Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ НА КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЯХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ '

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ НА КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЯХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
417
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аппарат воздушного охлаждения / вентилятор / композитные материалы / моделирование / энергоэффективность / gas air cooling unit / fan / composite materials / modeling / energy efficiency

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хасанов Ильнур Ильдарович, Ардуганов Артур Ильдарович

В статье анализируется возможность модернизации аппаратов воздушного охлаждения газа, установленных на компрессорных станциях с целью сокращения потребления энергоресурсов, что, в частности, достигается применением композитных материалов в конструкции силовых компонентов. Для оценки эффективности установки рабочего колеса была разработана 3D-модель типового вентилятора с классическими лопастями. Применение композитных материалов в рабочем колесе уменьшило потребную мощность электродвигателя на 70%, что подтверждает их энергоэффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хасанов Ильнур Ильдарович, Ардуганов Артур Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF FANS OF GAS AIR COOLING UNIT AT COMPRESSOR STATIONS OF MAIN GAS PIPELINES

The article analyzes the possibility of modernizing gas air cooling unit installed at compressor stations in order to reduce energy consumption, which is achieved by using composite materials in the design of power components. In order to evaluate the efficiency of installing the GATS-50-4М2 impeller, we developed 3D model of a typical fan with classic blades, similar to the design of the UК-2М. model. The use of composite materials in the impeller reduced the power required by the electric motor by 70%, which confirms their energy efficiency.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ НА КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЯХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ »

УДК 622.691.4.052 https://doi.org/10.24412/0131-4270-2022-1-2-29-34

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ АППАРАТОВ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ НА КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЯХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ

MODERNIZATION OF FANS OF GAS AIR COOLING UNIT AT COMPRESSOR STATIONS OF MAIN GAS PIPELINES

Хасанов И.И., Ардуганов А.И.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: ilnur.mt@mail.ru E-mail: ardtur2job@mail.ru

Резюме: В статье анализируется возможность модернизации аппаратов воздушного охлаждения газа, установленных на компрессорных станциях с целью сокращения потребления энергоресурсов, что, в частности, достигается применением композитных материалов в конструкции силовых компонентов. Для оценки эффективности установки рабочего колеса была разработана Эй-модель типового вентилятора с классическими лопастями. Применение композитных материалов в рабочем колесе уменьшило потребную мощность электродвигателя на 70%, что подтверждает их энергоэффективность.

Ключевые слова: аппарат воздушного охлаждения, вентилятор, композитные материалы, моделирование, энергоэффективность.

Для цитирования: Хасанов И.И., Ардуганов А.И. Модернизация вентиляторов аппаратов воздушного охлаждения на компрессорных станциях магистральных газопроводов // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2022. № 1-2. С. 29-34.

D0I:10.24412/0131-4270-2022-1-2-29-34

Ilnur I. Khasanov, Arthur A. Arduganov

Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: ilnur.mt@mail.ru E-mail: ardtur2job@mail.ru

Abstract: The article analyzes the possibility of modernizing gas air cooling unit installed at compressor stations in order to reduce energy consumption, which is achieved by using composite materials in the design of power components. In order to evaluate the efficiency of installing the GATS-50-4M2 impeller, we developed 3D model of a typical fan with classic blades, similar to the design of the UK-2M. model. The use of composite materials in the impeller reduced the power required by the electric motor by 70%, which confirms their energy efficiency.

Keywords: gas air cooling unit, fan, composite materials, modeling, energy efficiency.

For citation: Khasanov I.I., Arduganov A.A. MODERNIZATION OF FANS OF GAS AIR COOLING UNIT AT COMPRESSOR STATIONS OF MAIN GAS PIPELINES. Transport and storage of Oil Products and hydrocarbons. 2022, no. 1-2, pp. 29-34.

DOI:10.24412/0131-4270-2022-1-2-29-34

За последние десятилетия в мире произошло несколько глобальных экономических кризисов, которые повлияли на экономики множества стран, в том числе и России. Положительной составляющей столь негативных процессов является необходимость проработки решений по сокращению и оптимизации расходов путем внедрения мероприятий в сфере ресурсоэнергосбережения. В 2009 году в России был введен Федеральный закон от 23.11.2009 № ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» [1], направленный на реализацию мер по оптимальному использованию энергоресурсов. Реализация программ в таких сферах, как электроэнергетика, теплоснабжение, добывающая промышленность и др., позволила в 2019 году впервые достичь снижения энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) по сравнению с уровнем 2015 года путем сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов, что было достигнуто повышением технологичности производства. В то же время среди ключевых проектов, отмеченных в [2], практически отсутствуют инновационные решения, связанные с магистральным транспортом нефти и газа.

Одной из составляющих энергетики промышленно развитых стран, в том числе и России, является газовая

промышленность. На существующем этапе технического прогресса основным и, по сути, единственным средством доставки газа в больших объемах и на значительные расстояния является трубопроводный транспорт. Протяженность современных газопроводов достигает нескольких тысяч километров, а всей газотранспортной системы страны -около 150 тыс. км. С учетом существенной протяженности газопроводов на территории России одним из ключевых вопросов, направленных на повышение эффективности использования топливо-энергетических ресурсов в технологических процессах газотранспортной отрасли, является вопрос энергосбережения при работе технологического оборудования.

В процессе транспортировки газа осуществляется ком-примирование природного газа газоперекачивающими агрегатами на компрессорных станциях (КС). Охлаждение газа после его компримирования осуществляется в целях обеспечения надежности и повышения эффективности работы магистрального газопровода.

Для охлаждения потока транспортируемого газа наибольшее применение на компрессорных станциях получили аппараты воздушного охлаждения (АВО), которые имеют множество преимуществ перед другими типами

теплообменных аппаратов: не требуют предварительной подготовки теплоносителей, надежны в эксплуатации, не наносят вреда окружающей среде, имеют более простые схемы подключения. Принцип работы АВО заключается в снижении температуры газа за счет теплообмена с принудительно перемещаемым с помощью вентиляторов воздухом, прокачивающимся через межтрубное пространство тепло-обменной секции. В результате снижения температуры газа увеличивается его плотность, снижается скорость течения, а потери давления в газопроводе сокращаются, что позволяет увеличить пропускную способность газопровода.

Проведенные исследования АВО, применяемых на КС, показывают, что температура газа в этих аппаратах снижается на 15...20 °С [3]. Также в ходе исследований [4] было установлено, что экономически целесообразно наиболее полное использование установок охлаждения газа на КС в годовом цикле эксплуатации, за исключением зимних месяцев, когда температура наружного воздуха отрицательная. Включение всех АВО на предыдущей компрессорной станции в период, когда температура окружающей среды ниже нуля, приводит к охлаждению газа до такой температуры, что появляется опасность выпадения гидратов [5].

Охлаждение газа является наиболее энергоемким процессом на компрессорной станции и составляет от 22 до 48% расхода электроэнергии на КС с установленными газотурбинными перекачивающими агрегатами. В условиях необходимости повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в технологических процессах газотранспортной отрасли требуется определить факторы, влияющие на потребление энергии, и рассмотреть возможность модернизации конструкции АВО. Согласно исследованию [6], таковыми являются:

- конструктивные и эксплуатационные характеристики теплообменных секций АВО и вентиляторов;

- технические характеристики электродвигателей;

- технические характеристики трансформатора и кабельной линии;

- технические характеристики коммутационно-регулиру-ющей аппаратуры;

- алгоритм управления электродвигателями вентиляторов при изменении режимных параметров охлаждаемого продукта.

Для поддержания температуры технологического газа в заданных пределах возникает необходимость в регулировании охлаждающего эффекта АВО. Это достигается за счет изменения расхода через АВО охлаждающего воздуха, на который влияют количество одновременно работающих вентиляторов, частота вращения рабочего колеса вентилятора, угол атаки лопастей. При низких температурах наружного воздуха возникают проблемы, связанные с образованием гидратов на стенках труб теплообменных секций. Следствия гидратообразования - ухудшение эффективности охлаждения газа, возрастание потерь давления в тепло-обменных секциях, механическая деформация и разрушение труб теплообменных секций. В АВО в холодное время года регулирование температуры газа на выходе может осуществляться снижением расхода воздуха путем выключения части вентиляторов, уменьшения угла атаки их лопастей или частотным регулированием числа оборотов вентилятора. В системах охлаждения газа, которые в настоящее время эксплуатируются на КС, температура газа после

АВО регулируется включением (отключением) вентиляторов в сочетании с сезонной регулировкой угла атаки лопастей. Естественно, такое управление приводит к неточности поддержания температуры газа и нерациональным затратам электроэнергии [7].

В настоящее время реализуются следующие современные технологии охлаждения компримируемого газа в АВО:

- на основе сезонного изменения углов атаки лопастей вентиляторов [8];

- на основе частотного регулирования скорости вращения вентиляторов [9];

- на основе применения композитных материалов в конструкции силовых компонентов.

Преимущество композитных материалов широко используется в современном машиностроении. Композиционные материалы имеют возможности гибкой конструкции, которая может быть адаптирована к требованиям конкретного проекта. В настоящее время широко используются композиционные материалы, армированные стеклянными волокнами, - стеклопластики. Они легко поддаются механической обработке, обладают высокой прочностью, устойчивостью к тепловым ударам и знакопеременным нагрузкам, радиопрозрачностью, коррозионной стойкостью. Такие композиты широко используют в судостроении, авиации, в космической технике, автомобилестроении, при изготовлении некоторых бытовых приборов [10].

Известно, что изготовление лопастей несущего и рулевых винтов из композиционных материалов активно применяется в последние 20 лет [11].

В исследовании [12] авторами был проведен анализ методов изготовления лопастей вертолета из полимерных композиционных материалов. По результатам исследования было выявлено, что оптимальная технология изготовления лопасти рабочего колеса из полимерных композиционных материалов предполагает применение оправки из силиконовой резины вместо эластичной диафрагмы при изготовлении пера. Преимущество технологии заключается в упрощении конструкции пресс-формы, значительном сокращении брака при формировании, что уменьшает как потенциальные, так и фактические трудозатраты и потери дорогостоящих материалов.

В работе [13] авторами был проведен анализ как существующих, так и перспективных технологий композиционных материалов для создания лопатки спрямляющего аппарата нового отечественного двигателя ПД-14, планируемого для установки на ближне-средне-магистральный самолет МС-21. С учетом большого количества лопаток на один двигатель снижение массы от применения полимерных композиционных материалов вместо металла в лопатках спрямляющего аппарата может быть весьма значительным - до 40%.

В свою очередь, применение композиционных материалов также нашло себя и в газовой отрасли. Авторы исследования [14] предлагают использование металлических композиционных материалов волокнистой структуры - бор-магний (B-Mg) и углемагний (C-Mg), позволяющее при соответствующих технологиях литья получить детали с отработкой защиты от воздействия внешней среды. Исследования над экспериментальными образцами хвостовиков разработанных лопаток подтвердили их работоспособность в соответствии с действующими нормами прочности, а расчет

напряженно-деформированного состояния был проведен в программном пакете Ansys.

В рамках работы была поставлена задача применения данного программного пакета для создания модели рабочего колеса с лопатками вентиляторов АВО, проверки корректности модели и оценки эффективности применения композиционных материалов.

Для проведения исследования был выбран широко применяемый аппарат воздушного охлаждения типа 2АВГ-75С (рис. 1). Он состоит из теплообменных секций, вентиляторов, привода каждого вентилятора, электродвигателя, несущих конструкций, коллекторов входа (распределения) и выхода (сбора) охлаждаемого продукта. Охлаждение природного газа осуществляется за счет охлаждения поверхности труб воздухом, подаваемым двумя осевыми вентиляторами снизу вверх: воздух, проходя по межтрубному пространству, забирает тепло, тем самым охлаждая природный газ. При необходимости нагретый воздух может использоваться повторно для подогрева природного газа в случае технической необходимости (например, в условиях эксплуатации оборудования при низких температурах) [15].

В состав АВО входит вентилятор типа УК-2М (рис. 2). Он состоит из металлических лопастей, выполненных из алюминия, обтекателя, барабана (обода), а также ребер жесткости, увеличивающих прочность вентилятора.

Для получения значения потребляемой электродвигателем мощности была разработана трехмерная модель типового осевого вентилятора с классическими лопастями (рис. 3) в программном комплексе Solid Works, конструкция которого аналогична вентилятору типа УК-2М. Также была построена проточная часть аппарата воздушного охлаждения - входной коллектор для воздуха, корпус вентилятора и диффузор (рис. 4).

Для проведения расчетов на данной модели был использован программный пакет Ansys CFX-Solver Manager. Задание граничных условий было выполнено по схеме P - Totallnlet P-Static Outlet - задание полного давления (с учетом направления потока) и полной температуры на входе P1 и статического давления рабочего тела на выходе P2

Рис. 1. АВО типа 2АВГ-75С

Рис. 2. Вентилятор типа УК-2М: 1 - воротник жесткости; 2 - лопасть; 3 - обтекатель; 4 - барабан; 5 - ребро

жесткости

Рис. 3. Модель осевого вентилятора с классическими лопастями

■ Рис. 4. Модель проточной части АВО

| Рис. 5. Распределение давления на рабочем колесе

при известном температуре воздуха, расходе воздуха и частоте вращения вентилятора.

В процессе решения задачи было произведено 200 итераций расчета. На каждой итерации решатель пытается придать такие значения параметрам, чтобы заданные уравнения выполнялись максимально точно. Критерием сходимости задачи являются невязки по компонентам скорости течения воздуха и его давлению, а также дисбаланс расходов, что было достигнуто после 120 итераций.

На рис. 5а представлено распределение давления на рабочем колесе. Насколько видно из рисунка, наибольшее давление воздух оказывает на края лопастей, а также на их кромки. Обуславливается это тем, что данная часть лопасти наиболее удалена от центра и движется с большей скоростью.

На обратной части лопасти со стороны всасывающего коллектора (рис. 5б), можно наблюдать пониженное давление воздуха на лопатках. Происходит выталкивание воздуха в диффузор лопастями, за счет этого появляется разряжение воздуха на обратной стороне лопастей, и как следствие этого подсос новой порции воздуха.

На графике проекции абсолютной скорости потока на ось х (рис. 6) видно, что наибольшая скорость потока возникает на лопастях вентилятора и, выходя с лопастей, скорость потока постепенно уменьшается. В центральной части диффузора можно наблюдать отрицательную скорость течения воздуха, это означает, что возникает зона обратных токов. Таким образом, можно сделать вывод, что расположение теплообменных секций на выходе из данной области неэффективно.

Для полученной модели момент на валу вентилятора равняется М = 2753,3 Н/м.

Мощность на валу вентилятора - NЭЛ = 72,1 кВт; мощность, потребляемая аппаратом, состоящим из двух вентиляторов, N =144,2 кВт.

Для проверки корректности модели был проведен аэродинамический расчет вентилятора УК-2М путем нахождения

| Рис. 6. Проекция абсолютной скорости потока на ось х

рабочей точки вентилятора (соответствует максимальному КПД), полученной в результате построения безразмерной характеристики сети и ее пересечений с безразмерными характеристиками вентилятора при различных углах наклона лопастей. Безразмерная характеристика сети была получена путем заданий нескольких значений относительного расхода и относительного давления.

Угол атаки лопастей, соответствующий наибольшему значению КПД, составит = 0,55, равен 15°. В этом случае потребляемая электродвигателем мощность составит NЭЛ = 70кВт.

В свою очередь, мощность, потребляемая аппаратом, состоящим из двух вентиляторов, N =140 кВт.

Расхождения в результатах составляет 3%, что позволяет применять полученную модель как типовую для дальнейших расчетов.

В целях экономии электроэнергии при охлаждении природного газа в АВО было рассмотрено альтернативное рабочее колесо, выполненное из композитных материалов. Рабочее колесо ГАЦ-50-4М2 вентиляторов аппаратов воздушного охлаждения (рис. 7) предназначено для установки в аппараты воздушного охлаждения типа 2АВГ-75 (аналог заменяемого рабочего колеса вентилятора УК-2М).

Рис. 7. Габаритные размеры рабочего колеса ГАЦ-50-4М2 вентиляторов АВО

Рис. 8. Аэродинамическая характеристика вентиляторов: 1 - Т-50-4; 2 - ГАЦ-50-4М2

Рабочее колесо вентилятора включает в себя композитную ступицу и объемные стеклопластиковые лопасти, изготовленные методом формования под давлением с термической полимеризацией. Лопасти полые, с несущей обшивкой, обеспечивающей высокую прочность и жесткость при малом весе. В комлевой части лопасти выполнен стекло-пластиковый хвостовик. Хвостовик плавно сопрягается с несущей обшивкой лопасти, что обеспечивает равномерное распределение напряжений в конструкции. Для снятия заряда статического электричества законцовка лопасти оснащена металлической пластиной, соединенной электропроводом с металлической втулкой.

Для предотвращения эрозии от капель жидкости на передние кромки лопастей при необходимости устанавливаются носки из стеклопластика и листового металла.

Ступица состоит из:

- втулки, стеклопластиковых хомутов и диска;

- втулки и двух металлических пластин, между которыми с помощью стеклопластиковых хомутов зажимаются лопасти.

Для определения мощности, потребляемой вентилятором, воспользуемся аэродинамической характеристикой (рис. 8).

Необходимый воздушный поток GН, развиваемый классическими лопастями, составляет 109,88 м3/с, или 395,5 тыс. м3/ч. В соответствии с аэродинамической характеристикой вентилятора получим потребляемую вентилятором мощность NВ = 20,8 кВт.

При КПД электродвигателя, равном 0,97, потребляемая электродвигателем мощность составит N = 21,44 кВт. В свою очередь, мощность, потребляемая аппаратом, состоящим из двух вентиляторов, N = 42,88 кВт

На основании полученных результатов сформулирован вывод, что снижение потребляемой мощности при использовании рабочего колеса из композитных материалов, составит 70,2%.

Таким образом, доказано, что использование данной технологии при изготовлении рабочих колес позволяет добиться более совершенной аэродинамической формы лопастей, а это, в свою очередь, позволяет достичь большего КПД вентиляторов и сокращения расходуемой энергии на их работу. Применение методов моделирования при модернизации конструкции рабочих колес является корректным в соответствии с полученной погрешностью и позволяет его использовать при разработке модернизированных моделей рабочих колес, что позволит добиться наиболее эффективной с точки зрения ресурсоэнергосбере-жения работы аппарата воздушного охлаждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ (дата обращения 19.03.2022).

2. Министерство экономического развития Российской Федерации: Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации. М. 2020. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/c3901dba442f8e361d68bc019d7ee83f/Energyefficiency2020.pdf (дата обращения 19.03.2022).

3. Колоколова Е.А., Смородова О.В., Китаев С.В., Бурдыгина Е.В. Сравнение тепловой эффективности АВО газа до и после промывки трубного пучка // Мат. V междунар. учеб.-науч.-практ. конф. «Трубопроводный транспорт - 2009». Уфа: Изд-во УГНТУ, 2009. С. 254-256.

4. Колоколова Е.А., Байков И.Р., Бурдыгина Е.В., Смородова О.В. Влияние угла установки лопастей вентилятора аппаратов воздушного охлаждения газа на температуру выхода магистрального газа с компрессорной станции // Инновации и инвестиции. 2014. № 8. С. 164-166.

5. Бодылев А.С. Аппараты воздушного охлаждения компрессорной станции // Аллея науки. 2018. № 5(21). С. 490-492.

6. Лапаев Д.Н., Мочалин Д.С., Титов В.Г. Управление системой воздушного охлаждения газа компрессорных станций // Тр. НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2014. № 5 (107). С. 79-83.

7. Хворов Г.А., Юмашев М.В., Маланичев В.А. Анализ энергосберегающих технологий охлаждения газа на основе аппаратов воздушного охлаждения в транспорте газа ПАО «Газпром» // Науч. журн. Росс. газ. об-ва. 2016. № 3. С. 32-37.

8. Хайрутдинова Н. Повышая угол атаки. Пульс Ямбурга: Газпром добыча Ямбург, 2020. 8 июня.

9. Карницкий В.Ю, Тулупов А.П. Установка частотно-регулируемого привода на АВО газа // Изв. ТулГУ. Техн. науки. 2017. Вып. 12. Ч. 1. С. 196-198.

10. Рогов В.А., Шкарупа М.И., Велис А.К. Классификация композиционных материалов и их роль в современном машиностроении // Вестник РУДН. 2012. № 2. С. 40-42.

11. Строительная механика летальных аппаратов / под ред. И.Ф. Образцова. М.: Машиностроение, 1986. 536 с.

12. Бохоева Л.А., Пнев А.Г. Выбор и обоснование оптимальной технологии изготовления лопасти вертолета из композиционных материалов // Изв. вузов. Машиностроение. 2011. № 5. С. 20-24.

13. Аношкин А.Н., Зуйко В.Ю., Шипунов Г.С., Третьяков А.А. Технологии и задачи механики композиционных материалов для создания лопатки спрямляющего аппарата авиационного двигателя // Вестник ПНИПУ. Механика. 2014. № 4. С. 5-44.

14. Рыжов А.А, Галимханов Б.К., Рыжов Н.А. и др. Проектирование лопаток ГТД из композиционных материалов // Вестник СГАУ. 2011. № 3 (27). С. 364-369.

15. Аппарат воздушного охлаждения 2АВГ-75, 2АВГ-100: Торговый дом САРРЗ. URL: https://tdsarrz.ru/produktsiya/ apparaty_vozdushnogo_ohlazhdeniya_avo/apparat_vozdushnogo_ohlazhdeniya_2avg-75_2avg-100.html (дата обращения 15.02.2022).

REFERENCES

1. Federal'nyy zakon «Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti i o vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii ot 23.11.2009 № 261-FZ(poslednyaya redaktsiya) (Federal Law No. 261-FZ dated November 23, 2009 "On energy saving and increasing energy efficiency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" (last edition)) Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_93978/ (accessed 19 March 2022).

2. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii: Gosudarstvennyy doklad o sostoyanii energosberezheniya ipovyshenii energeticheskoy effektivnosti v Rossiyskoy Federatsii. Moskva. 2020 (Ministry of Economic Development of the Russian Federation: State report on the state of energy conservation and energy efficiency in the Russian Federation. Moscow. 2020) Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/c390ld ba442f8e361d68bc019d7ee83f/Energyefficiency2020.pdf (accessed 19 March 2022).

3. Kolokolova Ye.A., Smorodova O.V., Kitayev S.V., Burdygina YE.V. Sravneniye teplovoy effektivnosti AVO gaza do i posle promyvki trubnogo puchka [Comparison of the thermal efficiency of gas air cooling unit before and after washing the tube bundle]. Trudy VMezhd. ucheb.-nauch.-prakt. konf. «Truboprovodnyy transport - 2009» [Proc. of V Intl. study.-scient.-pract. conf. "Pipeline transport - 2009"]. Ufa, 2009, pp. 254-256.

4. Kolokolova YE.A., Baykov I.R., Burdygina YE.V., Smorodova O.V. Influence of the installation angle of the fan blades of gas air coolers on the outlet temperature of the main gas from the compressor station. Innovatsiiiinvestitsii, 2014, no. 8, pp. 164-166 (In Russian).

5. Bodylev A.S. Compressor station air-cooling devices. Alleya Nauki, 2018, no. 5(21), pp. 490-492 (In Russian).

6. Lapayev D.N., Mochalin D.S., Titov V.G. Management of the air cooling system of gas compressor stations. Trudy NGTU im. R.Ye. Alekseyeva, 2014, no. 5 (107), pp. 79-83 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Khvorov G.A., Yumashev M.V., Malanichev V.A. Analysis of energy-saving gas cooling technologies based on air coolers in gas transport of Gazprom PJSC. Nauchnyy zhurnal Rossiyskogo gazovogo obshchestva, 2016, no. 3, pp. 32-37 (In Russian).

8. Khayrutdinova N. Increasing the angle of attack. Pul's Yamburga: gazeta administratsii OOO «Gazprom dobycha Yamburg», 2020 (In Russian).

9. Karnitskiy V.YU, Tulupov A.P. Installation of a frequency-controlled drive on a gas air cooler. Izvestiya TulGU. Tekhnicheskiye nauki, 2017, no. 12, pp. 196-198 (In Russian).

10. Rogov V.A., Shkarupa M.I., Velis A.K. Classification of composite materials and their role in modern mechanical engineering. Vestnik RUDN, 2012, no. 2, pp. 40-42 (In Russian).

11. Stroitel'naya mekhanika letal'nykh apparatov [Structural mechanics of aircraft]. Moscow, Mashinostroyeniye Publ., 1986. 536 p.

12. Bokhoyeva L.A., Pnev A.G. Choice and substantiation of the optimal technology for manufacturing a helicopter blade from composite materials. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Mashinostroyeniye, 2011, no. 5, pp. 20-24 (In Russian).

13. Anoshkin A.N., Zuyko V.YU., Shipunov G.S., Tret'yakov A.A. Technologies and tasks of the mechanics of composite materials for the creation of an aircraft engine directing vane. Vestnik PNIPU. Mekhanika, 2014, no. 4, pp. 5-44 (In Russian).

14. Ryzhov A.A, Galimkhanov B.K., Ryzhov N.A., Latypov R.K., Irgalin S.R. Design of gas turbine engine blades from composite materials. VestnikSamarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta, 2011, no. 3 (27), pp. 364-369 (In Russian).

15. Apparat vozdushnogo okhlazhdeniya 2AVG-75, 2AVG-100: Torgovyy dom SARRZ (2AVG-75, 2AVG-100 air cooler: SARRZ Trading House.) Available at: https://tdsarrz.ru/produktsiya/apparaty_vozdushnogo_ohlazhdeniya_avo/ apparat_vozdushnogo_ohlazhdeniya_2avg-75_2avg-100.html (accessed 15 February 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Хасанов Ильнур Ильдарович, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Ардуганов Артур Ильдарович, магистрант кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет

Ilnur I. Khasanov, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.

Arthur Arduganov, Master Student of the Department of Transport and Storage ofOil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.