Научная статья на тему 'Модернизация высшего экономического образования как постоянно осуществляемый процесс: опыт СГЭУ'

Модернизация высшего экономического образования как постоянно осуществляемый процесс: опыт СГЭУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MODERNIZATION OF ECONOMIC EDUCATION / CURRICULA / EDUCATION FORMS AND TECHNOLOGIES / INTENSIFICATION OF THE TEACHING PROCESS / LEVELS OF TRAINING / ELECTRONIC INFORMATION ENVIRONMENT IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабин Александр Петрович

По мнению автора, модернизация экономического образования императив времени. Она должна быть преемственной, носить характер постоянно осуществляемого обновления содержания, форм и технологий обучения, включать системную компьютеризацию всех функций и сторон образовательной деятельности, как наиболее эффективный современный способ интенсификации учебного процесса, с целью минимизации возможного ущерба качеству образования в контексте перехода на ступенчатую систему подготовки специалистов, предусматривающую сокращение срока обучения основной массы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жабин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Higher Economic Education as a continuing process: Samara State Economic University

The author argues that modernization of higher education is dictated by the times. It must be a continuation of past experience, undergo constant changes of the curriculum, education forms and technologies, and include systemic computerization of all functions and aspects of educational activities, this being the most effective and modern way of intensification of the teaching process in order to minimize the possible negative impact on the quality of education during the transition to the training of specialists at various levels of education involving shorter education periods for the bulk of students.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшего экономического образования как постоянно осуществляемый процесс: опыт СГЭУ»

А.П. ЖАБИН

ректор Самарского государственного экономического университета, д.э.н., профессор

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОСТОЯННО ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ

ПРОЦЕСС: ОПЫТ СГЭУ

Уважаемые участники конференции!

Благодарю за возможность выступить перед такой представительной и компетентной аудиторией и высказаться по вопросу о модернизации экономического образования, который всех нас волнует, обнадёживает и, в не меньшей степени - тревожит.

Прежде всего, я хотел бы обозначить принципиальную позицию нашего университета. Она состоит в том, что модернизация - это императив времени. Без модернизации экономического образования мы не можем модернизировать экономику и общественную жизнь в целом.

Модернизацией надо заниматься, рассматривая её как нашу главную задачу, что мы, собственно, и делаем. Но некоторые аспекты нынешнего движения по реформированию высшего образования, которые называются модернизацией, нуждаются, на мой взгляд, в дополнительном обсуждении и, возможно, даже - в коррекции.

Принципиальный вопрос здесь - какой характер должна иметь модернизация: характер перестройки, когда мы должны совершить, образно говоря, «скачок» из нынешнего неподобающего состояния в приемлемое? Или модернизация должна быть преемственной и носить характер непрерывного, постоянно осуществляемого обновления? Обновления содержания, форм, технологий обучения.

Сейчас модернизация рассматривается преимущественно в первом ключе - именно как перестройка высшей школы. Переход на уровневую систему образования, компетентностный (прак-тико-ориентированный) подход, политика диф-ференции и селективной поддержки вузов. Всё

это - модернизационные задачи, которые нужно срочно осуществить. И, если их осуществить, они, как ожидается, придадут высшей школе новое качество: она, наконец-то, станет соответствовать требованиям жизни.

В таком подходе к модернизации есть известные положительные стороны, но больше - иных. Назову две главные опасности.

Первая состоит в том, что при таком («перестроечном») подходе в массовом сознании неизбежно формируется комплекс неполноценности российского образования.

Вторая опасность - это очень вероятная подмена содержательных улучшений изменениями организационных форм и соответствущей модерниза-ционной риторикой.

О первой опасности. Она уже ярко проявляется. Посмотрите публикации в СМИ. В них под флагом модернизации даются чёткие уничижительные оценки. Высшее экономическое образование в России нужно модернизировать потому, что оно безнадёжно отстало от жизни. Готовят непрофессионалов с дипломами. А кто готовит? Тоже - непрофессионалы. Система окостенела, законсервировала старые концептуальные основы. Содержание обучения неадекватно современным требованиям практики. Позавчерашние технологии обучения. Нужен рывок из прошлого в будущее. Поэтому правильнее всего было бы даже не модернизировать экономическое образование в российских вузах, а начать с нуля (см., например, статью в газете «Ведомости» от 11 марта т.г. Она так и называется - «Страна непрофессионалов»). Характерны в этой статье хлёс-

вопросы ОБРАЗОВАНИЯ

ткие строки: «Массовый клиент верит вчерашним брендам вузов, не понимая, что они давно погасли». Это - оценка, обращённая не только к вузовской профессуре, но ещё и к массовому сознанию, в том числе, к абитуриентам. Это - ориентировка: не поступайте в российские экономические вузы, в них вы не получите никакой профессиональной подготовки. (Если уже вам действительно так хочется стать профессиональными экономистами, то в России есть два вуза, вот в них и попробуйте поступить, или поезжайте за границу).

Вторая опасность «перестроечной» трактовки - неизбежная ориентация на внешние формы. Это:

• уровневая система;

• компетентностный подход, ФГОСы 3-его поколения;

• модульное построение учебных планов, свобода выбора студентами траекторий образовательного пути;

• селекция вузов, выделение особо отличившихся и обозначение их как исследовательских (или федеральных).

Можно себя убедить, что если всё это осуществить (а это можно осуществить, и довольно быстро), то образование приобретёт другое качество.

На самом деле может и приобрести. А может и не приобрести. Реальный результат реформирования может оказаться весьма скромным (или даже отрицательным).

Многое зависит от того, в какой степени меры по реформированию будут сопрягаться с реальной текущей работой по модернизации, которая постоянно идёт (и шла, и будет идти) в вузовских коллективах.

Именно эта - повседневная, будничная работа по обновлению спектра учебных программ, содержания учебных планов в соответствии с меняющимися запросами практики по совершенствованию организации методов и технологий обучения - именно эта работа и составляет основное тело модернизационного процесса. Она-то и даёт реальный положительный результат. Результат, который выражается в том, что выпускники тех вузов, где модернизация идёт в постоянном режиме, соответствуют по своим качествам требованиям современного производства.

Спросите, например, банкиров, руководителей инвесткомпаний, экономических служб правительства, предприятий Самарской области, как они оценивают качество подготовки выпускников Самарского государственного экономического университета. Спросите руководство транснациональной компании Jonson Control (производство автокомпонентов), почему оно заключило договор с нами о кадровом обеспечении их российских и европейских подразделений. Ответ будет один -

компетенции выпускников как раз такие, какие им нужны.

При этом СГЭУ никогда не выдвигал громких лозунгов, не производил радикальных перестроек. Коллектив просто упорно (можно сказать - упёрто) работал в режиме постоянного поиска. И продолжает работать в режиме поиска новых, перспективных образовательных программ, поиска новых способов подачи учебного материала, соединения учебной и научной работы, взаимодействия с работодателями, чтобы формировать у выпускников не просто багаж знаний, а профессиональные компетенции.

Это черновая, будничная, повседневная работа. Конечно же, она направляется нашими внутренними планами и программами. Главной среди них является Концепция развития СГЭУ на период 2009-2012 гг. В этой концепции мы учли главные вызовы нашего времени.

1. Неблагоприятная демографическая ситуация.

2. Сокращение бюджетных возможностей государства и платёжеспособного спроса на высшее образование.

3. Насыщение рынка образовательных услуг предложениями со стороны большого числа имеющихся и вновь появляющихся учебных заведений, обозначающих себя в качестве вузов и, соответственно, обострение конкуренции на этом поле.

4. Усиление зависимости вузов от потребителей.

Последнее мы рассматриваем как главное направление в нашей работе.

От потребителей мы получаем сигналы о том, в каком направлении нам следует обновлять продукт, они же помогают нам делать это. Например, два ключевых министра в Правительстве Самарской области: министр финансов и министр экономики преподают у нас спецдисциплины. На уровне топ-менеджеров банков - это довольно обычная для нас практика.

Контакты с бизнес-организациями разнообразны, и для придания им определённого формата мы ввели практику заключения с ними договоров о стратегическом партнёрстве.

На данный момент у нас действуют 68 таких договоров, включая договоры с «ЦСКБ - Прогресс», который делает большую часть российских ракет, и с таким гигантом, как «АвтоВАЗ» (пример, может быть, не самый удачный, но гигантом ВАЗ остаётся даже в его нынешнем состоянии).

Именно в результате взаимодействия с бизнесом и органами государственного управления мы ведём в постоянном режиме работу по обновлению и ОПП, и программ ДПО. По обновлению их содержания, технологий и форм организации учебного процесса, по обновлению компетенций нашего профессорско-преподавательского состава.

ВЕСТНИК ФА ♦ 3'2010

В этой постоянно осуществляемой работе по модернизации учебного процесса есть интересные наработки и достижения.

От разбора кейсов и деловых игр мы пытаемся сейчас перейти к учебно-тренировочным фирмам (УТФ). От электронных учебников - к созданию электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС).

В этой работе нам очень помогает международное партнёрство с зарубежными университетами и компаниями (реально данных партнёров у нас сейчас 10). Уже более 5 лет назад мы ввели в практику внутривузовские гранты для преподавателей для выполнения исследований и разработок по совершенствованию учебного процесса на базе современных информационных технологий.

Об этом я мог бы рассказывать много и долго, но отмечу главное.

Главное, на мой взгляд, что в университете сложилась атмосфера. Сформировалось понимание, что поиск новых решений - это не трудовой подвиг, а штатный режим работы. По-иному мы и не должны, и не можем работать.

Характерно, что рейтинг кафедр, институтов и факультетов определяется не просто по объёмам работы, а по вкладу в развитие университета. Соответственно критерии и показатели ежегодно уточняются, обновляются. И ежегодное премирование коллективов подразделений - призёров также заметно влияет на университетскую атмосферу, стимулирует инновационную активность преподавателей.

Не думаю, что это всё есть только у нас: такая атмосфера характерна для многих экономических вузов.

И, конечно, как и у всех, в этой работе у нас достаточно трудностей и препятствий. Они известны. Это и недостаточность финансовых ресурсов, есть и консерватизм некоторой части преподавателей. Достаточно выражена неготовность многих бизнес-организаций к конструктивному взаимодействию с нами.

Особо следует отметить такую трудность, как готовящийся окончательный переход на ступенчатую систему подготовки специалистов, т.е. сокращение срока обучения основной массы студентов с 5 до 4 лет.

Это краеугольный элемент идущей сейчас перестройки высшего образования, и нелегко понять, как он сопрягается с усилиями вузов по повышению качества подготовки специалистов.

Мы готовим и бакалавров, и магистров уже давно (как и многие другие вузы). Наш опыт показывает, что все бакалавры по окончании обучения идут в магистратуру или в специалитет. Никто не идёт с дипломом бакалавра на практическую работу.

И, действительно, трудно представить работодателя, который по доброй воле возьмёт на долж-

ность бухгалтера не выпускника специалитета по бухучёту, а бакалавра-экономиста широкого профиля.

Если же это будет бакалавр профилированный, то в условиях сокращённого на год срока обучения, неизбежно придётся пожертвовать какими-то гуманитарными или общенаучными дисциплинами. Исключить или сократить, например, историю, философию, иностранный язык, физподготовку.

Можем ли мы пойти на это? Конечно, нет. Тем более, что этот вопрос уже решён. ФГОСы уже готовы. Пока, правда, не утверждены. Но это дело времени, видимо, недолгого.

Может, следует отказаться вообще от введения бакалавриата?

Вопрос так даже не надо ставить, потому, что ответ ясен: Болонский процесс - не остановить, что сделано, то сделано.

Нужно не ставить вопросы, а искать способы выхода из этого положения. Мы видим два способа.

Первый - сохранить возможность «доучивания» выпускников бакалавриата ещё в течение года, давая им специальность и соответствующую квалификацию. (Ничего страшного в этом не будет. И Болонью удовлетворим, и нужды наших российских работодателей. Единственно, что бюджетное обучение для студентов сократится на год, но оно и сейчас распространяется только на половину студентов).

Если же Минобрнауки и законодатели на эту меру не пойдут, то, возможно, нам самим - экономическим вузам - следует ввести это дополнительное обучение специальности. Но оно уже будет иметь статус не ОПП, а программы ДПО. Разница понятна. Вместо диплома - сертификат. Но зато будет квалификация.

Другой способ решения проблемы - трудный, но, видимо, неизбежный - это сокращение ущерба качеству за счёт интенсификации процесса обучения. Чтобы не за пять, а за четыре года сформировать необходимые компетенции.

Возможно ли это? Наверное, возможно. Ведь в истории нашего отечественного высшего экономического образования был период, когда учились четыре года. И многие из сидящих в этом зале закончили вуз за четыре года и стали, как видим, хорошими специалистами.

Так что возможность вернуться в прошлое на новой технической и методической основе ещё остается. Конечно, хотелось бы идти вперёд, а не назад.

Для движения вперёд надо искать эффективные современные способы интенсификации учебного процесса.

Мы у себя в университете в качестве главного способа интенсификации определили системную

Электронная иформационно-образовательная среда |

ю

«0

ч

и

а

и

«

2 и о я

а л

^ ч

и о

О) н

а се

« м Й о

л м

в се

к а

ю о

о Э о я к

В о в

1© гт

о 54

2

а

О

-е-

в

в

Общедоступные ресурсы

Правила пользования

Информация о вузе

Специальности

Структура вуза (информация об институтах, центрах, факультетах)

Второе высшее образование

Дополнительные образовательные услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бизнес-образование

Расписание занятий

Электронная библиотека СГЭУ

Внешние ЭИОР

Портал «Научная деятельность»

Среда профессионального общения

Профессиональные телеконференции

Тематические чаты

Форум Информация для абитуриента

Информация для студента

Информация для аспиранта

Информация для докторанта

Портал обмена знаниями

Виртуальные лаборатории

иртуальные представительства кафедр

Название кафедры Состав кафедры 0 кафедре (общие сведения) Научная деятельность

Специальности Электронные УМК

Стандарты специальностей Учебные планы специальностей

Рис. 1. Электронная информационно-образовательная среда

rvj

о

ш

Структура электронного ЭУМК

I. Выписка из Государственного образовательного стандарта (ГОС) специальности/направления подготовки (для дисциплин федерального компонента).

II. Рабочая программа

III. Учебные материалы (учебники, учебные пособия или конспекты лекций).

IV. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при изучении конкретной дисциплины.

V. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим или лабораторным занятиям

VI. Практикум (лабораторный практикум), задачник.

VII. Методические рекомендации по написанию курсовых/контрольных работ:

VIII. Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине.

IX. Тестовые задания для контроля степени усвоения дисциплины студентами:

IX.I. Тестовые задания для самостоятельной подготовки;

IX.II. Тестовые задания для промежуточной и итоговой аттестации.

X. Терминологический словарь (глоссарий).

XI. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.

Виртуальные лаборатории

Тренажеры

Деловые игры

Мультимедийные обучающие системы

Системы тестирования

Рис.2. Структура электронного ЭУМК

вопросы ОБРАЗОВАНИЯ

компьютеризацию всех функций и сторон образовательной деятельности. Эта система получила у нас название ЭИОС - электронная информационно-образовательная среда.

Она представляет собой действительно своеобразную среду, в которой мы работаем. Электронную знаниевую среду, в которой можно получить всё, что нужно для профессиональной жизни преподавателя, студента, аспиранта, даже для наших бизнес-парнёров (рис.1).

Она построена по принципу сети Интернет и имеет единые и простые средства навигации. В ней есть общесистемные, или общедоступные ресурсы, дающие возможность неограниченного пользования представленной информацией и средствами профессионального общения. В ней есть и ресурсы с режимом ограниченного доступа, так называемые внутренние ресурсы.

Общедоступные ресурсы - это вся университетская жизнь: образовательная и научная жизнь в целом. В ней есть и собственно информационные ресурсы, и среда общения: профессиональные телеконференции, тематические чаты, форум.

Внутренние ресурсы - это виртуальные представительства кафедр, они связаны через портал обмена знаниями. В них размещена кафедральная информационная база, но самое главное - это электронные УМК (ЭУМК).

Мы разработали свои формы УМК (рис. 2), более полные и информативные по сравнению с типовыми, и специальную электронную оболочку для их размещения в ЭИОС (в формате гипертекста).

И это очень сильно меняет нашу работу. Потому, что система - реальная. Она хотя и называется виртуальной, но действует реально. Сейчас в ней более тысячи УМК, более 200 мультимедийных обучающих программ, более тысячи тестов. И, пожалуй, самый интересный показатель - это посещаемость. В среднем - 400 тысяч посещений в месяц.

Эта система экономит время, интенсифицирует учебный процесс. Она интересна для всех: и для студентов, и для преподавателей, и для университета в целом.

У студентов есть доступ ко всем учебно-методическим материалам из любой географической точки. Есть возможность самообучения и самоконтроля. Реальной становится индивидуализация обучения. Для преподавателей важен обмен знаниями и материалами. Они получают возможность электронного мониторинга знаний студентов в самых различных форматах: от межсессионного контроля, до проведения олимпиад.

Очевидны выгоды и для университета в целом.

Ещё одна форма, которую мы считаем эффективной и перспективной - учебно-тренировочные

фирмы (УТФ). Мы их начали внедрять с 1992 г. и делаем это сейчас. Хотя это и нелегко, прежде всего, из-за жёсткой конструкции нынешних стандартов - действующих стандартов второго поколения.

Что это такое? УТФ тоже связаны с информатизацией. Но это, тем не менее, самостоятельный инструмент. Это имитация деятельности реальной фирмы (предприятия, банка, аудиторской фирмы и т.д.). Но виртуальными в УТФ являются только деньги и продукция. Всё остальное: документооборот, экономические расчёты, учёт, правовое обеспечение, принятие управленческих решений - ничем не отличается от деятельности реального предприятия.

Смысл этого дела, думаю, понятен: научить студентов видеть и решать задачи в комплексе, причём в условиях, максимально приближенных к реальности.

Это очень важно. И все это понимают, но думают, что это можно решить с помощью деловых игр. Но это не так, деловая игра - более ограниченный инструмент: по широте, по времени, по составу участников. УТФ охватывает все стороны деятельности предприятий, в ней совместно участвуют преподаватели многих кафедр. Очень желательна интеграция с другими учебными заведениями.

Она интересна и для студентов, и для преподавателей. И есть много вариантов использования УТФ в учебном процессе. Их можно вписывать в практические занятия и в производственную практику. Они могут создаваться и в школах, и в колледжах (что очень важно для профориента-ционной работы).

Сейчас в нашем университете действуют 26 УТФ, в том числе: учебный банк, нотариальная контора, аудиторская фирма. Три УТФ имеют международный статус и входят в международное кольцо УТФ «ЕВРОПЕН». Девять УТФ создано в колледжах, семь УТФ - в школах. Чем больше их число, тем эффективнее работа в них. Нужна сеть таких фирм. Нужно как можно больше партнёров.

И, пользуясь случаем, я хочу пригласить вас, коллеги, к сотрудничеству. Мы готовы работать с любым вузом, который заинтересуется этим проектом, и не только этим.

И если мы объединим наши усилия, то модернизация, которой мы занимаемся в постоянном режиме, будет более эффективна и более видна. И уже ни у кого не повернётся язык сказать, что высшее экономическое образование в России надо строить с нуля.

Оно есть. И главное - оно не в застое, а в движении. В постоянном движении и обновлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.