. цель классического музея - транслировать информацию. Цель современного музея иная: хотя бы частично поменять местами отправителя и получателя информации. Зритель экспозиции современного музея выступает и как получатель информации, и как активный участник создания образа экспозиции: зритель генерирует интерпретации, выводя новый образ. При этом экспозиция такого музея изначально утверждается как неподвижная. Например, Музей Соломона Гуггенхайма, Центр современного Искусства, или центр Жоржа Помпиду в Париже, архитектура которых, дизайн, построение экспозиции подчинены созданию сложного образа, восприятие, понимание и интерпретация которого зависит от зрителя как от участника коммуникативного акта. Для Н. Новгорода примером современной экспозиции служит выставка компании «Лукойл», где через сплетение истории и жестких технологий была достигнута содержательность и концептуальная глубина.
Классический музей призван тиражировать нормы классической эстетики, выступая одним из механизмов передачи культурной информации/культурных смыслов определенной эпохи. Современный музей призван транслировать современную культуру, в этом его главная особенность, и соответственно в экспозиции использованы те формы и особенности передачи культурных кодов, которые отражают дух современности. В соответствии с этим коммуникация классического музея осуществляется в информационном поле самого музея, а вовлечение зрителя в коммуникативный акт носит периодический характер. Информационное поле современного музея способно «живо», в диалоговом режиме реагировать на вызовы времени -на происходящие в мире события, потребности общественного сознания, но при этом коммуникация музеев современного искусства характеризуется трансляцией сообщений/идей часто фрагментарных, отрывочных, эклектичных, отличающихся нестандартным способом подачи.
Получается, что образ музея должен соответствовать той культуре, которую он репрезентирует. При этом продуктивность процесса взаимодействия зрителя/субъекта и музея (т.е. во-первых, получает ли зритель необходимую и ценную культурную информацию, и во-вторых, реализует ли музей свою функцию транслятора культурной информации) зависит в значительной степени от того, насколько музей современен, при этом важна степень ориентированности музея на время, в котором он непосредственно существует. Для этого необходим механизм культурной трансляции, который является инструментом в становлении и в восстановлении общества. И здесь масс-медиа (СМИ) выступают одними из наиболее мощных проводников механизма культурной трансляции [1, 92]. По сути СМИ являются основным инструментом формирования уровня компетенции населения и уровня умения населения, где можно рассматривать несколько уровней: первый уровень - призвания или самоопределения, второй уровень - компетенции, стратегий (их построения), третий уровень - ситуации (как вы себя ведете в ситуациях).
Сейчас на первый план выходят аудиовизуальные виды искусства, отвечающие задачам, стоящим перед массовой культурой: абсолютной и повсеместной доступности широким слоям «зрителя». Это, с одной стороны, открывает неограниченные возможности для расширения аудитории, а с другой - повышает степень доходчивости искусства. Современное информационное общество предоставляет различные способы достижения культурной информации, ранее доступной лишь в музейном пространстве: электронные версии документов, научно-популярные фильмы, интернет-собрания музеев и т.д., а это может подвергнуть сомнению необходимость существования классического музея.
Музей элитарен. Например, советский музей был в некотором роде вещью в себе, призванный проводить государственную идеологию, он ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекции. По своей сути выставляемые в современном музее работы являются рефлексией творческого меньшинства (андеграунда и авангарда общества) на определенные вопросы, относительно определенных процессов. Т.е. работы, выставляемые в музеях, являются своего рода выжимкой, квинтэссенцией мысли определенного периода. Отсюда и вытекает функция музея: трансляция и отображение тех или иных норм, смыслов, ценностей через материальные объекты.
Современные СМК (масс-медиа, в том числе и СМИ), отражая текущие тенденции в политической, экономической, социальной и культурной сферах, задают динамику и нередко «ломают» временную логику событий. В настоящее время именно СМИ, в основном, формируют «обывательскую» картину мира и иерархию ценностей. И значительное влияние на поле культуры именно СМИ определяется особенностями современного информационного времени, среди которых можно отметить многоуровневую дифференциацию, которую можно трактовать как наличие потребностей и возможностей получать информацию различного профиля, разного культурного уровня. Проблема состоит в том, что на виду оказывается информация достаточно низкого культурного уровня, что и влечет за собой формирование определенного преобладающего уровня потребности в информации.
Именно СМИ и репрезентируемая ими массовая культура стали основным транслятором культурных ценностей и установок. Присваивая себе просветительскую функцию, они способствуют социализации человека, беря на себя задачи, которые, в предыдущие эпохи решались церковью мифами, ритуалами, традициями. Изначально способствуя формированию и укреплению какой-либо культурной парадигмы, масс-медиа акцентируют внимание индивида на основных культурных вертикалях (если рассматривать культуру в широком смысле), которые задают своего рода модели поведения, способствующие адекватному восприятию конкретного индивида в контексте общества, для которого упоминаемые вертикали являются доминантными в его культурном пространстве. При этом любая информация подается в определенной интерпретации, что способствует формированию различных стереотипов, и в этом случае можно говорить о манипулятивном характере масс-медиа, поскольку они формируют стереотипы культурного поведения, культурных предпочтений общества, вкусов и т.д.
Проблема современной музейной коммуникации в том, как создать и обеспечить приемлемый доступ зрителю к объектам, поэтому музейная коммуникация - это, прежде всего, способы подачи сообщений, которые закладывает и отправляет элита. Эпитет «современные» здесь относителен, т.к. в эпоху Возрождения такими сообщениями были станковые картины с применением обратной перспективы и светскими сюжетами, в начале 20 века - картины модернистов и т.п., сейчас - это инсталляции, медийные и интерактивные средства.
Отметим две проблемы. Во-первых, массовое восприятие культуры. Массовая культура создает произведения, механизм трансляции которых совершенно иной: не столь важно, где, когда и кем что-то создано, для потребителя массовой культуры важно получить информацию о предмете/событии и некий симулякр знания о нем, так как человек массы привык получать информацию посредством СМИ, не задумываясь о том, какова ее интерпретация, объем, достоверность и точность. Такому зрителю вряд ли нужен музей, т.к. подобное восприятие часто переносится и на произведения элитарной культуры, и на культуру прошлых веков. Во-вторых, несоответствие многих музеев времени, что затрагивает вопрос востребованности или невостребованности музея.
И выход здесь видится скорее не в «омассов-лении» музея, которое сейчас имеет место, а в разумном осовременивании музея и музейной коммуникации - применение новых технологий, оснащения, мобильных экспозиций, интернет-коллекций и т.д. Но осуществлять вмешательство следует осторожно, учитывая сформировавшиеся веками традиции и общественное восприятие данного культурного института. К требованиям музейной коммуникации в рамках современного информационного общества можно отнести:
- наличие у музея определенной ниши в информационном пространстве (т.е. в качестве приоритета наряду с накоплением, сохранением и трансляцией культурных ценностей выходит и работа со «зрителем»);
- современные формы взаимодействия музея и посетителя - актуальные и соотносящиеся с уровнем развития общества, отвечающие как запросам зрителя, так и согласующиеся со смысловой, ценностной стороной произведения (т.е. положительно влияющие на создание образа);
- экспонирование предметов - более интересное и качественное, «подвижное»: постоянно разрабатываемые новые выставки, новые способы подачи информации;
- технологии создания экспозиции - более целостные и контекстные, на основе программ, рассчитанных на разные группы «зрителей» в зависимости от возраста или уровня подготовки к восприятию информации;
- определенная доступность фондов для дистанционного ознакомления и работы (создание интернет-каталога или виртуального филиала как, например, у Русского музея);
- позиционирование себя в культурном пространстве (города, страны, мира), т.е. быть и известным, и актуальным, и не только для людей, которые включены в это пространство.
Музей как институт культуры делает нужным и востребованным именно концепция. Но при этом нельзя забывать, что на характер деятельности музея оказывает влияние современный социальный заказ. Современные музеи превращаются из обычного просветительского учреждения в особую систему производства культурных ценностей, т.е. из системы, интегрирующейся в культурно-историческую среду, он переходит в систему, ее формирующую, а это переход от пассивного отражения действительности к активному ее формированию.
Сегодня мы наблюдаем культурный кризис, вызванный падением культуры современного информационного времени. Информация теснейшим образом связана с культурой. Более того, эти два явления являются родственными. Так, информация передается посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования. Культура, в свою очередь, развивается под воздействием средств информации (языка, обмена знаниями, СМИ, межличностного общения и т.д.). Информация выступает механизмом культуры, посредством которого транслируется какое-либо содержание. Не случайно главное в информации - скорость ее передачи и методы подачи. Именно информация стремится сделать создаваемые знания достоянием всего человечества. Решение глобальных проблем в значительной степени зависит от умелого и точного использования информации, ориентированной не только на удовлетворение бытовых потребностей людей, но главное, на их интеллектуальное развитие.
Проблемы взаимодействия информации и культуры, бесспорно, относятся к числу вечных проблем, сложность которых меняется в зависимости от уровня цивилизации, в которой формируется определенная культура. К. Маркс полагал, что «индивиды не смогут подчинить себе общественные связи, пока они эти связи не создали» [4, 79]. Таким образом, способ создания и воспроизводства социальных связей и есть культура социума, следовательно, только в таких условиях личность может быть в полной мере свободной. Культура, пришедшая в XX в. на смену культуре Нового времени, большей частью имеет индустриальную и/или политическую направленность, при этом в общем культурном потоке возникает и новая направленность - социальная. Это не только один из современных трендов. Социальная культура - это принципиально новый вид культуры, суть которой состоит в том, что отношения и связи между людьми создаются сознательно и в соответствии с общественной природой человека.
По своему содержанию и структуре социальная культура есть упорядоченная совокупность социальных институтов, организаций, правил и норм. И здесь социальная сфера жизни становится доминирующей. Как только в определенных исторических условиях способ действия и воспроизводства социальных институтов дает сбой, возникают социальные проблемы, т.е. общество дифференцируется на тех, кто «живет уже социальной жизнью» [4, 152], и тех, кто оказался за границами социальной культуры. Освобождаясь от религиозной, политической и экономической оболочки, социальная область культуры для своего воспроизводства, наряду с существующими социальным проектированием, конструированием, социальным менеджментом и т.д., востребовала формирование особого вида деятельности - отношение с общественностью/целевой аудиторией. Но данная деятельность направлена не на личность, как таковую, а на социокультурную среду (организации, институты), где воздействие на человека носит не прямой, а опосредованный характер.
Сегодня культура в целом упустила инициативу (общий концепт), в XX в. ее перехватили молодые, не обремененные старым бюрократическим опытом и ценностно-хранительским подходом индустриальные (коммерческие) структуры. Но перехватив, упустили из виду, что культурный информационный ресурс отличается от индустриального. Это отличие состоит в абсолютной неисчерпаемости и синерге-тичности (саморасширяемости) культурных информационных ресурсов. И именно это упустили из виду современные учреждения культуры. Освоив управление информацией, они не научились управлять с помощью информации (т.е. не умеют пользоваться тем, что мы в начале назвали информационным менеджментом), а это не что иное как, например, современный культурный туризм, неотъемлемой частью которого являются музеи, являющийся второй по доходности и первой по уровню инвестиций отраслью экономики. Например, Шотландия -страна со скудными природными ресурсами - в основном живет за счет своих музеев. Таким образом, посредством информационного менеджмента культура постепенно может оказаться востребованной, более того - престижной и модной. Следовательно, у нас есть возможность получить социоэкономическую формулу, по которой за культуру либо за культурный досуг люди будут готовы платить, при этом основная составляющая этой формулы, «социальный заказ», меняется на «общественную значимость».
В результате в современном социокультурном пространстве мы можем констатировать различные тенденции развития жизни человека (в соответствии с исследованием проводимым автором в 2009-2010 гг.):
1. обезличивание и формализация общественных отношений;
2. изменение социально-экономических секторов/классов и самой структуры населения как результат усиления влияния социального перепроизводства, изначально накапливавшегося в привычках потребителя, затем в образе жизни человека, потребляющего социокультурные коды нового времени, а теперь уже и в сознании/менталитете, которые в итоге стали определять быт/бытие современного человека;
3. социальное влияние агентов, а вместе с ним и контрольно-манипулятивные функции их воздействия в виде рекламы, промоушн, пропаганды, маркетинга, паблик рилейшн и паблик арт (взаимосвязь его социокультурной и экономической составляющих) как формы и сферы существования, теряют свою прежнюю актуальность;
4. обладатели различных экспертных и властных позиций (государственных, законодательных, производственно-потребительских, до-сугово-развлекательных и т.п.) до сих пор используют большие каналы коммуникации, которыми пользуются пассивные потребители, и перестают оценивать границы коммуникационно-манипулятивного воздействия, в результате чего актуализируется необходимость появления нового механизма коммуникационного воздействия;
5. возрастание роли личностного фактора и интеллектуальных функций (как организации с интенцией на стратегию развития, так и человека с интенцией на инновационность подхода построения системы организационных отношений).
В итоге, основанием для подобной типологии социокультурного пространства часто служит уровень вовлеченности членов социальной организации в различные стадии инициирования процесса принятия решения, где в фазе решения оценивается информация о потенциале, и решающее значение приобретает качество коммуникативных каналов передачи информации. При этом построение и управление системой именно проектных коммуникаций можно рассматривать как один из важнейших факторов развития современного мира, который связан со способностью к продуцированию и восприятию разного рода нововведений, что в конечном итоге может и должно быть связано с ростом качества и уровня жизни населения.
Список литературы
1. Аверкин М.Г. Построение теоретической модели исследования жизненного цикла бренда на основе семантического дифференциала // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 4 (l6). Н. Новгород, 2009.
2. Бурдье П. Вопросы социологии. Париж: Minuit, 1980.
3. Бурдье П. Социология политики. М.: SocioLogos, 1993.
4. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 1. М.: Политиздат, 1968.
5. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М.: РГГУ, 2007.
6. Роль музеев в сохранении культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма // Материалы конференции под эгидой Бюро ЮНЕСКО «Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия». М., 2006. С. 87-104.
7. Сотникова С.И. Музей в меняющемся мире (наука и практика) // Обсерватория культуры. Вып. 2, 2007 г.
8. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. СПб.: A-Cad, 1994.
9. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.
MODIFICATION CHARACTER OF COMMUNICATIVE INTERACTION (ON THE EXAMPLE OF THE MODERN MUSEUM)
M. G. Averkin
Position of a current state of a museum and museum communications in aspect «the spectator - a museum exposition» is considered. The information-communicative environment of a museum as repeater of the cultural information, on the one hand, and significant welfare institute, with another, needing change, both the technician of exhibiting, and a way of giving of the information is analyzed.
Keywords: communications, information field, museum communications, information management, communicative influence.