Научная статья на тему 'Модернизация управления маркетинго-логистическими системами в международных перевозках Узбекистана'

Модернизация управления маркетинго-логистическими системами в международных перевозках Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / МАРКЕТИНГОВАЯ ЛОГИСТИКА / MARKETING AND LOGISTICS SYSTEM / INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT / MARKETING LOGISTICS / MARKETING LOGISTIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Камил Шамсиевич

Анализируется состояние международных автомобильных перевозок и предлагается модернизация маркетинго-логистической системы. Сформирована система методов и моделей для принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Представлена общая структурно-информационная схема логистики международного грузового автомобильного транспорта. Обосновывается роль международных центров в Ташкенте и Ангрене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of marketing management and logistics systems in the international carriage of Uzbekistan

Examines the state of international road transport and proposed modernization of marketing and logistics system. For managerial decision making under uncertainty and risk formed a system of methods and models. A general structural-information circuit logistics international freight transport by road. Substantiates the role of international centers in Tashkent and Angren.

Текст научной работы на тему «Модернизация управления маркетинго-логистическими системами в международных перевозках Узбекистана»

К.Ш. Зиядуллаев1

МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ УЗБЕКИСТАНА

Отличительной чертой развития мировой экономики во второй половине ХХ в. является ускорение процесса ее интернационализации, который наиболее заметно проявляется через опережающее развитие международной торговли [1, с. 41].

Стремительный рост мировой торговли предопределил усиление роли логистики, привел к выделению глобальной логистики (Global Logistic), ориентированной на реализацию идеи интегрированности операций, выполняемых в международном масштабе [2, с. 23]. В Узбекистане высокими темпами развиваются внешнеэкономические и другие международные связи, в том числе международные перевозки грузов (пассажиров). Модернизация управления маркетинго-логистической системой в глобальной логистике является одним из важнейших направлений интернационализации национальной экономики. Развитие международных автомобильных перевозок в Узбекистане сдерживают низкое качество автомобильных магистралей и дорожной инфраструктуры, несогласованность правовых норм в сфере транспортных и таможенных процедур между странами -участницами международных перевозок, недостаточная скоординированность действий по ликвидации барьеров для развития международных автомобильных дорог [6, с. 5].

В своем выступлении на заседании Кабинета министров Республики Узбекистан Президент страны подчеркнул: «... в 2011 году мы должны продолжить последовательную работу по совершенствованию систем транспорта и логистики, которая обеспечит надежный внутренний и международный транзит грузов по территории Узбекистана. Необходимо предусмотреть дальнейшее развитие созданного в 2010 году центра логистики «Ангрен»,

обеспечить в текущим году перевозку через высокогорный перевал Камчик не менее 5

2

миллионов тонн грузов»

Для этого транспортные компании, отправители и потребители груза должны уделять особое внимание повышению качества транспортных услуг (соблюдение графика доставки груза, оказание дополнительных услуг, доставка груза в любую точку земного шара); совершенствованию уровня маркетинго-логистического механизма управления функционированием грузового автотранспорта в международных перевозках грузов (МНПГ); научно-техническим и социальным факторам, влияющим на повышение эффективности использования автотранспорта.

Логистические и маркетинговые проблемы управления функционированием автомобильного транспорта при международных перевозках грузов исследовались многими специалистами, особенно в странах с развитыми рыночными отношениями. Однако некоторые вопросы в этой сфере остаются дискуссионными и требуют своего решения.

В первую очередь это касается научно-методической оценки расширения сферы маркетинго-логистического механизма управления перевозками грузов в международном сообщении; разработки механизмов мотивации снижения затрат и оптимизации использования финансовых ресурсов путем применения стратегического управления; определения экономической эффективности транспортной логистики в системе международных перевозок грузов.

Одной из ключевых категорий логистики является понятие сквозного материального потока. На микроуровне этот поток движется через различные подразделения предприятия или организации; на макроуровне - через различные компании [1, 2, 3, 8].

1 Камил Шамсиевич Зиядуллаев, доцент кафедры «Менеджмент» Ташкентского автомобильно-дорожного института, канд.экон. наук., e-mail: kamil_ziyadullaev@mail. ru

2 Каримов, И. А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития родины и повышения благосостояния народа/ И. А. Каримов //Народное слово. - 2011. - 22 янв. - № 26.

Специфика логистического подхода к управлению производством заключается в том, что объектом управления на микро- и на макроуровнях в этом случае является сквозной материальный поток и сопутствующие ему информационные и финансовые потоки, а предметом управления - перечисленные выше характеристики потока [4, с. 67].

Маркетинговая логистика - это планирование оперативного управления и контроля физических потоков материалов и готовых продуктов (начиная с мест возникновения потоков исходного сырья, комплектующих деталей и т. п. и заканчивая доведением конечных продуктов до потребителей) в целях наиболее эффективного удовлетворения их запросов. Маркетинговая логистика основана на объединении идей маркетинга и логистики (см. рисунок).

Необходимость логистического подхода в практике хозяйственной деятельности обусловлена прежде всего переходом от рынка продавца к рынку покупателя, требующего гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся запросы потребителей.

Зарубежный опыт показывает, что транспортный комплекс перестал рассматриваться как самостоятельная отрасль экономики, развивающаяся по своим внутренним законам, и начал восприниматься как механизм обеспечения движения товаров в рамках глобального торгового процесса3. Основой конкурентоспособности в данном контексте является способность спрогнозировать и «подстроиться» под изменение требований к транспортным системам исходя из изменений в торговом процессе (перестройки систем снабжения производств, внутрипроизводственной кооперации и дистрибуции произведенных товаров) [7, с. 81].

Логистические процессы имеют важное значение на макроэкономическом уровне, поскольку во многом предопределяют эффективность и, следовательно, конкурентоспособность всей национальной экономики [2, с. 27]. Автомобильный транспорт и транспортные компании выступают на микроуровне в качестве элементов глобальной логистики, обеспечивающих работу ее систем, являются источниками материальных (транспортных) услуг. На микроуровне автотранспортные предприятия как внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд взаимосвязанных подсистем, образующих определенную целостность и единство. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы в виде транспортных услуг. Построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, перевозочных, производственных и сбытовых звеньев внутри автотранспортного предприятия.

В условиях неопределенности и риска для принятия управленческих решений используются методы исследования операций и теории прогнозирования. На конкретном маршруте движения автотранспортных международных перевозок грузов структура и состав методов и моделей меняются в зависимости от наличия исходной информации. Более того, система методов и моделей, используемая для принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, может меняться для конкретного маршрута в зависимости от внешних и внутренних факторов, а также по мере накопления банка исходной информации. Следовательно, данная система методов и моделей должна иметь возможность адаптироваться к условиям функционирования и расширению соответствующего маршрута. Существование любого процесса управленческого решения обеспечивается потоками информации, поэтому исходным пунктом в создании адаптивных систем методов и моделей принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска должен стать синтез управляющей информационной системы и разработка плана перевозок по маршруту.

3 1 Каримов, И. А. Цит. соч.

- II Маркетинговая логистика товаров и услуг

- III Маркетинговая логистика духовного

продукта и культурных ценностей

- IV Маркетинговая логистика новых идей, нового качества жизни

макросистема КУЛЬТУРЫ

II - III Маркетинговая логистика экономическ културы (социально - этический маркетинг) II- IV Маркетинговая логистика технологий и

инноваций

III - IV Маркетинговая логистика знаний и информационных технологий

здания, кадры,научно -техническая информация

потребность в научных кадрах, информации

духовные

потребности общества

духовный продукт, культура потребления

макросистема ПОТРЕБЛЕНИЯ

потребность в знаниях и кадрах

экономическая

культура, кадры

закон возвышения потребностей

I

спрос на товары и услуги

макросистема

НАУКИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

IV

научно-техническая пропаганда

предложение товаров и услуг

макросистема

ПРОИЗВОДСТВА И

ЭКОНОМИКИ

потребность в НТП

новые технологии, инновации

Рис. 1. Действие маркетинга - логистических процессов

В разработанную нами общую структурно-информационную схему (СИС) логистики международного грузового автомобильного транспорта (ЛМГАТ) входят: маркетинг транспортных услуг; моделирование надежности грузового автомобильного транспорта (ГАТ); моделирование потребляемых материальных потоков; прогнозирование и оценка системы МНПГАТ; технико-экономические показатели использования ГАТ в международном сообщении и др. Последовательность разработки СИС в значительной мере определяется информацией о следующих технологиче

ских операциях у грузоотправителей, АТП МНПГ и грузополучателей: погрузке груза на подвижной состав в пунктах отправителя; таможенном оформлении и досмотре при выезде и въезде; перемещении груза подвижным составом от пунктов отправления до пунктов назначения; выгрузке груза с подвижного состава в пунктах назначения.

Таким образом, рисковые ситуации, связанные с соотношением системы МНПГАТ и спроса логистической системы на доставку грузов данным маршрутом, можно рассчитать в следующих случаях: спрос на транспортные услуги больше прогнозного значения системы МНПГАТ; все пути расширения системы МНПГАТ за счет собственных и заемных средств рассмотрены; принятие решения о размере материального потока и расширении системы МНПГАТ в условиях неопределенности.

На 2011 г. намечено совершенствование системы транспорта и логистики, которая обеспечит надежный внутренний и международный транзит грузов по территории Узбекистана. Необходимо развитие центра логистики «Ангрен», а это предполагает расширение его мощностей по обработке контейнерных грузов и дальнейшее оснащение седельными автотягачами «МАН», производимыми Самаркандским автозаводом. Намечается развитие Международного центра логистики на базе аэропорта «Навои», который вписался в глобальную сеть международной транспортной логистики. Создаются условия и механизмы для содействия предприятиям малого бизнеса в реализации продукции на внешних рынках, проведении маркетинга, получении сертификатов и разрешений.

Международные центры логистики существуют в Европе более 20 лет и доказали свои экономические преимущества. Центры логистики состоят из системы современных

складских, холодильных, перевалочных и других сооружений и предлагают полный спектр услуг по транспортным операциям, оформлению грузов, техническому обслуживанию транспортных средств. Кроме того, они могут включать комплекс удобств для водителей грузовиков (гостиницы, магазины, санитарные сооружения). Центры логистики, имея доступ к автомагистралям и железной дороге, являются узловыми пунктами для объединения различных транспортных систем - автомобильной, железнодорожной и, если необходимо, -авиационной. Одновременно они являются связующим звеном между поставщиками, производителями и потребителями, поскольку на них возложены многие функции по распределению, расфасовке и упаковке товаров. Они оптимизируют перевозку грузов по автомобильным или железнодорожным магистралям, связывают их с грузовым авиатранспортом. Грузопоток может быть снижен за счет оптимального планирования маршрутов, улучшения загруженности и использования наиболее подходящих для данного вида товаров транспортных средств.

Международные центры логистики в Ташкенте и Ангрене могут стать важными терминалами транспортных сетей в Узбекистане и звеном в цепочке имеющихся и создаваемых терминалов. Центры логистики и таможенные посты позволяют создать важное звено транспортной инфраструктуры, к которой смогут обратиться как местные, так и международные компании. ЗАО «Центр Логистики Ангрен» в апреле 2010 г. оказал услуги по перевозке 19,43 тыс. т груза, в ноябре того же года - 81,47 тыс. т, а всего за этот период года было перевезено 530,45 тыс. т груза и выполнено 147430,17 тыс. ткм транспортной работы. В денежном выражении оказанные услуги достигли более 24,2 млрд сум.

Из изложенного следует, что перед работниками органов транспорта, внешней торговли, предпринимателями Республики Узбекистан стоят задачи совершенствования маркетинго-логистических процессов обработки информационного потока и организационных структур по реализации, доставке, снабжению экспортных и импортных товаров.

Список литературы

1. Долгов, А. П. Макрологистические аспекты современного этапа глобализации экономических процессов / А. П. Долгов // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10). - С. 36-45.

2. Долгов, А. П. Макрологистические аспекты современного этапа глобализации экономических процессов/ А. П. Долгов // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(11). - С. 23-32.

3. Жаворонков, Е. П. Ресурсный фактор и логистика в строительстве / Е. П. Жаворонков //Экономическое возрождение России. - 2006. - № 1(7). - С. 42-48.

4. Иванов, С. В. Применение логистического подхода в системах управления качеством продукции и услуг в условиях плановой и рыночной экономики России/ С. В. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 67-75.

5. Иванов, С. В. Многокомпонентная модель повышения качества транспортных услуг/ С. В. Иванов, С. И. Никитин // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 78-92.

6. Икрамов, М. А. Автомобильно- дорожный сектор государств Центральной Азии: проблемы и перспективы развития/ М. А. Икрамов, А. А. Зохидова, В. А. Топалиди. - Ташкент: Изд-во Нац. библиотеки Узбекистана им. Алишера Навои, 2011. - 200 с.

7. Наумова, Н. Е. Транспортно-транзитный комплекс Санкт-Петербурга/ Н. Е. Наумова // Экономическое возрождение России. - 2007. - №3(13). - С. 77-82.

8. Сидоров, И. И. Логистическая модель процессов производства материальных благ и их распределения - основа новой экономической теории и теории управления/ И. И. Сидоров //Экономическое возрождение России. - 2006. - № 1(7). -С. 35-41;

9. Сидоров, И. И. Логистическая модель процессов производства материальных благ и их распределения - основа новой экономической теории и теории управления/ И. И. Сидоров //Экономическое возрождение России. - 2006. - № 2(8). - С. 52-56.

10. Экономический вестник Узбекистана «Развитие транспортной системы и логистики в Узбекистане». - 2008-2009 гг. - Декабрь.

The list of the literature

1. Dolgov, A. P. Makrologisticheskie aspects of the current stage of globalization of economic processes / A. P. Dolgov // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 36-45.

2. Dolgov, A. P. Makrologisticheskie aspects of the current stage of globalization of economic processes / A. P. Dolgov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 23-32.

3. Javoronkov, E. P. Resource factors and logistics in the construction / E. P. Javoronkov // Economic revival of Russia. - 2006. - № 1 (7). - P. 42-48.

4. Ivanov, S. V. Using logistic approach to quality management systems of products and services in a planned and market economy in Russia/ S. V. Ivanov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). -P. 67-75.

5. Ivanov, S. V Multicomponent model to improve the quality of transport services/ S. V. Ivanov, S. I. Nikitin / / Russia's economic revival. - 2010. - № 3 (25). - P. 78-92.

6. Ikramov, M. A. Automobile and Road Sector in Central Asia: Problems and Prospects / M. A. Ikramov, A. A. Zohidova, V. A. Topalidi. - T.: Univ of Uzbekistan Alisher Navoi Nats.biblioteke, 2011. - 200 p.

7. Naumova, E. Transport and Transit Complex of St. Petersburg/ E. Naumova // Economic revival of Russia. - 2007. - № 3 (13). - P. 77-82.

8. Sidorov, I. Logistic model of the processes of production of material goods and their distribution -the basis of a new economic theory and management/ I. Sidorov // Economic revival of Russia. - 2006. - №

1 (7). - P. 35-41.

9. Sidorov, I. Logistic model of the processes of production of material goods and their distribution -the basis of a new economic theory and management/ I. Sidorov // Economic revival of Russia. - 2006. - №

2 (8). - P. 52-56.

10. Economic bulletin of Uzbekistan «Development of transport systems and logistics in Uzbekistan». - 2008-2009. - December.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.