Научная статья на тему 'Модернизация высшего образования в Монголии: достижения и проблемы'

Модернизация высшего образования в Монголии: достижения и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗВАНИЕ В МОНГОЛИИ / МОНГОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЛИБЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE HIGHEST OBRAZVANIYE IN MONGOLIA / THE MONGOLIAN STATE UNIVERSITY / INTERNATIONALIZATION / MODERNIZATION / LIBERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаа Нарантангулаг, Рулиене Любовь Нимажаповна

В статье охарактеризованы этапы развития высшего образования в Монголии. Отмечается вклад России в становлении Монгольского государственного университета. Обсуждаются позитивные и негативные последствия структурных и программных преобразований, результаты внедрения либерального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION IN MONGOLIA: ACHIEVEMENTS AND PROBLEMS

In article stages of development of the higher education in Mongolia are characterized The contribution of Russia in formation of the Mongolian state university is noted Positive and negative consequences of structural and program transformations, results of introduction of liberal education are discussed

Текст научной работы на тему «Модернизация высшего образования в Монголии: достижения и проблемы»

ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Л.Н. Рулиене

УДК 378 . 1

Модернизация высшего образования в Монголии: достижения и проблемы

В статье охарактеризованы этапы развития высшего образования в Монголии . Отмечается вклад России в становлении Монгольского государственного университета . Обсуждаются позитивные и негативные последствия структурных и программных преобразований, результаты внедрения либерального образования

Ключевые слова: высшее образвание в Монголии, Монгольский государственный университет, интернационализация, модернизация, либеральное образование.

В современном быстро меняющемся, непредсказуемом мире происходят глобальные противоречивые процессы в различных сферах жизнедеятельности народов и государств . Наш интерес направлен на образование как особую ценность государства, общества, личности В образовании происходит непрерывный процесс трансляции, обмена знаниями, практическими навыками, творческими и мыслительными способностями людей, обладающих совокупностью личностных качеств . Современное общественное развитие требует от человека готовности к постоянному обучению и приобретению новых умений [1, с . 5], позволяющих ориентироваться в сложных процессах жизнедеятельности, принимать ответственные решения [10, с. 19]. Результаты образования (грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура) составляют продукт социализации личности. Поэтому образование являет собой имманентную характеристику качественного изменения современного общества Образование также развивается и может рассматриваться как бесконечное и противоречивое движение по восходящей спирали, включающее в себя отступления, возвращения назад, но отличающееся прогрессивной направленностью [12] .

Образование является наиболее уязвимым общественным институтом в плане изменений «извне» и «сверху»: «Система образования ощущает весьма сильное влияние политико-экономической жизни

© Батаа Н . , Рулиене Л . Н . , 2016

страны» [5] . Одним из следствий такого влияния и воздействия являются непрекращающиеся реформы и модернизации . Об этом свидетельствует статистика поисковой системы научной электронной библиотеки «КиберЛе-нинка» [9]. Ключевое словосочетание «реформа образования» встречается в более чем 55,5 тысячах статьях научной базы «КиберЛенинки», наибольшее количество статей на эту тему опубликовано в разделах «Экономика и экономические науки» (17 866), «Народное образование. Педагогика» (12 277) .

Рассматривая реформы образования [8] как социальный проект по изменению содержания, структуры, методов, форм образования на государственном и межгосударственном уровне, мы в данной публикации обсудим цели и результаты модернизации высшего образования в Монголии .

Развитие высшего образования в Монголии принято делить на три этапа: до 1921 года (провозглашение независимости), 1921—1991 годы (социалистический период), с 1991 года (период модернизации) [4] . Нам трудно согласиться с такой периодизацией, т. к. до 1942 года в Монголии не было высших учебных заведений Поэтому предлагаем признать, что в истории высшего образования в Монголии к настоящему времени известны два этапа: первый (1942—1991 годы) — становление высшего образования в социалистической республике; второй (с 1991 года) — модернизация высшего образования в условиях парламентской республики

Первое высшее учебное заведение — Монгольский государственный университет — было открыто в 1942 году по инициативе министра народного просвещения Монголии (Т. Машлай) и при поддержке С . П . Кафтанова, председателя Всесоюзного Комитета по делам высших учебных заведений при Совете Народных Комиссаров СССР Несмотря на то, что шла Великая Отечественная война, крупные советские вузы (МГУ имени М . В . Ломоносова, Московский первый медицинский институт, Сельскохозяйственная академия им . Тимирязева и др.) отправили в Монголию учебники и пособия, оборудование и приборы для лабораторий по физике, химии, ботанике, зоологии и животноводству. В это же время в Улан-Батор прибыли семь высококвалифицированных научных работников . Деятельность Монгольского государственного университета основывалась на трех принципах советской системы образования: доступность, бесплатность и государственная монополия . В вузе прошли подготовку представители нынешнего поколения монгольской элиты — интеллигентные и высококвалифицированные кадры, руководители различных ветвей власти Монголии

В 1990 году в Монголии произошла демократическая революция, в 1992 году была принята новая Конституция, страна перешла на рыночную экономику, сложилась многопартийная система В новых политических и экономических условиях высшая школа Монголии приступила к модернизации: была внедрена англосаксонская структура степеней [7] (бакалавр/магистр) как инструмент достижения общности образовательного пространства, при которой кредиты, экзамены и дипломы становятся конвертируемыми

Современный этап развития высшего образования в Монголии пришелся на период интернационализации образования — процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерений к целям, функциям, поставке поствторичного образования [15]. В условиях информационного общества резко увеличились масштабы и скорость интеграции образования В активную фазу перешла либерализация образования, позволившая перейти к «свободной торговле» в сфере высшего образования [11] и установить рыночные цены на образовательные услуги .

Интернационализация образования отразилась в высшей школе Монголии: первое место прочно занимают государственные университеты (Монгольский государственный университет, Монгольский государственный университет науки и технологии, Медицинский университет Монголии, Монгольский институт производства и торговли, Монгольский государственный университет образования), с ними активно конкурируют коммерческие вузы, объединившиеся в «Союз негосударственных вузов Монголии» [13] . Отметим, что более 70% современных вузов страны — небольшие частные учебные заведения В начале 2000 года в частных вузах Монголии обучались более 140 тыс. студентов, в 2012/2013 учебном году — более 175 тыс. человек.

В настоящее время в Монголии создана правовая среда для функционирования государственных и негосударственных вузов, доля иностранных инвестиций в области высшего образования неуклонно увеличивается, установилась многоуровневая подготовка специалистов: бакалавриат — магистратура — докторантура, расширяется сотрудничество монгольских и зарубежных вузов

В течение последних 20 лет возрастает интерес населения к высшему образованию, особенно в отдаленных регионах страны Впервые в истории страны 20% вузов расположены на периферии, в крупных населенных пунктах аймаков

На фоне количественного роста вузов актуальной становится задача повышения качества обучения с тем, чтобы приблизить монгольские вузы к мировым стандартам Для достижения этой цели в Монголии последовательно сокращают количество государственных вузов . В 2009/2010 учебном году было 146 университетов, из них 42 — государственных . В соответствии с постановлением правительства Монголии (2010 год) количество государственных учебных заведений сокращено с 42 до 16 В настоящее время в Монголии функционируют 15 государственных и 90 негосударственных вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений Сокращение числа государственных вузов обусловлено увеличением конкурентоспособности частного сектора в системе высшего образования

Отметим, что высшее образование в Монголии — платное (с 1993 года) . Студенты не оплачивают свое обучение в следующих случаях: 1) при получении государственной академической или государственной социальной стипендии (безвозмездной или льготной), 2) если назначена повышенная

или именная стипендии . Государственная академическая стипендия предоставляется студентам, получившим 700 баллов за ЕГЭ, или студентам, получившим более 3 баллов во время экзаменационной сессии . Государственная социальная стипендия выплачивается студентам-сиротам, студентам-инвалидам, студентам, у которых семейный доход не превышает прожиточный минимум . Повышенную стипендию получают 50—100% студентов за различные виды деятельности (учебную, научную, общественную, культурно-массовую и спортивную). Что касается стоимости обучения, то она постоянно повышается: в 2008—2009 годах плата за один учебный год составляла 700—720 тыс тугриков (более 23 тыс рублей), в настоящее время — 1 800 тыс . тугриков (около 60 тыс . рублей) .

Продолжительность обучения для получения первой академической степени (Bachelor's degree) составляет 3—5,5 лет, но для большинства специальностей нормативный период обучения составляет 4 года. В вузах постепенно внедряется кредитная система, для получения степени бакалавра обычно требуется получение не менее 120 зачетных единиц (кредитов) По медицинским специальностям присуждается профессиональная квалификация после шести лет обучения . Академические степени в области гуманитарных, социальных и инженерных наук, менеджмента и образования, присвоенные аккредитованными учебными заведениями, подтверждают также профессиональные квалификации их обладателей . Решение по присвоению бакалаврской степени принимается компетентной комиссией вуза, однако ее состав утверждается Министерством образования, науки и культуры Монголии .

Следующий уровень высшего образования продолжительностью от 1,5 до 2 лет после получения первой академической степени завершается присвоением степени магистра, при условии получения не менее 30 кредитов и защиты магистерской диссертации

К программам докторской подготовки имеют доступ обладатели степени магистра После нескольких лет обучения и получения 60 кредитов (из них 18 кредитов — за защиту диссертации) получают степень доктора философии (Doctor Of Philosophy — Ph. D) . Решения по присуждению степени Ph D принимает Высший Совет академических степеней и званий (Supreme Council for Academic Degrees and Titles) .

Таблица 1

Система высшего образования в Монголии

Возраст Сроки Обучения Ступени образования

25-27 3—4 года Аспирантура (докторантура)

23-24 1—2 года Высшее образование (магистратура)

18-22 4—6 лет Высшее образование (бакалавриат)

Поскольку оплата обучения зависит от тарифа кредитных часов, то тариф кредитного часа устанавливается ректоратом вуза каждый год в зависимости от инфляции и экономических обстоятельств. Организация учебного процесса на основе кредитной системы создает условия для активизации учебной деятельности студентов, обеспечивает качество и эффективность обучения

Основными документами, регламентирующими учебный процесс, являются учебные программы и планы, которые разрабатываются соответст-вущей кафедрой, одобряются ученым советом вуза и утверждаются ректором на основе решения Министерства образования и науки Монголии .

Вузы Монголии планомерно наращивают инфраструктуру образовательного процесса . Так, в Монгольском государственном университете с 2010 года внедрена электронная учебная система «Sisi» (http://www. sisi . num. edu . mn). С 2015 года прием абитуриентов в университет осуществляется в электронной форме (www. num. edu. mn) . Монгольский университет науки и технологии (МУНТ) из-за растущего приема вынужден был решать проблемы нехватки аудиторий и перегруженности преподавателей Так, университет провел ИКТ-реформу, начал активно использовать информационные управленческие системы (ИМИС)

В Монголии расширяется практика обучения монгольской молодежи в зарубежных учебных заведениях. В настоящее время зарубежом обучается около 9,5 тыс. студентов из Монголии, в том числе в Китае — 2,3 тыс . , чуть меньше в вузах Японии и Турции . В России обучается 1,3 тыс . студентов (в 126 вузах) . Самое большое количество студентов учатся в Иркутске (800 человек) . В российских вузах для монгольских студентов действует ежегодная квота (более 200 мест)

Вместе с тем правительство Монголии активно занимается совершенствованием вузовского образования . Так, начиная с 2012 года проведены две крупнейшие реформы: 1) структурное преобразование, 2) программное преобразование Так была оптимизирована организационная структура Монгольского государственного университета . Если раньше в его составе было 17 институтов и 2 региональных института (Орхонский и Дзавханс-кий), то теперь количество институтов сократилось на 12 единиц .

Другим направлением модернизации высшего образования в Монголии является совершенстование содержания и технологии обучения С 2014 года в вузах внедрены индивидуальные планы обучения, предоставляющие студентам свободу выбора учебных курсов, методы обучения в малых группах, междисциплинарный подход, диалогические формы проведения занятий, программный принцип построения учебного плана В вузах вводится модульная технология обновления содержания образования, повышается роль самостоятельной работы студентов, делается акцент на лич-ностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса . Такие преобразования актуальны, т к сегодня на рынке труда требуются самостоятельные работники, готовые нести ответственность за принятые

решения, сотрудничать в группах, обладающие информационной культурой и культурой делопроизводства, компетенциями в области менеджмента, лидерства. Необходимость подготовки высокоинтеллектуальных работников требует усиления общенаучной и методологической подготовки студентов . Поэтому монгольские студенты изучают общенаучные и базисные дисциплины в течение 2—3 семестра, после того будут выбирать профессию и изучать профессиональные дисциплины

Вследствие таких изменений:

— студенты получили возможность выбирать предметы из общенаучных дисциплин в соответствии со своими интересами, потребностями и способностями;

— в учебный план включены дисциплины (история Монголии, традиции Монголии, монгольский язык, старомонгольская письменность, стилистика монгольского языка, философия), способствующие не только развитию интеллектуальных, коммуникативных компетенций, но и национально-культурной идентичности, что особенно важно в условиях широкого проникновения западной культуры в современное монгольское общество;

— для студентов первого курса организованы пропедевтические курсы, направленные на развитие академических навыков чтения, письма, аудирования на иностранных языках, исследовательской и учебной культуры, навыков правильной организации и планирования времени; поэтому студенты стали легче преодолевать трудности адаптационного периода в новой учебной атмосфере и образовательных условиях

Проводимые преобразования позволяют монгольским вузам приблизиться к международным стандартам образования В этом состоит еще одно положительное значение модернизации высшего образования Монголии

Вместе с тем следует обратить внимание на трудности, связанные с внедрением системы либерального образования в Монголии:

1) значительные финансовые расходы, связанные с созданием электронной инфраструктуры учебных заведений (электронный документооборот, электронные библиотеки и др );

2) увеличение нагрузки преподавателей из-за необходимости переработки учебных планов и программ;

3) организационно-методические и психологические издержки, связанные с обеспечением готовности преподавателей, студентов к нововведениям;

4) отсутствие высококвалифицированных специалистов с опытом организации новой системы обучения и недостаток учебно-методической и материально-технической базы [6].

Таким образом, высшее образование в Монголии, вступив в период активной модернизации содержания и технологий обучения, испытывает немалые трудности Полагаем, что для снижения рисков модернизации и повышения эффективности ее результатов, монгольским вузам стоит обратить внимание на опыт российских вузов по выявлению и решению

проблем интеграции в мировое образовательное пространство. Например, выявлено, что движущими силами внутренних преобразований в университетах являются университетские администраторы, студенты, выпускники и работодатели . И именно от того, как они вовлечены, заинтересованы в изменениях или действует «договор о невовлеченности» [14] (отказ от изменений), зависит результат преобразований .

Литература

1 . Актуальные проблемы бизнес-образования: Материалы IX Международной научно-практической конференции, 8—9 апреля 2010 года . Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2010 . 368 с .

2. Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: Монография . М . : Бюро ЮНЕСКО в Москве: ТЕИС, 2007. 190 с .

3. Дэмбэрэл Ц. Необходима реорганизация высшего образования Монголии // Пресса Монголии . Обзор № 26 от 21 . 09. 2008 .

4. Жамсранжав Г. Система высшего профессионального образования Монголии // Интерэкспо Гео-Сибирь . 2014. С. 103 .

5. Иванова С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме // Ценности и смыслы . 2013 . №1 (23). С. 5.

6. Кекеева З.О. Основные тенденции развития образовательного пространства в Монголии и Китае // Известия ВГПУ 2008 . № 9 . С . 164—168 .

7. Крупенникова Л.Ш. Англосаксонская и американская модели образования . Болонский процесс (Сравнительно-социологический анализ) // Теория и практика общественного развития . —2005. № 2 . С . 22—23 .

8. Луков В.А. Реформы образования // ЗПУ 2005. № 3 . С . 217—219 .

9. Научная электронная библиотека «Киберленинка» // Ассоциация «Открытая наука». [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka . ru .

10 . Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / Сост. , ред . А. С. Запе-соцкий, О. Е. Лебедев. СПб. : СПбГУП, 2011 . 672 с. 11. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее

образование в России 2004 № 8 С 17—25 12 . Новая философская энциклопедия: в 4 т. // Ин-т философии РАН; Нац . обществ . -науч . фонд; Предс . научно-ред. совета В . С. Степин . М . : Мысль, 2000—2001

13. Томских А.А. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки . 2011 . № 9 (24) . С . 7.

14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования . 2012 . № 2 . С. 159—191 .

15. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education . 2003 . № 33 . P. 2—3 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.