Научная статья на тему 'Модифицирующий характер коммуникативного взаимодействия (на примере современного музея)'

Модифицирующий характер коммуникативного взаимодействия (на примере современного музея) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
302
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЕЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATIONS / INFORMATION FIELD / MUSEUM COMMUNICATIONS / INFORMATION MANAGEMENT / COMMUNICATIVE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аверкин Михаил Геннадьевич

Рассматриваются музей как коммуникационная цель, современное положение музея и музейных коммуникаций в аспекте «зритель музейная экспозиция». Анализируются музей как средство коммуникации и информационно-коммуникативная среда музея как ретранслятора культурной информации с одной стороны, и значимого социально-культурного института с другой, нуждающегося в изменении, как техники экспонирования, так и способа подачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODIFICATION CHARACTER OF COMMUNICATIVE INTERACTION (ON THE EXAMPLE OF THE MODERN MUSEUM)

Position of a current state of a museum and museum communications in aspect «the spectator a museum exposition » is considered. The information-communicative environment of a museum as repeater of the cultural information, on the one hand, and significant welfare institute, with another, needing change, both the technician of exhibiting, and a way of giving of the information is analyzed.

Текст научной работы на тему «Модифицирующий характер коммуникативного взаимодействия (на примере современного музея)»

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 316.776.2

МОДИФИЦИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ)

© 2011 г. М.Г. Аверкин

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

pr.e@mail.ru

Поступила в редакцию 30.03.2011

Рассматриваются музей как коммуникационная цель, современное положение музея и музейных коммуникаций в аспекте «зритель - музейная экспозиция». Анализируются музей как средство коммуникации и информационно-коммуникативная среда музея как ретранслятора культурной информации с одной стороны, и значимого социально-культурного института - с другой, нуждающегося в изменении, как техники экспонирования, так и способа подачи информации.

Ключевые слова: коммуникация, информационное пространство, музейные коммуникации, информационный менеджмент, коммуникативное воздействие.

Конец двадцатого века предоставил возможность вновь заговорить об информационной революции (четвертой), идея которой перманентно дебатируется со времени изобретения письменности (так называемой первой и второй информационных революций) и печатного пресса (третьей информационной революции). Объясняется это тем, что был сделан прорыв в развитии информационных технологий, что при сохранении темпов прироста информации привело к резкому увеличению скорости передачи данных, и как следствие - к проблеме быстрого старения информационных данных. Новое содержание информационного и web-простран-ства как совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации, таких как интернет, электронная почта, телеконференции, форумы, социальные сети и т.д., создало открытую распределенную одноуровневую информационно-коммуникативную среду, которая породила принципиально новую структуру информации и, следовательно, структуру управления движением этой информации.

Обращаясь к системе терминов современных управленческих направлений, данную область управления можно определить как информационный менеджмент, в основе которого находятся, во-первых, управление информацией как

формирование и организация информационного пространства (поля) и, во-вторых, управление с помощью информации как использование созданного информационного пространства, т.е. поля, для побуждения к действию. При этом важна акцентуализация на состоянии современной коммуникативно-информационной среды, где при тенденции смещения направления взаимодействия с общества на индивида (раньше структура социально-культурного взаимодействия определялась с точки зрения общества, общностей и групп, сейчас с точки зрения индивида и его высокого уровня мобильности как человека кросс-культурного и транснационального) мы имеем новый процесс формирования слоистой структуры коммуникативно-информационного пространства - образование отчасти самостоятельно функционирующих социального пространства, культурного пространства, гуманитарного пространства и т.д. И здесь оптика социально-культурного поля смещается к рассмотрению понятий социально-культурного пространства и социально-культурной реальности.

С этой точки зрения социально-культурная реальность рассматривается как пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени, т.к. общество является системой динамической и постоянно изменяющейся. При этом социально-культурное/кросс-

культурное пространство может рассматриваться как результат изменения социальных связей. П. Бурдье понимал социальное пространство как систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию [3, 59]. П. Штомпка социальное пространство видел как сеть событий в определенный момент времени [9, 132]. В концепции дисциплинарного пространства М. Фуко способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля и определенной формы власти [8, 62]. И. Гофман, анализируя микросоциальные пространства, подразделил их на два плана: передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Возвращаясь к дуальности «управление информацией - управление с помощью информации», адаптируем эти идеи к анализу связи современного музея и досуговой культуры. Рассматривая музей как ретранслятор культурной информации, именно ретранслятор в силу актуализации на возобновлении или повторности действия, и определив функцию музея через накопление, сохранение, трансляцию культурных смыслов, имеющих высокое значение для этой культуры (эти смыслы обычно актуальны в любую эпоху, именно поэтому их сохраняют и пытаются воспроизводить с помощью музея), выявим определенную ретроспективу:

- изначально понятие «музей» обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке;

- затем, начиная с VIII в., включало в себя также здание, где располагаются экспонаты;

- в XIX в. присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях;

- в XX в., начиная с 60-х годов, началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых);

- с развитием компьютерной техники и интернета появился также виртуальный музей на CD-ROM или в Интернете.

Таким образом, большинство из существующих сегодня музеев можно классифицировать как музеи классические (предлагаю первую категориальная единицу - М.А.), сформировавшиеся в индустриальную эпоху, где еще в XIII в. публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни, переходя из культурно-гуманитарного пространства в пространство обыденное.

Определяя классический музей как государственное (чаще всего) образование, выполняющее функции по собиранию, изучению, хране-

нию и экспонированию предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также занимающееся просветительской и популяризаторской деятельностью (например, Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж и т.д.), необходимо заметить, что современная информационная эпоха оказала существенное влияние как на характер работы классического музея, так и на характер построения музейных коммуникаций. Это позволяет определить современный музей (вторая предлагаемая категориальная единица - М.А.) как музей, отличающийся от классического способом подачи информации и использующий нестандартную технику экспонирования памятников материальной и духовной культуры (например, музей чертей, музеи под открытым небом, музей желудка сома, музей человеческого варварства и свинства, музей суеверий и колдовства, музей Женевера, музей мыши, Винза-вод, наконец).

И здесь необходимо поставить вопрос об уровнях коммуникации в рамках музея, на которых осуществляется коммуникативный акт. Коммуникация, начинаясь с экспозиции музея -тематические выставки произведений искусства (исторических материалов и т.п.), представляет собой форму репрезентации культурной информации - именно на этом уровне происходит коммуникация между отдельным произведением и зрителем. Но при этом мы можем говорить и о существовании более высокого уровня, на котором происходит коммуникация. В качестве участников коммуникативного акта выступают зритель и художественный образ, который обеспечивает целостность всей экспозиции, соединяя разнородные элементы. Соответственно, от грамотного построения этого образа зависит корректное восприятие, а затем и понимание зрителем общей концепции экспозиции (по своим функциям этот образ подобен «образу-времени» в кинематографии).

Сказанное выше позволяет говорить о таком образовании как несовременный музей (третья предлагаемая категориальная единица - М.А.), использующий морально устаревшие техники подачи информации, исключительно стандартные, официально признанные методы отбора и экспонирования памятников (например, Музей Народов Востока, Городецкий краеведческий музей, Владимирский краеведческий музей и т.д.). Вышеперечисленные музеи отличаются не только по внутреннему и внешнему содержанию, но и по смыслу, который они транслируют. Классический музей, ориентируясь на стандартизированные способы подачи информации,

внедряет определённые технические новшества в методы экспонирования и отбора. Несовременный музей использует аналогичные способы подачи информации, но при этом абсолютно статичен и представляет собой чаще всего набор предметов, связанных в рамках истории, а не самостоятельную выставку. И вопрос скорее не в недостатке времени, а в недостатке средств, ведь при полном и исчерпывающем финансировании несовременные музеи могли бы исчезнуть как класс.

Современный музей, используя неординарный и оригинальный подход как в отборе, так и в методах экспонирования, в рамках одной и той же экспозиции может представлять совершенно различные объекты: живопись, графика, скульптура, инсталляция, видео-арт, реди-мейд, реже - хэппенинг или перформанс (характерный пример - выставка «Documenta» в немецком горде Касселе). Все эти объекты призваны объединить специальный образ, который в свою очередь выполняет коммуникативную функцию - обеспечение коммуникации со зрителем. Сегодня перед музеем встала задача включения своего информационного пространства в структуру современного медийного пространства с целью наиболее эффективной трансляции культурных смыслов. И затрагивая вопрос отличий классического музея и современного музея, которые во многом определяются и зависят от различной роли зрителя, можно произвести следующее разделение:

1. По качеству информации, которую они транслируют: насколько она актуальна, интересна сегодняшнему зрителю, адекватна происходящей реальности, нова не только по тематике и направленности, но и по технологиям создания;

2. По направленности информации: либо вектор направлен на описание, воссоздание истории, ситуаций, передачу значения тех или иных объектов, образов, ценностей прошлого времени (т.е. в прошлое); либо на отражение того, что происходит «сейчас», начиная от поднимаемых и отображаемых смыслов, проблем, ценностей, и заканчивая технологиями их передачи;

3. По способу трансляции этой информации. Непосредственно по самим способам подачи/представления информации зрителю: от простого показа, экспозиции - до создания глобального проекта с проработанным контекстом. Но данное деление достаточно условно.

Классический музей - информационно-коммуникативное пространство с плоскостной подачей экспонатов (условно, картинка и подпись под ней). В его экспозиции создается образ, прочтение которого является возможным

только в одном единственном ключе. Такое прочтение обеспечивает стройность, понятность и однородность экспозиции, и зритель в данном случае воспринимает информацию так, как она представлена, и от него не требуется индивидуальных интерпретаций. Например, Государственный музей истории, музей Б. Пастернака, усадьба М. Глинки, «Ясная Поляна» Л. Толстого или Нижегородский государственный художественный музей, в экспозиции которых прослеживаются классическая простота, строгая геометричность пространства и отсутствие современных форм представления материала, т.е. цель классического музея - транслировать информацию. Цель современного музея иная: хотя бы частично поменять местами отправителя и получателя информации. Зритель экспозиции современного музея выступает и как получатель информации, и как активный участник создания образа экспозиции: зритель генерирует интерпретации, выводя новый образ. При этом экспозиция такого музея изначально утверждается как неподвижная. Например, Музей Соломона Гуггенхайма, Центр современного Искусства, или центр Жоржа Помпиду в Париже, архитектура которых, дизайн, построение экспозиции подчинены созданию сложного образа, восприятие, понимание и интерпретация которого зависит от зрителя как от участника коммуникативного акта. Для Н. Новгорода примером современной экспозиции служит выставка компании «Лукойл», где через сплетение истории и жестких технологий была достигнута содержательность и концептуальная глубина.

Классический музей призван тиражировать нормы классической эстетики, выступая одним из механизмов передачи культурной информации/культурных смыслов определенной эпохи. Современный музей призван транслировать современную культуру, в этом его главная особенность, и соответственно в экспозиции использованы те формы и особенности передачи культурных кодов, которые отражают дух современности. В соответствии с этим коммуникация классического музея осуществляется в информационном поле самого музея, а вовлечение зрителя в коммуникативный акт носит периодический характер. Информационное поле современного музея способно «живо», в диалоговом режиме реагировать на вызовы времени -на происходящие в мире события, потребности общественного сознания, но при этом коммуникация музеев современного искусства характеризуется трансляцией сообщений/идей часто фрагментарных, отрывочных, эклектичных, отличающихся нестандартным способом подачи.

Получается, что образ музея должен соответствовать той культуре, которую он репрезентирует. При этом продуктивность процесса взаимодействия зрителя/субъекта и музея (т.е. во-первых, получает ли зритель необходимую и ценную культурную информацию, и во-вторых, реализует ли музей свою функцию транслятора культурной информации) зависит в значительной степени от того, насколько музей современен, при этом важна степень ориентированности музея на время, в котором он непосредственно существует. Для этого необходим механизм культурной трансляции, который является инструментом в становлении и в восстановлении общества. И здесь масс-медиа (СМИ) выступают одними из наиболее мощных проводников механизма культурной трансляции [1, 92]. По сути СМИ являются основным инструментом формирования уровня компетенции населения и уровня умения населения, где можно рассматривать несколько уровней: первый уровень - призвания или самоопределения, второй уровень - компетенции, стратегий (их построения), третий уровень - ситуации (как вы себя ведете в ситуациях).

Сейчас на первый план выходят аудиовизуальные виды искусства, отвечающие задачам, стоящим перед массовой культурой: абсолютной и повсеместной доступности широким слоям «зрителя». Это, с одной стороны, открывает неограниченные возможности для расширения аудитории, а с другой - повышает степень доходчивости искусства. Современное информационное общество предоставляет различные способы достижения культурной информации, ранее доступной лишь в музейном пространстве: электронные версии документов, научно-популярные фильмы, интернет-собрания музеев и т.д., а это может подвергнуть сомнению необходимость существования классического музея.

Музей элитарен. Например, советский музей был в некотором роде вещью в себе, призванный проводить государственную идеологию, он ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекции. По своей сути выставляемые в современном музее работы являются рефлексией творческого меньшинства (андеграунда и авангарда общества) на определенные вопросы, относительно определенных процессов. Т.е. работы, выставляемые в музеях, являются своего рода выжимкой, квинтэссенцией мысли определенного периода. Отсюда и вытекает функция музея: трансляция и отображение тех или иных норм, смыслов, ценностей через материальные объекты.

Современные СМК (масс-медиа, в том числе и СМИ), отражая текущие тенденции в политической, экономической, социальной и культурной сферах, задают динамику и нередко «ломают» временную логику событий. В настоящее время именно СМИ, в основном, формируют «обывательскую» картину мира и иерархию ценностей. И значительное влияние на поле культуры именно СМИ определяется особенностями современного информационного времени, среди которых можно отметить многоуровневую дифференциацию, которую можно трактовать как наличие потребностей и возможностей получать информацию различного профиля, разного культурного уровня. Проблема состоит в том, что на виду оказывается информация достаточно низкого культурного уровня, что и влечет за собой формирование определенного преобладающего уровня потребности в информации.

Именно СМИ и репрезентируемая ими массовая культура стали основным транслятором культурных ценностей и установок. Присваивая себе просветительскую функцию, они способствуют социализации человека, беря на себя задачи, которые, в предыдущие эпохи решались церковью мифами, ритуалами, традициями. Изначально способствуя формированию и укреплению какой-либо культурной парадигмы, масс-медиа акцентируют внимание индивида на основных культурных вертикалях (если рассматривать культуру в широком смысле), которые задают своего рода модели поведения, способствующие адекватному восприятию конкретного индивида в контексте общества, для которого упоминаемые вертикали являются доминантными в его культурном пространстве. При этом любая информация подается в определенной интерпретации, что способствует формированию различных стереотипов, и в этом случае можно говорить о манипулятивном характере масс-медиа, поскольку они формируют стереотипы культурного поведения, культурных предпочтений общества, вкусов и т.д.

Проблема современной музейной коммуникации в том, как создать и обеспечить приемлемый доступ зрителю к объектам, поэтому музейная коммуникация - это, прежде всего, способы подачи сообщений, которые закладывает и отправляет элита. Эпитет «современные» здесь относителен, т.к. в эпоху Возрождения такими сообщениями были станковые картины с применением обратной перспективы и светскими сюжетами, в начале 20 века - картины модернистов и т.п., сейчас - это инсталляции, медийные и интерактивные средства.

Отметим две проблемы. Во-первых, массовое восприятие культуры. Массовая культура создает произведения, механизм трансляции которых совершенно иной: не столь важно, где, когда и кем что-то создано, для потребителя массовой культуры важно получить информацию о предмете/событии и некий симулякр знания о нем, так как человек массы привык получать информацию посредством СМИ, не задумываясь о том, какова ее интерпретация, объем, достоверность и точность. Такому зрителю вряд ли нужен музей, т.к. подобное восприятие часто переносится и на произведения элитарной культуры, и на культуру прошлых веков. Во-вторых, несоответствие многих музеев времени, что затрагивает вопрос востребованности или невостребованности музея.

И выход здесь видится скорее не в «омассов-лении» музея, которое сейчас имеет место, а в разумном осовременивании музея и музейной коммуникации - применение новых технологий, оснащения, мобильных экспозиций, интернет-коллекций и т.д. Но осуществлять вмешательство следует осторожно, учитывая сформировавшиеся веками традиции и общественное восприятие данного культурного института. К требованиям музейной коммуникации в рамках современного информационного общества можно отнести:

- наличие у музея определенной ниши в информационном пространстве (т.е. в качестве приоритета наряду с накоплением, сохранением и трансляцией культурных ценностей выходит и работа со «зрителем»);

- современные формы взаимодействия музея и посетителя - актуальные и соотносящиеся с уровнем развития общества, отвечающие как запросам зрителя, так и согласующиеся со смысловой, ценностной стороной произведения (т.е. положительно влияющие на создание образа);

- экспонирование предметов - более интересное и качественное, «подвижное»: постоянно разрабатываемые новые выставки, новые способы подачи информации;

- технологии создания экспозиции - более целостные и контекстные, на основе программ, рассчитанных на разные группы «зрителей» в зависимости от возраста или уровня подготовки к восприятию информации;

- определенная доступность фондов для дистанционного ознакомления и работы (создание интернет-каталога или виртуального филиала как, например, у Русского музея);

- позиционирование себя в культурном пространстве (города, страны, мира), т.е. быть и известным, и актуальным, и не только для людей, которые включены в это пространство.

Музей как институт культуры делает нужным и востребованным именно концепция. Но при этом нельзя забывать, что на характер деятельности музея оказывает влияние современный социальный заказ. Современные музеи превращаются из обычного просветительского учреждения в особую систему производства культурных ценностей, т.е. из системы, интегрирующейся в культурно-историческую среду, он переходит в систему, ее формирующую, а это переход от пассивного отражения действительности к активному ее формированию.

Сегодня мы наблюдаем культурный кризис, вызванный падением культуры современного информационного времени. Информация теснейшим образом связана с культурой. Более того, эти два явления являются родственными. Так, информация передается посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования. Культура, в свою очередь, развивается под воздействием средств информации (языка, обмена знаниями, СМИ, межличностного общения и т.д.). Информация выступает механизмом культуры, посредством которого транслируется какое-либо содержание. Не случайно главное в информации - скорость ее передачи и методы подачи. Именно информация стремится сделать создаваемые знания достоянием всего человечества. Решение глобальных проблем в значительной степени зависит от умелого и точного использования информации, ориентированной не только на удовлетворение бытовых потребностей людей, но главное, на их интеллектуальное развитие.

Проблемы взаимодействия информации и культуры, бесспорно, относятся к числу вечных проблем, сложность которых меняется в зависимости от уровня цивилизации, в которой формируется определенная культура. К. Маркс полагал, что «индивиды не смогут подчинить себе общественные связи, пока они эти связи не создали» [4, 79]. Таким образом, способ создания и воспроизводства социальных связей и есть культура социума, следовательно, только в таких условиях личность может быть в полной мере свободной. Культура, пришедшая в XX в. на смену культуре Нового времени, большей частью имеет индустриальную и/или политическую направленность, при этом в общем культурном потоке возникает и новая направленность - социальная. Это не только один из современных трендов. Социальная культура - это принципиально новый вид культуры, суть которой состоит в том, что отношения и связи между людьми создаются сознательно и в соответствии с общественной природой человека.

По своему содержанию и структуре социальная культура есть упорядоченная совокупность социальных институтов, организаций, правил и норм. И здесь социальная сфера жизни становится доминирующей. Как только в определенных исторических условиях способ действия и воспроизводства социальных институтов дает сбой, возникают социальные проблемы, т.е. общество дифференцируется на тех, кто «живет уже социальной жизнью» [4, 152], и тех, кто оказался за границами социальной культуры. Освобождаясь от религиозной, политической и экономической оболочки, социальная область культуры для своего воспроизводства, наряду с существующими социальным проектированием, конструированием, социальным менеджментом и т.д., востребовала формирование особого вида деятельности - отношение с общественностью/целевой аудиторией. Но данная деятельность направлена не на личность, как таковую, а на социокультурную среду (организации, институты), где воздействие на человека носит не прямой, а опосредованный характер.

Сегодня культура в целом упустила инициативу (общий концепт), в XX в. ее перехватили молодые, не обремененные старым бюрократическим опытом и ценностно-хранительским подходом индустриальные (коммерческие) структуры. Но перехватив, упустили из виду, что культурный информационный ресурс отличается от индустриального. Это отличие состоит в абсолютной неисчерпаемости и синерге-тичности (саморасширяемости) культурных информационных ресурсов. И именно это упустили из виду современные учреждения культуры. Освоив управление информацией, они не научились управлять с помощью информации (т.е. не умеют пользоваться тем, что мы в начале назвали информационным менеджментом), а это не что иное как, например, современный культурный туризм, неотъемлемой частью которого являются музеи, являющийся второй по доходности и первой по уровню инвестиций отраслью экономики. Например, Шотландия -страна со скудными природными ресурсами - в основном живет за счет своих музеев. Таким образом, посредством информационного менеджмента культура постепенно может оказаться востребованной, более того - престижной и модной. Следовательно, у нас есть возможность получить социоэкономическую формулу, по которой за культуру либо за культурный досуг люди будут готовы платить, при этом основная составляющая этой формулы, «социальный заказ», меняется на «общественную значимость».

В результате в современном социокультурном пространстве мы можем констатировать различные тенденции развития жизни человека (в соответствии с исследованием проводимым автором в 2009-2010 гг.):

1. обезличивание и формализация общественных отношений;

2. изменение социально-экономических секторов/классов и самой структуры населения как результат усиления влияния социального перепроизводства, изначально накапливавшегося в привычках потребителя, затем в образе жизни человека, потребляющего социокультурные коды нового времени, а теперь уже и в сознании/менталитете, которые в итоге стали определять быт/бытие современного человека;

3. социальное влияние агентов, а вместе с ним и контрольно-манипулятивные функции их воздействия в виде рекламы, промоушн, пропаганды, маркетинга, паблик рилейшн и паблик арт (взаимосвязь его социокультурной и экономической составляющих) как формы и сферы существования, теряют свою прежнюю актуальность;

4. обладатели различных экспертных и властных позиций (государственных, законодательных, производственно-потребительских, до-сугово-развлекательных и т.п.) до сих пор используют большие каналы коммуникации, которыми пользуются пассивные потребители, и перестают оценивать границы коммуникационно-манипулятивного воздействия, в результате чего актуализируется необходимость появления нового механизма коммуникационного воздействия;

5. возрастание роли личностного фактора и интеллектуальных функций (как организации с интенцией на стратегию развития, так и человека с интенцией на инновационность подхода построения системы организационных отношений).

В итоге, основанием для подобной типологии социокультурного пространства часто служит уровень вовлеченности членов социальной организации в различные стадии инициирования процесса принятия решения, где в фазе решения оценивается информация о потенциале, и решающее значение приобретает качество коммуникативных каналов передачи информации. При этом построение и управление системой именно проектных коммуникаций можно рассматривать как один из важнейших факторов развития современного мира, который связан со способностью к продуцированию и восприятию разного рода нововведений, что в конечном итоге может и должно быть связано с ростом качества и уровня жизни населения.

Список литературы

1. Аверкин М.Г. Построение теоретической модели исследования жизненного цикла бренда на основе семантического дифференциала // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 4 (l6). Н. Новгород, 2009.

2. Бурдье П. Вопросы социологии. Париж: Minuit, 1980.

3. Бурдье П. Социология политики. М.: SocioLogos, 1993.

4. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 1. М.: Политиздат, 1968.

5. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М.: РГГУ, 2007.

6. Роль музеев в сохранении культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма // Материалы конференции под эгидой Бюро ЮНЕСКО «Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия». М., 2006. С. 87-104.

7. Сотникова С.И. Музей в меняющемся мире (наука и практика) // Обсерватория культуры. Вып. 2, 2007 г.

8. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. СПб.: A-Cad, 1994.

9. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.

MODIFICATION CHARACTER OF COMMUNICATIVE INTERACTION (ON THE EXAMPLE OF THE MODERN MUSEUM)

M. G. Averkin

Position of a current state of a museum and museum communications in aspect «the spectator - a museum exposition» is considered. The information-communicative environment of a museum as repeater of the cultural information, on the one hand, and significant welfare institute, with another, needing change, both the technician of exhibiting, and a way of giving of the information is analyzed.

Keywords: communications, information field, museum communications, information management, communicative influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.