Научная статья на тему 'Модернизация высшего образования и повышение квалификации преподавателя (на примери Монголии)'

Модернизация высшего образования и повышение квалификации преподавателя (на примери Монголии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT / РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION REFORM / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИИ / STRATEGY / EDUCATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Отгонбаяр Ядамжав

Очевидно, что в целях развития высшего образования в соответствии с современными требованиями необходимо укреплять материальную базу, чтобы финансировать востребованные квалификации, использовать передовые современные методы и технологии в обучении, чтобы передавать знания и информацию с высокой скоростью. Среди этих сложных вопросов высокий приоритет будет отдаваться образованию в высшем учебном заведении и развитию способностей. В настоящее время успешно проводятся мероприятия, реформы, для того чтобы довести систему высшего образования Монголии до мирового уровня, но основное внимание в этом вопросе должно быть уделено подготовке преподавателей. Поэтому мы сосредоточились в этой статье на некоторых актуальных вопросах повышения квалификации преподавателей в вузах Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Отгонбаяр Ядамжав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS (on the example of Mongolia)

It is obvious, that in order to develop higher education according to up-to-date demands it is necessary to strengthen material resources to finance required skills, to use advanced modern methods and technologies in training to impart knowledge and information with high speed. Among these complex issues the high priority will be given to the education in higher educational institutions and to development of abilities. Currently, reforms and events are successfully held in the higher education system of Mongolia in order to bring it to the world level, but the preparation of teachers should be the key point. Therefore we’ve focused on some current issues of teachers development.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшего образования и повышение квалификации преподавателя (на примери Монголии)»

1УДК 378

ББК 74.04(3); 74.58

модернизация высшего образования и повышение квалификации преподавателя

(на примере Монголии)

Я. Отгонбаяр

Очевидно, что в целях развития высшего образования в соответствии с современными требованиями необходимо укреплять материальную базу, чтобы финансировать востребованные квалификации, использовать передовые современные методы и технологии в обучении, чтобы передавать знания и информацию с высокой скоростью. Среди этих сложных вопросов высокий приоритет будет отдаваться образованию в высшем учебном заведении и развитию способностей. В настоящее время успешно проводятся мероприятия, реформы, для того чтобы довести систему высшего образования Монголии до мирового уровня, но основное внимание в этом вопросе должно быть уделено подготовке преподавателей. Поэтому мы сосредоточились в этой статье на некоторых актуальных вопросах повышения квалификации преподавателей в вузах Монголии.

Ключевые слова: повышение квалификации преподавателя, реформа высшего образования, системы образования, стратегии.

MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS (on the example of Mongolia)

Ya. Otgonbayar

It is obvious, that in order to develop higher education according to up-to-date demands it is necessary to strengthen material resources to finance required skills, to use advanced modern methods and technologies in training to impart knowledge and information with high speed. Among these complex issues the high priority will be given to the education in higher educational institutions and to development of abilities. Currently, reforms and events are successfully held in the higher education system of Mongolia in order to bring it to the world level, but the preparation of teachers should be the key point. Therefore we've focused on some current issues of teachers development.

Keywords: teachers' professional development, higher education reform, education systems, strategy.

Наша страна - Монголия - на каждом этапе своего развития заботилась о сфере образования. Первая начальная школа открылась 11 ноября 1921 г., первое полное среднее образовательное учреждение - в 1923 г., в 1942 г. открылся Монгольский государственный университет, что послужило фундаментом для многоэтапной структуры образования и стало основой его дальнейшего эффективного развития [1, с. 199207], в 1951 г. открылся Педагогический институт, давший начало фундаментальному высшему педагогическому образованию [2, с. 8].

При развитии высшего образования в Монголии, в соответствии с требованиями современного мира, мы сталкиваемся со многими

проблемами, такие как укрепление материально-технической базы, выбор и подготовка специалистов, спрос на которых существует на рынке, внедрение современных технологических достижений и оперативное распространение знаний и информации. Данный комплекс проблем требует особого внимания.

Преподаватель не только является ключевым фактором образовательного учреждения, его профессиональные навыки и творчество напрямую влияют на сегодняшнее и будущее социально-интеллектуальное развитие страны [3, с. 171].

В частности, в мире идут процессы глобализации, и в каждой стране передовым требованием становится подготовка качественных ка-

дров за короткий срок. Одной из важнейших задач является усовершенствование знаний и навыков преподавателей.

В 2001 г. в Таиланде в городе Йомтиен состоялся 3-й международный конгресс Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International), утвердивший «Декларацию профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей» [4, с. 30].

В отрасли высшего образования в Монголии, несмотря на предпринятые реформы учебных программ и макроэкономические методы, все еще остается нерешенной проблема человеческих ресурсов, то есть переподготовки преподавателей и сотрудников, в том числе системы непрерывного повышения квалификации, поддержки и развития комплексной политики по улучшению качества высшего образования, что значительно замедляет процесс реформ.

Необходимо принять во внимание, что политика высшего образования Монголии на «модернизации самого преподавателя» особо не отражается. Поэтому мы поставили цель узнать о сегодняшнем положении и о дальнейших тенденциях педагогического развития в отрасли высшего образования Монголии.

Высшее образование находится на верхней ступени системы образования, оно не только предоставляет знания и навыки студентам, но и учит методам исследования, развивает способности к самообучению и дает возможность употреблять свои знания на практике, что делает студента специалистом. Таким образом, высшее образование, производя социальные ресурсы, подготавливая специалистов, играет важную роль в развитии общества, поэтому усовершенствование знаний и навыков работающих преподавателей должны быть в центре политики высшего образования.

На самом же деле, реформ высшего образования в области повышения квалификации преподавателя не наблюдается. Рассмотрим одно исследование: ЮНЕСКО совместно со Службой

мониторинга и надзора Министерства образования Монголии в 2012 г. провели анкетирование 450 преподавателей 40 вузов. На вопрос «Когда вы в последний раз проходили переобучение или курсы повышения квалификации?» 34,3% ответили «1 год назад», 25,1% - «2 года назад», 13,1% - «3 года назад», 22,9% - «более 5 лет назад». Отсюда мы видим, что повышение квалификации среди преподавателей вузов происходит не организованно, а от случая к случаю, в основном по инициативе самих преподавателей, без поддержки и единой политики.

Автор на протяжении нескольких лет исследовала вопрос развития педагогического высшего образования, в 2013 г. проводя социологические опросы среди более 500 преподавателей 35 университетов и колледжей Улан-Батора. Из опрошенных 7% имеют ученую степень доктора наук, 15% - кандидата наук, 66% являются магистрами, 12% - бакалаврами. На первый вопрос: «Насколько благоприятные условия для работы предоставляет вам ваш университет (колледж)?» - мнения преподавателей учитывались отдельно для работающих в государственных и частных учреждениях (табл. 1).

Отсюда мы видим, что рабочая среда преподавателей государственных учреждений относительно благоприятнее, чем коммерческих. Тем не менее в Монголии 80% вузов - частные учреждения.

В рамках данного исследования на вопрос «Существует ли в вашем вузе политика поддержки развития преподавателя или специальная программа?» 68% ответили, что ее не существует. Это показывает, что проблемы преподавателя не решаются на уровне политики развития вуза. На вопрос «Сколько времени вы можете потратить на исследовательские работы?» большинство опрошенных, а именно 85%, ответили, что не имеют возможность проводить исследования. Данная ситуация противоречит развитию высшего образования во всем мире. Правительство уделяет мало внимания проблеме социаль-

Таблица 1

ответы на вопрос, насколько благоприятные условия для работы представляет университет (колледж)

преподавателям

Считает благоприятными Считает средними Считает недостаточными

Государственные учреждения 52,7% 45,9% 1,4%

Негосударственные учреждения 37,3% 41,7% 21%

ного обеспечения и благосостояния преподавателей в университетах. В 2012 г. внесены поправки к Закону об образовании, согласно которым «...независимо от обеспечения пенсионным пособием во всех образовательных учреждениях выдача льгот 24, 36 месяцев не предоставляется преподавателям всех уровней образовательных учреждений» (09.05.2012 г. внесено изменение в пункт 43.5 Закона об образовании). Это означает, что государство не обеспечивает социальных гарантий преподавателям вузов. Исходя из всего этого мы видим, что труд преподавателя фактически не поощряется. В данном случае преподаватель сосредоточен на сверхурочных и второстепенных заработках, что отрицательно сказывается на саморазвитии, так как занимает все свободное время. А это, в свою очередь, препятствует модернизации образования. Сегодня, когда информационно-коммуникационные технологии непрерывно развиваются, с целью успешного воспитания детей и молодежи преподавателю необходимо постоянно улучшать свои навыки и знания. До недавнего времени, говоря о подготовке преподавателей, широко использовали термин «повышение квалификации». В последнее время вместо этих слов начали широко использовать термин «развитие». Если сравнить два понятия, можно увидеть разницу: слово «повышение» содержит в себе идею улучшения и добавления каких-либо новых ценностей, а слово «развитие» имеет более широкий смысл, содержит в себе больше ценностей [5, с. 127]. Отсюда встает вопрос, что и как нужно изменить преподавателю. Конечно, необходимо изменить все, что считается необходимым. А именно улучшить отношение к студентам, методы работы, мышление, поведение и многое другое. Развитие преподавателя должно быть непрерывным процессом на протяжении всей жизни.

Непрерывный процесс развития преподавателя должен возродить и соответствующие отрасли образования, дав новые подходы и новые надежды, обновив и культурные ценности, что привело бы к количественным и качественным изменениям. Другими словами, возможности для изменений и развития преподавателя откроют возможности для изменений в сфере образования и, следовательно, модернизации. Нужно не просто говорить о том, какова важ-

ность развития преподавателя, каковы основы развития, что нужно изменить в образовании, а детально рассмотреть процесс развития с точки зрения науки и предпринять соответствующие меры. К сожалению, вопрос развития педагогов в вузах не ставится на уровне политики правительства. Например, в 2008 г. Министерством образования Монголии утвержден проект «Развитие дошкольного и начального образования, подготовка учителей и программа повышения их квалификации», но до сих пор не начался переход на специальные программы и прочие мероприятия. Это говорит об отсутствии правовой среды для развития преподавателей вузов.

Опыт многих стран показывает, что вопрос развития преподавателя является корнем модернизации образования.

В университетах развитых стран, с целью привлечения способных преподавателей и долгосрочного сотрудничества, гарантируется достойная оплата труда и высокая репутация в обществе [6, с. 46].

Например, в Англии и Португалии, утвердив Закон о повышении квалификации преподавателя, смогли создать благоприятную правовую среду для развития.

В Дании ликвидность и развитие преподавателя является одним из главных критериев, поэтому, опасаясь возникновения «узкопредметных» преподавателей, разработали требование о преподавании ряда предметов совместно другими преподавателями.

В Японии, Корее и в Китае стимулируют развитие мышления, выбирая метод, формы и технологии образования, способные лучше повлиять на этот показатель.

В Японии ввели программу развития преподавателя и каждые 3-5 лет проводят аттестацию. С целью удовлетворения рабочих требований в полном объеме для прохождения аттестации преподаватели самостоятельно изучают программу или индивидуально проходят краткосрочные курсы, семинары.

А Монголия по уровню повышения квалификации сотрудников в сфере образования, социальной поддержки, оплаты труда находится на последнем месте, что приводит к неудовлетворенности преподавателей своей работой и, как следствие, к тому, что свою работу они считают второстепенной.

Таблица 2

сравнение ценности труда преподавателя в нескольких странах [9, с. 29]

Основа

профессиональ- Финляндия Китай США Россия Монголия

ной репутации

Уровень Степень маги- Высшее обра- Высшее образо- Специальное Высшее образо-

образования стра и канди- зование, сдает вание, лицен- образование вание, сертифи-

дата наук, специальный зия права пре- или высшее кат права препо-

доктора экзамен подавания образование давания, магистр

Средняя зарплата 3500 евро от 800 до 2400 долл. от 3500 до 8500 долл. 30000 руб. 300-700 долл.

Количество обуча- 17-20 Около 25 13 10-12 25-30

ющихся на одного

преподавателя

Социальная Очень Очень Высокая Средняя Низкий

ценность высокая высокая

Удовлетворенность Удовлетворе- Удовлетворе- 96% не желают 42% думают о Не

преподавателя к ны ны менять смене удовлетворены

своей работе профессию профессии

Механизм Система отсут- Возможен кон- Каждые 5 лет Вышестоящие Производится

государственного ствует троль молодых учитель заверя- органы осу- аттестация

контроля за преподавате- ет лицензию ществляют

преподавателем лей проверку вуза

То же наблюдается в отношении подготовки преподавателей вузов. На сегодняшний день основная масса преподавателей сделали выбор своей профессии по причинам наследования профессии родителей или же, получив степень бакалавра, прошли курсы (получения прав преподавания сроком 45 дней), поэтому большинство практически не имеет педагогических знаний и психологической подготовки. Эти факторы отрицательно влияют на стремление развиваться и желание работать с отдачей. Единственным университетом Монголии, где готовят преподавателей, является педагогическое отделение Педагогическое университета.

Это показывает, что необходима институци-онализация обучения преподавателей вузов. Преподаватели должны быть удовлетворены в своем выборе профессии, чтобы стабильно работать в дальнейшем, быть целеустремленными, готовыми к саморазвитию.

Для сравнения покажем, какова ценность труда преподавателя в других странах (табл. 2).

Американские социологи провели немало исследований об удовлетворенности преподавателей в своей профессии, ибо это одна из важных вещей, решающих судьбу вуза. Психическое здоровье преподавателей напрямую связано с тем, насколько он понимает свои обязанности, становится ли преподавание важнейшей социальной ценностью для него. В

США исследование «Природа преподавателей» [7, с. 151] имеет большую значимость.

Американские социологи, исследовав, какие факторы влияют на выбор профессии преподавателя, получили следующие результаты: 22% опрашиваемых заявили, что к выбору профессии их подтолкнул «интерес к преподаваемому предмету, изначально хотели быть преподавателем», 19% - «энтузиазм преподавателя, довольно впечатляющий», 17% опрошенных ответили, что выбрали свою профессию, «чтобы помогать другим, им нравилось учить детей», 8% отметили хорошие условия для работы, 4% сделали акцент на экономическом благосостоянии [8, с. 153]. Отсюда мы видим, что большинство американских преподавателей делают сознательный выбор карьеры, основываясь на собственные интересы.

Таким образом, выбор профессии в соответствии с интересами станет основой успеха для будущей карьеры и стабильной работы, что играет важную роль в дальнейшем разви-тий системы образования.

Выводы

1. Следует обратить внимание на то, что Монголии необходимо реформировать сектор высшего образования и разрабатывать комплексные стратегии по содействию развитию преподавателей и исследователей, которые подготавливают специалистов с высоким потенциалом, конкурирующих на мировом рынке.

Другими словами, обеспечивать вузы квалифицированными преподавателями, вне зависимости от их возраста, пола, с учетом психологических знаний, шаг за шагом модернизировать их профессиональные навыки, создавать возможность проведения ими научных исследований, совершенствовать «научную структуру» кафедр и вузов.

2. В образовании Монголии, выполняются шаги по модернизации в содержании, технологии, финансировании, управлении и другие многосторонние реформы, но самые важные реформы, на наш взгляд, должны касаться кадровых ресурсов и квалифицированной переподготовки преподавательского состава, так как в стране не очень эффективно развита политика их поддержки. Иными словами, реформа высшего образования не будет эффективной, пока не будет улучшения условий труда педагогов и возможностей для их самообразования.

список источников и литературы

1. Шагдар, Ш. Монголын боловсролын туух [Текст] / Ш. Шагдар, Б. Батсайхан. - 2-е изд.

- Улан-Батор, 2009. С. 199-207.

2. Ичинхорлоо, Ш. Дээд сургуулийн сургалтын технологи [Текст] / Ш. Ичинхорлоо, Н. Жа-дамба. - Улан-Батор, 2011. - С. 8.

3. Плаксий, С. И. Качество высшего образования [Текст] / И. Плаксий. - М., 2003. - С. 171.

4. Их дээд сургуулийн багшид зориулсан мэр-гэжлийн ёс ЗYЙн хэм хэмжээ [Текст] / Монголын Шинжлэх Ухааны академи. Боловсролын хYрээлэн // Боловсрол судлал: сэтгуул.

- Улан-Батор, 2011. - № 02. - С. 30.

5. Ичинхорлоо Ш. Багшийн ном [Текст] / Ш. Ичинхорлоо. - Улан-Батор, 2011. С. 127.

6. Отгонбаяр, Я. Их дээд сургуулийн орчинд багшийн хегжлийг дэмжих арга зам [Текст] / Я. Отгонбаяр // Монголын Шинжлэх Ухааны академи, Философи, Социологи, Эрхийн

хYрээлэн. Эрдмийн ертенц: сэтгуул. - Улан-Батор, 2010. - № 2. - C. 46.

7. Наранчимэг, Н. Боловсролын удирдлага [Текст] / Н. Наранчимэг. - Улан-Батор, 2010. - C. 151.

8. Монгол Улсын Их Хурал. Боловсролын ту-хай хууль [Текст]. - Улан-Батор. 2002.

9. ХYний неецийн менежмент: сэтгуул [Текст]. - Улан-Батор, 2009. - № 01. - C. 29.

10. ПYрэвCYрэн, О. Еренхий боловсролын сургуулийн багшийн бYтээлч уйл ажиллагааг Yнэлэх нь [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. Пурэвсурэн. - Улан-Батор, 2001.

references

1. Shagdar Sh. Batsaikhan B. History education of Mongolia. Ulaanbaatar, 2009, pp. 199-207. (In Mongolian)

2. Ichinkhorloo Sh. Jadamba N. Technology learning of higher education. Ulaanbaatar, 2011, pp. 8. (In Mongolian)

3. Plaksiy S. I. Kachestvo vysshego obrazovaniya. Moscow, 2003, p. 171.

4. Rules of professional conduct for teachers in universities. Mongolian Academy of Sciences, Institute of Education. Edukology, 2011, No. 02, pp. 30. (In Mongolian)

5. Ichinkhorloo Sh. Teachers book. Ulaanbaatar, 2011, pp. 127. (In Mongolian)

6. Otgonbayar Ya. University environment, ways to support the development of teachers. Mongolian Academy of Sciences, Institute of philosophy, sociology and law (Academae). 2010, No. 2, p. 46. (In Mongolian)

7. Naranchimeg N. Management education. Ulaanbaatar, 2010, p. 151. (In Mongolian)

8. Parliament of Mongolia, law of education. Ulaanbaatar, 2002. (In Mongolian)

9. Management human resource. 2009, No. 01, p. 29. (In Mongolian)

10. Purevsuren, O. Evaluating a school teacher's creative activity. PhD Dissertation (Education). Ulaanbaatar, 2001. (In Mongolian)

Ядамжав Отгонбаяр, преподаватель, аспирантка кафедры социологии и социальной работы Монгольского Государственного Университета, Улан-Батор e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Otgonbayar Yadamjav, Lecturer, Post-Graduate Student, Sociology and Social Work Department, Mongolian State University, Ulaanbaatar e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.