Научная статья на тему 'Модифицированное вяжущее для шероховатых тонкослойных покрытий'

Модифицированное вяжущее для шероховатых тонкослойных покрытий Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
232
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
резиновый термоэластопласт ртэп / битумы / шероховатые тонкослойные покрытия
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Илиополов С. К., Балабанов О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The result of the research of the influence of the developed in the DorTrans Research Institute polymer-reinforcing additive (mechanical rubber oxirane polymer) on the properties of the bituminous binder used in mixes for rough thin-layer pavements have been presented. The increase in tensile strength, brittleness temperature, plasticity range, elasticity and the improvement of other properties have been observed

Текст научной работы на тему «Модифицированное вяжущее для шероховатых тонкослойных покрытий»

УДК 625.85

МОДИФИЦИРОВАННОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ШЕРОХОВАТЫХ ТОНКОСЛОЙНЫХ ПОКРЫТИЙ

С.К. Илиополов, профессор, д.т.н., директор, ДорТрансНИИ РГСУ, О.А. Балабанов, начальник службы лаб. контроля, «Кубаньдорблагоустройство»

Аннотация. Представлены исследования влияния разработанной в ДорТрансНИИ полимерно-армирующей добавки РТЭП на свойства битумного вяжущего, используемого для приготовления смесей для шероховатых тонкослойных покрытий (ШТП). Показано повышение растяжимости, температуры хрупкости, интервала пластичности, эластичности и других свойств вяжущего.

Ключевые слова: резиновый термоэластопласт РТЭП, битумы, шероховатые тонкослойные покрытия.

Вступ

В России и за рубежом в практике дорожного строительства в последнее время широкое распространение получают технологии устройства дорожных покрытий с шероховатой поверхностью. Такие слои играют роль защитного укрепляющего слоя, слоя износа, гидроизоляции, слоя с повышенным коэффициентом сцепления. Они должны обеспечивать повышенную безопасность и комфортность движения, требуемую скорость, простоту содержания и долговечность дорожных покрытий.

Цель и постановка задачи

Одним из эффективных технических решений устройства подобных дорожных покрытий с шероховатой поверхностью является технология устройства шероховатых тонкослойных покрытий (ШТП) из горячих литых асфальтобетонных смесей, предложенная фирмой «Кубаньблаго-устройство» (СТО 218.5.001-2005). Смеси для ШТП приготавливают смешением в смесительных установках периодического действия в нагретом состоянии щебня из гравия или материалов дробления горных пород, минерального порошка и нефтяного битума, взятых в определенных соотношениях. Составы смесей отличаются нетрадиционным содержанием минерального порошка и битума (20-27%). Смесь перемешивается более продолжительное время, чем обычные асфальтобетонные смеси. Вначале перемешиваются минеральные материалы насухо, а затем с битумом (с общим временем перемешивания 4060 с). Выгружается готовая смесь без использования накопителя готовой продукции в транспортное средство при температуре 180-210 °С.

Немаловажная роль в устройстве покрытий с применением смесей для ШТП принадлежит вяжущим материалам. Однако качество дорожных битумов, выпускаемых нефтеперерабатывающими заводами, не обеспечивает дорожную отрасль надежными дорожно-строительными материалами и для улучшения свойств вяжущих в ряде случаев используются различные модифицирующие добавки [1]. С помощью модификаторов представляется возможным использовать вяжущее для шероховатых тонкослойных покрытий с широким диапазоном свойств. Предпочтительны смеси с модифицированным битумом для дорог с высокой интенсивностью движения (1000-1200 авт/сут). При этом целесообразно применять различные армирующие свободные или гранулированные добавки из целлюлозных, резиновых и т.п. волокон, которые в необходимом количестве подаются в асфальтосмеситель. В ряде случаев, в качестве стабилизирующих добавок в смесях используют полимерные модификаторы вводимые в битум.

В настоящем сообщении с целью повышения качества ШТП рассмотрен вопрос использования в составе битумного вяжущего полимерно-армирующей добавки РТЭП (резинового термоэ-ластопласта).

РТЭП представляет собой гранулы темного цвета неправильной сфероидной формы, диаметром около 3 мм. Представлен РТЭП резино-поли-мерным материалом, битумным вяжущим и антиоксидантами. Модификатор обладает повышенной износо- и морозостойкостью, растворяется в углеводородах, битуме, хлороформе, четыреххлористом углероде и т. п. Вредных веществ не содержит. РТЭП удовлетворяет требованиям, из-

ложенным в ТУ 5718.001. 79259416-06 «Термоэ-ластопласт резиновый «РТЭП».

Результаты исследований

Результаты проведенных нами исследований по изучению влияния модификатора РТЭП и количественного его содержания на свойства битумного вяжущего приведены в табл. 1. Добавка вводилась в битум марки БНД 60/90 при температуре 160°С и перемешивалась в течение 15 мин в лабораторной мешалке. Условия приготовления модифицированного вяжущего выбраны как наиболее приближенные к реальным возможностям применения этой технологии на большинстве АБЗ.

Как следует из данных таблицы, полученное модифицированное добавкой РТЭП, вяжущее характеризуется пониженными пенетрацией и растяжимостью при 25°С и 0°С. Оно становится более вязким, значительно уменьшается растяжимость битума от 83 0,1 мм (контрольный образец) до 16-20 0,1 мм в вяжущем содержащим РТЭП в количестве 4-5%, и далее понижается до 8 см при 8 % РТЭП. Однако эти значения дуктильности можно считать вполне приемлемыми. В ряде работ [2, 3] отмечается, что большие значения растяжимости указывают лишь на однородность материала, приводя в некоторых случаях к низкой сдвигоустойчивости покрытий при нормальных температурах. Видимо, по этой причине в стан-

дартах многих стран этот показатель не нормируется. Авторы работы [3] считают, что минимально требуемая величина растяжимости вяжущего при 25°С должна составлять не менее 8 см. Наиболее оптимальными свойствами, по данным исследования, следует, видимо, считать вяжущее с содержанием РТЭП в количестве 4-5% (для каждого битума процент добавки подбирается опытным путем). К числу положительных изменений свойств модифицированного вяжущего, следует отнести заметное повышение на 9-12°С температуры размягчения при содержании РТЭП в количестве 4-5% и на 17°С при 8%. Наблюдается понижение температуры хрупкости на 2-3°С. Заметно увеличивается на 12-14°С и более интервал пластичности вяжущего. Вяжущее приобретает такое полезное свойство как эластичность благодаря наличию в РТЭПе термоэластопласта. Свойство эластичности вяжущего, как отмечается в работах В.А. Золотарева [4], благоприятно сказывается на циклической усталости асфальто-полимербетонов при умеренных и низких температурах.

Улучшение свойств битумного вяжущего с добавками РТЭП можно, видимо, объяснить образованием новой упрочненной дисперсно-армированной структуры резинополимерного вяжущего. При введении в битум гранул РТЭП при 160 °С

Т аблица 1 Физико-механические показатели битума БНД 60/90, модифицированного полимерно-

армирующей добавкой РТЭП

Содержание РТЭП в вяжущем, % Физико-механические показатели вяжущих

Глубина проникания иглы, 0,1 мм при: Рас- тяжи- мость, см, при 25°С Эла- стич- ность, % Температура, 0°С Сцепление с каменными материалами кислых пород по пятибалльной системе Интервал пластично-сти Изменение температуры размягчения после прогрева, 0°С

25°С 0°С размягчения по кольцу и шару хруп- кости

Требования ГОСТ 2224590 к битуму БНД 60/90 61 -90 не менее 20 не менее 55 не нор-миру-ется не менее 47 не выше -15 не нормируется не нормируется не более 5

0 77 26 83 - 50 -19 2 69 5

2 69 23 35 50 56 -23 2 79 5

3 67 23 26 50 58 -22 3 80 4

4 64 22 20 50 59 -22 3 81 4

5 60 21 16 52 62 -21 3 83 4

6 57 18 14 54 64 -20 3 84 4

8 52 16 9 52 67 -18 3 85 4

и энергичном перемешивании полимерная составляющая добавки почти полностью растворяется и образует с высокомолекулярными соединениями битума полимерно-битумное вяжущее (ПБВ). Присутствующие же в добавке минимально поверхностно деструктированные и частично растворенные каучуковые частицы резины, находясь во взвешенном состоянии в образовавшемся ПБВ, создают с ним объемную сетчатую структуру. Более крупные не расплавившиеся резинокаучуковые фрагменты гранул РТЭП в дальнейшем при объединении ПБВ с минеральным материалом будут дисперсно армировать систему, способствуя образованию устойчивого стабильного, высокопрочного композионного строительного материала.

Выводы

Следует отметить, что для достижения эффективной работы добавки РТЭП в составе асфальтобетонной смеси требуется обеспечить ее хорошее перемешивание с битумом и гомогенизацию смеси. Однако, на битумных базах, как правило, специальное перемешивающее оборудование отсутствует, установка насосов-смесителей для многих битумных баз в настоящий момент тоже технологически затруднена. Поэтому нами предложен более простой способ модификации асфальтобетонов путем введения добавки РТЭП в предварительно разогретую смесь каменных материалов

до подачи минерального порошка и битума. Верхний защитный слой покрытия дороги, устроенный из смесей для ШТП с использованием гранулированной резино-полимерной добавки РТЭП, обладает повышенным коэффициентом сцепления с колесом автомобиля и пониженным уровнем шума.

Полученная смесь для ШТП отличается легкостью укладки, хорошей способностью к уплотнению по сравнению со смесями с использованием вяжущего без модификатора.

Литература

1. Худякова Т. Загадки российского битума, или в

поисках истины. // Автомобильные дороги. - 2005. - №12.

2. Руденский А.В. Дорожные асфальтобетонные

покрытия. - М.: Транспорт, 1992. - 256 с.

3. Руденский А.В., Смирнов Н. Для всех клима-

тических зон. // Дороги России XXI века. -2002. - №3.

4. Золотарев В.А. О показателях качества битумов,

модифицированных полимерами // Зб. наук. статей. - К. - 2006. - Вып. 5. - С. 200 - 221.

Рецензент: В.А. Золотарев, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 6 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.