Научная статья на тему 'МОДИФИКАЦИЯ ЖАНРОВОЙ ФОРМЫ «БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

МОДИФИКАЦИЯ ЖАНРОВОЙ ФОРМЫ «БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / ОБЪЕКТИВНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ / ПРИШВИНОВЕДЕНИЕ / СТРУКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шевлякова Любовь Реональдовна, Харитонова Лариса Михайловна, Жадько Наталья Николаевна

В статье исследуются особенности редакций книг и журналов А.Н. Варламова биографического описания "Пришвин". Биография М.М. Пришвина - первая из серии портретов писателей, созданных писателем и филологом А.Н. Варламовым из серии ЖЗЛ. Объективность рассказа о М.М. Пришвине достигается тем, что он основан на документальных свидетельствах: воспоминаниях современников и, в частности, дневниках, которые писатель вел на протяжении всей жизни .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДИФИКАЦИЯ ЖАНРОВОЙ ФОРМЫ «БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОДИФИКАЦИЯ ЖАНРОВОЙ ФОРМЫ «БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Шевлякова Л.Р.1, Харитонова Л.М.2, Жадько Н.Н.3

'Шевлякова Любовь Реональдовна - кандидат филологических наук, доцент;

2Харитонова Лариса Михайловна - кандидат филологических наук, доцент;

3Жадько Наталья Николаевна — магистрант, кафедра русского языка и литературы, филологический факультет, Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье исследуются особенности редакций книг и журналов А.Н. Варламова биографического описания "Пришвин". Биография М.М. Пришвина - первая из серии портретов писателей, созданных писателем и филологом А.Н. Варламовым из серии ЖЗЛ. Объективность рассказа о М.М. Пришвине достигается тем, что он основан на документальных свидетельствах: воспоминаниях современников и, в частности, дневниках, которые писатель вел на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: биография писателя, творческий метод, объективное повествование, пришвиноведение, структура, композиция, жизнетворчество, дневник писателя.

Герой рассказа представлен на фоне эпохи глазами людей, любивших и ненавидящих его, что позволяет читателю лучше понять его творчество и мотивы, побудившие его к определенным действиям. В своей писательской деятельности Варламов определяет ряд вопросов, которые он последовательно задаст в других книгах о писателях: писатель и власть, писатель и свобода творчества.

Сравнение двух изданий биографии Пришвина представляет интерес именно с точки зрения изучения творческого метода Алексея Варламова. По сравнению с предыдущим журналом, редакцией исследования, А.Н. Варламов значительно изменил версию книги, что не всегда может быть объяснено сокращением текста, необходимым для формата журнала.

Рецензии к первому изданию «Пришвина» А.Н. Варламова неизменно показывают, что перед нами «первая подробная биография Пришвина». Для Пришвина, по словам автора книги, «он написал много замечательных русских и советских поэтов и прозаиков и получил высокую оценку критиков». До биографического исследования, созданного самим А.Н. Варламовым, исследования по этой теме - за исключением, быть может, книги В.Я. Курбатова «Пришвин», были исчерпаны разрозненными краткими биографическими данными о члене Императорского географического общества в монархической России,о советском человеке и знатоке литературы. Более того, все это время в сознании многих читателей М. Пришвин оставался писателем-натуралистом и даже детским писателем.

В книге А. Варламова «Пришвин», представлен как классик русской литературы, который играет огромную роль в сохранении традиций, основанных на сохранении, и их бережном переносе на новый уровень, не соотносимый с классической литературой.

Биография Пришвина - первая из серии книг о писателях из цикла ЖЗЛ под редакцией А.Н. Варламова. Важно рассмотреть, как внедрена методика автора биографий писателей, которая была разработана и апробирована при написании следующих книг - метод объективного изображения, основанный на глубоких знаниях и широко используемый для разных точек зрения. Точность во всем - от простых разговоров, легенд и анекдотов до записей в дневниках и других официальных документах. Читателям не показывают конкретную позицию и точку зрения, но предлагают и направляют их мысли. Читая и анализируя биографию от Варламова, мы понимаем, что автор скрыт и появляется только для коротких комментариев или оценок.

Объективность биографии о М.М. Пришвине представлена с опорой на документальные свидетельства: воспоминания современников и особенно личные дневники, которые он писал на протяжении всей своей жизни, начиная с 1905 года и которые Алексей Варламов именует «Великий Дневник». Многие исследователи обратили внимание на то, что Варламов активно использовал дневники Пришвина, в частности об этом факте упоминается в работе О. Денисова «Метафизика любви в дневниках М.М. Пришвина».

В 1989 году Журнал «Октябрь» стал первым изданием, в котором публиковались ранее не известные дневники М.М. Пришвина, во времена «гласности» и отмены цензуры. В связи с этим

понятен интерес редколлегии, который предложил Алексею Варламову опубликовать биографию Пришвина на странице своего журнала. Во многих несоответствиях между ранней версией журнальной биографии и более поздним выпуском книги-биографии выявляются технические причины и требования к формату журнала. В то время характер сокращений и структурно-композиционных изменений, вписанных в текст о Пришвине, позволяет рассматривать его неполный вариант канонического издания «Молодой Гвардии». Во время анализа данного текста видна финальная версия книжной биографии, известной широкой читательская публике.

В изданной версии журнала А. Н. Варламов, учитывая форму публикации и специфику читательского восприятия формата журнального текста, достигает четкости выведения основных характеристик творческого портрета М. М. Пришвина. Например, в самом начале главы «Вступление к теме», открывающей начало биографического описания, Алексей Варламов цитирует высказывание К.Г. Паустовского, передавая самую суть творчества М.М. Пришвина: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина».

Название журнального варианта и издание книжного издания «Пришвина» сильно отличаются друг от друга. Название первой части в книжной версии - «Гений жизни», в журнале - «Испорченный пан». Журнальный вариант очень близок и повествует о конкретных литературных и биографических аспектах жизни и творчества М.М. Пришвина. Все биографические факты, на которые опирается А.Варламов, были зафиксирован в «Дневнике писателя», на что обратил внимание А.Н. Варламов: «Второй день Пасхи. Читаю Бунина - малокровный дворянский сын, а про себя думаю: я потомок радостного лавочника (испорченный пан)».

Одновременно с данной интерпретацией этого мы полагаем, что это умышленное употребление слова «пан». В контексте представленных текстов этому обозначению придается особый смысл, несерьезность, неясность, размытость. Здесь можно сконцентрировать внимание на прохождению через всю книгу красной нитью двух разных ориентиров - сравнение писателей - И.А. Бунина и М.М. Пришвина. Такое средство изображения помогает автору биографии Пришвина емко и контрастно обозначить позицию писателя по многим историческим, политическим и творческим вопросам.

Три главы, которых нет в журнале, но присутствуют в книге, - это «Юность», «Первая любовь», «Конец света», из которых можно сразу сделать предварительные выводы, чтобы сместить акцент повествования на окончательное издание в более тонкую плоскость творчества М.М. Пришвина. В этом прослеживается установка А.Н. Варламова - причастность героя, попытка до конца разобраться в творении его жизни.

Варламов не только писатель, но и филолог и исследователь, диссертация которого посвящена именно творчеству Пришвина, много места в жизнеописании уделяет анализу литературных произведений его персонажа, часто в ущерб изображению некоторых биографических событий. Как исследователь, А.Н. Варламов в первую очередь заинтересован в создании жизнедеятельности главного героя, то есть во многом отражается его «поведенческая стратегия» в его творчестве. Как биограф он напрямую зависит от фактов.

Сделаем некоторые выводы о структурных и повествовательных особенностях двух изданий первой книги А.Н. Варламова, написанной им для серии «ЖЗЛ». С точки зрения так называемых технических инструментов «Пришвин» А.Н. Варламова, она достоверна и завершена по сравнению с «публицистической» книгой.

Список литературы

1. Бунин И.А. Окаянные дни / И.А. Бунин. М.: Советский писатель, 1990. 128 с.

2. Варламов А. Михаил Пришвин: биография / А. Варламов. М.: Эксмо, 2010. 672 с.

3. Варламов А.Н. Пришвин / А.Н. Варламов. М.: Молодая гвардия, 2008. 548 с.

4. Варламов А.Н. Пришвин, или Гений жизни. Биографическое повествование / А.Н. Варламов // Октябрь, 2002. № 1-2.

5. Денисова О.Н. Метафизика любви в дневниках М. Пришвина / О.Н. Денисова // Вестник Ленинградского педагогического университета им. A.C. Пушкина. СПб, 2014. Т. 1. Филология. №2. С. 60-66.

6. ПришвинМ.М. Дневник. Т. 4. 1923-1925 / М.М. Пришвин. М.: Русская книга, 1999. С. 68.

7. Худенко Е.А. Жизнетворчество как метатекст: Мандельштам - Зощенко - Пришвин (30-40-е гг.) / Е.А. Худенко. Барнаул: Изд-во Алтайской государственной педакадемии, 2011. 165 с.

8. Юрченко Л.Н. Дневник как жанровая форма у И.А. Бунина. М.М. Пришвина / Н. Юрченко // Михаил Пришвин: диалоги с эпохой. Елец: Елецкий гос. ун-т, 2008. С. 80-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.