Научная статья на тему 'Модернизация вахтовых поселков лесозаготовителей'

Модернизация вахтовых поселков лесозаготовителей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
339
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДАНИЕ / ПЛАНИРОВКА / ВАХТОВЫЙ ПОСЕЛОК ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЕЙ / ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ВАГОНЫ-ДОМА / ДОМА КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА / LOGGERS' CAMP / BUILDING / PLANNING / PNEUMATIC CONSTRUCTIONS / WAGONS- HOUSES / CONTAINER TYPE HOUSES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Арзуманов Арбен Андреевич, Васильев Владимир Викторович

Рассмотрены основные схемы планировки вахтовых поселков лесозаготовителей на базе вагонов-домов и домов контейнерного типа, установлено, что вахтовые поселки лесозаготовителей на базе вагонов-домов более мобильны, а на базе домов контейнерного типа более теплоустойчивы, но в местах с плохой развитой дорожной сетью их передислокация трудоемка и требует больших денежных средств. Рассмотрены схемы планировки вахтовых посёлков из конструкций различной конфигурации. Предложено заменить базовые здания и сооружения, имеющиеся в комплекте вахтовых поселков лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции, что послужит уменьшению трудовых и денежных затрат при развертывании и свертывании вахтовых поселков. Приведён пример пневматической конструкции в виде аэрокаркасной палатки со сферическими торцами. Отмечено, что данная конструкция имеет долгий срок службы и отвечает требованиям по теплоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic schemes of planning of loggers of camps on the basis of car-houses and container, it was found that camps on the basis of loggers wagons are more mobile container and container on the basis of are more heat-resistant, but in places with poor developed road network their relocation is time-consuming and requires large funds. We consider schemes of planning of camps of various configurations. We suggest replacing basic buildings and facilities available in the set of loggers' camps for pneumatic constructions, which will reduce labor and money in deploying and closing of camps. An example of a pneumatic structure in form of aero tent with spherical ends is given. It is noted that this design has a long service life and meets the requirements for heat resistance.

Текст научной работы на тему «Модернизация вахтовых поселков лесозаготовителей»

УДК 630*165.6

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВАХТОВЫХ ПОСЁЛКОВ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЕЙ

А. А. Арзуманов, В. В. Васильев

ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» arben1@yandex.ru, vasiliev.vova2012@yandex.ru

В настоящее время, запасы древесины находящиеся в легкодоступных местах с хорошо развитой транспортной сетью практически истощены, что привело к необходимости начать разработку более удаленных лесных массивов расположенных в труднодоступных местах с недостаточно развитой сетью автомобильных и железных дорог В результате этого для экономии денежных средств, уменьшения времени доставки рабочих к месту заготовки древесины и увеличения производительности труда возникает потребность в применении вахтового метода заготовки древесины.

Под вахтовым методом понимается такой метод лесозаготовок, при котором мастерские лесозаготовительные участки базируются во временных поселках со сроком эксплуатации на одном месте до

4 лет [1, 2, 3, 4].

При заготовке древесины в труднодоступных местах на большом удалении от мест ее переработки, если есть возможность вывозки древесины по автомобильным или железным дорогам, то, как правило, вахтовый поселок располагается на специально подготовленной площадке в местах проведения лесосечных работ. В случае если сеть лесовозных дорог развита плохо или полностью отсутствует, а единственным видом транспорта для доставки древесины является водный, то вахтовый

поселок прикреплен к приречному складу, где проживающий персонал выполняет лесосечные работы и обслуживает склад. Обустройство вахтового поселка осуществляется по двум направлениям с использованием вагонов-домов и домов контейнерного типа [2, 3, 4].

Если вахтовым поселкам требуется передислокация каждые 1, 2 года или они эксплуатируются только в летнее время, то таким поселкам присуще применение вагонов-домов. Поселки с периодом передислокации 2-4 года работающие круглый год обустраиваются на базе домов контейнерного типа [3, 4]. Вахтовые поселки могут иметь и комбинированную структуру в зависимости от природно-

производственных условий, сроков проведения лесозаготовительных работ и их масштабности.

Рассмотрим подробно схемы планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе вагонов-домов и домов контейнерного типа. На рис. 1 представлена схема планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе вагонов домов, где приняты следующие обозначения [3, 4, 5]:

I - вагоны-дома (общежитие); 2 - вагон мастера; 3 - вагон приезжих; 4 - клуб;

5 - информационный стенд; 6 - столовая; 7 - склад продтоваров; 8 - ледник-погреб; 9 - колодец; 10 - насосная станция;

II - баня; 12 - электростанция; 13 - пере-

движная электростанция; 14 - столбовые опоры со светильниками; 15 - передвижная ремонтная мастерская; 16 - резервные площадки для оборудования; 17 - площад-

ка для стоянки автобуса; 18 - противопожарный щит; 19 - ящик с песком; 20 - туалет; 21 - ограждение; 22 - дорога.

Рис. 1. Схема планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе вагонов-домов

Схема планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе домов контейнерного типа представлена на рис. 2, где приняты следующие обозначения [2, 3, 4]: 1 - дом контейнерного типа; 2 - столбовые опоры со светильниками; 3 - вагон-

столовая; 4 - склад продтоваров; 5 - погреб; 6 - насосная станция; 7 - колодец; 8 -информационный стенд; 9 - баня; 10 - материально-технический склад с отделени-

ем для пожарной мотопомпы; 11 - туалет;

12 - резервная передвижная электростанция; 13 - резервные площадки для оборудования; 14 - передвижная электростанция; 15 - противопожарный щит;

16 - ящик с песком; 17 - передвижная ремонтная мастерская; 18 - площадка для стоянки автобуса; 19 - дорога; 20 - ограждение.

Рис. 2. Схема планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе домов контейнерного

типа

Анализируя схемы, изображенные на рис. 1 и 2, можно утверждать, что особое место в вахтовых поселках занимают вагоны-дома и дома контейнерного типа, предназначенные для проживания рабочих, специалистов и приезжих. Вагоны-дома и дома контейнерного типа присутствуют в большом количестве и должны быть хорошо обустроены для комфортного проживания на всем протяжении пребывания работников на вахте.

Практика применения вагонов-домов и домов контейнерного типа показала, что поселки на базе вагонов-домов более мо-

бильные, а на базе домов контейнерного типа более теплоустойчивые [3]. В свою очередь, при частой необходимости передислокации вахтового поселка, например,

1, 2 раза в год и более, вагоны-дома и дома контейнерного типа требуют значительных трудовых и денежных затрат на свою сборку, установку и перемещение, особенно в условиях с плохо развитой сетью автомобильных и железных дорог, что оказывает большое влияние на общие затраты, потребные на заготовку древесины. Такие затраты на сегодняшний день в жестких рыночных условиях недопустимы, так как

они непосредственно приводят к увеличению стоимости древесины.

На основании всего сказанного, с учетом многолетнего опыта использования подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны Российской Федерации пневматических строительных конструкций для размещения персонала и требуемого оборудования, хранения продовольствия и вещей первой необходимости и т.д., нами предлагается заменить отдельные здания и сооружения вахтовых поселков на пневматические строительные конструкции. Данная замена послужит уменьшению трудовых и денежных затрат при монтаже и демонтаже основных зданий, используемых в вахтовых поселках, и в общем увеличит мобильность рассматри-

ваемых вахтовых поселков в условиях с плохо развитой сетью дорог, а также обеспечит возможность перемещения отдельных зданий по водным путям.

Замене на пневматические конструкции в первую очередь подлежат жилые здания, которые имеются в большом количестве, и требуют много трудовых и денежных ресурсов на свое перемещение. Они могут быть заменены на теплоустойчивые пневматические строительные конструкции с двойной оболочкой, например, на аэрокаркасную палатку со сферическими торцами (рис. 3), практическая эксплуатация которых показала высокую прочность и теплоустойчивость в зимний период года. Каждое пневматическое здание, предназначенное для размещения персонала, должно быть комфортным для проживания и иметь долгий срок службы, при этом хорошо обогреваться.

1 6

Рис. 3. Аэрокаркасная палатка со сферическими торцами [6]:

1 - трубчатая секция; 2 - вход; 3 - оттяжка; 4 - анкер; 5 - веревочная петля; 6 - окно;

7 - вентиляция

Здания, предназначенные для склада продовольственных товаров, а также ремонтные мастерские и материальнотехнические склады с отделением для пожарной мотопомпы (см. рис. 1 и 2), рационально будет заменить на однослойные пневматические строительные конструкции. К таким зданиям предъявляются меньшие требования по теплоустойчивости, но они по необходимости обогреваются. Однослойные пневматические строительные конструкции простые в установке и эксплуатации.

На схемах планировки вахтовых поселков лесозаготовителей на базе вагонов-домов (рис. 1) и домов контейнерного типа (рис. 2) отсутствуют гаражи для хранения служебных автомобилей. В практических условиях установка гаражей в рассматриваемых схемах невозможна и в результате этого предусмотрены только стоянки. Нами предлагается установить в вахтовых поселках гаражи на базе большепролетных пневматических строительных конструкций, совмещенные с мастерской для ремонта автомобилей и имеющие возможность обогреваться в зимний период. Большепролетные пневматические конструкции для гаражей могут использоваться в виде однослойной или многослойной оболочки. Такие гаражи имеют большое значение на лесозаготовках в зимний период года.

Столовая и баня на рассматриваемых схемах (рис. 1 и 2), аналогичным способом заменяются на однослойные и многослойные теплоустойчивые пневматические строительные конструкции. Причем баня может быть выполнена в виде душевых

кабинок с общим нагревателем для воды. Все столовые и бани, находящиеся на вахтовых поселках лесозаготовителей, подлежат обязательному обогреву. Следует также отметить, что все пневматические строительные конструкции легко поддаются ремонту в случае повреждения мягких оболочек, которые возможно отремонтировать ультразвуковой сваркой и сваркой в электрическом поле высокой частоты [7]. Таким образом, с учетом все сказанного, вахтовый поселок лесозаготовителей можно полностью укомплектовать пневматическим строительными конструкциями разного вида и назначения.

Необходимо отметить, что проблеме замены базовых зданий и сооружений, расположенных в вахтовых поселках лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции авторами неоднократно уделялось внимание, чему свидетельствуют работы [5, 7-10]. В работах [7, 8] были представлены основные положения проектирования и изготовления пневматических строительных конструкций лесной отрасли, в работах [5, 9, 10] рассмотрены определенные виды пневматических строительных конструкций с рекомендациями по их точечному внедрению в вахтовых поселках лесозаготовителей.

Замена отдельных зданий, расположенных в вахтовых поселках лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции в первую очередь обосновывается экономическими расчетами и природно-производственными условиями, в которых будут эксплуатироваться указанные поселки. Как нам представляется, будущее за комбинированным набором зда-

ний и сооружений, при мобильном строительстве вахтовых поселков лесозаготовителей.

Выводы

1. Рассмотрены основные схемы планировки вахтовых поселков лесозаготовителей на базе вагонов-домов и домов контейнерного типа, установлено, что вахтовые поселки лесозаготовителей на базе вагонов-домов более мобильны, а на базе домов контейнерного типа более теплоустойчивы, но в местах с плохой развитой дорожной сетью их передислокация трудоемка и требует больших денежных средств.

2. Предложено заменить базовые здания и сооружения, имеющиеся в комплекте вахтовых поселков лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции, что послужит уменьшению трудовых и денежных затрат при развертывании и свертывании вахтовых поселков, а также на их перемещение к новому месту дислокации.

3. Замена отдельных зданий, расположенных в вахтовых поселках лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции должна быть обоснованна экономическими расчетами с учетом природно-производственных условий района производства лесозаготовок.

Библиографический список

1. Афоничев Д.Н., Папонов Н.Н., Васильев В.В. Выбор гибкого водонепроницаемого материала для стабилизации плавучести сплоточных единиц // Лесотехни-

ческий журнал. Научный журнал / ВГЛТА. 2011. № 1. С. 95-99.

2. Гарузов В.И. Организация комплексных лесозаготовительных предприятий. - М.: Гослесбумиздат, 1962. 325 с.

3. Горбачев Н.Н. Обустройство мастерских участков. - М.: Лесн. пром-сть, 1983. 104 с.

4. Вороницын К.И. Комплексные лесопромышленные предприятия. - М.:

Лесн. пром-сть, 1977. 288 с.

5. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Обустройство вахтовых поселков лесозаготовителей с внедрением пневматических строительных конструкций // Ресурсосберегающие и экологические перспективные технологии и машины лесного комплекса будущего: матер. междунар. научн. конф. / ВГЛТА. Воронеж, 2009. С. 81-86.

6. Пневматические строительные конструкции / Под ред. А. Б. Губенко. - М.: Стройиздат, 1963. 128 с.

7. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Сварные соединения синтетических тканей мягких оболочек лесной отрасли. Воронеж: ВГЛТА, 2008. 32 с. Деп. в ВИНИТИ 04.05.08, № 384-В2008.

8. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Основы проектирования и эксплуатации пневматический сооружений лесной отрасли. Воронеж: ВГЛТА, 2008. 15 с. Деп. в ВИНИТИ 31.01.08, № 71-В2008.

9. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Совершенствование мастерских участков лесозаготовителей путем точечного внедрения пневматических строительных конструкций. Воронеж: ВГЛТА, 2009. 29 с. Деп. в ВИНИТИ 16.03.09, № 134-В2009.

10. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Совершенствование структуры мастерского участка лесозаготовителей за счет точечного внедрения пневматических строи-

тельных конструкций // Лес. Наука. Молодежь - 2009: матер. по итогам НИР молодых ученых в 2-х т. Т. 2 / ВГЛТА. - Воронеж, 2009. С. 4-8.

УДК 630*378.33

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСАДКИ ПЛОТА, СОДЕРЖАЩЕГО СПЛОТОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ

СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛАВУЧЕСТИ

В. В. Васильев

ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

vasiliev.vova2012@yandex.ru

Буксировка плотов по рекам с малыми глубинами и в меженный период года, когда наблюдается низкое стояние горизонта воды, представляет собой сложный процесс, требующий от конструкции плота малую осадку, хорошую гибкость и управляемость. Для создания плотов с наименьшей осадкой рекомендуется [1-7] их формировать из плоских сплоточных единиц, которые при малой осадке имеют большой объем. Но такие конструкции плотов, как правило, потенциально не используют полную пропускную способность рек, а на реках, где проводился молевой сплав, буксировка таких плотов практически невозможна.

В Воронежской государственной лесотехнической академии была разработана новая конструкция плота, основной особенностью которой является наличие в составе плоских сплоточных единиц стабилизированной плавучести, обеспечивающих минимальное значение осадки поперечных рядов и плота в целом [8]. Данный

плот содержит (рис. 1 и 2) расположенные поперечными рядами сплоточные единицы 1 и сплоточные единицы стабилизированной плавучести 2, выполненные по патенту РФ № 2381949 [9] и установленные в середине каждого ряда. Сплоточные единицы 1 и сплоточные единицы стабилизированной плавучести 2 в ряду соединены между собой брустверами 3, закрепленными за гибкие обвязки 4 сплоточных единиц 1 и сплоточных единиц стабилизированной плавучести 2 такелажем 5. Сплоточные единицы 1 и сплоточные единицы стабилизированной плавучести 2 в головном и хвостовом рядах соединены между собой поперечными счалами 6 (на рис. 2 не показаны). Вдоль плота по крайним бортам сплоточных единиц 1 проложены бортовые лежни 7, которые прикреплены к брустверам 3 сжимами 8. Следует отметить, что подробное описание сплоточных единиц стабилизированной плавучести представлено в работах [9-12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.