Научная статья на тему 'Модификация культурных векторов архитектурного пространства при изменении фрейма ситуации'

Модификация культурных векторов архитектурного пространства при изменении фрейма ситуации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурное пространство / культурные векторы / текучая современность / управление духовностью / амбивалентность / тензометрическая система / ритуальные мероприятия / пенитенциарные объекты / architectural space / cultural vectors / fluid modernity / spirituality management / ambivalence / tens metric system / ritual events / penitentiary facilities

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Н.А. Сапрыкина

В статье рассматриваются особенности формирования архитектурного пространства в процессе изменения культурных векторов, что проявляется в условиях современной действительности. Отмечается, что в этих условиях происходит появление новых объектов или трансформация существующих в различных областях деятельности. Выявлены некоторые проявления данной тенденции: концепция «текучая современность», концепция логистического управления духовностью, эволюция взгляда на организацию ритуальных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modification of the cultural vectors of the architectural space at changes the frame of situation

The peculiarities of the formation of architectural space in the process of changing cultural vectors, manifested in the conditions of modern changing reality, are considered. It had noted that in these conditions there is the emergence of new facilities or transformation of existing in different areas of activity. Some manifestations of this trend were revealed: the concept of "fluid modernity", the concept of logistics management of spirituality, the evolution of the view on the organization of ritual events.

Текст научной работы на тему «Модификация культурных векторов архитектурного пространства при изменении фрейма ситуации»

Н.А. Сапрыкина DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0096

N.A. Saprykina

Модификация культурных векторов архитектурного пространства при изменении фрейма ситуации

Modification of the cultural vectors of the architectural space at changes the frame of situation

Ключевые слова: архитектурное пространство, культурные векторы, текучая современность, управление духовностью, амбивалентность, тензометрическая система, ритуальные мероприятия, пенитенциарные объекты Keywords: architectural space, cultural vectors, fluid modernity, spirituality management, ambivalence, tens metric system, ritual events, penitentiary facilities

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования архитектурного пространства в процессе изменения культурных векторов, что проявляется в условиях современной действительности. Отмечается, что в этих условиях происходит появление новых объектов или трансформация существующих в различных областях деятельности. Выявлены некоторые проявления данной тенденции: концепция «текучая современность», концепция логистического управления духовностью, эволюция взгляда на организацию ритуальных мероприятий. Abstract: The peculiarities of the formation of architectural space in the process of changing cultural vectors, manifested in the conditions of modern changing reality, are considered. It had noted that in these conditions there is the emergence of new facilities or transformation of existing in different areas of activity. Some manifestations of this trend were revealed: the concept of "fluid modernity", the concept of logistics management of spirituality, the evolution of the view on the organization of ritual events.

Во многих сторонах жизни общества в связи с изменением культурных векторов происходит появление новых объектов или трансформация существующих. Решение проблем в сегодняшней архитектурной деятельности требует сокращения разрыва между гуманитарным и естественнонаучным знанием, расширения исследования областей, поддающихся формализации и изучению эмерджентных свойств архитектуры. Это происходит на фоне смены основ миропонимания, изменений в философском мировоззрении общества и, в результате, формирования нового знания путем его трансформации из отдельных самостоятельных наук в междисциплинарную науку. Под эмерджентностью понимаются свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему [1]. Использование принципа эмерджентности позволяет определить у объекта исследования некие особенные свойства, выяснить их источник и понять их генезис.

Архитектурное и градостроительное проектирование сегодня входят в операционное поле настолько сложной сферы деятельности, что необходимо использовать методологические достижения других наук. Это позволяет раскрыть новые возможности разработки методики моделирования, организации и развития среды жизнедеятельности, а также проектирования архитектурных объектов в условиях изменяющейся действительности. В данном случае актуально получение совершенно иных свойств системы формирования архитектурного пространства в процессе изменения культурных векторов, проявленных в следующих концепциях.

Формирование концепции «текучей современности»

Идею «текучей современности» ввел социолог Зиг-мунт Бауман, который описал ее характеристики как «растущее чувство неопределенности и приватизацию амбивалентности». Согласно этой концепции, «кочевничество становится общей чертой "текучего совре-

менного" человека, когда он течет по своей собственной жизни, как турист, меняет места, работу, супругов, ценности и иногда больше - например, политическую или сексуальную ориентацию - исключая себя из традиционных сетей поддержки, а также освобождая себя от ограничений или требований, которые эти сети налагают. <...> Между тем, архитекторы в эту эпоху должны перестать быть инструментами для капиталов и использовать архитектуру в качестве укрытия или бастиона для затвердевания против текучести». Это своего рода хаотическое продолжение современности, когда человек может плавно переходить от одного социального положения к другому.

Примером может служить проект Город Cog-Polis (Хэ Цзяньцао) для формирования жидкой современности (Китай), 2018 г. По мнению З. Баумана, такой город считается прямым «поляризованным обоснованием ликвидного общества современности, а не кажущимся апокалипсисом или механической панк-манией». Автор пытается раскрыть «метаморфозу общества после окончательной реформы разделяющей экономики и перераспределения собственности. Используя механизм переключения передач и алгоритмы оптимального решения, жители этого города винтиков живут динамичной жизнью с постоянно меняющимся фоном, компанией и деятельностью. Они могут дрейфовать по этому жизненному циклу кочевников бесцельно или могут строго упорядочить каждую деталь своего графика с помощью ИИ... Именно текучесть освобождает затвердевающую пустоту и мультиплексирует активное пространство для людей», которое укажет на некоторые подходы к решению социальных и экологических проблем во всем мире [3].

Концепция логистического управления духовностью

При создании теории, обеспечивающей преемственный переход от традиционных подходов к новым, стоят задачи разработки концепций, предусматривающих формально-системные трактовки действия архитектур-

ных механизмов. Такие процессы должны находить свое отражение в содержании предмета архитектурной и градостроительной деятельности, что тесно связано с конструированием все более сложных по своей структурной организации пространственных объектов, составляющих искусственную среду обитания [5].

В настоящее время долину Мина как духовный объект мусульманской религии, расположенный в Мекке, можно считать местом одного из крупнейших когда-либо организованных собраний людей. Посещение святых мест, несомненно, увеличится в последующие годы благодаря развитию воздушного транспорта. Паломники временно проживают в течение нескольких дней в палатках на матрасах, лежащих на земле. Этот тип временного жилья нельзя считать постоянным, так как палатки заняты всего три дня в году. Кроме того, из африканских регионов более миллиона овец отправляются для того, чтобы быть принесенными в жертву, что разрушительно воздействует на ландшафт.

В связи с этим целью концепции преобразования территории Хаджа Mecca Mina Mouton (авторы Lucas Stein, Théophile Péju, Pierre-Loup Pivoin, Raphael Saillard, Bernard Touzet, 2018) является ее превращение «в устойчивый и обитаемый ландшафт». Это позволит обеспечить естественную почву для овцеводства в течение оставшейся части года. «Основная проектная ориентация заключается в интеграции процесса в реальную топографию живого ландшафта, способного управлять потоком. Эта концепция материализуется применением легкой мегаструктурой тенсегрити, имеющей форму куполов в виде холмов. Такая морфология позволяет освободить почву и избежать любой формы заторов... Купола служат двойной цели между структурными возможностями и управлением потоками. Таким образом, их дизайн вдохновлен естественным филлотаксисом, предлагающим паломникам циркуляцию по пешеходным дорожкам, следуя кратчайшим путем к ним. <...> Палатки и легкая каркасная структура хранятся под пандусами. В результате купола визуально интегрируются в ландшафт, а сохраненная естественная почва позволяет овцеводству вернуться к логике пастушеского кочевничества» [5].

Эволюция взгляда на организацию ритуальных мероприятий

Эта концепция связана с новым отношением к формированию кладбища как места, где умерший обретает покой после жизни. По предлагаемым концепциям, последнее пристанище усопшего не означает «бессмысленный сон» под землей, но место, где он может перевоплотиться и возвратиться в природу уже в другой форме жизни. В буддийской культуре есть понятие, называемое «реинкарнацией», в котором считается, что смерть на самом деле является началом нового воплощения. Это не только обновление жизни и вечности духа, но и новая отправная точка легенды, так как каждый смертный, в конце концов, умирает.

Исходя из этого, в проекте буддийского небоскреба-кладбища The Reincarnation (авторы Qi Long Wu, Wu

Hong Fang, Hui Fang Duan, Chenhui Bao; Китай, 2018) выдвигается идея использования останков мертвых для восхождения семян растений. Это символизирует процесс реинкарнации в прорастающем и растущем семени. Небольшие растения путем обработки могут также стать напоминанием для живых людей об ушедших, которые будут чувствовать, что покойный все еще среди них. Авторы идеи считают, что архитектурное пространство кладбища, выполненного в виде вертикального объема, может быть не только холодной надгробной плитой, - оно может стать мостом между живым и мертвым, что позволяет жизненной ценности мертвых продолжать существовать и создает духовный диалог между этими двумя возможными субстанциями [6].

Другая концепция решения проблемы захоронения умерших связана с ростом населения городов и глобальным ускорением его старения. При этом города с высокой плотностью населения сталкиваются с проблемами уменьшения количества ресурсов для организации кладбища. Особенно остро она стоит в Японии - стране с самым высоким уровнем старения в мире, где цена на кладбище в Токио настолько высока, что большинство бедных людей не могут позволить себе кладбище для размещения своих реликвий и захоронения близких.

Концепция вертикального кладбища Vertical Cemetery (авторы Guo Chao Deng, Qing Ming Xiao, Yuan Feng, Liwei Shen, Qin Xiong; Китай 2018) основывается на гуманной заботе о членах семьи усопших. Они считают, что «мы не только строим место для хранения останков и пепла мертвых, но и создаем место духовного комфорта для живых родственников. В этом отношении они никогда не исчезают и не будут забыты» [8].

Предлагается решить проблему традиционных кладбищ, используя небоскреб, который мог бы регулировать свою высоту. Он состоит из плавающей над городом пространственной структуры, где урны изготовлены в виде фонарей. Это решение дает возможность не только сэкономить землю, но и имеет духовный смысл, поскольку все жители города могут видеть свет от надгробий своих членов семьи. По мере того, как число умерших людей увеличится, вершина здания поднимется, увеличивая высоту кладбища, чтобы разместить больше захоронений. На дне кладбища предусмотрено лазерное излучающее устройство. Когда живые люди поклоняются своим родственникам, лазер всегда будет светиться, чтобы освещать город. Когда родственники или друзья полностью забудут мертвых, лазер погаснет, и урна упадет в устройство под кладбищем. Авторы надеются, что предлагаемое здание сможет решить современные проблемы традиционного кладбища.

Потенциал информационных технологий дает возможность решать различные проблемы и создавать виртуальные пространства для увековечивания культурного и ментального наследства умерших людей как информационный кластер. Кладбища, как правило, расположены очень близко к людям, занимают много ценных земель в центре города, которые могут быть возвращены гражданам как новое общественное про-

странство. Тем не менее, очень важно заботиться о своей истории и личном опыте и делиться ими с другими людьми. В наши дни люди склонны забывать о важности достижений предков. Постоянно меняющийся мир нуждается в новом средстве, чтобы увековечить культурное воздействие людей на общество как завет цивилизации [4].

В концепции магнитного кладбища In Two Minds: Magnetic Cemetery (авторы Marine Joli, Judith Haggiag; Франция, Канада, 2017) предполагается, что в ближайшем будущем произойдет изменение убеждений, и привязанности к телу не будет. Это ставит вопрос о будущем кладбища. В настоящее время, ввиду увеличения численности населения, «вертикализация» представляется как решение проблемы недостатка городских пространств. Использование кладбища в качестве вертикального здания представляет собой образ эволюции нравов в отношении смерти, тела и духа. Само здание отрывается от земли. Это похоже на аллегорию постепенного отстранения человека от тела. Внутри кладбища есть генератор магнитных волн и резерв для повторной передачи энергий. Будучи легкой, эта система продвигает платформы и заставляет их двигаться горизонтально и вертикально. Этот метод обеспечивает большую свободу в дизайне здания.

Такое предложение позволяет реализовать новый способ восприятия пространства. Создавая код, платформы могут левитировать из одной точки пространства в другую. При этом пользователь имеет возможность выбирать тип пространства, в котором он хочет находиться, в соответствии со своими желаниями. Такое кладбище модулирует пространство вокруг человека, который является статичным, оставаясь на одной из платформ. Здесь происходит пересмотр функций кладбища и его возможностей путем намагничивания пространства. Кладбище само по себе предлагает бесконечность маршрутов в пространстве, способных удовлетворить потребности посетителей. Для этого медийный экран с искусственным интеллектом распознает пользователя благодаря отпечаткам пальцев, чтобы предложить ему возможные маршруты в соответствии с его настроениями, желаниями и привычками [4].

Экологические проблемы, как правило, отходят на второй план, когда речь идет о тяжелой утрате близких и родственников, возможно, из-за деликатности этого предмета. Точка зрения меняется по мере того, как экологические проблемы становятся все более важными. Основная проблема заключается в отрицательном воздействии на экологию традиционных методов обращения с телами мертвых, применяемых различными религиями. Концепция вертикального некрополя представляется авторам одним из вариантов умелой эксплуатации ограниченных городских земель.

В этой концепции предлагается решить проблему традиционных кладбищ, используя небоскреб. Использование мемориального некрополя Vertical Necropolis в Дели (архитектор Annkit Kummar; Индия, 2012) позволяет более удобно проводить ритуал поминовения и освобождает существенное количество земли (напри-

мер, для организации мемориальных парков или заповедника дикой природы) [10]. Вертикальный некрополь освободит значительную часть земельного участка для использования и предоставит в нем место для останков умерших. Это также создаст пространство, где различные группы смогут чувствовать себя комфортно.

Уплотнение городов и экспоненциальный рост их населения оставляют очень мало областей для объектов, которые не способствуют городской жизни и экономике. В частности, в Париже очень мало земли, предназначенной для кладбищ, и каждые десять лет захоронения «перерабатываются», - в результате останки тысяч людей остаются без надлежащего места нахождения. Идея вертикального кладбища состоит в том, чтобы вспомнить усопших как часть общества, создав символическую башню с законным местом в городе. Небоскреб станет новым ориентиром для города, где могли бы собираться семьи.

В центре башни-кладбища Vertical Cemetery для Парижа (архитекторы Fillette Romaric, Chandrasegar Vel-mourougane; Франция, 2011) находится световой люк, открывающий отверстие в небо, через который свет попадает в водоем внизу. Спиральный пандус вокруг светового люка предлагает проход вдоль могил и ведет к вершине башни с прекрасным видом на Париж. Каждое захоронение имеет памятную доску и прикрепленный к внешнему фасаду гибкий стержень, который во время движения ветра напоминает об умершем [9].

В связи с крайней ограниченностью площади застройки в Мехико его рост возможен только в направлении окраины города с последующей потерей сельскохозяйственных земель и серьезными экологическими последствиями. Проблемы перенаселенности, ограниченности земли, а также горе близких при захоронении усопших учитываются в проекте подземного вертикального кладбища для Мехико Tower for the Dead (архитекторы Israel López Balan, Elsa Mendoza Andrés, Moisés Adrián Hernández García; Мексика, 2011). Объект выполнен в виде крупномасштабного винта с изогнутой подпорной стеной и пандусами с хорошим освещением, что обеспечивает при посещении комфортный свет и вентиляцию. Авторы проекта считают, что «Башня мертвых» позволяет членам семьи умершего сблизиться после путешествия в подземный мир, где они только что похоронили любимого человека [7].

Рассмотренные некоторые концепции модификации архитектурного пространства при изменении культурных векторов позволяют выявить новые подходы к его формированию в различных областях деятельности. Таким образом, типология архитектуры пополняется новыми видами архитектурных объектов, являющихся культурно-информационными знаменателями будущего.

Библиография:

1. Коросов А.В. Принцип эмерджентности в экологии / А.В. Ко-росов. - Текст: электронный // Принципы экологии. -2012. - № 3. - С. 48-66. - URL: http://ecopri.ru/journal/atricle. php?id=1481(дата обращения: 10.05.2021).

2. Островская Т.А. Концепция «жидкой современности» З. Баумана и модификация дискурсивных практик элиты / Т.А. Островская // Вестник АГУ - 2016. - Выпуск 4(187). - С. 89-94.

3. Cog-Polis For Liquid Modernity / eVolo: [official website]. - Published 03 October 2018. - URL: http://www.evolo.us/cog-polis-for-liquid-modernity/#more-36317(date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

4. In Two Minds: Magnetic Cemetery / eVolo: [official website]. - Published 10 April 2017. - URL: http://www.evolo.us/in-two-minds-magnetic-cemetery/#more-35727(date of access: 10.05.2021). -Text: electronic.

5. Mecca Mina Mouton / eVolo: [official website]. - Published 02 October 2018. - URL: http://www.evolo.us/mecca-mina-mouton/#more-36311 (date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

6. The Reincarnation: Buddhist Skyscraper / eVolo: [official website]. - Published 16 April 2018. - URL: http://www.evolo.us/the-

reincarnation-buddhist-skyscraper/#more-36105 (date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

7. Tower for the Dead / eVolo: [official website]. - Published 07 March 2011. - URL: https://www.evolo.us/tower-for-the-dead/ (date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

8. Vertical Cemetery / eVolo: [official website]. - Published 16 April 2018. - URL: http://www.evolo.us/vertical-cemetery/#more-36100(date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

9. Vertical Cemetery for Paris / eVolo: [official website]. - Published 13 April 2011. - URL: https://www.evolo.us/vertical-cemetery-for-paris/ (date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

10. Vertical Necropolis in Delhi / eVolo: [official website]. - Published 17 April 2012. - URL: https://www.evolo.us/vertical-necropolis-in-delhi/ (date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

Е.П. Меньшикова, У.А. Лола DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0097

E.P. Menshikova, U.A. Lola

Какая цифровая платформа нужна для градостроительного проектирования в России?

What kind of digital platform is needed for urban planning in Russia?

Ключевые слова: информационные системы, архитектура, градостроительство, программы проектирования. Keywords: information systems, architecture, urban planning, design programs.

Аннотация: Архитектура и градостроительство, наряду с другими отраслями, включились в выполнение государственной программы. В русле цифровизации появились новые научно-практические направления, связанные с исследованием городской среды, новыми методами прогнозирования и проектирования, организацией и управлением городским хозяйством. Целенаправленно ведется внедрение и распространение цифрового проектирования: создание единого проектно-строительного процесса в развитии BIM-проектирования, а также заявлено внедрение CIM. Но градостроительство пока в эту программу не вписывается и использует платформу географическую - ГИС.

Abstract: Architecture and urban planning, along with other industries, were included in the implementation of the state program. In line with digitalization, new scientific and practical directions have appeared, related to: the study of the urban environment; with new forecasting and design methods; organization and management of urban services. The introduction and dissemination of digital design is being purposefully carried out: the creation of a single design and construction process in the development of BIM design, as well as the introduction of CIM. But urban planning does not yet fit into this program and uses geographical platform-GIS.

В Градостроительном Кодексе РФ внедрено понятие «информационная модель». Парадоксально, что информационная модель относится к объектам капитального строительства и линейным объектам, но никоим образом не к градостроительным проектам. Исходя из заявленного понятия информационной модели, получили развитие В1М-технологии, охватывающие полный цикл жизни объекта капитального строительства (ОКС): проектирование, строительство, эксплуатация [8]. Сразу же отмечаем, что проектирование объекта в В1М-процессе не связано бесшовно с градостроительным проектом. Параметры объекта определены, исходя из градостроительных характеристик, но не являются единой цепочкой целостного градостроительно-архитектурного проектирования (рис. 1).

Наиболее «градостроительная часть» проекта ОКС -это проект участка (СПОЗУ), вырезанный из тела застройки.

Если цель В1М-концепции - отслеживать непрерывный цикл жизни объекта, то после завершения проек-

та ОКС он становится частью городского хозяйства, он участвует в градостроительной жизни и корректирует градостроительные показатели.

Сейчас включение объектов в тело города происходит не через органическое врастание в проект планировки. Для бесшовности важно, чтобы проект планировки с включением нового объекта оценивал все показатели в автоматическом режиме и, кроме того, чтобы он обнаруживал «конфликтные» показатели. Например, с постройкой нового жилого дома озеленение территории стало ниже нормативного, или стали недостаточными мощности учреждений здравоохранения и образования.

Конечно, позитивным событием в цифровизации градостроительной деятельности является повсеместное внедрение автоматизированных ИСОГД. Эта система решает много проблем, но это только «большой архив данных», база для технического задания к градостроительному проекту.

Оговорим сразу, что пока мы речь ведем о проектах планировки как наиболее тесно связанных с ОКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.